РЕЦЕНЗИЯ №1
- Филе – это хорошее слово!
Не все то полезно, что в рот полезло. А вы как думали? Заглотнули таблеточку — и жизнь разом покроется кучеряшками? Нет уж, дудки! Кто сознанье расширяет, тот сужает кругозор. Мозги ведь не особенно любят, когда их на терку трут. А вот писатель Алан Глинн в обнимку с режиссером Нилом Бергером зачем-то практически уверены в обратном. Главное, говорят, ребята, рожей не наглеть, дозу соблюдать и продукт не бодяжить. В смысле, наркотики, конечно, убивают, но есть варианты. И в этом отношении «Области тьмы» — уникальный продукт. И стратосфера на блюдечке, и послевкусие ничего, и агитпромом особо не попахивает. Все решения — на откуп зрителю. Косточки достали, но наворачивать филе придется самостоятельно. Так что приятного аппетита.
Добро пожаловать в Лузервиль, штат Обломинг. Эдди Мора вот уже десять лет является его почетным гражданином и бессменным лидером. Славному городу Нью-Йорку Эдди принадлежит только формально. Его фактическое призвание — быть стопроцентным высококачественным неудачником. И в этом он, определенно, преуспевает. Девушка ушла, за квартиру платить нечем, а книга, контракт на которую подписан еще до нашей эры, так и не продвинулась дальше чистого листа. Но вот однажды на улице Эдди лицом к лицу сталкивается с братцем бывшей жены. И тот ему в это самое лицо предлагает принять странную прозрачную таблетку. На счастье. То, что дармовой табл наш герой приговорит, понятно и без слов. Как и то, что в Матрицу после этого он, конечно, не попадет. Зато телепортируется из родного Лузервиля в Офигенск. Оказывается, шуринова таблеточка — NZT — позволяет задействовать весь головной мозг с максимальной продуктивностью. То есть делает из маргинала супермена. Увидел, как дерется Брюс Ли — легко можешь повторить, прошел мимо библиотеки — готов защитить докторскую, поболтал минутку с красавицей — туши свет в спальне. А вокруг — спецэффекты и крутейший монтаж.
И тут шурин внезапно отдает Богу душу, не найдя грамотных отмазок от пули в голову. Зато к Эдди попадает плотный пресс чудесных таблов. И он начинает божить. Зарабатывает на бирже миллионы, девушек штабелями отоваривает и вообще ведет себя вызывающе. А потому, когда организм начинает буксовать и выкидывать фортели, Эдди крепко огорчается. Провалы в памяти, паранойя и нервные срывы сильно осложняют жизнь. А тут еще и бандиты за таблеточками охотятся. И другие NZT-наркоши. А на горизонте маячит не только заманчивый контракт, но и злобная старушенция с косой. Окончен бал — завяли помидоры.
***
А я бы вот обязательно пожал Нилу Бергеру руку — за правду. Ведь он дал первый предельно честный ответ на вопрос: «Что делать будешь, когда на тебя свалится могущество?» Понятное дело, что все сразу ломанутся в казино, а потом налево. Что мы, в самом деле, дауны, что ли — убогих по подворотням спасать? Для этого в америках специально выращивают бэтменов, человекопуков и прочую отморозь в лосинах. Цинично, зато от души.
И подобной душевностью фильм накачан под завязку. Хотите параноидальный триллер? Извольте. Будет вам и беготня, и зубовный скрежет, и пара моментов с сердцем в трусах. Жаждете отвязной визуальщины? Да на здоровье! Эффекты, эффектики и прочие прибамбасы включаются практически в дебюте и жарят до самых титров. Причем и камера, и цветовая гамма четко соответствуют настроению героя. Чернухи желаете? Так вот же она! Как вам отрубленные кисти с навечно застывшими «факами»? А героиня, колошматящая маньяка по голове пятилетней девчушкой? А слизывающий с пола чужую кровь Брэдли Купер? Неплох, правда?
При этом Купер неплох не только в подобном жесткаче. Его Морра внушает доверие как в обличье бомжа, так и в шкуре успешного прощелыги. Тот самый вариант, когда парню сопереживаешь бессознательно, но уверенно. А ведь еще недавно парень похмельем в Вегасе мучился. А тут вон как зажигает. Актерский талант тому виной или пара таблеток NZT, распыленных в кинозале перед сеансом, — вопрос, что называется, без ответа. И даже Роберт «Челюсть» Де Ниро не составляет ему здесь конкуренции. Ибо появляется эпизодически и не всегда оправданно. Та же прерывистость не дает зарисоваться и Эбби Корниш, удачно загримированной под Николь Кидман. Впрочем, ее можно воспринимать как красивую декорацию.
В целом же фильм, несмотря на некоторую обрывочность, смотрится на одном дыхании. А открытая концовка позволяет самому додумать, победят наши или тазиком накроются. Оно ведь, чем больше темных областей, тем лучше воображение работает. Что же до наркотиков — то лучше про них фильмы смотреть, чем под языком перекатывать. И при встрече с незнакомыми таблами — в лицо их сразу не заправлять. Мало ли, интерфейс не выдержит. Таблеток много — жизнь одна.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Раньше, видя в американском кино зло, можно было не сомневаться: так или иначе, его накажут. С новой модой на критический реализм, концовки вывернулись наизнанку. И мораль испарилась, как часто бывает в критическом реализме.
Герой этой аморальной истории – конечно же, писатель, вынужденный быть аморальным уже самим фактом принадлежности к этой профессии. У него ни черта не клеится. Книга не идет. Девушка, наоборот, уходит. В квартире – бардак и смрад. На горизонте – мрак и смур. В таком состоянии герой (назовем его Эдвард Морра) встречает на улице бывшего шурина, в прошлом – драгдилера, ныне – фармацевтического махинатора (то есть, профессию парень фактически не сменил). Шурин дает Эдварду прозрачную таблетку, которая позволяет задействовать не 20 процентов мозга (как мы делаем обычно), а все 100. Эдвард таблетку принимает – и за одну ночь сочиняет гениальный роман. Тут-то Эдди и понимает, что может завоевать весь мир. Нужно только вовремя глотать.
И он даже не потрудился вспомнить старую конфуцианскую истину: бесплатных пирожных не бывает.
И правильно, что не потрудился. Потому что в итоге оказалось, что зло может остаться победителем. И единственное, что может тут успокоить совестливого зрителя – оно берет верх над еще большим злом. Кроме того, зло в обличье Брэдли Купера очень хорошо маскируется, симпатично выглядит и здорово сбивает нравственные ориентиры. У Купера совсем небольшой мимический арсенал. Но пользуется он им великолепно! Редкий случай, когда на такой приглаженной, правильной физиономии в одно мгновение может отразиться целая гамма переживаний. Обычно такие правильные физиономии работают как витрина. У Купера это – театр.
И этот театр разыгрывается под чутким руководством режиссера Нила Бергера, который очень хорошо знает, как дозировать вещи. Вот из кого получился бы производитель правильных таблеток! Бергер любит дать зрителю по башке необычной картинкой или неожиданным ракурсом – но знает чувство меры и не упивается своим талантом. Снять блюющего Эдди Морру так, чтобы казалось, что блевотина, наоборот, влетает ему в глотку, и при этом еще и посмеяться над собственным креативом – для этого надо быть необычным человеком. Нил Бергер – очень необычный, и фильмы снимает соответствующие. Они вряд ли способны произвести переворот в сознании. Они вообще почти не проникают внутрь. Но это нечто…
РЕЦЕНЗИЯ №3
Эдди Мора (Брэдли Купер) - обычный неудачник. Лузер, короче говоря. Он живет в кошмарных дешевых апартаментах китайского квартала, пьет, курит травку и представляет собой довольно-таки жалкое зрелище: жуткая одежда, неряшливые патлы волос, недельная щетина и общая атмосфера тотального пофигизма. Тем не менее у него есть девушка - Линди (Эбби Корниш). Она для Эдди является банком - то есть тратит на них двоих деньги, - домохозяйкой, любовницей и так далее. Очень удобно - для Эдди, разумеется.
Линди долго считала, что Эдди - талант. Что он когда-нибудь напишет книгу, которая его прославит и принесет массу денег. А сейчас... Ну, просто бывают у талантов в жизни периоды, когда они должны познать себя. Вот Эдди и познает.
Впрочем, в какой-то момент Линди четко поняла, к чему Эдди приведет подобный метод самопознания, после чего отдала парню ключи и ушла от него - несмотря на то что Эдди какими-то непонятными путями получил от издательства заказ на книгу. Но Линди права - за несколько недель Эдди из себя так и не смог выдавить ни строчки.
Эдди, находясь в полном отчаянии, вдруг столкнулся на улице со своим бывшим шурином - неким Верноном (Джонни Витуорт). Это тот еще тип - он торгует наркотой, связан со всякими темными личностями, да и сам - личность вовсе не светлая.
Однако Эдди выбирать не приходится - он на самом дне. Поэтому он выпивает с Верноном, и тот ему сует на пробу некую таблеточку под названием NZT, которая вовсе не наркотик, а просто заставит мозг Эдди работать на полную: как известно, ученые выяснили, что человеческий мозг почему-то использует максимум 10-12 процентов своих возможностей.
Эдди попробовал таблеточку - и перед ним открылся совершенно новый мир. Он почти мгновенно учит любые языки, помнит все, что когда-то видел даже мельком, а главное - он теперь может с небывалой эффективностью анализировать тот огромный пласт информации, который в процессе жизни набрал его мозг.
В результате он за день написал треть новой книги, отдраил свое убогое жилище, сделал массу других дел, а на следующий день... На следующий день проснулся обычным лузером Эдди - таблеточка действует не больше суток.
Эдди помчался к Вернону за новой дозой, тот его отправил купить что-нибудь на завтрак, но пока Эдди бегал по магазинам - Вернона пристрелили какие-то совершенно не светлые личности. Эдди вызвал полицию, но пока он их ждал, обнаружил большой пакет с таблетками NZT, каковые и присвоил, - Эдди не собирается больше оставаться лузером.
Ну и у парня началась совершенно новая роскошная жизнь, в которой он почти мгновенно пробирается на самый верх. Однако в какой-то момент он выяснит, что таблетки обладают крайне неприятными побочными эффектами, а завязывать с ними он не сможет по определению - это верная смерть. Между тем таблетки в конце концов закончатся, а за Эдди охотятся всякие подозрительные люди, включая русских гопников с главарем Геннадием (Эндрю Хоуард), который парню в свое время одолжил крупную сумму, чтобы тот поднялся, а от него получил таблеточку. Все они хотят таблеточки Эдди. А тому без них - не жить.
***
Я на этот фильм "клюнул" прежде всего из-за имени режиссера: Нил Бергер - создатель очень незаурядной мистической драмы "Иллюзионист", в которой блистали Эдвард Нортон, Пол Джиамати и Руфус Сьюэлл.
<Данный фильм поставлен по роману Алана Глинна The Dark Fields, что как раз и переводится как "Области тьмы". А фильм называется Limitless, что переводится как "Безграничный". Так что наши прокатчики дали для русскоязычного проката название не по фильму, а по первоисточнику. Уж и не знаю, зачем они это сделали, но, по крайней мере, в этот раз русскоязычное название не высосано из пальца, что у наших прокатчиков бывает нередко.
Фильм получился хороший. На IMDB его жанр значится как мистический научно-фантастический триллер, однако я бы его назвал все-таки фантастическим триллером или научно-фантастическим триллером, потому что никакой мистики, в отличие от "Иллюзиониста", здесь нет и в помине.
Просто какому-то лузеру подозрительный тип дает подозрительную таблеточку, которая включает мощь его мозга на полную катушку. У лузера башка, несмотря на все его лузерство, очень неплохая, и он ею пользуется правильным образом. А потом таблеточки заканчиваются, да и выясняются всякие побочные эффекты - в общем, парню приходится серьезно напрягаться, чтобы банально остаться в живых.
В этом фильме очень и очень многое построено на поведении и переживаниях главного персонажа - Эдди Мора. Вообще, на данную роль первоначально утвердили трансформерную звезду Шайю Лабафа, однако тот сломал руку в автомобильной аварии, после чего продюсеры выбрали Брэдли Купера. (Кстати, он же является одним из исполнительных продюсеров.)
Решение довольно странное прежде всего из-за того, что Лабаф и Купер - принципиально разные типажи. Лабаф младше Купера на 9 лет, и он звезда откровенно тинейджерских "Трансформеров". Впрочем, в четвертом "Индиане Джонсе" он также играл одну из главных ролей, но понятно, что в "Индиане" самый главный персонаж - все-таки Индиана.
А Брэдли Купер со своей эффектной внешностью зрелого мужчины зажигал в более возрастных комедиях вроде "Обещать - не значит жениться" или "Мальчишника в Вегасе", ну и в комедийных боевиках вроде "Команды А".
Надо сказать, что Купер, как и Макконахи, мне всегда нравился: при всей своей внешности лощеного красавчика Купер демонстрировал, что у него в актерском арсенале есть намного больше, чем лощеное красование. И это проблескивало в каждом его фильме.
Здесь, на мой взгляд, Купер выступил здорово. Переходы от лузера совершенно бомжеского вида к самоуверенной акуле бизнеса сделаны просто отлично: и в лузера веришь на все сто, глядя в эти жалкие пронзительно-голубые глазки ни на что не годного слизняка, и в акулу бизнеса веришь не меньше, наблюдая стальной взгляд голубых глаз человека, которому в этой жизни подвластно абсолютно все.
Подругу Эдди Линди должна была играть обаяшка Элизабет Бэнкс. Однако она по неизвестной причине не смогла принять участие в проекте, но Эбби Корниш (она играла в фильмах "Хороший год" и "Запрещенный прием") ее заменила вполне достойно - очень похожий типаж, да и сыграла хорошо.
Роберт Де Ниро в картине появился в роли суперфинансиста Карла Ван Луна, с которым в конце концов начинает работать Эдди. В общем, временами в старине Бобе что-то проблескивало, но выглядел он уставшим, причем вовсе не от бремени финансовых знаний, и в сценах, когда Лун должен был зажечь всей мощью своей власти, был не особенно убедителен. Но, впрочем, мастер есть мастер, роль все равно получилась неплохая.
Не обошлось тут, понятное дело, и без почти обязательных для современных картин русских бандитов-гопников. Кстати, на этот раз главный персонаж этих гопников получился на удивление эффектный и реалистичный - его сыграл британец Эндрю Хоуард. Нет, никаких теплых чувств он не вызывал и не должен был, однако вовсе не выглядел карикатурным - прям такой настоящий опасный гопник.
Мне не понравилось, что Бергер начал картину с уже навязшего на зубах приема (первый раз я его увидел в фильме "Подручный Хадсакера" Коэнов), когда главный герой находится в совершенно безвыходной ситуации и собирается прыгнуть из окна (с балкона, с крыши, с Эйфелевой башни, с глузда), далее ситуация отматывается на какое-то время назад, а когда снова возвращается к той же секунде, главгер чудесным (или боевитым) образом спасается. Вот как-то слегка дешевенько это смотрелось, на мой взгляд.
Впрочем, финал Бергер сделал вполне достойным, так что я практически простил этот заезженный прием - в финале не было ни порхающих каминов, ни семейных ценностей, ни морализаторства. Хотя да - обязательный хеппи-энд присутствовал, но мы знаем, что если его не сделать - в Голливуде постановщика лишают режиссерской лицензии.
В общем, посмотрел совершенно не без удовольствия, чего и вам желаю. Очень добротная постановка, хорошая сценарная основа, классный Брэдли Купер - вполне себе хорошее кино. Одобряем.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 26 млн. $ начались в марте 2010 года.
- Картина поставлена по одноименному роману Алана Глинна.
- В американском прокате картина выходит под названием "Безграничный".
- Первоначально главную роль в фильме должен был сыграть Шайа ЛаБаф, которому пришлось отказаться от съемок из-за травмы руки в аварии.
- Тэглайн картины гласит "Что, если бы одна таблетка могла сделать тебя богатым и могущественным?"
|