ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Великолепная афера 
Matchstick Men

Режиссер Ridley Scott (Ридли Скотт)
Сценарий Ted Griffin (Тед Гриффин),
Nick Griffin (Ник Гриффин)
В ролях:
Nicolas Cage (Николас Кейдж),
Sam Rockwell (Сэм Роквелл),
Alison Lohman (Элисон Ломэн),
Bruce Altman (Брюс Олтман),
Melora Walters (Мелора Уолтерс),
Bruce McGill (Брюс МакГилл),
Fran Kranz (Фрэн Франц)
Официальный сайт: matchstickmenmovie.warnerbros.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Фильмы с криминальными героями- симпатичными негодяями и кинозвездами в их ролях – едва ли не самый авторитетный и ходовой голливудский товар после блокбастеров-экранизаций комиксов и фильмов-сиквелов-приквелов-шмиквелов… На ум приходят самые яркие ленты жанра последних лет – “Банда Оушена” и “Поймай меня, если сможешь”.

В России стартовала “Ограбление по-итальянски”, а в Штатах широкий резонанс вызвала совместная работа известных киноперсоналий – режиссера Ридли Скотта и актеров Никласа Кейджа и Сэма Рокуэлла «Matchstick men». Вот о ней и поговорим…

Сюжет, заявленный в анонсах (два жулика проворачивают аферы с доверчивыми клиентами, втюхивая им втридорога систему для очистки воды. Один из жуликов узнает, что у него есть дочь и с этой дочерью знакомится, постепенно познавая все плюсы и минусы отцовства…) – правда лишь на половину. Даже на четверть. Забегая вперед, скажу, что и дочка, и ее появление в жизни старшего из мошенников были подстроены его напарником, чтобы выманить банковский код сейфа, где новоиспеченный папик хранил весь свой жульнический заработок за все годы похождений и афер. В общем, “вор у вора дубинку украл». Подобная развязка меня изумила – весь фильм до финала шел в целом по объявленной в анонсах канве и вроде бы меняться не собирался. Так что обманул режиссер Ридли Скотт зрителей – это ТОЧНО! Умничка – как его герои обвел зрителей вокруг пальца, предложив вместо воспитательно-ироничной мелодрамы-комедии жгучую криминальную драму о мире, в котором никому верить нельзя, ДАЖЕ ДОЧЕРИ.

Эта развязка в целом спасает фильм от критических слов. И, пожалуй, Сэм Рокуэлл. Этот актеришка из малобюджетных проектов (мне лично безумно нравится еще одна криминальная комедия “Welcome To ColinWood”) вырос в самостоятельную актерскую величину, переиграв в фильме самого Кейджа, на актерский статус которого работал весь съемочный персонал, сценарий и заготовки. Сэм Рокуэлл сыграл мошенника-приятеля стильно, эмоционально и лаконично, украв шоу у более именитого партнера по фильму.

Николас Кейдж сыграл, как всегда, точно и ярко, но слишком “академично”, когда, как и Rainman Дастина Хоффмана, за актера во многом работала выгодная “тема” - ментальная и физическая ненормальность персонажа. Герой Кейджа боится открытых пространств, солнечного света, ненавидит грязные ковры и маниакально наводит чистоту в своем доме, где каждого заставляет снимать при входе обувь. При этом у него тик глаза, подергивания плечом, он безостановочно курит и прикольно “тормозит” во время диалогов – “э-э-э-э”. Он психологически зависим от таблеток, которые ему прописывает психиатр и которые на поверку оказываются cредством против беременности. Выигрышная роль для актера, расчитывающего на “Oscar”. Именно поэтому он его, скорее всего, и не получит.

В общем, лихой обманщик-сюжет оказался в фильме поинтереснее и непредсказуемее актеров. Особенно после такой проникновенной встречи непутевого папика и его эмоционально раскрепощенной дочки, их совместных разборок и приключений (уступив просьбам дочуры, папа-жулик учит ее трюку с фальшивым лоторейным билетом и когда трюк удается, заставляет ее вернуть деньги обманутой женщине, “потому что так поступил бы любой настоящий отец”).

Ридли Скотт пробует себя в самых разных жанрах и в каждом добивается успеха. Как и “Alien”, “Legend”, “Telma & Loise”, “Black Hawk Down”, “Gladiator”, его новый фильм достоин положительных оценок. Хотя ленты Содерберга и Спилберга про симпатичных жуликов мне понравились больше…


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Рой Уоллер (Николас Кэйдж) занимается сравнительно честным отъемом денег у населения, проще говоря, он мошенник. Схема жульничества проста - впаривать жадным простачкам фильтры для воды втридорога, обещая ценный приз виде новенького "Шевроле", а потом, заявившись к своим жертвам под видом инспектора, сообщить о том, что их облапошили. В полицию такие люди не заявляют, наивно полагая, что их делом уже занимаются соответствующие органы. Есть у Роя напарник по имени Фрэнк Мерсер (Сэм Рокуэлл), приличный "офис", дом, машина. Нет только одного - личной жизни. Ее полностью заменяет невроз, зачастую принимающий весьма странные формы. Рой не выносит грязи (особенно в щелях!), открытых окон (непорядок!), терпеть не может, когда по его ковру ходят в уличной обуви (для американца это клинический случай). Таблетки по утрам, дергающийся глаз, приступы паники и походы к психиатру стали обычным делом. А еще Рой тоскует по девушке, с которой расстался не лучшим образом лет 15 назад, когда она была беременна.

Как обрести покой и равновесие? Новый врач Роя счел, что ему стоит попробовать начать с начала и попытаться найти свою бывшую возлюбленную и своего ребенка, если таковой есть на свете. Это оказалось несложным делом, и вскоре Рой узнал, что у него есть дочь Анжела, которая живет с мамой, и знать ничего не знает о своем отце. Это четырнадцатилетнее чудо, как и ожидалось, сваливается Рою на голову и переворачивает его обрыдлую, но такую привычную жизнь. Однако, девочка, унаследовав дух авантюризма и артистический талант отца, оказалась способной ученицей и напросилась с отцом "на дело"…

Этот фильм совершенно не то, чем кажется на первый взгляд. Наши прокатчики, сменив название фильма с адекватно непереводимого "Matchstick men" на банальное "Великолепная афера", определили для зрителя жанр фильма. Но дело в том, что это не очередная авантюрная криминальная комедия, где весь смак заключен в том, кто кого кинет и на сколько долларов. Формально рутинная работа мошенников показана, но она чудесным образом отходит на второй план, зрителю остается не прикидывать, как все повернется к финалу, а наблюдать за персонажами и в чем-то даже сочувствовать им. В целом фильм оказывается рассказом о попытках одинокого человека собрать свою жизнь заново. Ну а о "великолепной афере", о которой предупреждает название, зритель вполне может догадаться и к середине фильма...

Ридли Скотт - режиссер успешно работающий с самыми разными жанрами и формами, но тяготеющий к дорогим боевикам, в послужном списке которого значатся такие уважаемые и любимые фильмы как "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Гладиатор", "Черный ястреб". На этот раз он снял камерный фильм, без спецэффектов и огромного бюджета. Взяв на главную роль Николаса Кэйджа, маэстро явно не прогадал - сдвинутого невротика Кэйдж играет ярко и выразительно, оттеняя даже блестящего актера Сэма Рокуэлла на второй план. Наверное, актерская игра - это первое достоинство фильма. Вторым является весьма органично поданная полижанровость ленты: "Великолепная афера" успешно сочетает в "одном флаконе" комедию, мелодраму, триллер. Чувство меры и вкуса создателей и способности актеров позволили создать фильм, который вспоминается с удовольствием.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

У мошенника Роя Уоллера за годы трудовой деятельности накопились комплексы, и без психиатра ему не обойтись. Новый мозгоправ, найденный Фрэнком, партнером Роя, предлагает нервному клиенту отыскать бывшую жену и познакомиться со своим ребенком, которого он никогда не видел. Рой встречается с 14-летней своевольной Анджелой, меняется прямо на глазах и даже позволяет ей поучаствовать в очередной афере...

В очередной раз Ридли Скотт поражает своим талантом к мимикрии. От фильма к фильму, как хамелеон, он меняет стили и жанры, начисто избавляет себя от накатывающихся приступов "авторства" и не стесняется браться за то, чего не делал раньше. Как всякому талантливому ремесленнику, Скотту все равно, что снимать, будь то боевик, фантастика, триллер или исторический эпос. В том-то и состоит его мастерство, что в каждом жанре он сумеет отыскать золотую середину, точку опоры, которая позволит удержаться на весу его конструкции.

Новый фильм (на сей раз трагикомедия - терра инкогнита для Скотта) способен ловко выскользнуть из тесных объятий зашкаливающих - в плюс или в минус - оценочных суждений, как и оригинальное название "Люди-спички" без потерь для смысла легко меняется на безликий русский вариант "Великолепная афера". Восторженные поклонники фильма видят в нем вершины актерского мастерства, хотя ни в игре Кейджа или Рокуэлла, ни в сюжетном построении нет чего-то сверхоригинального. А наши критики почему-то ополчились на ленту за ее очевидное якобы морализаторство, хотя любые формы дидактики Скотта как художника не интересуют (не верите? - пересмотрите "Ганнибала"). Уж если на то пошло, Рой, простивший за все, что с ним сделали, взамен получил намного больше - Анджела, по сути, его превратила в другого человека, избавила от комплексов и фобий, вернула уверенность в себе, в конце концов, подарила новую жизнь, очищенную от всякой шелухи. Тогда в чем же мораль фильма? Ведь не в том, что нужно устраивать великолепные аферы, дабы излечить человека от его депрессий. "Великолепная афера", скорее, о способности человека меняться, пользуясь предложенными жизненными обстоятельствами. Довольно свежий мотив для Скотта - практически все другие его герои оставались неизменны.


     
Алексей Дубинский
"Дневник кино"

РЕЦЕНЗИЯ №4

Вероятно, я не клюнул бы на этот фильм, сними его кто-то другой. Но Ридли Скотт, что ни говори - марка! Сколько бы туфты он теперь ни наштамповал, все равно к тому, что он выпускает, внимание обеспечено. К тому же аннотации обещали закрученную интригу и впечатляющую актерскую игру. А с аннотациями - оно как? Вроде и понимаешь, что пишут их для того, чтобы завлечь к экранам лопоухих простаков, а все равно подспудно веришь, что по крайней мере, часть правды они содержат. И тем самым попадаешь в армию лопоухих простаков.

А самое паршивое, что иногда рецензии все-таки говорят дело! Так вот и живешь в ожидании правды, редкой, как волосы на голове престарелого буддийского монаха. И когда получаешь ее, дуреешь, как от хорошей дозы. И фильм заурядный кажется явлением значительным. А когда доза двойная (от частичной правды и от магии режиссерского имени), нужны поистине титанические усилия, чтобы оценить фильм адекватно. Чтобы вы не считали вышесказанное пустословием, решительно уточняю: все это - о "Великолепной афере" Ридли Скотта.

Что же нам предлагает хитрый мастер?

Это очень грустная история, и вам лучше об этом знать заранее. Хотя поначалу сюжет кажется лихим и авантюрным, без малейшего налета глубокомыслия и печали. Перед нами - парочка мошенников, Рой и Фрэнк. Они не крадут вагонами, как нынешние олигархи. Масштаб у них помельче - так, провернуть аферку на несколько тысяч и пожить в свое удовольствие пару недель. И так - до следующей аферки. В общем, обычные представители мелкого бизнеса, слегка не вписывающиеся в рамки закона (а кто в них вписывается?). На скромные сбережения Рой умудрился обставить себе жилище по весьма неплохому стандарту. Будучи аккуратистом почти маниакальным, он неистово следит за тем, чтобы чистота в квартире поддерживалась идеальная. Кроме того, он постоянно жрет какие-то таблетки, без которых ему становится худо - он задыхается и умирает. Тем не менее, жизнь его можно считать налаженной. И вдруг - все рушится. Рой узнает, что у него есть дочь лет 14. Он ее находит, завязывает контакт. Дочь приезжает к новообретенному папе на выходные. И у Роя получается проблема двухплановая: во-первых, летит к черту выстроенный быт, во-вторых, девочка узнает о том, что папа - мошенник, и просит обучить ее этому тонкому ремеслу. Попутно выясняется, что в свои 14 лет чудное дитя уже успело побывать за решеткой.

Должен признать, что отвращения при просмотре я не испытывал. Восторга, впрочем, тоже. Фильм сделан очень ровно, на одном дыхании. Он незатейлив, но не пуст. В нем есть мысль, которая обнажится ближе к концу и должна тронуть неравнодушного зрителя своей безыскусной искренностью. Действие неторопливо, хвататься руками за соседствующие с вами предметы вам вряд ли придется. Ну, разве что в паре моментов - например, когда мошенничество Роя с дочерью вскрывается клиентом, который пытается с ними тут же расправиться. Итак, это спокойный, и в целом - позитивный фильм, исподволь пропагандирующий вечные ценности. Вероятно, это в конечном итоге и портит общее впечатление, хотя и оставляет зрителя в легком умиротворении.

В принципе, я не жалею о том, что посмотрел "Великолепную аферу". Я вот только не уверен, что кино подобного рода стоит снимать Ридли Скотту. Все же ему больше подходят более масштабные проекты, и в историю кино он войдет (а наверное войдет, стервец!) именно благодаря им, а не "Великолепной афере". Хотя есть у него "Тельма и Луиза" - фильм тоже по внешним признакам весьма простой, но при этом - куда более интересный и глубокий. Может, это старость настигла незаметно мистера Скотта, и он потихоньку эволюционировал в прохладно-рассудочного классика?


     
РЕЦЕНЗИЯ №5

Рой (Николас Кейдж) и Фрэнк (Сэм Рокуэлл) - артистичные жулики. Их жанр - аферы и мошенничества различных масштабов. Благородство не относится к числу их недостатков, поэтому Рой и Фрэнк "обувают" кого угодно: стариков-пенсионеров, замученных жизнью домохозяек, вдов, только что потерявших мужей, и так далее. Схемы мошенничества, которые они применяют, стары как мир. Ничего такого революционного, вроде государственного займа, они не изобретают, а используют обветшалые уловки, которые срабатывали, срабатывают и будут срабатывать - просто из-за человеческой доверчивости. А также потому, что, как говорил Энди Таккер, если ты фермер, то тебе на роду написано быть обманутым.

Однако даже совершенно типовые и стандартные мошенничества у Роя с Фрэнком прокатывают без особых проблем - прежде всего благодаря слаженности и артистичности их дуэта. Когда Рой запинается - Фрэнк подхватывает, если Фрэнк сбивается - Рой приходит на помощь. Эти два парня отлично друг друга понимают, несмотря на то что они очень и очень разные. Рой - законченный псих. Он страдает агорафобией - боязнью открытых пространств, - совершенно помешан на чистоте, у него нервный тик, и Рой полностью зависим от таблеток, которые прописал его психоаналитик. Если Рой не примет вовремя таблеточку, его начинает с такой силой колбасить, что уже не до афер.

Фрэнк - совсем другой. У него психика в полном порядке, и Фрэнк идет по жизни твердой поступью человека, не боящегося бытовой грязи на открытых пространствах. Таким образом, они отлично дополняют друг друга: Рой, в силу тонкой нервной организации, выступает как бы мозговым центром, а Фрэнк берет на себя задачу успокаивать Роя, проводит подготовительную работу и выполняет все указания головастого, но психованного подельника. И в таком режиме их аферистический процесс идет практически без сбоев.

Но, как водится в подобных случаях, случилось страшное! У Роя пропал его психоаналитик. Совсем пропал, то есть полностью. Сменил адрес и номер телефона, а данных никаких не оставил. Рой в шоке, в панике, в полном смятении! Ладно еще - психоаналитик пропал! Но этот псих не смог проанализировать хотя бы тот факт, что у Роя заканчиваются волшебные таблеточки, и если эти запасы не восполнить, то Рой превратится в кошмарное чудовище, которое с утра до вечера будет драить квартиру, нервно подергивая своим тиком, а потом забьется в угол и станет вспоминать бескрайние нивы и веси, обливаясь при этом потом от ужаса.

Однако Фрэнк не бросил друга Роя в бесконечной борьбе с микробами! Он быстро нашел ему нового психоаналитика - доктора Кляйна (Брюс Олтман): тот проанализировал Роя, выдал ему синенькие таблеточки, и Рой довольно быстро пришел в норму. Кроме того, доктор Кляйн порекомендовал Рою связаться со своей дочкой, которую он никогда не видел (жена ушла от Роя много лет назад, будучи беременной), - мол, это его успокоит. Рой знакомится с дочкой Анжелой (Элисон Ломан) и...

И вот тут все и завертелось! Потому что дочка, с одной стороны, изменила жизнь Роя: он стал меньше дергаться, смирился с мыслью о том, что некоторым микробам все-таки можно разрешить пожить в своей квартире, а также перестал нервно икать при виде картины Петрова-Водкина "Несжатые нивы". С другой стороны, дочка довольно быстро выяснила, чем занимается ее неожиданно обретенный папаша, и потребовала обучить ее премудростям аферистского мастерства. Рой поначалу, конечно, сильно возражал, ведь ему всегда казалось, что юной девушке необходимо следовать совсем другим моральным принципам - по крайней мере, до окончания школы, - однако Анжела так настаивала, что все-таки настояла на своем, и теперь Рой обучает дочурку секретам "обувания" ближних. Кроме того, на горизонте у двух жуликов засветила неплохая афера на сотню тысяч фунтов стерлингов с одним богатеньким буратиной, и помощь Анжелы будет вполне нелишней...

***

В российском прокате название фильму дано крайне неудачно, и это здорово сбивает зрителей с толку. Прямой перевод англоязычного названия Matchstick Men как "Люди-спички" - тоже не лучший вариант, но "Великолепная афера" - это уж точно полный бред, потому что фильм не об этом. Да-да, я тут целую страницу распинался о двух аферистах, а теперь заявляю, что фильм не об афере. В чем тут дело?..

Дело в том, что "Великолепная афера" довольно значительно отличается от других фильмов подобного жанра. Обычно режиссеры, когда делают кино об аферистах, сосредотачиваются сначала на подробном изложении процесса подготовки, а затем тщательно и волнующе демонстрируют реализацию блестящего (или тусклого) плана. Здесь - все не так. Несмотря на то что некая афера действительно является составляющей частью сюжета - суть фильма вовсе не в афере. Зрители даже толком не поймут схему этой аферы - точнее, им об этом не расскажут. Суть фильма совсем в другом. Человеческие взаимоотношения, психология, смена взглядов под воздействием внешних обстоятельств, любовь и предательство и так далее.

Нет, морализаторства там особого как раз нет. Все изложено аккуратно и грамотно. Просто некоторым образом исследована определенная жизненная ситуация, заданы какие-то вопросы и на них даны некие ответы. Впрочем, не хочу сказать, что вас там ждут какие-то изрядные глубины психологии - это не так. Но что-то исследовательски-психологичное в этом фильме есть.

Почему Ридли Скотт? Это создатель "Ганнибала", "Гладиатора", "Черного дождя", "Тельмы и Луизы", "Бегущего по лезвию бритвы", "Чужого" и "Дуэлянтов"? Похожа ли "Великолепная афера" на эти фильмы? Этого вопроса можно было бы не задавать, потому что фильмы Ридли Скотта не похожи один на другой. Сравните, например, "Гладиатора" с "Тельмой и Луизой", а также "Ганнибала" с "Черным дождем". Так и "Великолепная афера" - совершенно отдельный фильм. Достаточно камерный, не сильно динамичный (в данном случае это вовсе не упрек) и - неплохой. Вполне неплохой. Даже хороший. Потому что это весьма нестандартное решение фильма об аферистах. Аферы как таковой практически нет. Но зато есть сами аферисты - со всеми их тараканами.

Николас Кейдж в этом фильме играет блестяще. Я не особый его поклонник, но здесь Кейдж пустился в довольно смелый эксперимент - и победил. Все-таки это не комедия, и сыграть подобного психопата так, чтобы зрители прониклись к нему сочувствием, очень и очень непросто. Тем более в партнерстве с Сэмом Рокуэллом - актером ярким, заметным и весьма талантливым. Но здесь Рокуэлл остался, в общем, на заднем плане. Хотя сыграл свою роль, как обычно, уверенно и очень профессионально. Но Кейдж - великолепен. Нервный тик, комплексы, агорафобия, сдвиг на чистоте, таблеточки, другие комплексы, неожиданно возникшая дочка, аферы, проблема кассирши в универмаге - все это сыграно блестяще! Мне стал действительно нравиться Кейдж. "Адаптация" явно пошла ему на пользу. Он адаптировался к интересным ролям. А то все эти боевые красавчики с глазами загнанной лани - утомляли. Здесь же - очень интересная и весьма сложная роль.

Мне понравился этот фильм. Стандартная история аферистов вряд ли была бы интересной. Ее столько раз разжевывали-пережевывали, что сказать здесь что-то новое невозможно. Но Ридли Скотт в данном случае ухитрился остаться вполне оригинальным. Страдания и перевоспитание Роя смотрятся намного интереснее, чем какой-нибудь криминально-детективный сюжет. Его взаимоотношения с дочкой и Фрэнком тоже весьма забавны.

Оригинальность для фильма - в сегодняшнем мире ремейков, сиквелов, приквелов, ремиксов и прочих вторичных поделок третично-четверичного периода - это уже большой плюс. Прибавьте к этому уверенную профессиональную постановку самого Ридли Скотта и отличную игру актеров - получите "Великолепную аферу". Она не великолепная и не афера. Но смотрится очень хорошо.



А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 15-го июля 2002 года в Лос-Анджелесе. Во время съемочного периода был объявлен двухнедельный перерыв, в течение которого режиссер Ридли Скотт решал личные проблемы.
- Картина поставлена по одноименному роману Эрика Гарсиа "Matchstick Men". Гарсиа больше всего известен по серии книг "Anonymous Rex" о динозаврах, живущих в современном человеческом обществе и маскирующихся под гримом, сделанного из их молока.
- Интервью с автором книги Эриком Гарсиа находится здесь.
- Официальный сайт Эрика Гарсиа находится здесь.
- Рецензии с первого тест-просмотра можно прочитать здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: