Режиссер Peter Jackson (Питер Джексон)
Сценарий Peter Jackson (Питер Джексон), Frances Walsh (Фрэнсис Уолш), Philippa Boyens (Филиппа Бойенс)
В ролях: Elijah Wood (Элайджа Вуд), Ian McKellen (Йан МакКеллен), Viggo Mortensen (Вигго Мортенсон), Orlando Bloom (Орландо Блум), Sean Astin (Шон Остин), Dominic Monaghan (Доминик Монэхэн), Billy Boyd (Билли Бойд), John Rhys-Davies (Джон Рис-Дэвис), Cate Blanchett (Кейт Бланшетт), Liv Tyler (Лив Тайлер), Christopher Lee (Кристофер Ли)
Официальный сайт:www.lordoftherings.net Видеоролик:Quicktime Продолжительность: 179 мин.
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1
Знатоки трилогии Толкиена легко могли догадаться, что вторая часть должна получиться более динамичной, чем первая. Все-таки в книге "Две башни" событий происходит достаточно, к тому же в конце ее начинается масштабная войнушка, а уж такие-то вещи в Голливуде преподносить умеют. Кстати, ожидание "экшна" от Питера Джексона у многих было тревожным. Боялись тотального упрощения истории и дальнейшего удаления от первоисточника. Упрощение пугало тех нейтральных зрителей, кому понравилась первая часть сама по себе, удаление страшило фанатов толкиеновского текста.
О фанатах говорить не стану - они вообще особая материя, и недовольны будут в любом случае. Ну, а с точки зрения нормального наблюдателя, которым и я всегда пытаюсь оставаться, могу засвидетельствовать: со своей задачей Джексон справился блестяще. Он сделал то, чего я от него совершенно не ожидал: "Два башни" получились лучше, чем "Братство кольца".
Что происходит во второй части? Как все мы знаем, в конце первой Братство кольца разделилось. Фродо и Сэм продолжили свой путь в Мордор в автономном режиме. Арагорн, эльф Леголас и гном Гимли составили вторую команду. Кроме того, еще два хоббита (имена которых я никогда не мог запомнить) были похищены бандой орков. Злобные твари бодрой рысцой бегут в сторону башни Сарумана, неся двух хоббитов на загривках. С такой диспозиции и начинается вторая часть. Далее три части раздробленного Братства действуют самостоятельно. На их параллельные приключения накладываются общеполитические события в Средиземье. Парад сил зла продолжается. Следующей целью Саурона и его слуги Сарумана становится государство Рохан. При дворе тамошнего короля действует пакостного вида министр, который является агентом Сарумана. На защиту Рохана выступает Арагорн со своими коллегами. Там и развернутся все масштабные события "Двух башен", от которых даже у подготовленного зрителя захватывает дух. Именно там состоится фантастическая битва полчищ Сарумана с людьми - это зрелище просто выворачивает к чертовой матери кишки у человека, сидящего в зале кинотеатра (на экране телевизора, увы, такого эффекта не получится).
Тем временем, к Фродо и Сэму пристает Голум, скользкая и вонючая тварь, бывший владелец кольца, который хочет стянуть "свою прелес-сть" у нового хозяина, но оказывается пойман и посажен на веревку. В конце концов, он соглашается не вредить хоббитам и провести их в Мордор. Голума исполнили очень качественно: компьютерная тварь выглядит совершенно натурально, а главное - снабжена дико выразительными глазами. В них - совершенно человеческая грусть. Голум - сложная личность, он не случайно говорит о себе "мы". Внутри этой жалкой оболочки живут два противоположных существа: одно - подлое и жадное, другое - доброе и благодарное. Две половинки постоянно борются, отсюда проистекает дополнительная интрига. Вообще, на фоне всех прочих персонажей, в большинстве своем - одномерных, Голум своей противоречивостью резко выделяется и потому, как ни удивительно, выглядит самым жизненным.
Впрочем, недостаток психологической объемности персонажей - совсем не упрек, когда имеешь дело с фильмами такого рода. Грандиозная сказка Толкиена - всего лишь сказка, в ней добро и зло должны быть ясно очерчены. Так все и обстоит. Голум - всего лишь забавное исключение, мимолетный выверт автора на магистральном пути реализации идеи. Какова же она, что же хотел нам сказать Толкиен "Двумя башнями"? Именно то, что и получилось в итоге у Джексона: никогда не теряй надежду. Борись до конца. В тот самый момент, когда, казалось бы, судьба от тебя окончательно отвернулась, вдруг восходит солнце и все сразу меняется.
Какой окажется третья часть - "Возвращение короля"? Теперь этот вопрос меня всерьез интригует. До выхода "Двух башен" я готов был побиться об заклад, что историю путешествия Фродо ждет монотонно-нравоучительный, сиропный финал. Теперь - абсолютно не уверен. После "Двух башен" мне немного жаль, что с третьим фильмом "Властелин колец" все окончится. С другой стороны, оно и к лучшему. Хорошая сказка не должна продолжаться бесконечно.
Эта рецензия никогда бы не была написана, если бы не три обстоятельства. Во-первых, кому-то еще не наскучило носиться по лесу с мечом и утверждать, что путь воина лежит прямиком на Мордор. Вторая причина - бесконечные понукания, раздавющиеся со всех сторон. Если у нас все в порядке, читатели ведут себя тихо. Когда же масса дел, и руки до рецензий, к сожалению, не доходят, вот тут некоторые особо въедливые читатели начинают через день интересоваться, куда же задевался автор и что стало с обещанными рецензиями. Третью причину я называть не буду, скажу лишь, что связана она с сугубо ностальгическими воспоминаниями об ушедшей молодости у целой группы товарищей. Товарищам - салют, а мы - за работу.
Lord Of The Rings - это фастфуд из мира кино. Нет-нет, не в смысле МакДоналдс там, или Вендис. Тут налицо клонирование режиссера, оператора, актеров и сюжета, с целью получения конечного продукта максимально дешево и в кратчайшие сроки. Публика ревет от восторга, на третью неделю в кино не попасть, восторженные рецензии текут рекой со всех сторон. Позвольте мне, тем не менее, нарушить этот стройный угодливый хор.
Как так вдруг случилось, что фильм, в котором актеры не играют никакой роли, вдруг оказался популярнее выдающегося мюзикла Чикаго? Почему так произошло, что кино без начала и конца привлекает восторженные толпы, которые еще не так давно начинало тошнить от упоминания Толкина? Отчего вдруг имя его не упоминается вовсе, а перед фильмом крутят ролики комедий, вроде Bruce Almighty?
Налицо сговор между зрителями и прокатчиками. Одни нарочно заранее раскупают билеты, а вторые готовят финальное нашествие ровно через год из расчетов сумм, вырученных за предыдущий раз. Придраться не к чему - Новая Зеландия по-прежнему прекрасна, Гендальф на радость детям не умер, а всегда живой.
У каждого поколения есть свои "звездные войны". У моего, например, это были "Каникулы Петрова и Васечкина", о чем сейчас многие умалчивают. У нынешних детишек все уже схвачено заранее. Лет через тридцать Питер Джексон снимет еще шесть серий - про детство Фродо Бэггинса, а может про его старость, а может закинет всех в пучину морскую, прижмет к груди гонорар и будет шептать над бумажками - "мои хорошие..."
Честно скажу, что обожаю эпос Толкиена и с восторгом принял первую часть режиссера Питера Джексона. Однако второй фильм из уже ставшей культовой киноэкранизации я оценил с куда меньшим умилением и с куда большим скепсисом.
Причины? Их можно классифицировать на несколько типов: зрительская, аналитическая и фанатская.
ЗРИТЕЛЬСКАЯ. Увы, но первая, просто чумовая, сумасшедшая серия сыграла злую шутку с продолжением: заданный высокий уровень оказался той не под силу. Магия образов и персоналий, философия и глубокий смысл всего происходящего ушли, растворившись словно гранулы кофе в стакане с кипятком. Осталось добротное, но какое-то действительно "вторичное" зрелище! Вместо "новозеландского шедевра" нам предлагается куда привычный, а потому и менее интригующий "голливудский блокбастер". Это и не хорошо, и не плохо. Это просто минус - в моих глазах.
Мое ожидание увидеть что-то еще более масштабное и грандиозное в том, что я называю "креативной идеей", было обмануто - Джексон, даже создавая новых героев и новые, еще более масштабные сказочные декорации, пошел по проторенному пути и не стал выдумывать новых способов удивить зрителей (о Голлуме - главной сенсации фильма "LOTR 2" - речь ниже). Понять его можно: от добра добра не ищут. Но зритель всегда ХОЧЕТ БОЛЬШЕГО! Вот этот-то зрительский эгоизм, максимализм и не был удовлетворен по полной программе.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ. Возможно, на мой негатив повлияло и то, что я задолго до просмотра знал о сюжете, о героях и то, как фильм должен закончиться. Неожиданных ходов поэтому для меня в фильме почти нет, отсюда и предсказумость. Отсюда и ставший мне очевидным упор создателей фильма на визуальные эффекты в ущерб "второму дну, смыслу". По шаблону первой серии действуют все герои, они узнаваемы, их поведение и поступки "устаканены" - не ждите неожиданностей. Даже гоблины все так же щерят гнилые пасти и размахивают пилами без ручек.
Одни из самых сильных злодеев первой части - назгулы - во второй появляются мельком всего два раза и то, где-то в вышине на драконах. Я понимаю, что их и в литературной "Две твердыни" было маловато, но эти суперзлодеи удалены из истории так бесжалостно и совсем без интриги, что в моих глазах выглядит недочетом.
Фродо по-прежнему поучает и изображает правильного парня, хотя ближе к финалу его начинает потихоньку "колбасить" от мощи носимого им на металлической цепочке кольца.
Очень просто и однотипно прописаны герои королевства Рогана - они статисты на этом празднике жизни! Традиционен в роли злодея Брэд Дуриф - хотя именно отказом от голливудской актерской традиции и славилась первая часть "LOTR"!
В ряде эпизодов заметны огрехи при съмках: король Рогана пафосно говорит, а из ноздри во весь экран торчин волосина (понимаю, что люди Междумира были простыми, но ведь не торчат волосы из носа Арагорна!!!) Или когда становится известно об атаке гоблинов, оседлавших шакалов, Арагорн так резко поворачивает тело в седле, что ручка меча за спиной ударяет по голове едущую рядом с ним дочь короля королевства Рогана.
Неприятным станет и открытие первых минут: вместо ожидаемого пиршества hi-fi технологий и визуальных эффектов нам покажут снятую с обычного самолета и традиционной камерой горную панораму, а затем мелкая зернистость размытого кадра явно не дигитального происхождения будет нас преследовать все три часа экранного времени. Я ожидал и куда более смелой фантазии при описании деревьев-энтов - получилось предсказуемо.
Были и еще какие-то мелкие помарки или шаблоны, от которых я морщился. Несмотря на название, в фильме падет лишь одна башня зла - волшебника Сарумана (деревья затопят), а все основные военные события будут крутиться вокруг крепости, в которой засядут жители Рогана. Вторая башня возникнет в фильме эпизодически в качестве очевидной и вынужденной привязки к названию, в качестве беглого комментария-иллюстрации.
ФАНАТСКАЯ. "LOTR 2" больше сказка, fantasy, чем эпос или философская притча. Как фанат Толкиена и первой серии я подобной позиции не приемлю.
О ПЛЮСАХ. Они везде, они повсюду. Масштабная, очень компактная - засунуть в три часа столько событий - это надо умудриться!!!! Некоторые спецэфекты (битва с гоблинами верхом на шакалах) и декорации вновь заставят говорить об очередных "Oscars". Фильм правильный, без изъянов и провалов - смотрится на одном дыхании. Это действительно блокбастер!
Особый восторг у вас вызовет полностью компьютерный персонаж Голлум - он прорисован так классно и естественно, что в ряде сцен и не поймешь, настоящий он или искусственный. Единственный персонаж, который вызывает с первых минут и до последней неподдельный зрительский интерес и ведет себя всегда любопытно. Можно сказать, что Голлум украл у Фродо и Сэма "LOTR 2" - так он хорош.
ИТОГИ. "LOTR 2" - обязательная к просмотру картина, но не ждите от нее чего-то сногшибательного. Действительно, это вторая часть экранизации бессмертного произведения. Без сенсаций и вызывающих изумление сцен и персоналий. Добротная, солидная, сделанная с душой работа. Если вы не читали Толкиена или не смотрели первой части, то от просмотра "LOTR 2 " можно благополучно воздержаться, сохранив эмоции и деньги для чего-нибудь другого!
Помнится, когда я выходил из кинотеатра посмотрев "Властелин Колец - Братство Кольца" к некоторому разочарованию от увиденного, примешивалось еще и чувство досады, как же так, ждать целый год до продолжения? Год промелькнул, только его и видели, и премьера второй серии прошла точно по расписанию.
Как и положено, во втором томе эпического романа о борьбе Добра и Зла пути-дорожки главных героев разошлись. Фродо и Сэм отправились в Мордор, что бы уничтожить Кольцо Всевластия, Арагорн сотоварищи кинулись в погоню за орками, похитившими двух хоббитов. С этого момента и начинаются "Две крепости". Действие фильма развивается по трем сюжетным линиям, почти не пересекаясь. Фродо сталкивается с Голумом, прячется от назгулов, попадает в плен к войскам Гондора, мучается от колоссальной ответственности за судьбы мира. Арагорн, Леголас и Гимли встречают Гендальфа, сменившего цвет с серого на белый, спасают короля Рохана от власти Сарумана, участвуют в битве при Хельмовой Пади. Два маленьких хоббита попадают в древний лес Фангорн, встречают энтов, наблюдают за битвой у башни Сарумана. Вот собственно вся сюжетная канва второй части, ничего неожиданного в ней нет, так и должно было быть.
Признаться честно, я был не в восторге от первой части. Меня смутило, как и многих, несколько "измененный" сюжет оригинальной книги, да и фактическое отсутствие конца фильма (дошли от точки "А" точки "Б" и все - титры, ждите еще год, хотя история по большому счету только началась) тоже весьма негативно сказалось на восприятии фильма. Хотя если вдуматься, то только самые упертые толкиенутые товарищи будут жаловаться на переделанный сюжет фильма, а фанатам никогда не угодишь, тут вопрос стоит ребром жесткости - или снимаешь для фанатов (т.е. относительно узкого круга лиц) или для всех остальных. Разумеется, сняли для всех остальных, а фанаты в любой экранизации найду несоответствия, ошибки и останутся недовольны.
Были и еще два очень негативных момента, но уже в российской версии фильма. Первое - дубляж Фродо, выполненный местным попзвездунчиком из бойзгруппы с соседнего двора. Достаточно вспомнить, как Фродо пищал "Не-е-е-е-т!" в момент падения Гэндальфа в Мории, большего позорища джунглей я не слышал никогда. Очевидно, боссы компании New Line Cinema тоже не слышали, поэтому целевым приказом "сверху" Фродо по-русски заговорил другим, гораздо более подходящим голосом, подходящим на столько, что на него уже не обращаешь внимания. Второе - дубляж эльфийского языка. Ну, за каким лядом, позволю себе спросить, эту красивую тарабарщину забили русским переводом, при этом на экране светились еще и английские субтитры? Возрадуйтесь! Во второй части сделали по-людски: все слышно, а кто эльфийское наречие вдруг перестал понимать - субтитры внизу экрана, на родном языке. Прокатчикам фильма выносится благодарность!
Вторая часть фильма получилась во многом динамичнее первой, волшебным образом исчезли эти утомительные проходы с левой части экрана в правую, снятые с высоты птичьего полета, фильм перестал быть серым и мрачным, появились яркие цвета, новые ланшафты неземной красоты. Спецэффекты выше всяких похвал - древни действительно такие, как описаны у Толкиена, огромные, ходящие коряги с глазами. Голум стал живой и настоящей тварью, а не бесплотным силуэтом в ночи, каким он был в первой части. Да, разумом понимаешь, что Голум и прочие всего лишь программа, но глаза отказываются в это верить, настолько все безупречно. Невероятно качественно сделаны эффекты совмещения компьютерного Голума с живыми объектами - когда он теребит плащ Фродо или плещется в воде, ловя рыбу. Голум это очередной прорыв в технологиях компьютерного кино. От боевых сцен захватывает дух, не важно, столкновение ли это в варгами или грандиозная битва за Хельмову Падь, когда на экране десятитысячное войско бьет копьями о землю. Звук до дрожи реалистичен - свист стрелы над ухом и скрежетание мечей о броню, чавканье разрубаемой орочьей плоти и хруст костей, все это воспринимается, как реально происходящее вокруг.
Трехчасовой фильм заканчивается до обидного быстро - вроде только что были титры, а уже орды Сарумана отступают от стен Хельмовой Пади, а Фродо и Сэм вдыхают смрад Мордора. Одно из самых влиятельных литературных произведений в мире получило достойное воплощение на большом экране. Не так важно, читали ли вы роман или нет, фильм обязательно стоит посмотреть хотя бы раз и с нетерпением ждать еще один год до грандиозного финала эпопеи о Властелине Колец.
Зддравс-с-твуйте, дорогие хоб… товарищ-щ-и… Сегодня мы с моей Прелес-с-стью рас-сссс-скажем о новой час-с-с-сти трилогии про похождения Хранителей Прелести и их борьбе с-с-с-с НИМ и его приспешниками.
Ну что ж… Сказать то, что Фильм - Великий, значит не сказать ничего. Выразить мнение об излишней его затянутости - значит, подобно Горлуму, мелко шурудить, выискивая те ничтожные минусы и недочеты ленты, без которых ни одно полотно, даже такое масштабно-эпическое не может обойтись. Но начнем, пожалуй, с краткого сюжета: Отряд Хранителей (Братство) распадается и Фродо с Сэмом продолжают путь на восток в Мордор, где приручают бывшего обладателя Кольца Горлума (Голлума), а остальных хоббитов похищают орки Сарумана. Арагорн, Леголас и Гимли спешат им на выручку, попутно втягиваясь в решающее сражение между Ристанией (Рохеном) и Изенгардом. Можно бесконечно спорить о достоинствах и недостатках книжного первоисточника, об его многочисленных переводах (один такой попал мне в руки - Фродо там величают не иначе как Сумкинс!), одно главное: книга и фильм - два совершенно самостоятельных произведения, каждое из которых в чем-то добавляет друг друга. Книга помогает глубже осмыслить все те идеи, что преподносит нам Толкиен, лучше оценить и понять все сюжетные перипетии, залезть героям в душу. Книга размеренна и нетороплива как Онтомолвище. Поэтому в ней не хватает динамики. Но фильм почти безукоризненно визуализирует литературный текст. Может быть, в том и вся прелесть книги, что читатель с помощью своей фантазии сам представляет всех героев и мир Средиземья. Но, видимо, фантазия одного из них (то бишь Питера Джексона) заслуживает воплотиться в движущейся картинке, да не просто движущейся, а так, что аж дух захватывает.
Наверное, уже в зубах навязли восторженные отклики зрителей о потрясающей атмосфере, сногсшибательных компьютерных спецэффектах, великолепных панорамных и батальных съемках, но это действительно будет объективной правдой. Год назад это было что-то абсолютно модерновым, поэтому вызывало такой бурный ажиотаж. Сейчас новый фильм мало чем отличается от старого, в этом его сильная и одновременно слабая сторона. Недаром ведь вся трилогия снималась сразу. Видимо поэтому былого интереса к Кольцам уже нет, публика уже видела всё это, и она жаждет свежатинки. Думаю, что именно так и произошло в свое время со "Скрытой угрозой" и "Атакой клонов". Первый фильм тогда понравился гораздо больше, именно потому, что он был первым. Сейчас не смею прогнозировать успех или неуспех будущей заключительной части, ведь все-таки армия поклонников Толкиена немалочисленна, и год назад в ее полку прибыло.
Тем не менее, пару слов о различных косяках придется сказать. Очевидно, мало кто понял смысл названия очередной серии, "Две крепости". Какие ещё крепости? Сразу объясню - здесь имеются в виду крепость (или башня?) Барад-Дур (обиталище Саурона) и крепость Изенгард (логово Сарумана), выстроенная по образу и подобию первого. В книге раскрыт тайный смысл подобного клонирования, но, к сожалению, в фильме о многих важных деталях сказано вскользь, а то и вовсе умолчено. Но все корни подобных заблуждений, как ни странно, уходят в середину прошлого века, когда книга "Властелин колец" впервые увидела свет. Наверное, немногие знают, что сам Толкиен не делил подобным образом своё нетленное произведение на тома, и не давал томам такие пространные названия. Книга "ВК" - единое целое, но ушлые издатели для удобства решили ее поделить (уже после смерти автора). Так и прижилось…
Конечно, истые фанаты Толкиена будут недовольны некоторыми сюжетными поворотами, немного искажающими оригинальный текст. Но ключевое слово здесь - немного. Да, как нам всем повезло, дорогие друзья, что в отличие от многих экранизаций режиссер почти не коверкает эпопею. Все изменения - лишь на угоду публике. Конечно же, широкой общественности не хватает в этой чисто мужской героической повести трогательной любви. А Лив Тайлер в этой мужской компании совсем нет места. Вот тебе и несчастная любовь Арвен и Арагорна (Арвен собирает вещички и плывет на Запад, то бишь в Америку), и даже любовный треугольник (посмотрите только, как Арагорн с Эовин пялятся друг на друга)! Но по законам Голливуда фильм излишне романтизирован и излишне драматизирован - насколько я берусь судить, в книге ситуация в Хельмовом Ущелье не была уж столь безвыходной, когда туда загнали всех мирных жителей и за оружие взялись совсем дети. Напротив, жителей Эдораса выслали в более удобное место, а защитники крепости ждали подмогу, которая заявилась совсем не неожиданно, ака в экранизации. Чтобы не случилось чудовищного провисания сюжета в самой середине, Питер Джексон хитро изловчился и придумал несуществующую стычку с отрядом орков на волколаках, в результате чего якобы погибает Арагорн. Тем самым режиссер убил сразу двух зайцев: добавил в ленту еще движения и получил повод вставить, наконец, мизерный, по сути, персонаж Арвен и попытаться раскрыть перед зрителями историю несуществующих отношений. Лично меня подобное вольное толкование Толкиена мало порадовало.
Но всё вышеперечисленное настолько мелочно и незаметно, по сравнению с тем фактом, что талантливой съемочной команде удалось создать воистину эпически-эпохальное полотно, которое навсегда войдет в сокровищницу мирового кинематографа. Удалось удовлетворить вкусы не только преданных фанатов-толкиенистов, но и вкусы широких масс, и даже многих кинокритиков. Эпичность и величавость картины подчеркивается ее трехчасовой продолжительностью (что нисколько не дает скучать зрителю) и бюджетом (что-то около 300 зеленых лимонов на всю трилогию). Все самое лучшее, что накопило за свою историю зрелищное кино, все воплощено здесь: и высокотехнологичные компьютерные чудовища, и атмосферная музыка, и потрясающие батальные сцены с участием тысяч статистов. Первый фильм произвел фурор. Второй продолжает его традиции с еще более колоссальным размахом. Но самое вкусненькое нам приберегли на десерт: мало того, что наконец-то произойдет развязка истории, зубодробительный эпизод об огромной паучихе Шелоб (именно им заканчивается второй том книги) Джексон приберег напоследок, и, видимо, не зря. Что ж, наберемся терпения, ждать осталось не так уж много, и тогда эта волшебная героическая история наконец сольется в единое целое, чем она, собственно, всегда и являлась…
Как я уже говорил в рецензии к первой части трилогии, одна из важных составляющих всего этого шоу - чтение споров в форумах. Я специально пару недель выжидал перед походом в кино, чтобы еще до просмотра фильма насладиться словесными баталиями. Из них я выяснил, что (в цитатах чуть-чуть ненормативной лексики, но у меня рука не поднялась ее убрать - пропадает колорит):
Беседа Элронда и Арвен: "Девочка моя, поехали с нами на Запад. Поехали, а? Ну что тебе этот гой? Найдешь там себе кого-нибудь из наших!" Никому не кажется, что это очень напоминает разговоры в еврейских семействах в России годах эдак в 74 и позже?
Фраза Леголаса "Ты опоздал" - сперта у Серджо Леоне.
Гнилоуст смог мгновенно оказаться у Сарумана, а злые орки-шварценеггеры не смогли напасть на караван, потому что, дескать, не успели. Выводы: или Гнилоуст владеет телепортацией, или Саруман - бездарный престидижитатор.
А почто Гнилоуста не шлепнули-то? Решили, что он один раз уже самоубился в "Полете над гнездом кукушки", значит хватит с него?
Блин, да они же с картой облажались полностью! Я специально срисовал и потом линейкой измерял. Лажу гонят, точно вам говорю. От Эдораса до Изенгарда намного больше километров было!
Голлума содрали с Добби из "Гарри Поттера". А с кого содрали Добби - сами знаете. Молчу, молчу...
Фангорн говорит: отнесу-ка я вас ребята на Юг (или куда там). Хоббиты: нифига, неси нас в Изенгард. Понес. Таксист.
Некоторые глупые шутки, явно заточенные на примитивную аудиторию. Я не Гимли имею ввиду, а когда Арагорн плавает в речке и думает, что целуется с Арвен - а на самом деле целуется с лошадью - зачем?
Некоторые схватки не впечатлили: показывают какие-то мельтешащие конечности, совершенно непонятно кто кого и как месит. Смотреть на это так же интересно, как на вентилятор. Трудно было камеру отодвинуть на 2 метра назад?
Сцена с Гримой и Эовин тоже странная какая-то: он её гладит и треплется, а она стоит прикрыв глаза и явно раздумывает: “Не отдаться ли?"
Орки раздражают совершенно. По Толкиену они были чистые азиаты. А Джексон нарисовал живых мертвецов. Небось, японцы, владельцы Голливуда, запретили азиатов рисовать.
Я знаю, почему Леголаса в этой части так много показывали! Джексона фанатки затравили.
Чо-то Леголас в этой серии какой-то тухлый. Колоться, что ли, начал?
В ВК четко отражены события на Халхин-Голе. Светлый ЗАПАД - СССР, которому угрожают орды с ВОСТОКА под знаменем с изображением Багрового Ока. И вулканы в Японии есть. Арагорн - это маршал Жуков, предатель Саруман - Чан Кай Ши.
- Куда дели отличную драматическую сцену в лесу - встреча с Гэндальфом? - Встреча Арагорна, Леголаса и Гимли с Гэндальфом? Она была в тот момент, когда ты ходил за попкорном. Специально к твоему возвращению собирались повторить, но потом махнули рукой.
Далее (о техногенщине) а вот у Сарумана вообще во врата Изенгарда был домофон вмонтирован!
Между прочим, в книге прямо указывается, что главный энт был ростом 4 метра 20 сантиметров. Как первый киношный Кинг-Конг.
Лицо у нее какое-то бледно-потасканное, совсем непохоже на юную деву-воительницу. Такое ощущение, что девушка не на полях Рохана выросла, а только что из московского метро в толпе вышла.
Отвратительные там батальные сцены. Вплоть до мелочей. Например когда Арагорн лезвие в лезвие блокирует меч этой, белобрысой, как ее... не помню. Эовен?
Коротко о "Двух башнях": Добро обязательно победит зло, поставит его на колени и жестоко убьет.
Леголас - чем дальше в лес, тем толще партизаны. В смысле, тем более я к нему проникаюсь. ("Мама, а Леголас - хороший, но киллер?" - спросил меня ребенок после фильма. Что тут ответишь?).
Вообще боль в этой сцене неподдельная. Актер, пиная в N-й раз шлем, сломал палец ноги и с жутким выражением лица упал на колени. Так эту сцену и оставили.
"Грязевые маски" орков и гоблинов стали выглядеть поприличней, в итоге орки стали меньше напоминать толпу Майклов Джексонов.
Блин, уроды, вашу мать! Ну не могут лошади с отвесного склона скакать, не могут! Я вот специально в прошлые выходные поехал к бабке, взял там в совхозе коня и пустил его вниз с горы. Ебнулся! И я, и конь! Вот вам крест, разрази вас Арагорн, в богу душу мать!
Орки нереальны вообще, с этого надо было начинать. Господа, нас обманывают!
Глупо показывать женщину прекрасно владеющую мечом, если она нигде больше его применять не будет.
- Орков только из ямы выковыряли и сопли с них счистили, какие они нафиг опытные пикейщики? - Так, может, Саруман чего-нибудь с генами намутил? Он же был опытный генетик, враг народа!
Смутил один момент - тетенька, подметавшая улицу или что-то там еще, вроде, забыла перед съемками снять наручные часы.
Ну с эльфами все просто. Они вырабатывали локальное антигравитационное поле, позволяющее не приминать траву и не проваливаться в снег.
Олимпийский огонь в дырку - смешно.
Я Толкиена не читал, но Джексон все равно мудак. И поет хреново. Вот.
- Нету в фильме атмосферы книги. - А ты ее нюхал?
Блин, туда бы Буденого. Он бы всех порубал в лоскуты. И установил бы в Мордоре советскую власть.
А почему урков называют уруками?
Кстати, вы заметили, что Саруман отправляет орков воевать так же, как Брежнев отправлял урков строить БАМ. Чистая аналогия.
Ты невнимателен. У Арагорна только одно кольцо, да и то на левой.
А вот у моей жены четыре кольца на руках - и она каждое лето проводит с лопатой. Так что не надо придирок, да еще не по делу.
Гэндальф теперь белый маг. То есть, фактически генерал-лейтенант.
Орк - не национальность. Это состояние души.
***
В общем, после всех этих изумительных заявлений и диалогов рецензию писать уже не нужно. И так все понятно. Однако я все-таки попытаюсь...
По сюжету пробежимся быстро, крупным помолом, потому что дело там не в сюжете, а кроме того, его и так все прекрасно знают. Короче говоря, после боя с орками, во время которого погиб Боромир, Братство кольца распалось. Хоббитов Мэрри (Доминик Монаган) и Пиппина (Билли Бойд) орки увели с собой, однако на орков ночью напали, и хоббиты, воспользовавшись суматохой, сбежали в лес, где встретили живое дерево из рода энтов, и дальше стали путешествовать вместе с ним. Фродо (Элайджа Вуд) и Сэм (Шон Остин) встретили жуткое существо по имени Голлум (Энди Серкис), и оно ведет их в Мордор. Однако больше всего приключений выпало на долю Арагорна (Виго Мортенсен), эльфа Леголаса (Орландо Блум) и гнома Гимли (Джон Рис-Дэвис). Дело в том, что Саруман, послушный воле Саурона, решил полностью уничтожить государство Рохан, чей повелитель, Теоден (Бернард Хилл), целиком находится под властью Сарумана.
Однако внезапно появившийся Гэндальф (Йен Маккелен) снимает чары с Теодена, и тот, с помощью Арагорна, Леголаса и Гимли, ведет свой народ в крепость Helm's Deep, где люди и эльфы принимают неравный бой с огромной армией Сарумана. Положение народа Рохана, а также Арагорна, Леголаса и Гимли кажется почти безнадежным, потому что на них надвигается десятитысячное войско всякой нечисти, сотворенной Саруманом. Но не стоит отчаиваться, как гласит древняя мудрость. Даже самая безнадежная ситуация может повернуться совершенно другим боком...
***
Как и ожидалось, впечатления зрителей от второй части "Властелина колец" были очень и очень разные. От полного неприятия до полного восторга. Мне первая часть вполне понравилась, хотя и с некоторыми оговорками, и вторую я в любом случае собирался смотреть. Смущало только то, что большинство моих знакомых, мнение которых для меня имеет некоторый вес, называли фильм скучноватым, хотя признавали за ним несомненные достоинства. Однако я в любом случае всегда привык полагаться исключительно на собственное мнение, потому отправился смотреть вторую часть на большом экране...
Скажу сразу - "Две башни" мне понравились больше, чем первая часть. Причем по многим причинам. Во-первых, я уже довольно четко знал, чего ждать от этого фильма. За время первой части я притерпелся к Джексону, оценил его мужество и уровень постановки, принял его право трактовать книгу Профессора именно так, как это сделано в картине. Во-вторых, вторая часть, безусловно, намного зрелищнее первой. Все эти панорамы, ущелья, замки и битвы - поистине грандиозны. Если сравнивать со всеми другими спецэффектами, которые я видел в кино, то "Две башни" стоят на первом месте. Это потрясающе.
Зрители, после просмотра фильма, в форумах со страшной силой ломают копья, обсуждая, могла ли конница смести копейщиков, могли ли Арагорн с Гимли расшвырять такую груду орков, каким образом конники смогли спуститься с почти отвесной скалы и так далее, однако меня все эти тонкости ни черта не волнуют. Я увидел совершенно потрясающе поставленное действо, и мне нет дела до всех этих мелочей. Тем более, что на самом деле даже в мелочах создатели фильма весьма аккуратны и логичны.
В-третьих, во второй части появился совершенно изумительный персонаж - Голлум (в переводах его обычно называют Горлум, но в фильме он Голлум). Изначально его играл живой актер, а затем Голлума обрабатывали на компьютере. В результате этого получилось нечто невообразимое - одновременно отталкивающее и вызывающее жалость существо, каждое появление которого вызывает просто восторг, до того потрясающе это сделано.
В-четвертых, если продолжать говорить о спецэффектах, то в "Двух башнях" очень впечатляюще сделаны боевые слоны (элефанты). Они появляются ненадолго, но весьма и весьма запоминаются. В эпизоде, когда раненный слон шагал прямо на зрительный зал... В общем, я надеюсь, что у зрителей все-таки обошлось без неприятностей.
В-пятых, персонажи из первой части картины вовсе не потеряли своего очарования, а наоборот - проявили себя в полном блеске. Гимли наконец-то стал больше похож на своего книжного прототипа. Он теперь не только боевой и мужественный гном, но и еще довольно остроумное создание, чьи диалоги с Леголасом и Арагорном вызывают просто восторг, потому что вносят в картину юмористическую составляющую, которая там совершенно не лишняя, а кроме того, прямо присутствует в книге. Арагорн также по полной программе вышел на первый план (в голове так и крутится фраза: "Савва Игнатьич! Выйди, наконец, на первый план!"). Вот теперь уже четко понятна его роль в Братстве (для не читавших книгу), ясно, что он вообще делает в фильме. Прирожденный воин, военачальник, способный повести за собой не только на бой, но и на смерть.
В-шестых... В-шестых - самое главное. Теперь четко понятно, особенно осмыслив и "переварив" первую часть, что Джексон - умница. Он сделал то, что казалось невозможным - экранизировал книгу Профессора. И эта экранизация - вовсе не типичная голливудская клюква, как ее называют некоторые критики и зрители, вовсе не дешевка, не поделка и не "фастфуд из мира кино". Те, кто употребляет подобные термины, или вообще не понимают, что такое кино, или не знают, что такое настоящая, классическая голливудская клюква.
Клюква, ребята, это "Годзилла". Это "День независимости". Это "Роллербол", "Чокнутый профессор" и тому подобные "шедевры", от которых мозги застаиваются в черепной коробке, попкорн толпится в пищеводе и пиво стынет в жилах. Это фильмы, от которых хочется взять голову сценариста в свои жилистые руки и спросить: "Ты правда считаешь нас за полных кретинов? Или тебе в детстве просто ампутировали правое полушарие, чтобы не было обидно изначально отсутствующему левому"? Вот что такое клюква! А употреблять подобные термины по отношению к Джексону, который имел полную возможность (и даже задачу) снять тупейшую голливудскую поделку для так называемой массовой аудитории, однако наплевал на славные традиции и сделал Фильм, в котором так, как это возможно кинематографическими средствами (подчеркиваю), попытался передать дух Книги, идею Книги и сюжет Книги - это просто глупо.
Для сравнения, попытайтесь представить, как "Властелина колец" снял бы какой-нибудь Эммерих по сценарию какого-нибудь Девлина. Фродо играл бы Уилл Смит. Сэма - Мартин Лоуренс. Арагорна - Брюс Уиллис. Гимли - Майкл Кларк Дункан. Ну и так далее. Фродо и Сэм, шляясь по джунглям (ясный пень, Эммерих не поперся бы снимать в Новую Зеландию, а сделал бы марсиано-средиземный пейзаж в пражской студии), непрерывно бы острили, а со встречными орками и людьми дрались бы восточными единоборствами. Арагорн шлялся бы туда-сюда в жутко грязной майке, поигрывая бицепсами, и с врагами сражался бы с помощью плазмагана. Гимли одной рукой сшибал бы примерно три тысячи врагов, причем враги наверняка перед боем оскорбляли бы его цвет кожи. Саурон - это, разумеется, арабский террорист, прячущийся в какой-то пещере Афганистана, а Саруман - американец-предатель, продавшийся арабам. Оркам тоже придали бы арабскую внешность, а нападали бы они на боевых мотоциклах. Вместо магии Саруман использовал бы белый порошок, вызывающий сибирскую язву и триппер. Кольцо всевластья преобразовалось бы во взрыватель для атомной бомбы, которой угрожает Саурон. Ну и так далее. В общем, картина бы получилась - я вас умоляю.
Поэтому не нужно говорить, что Джексон снял клюкву. Джексон снял классный фильм (сейчас это уже можно сказать совершенно четко). И он ухитрился совершенно непонятным мне образом удержаться золотой середины: картина получилась очень зрелищная и коммерчески успешная, однако нельзя сказать, что Джексон поиздевался над Профессором или полностью испортил весь замысел книги. Ничего подобного не произошло. Это именно кинематографическое ПРОЧТЕНИЕ книги, на которое Джексон как раз имеет полное право. Он это доказал. И ни один толкиенист меня в обратном не убедит. Кстати, очень многие толкиенисты к фильму относятся, в общем, одобрительно. Особенно те, кто понимает, насколько сложно экранизировать книги Профессора.
Да, у второй части, если говорить только о ней, есть свои недостатки. Они относятся к тому, что невозможно в точности перенести на экран все тонкости и хитросплетения сюжета книги. Поэтому для зрителей, не читавших книгу, некоторые вещи остаются не совсем понятными. В "Двух башнях" это произошло, например, с эпизодами, в которых участвует Фарамир, брат Боромира. Джексону, во имя динамики повествования, пришлось некоторые вещи показать достаточно схематично. Поэтому не сильно понятно, почему вдруг Фарамир с такой легкостью отказывается от кольца и отпускает Фродо с Сэмом, причем ценой собственной жизни. Кроме того, не вполне понятными остались некоторые упреки Арагорна по отношению к Теодену. Но еще раз повторяю, при экранизации подобного произведения без таких шероховатостей не обойтись. Особенно учитывая тот факт, что Джексон постарался максимально точно - насколько это возможно, - адаптировать текст книги для экранизации. Поэтому лично я эти шероховатости вполне прощаю.
Резюмирую. Мне очень понравилась вторая часть. Даже больше первой. Несмотря на трехчасовую продолжительность фильма, никакой затянутости я не заметил. Джексон все-таки снимал не экшн. Он снимал "Властелина колец". Поэтому там не должно быть одно ураганное действие. Там нужно успевать следить за переживаниями героев, там нужно видеть крупные планы их лиц, там нужно останавливаться, чтобы подумать вместе с ними. Поэтому в фильме вполне в меру и крупных планов, и ураганных сражений. Все очень и очень в меру, плюс великолепные пейзажи, плюс потрясающие спецэффекты, плюс обалденная компьютерная графика, плюс очень хорошая игра актеров. Класс, просто класс.
Да, на всякий случай, повторяю старое заклинание, которое уже приводил в рецензии на первую часть... Ни в коем случае не смотрите фильм на обычном экране, на компьютере или в виде диафильма. Его нужно смотреть только в кинотеатре. На огромном экране, с отличным звуком. Размер там действительно весьма имеет значение. Если вы его будете смотреть на обычном телевизоре, то потеряете минимум 60% всей прелести фильма. Не лишайте себя удовольствия. Посмотрите эту картину так, как полагается - в хорошем кинотеатре.
Формулу успеха Джона Рональда Руэла Толкиена более чем за сотню лет до его литературных экзерсисов вывел наш всеобщий Александр Сергеевич. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой...» - согласитесь, завораживающе? И лавры отца-основателя самостоятельного жанра у оксфордского Профессора можно оспорить: чем, допустим, «Руслан и Людмила» - не фэнтэзи? Просто у Пушкина было еще множество замечательных произведений, и апологетом одной идеи выступать он не мог. Вот если бы Профессор написал, скажем, еще «Женщину французского лейтенанта» вместо Фаулза - стали бы толкиенисты называть себя толкиенистами?
Все же, главная заслуга Толкиена в том, что он рискнул ввести масштабную классификацию обитателей созданного им мира. Можно сказать, своими исследованиями в области вымышленных языков и культур он предвосхитил возникновение виртуальной реальности. Конечно, по части наивности классификация эта даст невосполнимую фору даже жившему в XVIII веке Карлу Линнею. Но грезы - на то и грезы, чтоб быть наивными. Проведя стандартизацию грез, Толкиен и стал кумиром их носителей.
Собственно, фундаментом его творчества выступают древние мифы, легенды, былины - таков секрет Полишинеля. Идея Кольца всевластия позаимствована из скандинавских и германских мифов, на основе которых, кстати было создано еще одно эпохальное творение - «Кольцо нибелунга» Вагнера. В реестре изощренных способов победы над Злом уничтожение Кольца в жерле мордорского вулкана стоит где-то между смертью на кончике хитро спрятанной иглы и ликвидацией второго Терминатора. Да что там говорить, все существующие религии - в какой-то мере фэнтэзи.
Все-таки есть в литературе относительно легкие пути. Так, порноэротическая литература провокационна по своей сути, потому что она оперирует половым инстинктом человека, средством не во всем ему подконтрольным. Фэнтези идет за ней следом, ибо тоже зиждется на сильных слабостях Человека разумного. И если на либидо обычно вводятся цензурные ограничения, то мечтательность - всегда в свободной продаже. Да, кстати, в этом ряду пребывает также еда, но ее отражение в литературе замыкается на традиционно популярных поваренных книгах.
Весьма неоднозначна и идеологическая конструкция «ВК». Возможно, это всего лишь совпадение, что экранизация вышла как раз в разгар глобального мирового кризиса. Духу развернувшейся кампании по демонизации неугодных «ВК» соответствует абсолютно, отражая (как бы кого не обидеть) позицию брезгливого западного обывателя с претензиями на снобизм - в российской глубинке таковых частенько именуют москвичами (это для ясности). Приоритет европейской христианской, а если быть точнее - католической домиссионерской, цивилизации обозначен более чем явно. И весьма символично, что в музыке к трилогии - Эньи, Джеймса Хорнера - отчетливо проявляется преобладание кельтских мотивов.
Толкиен, низводя идейную концепцию своего мира до примитивного «манихейства», с легкостью манипулирует множеством антитез, как то: Добро - Зло, Запад - Восток и т.д. Безапелляционность основных идей просто-таки угнетает. Орки, например, должны умереть только потому, что они - орки. Ни о каком дипломатическом урегулировании не может быть и речи, для достижения поставленной цели требуется, чтобы «все хорошие объединились и убили всех плохих». То, как культивируется безусловная правота одной лишь стороны, на которой стоит автор, по совместительству политагитатор в придуманном им мире, напоминает самые оголтелые образцы замешанного на компромате пиара. Естественно, трудно вести пропаганду с позиции избранности, вникая в аргументы противника. Потому аргументы орков сводятся лишь к их природной кровожадности и претензиям на мировое господство. У Толкиена в конце концов им, мировым господством, все и закончилось, только победа досталась Добру
Между тем, Толкиен всячески отмежевывался от параллелей со Второй мировой, во время которой «ВК» и писался. Однако логические связи ее с повествованием все равно проглядываются. В эпоху, когда глобальные проблемы решались исключительно силой, массовое мышление было соответствующим. Вот взять для наглядности одну из наиболее острых проблем современности - палестино-израильский конфликт. В основе его также стоит бытовая ненависть, сродни той, что питают друг к другу люди и орки. Для праздного обывателя ежедневные сводки о его ходе давно уже сравнялись по значению со второй частью марлезонского балета. Другое дело, если бы этот вопрос можно было решить по-толкиеновски быстро и красиво, и чтоб победа, обязательно безоговорочная, досталась «нашей команде». Но Толкиен, при всех его заслугах, - всего лишь писатель. Пусть он, представив собственную модель мира, и выставил себя в качестве альтернативы всей человеческой истории. До столь значимых в реальной жизни нюансов он снизойти не удосужился: дипломатия в его произведениях инфантильная, экономика - никакая, секса в Средиземье тоже нет.
«Про орков ясно сказано, что они - грубая пародия на людей и эльфов. Орки кряжистые, приземистые, желтокожие, с приплюснутыми носами, широкими ртами и узкими глазами. В них видишь доведенные до предела, наиболее низкие и отвратные черты самой неприятной (для европейцев) разновидности монголоидного типа». Это изречение Профессора в наши дни наверняка принесло бы ему немало неприятностей. Но в те годы мир не был еще настолько интегрирован, и предъявлять претензии было некому. Орки в фильме, тем не менее, совсем не желтокожие - они зеленоватые (Мории) и черные (Урук-Хаи), и совсем не монголоиды. Объясняется это элементарно: «монголоидный» рынок приносит немалую прибыль
Впрочем, передо мной нет такой цели - разбирать во всех деталях мотивы Профессора. Как человек, готовый к дискуссии, вполне допускаю и более безобидное истолкование. Я лишь выделил то, что мной просматривалось явно. Иначе говоря, если кто-то заявляет «Хайль Гитлер», первым делом возникает убеждение в его нацистских взглядах, и только потом следуют (или не следуют) апелляции на тему неверного истолкования. Просто, как ни крути, возникает разногласие между активно насаждаемыми с Запада постулатами политкорректности, допускающей удобное для обструкции истолкование, и популярной западной же развлекухой.
Все-таки, основная тема «семинара» - кино. Со всей уверенностью можно сказать, что главной поставленной перед собой цели создатели экранизации достигли: констатировали соответствие возможностей современной киноиндустрии и художественных притязаний лакомейшего литкуска. Причем лейтмотив экранизации отстоит в стороне от принципов толкиенизма: это “всего лишь” упоение техническим совершенством. Еще один кирпичик ушел на строительство Вавилонской башни. Действительно, такие фильмы нельзя снимать бедно. При жизни Толкиен разгромил предложенный ему сценарий, упростивший и оглупивший, по его мнению, всю идею “ВК”. Трудно сказать, насколько бы его устроил нынешний сценарий, однако несомненно то, что толкиеновский дух она передает.
Подобного триумфа осветителей, гримеров, костюмеров и прочих «технарей» мир кино еще не ведал. И, что характерно, слишком много всего в этом фильме объявлено «потрясающим» - трюки, виды, батальные сцены, компьютерная графика, но этого никак не скажешь об актерской игре. Нет, обедни исполнители не портят. Просто в таких фильмах не суждено играть звездам первой величины - если это произойдет, то только из желания обрушить традицию. Даже говорить о сильных актерских работах - кощунственно, если бы они и были. Потому что по части передачи драматизма, с надрывом изображая внутренний конфликт, всех побивает рисованный Голлум (проделки Фикса! проделки Фикса!). Если дело так пойдет и дальше, Киноакадемии уже в скором будущем придется вводить номинацию для лучшей мультяшки
Не зря все-таки авторы фильма не довели вторую часть до паучихи. Вторая часть трилогии - традиционно самая проблемная. Вот в фильме “Империя наносит ответный удар” (а лукасовская сага - еще один классический пример сверхпопулярного фэнтэзи) один из героев также впал в оцепенение - возможно, по этой причине кассовые сборы, хоть и были немалыми, заметно уступили двум другим частям трилогии. Взаимные аналогии можно усмотреть и в названиях заключительных серий двух эпопей («Возвращение Короля» - «Возвращение Джедая»).
Во избежание чудовищного провисания сюжет щедро сдобрен действием. «Две крепости» выдерживают трехчасовую осаду за счет грандиозного побоища, устроенного по принципу «звери, птицы, насекомые! наших бьют!». Леголас орудует своим луком, как добротный игрок в Counter-Strike - AWP, тем более, в этой игрушке модель соответствующая имеется. Гимли соревнуется с ним по набранным фрагам. Сэм - не такой раболепствующий слуга, как в первоисточнике, и вообще, обнаруживает в себе крепкие замполитские замашки. А впечатляющая музыка, использованная в трейлере, на самом деле ранее звучала в “Реквиеме по мечте”. Надо заметить, теме наркотической катастрофы она соответствовала, на мой, возможно, пристрастный, взгляд, больше - однако Клинт Мэнселл, композитор и давний друг Даррена Аранофски, дал добро и на «ВК».
Когда каким-то образом затрагивается предмет культа, неоднозначность восприятия гарантирована. Из-за различий в языках кино и литературы внесение корректив в “Святое Писание” было неизбежным, что часть толкиенистов восприняла в штыки, обрушившись почему-то на одного режиссера Питера Джексона. Понятно, что ревность некоторых обосновывается элементарной завистью к чужому благополучию: выйди после этого визуального великолепия в усовершенствованной «а-ля латы» оцинкованной банной шайке на груди и с измазанным алюминиевой краской деревянным мечом в нескучном, но засранном парке и изобрази благородного героя, сражающегося с орковским отребьем! Но преобладающим в неприятии экранной версии все же является следующий психологический момент.
У каждого фаната со времени прочтения в воображении сформировался свой, интимный, мир Толкиена. Потратив массу времени и сил на его создание, наверняка трудно отказаться от собственнических претензий на трактовку сказки, ставшей чуть ли не отправной точкой в жизненной философии. Фильм в какой-то степени развенчивает их представления, с таким упорством холимые и лелеямые, тем более, если отдельные сюжетные ходы поданы как ересь.
На самом деле то, что заставило их стать толкиенистами, полностью выложено еще в первом абзаце «Хоббита». Все, что было дальше - а это кипа толстых книг - лишь дополнительные порции одного блюда. Толкиен мог и не придумывать Саурона, Гэндальфа и Арагорна. Это могла быть совершенно другая, но не менее привлекательная история. Привлекательная манящим духом эпохи, в которой не суждено оказаться, но которую можно смоделировать для себя в своих мыслях и в которой можно представить себя тем, кем хочется себя представить.
Большая часть фанатов экранизацию все же приняло. Не так уж часто толкиенистам доводится оказываться в большинстве. Пусть фильм ругают - это характерный признак. Где популярность, там и паразиты - имеются в виду низкопробные критиканы, не знающие объективности и набирающие очки путем охаивания всего и вся. А что до особо ревностных поклонников... Когда-то же и им надо встать в позу, покапризничать. Все-таки это их время. Оно не будет длиться долго.
И вот, дождались! Точно по расписанию на экраны кинотеатров выходит вторая часть эпопеи о братстве кольца.
Хоббит Фродо Беггинс вместе с другом Сэмом Гемджи продолжает свой нелегкий путь в страшную страну Мордор - единственное место, где можно уничтожить кольцо всевластья, дабы не дать возможность ужасному Саурону вновь завладеть им. Параллельно с ним в этом же направлении идут две остальные части раздробленного Братства: Арагорн, эльф Леголас, гном Гимли и ещё два хоббита Мери и Пиппин. Вот так все это начинается.
Сразу оговорюсь, что «Две башни» мне понравились гораздо больше, нежели первая часть «Властелина Колец». Может быть это из-за того, что я являюсь типичным представителем кинотеатральной аудитории, а может и потому, что «Братство Кольца» действительно более скучна. А смотреть вторую часть можно практически без попкорна. Почему практически? Потому что некоторые отвлечения вроде бравого агента Смита, то есть короля эльфов Элронда, а также Фродо, все-таки раздрабливали динамизм второй части. Да, да! Вы не ошиблись, именно Фродо! На мой взгляд, Элайджа Вуд полностью со своей ролью не справился. Меня просто раздражали его постоянно заплаканные глазки и тихий, нежный голосок. Чуть что случись, хватается за кольцо и тут же закатывает свои испуганные глаза. Что мне совершенно не нравилось. Обратившись к первоисточнику, то есть к книге, мы сможем увидеть решительного молодца, а не сопливого мальчика. Даже если учесть, что по книге Фродо должно быть 30 лет, мы вспомним, что это всего лишь возраст совершеннолетия у долгоживущих хоббитов. Вобщем, это вопрос субъективный, но мне ближе именно такая позиция.
Основное действие картины, кстати, происходит без его участия - так уж получилось. Хотя второстепенных эпизодов не должно быть, так как книга Толкиена - это многогранный мир, где все освещено и важно. Но не будем забывать, что экранизация книги направлена на массовую аудиторию, а не на фанатов, которым все равно никогда не угодишь. Отчего следует, что должен быть экшн и убийственный сюжет. К чему привыкла публика. И это все во второй части эпопеи появилось.
Грандиозная по своим масштабам и меркам сцена штурма крепости Рохана. Рохан - очередная цель сил зла средиземья. Неудавшаяся попытка разрушить это государство изнутри, побудила Сарумана отправить десятитысячное войско орков для его уничтожения. Люди и эльфы против злобных орков. Как мне понравились стройные ряды чистеньких и выхохоленных эльфов, в сравнении с грязными и ужасными мутантами. Десять тысяч против нескольких сотен! Вот здесь не остается ни одного равнодушного зрителя. Этим зрелищем можно наслаждаться и восхищаться. Голливуд всегда славился своим умением преподносить сцены битв, и у него это в очередной раз получилось. Лучшие, на этот день спецэффекты, потрясающий звук - все это просто «колбасит» зрителей. На экране телевизора этот эффект просто недостижим, лучше это увидеть раз в кинотеатре, чем 100 раз дома, в телевизоре. Я не сомневаюсь, что с этим будут согласны все, успевшие просмотреть этот шедевр.
В конце, Мери и Пиппин уговоривают Энтов, - оживших и неспешных деревьев, пойти войной на башню Сарумона. Что они легко и разрушают.
Как и во всякой сказке, Добро побеждает Зло, что случилось и здесь.
На самом деле, фильм получился очень качественным и очень солидным. New Line cinema - компания, делающая этот фильм, стоящая на грани банкротства ещё год назад, теперь окрепла и счастлива. Зрители с упоением ждут заключительной части трилогии, а Элайджа Вуд продолжает свое успешное шествие по миру :(.
Фильм, однозначно, из разряда MustSee. Но только в кинотеатрах, потому что иначе эффект теряется и повествование становится немного нудным.
23 января 2003 года в кинотеатрах России стартовала экранизация второй части из знаменитой трилогии Толкиена «Властелин колец» под названием «Две крепости». В ней два босоногих хоббита по-прежнему идут к роковой горе Ородруин, чтобы уничтожить древнее кольцо всевластья, способное дать тёмному повелителю Саурону несокрушимое могущество. Тем временем союз двух крепостей – Изенгарда (где засел маг-предатель Саруман) и Барад-Дура (где ждёт своего часа бесплотный дух Саурона) – развязывает войну против свободных государств Западных земель.
А было время, когда все критики дружно сходились во мнении, что если вы до сих пор не читали Толкиена, теперь уже можете и не читать – а взять и сходить в кино. Но потом, когда мыльные пузыри рекламы и испарения розовых слюней, пускаемых жаждущими поскорее увидеть творение Джексона, рассеялись, миру явилась правда: суперкино новозеландских кинематографистов не идёт ни в какое сравнение с книгой британского мифотворца. Тут мы встречаемся с первой большой (размером с блокбастер) глупостью экранизации.
Настоящие толкиенисты разбивают языки в кровь, перечисляя друг другу и всем, кому не повезло оказаться поблизости, что в фильме расходится с текстом творца ихней реальности. Надо признать, что тема эта действительно неисчерпаемая – но ровно настолько же и бесполезная.
Это естественно, что в картине Джексона всё здорово по-другому, чем было в книжке у Толкиена. Кроме завзятых толкиенистов, никто и не ждал от режиссёра дословной экранизации толкиеновского текста. Ведь и хоббиту понятно, что если экранизировать эпопею Толкиена дословно, как она есть, то понадобятся не три, а тридцать три фильма. Но Джексон здорово промахнулся со сценаристами: они очень неграмотно адаптировали текст «Властелина» для большого экрана и к тому же допустили в сценарии кучу ошибок и противоречий.
Некоторые более важные моменты книги в картине выглядят неестественно короткими, а другие, куда менее важные, - чересчур длинными и «намыленными». Возникает впечатление, что многое из книги осталось в фильме недосказанным, но при этом лента Джексона всё равно кажется слишком нудной и растянутой. В общем, кино-«Властелину» явно не хватает динамики.
Мало того – тем, кто книжку не читал, понять то, что происходит на экране, совершенно нереально: столько там разной путаницы, недоговорок и запоздалых оговорок. Взять хотя бы то, как фильммейкеры обошлись с толкиеновской картографией. Те, кто читал книжку, знают, что без обращения к картам Средиземья понять суть происходящего в ней нелегко. А в фильме карту показали всего-то два-три раза, и не тогда, когда это было действительно нужно, а когда и без неё всё было уже понятно.
Второе серьёзное несовершенство трилогии состоит в том, что несмотря на сногсшибательные эффекты, душещипательное величие, отменное воображение создателей и ряд на удивление удачных режиссёрских ходов, джексоновская адаптация «Властелина колец» всё-таки получилась невыносимо детской.
Возможно, в этом есть элемент расчёта – в конце концов, экранизация эпопеи Толкиена с самого начала была чисто коммерческим проектом. Иначе говоря, трилогию начали снимать отнюдь не из любви к хоббитам, а от большой, всепоглощающей любви к деньгам. Поэтому и получается она такой нескладной, несмотря на все ухищрения создателей.
Из-за чрезмерного упрощения книги в расчёте на детскую аудиторию второй фильм оказался убийственно скучным (хотя не скучнее первого, разумеется). Наперёд угадываешь целые куски сценария – и смотреть становится неинтересно. Положение спасают только потрясающие спецэффекты: десятитысячная армия орков, штурмующая крепость в Хельмовом ущелье, совершенно реальный и вместе с тем полностью компьютерный шизофреник Горлум, указывающий хоббитам путь к роковой горе, огромные крылатые твари, на которых нынче пересели назгулы – или чёрные всадники, и многое-многое другое.
Но визуальная крутизна фильма – не единственное, ради чего его стоит смотреть. Питеру Джексону здорово удалось передать потрясающее величие фантазийной трилогии Толкиена. Образы из фильма дразнят воображение романтикой древних мифов и преданий и надолго западают в сознание, чтобы потом неожиданно всплывать в памяти – к месту и не к месту.
Что касается сравнения первой и второй части экранизации трилогии, то «Две крепости» выглядят гораздо презентабельней, чем «Братство кольца» - что лишний раз доказывает, что это исключительно спецэффектное кино. Как человек, читавший книжку, добавлю, что третья часть обещает быть ещё сногсшибательней. В этом смысле трилогия развивается по закону Алисы из кэрролловской сказки: «Чем дальше, тем любопытственнее». Всё любопытственнее и любопытственнее…
Отдельно стоит сказать насчёт подбора актёров для съёмок трилогии. Как и в остальном, здесь чётко можно выделить явные успехи и провалы. Самый большой (на мой субъективный взгляд) успех – выбор Лив Тайлер на роль Арвен. Я и раньше подозревал, что она выдающаяся актриса, – ну а теперь, после «Двух крепостей», я в этом совершенно уверен. Лив наделила эльфийскую принцессу своим женским обаянием по максимуму, но вместе с тем сделала её по-эльфийски лёгкой и невесомой. Удивительно красивая – но не из стерильных красавиц, а «с изюминкой», сексуальная – но не вызывающе, а скорей латентно, она стала для фильма Джексона настоящей находкой.
Отец Арвен, мудрый властитель Элронд тоже очень хорош, хотя своим видом и отсылает к харизматическому «агенту Смиту» из «Матрицы». Главное, что в его облике присутствует нечто неуловимо величественное, что заставляет зрителя верить: он – правитель Ривендела и повелитель эльфов. А вот насчёт Арагорна этого сказать нельзя. Вигго Мортенсен создал на экране образ героя-одиночки – но никак не потомка Исилдура и законного правителя Гондора, чем обрёк заключительную часть трилогии на заранее предсказуемый конфликт реально существующего и требуемого по сценарию вариантов развития событий. Вероятнее всего, это выльется в очередную нестыковку в восприятии трилогии зрителем: в финале будет очень трудно поверить в Арагорна-властителя, в противоположность Арагорну-воину.
Отдельно следует упомянуть о Фарамире, брате убитого в финале первой части трилогии Боромира. Сыгравший его актёр удивительно похож на Шона Бина, как бывают похожи братья – что и требовалось по сценарию. Но есть в его облике нечто такое, что заставляет заранее считать его более рассудительным, спокойным и мудрым, чем воинственный Боромир. Поэтому выбор его на роль Фарамира – один из несомненных успехов второй части трилогии.
Ну и, конечно, хоббиты, которые все сыграли очень достойно – в особенности Фродо (в смысле, Элайджа Вуд). Бытует мнение, что Элайджа – талантливый, но слишком неопытный актёр, и ему нипочём не сыграть душевные метания Фродо в самом конце трилогии. Я это мнение не разделяю – с тех пор, как увидел его игру в «Двух крепостях». Он отлично передаёт нужное настроение зрителю – а это самое главное.
Подытоживая, скажу, что поставил бы второй части трилогии Джексона пять баллов – по десятибалльной шкале. Потому что любое кино держится на сценарии, и во всякой стоящей картине он составляет добрую половину её «стоимости». А кино-«Властелин» в сценарном плане оказался убийственно слаб – и это притом, что произведение Толкиена было совершенно великолепным. В общем, разочарованы дети и взрослые…
А от себя всем советую: прочитайте книжку. Ваше отношение к хоббитам, эльфам, гномам, Толкиену, фильму Джексона и кольцам непременно изменится – вот увидите!
- Так как общая стоимость трилогии составляет 190 миллионов $, то можно считать, что бюджет картины составляет 63 миллиона $.
- В своем интервью Энди Серкис, исполняющий роль Голлума сказал следующее: "Во время съемок в Новой Зеландии я провел много времени в экстремальных условиях… я бродил по холмам и горам в желании понять моего героя, одинокого и несчастного Голлума. На экране он напоминает мультипликационного героя, но большинство движений и мимики мои... Я был должен носить облегающий костюм при съемке, так, чтобы аниматоры могли работать с моими движениями..."
- Интервью с Питером Джексоном можно прочитать здесь.