Режиссер Stephen Norrington (Стивен Норрингтон)
Сценарий James Robinson (Джеймс Робинсон)
В ролях: Sean Connery (Шон Коннери), Tony Curran (Тони Карран), Jason Flemyng (Джейсон Флеминг), Stuart Townsend (Стюарт Таунсенд), Shane West (Шейн Уэст), David Hemmings (Дэвид Хеммингс), Max Ryan (Макс Райан), Richard Roxburgh (Ричард Роксбург), Naseeruddin Shah (Насираддин Шах), Peta Wilson (Пета Уилсон), Tom Goodman-Hill (Том Гудман-Хилл)
Официальный сайт:www.lxgmovie.com Видеоролик:Quicktime Пресс-релиз:Гемини-Фильм Продолжительность: 110 мин.
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1
Представьте себе Лондон в 1899 году… Не получается? Ну, тогда вспоминайте советский телесериал "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон"! Опять не выходит? Ну тогда недавних "Шанхайских рыцарей"… Что, сработало?! Невероятных размеров и мощи танк проламывает стены главного банковского хранилища Британии. Некий загадочный суперзлодей по прозвищу Призрак забирает старинную карту подводных путей полузатопленного итальянского города Венеции. Зачем? О-о-о-о, это одна из главных интриг фильма…
Попавшее впросак английское правительство решается принять вызов Призрака и приглашает для его поимки главных героев того времени, иначе "выдающихся джентльменов". Все они - порождение литературных талантов разных писателей, но благодаря усилиям сценариста Джеймса Дэйла Робинсона и одноименному комиксу эти личности обретают киношную жизнь в новых для себя обстоятельствах. Кто же они, эти супергерои?!
Доблестный охотник и стрелок Аллан Квотерман из "Копей царя Соломона" и других романов Х. Райдера Хаггарда, многоопытный мужчина в расцвете лет и сил (Шон Коннери обеспечивает своему персонажу необходимый лоск!). Юный и многообещающий спецагент при американском президенте Том Сойер (интересно, а куда делся Геккельбери Финн?), мечтающий стать таким, как Квотерман, а потому беспрекословно подчиняющийся своему кумиру. Загадочный и немногословный капитан Немо, чьей роскошной подводной лодке предстоит совершить дерзкое путешествие по глубинным закоулкам Венеции. Человек-невидимка Родни Скиннер, alter ego другого невидимки - литературного Хоули Гриффина из романа Герберта Уэллса. Бессмертный красавчик Дориан Грэй, сумевший благодаря старанию драматурга Оскара Уайлда обмануть время и заключить его в собственном портрете. Покусанная вампиром Дракулой и созданная при помощи писательского таланта Брэма Стокера Мина Харкер, мечтающая отомстить "темной половине" за свое поругание (для этой роли "вечной блондинке" Пете Уилсон пришлось перекрашиваться). Доктор Генри Джекилл (читайте, господа, известное творение Роберта Льюиса Стивенсона), страдающий раздвоением личности и способный на трансформации, которым позавидовал бы сам Терминатор. Кто еще?!
Если кого и упустил - "звиняйте хлопца": уверен, что вы сами даже после повторного просмотра фильма так и не сможете безошибочно назвать первую пятерку героев!
Конечно, можно посетовать составителям комиксов, почему были проигнорированы герои других известных литературных произведений означенного исторического периода. Уверен, что в этой весьма живописной кампании отнюдь не затерялся бы студент Раскольников, прячущий окровавленный топор за пазухой и рыскающий безумными глазами по лицам окружающих! Или отчаянная девица Катя Маслова, готовая пожертвовать своим телом ради общего блага! Возможно, кампанию дополнил бы и лирический герой стихотворений Плещеева, охарактеризованный следующими строчками:
В удушливый зной по дороге
Оборванный мальчик идет.
Изрезаны камнями ноги,
Струится со лба его пот…
Почему бы и нет? Пускай ответят: кто принимал решение на составление ТАКОГО списка "выдающихся джентльменов"?
Наверное, пришло время отделять котлеты от многочисленных мух и набежавших любителей халявной еды. Увы вам, но хвала мне, увидевшему КОМИКСЫ, по которым и снят одноименный фильм. "LXG" - это сложная графика Аллана Мура и Кевина О'Нилла, достойная всяческих похвал своим нетривиальным авторским подходом. В отличие от безумного числа своих печатных коллег, этот комикс отличается в лучшую сторону ЛИТЕРАТУРНОСТЬЮ диалогов героев (хотя, признаюсь, применять такое определение к комикс-культуре очень непривычно!) и добротностью сюжетных разработок. Дорогой, элитный комикс НЕ ДЛЯ ВСЕХ, - так бы я определил "LXG". Мистический, интригующий, поражающий воображение, - это если говорить об уникальном единении рисованного действия и литературного базиса. Герои действительно выглядят "выдающимися джентльменами", которые на фоне торжествующих Спайдер-менов и Бэтменов производят впечатление умных людей, зашедших на минутку в обезьянник.
Жаль, что в нашей стране работа Мура и О'Нилла еще долго будет не востребована. А потому я не испытываю больших надежд на успешный прокат очень бойкой и динамичной ленты, в которой огромное количество спецэффектов и декораций! Осталось добавить, что эту по-своему art house action картину снял режиссер Стивен Норрингтон, чей "Блэйд" до сих пор с восторгом спрашивают в видеопрокатах… Чтобы стать окончательно понятным, скажу, что "LXG" - это "Икс-мены эпохи пороха и угля". Надеюсь, подобное сравнение сработает!
На этот фильм у меня были большие надежды. Сам не знаю, почему - как-то вопреки всяческой логике. Магия имени Шона Коннери действовала, что ли? Или усиленная концентрация в сюжете литературных героев, многие из которых в свое время были любимыми? В общем, несмотря на комиксное происхождение этой истории, я ожидал фильма более тонкого, чем это обычно бывает а данном жанре. Меня не насторожила даже фамилия Стивена Норрингтона в качестве торговой марки - а ведь я уже был знаком с творчеством этого молодого человека, и оно меня вряд ли могло навести на мысль о какой-то там "тонкости". Его "Блейд" сделан, конечно, рукой уверенной, но это рука, не привыкшая обращаться за советом к голове. Возможно (и даже скорее всего) дело в том, что парень начинал в кино как мастер по спецэффектам. Так у него страсть к внешней стороне дела и осталась доминирующей. Запузырить такое визуально невероятное зрелище, чтобы мир содрогнулся - это он умеет. Внутри этого фейерверка - почти абсолютная пустота, не заполненная, во всяком случае, ни логикой, ни (с учетом жанра) хотя бы какой-то связностью.
А жаль! Замысел мне показался весьма достойным.
Все начинается с того, что в цивилизованном мире завелся негодяй, называющий себя Фантомом. Он провоцирует мировую войну, устраивая большие пакости то одной, то другой мировой державе. В Лондоне он въехал на танке в самый главный банк (между прочим, дело происходит в 1899 году). В Берлине организовал взрыв на заводе по производству дирижаблей. Великие державы обвиняют друг друга в этих чудовищных провокациях и готовы вцепиться друг другу в глотки. А знаете, что выкрал из лондонского банка Фантом? Карты подводной части зданий Венеции, нужные в дальнейших кознях. Что эти карты делали в главном банке Британии - вот загадка!
Английскому правительству понятно, что совладать с этим мерзавцем международного класса могут только объединенные силы экстраординарных людей. И королевские посланцы собирают Лигу выдающихся джентльменов, командир которой - Аллан Квотермейн из "Копей царя Соломона" и других романов Хаггарда (феноменальный стрелок и вообще охотник), а его подчиненные - капитан Немо, Мина Харкер (укушенная в свое время графом Дракулой Задунайским), Родни Скиннер (человек-невидимка), Дориан Грей из романа Оскара Уайлда (бессмертный красавец, вместо которого стареет его портрет), доктор Джекил и мистер Хайд в одном лице из романа Роберта Льюиса Стивенсона (компании полезен прежде всего мистер Хайд - гориллоподобное чудовище, из которого впоследствии вылупился Халк) и, наконец Том Сойер, секретный агент правительства Соединенных Штатов.
Сборище очень интересное, потому что очень разноплановое. Пока нас вводят в это благородное общество, фильм смотрится великолепно и весело. Потом начинается пурга - настолько несуразная, что даже критиковать ее бессмысленно. Громадная подводная лодка плавает по венецианским каналам. Лимузин, в котором возили Элвиса, спокойно раскатывает по улицам викторианского Лондона. Ну, это - технические несуразности, их можно списать на своеобразие жанра. Посмотрим на человеческие отношения. Мина Харкер, которая имеет давние, в том числе - любовные, отношения с Дорианом Греем, открывает его для себя, как будто видит впервые. Мистер Хайд, который по природе должен воплощать злобу и агрессию, начинает заниматься гуманитарно-просветительской деятельностью. Главный злодей Фантом в самом начале насылает на выдающихся джентльменов своих головорезов, хотя, как выясняется позже, это противоречило его замыслу.
Впрочем, человеческие несуразности тоже принято списывать на этот жанр. Вообще, этому жанру (комиксному экшн) принято прощать все. Никак не пойму - почему, собственно? Почему явная лажа с такой уверенностью выдается за тонкости стиля, а любого, кто пытается назвать ее лажей, обвиняют в тупоумии и отсталости?
Словом, для нас, потребителей "Лиги", не остается ничего, кроме голых спецэффектов. Для меня этого мало. Честно скажу: устал уже наблюдать за тем, как в положительного героя со всех сторон стреляют из автоматического оружия, а ему - хоть бы хны, хотя он - совсем не бессмертный Дориан Грей, а обычный Аллан Квотермейн, к тому же - более чем 60-летний. И фактор Коннери тут не работает - хотя, признаюсь еще раз, я очень надеялся, что он сработает, что старик своим присутствием облагородит произведение господина Норрингтона.
В общем, фильм мне не понравился. Однако что меня смущает? То, что он пришелся по душе двум очень разным людям, мнением которых я дорожу. Один - знаменитый ценитель умного кино и современный Голливуд старается не смотреть. Другой - существо одновременно всеядное и привередливое: у него в любимчиках - Стивен Сигал, но комиксы он ненавидит всеми фибрами души. А вот "Лига" обоим понравилась! Неспроста это, чувствую я. Наверняка магия фильма от меня ускользнула. Что могу в связи с этим всем вам посоветовать? Не обращать особого внимания на то, что я вам наговорил, и попробовать посмотреть "Лигу". Может, вас она проймет. Хотя, ребята, честное слово: не течет река амур в Монголии и нету там никаких замерзших озер! Пустыня Гоби - есть, А замерзшие озера... Ну, видно, у нас с Норрингтоном разные атласы мира.
1899 год, мир на грани новой эпохи. После серии террористических нападений, совершенных зловещим Фантомом, чтобы поссорить несколько европейских держав и ввергнуть мир в состояние войны, британское правительство обращается за помощью к легендарному путешественнику Аллану Куотермейну, ведущему жизнь отшельника в Кении. Под начало Куотермейна собирается лига выдающихся джентльменов - индийский бунтовщик капитан Немо, вор Родни Скиннер, выкравший эликсир невидимости, бессмертный Дориан Грей, доктор Джекил, он же - мистер Хайд, тайный американский агент Том Сойер, а также одна дама - вампирша Мина Харкер...
Легкая, увлекательная фантазия на мотивы литературных произведений, возвращает зрителя в прекрасное далёко, мир детства, когда любимые книги были любимы настолько, что от одного лишь перечня героев приятно кружилась голова и хотелось их всех объединить в один большой нескончаемый роман. У американцев до этого додумался создатель комиксов Алан Мур, у нас тоже было нечто подобие, "Клуб великих детективов" - так, кажется, называлось творение советского писателя с позабытым именем. В целом, ленту воспринимаешь как своеобразный пазл, литературную игру с более или менее угадываемыми цитатами и намеками. Не принимаются никакие претензии по поводу отсутствия жизнеподобия исторических или географических реалий. В конце концов, любой писатель, чьи книги стали основой фильма, тоже создавал собственное вымышленное пространство в реальных географических координатах. И Лондон Уайлда или Стивенсона - это только Лондон Уайлда или Стивенсона, а та река Миссисипи, по которой когда-то справлялись Том Сойер и Гек Финн, существовала только в воображении Марка Твена.
Другое дело, что авторы не всегда корректно соблюдают правила именно литературной игры. По всем законам, каждый использованный в "Лиге..." персонаж должен быть не только бессмертным, но и не стареть, оставаясь в том же перманентном, когда-то задуманном писателем возрасте, наподобие Дориана Грея. Также не имели права создатели фильма умерщвлять героев по собственной прихоти. От этого слегка становится досадно, тем не менее, "Лига выдающихся джентльменов" - прекрасное приключение, которое приятно переживать снова и снова.
Действо под названием "Лига выдающихся джентльменов" за неделю довелось увидеть дважды. Сначала в кинотеатре. Затем, в субботу вечером - на голубом экране. Без пяти минут чемпион ЦСКА бился с "Динамо". Горячие армейские парни зажигали по полной. С удивительным старанием добегали они до чужой штрафной, чтобы упасть в ней от невовремя дунувшего ветра. Сделав страшные глаза, гонялись за судьей. А действующий обладатель титула "Прошлогодний джентльмен" показал отменное владение приемами шоу-рестлинга. Трое динамовцев оказались на больничной койке.
В воскресенье предоставилась возможность наблюдать за боем Эвандера Холифилда с Джеймсом Тоуни, точнее, за избиением Эвандера Джеймсом. Тоуни, в отличие от соперника, не так именит, Тайсона не бил, ухом не кормил, зато с боксом еще не завязал. Мораль: каким бы заслуженным ты ни был, с некоторыми вещами завязывать необходимо своевременно, иначе тебя заставят это сделать - получится не очень красиво.
Остается только гадать, что было бы, если бы на месте дряхлого Холи оказался Холи в расцвете сил: Впрочем, именно в этом случае гадать и не пришлось бы. Другое дело: что было бы, если бы стая львов при поддержке слона атаковала тираннозавра? Кто бы кого победил - македонская фаланга или отряд ниндзя? Хищники или Чужие? Инфантильные умы обожают подобные истории в сослагательном наклонении.
Рецензируемый художественный фильм эстетического превосходства перед этими "шоу" не имеет ни малейшего. Взбреди авторам в голову похабить русскую литературу, на экраны вывалился бы целый рой медведев с балалайками и маньяк Раскольников, охочий до старушек. Добавь они в сценарий еще одного американского персонажа, он непременно оказался бы в цилиндре, с мешком баксов и ногами на столе - "на самом деле выживший" Генри Пойндекстер, например. Ловко жонглируя поверхностными стереотипами (Немо - индус, технарь и плавает на "Наутилусе", Дориан Грей - красив, склонен к разврату и не склонен к старению, и т.д.), создатели фильма ни оригинальностью, ни пародийностью его не наделяют. Заезженные штампы подаются как грандиозные открытия, нафталиновая мораль - как единственно верная, юмора, иронии - ни капли.
Шону Коннери сейчас 73. Староватым для экшна он был уже в 53. Но тогдашнее его появление в роли суперагента смотрелось еще как-то приемлемо. Теперь же он, видимо, точно не скажет "никогда". С каждой "Скалой", каждой "Западней" и каждой "Лигой" торжественные проводы откладываются на неопределенный срок. И вот, дожил - до прямого несоответствия чину. Чтобы Шон Коннери играл состарившегося Ричарда Чемберлена?! Да никог... Значит, можно. Фильмы о приключениях Аллана Куотермейна были кем-то метко прозваны "Индианой Джонсом для бедных". А Коннери, как известно - папаша того Индианы (который, кстати, нынче в прокате не блещет). Есть зацепочка. И дедуля-пенсионер вновь получает указания от М. Да так ему понравилось трясти стариной, что утряс ее до обширного сотрясения.
Есть тут еще один боевой дедок. Лица его все равно толком не разглядеть из-за бурной растительности на нем, но imdb сообщает, что Насируддин Шах этот - 1950 года рождения. Что ж, мировому успеху все возрасты покорны. Ради него и пожилая болливудская знаменитость грациозно размахивать коротенькой ножкой насобачится. А то, понимаешь, всю жизнь "падж-падж" в промежутках между завываниями.
Но для своего персонажа, все же, он непозволительно молод. События фильма разворачиваются в 1899 году, однако капитан-индус выглядит вовсе не так безнадежно с точки зрения здоровья. Согласно книжным источникам, Аронакс и его спутники бежали с "Наутилуса" в 1867 году, а спустя много лет, схоронив всех своих товарищей, принц Даккар - капитан Немо умер от старости на острове Линкольна. Случилось это... в конце 1868 года. Выходит, со сроками путались не только сценаристы "Лиги". Другое дело, если бы эти сценаристы путались только со сроками.
Карты Венеции обнаруживаются ими в Британском банке. Многоканальная Венеция располагает трассой "Формулы-1". Каналы ее достаточно глубоки для прохождения плавучего небоскреба. Обстановка внутри этого небоскреба достойна пятизвездочного отеля. Наступает звездный час гоночных болидов, энергетических гелиоустановок, автоматического и ракетного оружия. Река Амур достигает, должно быть, верховьями Онона пустыни Гоби, которая по такому случаю становится равна всей территории Монголии. Сибирские морозы безобидны настолько, что по ним можно разгуливать голышом. Капитан Немо оказывается политической проституткой и отстаивает теперь интересы Англии. Для Дориана Грея созерцание своего портрета вдруг превращается в смертельно опасное занятие.
Режиссер Стивен Норрингтон "славится" своим экстраординарным мышлением, которое, впрочем, за пределы низкопошибного sci-fi еще ни разу не распространилось. И эта его "Лига" - всего-лишь дурной спектакль со спецэффектами, в который в угоду самому состоятельному зрителю засунули американца. Довернули до семерки, так сказать. Ладно бы, герой попался стоящий. Но делать лихим воякой Тома Сойера и набивать его в сынки к какому-то старосветскому экстремалу - для этого надо не то чтоб не любить школьный курс литературы. Для этого надо любить его в извращенной форме.
Принцип, по которому задуман фильм, тоже не ахти какая находка, и тем более им не удивить нашего зрителя, для которого Тимур и его команда объединялись с Гаврошем и прочими положительными героями. Быть может, кого-то нынешнее засилье комиксовых героев угнетает, кому-то решительно не хватает тех, кем были для нас герои Жюля Верна и Роберта Стивенсона. Но в нашем пионерском детстве было не так много выбора, и эта подборка подложного изображения, стрельб и размахиваний конечностями, несомненно, произвела бы фурор и осталась бы лучшим воспоминанием. Для нас первоклассным развлечением были "В поисках капитана Гранта", "Вожди Атлантиды", мы подражали движениям "каратистов" в дрянных фильмах. Жвачка была тогда в большом дефиците, поскольку не вписывалась в Продовольственную программу.
"Лига выдающихся джентльменов" с восторгом и улюлюканьем пройдет в тех местах, где пиком киноискусства считается "Двойной удар" с Ван Даммом. Такие есть на Земле. Билеты там стоят несколько динаров, и западные (и восточные, и северные) фильмы приходят туда в виде гуманитарной помощи. А о реальных коммерческих способностях создателей "Лиги" красноречиво свидетельствует тот факт, что в сытых странах эта сказка для учащихся младших классов получила возрастные ограничения.
Вся Америка в страшном смятеньи! Эйзенхауэр болен войной! Но в публичных своих выступленьях... Впрочем, пардонский, перепутал. Не Америка, а Англия. И Германия. Потому что Америка - она далеко со своим Эйзенхауэром, а в Европе - все рядом. И если там заведется какой-нибудь негодяй по имени Фантомас, который соберет тусовку беспредельщиков и начнет громить европейские страны, то всем мало не покажется! И такой Фантом завелся! В Лондоне этот гад ограбил банк, въехав туда на танке! И так как все это происходило в 1899 году, танк произвел большое впечатление. В Берлине Фантом взорвал завод по производству дирижаблей, и тысячи немцев остались без воздушных средств передвижения. Но кто этот Фантом - никто не знает. Немцы обвиняют англичан, англичане - немцев, и вся Европа - евреев. Однако чей политический заказ выполняет этот негодяй - неизвестно.
А тут еще выяснилось, что на танке он въехал в лондонский банк - далеко не просто так! Ладно бы деньги похитил - их можно девальвировать дефолтными инфляциями. Но он похитил святое - планы подводных каналов Венеции, составленные еще Леонардо да Винчи! И вся мировая общественность поняла: Венеция в огромной опасности. Имея на руках эти планы, Фантом может замыслить и осуществить СТРАШНОЕ - например, залить Венецию к чертовой матери водой, после чего она станет недоступной для туризма, и всему мировому туристическому бизнесу придет полный аллес гемахт! Кто остановит Фантома? Кто настолько крут, чтобы совладать с этим международным террористом?
С одной стороны, можно было обратиться за помощью к Америке! Однако до прихода на президентский пост Буша осталось еще больше столетия, поэтому рассчитывать на помощь Штатов в борьбе с международным терроризмом пока не приходится. И тогда Мистер М (Ричард Роксбург) - советник лондонского Рабиновича по национальной безопасности - принимает решение создать для борьбы с Фантомом Лигу выдающихся джентльменов! Эти мужики и тетки - они ого-го какие могутные мужики и тетки. Если не они, то никто уже не остановит Фантома, и он сделает свое мокрое дело с Венецией...
Впрочем, собрать такую тусовку - очень и очень непросто! Самое главное - определить, кто там будет стержнем, - так сказать, главным движком... Кандидатура Карлсона отпала сразу - парень легко подвержен пищевому стимулированию. Иванушку-дурачка тоже отвергли, потому что его печь до сих пор не прошла сертификацию как средство передвижения. Кандидатуру Буратино даже и рассматривать не стали - кому нужно "здравствуй, дерево" во главе такого ответственного отряда быстрого реагирования?
И тогда все дороги привели к Аллану Квотермейну - тому самому Аллану Квотермейну из "Копей царя Соломона", который Человек-Ружье, Человек-Выстрел, Человек-Охотник и по совместительству - сексуальный старикан Шон Коннери. Раз он охотник - значит ему должно быть охота поохотиться на Фантома, решил мистер М. Правда, сам Квотермейн поначалу слегка возражал - все-таки, годы его уже не те, - однако когда он выяснил, что родина в опасности, то сразу согласился. В компанию ему дали доблестного капитана Немо, который перестал был похож на Дворжецкого, но с физиономией Насреддина Шаха хоть стал смахивать на индийца. Немо обеспечивал всей этой бригаде средство передвижения - разумеется, с помощью своей знаменитой подводной лодки "Наутилус". За маскировку и сливание с местностью позвали отвечать человека-невидимку Родни Скиннера (Тони Кьюрран).
Женский пол в бригаде представила Мина Харкер (Пета Уилсон) - дамочка, которую в свое время искушал Дракула, и до того этот негодяй искусил бедную тетку, что она теперь пьет кровь прямо из горлА. Зачем позвали Дориана Грэя (Стюарт Тауншенд) - никто не знает. Вероятно, для того чтобы внести некий элемент эстетизма в этот отряд быстрого реагирования. От американского континента прислали Тома Сойера (Шэйн Уэст). Толку от парня, конечно, немного - американский принцип "выпустим тыщу пуль, хоть одна да в цель попадет" возмущает экономного Квотермейна, - однако его можно использовать в качестве отвлекающего маневра.
Ну и последний участник тусовки - доктор Генри Джекил, обладающий способностью в минуту опасности превращаться в мистера Хайда, чьи бугристые мышцы производят должное впечатление на врагов. Правда, Джекилу нелегко держать Хайда в узде, но тут сам Квотермейн выступает сдерживающим центром. В его присутствии Хайд не разгуляется, потому что известно, с Квотермейном шутки плохи: чуть что - пулю в бОшку. Причем пулю всего одну, но зато именно туда, куда нужно.
И вот теперь вся эта бригада должна отправиться в Венецию, чтобы пресечь зловещие планы Фантома. После этого им нужно найти Фантома и обезвредить. А как иначе? Иначе родина в опасности!..
***
Честно говоря, меня слегка удивила реакция некоторой части публики и большей части критиков на этот фильм. Такого бреда понаписали... Многие критики, анализируя этот очередной кинокомикс, совершенно серьезно заявляли, что в сценарии фильма куча ляпов, потому что, дескать, герои не могли ездить на белом кабриолете в 1899 году, "Наутилус" не смог бы проплыть по венецианским каналам, капитан Немо к этому году уже давно бы умер, а Том Сойер не получил бы визу в Европу из-за плохих оценок. В общем, мы с котом Бубликом, читая эти шедевры, плакали и рыдали. С какого бодуна критики "Лигу выдающихся джентльменов" приняли за боевик - совершенно не понятно.
В Голливуде уже давно стало модно ставить фильмы по комиксам. Что при этом получается в результате? Да по-разному. Иногда хорошо, как в случае с первым "Бэтменом" и "Диком Трейси", иногда не очень, как в случае с "Людьми-Х", иногда паршиво (на мой взгляд, разумеется), как в случае с "Человеком-пауком" и "Сорвиголовой"... "Лига выдающихся джентльменов" также поставлена по комиксу, в котором, как пел Велюров, "классических героев мы поставим в наше время". Приключения литературных персонажей, взятых из разных произведений, - прием не новый, но достаточно забавный, особенно если это хорошо сделано.
Сами комиксы я не видел (это неудивительно), а вот фильм по ним получился вполне забавный. Причем даже если не знать, кто такие все эти персонажи, смотрится эта сказочка достаточно неплохо. Это именно сказочка, и сделана она вовсе не для взрослой аудитории. Это чистая сказочка для детей - динамичная, красивая и весьма спецэффектная сказочка, которая детишкам от 8 до 45 лет должна вполне понравиться. Если вы не ребенок (хотя бы в душе), тогда этот фильм смотреть не имеет никакого смысла, потому что на вопросы из серии "Как "Наутилус" сумел проплыть по венецианским каналам?" ответа вы не получите, клянусь Бубликом.
Впрочем, я не буду утверждать, что это лучшая сказочка на свете. При всех масштабах, неплохой идее и довольно качественной реализации, почти в каждом кадре возникает ощущение легкой дежавюшности: все это было, было, было сто раз. Тонущие корабли, мускулистые монстры, стилизованные механизмы в 19 веке, замерзшие озера в Монголии (это отдельный ухохотон), лазающие по стенам тетки и меткие стрелки в исполнении сексуальных стариканов. Было - факт, однако голливудский кинематограф сейчас вторичен процентов на восемьдесят, так что нечему удивляться. И не за что особо ругать. Крепкая детская сказочка. Эффектная. Оставляет примерно такое же ощущение, как и "Дикий, дикий Уэст". То есть все, вроде, на месте, но чего-то не хватает. Где-то на четверочку с минусом. Все-таки, у меня где-то в глубине души какой-то ребенок, вероятно, остался...
- Съемки картины начались 24-го июня 2002 года в Праге при бюджете в 78 миллионов $. Съемки проходили в течение 13 недель на Мальте, в Вене и Великобритании.
- Рецензии на сценарий находятся здесь и здесь.
- Главные герои попали в фильм из книг известных писателей. Мина Мюррей из книги Брэма Стокера, Аллан Куотермейн из Х. Райдер Хаггард, Капитан Немо из Жюль Верна, Доктор Генри Джеккил из Роберта Льюиса Стивенсона, Доктор Хоули Гриффин из Герберта Уэллса, Том Сойер из Марка Твена.
- Первоначально Мину Харкер (Мюррей) должна была играть Моника Беллуччи.