РЕЦЕНЗИЯ №1
«Если бы в жюри Венецианского фестиваля сидела Джейн Фонда, я бы, наверное, никогда не выиграл главный приз. Но ее там не было!» - радостно иронизировал Самуэль Маоз, комментируя феноменальный успех «Ливана». Джейн Фонде, и правда, такое вряд ли понять. Это фильм для женской психики труднопереваримый.
Четыре парня в одном танке. Собаки нет, но время от времени кто-то приходит в гости: офицер, труп, враг. Они – совсем еще зеленые. Никто из них еще не видел войны. Сентябрь 1982 года. Израиль начинает вторжение в Ливан. Танк с позывными «Носорог» пересекает границу. Стрелок не может заставить себя нажать на спуск. Водитель хочет к маме. Заряжающий слишком много болтает. Командир экипажа не может никого «нагнуть». Это та еще война!
Когда-то и сам Маоз был таким лопухом в консервной банке – его призвали в армию накануне Ливана и бросили на передовую. Хотя… Это была та еще передовая! Города и села, которые прошерстила израильская авиация – а потом туда пустили танки с пехотой, для зачистки. Задача, кажущаяся ерундовой. Для опытного специалиста – и правда. Раз плюнуть. Но четыре пацана в танке – это как практиканты на заводе: устройство фрезерного станка знают, но слабо представляют себе, что произойдет после того, как он включится.
В военном фильме Маоза войны, странным образом, почти нет. Это психологический фильм от начала и до конца. Это рассказ о страхе, о силе характера, о сострадании – о чем угодно, только не о битве с врагом. Концовка оставляет зрителя в недоумении – чем же, в конце концов, закончилось боевое задание «Носорога»? Война застывает в зарослях подсолнуха. Есть ли здесь намек на Кустурицу с его бесконечным круговоротом бардака в природе? Жизнь – вот что важно для Маоза. Логика боевой операции для него глубоко второстепенна. «Я посвящаю фильм тем, кто, как и я, как и мои товарищи, прошел войну и вернулся домой живым. Мы стали хорошими людьми, женились, нашли дело по душе – но в сердце у нас война останется навсегда». Вот это Маозу удалось блестяще – показать, как люди навсегда заражаются войной, без всякой надежды на исцеление.
То есть, «Золотого льва» фильм получил по делу, хотя и была в решении жюри своя политика. Это очень честный фильм – недаром его осудила израильская общественность. Но это тяжелый фильм, и смотреть его рекомендуется далеко не всем. А женщинам – так и вовсе противопоказано!
А знаете ли вы, что...
- В 2009 году картина получила главный приз Венецианского кинофестиваля.
|