ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Король говорит! 
The King's Speech

Режиссер Tom Hooper (Том Хупер)
Сценарий David Seidler (Дэвид Сайдлер)
В ролях:
Colin Firth (Колин Фирт),
Helena Bonham Carter (Хелена Бонэм Картер),
Geoffrey Rush (Джеффри Раш),
Timothy Spall (Тимоти Сполл),
Guy Pearce (Гай Пирс)
Официальный сайт: www.kingsspeech.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 118 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

Есть старинная народная забава – смотреть фильмы через два дня после того, как их осыпали «Оскарами». Просветляет, знаете ли. Позволяет посмотреть на явление непредвзято. Ну так вот, этим самым непредвзятым взглядом совершенно видно: «Король говорит!» стал фаворитом «Оскара-2011» совсем не за кинематографические заслуги. Это крепко сбитое, очень профессиональное произведение с отличными актерскими работами, которое и в подметки не годится «Железной хватке».

Ну, король. Точнее, принц. Заика почти от рождения. Любое публичное выступление для него превращается в пытку. Когда он открывал какое-то конное шоу на «Уэмбли», даже лошади заснули, пока он произносил фразу: «Здравствуйте, дорогие товарищи!» Он пытался лечиться у всяких логопедов, но знаете, принцу нелегко отдаться в руки врачей, которые обращаются с пациентом как с малым дитем. Что неизбежно при такой проблеме: одно дело лечить больную печень, и совсем другое – хромую речь. Но вот жена принца, герцогиня Йоркская, находит очередного специалиста. О, это просто кудесник. Но с ним принцу еще тяжелее. Потому что первым делом врач начинает называть принца «Берти». А это позволено только членам семьи. А врачу плевать: такова его метода…

Из всех полученных четырех «Оскаров» единственным полновесно заслуженным является «Оскар» за главную мужскую роль. Мы не знаем, каким был принц Берти на самом деле. Нам это глубоко безразлично, если честно (по той простой причине, что правды об этом мы ни от кого узнать не можем и никогда бы не смогли). Но принц, которого нам предлагает Колин Ферт – именно то, что надо! Потрясающе психологически правдоподобная смесь аристократизма, закомплексованности и внутренней силы – Ферт дает одновременно Гамлета и Анатолия Ефремовича Новосельцева. И ни один, ни второй в этом гибриде не лишний. Как говорится, публика аплодирует стоя.

Однако на оскаровской церемонии аплодировали в первую очередь не этому. Гражданский пафос, столь близкий американскому – вот что подкупило академическую братию в первую очередь. Британцы к патриотизму и героизму относятся чуть иронично и отстраненно (как, впрочем, и ко всему). Режиссер Том Хупер – человек, родившийся в Лондоне. Откуда же этот голливудский стиль? Изучая историю болезни, быстро натыкаешься на фразу: «Предки сценариста Дэвида Сейдлера – жертвы Холокоста». Все становится понятнее. Люди, имеющие отношение к Холокосту, странным образом отчего-то все поражены избытком пафоса. К тому же, Сейдлер вырос, разрываясь между Лондоном и Нью-Йорком. Вот у него и получилось такое двойственное произведение, симбиз двух культур – и ирония сквозит (позволяющая смягчать мучительные сцены излечения принца), и пафос брызжет.

Ну, а Хупер что? Он послушно скользит по течению, лишь слегка корректируя движение. Его режиссерской техники вполне хватает на то, чтобы смотрящий не ощущал дискомфорта – наоборот, чтобы он ощущал удовольствие. Фильм оставляет приятное чувство. Но не оставляет глубокого следа. Так и задачи такой не стояло, скорее всего.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Цитата: — Думаю, мозг короля знает, что творит его язык!

 

Англичане очень любят свою страну. Все эти дубовые манеры, странный юмор, подлючий туман и Мэри-мать-ее-Поппинс. Короче, Темза, сэр — и разговор короткий. Но особенно трепетно они относятся к королевской семье. Этот напыщенный вензель собственной государственности затуманенные альбионцы облизывают, как священную корову. А та в ответ ласково мычит, улыбается и не дает ни капли молока. В общем, полное взаимопонимание. Именно поэтому любой фильм про английских богомазов получает беспрекословное содействие как со стороны короны и парламента, так и от распоследнего джанки из паба. И снимается с такой основательностью и прилежанием, что просто не может быть плохим. Что вышло и с последней лентой Тома Хупера. «Король говорит!» так бескомпромиссно обладает своим умом и сообразительностью, что соблазнил даже стойкого дядюшку Оскара. А тот на своем веку перепробовал многих. Видимо, птица королевского полета, выносящая языком мозг, — это действительно убойное зрелище.

И разве можно не сопереживать несчастному принцу Альберту, герцогу Йоркскому? Человек, произносящий слово «подданные» только с пятого захода и носящий милую кличку Бе-бе-берти, вряд ли может быть счастлив. Тем не менее, у него есть жена, две дочки и масса свободного времени. А свой дефект он пытается бороть с помощью маститых логопедов и прочего курения. Правда, пока заикание выигрывает с крупным счетом. Но это пока. Ибо отец Альберта Георг V как раз собирается на небеса, а братец Дэвид делам государственным предпочитает левостороннее хождение по сомнительным барышням. Так что быть Альберту королем. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Ситуацию усугубляет еще и то, что на дворе 1939 год. Впереди война, и где-то там за морем вовсю ораторствует и брызжет слюной психопат Гитлер. Чтобы противостоять ему, нужна не только огневая мощь, но и высокоразвитая ротовая полость. Ибо король не только с балкона ручкой машет, но и речи по радио произносит. А с этим у Альберта совсем беда.

Благо жена находит ему странного (и даже стремного) доктора. Лайонел Лог и не логопед вовсе, а просто австралийский актер-неудачник. Зато он действительно может вылечить, несмотря на всю странность своих методов. В общем, королю предстоит бегать, прыгать, кататься по полу, периодически нецензурно ругаться и взбрыкивать. А мы будем следить за этим, затаив дыхание. Потому что снято красиво, сыграно классно и Колин Ферт смешно говорит «Писька, черт, дерьмо и сиська».

***

Скажу честно, что шел на этот фильм с предубеждением. Ибо все эти дружные камлания критиков, киноакадемиков и просто увесистых зрителей на фильм «Король говорит!» не вызывали ничего, кроме отторжения. «Горбатая гора» вон тоже Оскара получила, но это не значит, что ее нужно засматривать до потери пульса. И вообще, разве можно снять фильм про то, как король-заика бьется в кровь о свою дикцию, и не усыпить вдрызг доверчивых зрителей? Оказывается, можно.

Каюсь и снимаю шляпу. Это действительно мощная, идеально скроенная и величаво пошитая картина. Королевский альбатрос, размаха крыльев которого достаточно, чтобы охватить весь зрительный зал. И еще останется на бар, кассы и курилку у входа. При этом в фильме вообще нет спецэффектов, Шварценеггер не выбивает зубы Сталлоне, а лесбиянки не устраивают массовых оргий в компании клипового монтажа. Напротив, все размеренно и нарочито просто. Как тот беззубый пес, который не кусает, но засасывает насмерть.

И фильм действительно засасывает. Прикармливает шикарными диалогами, полными мягкого юмора; подманивает откровенностью и стилем; прихватывает хорошо рассказанной историей и напрочь глушит классной актерской игрой. И когда к той самой кульминационной речи по радио вы вдруг начинаете помогать королю выговаривать непокорные звуки, вашей подписи на договоре о капитуляции уже не требуется. Битва проиграна. Крепость пала. Занавес. Аплодисменты.

И ведь правда. Так легко подать, в общем-то, скучный байопик может только настоящий мастер. Финчер сумел раскатать миллиардера, Хупер выпотрошил нам целого монарха. Со всеми смешными и слезными моментами. Спор на шиллинг, дурацкие упражнения, репетиция коронации, уморительная королевская ругань и, наконец, тот самый финальный спич — такие моменты в сценарии рассыпаны просто горстями. Сгребай и наслаждайся. А учитывая то, какие актеры все это рассыпают, стоит запастись лопатой помощнее.

Колин Ферт просто валит с ног. А потом, водрузившись сверху, добивает увесистым «станиславскими» хуками. Мощно, убедительно, бескомпромиссно. Одними глазами он выражает столько страдания, что хочется плакать навзрыд и биться лбом о спинку переднего сидения. Беспомощный перед лицом дурацкого дефекта и действительно великий внутри. Я не знаю, как такое можно сыграть. Не иначе, актера в детстве тоже дразнили Ко-ко-колином. Я бы дал ему Оскара только за одну стартовую сцену. За последующие стоило бы простить мужику парочку смертных грехов. Туда же, в корзину с розами, можно запаковать и Джеффри Раша. В его смешном и угловатом Логе чувствуется столько харизмы и правоты, что капитан Барбосса может сгрызть от злости свою деревянную ногу. И закусить кракеном.

В общем, такое кино нельзя пропускать ни в коем разе. Сходите в кинотеатр, прикупите себе DVD, скачайте с трекера или уволоките у друзей. Цель оправдывает средства, и катарсис будет вам наградой. Среди тысяч километров кинопленки эта миля по праву признана золотой. Так что прогулка по ней, безусловно, доставит вам удовольствие. Тем более что фильмы такого пошиба – редкие птички в наших широтах. А эта еще и говорит. Да так, что заслушаться можно.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Великобритания, преддверие Второй мировой войны. На троне еще правит король Георг V (Майкл Гэмбон), однако он стар и болен, так что в стране скоро появится новый монарх. Им должен стать принц Уэльский (Гай Пирс) - старший сын Георга V. Однако у членов Парламента есть серьезные сомнения в том, что принц станет хорошим королем. Нет, вроде бы все данные у него есть - он решителен, властен и отлично говорит. Но принц увлекся замужней американкой Уоллис Симпсон (Ив Бест) и определенно собирается на ней жениться, как только та получит развод. Между тем, даже если не касаться моральной стороны вопроса, британский король, как глава англиканской церкви, не может заключать брак с лицом, состоящим в разводе. Да и американка даже в случае выхода замуж за короля не сможет стать ни королевой Великобритании, ни морганатической супругой. Плюс - явные симпатии принца к Гитлеру, близость Уоллис Симпсон к нацистским бонзам - в общем, понятно, что такого короля с такой супругой Парламент не потерпит.

Принц Уэльский все-таки стал королем Эдуардом VIII после смерти отца, однако через непродолжительное время отрекся от престола в пользу своего брата герцога Йоркского Альберта (Колин Ферт), который, совершенно неожиданно для себя, стал королем Георгом VI. Для Альберта подобный поворот событий стал фактически трагедией. Он с детства страдал заиканием и от этой напасти так и не смог вылечиться, хотя обращался к лучшим специалистам королевства. Быть королем, который не может при случае зачитать обращение к нации или к Парламенту, - это было совершенно невозможно! И тогда Альберт в отчаянии обращается к некоему Лайонелу Логу (Джеффри Раш) - специалисту-логопеду, применяющему весьма нетрадиционные методы лечения, которые, однако, как говорили, приводят к хорошим результатам.

Лог при первой встрече сразу поставил жесткое условие: его дом - его правила. Или Альберт выполняет эти правила, или Лог отказывается его лечить. Ну и его высочеству ничего не остается, как подчиниться - в конце концов, других шансов у него не осталось.

Лог оказался не только способным логопедом, но и человеком крайне терпеливым и сочувствующим. Благодаря ему Альберт не только практически избавился от своего недуга, но и понял, что может и должен стать настоящим королем, который сплотит нацию перед угрозой со стороны Германии.

***

Отличная картина. Вроде снято как по нотам и во вполне традиционной и даже парадной манере, однако сделано это с массой вкуса, с хорошим истинно британским юмором и какой-то даже удивительной для подобной тематики искренностью.

Принцы и короли в этом фильме - абсолютно живые люди со своими страхами, сомнениями, проблемами и разочарованиями.

Режиссер Том Хупер не ставил перед собой задачу полностью охватить и отобразить всю сложнейшую политическую жизнь Великобритании в тот период. Он сосредоточился на принце Альберте и на том, как этот человек сумел с помощью Лога не только преодолеть свой недуг, который служил источником огромных комплексов, но и почувствовать себя настоящим королем.

Колин Ферт сыграл Альберта просто великолепно. С одной стороны, хорошо видно, насколько этот человек страдает от заикания, из-за чего он толком не может общаться с людьми и замыкается в себе, но с другой - Ферт отлично показал силу характера герцога (а впоследствии и короля), его ум, самоиронию и твердость. Я не знаю, был ли таким Альберт на самом деле, но у Ферта получился человек очень и очень симпатичный.

Особенно удались сцены, когда Альберт в гневе кричит (например, на Лога), при этом заикается, понимает, что становится смешон, отчего злится еще больше и кричит еще громче.

Джеффри Раш в роли Лога - просто изумителен. (Кстати, он австралиец, как и его персонаж.) Раш всегда играет замечательно, но тут - просто на высочайшем уровне. В Логе любопытнейшим образом сочетаются традиционное уважение к членам монаршей семьи, сочувствие и сопереживание проблемам Альберта, но одновременно - яркое чувство собственного достоинства, уверенность в своей методике и готовность ни на йоту не поступаться принципами своей методики - Лог не прогибается даже перед королем. И Раш также продемонстрировал блестящую иронию и самоиронию, благодаря чему в паре с Фертом они смотрелись невероятно гармонично.

И есть еще одна актерская работа, которая меня просто поразила. Я вообще к Хелене Бонем Картер раньше относился очень спокойно - ну, обезьянка в достаточно неудачной "Планете обезьян", ну, миссис Баскет в "Чарли и шоколадной фабрике". Правда, после "Алисы в стране чудес" я на нее посмотрел по-другому, потому что Красная Королева у нее получилась просто замечательная!

А тут - совсем интересно. Вот уж совершенно не ожидал увидеть Хелену Бонем Картер в роли британской герцогини, а потом и королевы. И тем не менее роль, на мой взгляд, получилась отличная. В паре сцен, когда Елизавета успокаивает Альберта в момент его полного отчаяния, актриса просто великолепна - эпизоды получились очень тонкие и очень трогательные.

Гай Пирс вполне неплохо сыграл принца Уэльского - своеобразного персонажа, который вроде как имел вполне сильный характер, но променял корону Великобритании на американскую шлюху, которая об него ноги вытирала.

Антураж в картине уж очень большой роли не играет, однако в виду важности темы съемочной группе разрешили снимать и в Букингемском дворце, и в Вестминстерском аббатстве - было интересно посмотреть на их интерьеры. Ну и кабинет доктора Лога воссоздали в точности - вот реальный кабинет.

Я специально дожидался выхода этого фильма на Blu-ray, чтобы посмотреть в оригинале, - интонации Ферта, Раша и Картер там крайне важны и фактически в них заключается вся прелесть картины.

Послушал дубляж на лицензионном диске - вроде сделано неплохо, но впечатление, конечно, совершенно не то.

Почитал отзывы на форуме. С некоторым удивлением увидел, что часть зрителей называют картину скучной и затянутой. Ну, если смотреть только те фильмы, в которых каждые пять минут что-то взрывается, а каждые две минуты кто-то пукает, - тогда, конечно, "Король говорит" лучше и не смотреть вовсе.

А вот критики и киноакадемики от фильма в восторге: четыре "Оскара" (лучший фильм года, лучшая режиссура, лучший актер в главной роли, лучший сценарий) и еще восемь (!) номинаций, семь британских BAFTA и еще девять номинаций, всего 46 наград и 90 номинаций.

Ну и на IMDB картину поставили на 104-е место в Top 250 фильмов всех времен и народов.

Но совершенно независимо от звездопада наград и очень высокого рейтинга картина действительно более чем достойная. Да, такое бывает. Посмотрел с большим удовольствием, был просто в восторге от актерских работ Ферта, Раша и Картер.

Так что посмотрите. Оно того стоит. Не знаю, насколько это лучший фильм 2010 года, но один из лучших - совершенно точно. Он меня не поразил, как, например, "Нефть", однако картина действительно замечательная.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 15 млн. $ проходили с 13 ноября 2009 года по январь 2010 года.
- Гай Пирс играет в фильме старшего брата Георга VI, хотя на самом деле он на 7 лет младше Фирта.
- Главная роль писалась под Пола Беттани, который отказался от нее, предпочтя провести больше времени с семьей. Позже он заявил, что сильно жалеет об этом.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: