ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Гуд бай, Ленин! 
Good Bye Lenin!

Режиссер Вольфганг Беккер
Сценарий Вольфганг Беккер,
Берн Лихтенберг
В ролях:
Даниэль Брюль,
Катрин Саб,
Чулпан Хаматова,
Мария Саймон,
Флория Лукас,
Александр Бейер,
Бургхарт Клосснер,
Франциска Трогнер,
Майкл Гвиздек
Официальный сайт: www.79qmddr.de
Продолжительность: 118 мин.
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Что вы помните о Германской демократической республике? О ГДР? Наверное, сегодня, спустя десятилетие после падения коммунистического режима и объединения двух Германий, вы уже с трудом вспомните то, что когда-то считалось шаблоном, иконой многомиллионной социалистической страны: спортсменов-чемпионов в синих тренировочных костюмах с надписью DDR на спине, первого немецкого летчика-космонавта да и к тому же коммуниста Зигмунда Йена на борту космического корабля "Союз-31", фотоаппараты с оптикой Карла Цейса, Эрика Хоннекера, Катарину Витт, Берлинскую телебашню.

Для Кристин Кернер все эти образы не были абстракцией - она жила в ГДР и свято верила в победу коммунизма на немецкой земле. Ее жизнь была посвящена этой цели, жаль только, что родственники не хотели разделять этот оптимизм и эту веру. Первый удар по ее психике нанес "политически несознательный" муж, сбежавший на Запад. Затем уже в 1989 году она переживает второй сильный эмоциональный удар и впадает в кому, когда власти арестовывают ее сына Алекса за протесты против порядков в ГДР. Когда через несколько месяцев она приходит в себя, все кончено: Берлинская стена рухнула, ГДР больше нет и повсюду торжествует капитализм! Но она об этом не узнает: Сын Алекс, испытывающий угрызения совести и чувствующий свою вину за болезнь матери, решается сохранить психическое здоровье Кристин весьма необычным способом: он продолжает уверять подозревающую подвох мать в том, что в мире ничего не изменилось и по-прежнему "космические корабли бороздят просторы Большого театра". Чтобы обман выглядел правдоподобно, Алекс идет на всевозможные ухищрения: с помощью приятеля он устраивает показы по старенькому домашнему телевизору пропагандистких информационных выпусков "Актуальной камеры" бывшей ГДР и старается, чтобы в окне не была видна рекламная надпись "Coca-Cola", появившаяся на соседней стене. Псевдореальность постепенно увлекает Алекса, его приятеля Дениса, русскую медсестру Ларису и сестру Алекса Ариан, которая, когда-то активно голосовала за капитализм, а теперь работает в убогом ресторане быстрого обслуживания и с печалью вспоминает время, когда все было ясно и понятно.

Фильм был с восторгом принят в самой Германии, тут же открывшей дискуссию в прессе на тему "А есть ли герои, подобные Алексу и Кристин Кернер, на самом деле?" Выяснилось, что БУКВАЛЬНО - нет, а вот опосредованно... Да сколько угодно! Материалы о клубах фанатов символики бывшей социалистической страны, любителей микроавтомобилей "Трабант" и коллекционеров фотоальбомов с портретами членов Центрального комитета Социал-демократической Рабочей партии Германии СДРП постоянно публикуются в прессе, так что к ним успели прывыкнуть и даже воспринимают как часть неизбежной экзотики. Восточная Германия, расставшись с хонеккеровским прошлым, продолжает по нему вольно и ли невольно ностальгировать, как помнят о своей молодости давно поседевшие старики или о первой любви тучные дамы-домохозяйки: DDR Rulez?

История, положенная в основу фильма, выдуманная, но, уверен, для миллионов людей, шагнувших десять лет назад из одной политической системы в другую и до сих пор осмысливающих итоги этого шага, фильм "Good Bye Lenin" выглядит очень злободневно. Остается лишь удивляться, почему такую простую и необычайно эффектную ленту не сняли в Румынии, Польше, Чехии, Эстонии, России. Ведь это все о нас, о бывших и нынешних.

Статус общенационального бестселлера "Good Bye, Lenin" приобрел за месяц с небольшим, когда фильм в прокате ФРГ посмотрело более12 млн. человек - результат просто поразительный! Ну, а когда национальная Академия наградила ленту Вольфганга Бекера сразу ДЕВЯТЬЮ премиями "Лола" - немецкой версии американского "Oscar" - за "лучший игровой фильм", "лучшую режиссуру", "лучшую мужскую роль", "лучшую мужскую роль второго плана", стало окончательно ясно, что мы имеем дело с НАСТОЯЩИМ европейским кинособытием.

Уверен, что не покривлю против истины, если предположу, что увижу работу режиссера Вольфганга Бекера среди соискателей наград Американской Киноакадемии в номинации "Лучший иностранный фильм". А пока буду настоятельно рекомендовать посмотреть его всем своим знакомым.

Музыку к фильму написал Ян Тирсен, известный по фильму "Амели".


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Германская Демократическая Республика. Страна насильственно победившего социализма. О спорт, ты мир, Катарина Витт, товарищ Эрик Хоннекер, коммунистический космонавт Зигмунд Йен, передача "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас" и кусок настоящей демократической республики Германия на советской земле - магазин "Лейпциг", в котором можно было купить настоящие немецкие фотоаппараты, настоящие немецкие кофточки и поддельную польскую косметику.

На самом деле немцам было сложнее всего. Потому что Советский Союз был по-социалистически нищий весь целиком, так что дергаться жителям было, в общем-то, некуда. Польша и Болгария - тоже целиком. Венгрия стояла где-то в стороне и считалась самой прилично живущей из всех стран социалистического концлагеря. А у немцев под боком была ФРГ. Близко-близко. Фактически - за стенкой. Со всеми ее приметами загнивающего капитализма: шикарными магазинами, отличными машинами, невиданным для соцстраны уровнем быта и тому подобным...

Такое близкое соседство не могло не влиять на мозги. Потому что свобода - она здесь, она рядом. Достаточно просто перебраться за ту сторону стены. Глава семьи Кернер - Роберт Кернер - так и поступил: поехал в командировку в западную Германию и там изменил всем на свете - и отечеству, потому что остался на Западе, и семье - потому что нашел там себе западногерманскую подругу. Обо всем этом серьезные люди из "Штази" сообщили Кристин Кернер (Катрин Засс), и женщина поняла, что чувствуешь, когда вокруг тебя рушится весь мир. Однако надо было продолжать жить, потому что нужно растить детей: мальчика Алекса (Даниэль Брюль) и девочку Ариану (Мария Симон). Так что Кристин отдала всю себя воспитанию как собственных, так и чужих детей, причем воспитанию в духе строгой морали преимуществ социалистического образа жизни и мыслей.

Прошли годы. Социалистический лагерь, к счастью, стал разваливаться на капиталистические кондоминимумы и кондомаксимумы. Население социалистической Германии стало все настойчивее требовать объединения с капиталистической - ну, просто чтобы вкусить жизни сладковато-загнивающего капитализма. Алекс Кернер, как и многие его сверстники, активно участвовал в демонстрациях, которые поначалу еще подавлялись полицией, но с каждым разом все менее активно - все хорошо понимали, что объединение не за горами.

Но для Кристин Кернер все эти объединительные тенденции были как нож острый. Она настолько вжилась в эту социалистическую идеологию, что объединение с капитализмом для Кристин означало жуткое предательство дела Ленина-Маркса-Тельмана-Хоннекера, поэтому Кристин не могла ни понять умом, ни принять сердцем подобную идею объединения. А когда фроляйн Кернер увидела своего дорогого Алекса в рядах демонстрантов, идущих против милого ее сердцу социалистического режима, сознание покинуло ее, и Кристин на несколько лет впала в кому.

Когда Кристин очнулась - все было кончено. Германской демократической республики больше не было. Но Кристин об этом не узнала. Врач предупредил Алекса, что Кристин после длительной комы категорически противопоказаны любые потрясения, и Алекс, как любящий сын, сделал все, чтобы мать осталась в счастливом неведении. Алекс создал для нее ГДР старого разлива в пределах одной отдельно взятой квартиры. Сестра и соседи, жалея Кристин, стали разыгрывать бесконечный социалистический спектакль, а близкий друг Алекса, мечтающий о славе Стивена Спилберга или хотя бы Тома Тыквера, помог с созданием записей якобы прямых передач телевидения ГДР.

Ну и пошло-поехало - Кристин восстанавливается после комы, позабыв обо всех "ужасах" возможного объединения, а в этом время Алекс и его друзья-знакомые лезут из кожи вон, чтобы Кристин осталась в этом счастливом неведении. Тем не менее, как вы понимаете, полностью спрятать новую эпоху - невозможно. Кроме того, Роберт Кернер живет с ними в одном городе - в объединенном Берлине...

***

Симпатичный фильм. Спокойный, приятный, остроумный и без перехлестывания в ту или иную сторону. И даже ностальгические воспоминания, которые возникают во время его просмотра, вполне приятны, несмотря на то, что уж желание ностальгировать по этим скотским советским временам возникнет далеко не у каждого. Уж у меня оно точно не возникнет, а кот Бублик советские времена даже и не застал, хотя при помощи кастрации определенное представление о них он себе все же составил. Так вот, ностальгические воспоминания касались вовсе не социалистического прошлого как такового, а детства и юности при социализме. Ведь детство и юность - они были, и от этого никуда не деться.

Мне понравилось, как это все снято. Воссоздание социализма в одной отдельно взятой квартире - штука непростая. Можно было впасть в ёрничество или наоборот - в ненужный пафос, но у Беккера получилось выдержать четкую золотую середину, потому что главный герой, Алекс, делает это все только ради матери. Ему совершенно наплевать, что именно там воссоздавать: социализм, коммунизм, капитализм или рабовладельческий строй. Лишь бы матери было хорошо и комфортно.

Актеры для этого фильма и подобраны хорошо, и играют очень и очень неплохо. Даниэль Брюль исполняет роль Алекса именно так, как ее и нужно исполнять: просто, но очень естественно. Все очень точно, нет никакого переигрывания. Обычный паренек, заботящийся о матери - трогательный, но вовсе не слащавый. Его подругу - русскую практикантку Лару - играет Чулпан Хаматова. Играет хорошо, но роль у нее достаточно небольшая, так что "разгуляться" Чулпан не удалось. Но даже несколько небольших эпизодов с ее участием - весьма запоминаются.

Очень симпатичная роль у Флориана Лукаса, играющего друга Алекса - Дэниса. Дэнис не только монтирует старые кинохроники под "прямые" передачи, но и сам снимается в этих передачах, чтобы придать им большую достоверность. Персонаж у Лукаса получился очень колоритный и весьма забавный, а уж сцены, где он изображает диктора, просто отличные.

Единственное, где фильм здорово "просел", - это в сюжетной линии с потерянным и вновь обретенным папашей. Особенно в самом конце. Подробности раскрывать не буду, чтобы не портить впечатление тем, кто фильм только собирается посмотреть, но на мой взгляд, сделано это все на редкость натянуто. Но это пожалуй единственно, что мне не понравилось, потому что во всем остальном фильм очень и очень приятный.

Хорошее сочетание довольно близкой не одному поколению темы и вполне высокого уровня художественного воплощения привело к тому, что фильм "Гуд бай, Ленин" был весьма обласкан на кинофестивалях. Номинация на "Золотой глобус" и BAFTA (приз английских киноакадемиков), еще 11 номинаций и 27 наград - весьма солидный список, не так ли? При этом можно сказать, что данные награды и номинации съемочная группа вполне заслужила - фильм хорош далеко не только игрой на определенных ностальгических чувствах.

Нужно ли смотреть? Да, имеет смысл. Не скажу, что это уж такой шедевр из шедевров, но я его с чистой душой внес бы в список рекомендованных к просмотру фильмов 2003 года. Потому что он вполне стоит того.



 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: