РЕЦЕНЗИЯ №1
Хорошо живется зверям в зоопарке Нью-Йорка! От них требуется всего-то красоваться перед взрослыми и детишками, а взамен служащие зоопарка ухаживают за животными, как за родными детьми: массаж, spa-процедуры, холя ногтей и полный ондуласьон на рабочем месте, укладка, завивка и купирование волос сургучом, не говоря уж о весьма полноценном питании.
Среди зверей нет конкуренции, потому что сладкого зоопарковского пирога, состоящего из восторгов публики и приятного времяпрепровождения, хватит на всех, так что животные подружились друг с другом так, как только могут дружить существа, живущие в совершенно тепличных условиях.
Заводила всей компании - великолепнейший лев Алекс (Бен Стиллер). Он - звезда зоопарка, любимец публики и немножечко нарцисс, однако обладает добрым сердцем и всегда готов помочь другу, если тот, конечно, не зарится на его любимый стейк с кровью. Бегемотиха Глория (Джада Пинкетт Смит) - очаровательное создание, обладающее совершенно флегматичным и невозмутимым характером, который позволяет ей сдерживать излишне экспансивные действия льва Алекса. Третий член компании - жираф Мелман: весьма нервное, закомплексованное и мнительное существо, до крайности озабоченное своим здоровьем, - нечто вроде длинношеего Вуди Аллена, для которого, помнится, слово "Мадагаскар" также являлось весьма знаковым.
Ну и четвертая часть звериного квартета - зебра Марти. Это жизнерадостное и буйное существо, однако он - единственный из всей компании стремится вырваться из зоопарка на волю, в пампасы! Ему тесно в своем загончике! Марти хочется мчаться по бескрайней саванне, и ради этого он готов променять отличную дармовую жратву, массаж брюшка и ежедневное подкрашивание черных полосок своей шкуры на суровую и полную опасностей жизнь в естественной среде обитания.
Сотоварищи Марти по зоопарку не понимают приятеля и не одобряют его порывы. Кроме него вырваться на волю мечтает только четверка деловито-боевитых пингвинов во главе со Шкипером (Том Макграф), но они - те еще птички, поэтому никого в свои планы не посвящают.
В результате Марти настолько затосковал, что как-то ночью рванул из зоопарка в сторону Центрального вокзала, чтобы оттуда на поезде отправиться в саванну. Друзья - Алекс, Глория и Мелман - обнаружили исчезновение зебры и бросились по его следам, чтобы не оставлять Марти наедине с жестоким миром улиц Нью-Йорка. Саванна - дело другое, там Марти сам разберется что к чему. А вот Нью-Йорк - о, это вовсе не естественная среда обитания для монохромных животных.
Конечно, подобное своеволие для зверей не могло закончиться благополучно. Их поймали, однако происшествие наделало столько шуму, что защитники животных подняли жуткий вой и дирекции зоопарка пришлось четверых друзей отправить в Кению. Но до Кении - в силу обстоятельств различного рода - они не доплыли и оказались на Мадагаскаре: острове, где люди присутствуют только в виде скелетов летчиков, а заправляют всем суматошные лемуры во главе со своим королем по имени Джулиан.
Смогут ли звери, привыкшие к тепличным условиям зоопарка, выжить в суровом животном мире Мадагаскара, где нет ни одного человека? Неизвестно! Известно только то, что им придется столкнуться с огромными трудностями! Просто огромными! А главное - лев Алекс уже не будет получать свою ежедневную порцию стейков, и это означает, что сочащееся мясо для обеда ему придется добывать самому. И как тут ему справиться с собой, когда рядом постоянно мелькает соблазнительное бедрышко друга Марти?..
***
Симпатичный мультик - легкий, динамичный, достаточно ровный и весьма забавный. Не шедевр, однако сделано весьма достойно и качественно. Больше всего порадовало, что персонажи в фильме - вполне разнообразные. А то совершенно утомили большие добродушные (или, наоборот, злые) животные, путешествующие вместе с надоедливым и невероятно болтливым зверьком. Здесь же - целый комплект совершенно различных характеров, некоторым из которых приходится решать практически гамлетовские вопросы бытия.
Особенно ярко весь этот гамлетизм проявляется у льва Алекса, который на Мадагаскаре с голодухи начал впадать в грех зебробализма. В мультфильме отлично показано, как добродушный лев постепенно превращается в жуткого монстра (гены-то берут свое) и как Алекс борется сам с собой: с одной стороны, ему страшно хочется скушать нежный кусочек друга, но, с другой стороны, он хорошо понимает, что Марти вряд ли одобрит подобное действо - даже во имя их светлой дружбы!..
Очень забавно сделаны лемуры: от веселого короля Джулиана до последнего глазастого лемуренка, который вечно нарывается на неприятности.
Но самый блеск - это отряд пингвинов особого назначения. Мужественные животные - Шкипер, Рядовой, мистер Ковальский и малыш Роки, - они совершили подкоп в зоопарке, захватили корабль и отправились искать землю своей мечты - Антарктиду. Им пришлось испытать жуткое разочарование, так как земля мечты оказалась отвратительно холодной, но это не сломило отряд, и они отправились на Мадагаскар, чтобы выручить остальных обитателей зоопарка.
Юмор в "Мадагаскаре" приятный и ненавязчивый. Традиционных генитально-попукивающих шуточек почти нет, и это не может не радовать. Основной упор делается не столько на диалоги, сколько на гэги как таковые. В эпизоде, когда лев Алекс доставал жирафа из ящика, от смеха рыдал весь зрительный зал - от взрослых до детей. И там было еще несколько действительно очень смешных эпизодов.
Дубляж для России, как это водится с мультфильмами DreamWorks и Pixar, делался за хорошие деньги и под жестким контролем производителей. Для озвучивания были приглашены наши местные звезды - Константин Хабенский (лев Алекс), Оскар Кучера (зебра Марти), Александр Цекало (жираф Мелман) и Мария Малиновская (бегемотиха Глория). Ну и, как водится, серьезное отношение к переводу и озвучке дало закономерный результат: перевод весьма качественный, а уж озвучка - просто блеск! Я пока еще не могу сравнить с оригиналом, но наши актеры и телеведущие постарались вовсю - слушается это просто отлично.
В некоторых отзывах, насколько я слышал, этот мультфильм почему-то сравнивают со "Шрэком" и "Подводной братвой". Зачем и почему - не знаю. Следуя этой логике, "Мадагаскар" еще можно сравнить с "Унесенными ветром" и документальным фильмом "Выступление Брежнева на XXV съезде КПСС". На мой взгляд, его не нужно ни с чем сравнивать. Это просто довольно симпатичный мультфильм, который, безусловно, понравится и детям, и многим взрослым. Вроде ничего особенного, однако смотрится весьма приятно. Большой экран необязателен, однако я слышал, что на пиратских версиях вместо официального перевода идет какой-то отстой, поэтому лучше не портить себе впечатление. Уж если не пойдете смотреть "Мадагаскар" на большом экране, тогда дождитесь DVD с правильной озвучкой - оно того стоит.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Остров невезения
Потомок “Шрэка”, не оступившись, унёс из него с собой всё самое ценное
Подгадав ко Дню защиты детей, с оглядкой на “Шрэка” – как пока самый удачный хит, компания Dreamworks и Эрик Дарнелл открыли лето новинкой: мультпотехой “Мадагаскар”. Нижний зал многих кинотеатров, кто себе это, конечно, мог позволить, уставлен неваляшкой героев, выпиленной из картона. Взойдя на одну ступень совершенства, Dreamworks уже заносит ногу на следующую и не жалеет средств, чтобы достичь цели.
Всё же главное, чем итожишь, что скажешь про фильм, нашёптывают не мысли, заводящиеся при просмотре, а лица зрителей, покинувших зал. Как ни мерещилось по сторонам – “Шрэк”, “не Шрэк”, “да что вы, хуже, много хуже Шрэка” – ведь нет, не поминают его! А говорящие глазки детей блестят: всамделишным восторгом… И разве чудился заливистый хохот зала, а в чьём-то глазе лужа – из-за стоящих в нём, не высмеянных слёз? Так что мульт смешной, дарит радость; и на затянутую шутку, что выдыхается через четверть часа, не похож.
В главном зверинце Нью-Йорка живёт - не тужит стая друзей. Как водится, лев Алекс – пусть и мясоед, а тихоня: когда орава взрослых и детей пялит на него глаза, ему приятно; можно и порыкать, и помурчать. Однако втайне, про себя он считает, что засиделся – на это намекают его раздумья о могущих прославить местах и странах. Тучная, но изящная, как никто из них, бегемотик Глория, кого ткнёшь в бок – и уйдут два сустава; отовсюду ждущий бед жираф, больной, может, всем, что подхватывается с заразой (поклон “Троим в лодке”, без собаки, конечно – у тех, по книжным меркам, болезней было так же: не счесть). Мелмана озвучил Цекало, даже крикнувший сгоряча, что какой жираф, ему б за бегемота! Наконец, отвязный зёбр Марти с улыбкой Оскара Кучеры, кто, кстати, за него и наговорил.
Зебру тянет на волю, но друзья мнутся. Эти, обещавшие глоток свободы, но встречавшие, точно сговорившись, на пути своём разные препятствия, просто рохли, ленивые домоседы. Им-то, в отличие от Марти, здесь хорошо. А когда горсть мнительных пингвинов (о, всмотритесь в блескучие глазки наших, в Москве! эти видят угрозу везде, повсюду!) решает оттуда бежать, друзья, забавы ради, разделяют побег, но, опять же, кое-как и нелепо. Их удалось словить, а приняв баловство за тоску по природе, везут на теплоходе в Африку, но терпят бедствие и сгружают на первый остров… Неведомый, само собой, манящий дикостью и тайной. Привыкшие есть всё готовое, счастливые на сытую, довольную жизнь, звери смущены и не знают, куда им деться.
Но за то уж точно в курсе, как смешить. Они, в отличие от нудного Осла из “Шрэка”, не заискивают себе хлопки и смех, чтоб её, вот именно эту шутку оценили как нужно, а острят невольно, уж как пойдёт, скорее для себя, чем кого-то из зала – пуская юмор на самотёк. И удачно пуская! Ведь выдумщики “Ледникового периода”, “Шрэка” повели себя с героями иначе. Они засунули шутки в их жизнь, будто это сама жизнь, и те опрятно торчат вокруг, как иглы дикобраза, вздрагивая от каждого зрительского смешка. А здесь – всё разведено в фильме! Конечно, мультик – пересмешка: на свободу, за глотком разжиженного воздуха иной зверь бежит из домов, зверинцев, заснеженных сёл, где ему уют и он как сыр в масле, бредёт сквозь тайгу, переплывает реки, берёт приступом границы стран – а этих отпускают даром, и зря: их природа пугает.
Они себе накличут приключение, небывалое раньше, которое вряд ли повторится вновь. Лев – не буйный свирепый хищник, вроде хотя бы своих лесных собратьев-Фоссов, а разве, втихомолку, оглоед. Как он нежничает с куском мяса, баюкая, шепча в жирок: “не бойся, бедный, тебя не хотят задеть”! И житьё на острове с тучей фруктов и тушкой друзей под боком – житье, конечно, впроголодь – плюс, изводящие живот условия, когда с урчаньем наблюдаешь за пляской оживших блюд, а есть нельзя, поощряет голод. Но в нём вдруг заворочается совесть, и он очнётся, а может, нет – смотрите фильм!
Когда отсмеёшься, мульт не отпускает зацепкой: с одной стороны, прорва шуток – отученным движением лев вздымает зонт от воды из-под нырнувшей туши; из-за того, что ему тесно в людском вагоне, жираф свернул шею кольцом и кладёт напротив на сиденье. Ведь это всё – живой и бойкий ум, их не высиживали, как цыплят наседка, а бросали в мульт из жизни, прямо из бесед, может, не под одну сигару ведомых, с прибаутками и смехом – когда всюду радостный, заливистый хохот, трут глаза от слёз… Просто чудный уклон под детей, всем гулянье! А с другой – пытливое внимание к мелочам, увязанным с примелькавшейся, зрелой шуткой, но так, что обнаружить трудно: об этом известит мозг – ого! – на следующем кадре. Многое, кстати, находчиво, как и в Шрэке: если там он вил из ушной серы свечи, здесь – король Джулиан (самопровозглашённый) – трясёт, как скипетром, нагим костяком руки лётчика, сгинувшего в лесах.
Впрочем, увы, наследие “Шрэка” закрепилась, хотят того или нет, на долгую носку – многие места хитро слямзены у картины: знакомство с котом – и испуг зверушки, похожей на покемона; выход людоеда к толпе крестьян – и стращание львом шакалов, с тем же сверканьем пяток и рыком “Бу!”...
Чуть изменился вид зверей, у кого – не бойтесь – ветер так же колышет чёлку, и всё наглядно, до мелочей, но наружность героев игр на компьютере: малость угловатые бока, суетные движенья, а все оттенки смешаны в какую-то разведённую по телу кашу, но зато красиво – так, что подвох чуешь, а глаз неймёт. При косо падающем свете видно, как встаёт дыбом шерсть, а поменялся угол, луч померк, или вспыхнул, под палевом-то солнца – ничего: обрисовка тел всё уладит.
Но эти творения не то, что “Том и Джерри”, нынче сляпанный в загранице, кого в кино смотреть не пойдешь, а глянешь и дома, в уютных тапках – нужна приманка. Поэтому у них за это взялись Бен Стиллер (Алекс) и Дэвид Швиммер – за жирафа; у нас от озвучки оно, увы, теряет, но не так много: отбор был строг и, вопреки обычному, не наспех; многие голоса прижились к телам, как у К. Хабенского (лев), кто за слышную местами скуку зверя, когда тому надо лезть из кож, не в ответе: с Dreamworks подписан договор, запрещающий самодеятельность…
Очень славно, что такие мульты берут юмором, обгоняя хмурых собратьев с их тяжкой поступью. Такое надо испытать: сжать цепче губы, сомкнуть челюсть, и ни за что, ни под каким условием не хохотать – или смеяться долго и непрерывно…
А знаете ли вы, что...
- Работа над мультфильмом началась в начале 2002 года.
- Рабочее название картины "Дикая жизнь".
- Географически Мадагаскар является очень большим островом, расположенным на юго-восточном побережье Африки. Зоологически Мадагаскар известен своим разнообразием животных.
- Первоначально предполагалось, что жирафа озвучит Мадонна, а бегемота - Джейсон Александр.
- В первой версии сценария животных из их клеток освобождает группа активистов.
- Гарри Грегсон-Уильямс был первоначально нанят для написания музыки для картины, но далее был заменен на Ханса Циммера. Несколькими неделями ранее произошло противоположное: Грегсон-Уильям заменил Циммера в "Царстве небесном".
- Тэглайны картины гласят: "Кто-то получил бесплатный зверинец."; "Лемуры: Они симпатичны. Они приятны. Они расстроены."; "Они не были рождены на свободе... зато они попали туда."
|