ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Матч-пойнт 
Match Point

Режиссер Woody Allen (Вуди Аллен)
Сценарий Woody Allen (Вуди Аллен)
В ролях:
Scarlett Johansson (Скарлетт Йохансон),
Jonathan Rhys-Meyers (Джонатан Рис-Майерс),
Emily Mortimer (Эмили Мортимер),
Matthew Goode (Мэтью Гуд),
Brian Cox (Брайан Кокс),
Penelope Wilton (Пенелопа Уилтон),
Colin Salmon (Колин Салмон),
James Nesbitt (Джеймс Несбитт),
Eddie Marsan (Эдди Марсан),
Rose Keegan (Роуз Киган),
Steve Pemberton (Стив Пембертон),
Miranda Raison (Миранда Рэйсон),
Zoe Telford (Зоуи Телфорд),
Alexander Armstrong (Александр Армстронг),
Layke Anderson (Лэйки Андерсон)
Официальный сайт: dreamworks.com/matchpoint
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 124 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Если бы меня вдруг попросили сформулировать мораль этого фильма, я бы сказал так: «Хотите преступить закон? Вперед, пацаны! В пятидесяти процентах случаев вам удастся выйти сухими из воды!» Ну, конечно, вряд ли Вуди Аллен хотел сказать именно это. Если порыться в подтекстах и намеках, можно обнаружить какой-то более законопослушный посыл. Но не стоит обольщаться тем, что Вуди Аллена смотрит исключительно думающая публика, склонная к углубленному анализу! Есть аудитория и попроще – вроде меня. Как она может расценить идею фильма, уже сказано.

Сюжет – это творчески облагороженная «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Сходство настолько очевидное, что не грех его отметить - вслед за дивизионом других критиков. Бывший теннисист Крис Уилтон бросил активную карьеру и начал тренировать богатеньких буратин, адептов известного принципа «в здоровом теле – здоровый дух». Короче, стал работать тренером-инструктором в элитном спортклубе. Но мечтает о большем. Однако - чем продолжить себе путь наверх простому экс-спортсмену? Конечно, не теннисом, а чем-то весьма созвучным. Один из клиентов Криса – Том Хьюэтт. Его в меру привлекательная сестра по имени Хлоя берет умеренно сексуального теннисиста "под свое крыло" и завлекает к себе в постель. Но – вот оказия! – помыслами Криса тут же завладевает обворожительная американка Нола Райс, подружка Тома. Впрочем, вскоре Том дает Ноле отставку, и та покидает Лондон. Все вроде устаканивается: к полной радости главы семейства Хьюэттов Крис и Хлоя женятся, а Том находит себе другую женщину. Но – вот незадача! – Нола возвращается в Лондон. Случайно встретив ее, Крис понимает: ничего не закончилось, все только начинается…

Эта катавасия разворачивается с благодатной поддержкой музыки Бизе, Верди, Доницетти и бог знает кого еще. Ну, оно и понятно: ведь Крис Уилтон – большой любитель классической музыки, и оперные концерты играют узловую роль в сюжете (начать с того, что именно любовь к опере ликвидировала социальную пропасть между плебеем Крисом и его клиентом Томом Хьюэттом, денежным принцем). Я не сноб, мне не надо завоевывать расположение богатых клиентов, но классическая музыка мне тоже нравится. Казалось бы, какие проблемы – слушай, наслаждайся этой восхитительной комбинацией возвышенных мелодий и отточенного алленовского стиля. А вот – не получается. С музыкой-то все нормально. С Алленом – определенно нет.

Он снял не только внеморальное, но и просто скучное кино. Обилие классики создает дополнительную проблему: вялые телодвижения персонажей (даже яростный секс не способен сделать их менее анемичными) приобретает в сочетании с оперными партиями просто катастрофическую аморфность. Компенсировать этого не в состоянии добросовестно исполняющая то, что им предписано, тройка молодых талантов (Рис-Мейерс, Йоханссон, Мортимер). Поймите меня правильно: это не провальный фильм. Это просто совершенно не алленовский фильм. Снятый в Лондоне, без фирменного появления самого маэстро в кадре, он потерял что-то такое, что, собственно, и составило маэстро славу. Что дается взамен? Битва характеров в стиле Достоевского – без той фундаментальной идеи, которая сделала Достоевского культовой фигурой. Теннисный тренер, обдумывающий житье в стиле Родиона Раскольникова, доверия не вызывает. Полу-Достоевский, полу-Драйзер, Вуди Аллен образца 2005 года попал в расставленные им же сети. Видимо, для того, чтобы встряхнуть ситуацию и вырваться из этого капкана, он и решил пойти на обострение на уровне морали. Ну что ж? Ницше эти мысли облекал в более интересную и «навороченную» форму – но можно, конечно, и так…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Молодой талантливый тренер по теннису Крис Уилтон (Джонатан Рис-Майерс) работает в фешенебельном клубе, куда ходят заниматься сливки лондонского общества. Он быстро сходиться с Томом Хьюттом, который знакомит его со своей семьей – отцом (Брайан Кокс), мамой и сестрой Хлоэ (Эмили Мортимер). У Тома есть невеста – американка Нола Райс (Скарлетт Йоханссон), начинающая актриса, снимающаяся в рекламе и постоянно бегающая на пробы. Она нравиться Тому и не нравиться его маме. Крис сблизился с семьей Хьюиттов и вот уже отгремела свадьба с Хлоэ, ее отец дал парню хорошее место в своей компании. Жизнь наладилась. Наладилась ли? У Криса и Нолы возник краткий роман, и даже не роман, а минутная вспышка страсти. Оба прекрасно понимают, что это совершенно не то, что им надо от жизни и что эта вспышка чревата самими неприятными последствиями. Но через некоторое время Том бросает Нолу, а Крис понимает, что любит ее, жаждет ее, одержим ею. Что делать? – извечный вопрос. Жить сытой, удобной жизнью, с милой но не любимой женой, которая уже нервничает из-за невозможности забеременеть? Крутить за ее спиной роман с красавицей Нолой? Круто изменить свою жизнь и выйти из семьи Хьюитт? Крис сделает свой выбор – очевидный, страшный и невероятно далекий от любых канонов романтических комедий «из Голливуда».

Вуди Ален снимает с 70-хх годов по одному фильму в год. Даже разменяв восьмой десяток лет жизни, он находиться в великолепной творческой форме, «Матч Пойнт» лучшее тому доказательством. Фильм многослоен, тонок, умен. Трактовать его можно очень разными способами. Он содержит массу явных и не явных цитат. Сценарий прекрасно написан, актеры играют так, как положено играть талантливым молодым людям под руководством одного из лучших камерных режиссеров планеты. С художественной точки зрения фильм безупречен.

По сути «Матч Пойнт» это фильм о судьбе, о везении и случайности в жизни. Эдакий камерный вариант «Форреста Гампа», только Алену, что бы проиллюстрировать законы случайности и везения, не нужно разворачивать эпическую картину об одном человеке, случайно влияющим на историю и культуру Америки. Вполне достаточно очень простой истории об обычном и даже не амбициозном парне из Ирландии, которому случайно повезло устроиться в жизни. Возможно, не самым красивым «американским» способом – много работай, терпи невзгоды и будет тебе счастье. И зрители рады за него – потому что в душе мы понимаем что «Великая Американская Мечта» не более чем миф. А потом парню не повезло. И зрители понимают его – потому что такое могло произойти с каждым, ведь ничего невероятного его истории нет. А потом следует третий акт пьесы Алена, логический разбитый на два действия. И тут уже единого мнения и единой реакции быть не может – каждый решает сам для себя.

Есть ли оправдание действиям Криса? Нет. Будет ли расплата за его решение? Нет. Возможно нет, хотелось бы думать. Но на экране этого не покажут – судьба его сохранит. Матч-пойнт. Мячик задел сетку и завис в воздухе – куда он упадет, не известно. На твою сторону – ты проиграл, но не потому что ты плохой игрок, а потому, что тебе не повезло. На сторону противника – ты выиграл, но от тебя это не зависело.

Традиционно Ален считается комедиографом, однако в «Матч Пойнте» комедийных (а так же сатирических и ехидных) моментов нет, кроме разве что одного в самом конце – специфический юмор Алена дает о себе знать самым необычным образом.

Возможно, фильмы Алена не для широкой аудитории, что бы он не снимал, возможно среди его фильмов есть и такие которые даже самые большие знатоки не оценили, однако «Матч Пойн» работа очень сильная и цельная для абсолютно любого режиссера в любом возрасте – жизненном и творческом. Высший балл.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Крис Уилтон (Джонатан Рис Мейерс) - бывший профессиональный теннисист. На корте он показывал вполне приличные, но не блестящие результаты, поэтому Крис, будучи человеком весьма рассудительным и практичным, решил, что раз ему не светит быть в десятке лучших, с профессиональным теннисом лучше завязать, сосредоточившись на чем-нибудь другом. Заветная мечта Криса - попасть в так называемый высший свет. Ну хоть не в самый высший, а какой-нибудь пониже, однако что-то аристократическое в этом обязательно должно присутствовать. С той же здравой рассудительностью Уилтон решил, что если он станет инструктором по теннису в каком-нибудь аристократическом клубе, это может открыть ему двери в соответствующее общество.

Как ни странно, так оно и получилось, причем довольно быстро. В клубе Крис познакомился с неким Томом Хьюэтом (Мэттью Гуд) - молодым человеком из весьма родовитой и состоятельной английской семьи. Том в свою очередь познакомил Криса со своей сестрой Хлои (Эмили Мортимер). Сестра Тома как раз находилась в процессе поиска подходящего варианта для замужества, и Крис произвел на нее весьма благоприятное впечатление. Ну да, паренек не отличается родовитостью, беден как церковная мышь, однако он молод, симпатичен, а главное - амбициозен. Родовитости и денег у нее хватит на двоих - решила Хлои, после чего завертела быстрый, хотя и не слишком бурный роман с Крисом. А тот, разумеется, и рад стараться - он и не ожидал такого скорейшего выполнения своих тайных мечтаний.

У Тома тоже была подруга - молодая американка Нола Райс (Скарлетт Йохансон). Она приехала из американской глубинки и также не могла похвастаться благородным происхождением и хоть каким-то состоянием. Нола собиралась стать актрисой, однако многочисленные кастинги к желаемому результату так и не привели.

На Криса Нола при первом знакомстве произвела совершенно убийственное впечатление. Это не любовь - это страсть! Ему безумно хочется затащить девушку в постель, и он почти не думает о том, какой опасности подвергает свою только что начавшуюся блестящую карьеру. Чем все это окончится - непонятно. Точнее, понятно, что ничем хорошим не окончится. Впрочем, Крис - он вообще везунчик. И он знает, что без везения в этой жизни - никуда.

***

Совершенно невудиалленовский фильм. Абсолютно не типичный для него. Если бы мне не сказали, кто режиссер и предложили угадать - я бы почти мгновенно назвал Роберта Олтмана, потому что картина снята как раз в его стиле: неторопливое, качественное кино со сдержанным поведением персонажей, скрывающим весьма бурные эмоции. Ну и плюс - определенные элементы социальной сатиры вкупе с довольно глубоким исследованием психологии. Ну и при чем тут Вуди Аллен, скажите на милость? Где его фирменный юмор, где постоянная рефлексия, где россыпь блестящих шуток, где актеры, все как один играющие Вуди Аллена?

Здесь ничего подобного нет. Впрочем, не буду утверждать, что это плохо. Фильм получился вполне качественный и интересный, я его посмотрел с удовольствием. Правда, основная мысль картины, заключающаяся в нехитром постулате "лучше быть везучим, чем добрым" - вызывает определенные сомнения в ее моральной чистоте, но если не строить из себя лицемера, то понимаешь, что на самом деле таки так оно и есть!

Вуди Аллен, снимая в Англии чисто английский фильм, специально приглашал только английских актеров. Роль Нолы первоначально должна была играть Кейт Уинслет, и ее героиня по сценарию, разумеется, была англичанкой, однако Кейт отказалась от роли, чтобы проводить больше времени с семьей, в результате чего Вуди оказался перед сложной задачей: ни одна из других английских актрис, прошедших кастинг, ему не понравилась. В конце концов Аллен остановился на Скарлетт Йохансон, и ее героиню по сценарию сделали американкой.

Джонатан Рис Мейерс вполне неплохо сыграл Криса. Правда, на мой взгляд, на эту роль просто-таки напрашивался Джуд Лоу, у которого персонаж получился бы значительно ярче, но Аллену, во-первых, виднее, а во-вторых, Лоу уже по возрасту не сильно подходит для роли Уилтона. (Да и Уинслет, кстати, уже старовата для роли Нолы.) У Мейерса Крис получился чуть более бесстрастный, чем хотелось бы. Конечно, оно понятно, англичанин и все такое, однако пареньку приходится испытывать весьма значительные потрясения и проявлять достаточно бурные эмоции, а по Джонатану это было как-то не сильно заметно.

Скарлетт Йохансон в роли Нолы - хороша, однозначно! Впрочем, она не показывает каких-то заметных глубин актерской игры, но по фильму Нола - эффектнейшая женщина, которую любой мужчина, едва завидев, тут же мечтает уложить в постель, и вот тут все было сыграно совершенно четко - персонаж получился именно такой.

Но вернемся к вопросу, хорошо или плохо то, что типично американский нью-йоркский Вуди Аллен стал снимать совершенно нетипичное для себя, да еще и английское кино? Как мне кажется, тут главное - что именно из этого получилось. А получилась картина, вполне достойная просмотра. Так какая тогда разница, кто ее снял? Тем более что впервые аж за девятнадцать лет фильм Аллена получил прибыль в Соединенных Штатах. Впервые! Прям какой-то парадокс: американские фильмы Аллена почти никогда не окупались, а первый же снятый английский имел вполне заметный коммерческий успех.

Впрочем, не хотелось бы, чтобы Аллен окончательно завязал со своим фирменным стилем. Английских фильмов много, в том числе и таких, а вот Аллен - он один. Других подобных режиссеров просто не существует.


     
А знаете ли вы, что...

- Это первый фильм Вуди Аллена, снятый полностью в Англии.
- Первоначально Хлои Хьюитт Уилтон должна была исполнить Кейт Уинслетт, но ей пришлось отказаться от участия, чтобы провести больше времени со своей семьей.
- Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского Кинофестиваля в 2005 году.
- Тэглайны картины гласят: "Навязчивая идея искушения страсти"; "Здесь нет никаких маленьких тайн".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: