ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Каникулы строгого режима 
Kanikuly strogogo rezhima

Режиссер Игорь Зайцев
Сценарий Андрей Кивинов,
Федор Крестовой
В ролях:
Сергей Безруков,
Дмитрий Дюжев,
Алена Бабенко,
Сабина Ахмедова,
Владимир Меньшов,
Алексей Кравченко,
Станислав Лесной
Официальный сайт: www.kanikuly-film.ru
Продолжительность: 110 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

На зоне – очередной привоз. Среди новобранцев – бывший мент Кольцов. Сел, как водится, за свои достоинства, которые у мента всегда гуляют рядом с недостатками. На зоне ему придется непросто, это ему сразу обещает авторитет Шаман. Впрочем, Кольцова голыми руками не возьмешь: парень проработал много лет в убойном отделе, и первый натиск он отбил, раскидав нескольких урок. Но Кольцов понимает, что это только отсрочка. Помимо Шамана, на зоне есть еще один влиятельный персонаж – Сумрак, хранитель общака и вершитель судеб. В принципе, он главнее Шамана, но, как говорится, есть нюансы. Во время одной большой бузы Сумрак и Кольцов попадают в лазарет. Охрану там несет бывший сослуживец Кольцова. Он понимает, что другу на зону возврата нет. Зарежут. И он проворачивает одно изящное дельце, в результате которого два его подопечных оказываются… вожатыми в пионерлагере.

Возникающее поначалу ощущение, что фильм будет расширенной версией «Вождя краснокожих» О.Генри, быстро разбивается в пух и прах. Неверно и восприятие происходящего как упрощенный вариант «Калины красной». Хотя есть немного и того, и другого, а также хорошая доза «Джентльменов удачи» и пара капель «Бригады» (эти капли даже имеют свои имена и фамилии). Взяв отовсюду понемного, Андрей Кивинов, автор «Ментов», создал промежуточный продукт, в своей вторичности странно претендующий на оригинальность. На самом деле, фильм - ни то и ни се. Он недостаточно детский, не совсем бандитский, не столь уж смешной. Так, видимо, и должно выглядеть чувство меры. Если бы мне надо было все-таки взять себя в руки и определить жанр, то самым подходящим вариантом оказалась бы «мелодрама», в силу наибольшей равноудаленности от всех острых углов.

Удивительно, что в фильме про пионерлагерь такое ничтожное внимание уделено детям. Наметившийся было конфликт Сумрака с одним из пацанов просто забывают, как надоевшую игрушку. Зато влечение рецидивиста к пионервожатой раздувают в пламя индийской любви с песнями и плясками. Глупостей нет, но особой мудрости тоже не наблюдается. Космос с Белым играют самих себя с упоением, но без сюрпризов. Хотелось бы назвать все это «золотой серединой», но что-то мешает. Наверное, отсутствие золота в этом сплаве.

Но какие-то благородные металлы время от времени поблескивают. Все-таки литературная первооснова в фильме добротная, и диалоги хороши. А Безруков почти не играет себя, что уже можно считать огромным достижением. Но финал… В финале Безрукову просто некуда было деваться. Его опять загнали на территорию, где ему ничего другого не оставалось, кроме как сыграть Безрукова.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Простая рассейская зона, руководит которой не в меру добрый и сентиментальный начальник с говорящей фамилией Вышкин (Владимир Меньшов). Паханствует на зоне некий Виктор Сумароков по прозвищу Сумрак (Сергей Безруков) - он отмотал три пятерика, поэтому, в натуре, в реальном авторитете, а также держит на зоне бандитский общак. Сумрака даже Вышкин боится, поэтому стоит только Виктору уставиться на Вышкина своим немигающим паханским взглядом, да и прицыкнуть своими знаменитыми фиксами, как Вышкин вытягивается по струнке и делает все, что Сумрак ни потребует.

Как-то раз на зону зачалился бывший мент по имени Евгений Кольцов (Дмитрий Дюжев). Казалось бы, ему прямая дорога, как полагается, на ментовскую зону, но начальник Кольцова уволил Евгения задним числом, так что Кольцов, который пострадал за правду, попал к обычным блатарям. А там, ясный пень, посодют мента на пику - просто мама не горюй.

Вышкин, который не хочет неприятностей по службе, просит Сумрака защитить мента. Но тому себя бы защитить - всякая новая поросль в лице другого авторитета по прозвищу Шаман пытается Сумрака подвинуть в его паханстве и лишить его самого дорогого - общака.

В результате Шаман на зоне заваривает поганку, возникает бунт, во время которого Кольцов получил всепроникающее ранение, а Сумрак получил по башке, но не насовсем, а только до лазарета.

Из лазарета сбежать значительно проще, чем с зоны, поэтому Кольцов и Сумрак с помощью старого боевого дружка Кольцова (Алексей Кравченко) делают ноги, но так как их обложили со всех сторон, дружок привозит их в летний детский лагерь, где как раз не хватает вожатых, и выдает зеков за милиционеров из Питера.

Сбежавшие заключенные вовсю начинают пионервожатить, но параллельно, разумеется, им нужно решать массу проблем: достать из зоны общак, сохранить общак, закадрить барышню (Алена Бабенко), не спалиться, защититься от вышедшего на волю Шамана, а главное - занять первое место на конкурсе среди всех отрядов, потому что главный приз - путевка в Питер.

***

Своеобразное кино. Очередной продукт "Первого канала", осененный незримой дланью Эрнста. Активно рекламировалось как "Новый фильм от создателей 'Адмирала'" - уж и не знаю, можно ли это считать рекламой или антирекламой.

По замазкам (это я, пардон, от лагерного стиля еще не отошел) фильм представлялся, скорее всего, барахлом: взяли Безрукова в его звездной роли Саши Белого, взяли Дюжева в его звездной роли Саймона из "Жмурок", смешали "Джентльменов удачи" с американским фильмом "Мы не ангелы", влепили штук пять бородатых клише из старых фильмов, добавили российского колорита, ну и запустили с мощнейшей поддержкой первоканальных возможностей.

Я, в общем, это дело даже и смотреть-то не особо собирался, но тут как-то совпало, в результате чего все-таки посмотрел.

Комедия, сразу скажу, не фонтан. Но мне понравилась. Вот бывает так: вроде и сценарий слабенький, и диалоги лажовые, и гэги не смешные, и актеры переигрывают, а поди ж ты - смотрится вполне неплохо. Вот здесь - тот самый случай.

Со сценарием - некоторая непонятка получается, гражданин начальник. Поставили это дело по книге Андрея Кивинова (он много лет проработал в органах) и Федора Крестового (а он девять лет парился на киче). Я книгу не читал, но пацаны звенят, что там содержатся кое-какие интересные аналогии, которые в фильм не вошли. Например, сравнение с зоной этого детского лагеря, да и всей страны.

Впрочем, оно понятно, что в "искрометной комедии" (цитата из рекламы) такие сравнения ни на фиг не нужны, поэтому нужно сосредоточиться на чем-нибудь попроще.

Сосредоточились. Сначала вроде как серьезная зона, где Саша Белый старательно пыжится паханом, а Шаман старательно мутит воду. Одновременно карикатурный Вышкин, совсем какой-то буффонадный пацанчик, играющий "черта", ну и карикатурное представление. Затем лазарет, где Саша Белый старательно пыжится суровым и задумчивым, после чего карикатурный побег и буффонадный переход в вожатые.

После этого - лагерь и все остальные приключения, которые то комедия, то приключения, то откровенная буффонада, а то вдруг неожиданно драма.

Казалось бы, с таким винегретом, заправленным одновременно маргарином, сметаной и машинным маслом, получится полный дурдом. Тем не менее, как ни странно, из этого получилась хоть и бестолковая, но более или менее забавная комедия.

Почему? Честно говоря, трудно объяснить. Но вот как-то получилось у них сохранить какую-то легкость, беззаботность и симпатичность. Возможно, во многом благодаря Дюжеву - он здесь выглядит просто отлично, потому что не берет себе в голову, в чем состоит актерская сверхзадача, а просто озорует со свойственным ему обаянием - и это фильм явно спасает.

С Безруковым, как ни странно, все намного хуже. Я, уж простите, этого бригадного Сашу Белого не видел, а "выдавание пахана" и этот взырк исподлобья здесь смотрятся смешно и наивно. Хотя, по идее, пахан должен быть типа как настоящий. А он тут как Сережа Есенин, который пришел в трактир к пьяным извозчикам и вздумал перед ними качать права.

Впрочем, когда персонаж Безрукова от этого паханства в процессе отошел и стал ломать комедию, та самая комедия заломилась как раз в правильном направлении, поэтому во второй половине Безруков вполне неплох.

Алена Бабенко здесь смотрелась до странности плохо и неестественно, чем даже удивила. Она вроде хорошая актриса, а здесь было такое ощущение, что просто не ее роль.

Начальница лагеря в исполнении Людмилы Поляковой - просто отличная. Попадание в образ - стопроцентное.

Короче говоря, ничего особенного, претензий, в общем-то, много, а иди ты - смотрится вполне неплохо. И даже можно посмотреть. Вот такой вот парадокс. Ученым еще только предстоит объяснить этот загадочный факт.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: