ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Король Артур 
King Arthur

Режиссер Antoine Fuqua (Антуан Фукуа)
Сценарий David Franzoni (Дэвид Францони),
John Lee Hancock (Джон Ли Хэнкок)
В ролях:
Clive Owen (Клайв Оуэн),
Stephen Dillane (Стивен Диллэйн),
Keira Knightley (Кайра Найли),
Hugh Dancy (Хью Дэнси),
Ioan Gruffudd (Иоан Граффадд),
Stellan Skarsgaard (Стеллан Скарсгаад),
Ray Winstone (Рэй Уинстоун),
Valeria Cavalli (Валериа Кавалли),
Joel Edgerton (Джоэл Эджертон),
Til Schweiger (Тиль Швайгер)
Официальный сайт: kingarthur.movies.go.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 130 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Как известно, в Голливуде сейчас идет мода на так называемые "исторические постановки". Началось это все с коммерческого успеха фильма "Гладиатор", после чего источники и составляющие части подобных произведений были тщательно проанализированы и просчитаны, ну а далее - можно было начать клепать всю эту современную киношную "историю" и срубать капусту. Затея, разумеется, вполне благородная, потому что тут тебе и овцы целы - то есть зрители, которые, хрустя попкорном, благожелательно взирают на все эти преданья старины глубокой в современном антураже, и волки сыты - то есть киностудии получают свои прибыли.

Старина Брукхеймер, который, как известно, является мастером-блокбастером - в том смысле, что создает весьма коммерчески успешные картины, - тоже решил урвать свой кусочек пирога. Правда, Александра Македонского и Париса он захапать не успел, но и без них на выбор была масса всевозможных исторических персонажей. Джерри долго не думал и в качестве главного героя своего нового произведения выбрал короля Артура - личность мифическую, загадочную, но главное - персонажа многих знаменитых преданий и легенд.

Однако просто так в лоб перекладывать на киношный язык какую-нибудь из наиболее известных легенд об Артуре и рыцарях Круглого стола Брукхеймеру было неинтересно. Вероятно, он боялся обвинений в бездуховности. Поэтому Джерри раскопал пару не пользующихся популярностью даже в пивных довольно сомнительных теорий о том, кто именно был Артур и чем он, вообще говоря, занимался, и написал сценарий именно на основе данных теорий.

Ведь что мы знали об Артуре до Брукхеймера?.. Времена рыцарства и крестовых походов. Артур является королем бриттов и защищает Британию от германцев-саксов. Попутно Артур со страшной силой куртуазит с мадам Гуиневерой, объявив ее своей дамой сердца, а затем и женится на ней, по пути отбивая притязания бравого рыцаря Ланцелота на руку и сердце той же самой мадам. По тем же достоверным историческим сведениям Ланцелот продолжал домогаться Гуиневеры и после ее выхода замуж за Артура, однако отрицательным персонажем Ланцелот так и не стал, потому что был храбр, отважен, да и прокисшего эля мог выпить целую бочку, что даже в те времена не всем удавалось. Поэтому в романах любовный треугольник Артур - Гуиневера - Ланцелот рассматривался как пикантный мизерабль, а вовсе не как пошлый адюльтер. (Какое внушительное предложение получилось! Еще бы знать, что именно означают все эти мудреные слова...)

Рядом с Артуром, как явствует из преданий, все время находился мудрый колдун и наставник Мерлин. Этот достопочтенный джентльмен просто чудеса творил при дворе, ну а кроме того, всегда держал свое слово. Скажет Мерлин Артуру: "Артур, Мерлин добудет тебе меч!" - и добудет, даже если ему для этого придется что-то такое кинуть в озеро, отчего там прямо в центре всплывет водолаз, держащий в руках Экскалибур...

Вот такие милые и пикантные предания. А что из этого сделал Брукхеймер? Свое видение, так сказать. Базирующееся на прочтении - в состоянии острой алкогольной интоксикации - трудов математика Фоменко! Причем все то, что излагается в фильме, Брукхеймер скромно назвал "волшебством реализма". Итак, в чем же заключаются суровые реалии творца исторических блокбастеров?..

Король Артур - римлянин. Точнее, его папаша - римлянин (вероятно, тот самый Херус Длиннус, упоминавшийся у "Монти Пайтонов", но Брукхеймер об этом скромно умолчал). Мамаша - британка. То есть бриттка. Чего именно он король - не сильно понятно, но зато известно, что Артур руководит отрядом воинов-сарматов, то есть русских или украинцев, причем выполняет личные задания Папы Римского (укатайка отдельная) и вообще - сражается во славу римлян со страшной силой. Откуда у него в отряде взялись славяне? А их римляне в свое время захватили и ввели на захваченной территории всеобщую воинскую повинность. Нечто вроде почетной обязанности. Причем длилась она пятнадцать лет, поэтому парни из армии возвращались настолько крутыми, что если бы у сарматов было принято отмечать День римско-католических войск, то не хватило бы никаких старцев, чтобы усмирить дерущихся буянов.

Ланцелот, кстати, тот же сармат. Его в 15 лет забрали в армию, и доблестный парень сражается под предводительством Артура, мечтая о том дне, когда он выйдет на дембель. Собственно, все сарматы ждут дембеля, потому что в армии хорошо, но дома, однозначно, лучше. Но хитрый Папа не дает увольнительной. Он требует, чтобы Артур со своими воинами отправился освобождать некоего римского паренька, который с папашей живет в глубине Британии в окружении злодейских пиктов (это нечто вроде чукчей). Артур знает, что задание крайне опасное и что они все погибнут, но в те времена запрещалось обсуждать приказы начальства.

Кроме того, Артура страшно беспокоит далекий Гондурас (исконная земля бронеброкругозондов) и близкое присутствие саксов. Да-да, саксов, к счастью, Брукхеймер сохранил, чтобы с их помощью полностью скопировать знаменитую битву на льду из "Александра Невского".

Где, спросите, Мерлин? К сожалению, в интерпретации Брукхеймера старикашка Мерлин совершенно опошлился и превратился в какого-то лесного бомжа - предводителя мятежной группировки лесных дикарей, которые для устрашения противника мажут себя соком растения Isatis Tinctoria. Гуиневера - ура, ура - обнаружилась в тех же племенах, и теперь у Артура будет с ней небольшой роман - если, конечно, ему удастся ее отмыть. У Ланцелота с Гуиневерой, к сожалению, романа не будет, потому что Брукхеймеру не хватило экранного времени.

Что, спросите, из всего этого получилось? Да, в общем, примерно то, что я и ожидал, - вполне грамотно и профессионально снятый полный отстой. Причем дело вовсе не в том, по чьим бредням или научным изысканиям съемочная группа делала этот фильм. Какая разница, соответствует он хоть каким-то историческим сведениям или нет? Здесь возникает только один вопрос: если вы, ребята, берете в фильм известных исторических (или хотя бы просто литературных) персонажей, то это должно быть хоть чем-то оправдано!

В данном же случае они слепили обычную клюкво-историческую поделку, в которой смешались не только кони, люди, звери и птицы, но и приметы, предметы и события совершенно разных исторических эпох, а главным героям почему-то дали узнаваемые имена из совсем другой оперы. Зачем? Чтобы привлечь именами? Да мне все равно, будут этого курчавого парня звать король Артур, принц Эдинбургский, Володя Ясный Пень или Петро Забияка. Какая разница-то, в самом деле? Но если вы его назвали королем Артуром да еще другие бедра любовного треугольника притащили - ну так сделайте так, чтобы все соответствовало если не исторической, то хотя бы литературной традиции. Тем более что мы все равно толком не узнаем, как там было на самом деле, даже если товарищ Фоменко как дважды пятнадцать докажет, что король Артур - это фараон Тутанхамон, он же Алеша Попович, он же Гоша, он же Гога, он же Батый Сергеевич Чингачгук.

Старина Брукхеймер пошел на серьезный риск: он отнял у нас красивую легенду о рыцарях Круглого стола, искавших священный Грааль и сражающихся в Крестовых походах. Но раз он отнял легенду, значит, должен предоставить что-то взамен. Так в этом-то все и дело, потому что рассказанная им история на достойную замену никак не катит! Это и не история вовсе, а так, набор всяких традиционных сценарных штампов. Ах, вольницу они получат только после того, как выполнят безумно опасное задание! (Как будто предыдущие 15 лет они только пили эль и играли в кости в караулке.) Ах, в конце концов Артур понял, что римляне - они вовсе не такие уж и хорошие! Ах, сарматы объединились с дикарями, чтобы пропесочить фрицев по самое не балуйся! Да ерунда это все полная - вот что мы вам скажем...

Артур нам с Бубликом резко не понравился. Мы назвали это модным словом "мискастинг" - то есть ошибка с подбором актера на роль. Клайв Оуэн - вполне неплохой актер. Но характерный. И не артуристый. Ну не идет ему изображать предводителя буйных славян, которые любого предводителя имели в виду далеко и надолго, а подчиняться могли только такому могутному мужику, который один круче всех их вместе взятых. В данном же случае Артур похож на какого-то небритого математика, непонятно с какой стати взгромоздившегося на коня. А уж все его "прочувствованные" монологи о том, какие истины ему вдруг открылись, причем безо всякого вина, - редкостная тупизна.

О Мерлине говорить вообще не будем - как я уже сказал, он похож на бомжа, случайно откопавшего в помойке бидон с остатками индиго. Гуиневера в исполнении Киры Найтли - ну, в общем, ничего плохого сказать нельзя, но там со сценарной точки зрения превращение типичной средневековой дамы в темно-синюю дикарку в BDSM'ном кожаном прикиде - это уже даже и не смешно.

Впрочем, как обычно бывает в подобных случаях, актеры вторых ролей выглядят значительно лучше главных персонажей. Бравые сарматы - в общем, вполне хороши и колоритны. Особенно английский актер Рэй Уинстон, играющий крепыша Борса. Правда, многих зрителей слегка коробил тот факт, что сарматы между собой перешучиваются примерно так же, как и негры в Гарлеме, - но лично меня это не волновало. Потому что когда общий изначальный посыл может закоробить до полного параллелепипеда, так к чему обращать внимание на подобные тонкости?

Но самые лучшие персонажи, из-за которых я даже простил Брукхеймеру всю эту клюкву, - это предводитель войска саксов Сердик в исполнении Стеллана Скарсгарда и его сын Сынрик, которого сыграл Тиль Швайгер. Вот это - персонажи на пять баллов, просто снимаю шляпу! Собственно, от этих замечательных актеров я ничего другого и не ожидал - они везде играют блестяще, - но тут были просто великолепны, особенно Скарлсгард. Его вождь саксов - суров, жесток, но обладает огромной, почти скрытой внутренней силой. И Скарлсгард это показал просто гениально! У Швайгера еще более сложная роль: сын почти полностью подчинен стальной воле отца. Но вместе с тем Сынрик - сам военачальник и отвечает за жизни своих воинов. Швайгер эту роль играет практически безо всякой мимики, одними глазами. Но этот парень глазами может выразить то, что многие другие актеры не изобразят даже с помощью криков и жестикуляции.

Скарлсгард, Швайгер и несколько актеров, играющих сарматов, - это практически единственное, ради чего фильм можно посмотреть. Ну и ради вполне внушительно поставленных - врать не буду - сцен сражений, включая клон битвы на Чудском озере. Однако вокруг сражений и нескольких вторых ролей - полная пустота! Ни мысли, ни идеи. Только набор штампов. И это Брукхеймер называет "волшебством реализма"? Да он с глузда съехал!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Интересная мысль - сделать крупнобюджетный фильм без единой по-настоящему полноценной звезды. Это смешно, но Кейра Найтли в "Короле Артура" является самой "звездистой". Через пару лет и Клайв Оуэн будет известен каждому начинающему киноману, и у Иоэна Граффада шансы образовались неплохие на голливудский взлет. Но это будет (или может быть) через пару лет. А так, "Король Артур" - проект без звезд. Наверное, этим в первую очередь объясняется скромная касса фильма. Кейра Найтли пока еще не обладает талантом делать деньги одним своим именем.

И, боюсь, даже при отчаянной помощи продюсеров, никогда не приобретет эту способность.

Были опасения, что американцы изуродуют историю про короля Артура до неузнаваемости. Но, поскольку легенда эта - дело крайне темное и запущенное, трудно сказать, насколько коллектив, возглавляемый Антуаном Фукуа, позволил себе пошалить с фактами. В их изложении, рыцари Круглого стола являются сарматами - то есть, будем говорить, украинцами (что мне, как обитателю соответствующего государства, было узнать непостижимо приятно). Как они оказались в бригаде Артура? Дело в том, что римляне в свое время покорили сарматов. И выставили условие: сарматские юноши должны направляться на римскую службу, а срок этой службы - 15 лет. Артур (точнее, Арториус) и был их куратором, их военноначальником. Круглый стол он придумал, потому как исповедовал идеи равенства и считал, что только за таким столом никто ни над кем не главенствует. Сарматы и Артур воевали против пиктов - коренного населения Британии. А затем - и против саксов, дикие орды которых пришли, чтобы овладеть островом и уничтожить на нем все, что им способно помешать.

Сценарий по всему этому делу написал Дэвид Францони, на счету которого есть и один знаменитый "исторический" фильм - "Гладиатор". Его писанина на сей раз попала в руки Антуана Фукуа - мастера зрелищных и напряженных постановок. Предыдущий опыт этого режиссера позволял убедиться, что он не умеет держать весь фильм в руках, что у него работа распадается на отдельные, чертовски впечатляющие куски, однако цельного впечатления (за исключением, пожалуй, "Тренировочного дня") все это не производит. "Король Артур" такую репутацию закрепляет. Тут есть просто умопомрачительные сцены (а битва на льду - это просто что-то сногсшибательное!), а между яркими кусками - не то, чтобы пустота, но какая-то вата. Психология как таковая вообще отсутствует, соответственно, и об актерской игре лучше не говорить. Правда, есть парочка великолепных саксов - харизматический вождь (Стеллан Скарсгард) и его выразительный сынок (Тиль Швайгер). Но при этом, лучшая роль фильма - это сокол, принадлежащий одному их сарматов. Вот кто сыграл на совесть!

При этом подбор актеров как раз - вполне удачный. Компания короля Артура - собрание интересных типажей. Беда в том, что они просто очерчены, а прописаны более или мене объемно только Ланцелот и здоровяк Борз. Тем не менее, эта компания вызывает живейшую симпатию. И по-настоящему жаль, когда кто-то из них умирает (а избежать этого Фукуа, как честный человек, не захотел). Такой вот парадокс.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 23-го июня 2003 года в Ирландии, а закончились в начале ноября того же года.
- Когда в 2001 году был анонсирован это проект, то режиссером значился Майкл Бэй. Позже он выбыл из-за занятости с "Плохими парнями II".
- Джерри Брукхаймер на вопрос, что он думает о полученном картиной рейтинге R, ответил: "Зрители хотят видеть реальность. А если бы мы показали войну без крови, то это была бы далеко не реальность, а детские игры".
- Рецензию на сценарий можно прочитать здесь.
- Некоторые сайты о Короле Артуре - www.arthuriana.org, www.britannia.com и In Search of Britain's Lost King.
- Одно из рабочих названий картины "Knights of the Round Table".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: