ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

К-19: оставляющая вдов 
K-19: The Widowmaker

Режиссер Kathryn Bigelow (Кэтрин Бигелоу)
Сценарий Chris Kyle (Крис Кайл)
В ролях:
Harrison Ford (Харрисон Форд),
Liam Neeson (Лайам Ниссон),
Peter Sarsgaard (Питер Сарсгаад),
Shaun Benson (Шаун Бенсон),
Joss Ackland (Джосс Экленд),
George Anton (Джордж Энтон)
Официальный сайт: www.k19movie.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

История лодки K-19 по-своему типична. И среди других трагедий на российских подводных лодках (было бы кощунственным упоминать "Комсомолец" или "Курск"), лодку K-19 отличает особенно мрачная судьба. Лодку от начала и до конца ее дней преследовал злой рок - начиная с того, что "счастливая" бутылка шампанского не разбилась. "Не к добру...", - кратко резюмировал один из матросов.

Собственно, в основе фильма лежит только первый трагический эпизод летних учений 1961 года, произошедший с лодкой. Остальные представляются менее героическими, но не менее чудовищными. Впоследствии у K-19 закрепилась кличка "Хиросима". Вооруженные силы хорошо умеют хранить секреты, так что общественность узнала о произошедшем лишь спустя тридцать лет. Герои были обязаны хранить молчание, и они его тщательно сохраняли все это время.

Нельзя сказать, что "K-19: The Widowmaker" - документальное кино, строго следующее реальным событиям. И по сей день слишком многое недосказано, так что лишь Бог судия создателям картины. Так или иначе, то, что вы увидите в фильме, во многом соответствует действительности: контур охлаждения одного из двух ядерных реакторов лодки был поврежден, лопнула одна из труб... Когда реактор нагреется, а нагревается он быстро, беде не миновать. И на общем совещании экипаж решает чинить поврежденную систему охлаждения. И каждый знает, что если он проведет в реакторном отсеке хотя бы десять минут, то уже будет достаточно облучен, чтобы не вернуться домой. Описывать сюжет фильма не стану, всем рекомендую найти и ознакомиться с истинной историей лодки. Написанная сухим языком, она производит сильное драматическое впечатление. Немудрено, что Форд сам решил продюсировать картину.

История создания фильма также окутана завесой потустороннего. После трагедии на лодке "Курск", Россия надолго оказалась в центре внимания, и общественность ждала чего-то кинематографического на этот счет. Чувство сродни тому, которое возникает у не слишком суеверных водителей, проезжающих по шоссе мимо места крупной аварии. Сразу две студии решили снимать фильм "про русских". В России всегда есть место подвигу, и продюсерская студия Никиты Михалкова, стала готовить почву для съемок. Каждая из студий по-своему прикармливала ветеранов, тех самых матросов, которые уцелели после первой катастрофы (а всего их погибло от облучения больше тридцати человек), играя на бедности последних. Что само по себе уже сомнительно в сложившейся ситуации. Оркестр мариинского театра, приезжавший в этом году в США для записи музыки к фильму, оказался в центре скандала с рабочими визами. И, само собой, определенная, весьма передовая, часть кинообщественности немедленно от фильма открестилась, заявив что, это спекуляция на трагедии. Некоторые уже сомневаются в правдивости изображенных в фильме событий.

"K-19: The Widowmaker", несмотря на свое совершенно английское название, получился необыкновенно русским по духу. О воинской чести и о любви к родине, о предательстве и братстве, о цене человеческой жизни, о целях и о средствах...

Создатели картины, во главе с Кэтрин Бигелоу, вовсю эксплуатируют низкие частоты, приводящие зрителей в ужас. Актерская игра, как Форда, Нисона, так и всех прочих - выше всех похвал. Напряженное действие заставляет, не мигая, ждать развязки. Зажигается свет, по экрану ползут бледные титры. В проходах задерживаются неожиданно помрачневшие зрители. Мне почему-то кажется, что они говорят по-русски...


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Этот фильм не мог не вызывать ассоциаций с другими крупными постановками на подводную тему - их я насчитал три, и у каждой из них с "К-19" были свои особые точки соприкосновения. С "У-571", чистым военным боевиком, они наименее значительны: близость по времени съемок, технологический уровень и схожесть некоторых планов - вот, пожалуй, и все. В "Охоте за "Красным Октябрем" муссировалась тема холодной войны, на исходе которой этот фильм был снят, и вероятности перехода советской подлодки к американцам.

...Кроме того, главного героя "Охоты..." звали Джек Райан, которого впоследствии неоднократно сыграл Харрисон Форд (тогда вахту нес Алек Болдуин). Но ближе всего к "К-19" стоит работа немца Вольфганга Петерсена "Das boot" - человечный, без пропагандистской вуали, рассказ о солдатах.

Самыми заметными работами Кэтрин Бигелоу до "К-19" я бы назвал "Голубую сталь", выдержанную в духе жесткого, бескомпромиссного феминизма, и "На гребне волны" - фильм, снятый настолько технично, насколько холодно. И я, признаться, не ожидал, что фильм-катастрофа с политическим уклоном, фильм, в котором присутствуют всего две крохотные женские роли, окажется столь душевным. Может статься, в какой-то мере этой лентой режиссер противопоставляла себя экс-супругу, который в свое время писал сценарий ко второму "Рэмбо", а после того, как ушел от нее к Линде Хэмилтон, потопил в океане слез известный пароход.

Первое мое замечание по этому фильму будет обращено к российским прокатчикам - уж у нас-то можно было обойтись без режущего слух словосочетания "оставляющая вдов". Само слово "widowmaker" органично вписывается в орфографию и синтаксис английского языка, однако переводу на русский оно подлежит разве что в случае крупной нужды - помнится, в свое время проект Ди Снайдера называли даже "Вдоводел". Потребность в этом слове диктовалась американским прокатом, дабы тамошние зрители по простоте душевной не приняли фильм за сиквел приснопамятного "К-9", который у нас как раз снабдили довеском "Собачья работа". Еще одна, скажем так, культурная нестыковка возникла в эпизоде с голыми задницами советских моряков: у нас его восприняли не иначе как оскорбление, с позиций же западного менталитета он читался скорее как доказательство храбрости.

Далее - неточности в деталях, куда же без них. Натянутых до нижних челюстей пилоток не было, однако бросалось в глаза то, что некоторые сухопутные генералы носили форму нового, 90-х годов, образца, что Форд из второго ранга перескакивал в первый и обратно, что под водой моряки щеголяли в парадной форме, что кое-где прически не соответствовали уставу. Были неувязочки и чисто технические: так, при столкновении со льдом, когда люди летали по отсекам, газета "Правда" осталась аккуратно лежать на полочке.

Больше претензий к "К-19" не имею. Вышеописанное я воспринимаю, как мелкие течи, досада от которых исчезает по мере набора глубины. И Форд, и Нисон в полной мере использовали возможности, данные им сценарием, - характеры в нем прописаны под очень сильных актеров. Некоторые штампы современной голливудской драматургии, конечно, прощупываются (ясно, что молодому лейтенанту предстоит стать героем, что сплетни о родстве командира с членом Политбюро выльются в конкретные действия, что разногласия двух старших офицеров в нужный момент забудутся), но на то оно и американское кино. Есть и поход по ложному следу: требовательный персонаж Форда кому-то поначалу может показаться отрицательным - но в итоге обошлось вообще без использования схемы, в которой предусмотрены "злодеи".

Тем более непонятно, какой такой в "К-19" можно было усмотреть экшн. Не бывает ухи без рыбы, свадьбы - без баяна, и экшна - без превосходства, физического или технического. В "К-19" нет ни намека на суперменство.У героев вместо него есть честь, воля и мужество. В отношении командира можно добавить: и мудрость.

К сожалению, довольно много людей в нашей стране восприняло этот фильм так, будто холодная война не заканчивалась. Дошло до того, что эпитет подобрали - "скандальный". Помнится, примерно такое же говорили и о "Враге у ворот". Мне же кажется, что большинство западных кинематографистов, снимающих фильмы о нашей стране, не задается целью унизить ее граждан. Так им видится истинное положение вещей. По крайней мере, они пытаются объяснить, что главным неприятелем для западного мира был не советский народ, а коммунистическая верхушка. Советские подводники в "К-19" - не воинствующие коммунисты, но чтущие авторитет партии. Они показаны как верные своему долгу и своему призванию люди, и в этом проявляется уважительное отношение авторов фильма к участникам тех событий. В конце концов, лодка не ушла к американцам, как в "Охоте за "Красным Октябрем". Да, имел место художественный вымысел - так не документальный же фильм делался. И слава богу, что из наших соотечественников не сделали объект политкорректности.

А у нас фильмы такого уровня не снимали и не скоро снимут.


     
А знаете ли вы, что...

- Харрисон Форд за роль в этом фильме получил 25 млн. $ за 20 дней работы, т.е 1.25 млн. $ в день. Предыдущий рекорд принадлежал Марлону Брандо: за каждый из четырех дней съемок "Супермена" он получал 0.75 млн. $. Форд заявил, что согласился сниматься не из-за денег, а из-за столь классного сценария.
- Съемки фильма начались в феврале 2001 года.
- Российские подводники были разгневаны, узнав, что в сценарии присутствуют сцены, в которых члены команды пьют и играют в карты. Они даже по этому поводу подавали жалобу в Intermedia Films. Подробнее можно посмотреть здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: