ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Властелин колец: Возвращение короля 
The Lord of the Rings: The Return of the King

Режиссер Peter Jackson (Питер Джексон)
Сценарий Peter Jackson (Питер Джексон),
Frances Walsh (Фрэнсис Уолш),
Philippa Boyens (Филиппа Бойенс)
В ролях:
Elijah Wood (Элайджа Вуд),
Ian McKellen (Йан МакКеллен),
Viggo Mortensen (Вигго Мортенсен),
Orlando Bloom (Орландо Блум),
Sean Astin (Шон Остин),
Dominic Monaghan (Доминик Монэхэн),
Billy Boyd (Билли Бойд),
John Rhys-Davies (Джон Рис-Дэвис),
Cate Blanchett (Кейт Бланшетт),
Liv Tyler (Лив Тайлер)
Официальный сайт: www.lordoftherings.net
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Не стану пересказывать сюжет – вы его и так знаете по пресс-релизам. Остановлюсь на итоговых впечатлениях и, как всегда, поспойлерничаю с вами. Читать / не читать – вам решать!

Фильм удачный как ИТОГ многолетнего проекта. Завершается 3-й фильм тем, с чего начинался первый – с зеленых полей Хоббитании и бытовых зарисовок из жизни хоббитов. Боялся, что Джексону не хватит терпения довести до финала свое детище в том же ключе – мощно-представительском, что и две предыдущие серии – все-таки усталость у него и команды накопилась колоссальная плюс происходит так называемое замыление глаза. К счастью, ничего такого не заметил. Декорации еще более впечатляющие – особенно город Мина-тирис, кажется – извините, если не буду точен в именах и терминах – времени нет перепроверять точные названия, да вы и так все понимаете… Все злодейские объекты показаны вблизи и изнутри – так сказать слетела пелена, ближе показаны орки. Добавлены и трехмерные ожившие мертвецы, вставшие на сторону Агронома. Их король мне напомнил какого-то актера, а внешность – героев предыдущего фильма Джексона “Frighteners”.

В целом очень удачно уравновешены батальные сцены-экшн и лирические. Конечно, немножко утомило то, как часто любили герои по случаю и нет пускать слезу – очень слезливая серия получилась. Удивило то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО в фильме нет САРУМЯНА. Мимоходом Гендальф сообщает, что Сарумян потерял свою силу. Обидно за роль, которая несла большой смысл в предыдущих сериях, а теперь просто проигнорирована. Джексон эту потерю компенсировал возвращением на главную арену назгулов, которых он проигнорировал во второй серии.

Серия начинается с… червяка, которого одевает на крючок еще нормальный Шмыга, рыбачивший с другом еще во время своего нормального бытия. Но вот друг находит в иле кольцо, ребята дерутся из-за находки и Шмыга своего друга душит. Потом нам показывают его деградацию до нынешнего состояния и идут титры Return of the King.

Дальше все идет прямо по книге. Самое эффектное в битве, а их больших две – одна у стен города /сначала его берут штурмом орки, затем приезжают коники Рохана и мочилово организуется прямо у стен крепости/, вторая у Черных ворот, но покороче.

В первой битве по кайфу все, что связано со слонопотамами – крутая графика, крутое насилие, с фантазией, мощно, так и видишь, как вооруженные шипами слоны разбрасывают вокруг себя коней и всадников.

Во второй красиво появляются гигантские орлы, которые начинают кусать и топтать назгулов.

Там еще есть парочка схваток помельче, но тоже зрелищно – орки захватывают переправу, а назгулы гасят с воздуха бегущие войска Фаромира. А потом король отправляет их обратно захватить переправу, и ребята скачут на явную смерть, а им навстречу летят тысячи стрел.

Что не понравилось. В паре моментов графика явно не дотягивает до требуемого эффекта. Например, в сцене, когда Фродо вбегает в жерло вулкана, виден грубый компьютерный нахлест его фигурки на вулканический задник. Некотоыре куски разных сцен – в горах или в городе -, сменяя друг-друга, не отрегулированы, очень заметен стык и перепад цветов и резкости…

Главное мое недовольство связано с тем, что ФАКТИЧЕСКИ ФИЛЬМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЗА 40 МИНУТ ДО СВОЕГО КОНЦа и в оставшееся – весьма продолжительное время - нам показывают то, что в принципе само собою подразумевалось: Фродо приходит в себя после стресса в вулкане, Агронома посвящают в короли и он … поет песню, потом Агроному приводят Лив Тайлер и он дарит ей настоящий засос при всем честном народе, затем хоббиты возвращаются к себе в деревню, Сэм женится на барменше, Фродо пишет книгу мемуаров и встречается с еще более постаревшим Билбо, наконец, Фродо с Гендольфом, Электродрелью и агентом Смитом уплывает в даль светлую на ладье. Последний кадр в фильме – Сэм приходит домой, ему навстречу выбегает дочка-пятилетка с... волосатыми ногами, выходит жена с еще одним ребенком на руках и они заходят в свой дом-нору и закрывают желтую дверь. THE END. Зачем так бездарно тратить драгоценное время, когда пришлось резать многие сцены и выбрасывать целые персонажи! Можно было сэкономить еще времени, не показывая подробно длиный эпизод с нахождением закутанного в кокон гигантским пауком Фродо в башне орков – явно вторичный и лишенный особого сюжетного смысла эпизод… кстати, Шмыга в фильме гибнет как бы дважды – сначала в драке у логовa Шейлы Фродо сбрасывает Шмыгу в пропасть, но затем Шмыга, как ни в чем не бывало, поджидает Фродо и Сэма возле вулкана.

Пресса уверяла, что зрителей ждут пять или шесть финалов. Если считать все, что произошло после сожжения кольца, то, наверное, больше. Но я бы их назвал не финалами, а финальцами.

Прикольным показалось то, как Шмыга тонул в лаве с кольцом в руке – очень похоже на финал “Terminator 2”!

Понимаю, что многие из вас ТАКОЙ рецензией останутся недовольны – но, честное слово, больше ничего особенного в голову не лезет. В итоге получили неплохой зрелищный фильм на три с половиной часа, но НЕ БЛЕСТЯЩИЙ ШЕДЕВР. Остаюсь при своем мнении, что лучшая серия из всех трех – первая. Поэтому искренне удивился, что “Return of the King” усиленно двигают в сторону Оскара. Явно за заслуги всего сериала, так сказать, «за вклад в развитие игрового кино», чем за собственное содержание!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Любите ли вы творчество Дж.Р.Р. Толкина так, как? Вот именно, в чем причина этой большой и чистой любви к творчеству человека, который давно умер? Ну в самом деле, за что в школе изучают "Войну и Мир", особенно первую часть? Видимо, налицо некий псевдонекрофилический комплекс, косвенно связанный с почитанием духов предков. Нет, чтобы почитать духи потомков...

Где-то в перерыве между "плохо самочувствую" и "так себе помираю" рецензенты отправляются в кино. На дворе - конец декабря, ивы гнутся под снежными шапками, снегири клюют рябину с кленов, увешанных арбузными корками. Самое время для простой рождественской сказки. А там, где сказка, там и Баба Яга, и editor@gazeta.ru.

Мы возвращаемся к третьему фильму "Властелин Колец" со смутным чувством. Да-да, мы где-то это уже видели. Может быть, в двух предыдущих фильмах? Оставим смельчакам право пересмотреть две предыдущие картины, а сами зададимся вот таким вопросом: есть ли какая-то существенная разница между всеми тремя фильмами? Видимо есть, раз безумные толпы, нарядившись хоббитами, со всех концов света бегут в кино смотреть продолжение.

Нет-нет, не поймите меня неправильно, Питер Джексон снял великолепное кино, в котором актеры не стареют от серии к серии, не становятся попутно губернаторами Северной Дакоты, не умирают, и не возвращаются в виде искусственного голоса Джона Леннона. Но есть ли в этом массовом кинематографе начала века что-то кроме Новой Зеландии, компьютерных толп, и круглых жилищ хоббитов, с рукоятками, расположенными максимально неудобно?

Тут есть, о чем призадуматься. Что отличает хороший фильм от плохого? Зрелищность? Игра актеров? Сценарий? Постановка света? Саруман? Компьютерная анимация? Как оказалось, двадцать пять лет назад старец Лукас поставил синюю запятую в истории кино. Ныне актеры уже не только не приветствуются на съемочной площадке. Их распугивают водяной помпой, и они после смерти прячутся в горах.

Тем не менее, то, что в результате получается, язык не повернется назвать посредственностью, или же чем-то совершенно безвкусным. Налицо какой-то совершенно новый жанр, в котором место человека - где-то между проектором и экраном.

Мы все бежим в лабаз, как только кинотеатр нас поманит чем-то интересным. Иногда мы возвращаемся заполночь, разочарованы. Иногда мы рвем и мечем, хотя вокруг никто не выражает никакого энтузиазма по поводу только что отсмотренного шедевра.

Нам нечего вам сказать, дорогие товарищи. После столь продолжительной картины (сам Бертолуччи, говорят, очень завидовал), вряд ли можно подобрать нужные слова. Разве что Гэндальфу определенно не стоило бить регента магическим посохом, да и средневековье не место для езды на современных автомобилях.

Посмотрите сами. Вам понравится.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

И черные тучи покрыли небеса - свет померк, Зло собрав все силы, надвигается, чтобы уничтожить все живое и навсегда стереть род человеческий с лица Земли. Армия Саурона стоит у стен Гондора. Но никто не сдастся им без боя.

Это будет Великая Битва, день Сечи, день Славы на смерть!

Невиданные доселе зрелища жестокой и огромной войны море черных легионов орков, троллей и всякой нечисти, бескрайнее, что не видно ему конца, уничтожает и разрушает все на своем пути.

Невероятные по размаху съемки, панорамы, компьютерная графика, смотришь и видишь что да, ради тебя потратили 94 миллиона долларов, чтобы ты сейчас сидел, и раскрыв рот, взирал на мощь армии Саурона.

Но вот Он - Белый Всадник, волшебник Гендальф, могущественный и сильный, летит, рассекая воздух, и когда он сражается, верит, призывает. Именно тогда надеждой и силой наполняются сердца всех воинов. Белокурая принцесса Элвин сразиться с Черным Волшебником, которого не может убить смертный. Арагорн призовет Армию Призраков. А Арвин, принцесса эльфов, выберет любовь, взамен своей бессмертной жизни. Теперь ее судьба связанна с судьбой кольца, и она умирает. Но Арагорн, ее возлюбленный, сражается, сражается за жизнь, за людей, за Фродо и за нее. Может быть придет день, когда род человеческий падет, но не сегодня - за все что вы любите зову на бой! За Фродо!

Ансамбль великолепных актеров в последней серии засиял особыми красками. Еще бы наверное за съемки предыдущих серий они уже так вжились в роли и прониклись к друг другу, что теперь глаза каждого светятся при взгляде друг на друга, и ты забываешь что это кино, ты видишь настоящую жизнь и настоящие чувства, настоящие поступки и настоящих людей.

Композиции кадров, декорации, костюмы, постпродакшн на высочайшем современном уровне доставляют большое эстетическое удовольствие.

Фродо. В его руках судьба мира.

Пройдя тяжкий путь, полный испытаний и потерь, преодолев непроходимые препятствия, изможденный, обессиленный, он не помнит вкуса еды и звука журчания воды, ничто больше не отделяет его от Всевидящего Ока, оно везде, заслоняет собой путь. И в одиночестве, в Мордоре, он лежит без сознания, распростертый в черных холодных пещерах, кишащих монстрами.

Но это бремя выпало ему, и если он с ним не справится, значит никто не справиться.

Но главное испытание кольца - испытание, которое не выдержал пока никто, еще впереди.

Монтаж – единственное, что не могу превознести, хотя отдельные эпизоды заставили меня трепетать. Отдельные эпизоды были сногсшибательны. Их было два. Может их красота и может искупить затянутость и недостаток лаконичности?

В конце многовато точек, ложных финалов. Но можно понять режиссера, все так красиво и сентиментально, что жалко резать по живому.

Но где же был продюсер, который обладает правом на окончательный монтаж?? Наверное тоже пожалел. И оба они пожалели - фильм идет 3 часа.

Итак, какое бы Зло не было всемогущее, страшное и жестокое, но смелое и верное сердце МОЖЕТ его победить, особенно если рядом будет преданный и отважный друг.

История о братстве кольца дописана. Но это не значит, что Зло навсегда побеждено.

Мир не может существовать без Зла, таков закон.

Поэтому однажды, кому- то снова придется сражаться.

И пусть этот кто-то, будет таким же сильным, верным и отважным как герои этой истории. Для этого, наверное, и сделан этот фильм.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Вопреки устоявшейся за пару лет традиции я не буду начинать рецензию на очередной фильм трилогии "Властелин колец" забавными цитатами из форумов. Не то чтобы там уже совсем не найти ничего интересного, однако к третьей части диалоги фанатов заметно сдали. Ничего нового. Впрочем, в этом нет никакой вины фанатов, потому что если вторая часть по сравнению с первой была наполнена принципиально новыми действиями и персонажами - Голлум, масштабнейшие сцены сражений, огромные города в скалах и так далее, - то как раз в третьей части принципиально нового нет практически ничего. За исключением разве что паучихи, которая мне вдруг живо напомнила... Впрочем, эти аналогии здесь неуместны.

Так что баталии между фанатами значительно потеряли свою остроту. Фанаты теперь обсуждают мелкие и чисто технические подробности правильной (по мнению фанатов) организации атаки и обороны, делятся соображениями на тему того, с какого бодуна поехала крыша у папаши Боромира и Фарамира, а также почему так странно прокололся несчастный назгул, которого мужик одолеть вообще не может, а вот баба - затоптала ногами с полтычка.

В общем, это все вполне объяснимо. Потому что после первой части... ну, тут был такой простор для битв между фанатами и просто сопричастными, что только искры летели. Обсуждали Джексона, его трактовку, его видение, его персонажей, свои трактовки, свое видение, своих персонажей, а также решали вопрос, насколько это все друг с другом коррелирует и коррелирует ли вообще, особенно если знать, что именно означает данный термин.

После второй серии, когда уже четко было понятно, что Джексон снял не голливудскую клюкву, а совершенно потрясающую эпопею, начали обсуждать всевозможные технические вопросы: соответствие расстояний, стратегию обороны, схему съемок боев и технику владения боем на мечах у главных персонажей. Ну и, конечно, затрагивали вопрос, душка ли лапочка-Леголас. Нет, вру. Что он душка - признавали все. Затрагивали вопрос, насколько именно душка лапочка-Леголас, а также что делать несчастным юным девушкам после того, как выйдет третья часть и Леголас навсегда будет потерянным для общества.

Ну а с третьей частью... Признаюсь честно - меня заинтриговали. Я редко читаю рецензии до просмотра фильма, однако в нескольких киножурналах попались статьи критиков, посмотревших фильм в Европе, и я был поражен потоками восторженных откликов. Ну, прям ничего лучше, круче, возвышенней и спецэффектней они в жизни никогда не видели. Кино XXI века, никому не переплюнуть, никому даже рядом не подобраться, говорили критики. Я был озадачен. Мне очень понравилась вторая часть, и я не совсем понимал, каким образом Джексон может ее превзойти. Точнее, чем он может ее превзойти, с помощью чего? Ведь вторая часть от первой отличалась довольно сильно. А что же такого будет в третьей? Тем более что это как-никак финал, торжественное бросание кольца (надеюсь, это не примут за спойлер?), после чего актеры должны долго бродить по сцене, раскланиваться, делать картинные позы и принимать букеты с цветами. По этой причине, если честно, мне даже не очень хотелось смотреть третью часть, хотя я отлично понимал, что пойду на нее в любом случае.

Впрочем, хватит уже предварительных разглагольствований, давайте перейдем к самой сути. Итак, третья часть...

Это финальная часть истории о том, как маленький хоббит пытался избавиться от кольца (эта трагедия вызвала сочувствие и понимание всей мужской части зала). Фродо (Элайджа Вуд) с верным Сэмом (Шон Остин) и пакостливым Голлумом (Энди Серкис) с великими трудами пробираются к Роковой горе. Перед Фродо стоит традиционная задача добраться до башни и сбросить Кольцо всевластья в пылающую бездну, чтобы погасить око Саурона и разогнать силы зла. Перед Сэмом стоит традиционная задача оградить Фродо от всяческих опасностей, даже ценой собственной жизни. Перед Голлумом стоит традиционная задача нелегкого выживания в условиях полного раздвоения личности, а кроме того, Голлум, прикидываясь нормальным эксплорером, по сути представляет собой карикатурное изображение Ивана Сусанина, потому что ведет он Фродо на погибель, планируя завладеть кольцом, от которого Фродо так стремится избавиться.

Ну а остальные члены братства Кольца - Арагорн (Вигго Мортенсен), Гендальф (Йен Маккеллен), Леголас (Орландо Блум) и Гимли (Джон Рис-Дэвис) - занимаются традиционным для себя военным делом, потому что полчища Саурона - возможно, предчувствуя свой близкий конец, - озлобились до невозможности, стянулись в плотную и компактную (на несколько десятков тысяч боевых единиц) массу под стенами Гондора, так что предстоит наш последний и очень решительный бой. Ситуация осложняется тем, что предводители людей традиционно проявляют свои милые человеческие черты - злобу, ненависть, подозрительность и белую горячку, - в результате чего достаточно разобщены, что не позволяет дать должный отпор силам зла. Тем не менее искусство убеждения, которым в должной степени владеет белый маг Гендальф, помогает вбить в голову (иногда - с помощью посоха) всем этим царькам нехитрую мысль о том, что поодиночке они все погибнут, поэтому выстоять можно - только сообща.

Арагорну предстоит призвать на помощь войско мертвецов (иначе не сдюжить), Теоден (Бернард Хилл) вместе с боевитой племяшкой поведет своих бойцов защищать Минас-Тирит, папа бравых хлопцев Боромира и Фарамира совершенно потеряет голову в результате злоупотребления некачественным алкоголем, и его придется отстранить от командования по состоянию нездоровья. На стороне противника выступают орки, назгулы, элефанты, драконы, тролли и несколько чуть менее заметных тварей. Вся эта тусовка создает жуткий шум, плохо пахнет, а уж выглядит - так просто кошмарно. Поэтому, когда люди поставят Зло на колени и жестоко убьют, зал разразится законными аплодисментами.

***

Говоря о третьей части, трудно отрешиться от того факта, что это - завершающая часть всей двенадцатичасовой трилогии. Поэтому анализировать отдельно третью часть вне ее связи с предыдущими двумя - сложно. Но вполне возможно, так что именно этим я сейчас и займусь, потому что смотреть "Возвращение короля" в кинотеатре (надеюсь, вы не будете страдать этим идиотизмом - пытаться что-нибудь разглядеть в экранной копии, демонстрируемой на 14-дюймовом телевизоре?) - это отдельные три часа двадцать одна минута вашей жизни, так что вы имеете право узнать, что вас ждет. Точнее, что ждало меня...

Скажу сразу - третья часть мне понравилась меньше второй. Не то чтобы я был сильно разочарован - вовсе нет, я в любом случае не пожалел, что ее посмотрел, - однако к "Возвращению короля" у меня есть определенные претензии, и я их сейчас постараюсь изложить.

Претензия первая. Серия "Возвращение короля" очень сильно затянута. Весьма затянута. Чересчур затянута. На мой взгляд, если бы Джексон сократил ее на часок - фильм только выиграл бы. Я прекрасно понимаю, что всякие длинноты, крупные планы и так далее служат определенной цели, чтобы фильм не скатился к банальному "чукалову", а нес в себе пласт неких нравственных посылов и установок. Кроме того, нельзя забывать, что одна из явно прослеживаемых задач фильма - визуальные иллюстрации к книге Профессора, поэтому Джексон, демонстрируя эти красивейшие картинки, как будто сам не может от них оторваться, поэтому заставляет зрителей разглядывать их снова и снова. Однако в первой и второй части это не раздражало, а вот в третьей - увы, да. Слишком много длиннот и слишком много крупных планов физиономий, особенно учитывая тот факт, что новых лиц там практически не появляется (за исключением белого и горячего папаши Боромира и Фарамира), а старые мы уже достаточно изучили по первой и второй части.

Претензия вторая - уклон в излишнюю слезливость. Особенно, разумеется, в финале. Джексон утверждал, что снял аж двенадцать вариантов финала, - верю. Однако не понимаю, почему он выбрал худший из них. На мой взгляд, фильм надо было заканчивать на сцене, когда кольцо наконец полетело расплавляться. Все, задание выполнено! Люди спасены, Саурон полностью виртуализировался, боевые элефанты пошли вспахивать поля, тролли переквалифицировались в игроков регби, хоббиты отбомбились и полетели обратно в Шир. Что там рассусоливать-то? Неизбежно скатишься в сопливый пафос.

Джексон и скатился, чем лично у меня значительно снизил впечатление. Я еще могу простить коронованному Арагорну поцелуй Арвен при всем честном народе и всех честных эльфах ["Полагаю, вы рады видеть мою дочь, мистер Арагорн?" - вежливо осведомился Элронд (Хьюго Уивинг)], но бесконечные объятия, слезы и сопли хоббитов - они просто замучили. Фродо обнял и поцеловал Сэма раз двадцать, не меньше. Честное слово, несколько раз мне казалось, что он вдруг вопьется своими губами в сочные губы задушевного друга-приятеля и они навеки сольются в поцелуе братской, но нежной любви. Впрочем, я прекрасно понимаю, что отсутствие подобного финала несколько снизило бы впечатление у другой категории зрителей, однако Джексону нужно было выбрать: или они, или я. Он выбрал их. Имеет право, но и я имею право сказать, что этот финал - он, однозначно, замучил!

Все, больше претензий нет. Сильная затянутость и бесконечные слезы-сопли в конце - вот полный список того, что не понравилось. Все остальное - очень понравилось. Батальных сцен немного, но они великолепны. В этой серии по полной программе выступили боевые элефанты - это просто потрясающе. Сцена, когда Леголас заманил элефанта за угол и там его запинал, снята просто изумительно! Достойно также выглядят назгулы на летающих драконах, особенно сами драконы: такие зловредные твари - это что-то!

Войско мертвых на меня не произвело должного впечатления, но снято достаточно красиво, не спорю. Просто в идее призрачного войска есть нечто призрачное, и это несколько влияет на визуальную боевую составляющую данного подразделения.

Стенобойные машины с троллями - это просто шедевр! Ради этого я был готов простить сотню целующихся хоббитов! И вообще все сцены осады Минас-Тирита, а также сцены сражений действительно сняты на уровне совершенно нового кинематографического века. Я не видел ничего подобного по уровню и качеству.

Ну и еще один серьезный спецэффектный прорыв - это паучиха, в сети которой Голлум завел Фродо. Причем здесь можно высказывать свои восторги не только по поводу уровня компьютерной обработки, но и на тему того, как это все спланировано стратегически: на сцене, когда паучиха висит над головой Фродо, дети в зале не выдержали и стали истерично орать: "Фродо, она сверху, Фродо! Подними башку, парень, сожрут ведь!.."

Резюмирую. Конечно, "Возвращение короля" обязательно нужно смотреть. Даже если вас, как и меня, будут раздражать эти длинноты (что, кстати, совершенно необязательно). Безусловно, это ярчайшее событие в современном кинематографе, равно как и предыдущие две части. Я уже говорил о своем отношении к этому шедевру (всей экранизации "Властелина колец"), поэтому не буду повторяться. Скажу только, что Джексон совершил практически невозможное: сделал коммерчески невероятно успешный проект, но в то же время действительно экранизировал книгу Профессора, не скатившись к голливудской клюкве. Фильм сделан с очень большой любовью к первоисточнику, съемочная группа при создании картины совершила просто чудеса, актеры и подобраны, и играют великолепно. Сейчас им уже можно расслабиться и начать получать свои "Оскары", всякие другие награды и почести. Вполне заслуженные, подчеркиваю, награды и почести.



РЕЦЕНЗИЯ №5

"Вот все и окончилось!" - подумал я сразу после того, как в зале кинотеатра включили свет. И это не был мысленный вздох облегчения - это было грандиозное сожаление. В самом деле, чертовски жаль, что история Фродо Бэггинса закончилась и нам придется навсегда распрощаться с миром, который на паях создали Дж.Р.Толкиен и Питер Джексон. Впрочем, не исключено, что любители сделать денежку еще придумают миру какую-нибудь четвертую часть трилогии. "Фродо: перезагрузка", или что-нибудь в этом духе.

"Возвращение короля" надо воспринимать в двух плоскостях. Во-первых - как самостоятельный фильм, с конкретными достоинствами и недостатками. Во-вторых, конечно - как завершение трилогии. В последнем случае неизбежно сравнение с двумя первыми частями.

Но об этом - чуть позже. Вначале - немного сюжета.

Мы расстались с персонажами "Властелина колец" после того, как армия людей одержала историческую победу над силами зла у Хельмовой пади, а Фродо с Сэмом и Голлумом начали проникать в страну зла - Мордор. В третьей части Джексон продолжает блистательно себя оправдавшее в "Двух башнях" параллельное повествование, скрещивая и разводя несколько сюжетных линий. Два хоббита, несущие Единое кольцо к месту его уничтожения, будут продвигаться по Мордору, подвергаясь приблизительно таким испытаниями, какие поджидают слаломиста, преодолевающего дистанцию с завязанными глазами. В это время люди будут защищать от полчищ Саурона очередную твердыню - на сей раз Минас Тирит, столицу Гондора, родовое гнездо Арагорна. Под стенами этой циклопической цитадели развернется битва, которая даже переплюнет по накалу и зрелищности сражение у Хельмовой пади. Хотя казалось, что сделать это невозможно.

Тем не менее, у Джексона получилось! Битва у Минас Тирит разнообразнее как по составу участников, так и по сюжету. Здесь действуют все рода войск: стрелковая пехота - люди и орки, кавалерия - конники Рохана и слоны Саурона, артиллерия под управлением троллей и защитников Минас Тирит, флот, на котором в осажденную цитадель проникает Арагорн со своими полупрозрачными молодцами, и даже штурмовая авиация, представленная назгулами. Инициатива несколько раз переходит из рук в руки, и каждый раз это происходит так, что дрожь по коже продирает. Это - фантастически поставленная и безупречно снятая войнушка, и я полностью отвечаю за оба эпитета, которые здесь употребил.

Зрелищно фильм сделан таким образом, что максимальной "десятки" для него явно мало. И разве дело только в сражении у Минас Тирит? От начала до конца "Возвращение короля" - это пир спецэффектов, которые при таком вопиющем изобилии непостижимым образом умудряются оставаться в рамках необходимого. Джексон - настоящий укротитель спецэффектов, он знает назначение каждого из них и оперирует ими, как первоклассный хирург - своими инструментами. И он умеет расставить акценты втыкая в душу зрителя иголочки столь же безошибочно, как это делают с телом пациента лекари-иглоукалыватели. Вот, скажем, момент у Башни мертвых, когда с приближением Фродо оттуда возносится к небу столб зеленого света, а пространство сотрясает леденящий вой. Таких моментов в фильме - хоть пруд пруди, начиная с первых кадров (момент грехопадения Голлума) и почти до самого конца, точнее - до ложного финала, когда разливающееся по экрану сияние от уплывающего эльфийского корабля зритель принимает за окончание фильма. И жестоко обманывается. Хотя и ненадолго.

И, раз уж речь зашла о финале, порассуждаем самую малость о том, насколько он затянут и слезоточив. Экслер, например, считает это серьезнейшим недостатком фильма (признавая во всем остальном его безупречность). Мне финал не то, чтобы понравился - скорее, показался оправданным. Все эти хеппи-эндовские штучки здесь и толкиеновскому оригиналу полностью соответствуют, и смысловую нагрузку несут изрядную. Ведь история о путешествии Фродо - это не детективный роман, где все завершается с последним выстрелом, а философская сказка, которая требует внятного извлечения морали и завершения всех сюжетных линий. Поскольку мораль здесь многосложна, а сюжетных линий несколько, то подведение черты и потребовало некоторого времени. Хотя, конечно, обниматься Сэм с Фродо могли бы и поменьше. Может Джексон хотел этими объятиями сделать приятное "голубой аудитории", а?

Ну, и теперь сравним третью часть трилогии с двумя первыми. Или не будем? Нет, знаете, как-то расхотелось мне заниматься этими сравнениями. Пусть "Братство кольца" мне и понравилось существенно меньше последующих частей - но, в конце концов, без него не было бы всей трилогии. А сейчас, когда у нас все уже позади, имеет смысл говорить именно о трилогии. А тут много говорить и нечего. Скажем просто: "Властелин колец" - выдающееся событие в истории кино. Именно так, и делайте со мной, что хотите.


     
РЕЦЕНЗИЯ №6

Итак, свершилось. Самый грандиозный, самый амбициозный проект в истории кино получил то, что не мог не получить – пожизненный сертификат качества. С легкостью можно допустить, что «Возвращение короля» не лучше других номинантов. Можно также допустить, что «Возвращение короля» не лучше первых двух серий – «Братства Кольца» и «Двух крепостей». Да так оно, в общем-то, и есть. Но говорить, что создатели трилогии, в течение трех лет стабильно выдерживая заявленный художественный уровень, с каждой серией поднимая планку технического совершенства, не заслужили этого триумфа, было бы не совсем корректно.

В принципе, экранизация романа Толкиена могла потеснить с оскаровского пьедестала и «Гладиатора», и «Красоту по-американски», и много чего еще – уровень технологий позволял, публика была готова. Мешал один атавизм. В прежние времена, когда крупнобюджетные постановки с компьютерной графикой были наперечет, лучший звук, лучшие спецэффекты доставались некой режиссерской элите – в основном, друзьям Джорджа Лукаса, основателя фирмы Industrial Light & Magic. Остальным приходилось снимать картонных монстров. Но впоследствии конъюнктура изменилась. Компьютерные эффекты стали забавой более демократичной – в результате все больше и больше рискованных проектов стало доставаться постановщикам без имени, но с амбициями. Питер Джексон тоже возник как бы из ниоткуда – к моменту начала работы над «Властелином» в его послужном списке числилась разве что пара низкобюджетных ужастиков. Теперь, по следам оскаровского триумфа, можно констатировать: как не испортишь кашу маслом, так и сверхдорогой проект не испортишь талантом.

Очевидно, что талантливых больше, чем заслуженных. И если бы экранизация досталась мэтру с длиннющим списком регалий, то запредельно высоким оказался бы риск загубить дело узнаваемым почерком или какими-нибудь фирменными заскоками. Потому и уникален как явление «Властелин колец», что не так зависим от балласта киноистории. Стиль «Властелина» – стиль Джексона, прошедшего с ним из грязи в князи в то время, когда не боятся доверять дебютантам.

A WHITER SHADE OF PALE

В рамках сопровождавшего премьеру ажиотажа отметились комментариями в прессе на правах экспертов и так называемые толкиенисты. Главным критерием качества для них, что неудивительно, оказалось соответствие фильма литературному источнику. Вот они и принялись, подобно капризным девицам, с азартом определять: что им нравится, что не нравится. Мол, Пиппин поет отстойно, а паучиха вышла ништяк, и все такое. Конечно, можно им возразить: в трэшевой «Атаке пауков» таких Шелоб было пруд пруди, а скорбная песнь хоббита, сопровождающая гибель гондорского отряда – страшно удачное художественное решение, но… Что поделаешь – если их ТАКОЙ уровень постановки не устроил, им остается только посочувствовать. Впрочем, большая часть толкиенистов резонно с доводами Джексона и компании согласилась: уговорил, противный. Иного раза уж не будет, если не брать в расчет последующие «режиссерские» переиздания.

Между тем, фильм – достояние не одних фанатов Толкиена. Его безо всякого преувеличения можно назвать историческим событием, и смотреть его стоило хотя бы затем, чтобы потом, спустя многие годы, вспоминалось – смотреть причем на большом экране и с нормальным переводом, без глупого стеба. Это чудо света, сотворенное в наши дни. С технической точки зрения фильм безупречен. Он колоссален, он блестящ, он великолепен… если только не учитывать одну условность. Он не несет абсолютно никакой просветительской миссии. И даже, напротив, реакционен.

Да, очевидно, феерическое шествие «Властелина» – заключительный аккорд гегемонии белой цивилизации, начало ее величественного заката. Веками миром правили легенды с европейскими корнями. Сейчас Европа с Америкой по-прежнему обладают преимуществом технологическим, но уже вряд ли – идеологическим. И идеологическая составляющая толкиеновского труда – те самые глиняные ноги колосса. Она отвечает весьма примитивному мировосприятию: врагов нельзя выслушивать, врагов нужно вырезать. «Все хорошие объединились и убили всех плохих». Орки, по Профессору – Зло во всех отношениях. И русоволосые со златокудрыми, изничтожая это Зло, утверждают самую что ни на есть скинхедскую правду.

Для Толкиена существовали три мировые угрозы: коммунизм, фашизм и освободительное движение в колониях. Мир – то бишь американоевропейская цивилизация. Толкиен не любил неевропейцев. И написал сказку, посредством которой передал свои убеждения и стремления. Сказки для человечества – жизненно необходимый продукт питания. Коммунизм – Зло из сказки уже прочитанной. Нынче рассказывается сказка об исламском радикализме. Но Добро в итоге должно победить. Старое доброе бремя белых должно восторжествовать. Вопрос лишь в том, насколько белым к тому времени будет белый человек – причем лежит этот вопрос не столько в антропологической плоскости, сколько в культурно-социальной. Не мешает ведь отсутствие европейских предков быть белыми, скажем, госсекретарю США Колину Пауэллу, киноактерам Моргану Фримэну и Джоан Чен, футболисту Зинедину Зидану.

Титульная песня заключительной серии трилогии так и называется – «На Запад». И вовсе не случайно сейчас, в эпоху преобладания африканской музыкальной культуры, исполнение Энни Леннокс более походит на исполнение кельтской певицы Эньи, нежели той Энни Леннокс, которую мы все знаем. Это, знаете ли, характерный признак неявно выраженной конфронтации. Во «Властелине колец» не говорится прямо, кто друзья, а кто враги. Но в нем полным-полно намеков. К примеру, восточные люди на слонах – ни дать ни взять, арабские террористы. Воцарившийся Арагорн копирует путинские интонации. А великий могучий Мордор пал от рук кучки засланцев и от собственной межнациональной грызни. Толкиен же, как подобает подогреваемому агитационной бравадой писателю, облек победу сил Добра, добытую в череде грандиозных сражений, максимальным благородством.

БЛОКБАСТЕР ВСЕЛЕННАЯ

Огромные поля брани остались в прошлом человечества. И, как историческая ценность, грандиозные сражения превратились в отличную коммерческую фишку. Потому что они – идеальная нагрузка для накачанных мускулов киноиндустрии, идеальный экшн, во многом благодаря которому «Властелин колец» и смотрится столь увлеченно. И его триумф – яркий пример того, как технологией искупается явное идеологическое несовершенство. Ведь, как известно, перекос в сторону физической силы нередко сопровождается недалекостью ума. А сказать, что это преимущество в глобальном плане окажется решающим, при всем желании нельзя. Американский кинопрокат, являющийся цитаделью кинокультуризма, могуществен, но не всесилен. Любили же американцы свои большие машины – однако любовь эта не спасла их от вымирания в условиях жесткой конкуренции с европейскими и японскими производителями.

Да и заведомо выигрышных литисточников остается не так уж много. Уже этой весной на экраны выйдет «Троя» – уж кто-кто, а Гомер по своему значению Толкиену не уступает точно. Трудно сказать только, как предание, в котором персонажей не меньше, чем в телефонном справочнике, будет изложено методами голливудской мелодрамы, каким образом будут прорисованы образы, скажем, Паламеда и Филоктета, Мемнона и Терсита.

Зато ежегодная церемония вручения призов американской Киноакадемии – событие крупное, но все же не глобальное. И овация, устроенная на ней «Властелину колец», не является чем-то из ряда вон выходящим. Кого-то ведь больше впечатляет «Саграда Фамилия», кого-то – «Эмпайр Стейт Билдинг». Решение же академиков во многом обуславливалось политикой, выбором дальнейшего пути, по которому двигаться Голливуду. Прочие номинанты могли сколько угодно заслуживать победы – но не в этот раз. Дело вот в чем. Постановка фильма, подобного «Холодной горе», технически осуществима в десятке стран мира. Подобного «Трудностям перевода» – в тридцати-сорока. А «Властелин колец», гигант на фоне гигантов – один такой, и он сделан в Голливуде. Не поощрить такой почин даже по совокупности – значит, нанести удар по американской самодостаточности, по американскому чувству исключительности.

В общем, на этот раз оскаровская церемония прошла в формате конкурса красоты. Поощряли бесспорного фаворита – а вместе с ним и задаваемую им тенденцию. Прибыль поощренного и без того исчисляется десятизначными цифрами, а кинематограф, тем более американский, в первую очередь – производство. Так что, скорее «Властелин колец» был нужен «Оскару», чем «Оскар» – «Властелину». Давить массой, может, и не столь эффектно, но пока еще очень и очень эффективно. Что и говорить, «Властелин колец» – замечательный фильм. Все знают, что колосс. Все знают, что на глиняных ногах.


     
А знаете ли вы, что...

- Все три фильма трилогии "Властелин колец" снимались одновременно. Начались съемки 11-го октября 1999 года. Закончились съемки в феврале 2001 года. Множество досъемок в период постпроизводства конечно же присутствовало. Общий бюджет трилогии составил 190 млн. $.
- Третий фильм трилогии имеет наибольшую длительность (200 минут).
- Интервью с Кристофером Ли можно прочитать здесь. Кристофер Ли, исполняющий роль мага Сарумана в экранизации романа Джона Р. Р. Толкиена "Властелин колец", заявил, что все сцены с его участием были вырезаны из третьей части саги.

В интервью каналу ITV1 81-летний Ли рассказал, что узнал эту информацию из интернета и очень опечален данным фактом. Кристофер Ли, который должен был появиться на экране лишь в течение семи минут, считает, что его роль в финальной части трилогии режиссера Питера Джексона является одной из ключевых.

Обиженный актёр решил бойкотировать премьеру фильма. Кроме того, стало известно, что фанаты актера начали в интернете акцию по сбору подписей в защиту своего любимца. Подписи с просьбой вернуть сцены с Саруманом в фильм были отправлены руководству кинокомпании New Line Cinema и лично режиссеру Питеру Джексону.
- Песня Энни Леннокс вошла в саундтрек к третьему и последнему фильму из серии "Властелин колец"- "Возвращение короля". Релиз саундтрека был назначен на 25 ноября 2003 года. В записи композиции "Into the West" также принимали участие Рене Флеминг и флейтист Джеймс Гэлвей.

"Мне было приятно сделать и свой небольшой вклад в эту работу, — сказала Леннокс. — Песня получилась очень красивой и эмоциональной, и мне кажется, что она отлично дополнит финал трилогии". Саундтрек издан как в стандартном CD-варианте, так и в более эксклюзивном на DVD. Второй содержит также документальный фильм и расширенный 20-минутный трейлер на всю трилогию.

Саундтреки к первым двум частям "Властелина колец" — "Братству кольца" 2001 года и "Двум башням" 2002 года — достигали второго места в чарте Billboard's Top Soundtracks.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: