ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Помни 
Memento

Режиссёр: Christopher Nolan (Кристофер Нолан)
Сценарий:
Christopher Nolan (Кристофер Нолан)
В ролях: Guy Pearce (Гай Пирс),
Carrie-Anne Moss (Кэрри-Энн Мосс),
Joe Pantoliano (Джо Пантолиано),
Mark Boone Jr.(Марк Бун мл.),
Larry Holden (Лэрри Холден)
Видеоролик: Quicktime
Официальный сайт: www.otnemem.com
Саундтрек: Memento
Продолжительность: 113 мин.
Год выпуска: 2000
РЕЦЕНЗИЯ №1

"Помни" - вторая игровая картина режиссера-писателя Кристофера Нолана - мастерски сконструированный "черный фильм", где режиссер манипулирует временными пластами, чтобы показать взаимоотношения памяти и истины. Основой сценария стала новелла, написанная братом режиссера Джонатаном Ноланом. Фильм - стал невероятно оригинальной экранизацией, и его нарочитая загадочность и размытость совершенно оправданна, как и оправданны частые повторы монтажных фраз. Весь фильм был снят в Южной Каролине.

Леонард Шелби одевается в изысканную дорогую одежду, ездит на последней модели "Ягуар", при этом проживает в дешевых мотелях. Несмотря на то, что он выглядит, как успешный бизнесмен, у него одна цель - найти и наказать человека, который убил его жену. Полиция не относится серьезно к его подозрениям. Расследование Леонарда осложняется тем, что он болен редкой формой амнезии. Прекрасно зная все, что произошло до убийства жены, он не может вспомнить, что произошло с ним 15 минут назад, где он, куда идет и зачем. Он ищет убийцу жены, основываясь на собственные ощущения, случайные встречи, фотографии, даже на татуировки на собственном теле. Он делает фотографии на Поляроид, подписывает их, делает татуировки на собственном теле, чтобы связать ускользающую от него реальность Таинственная загадка смерти жены Леонарда разрешается совершенно неожиданно.

История Леонарда рассказывается поэпизодно. Прошлое Леонарда, связанное с Натальей и Тедди расцвечено яркими красками, его настоящая жизнь, проходящая в нищем номере мотеля - черно-белая.

Во время действия фильма появляются и исчезают новые персонажи, и кажется что они не важны, но это только потому, что мы знаем о Леонарде меньше, чем думаем. Зачем выходит на него Наталья, чтобы спасти его или свести с ним счеты. Да и дружба Тедди на первый взгляд очень подозрительна. Возможно, Тедди - полицейский, а может - реальный убийца, а может и тот и другой сразу. И до конца фильма невозможно понять, почему столько жертв, если виновников гораздо меньше. Почему память так избирательна, почему она выбирает из сознания только эти элементы, и как разделить прошлое от настоящего, правду и ложь.

"Конечно, "Мементо" - очень сложный, психологический фильм," - рассказывает продюсер фильма Дженнифер Тодд, "но материал действительно стоил того, чтобы за него взяться, он - уникален, он заставляет работать, он поднимает сущностные проблемы. Мы взялись за этот проект, не только потому, что он вызывающий, но и потому, что сценарий позволяет решить эти сущностные проблемы.

Режиссер Кристофер Нолан доказал свою авторскую состоятельность серьезным фильмом "Following" (1999). Тодд говорил: "Мы очень хотели работать с этим режиссером, он из тех авторов, которые полностью погружаются в историю, творческий процесс, сживаются со своими персонажами - они уже видят неснятый фильм, и знают как сделать свое виденье реальностью. Он был очень уверен в успехе и довел свой эксперимент до финишной прямой.

Джонатан Нолан, именно по его новелле снял фильм "Мементо" Кристофер Нолан, сказал: "Триллер, как жанр, стал своего рода 90-минутным вечером вопросов и ответов, зритель знает, все что происходило, и что произойдет с героем. Самый главный вопрос триллера - Whо done it?(Кто это сделал?). Поэтому "Мементо так интересен для зрителя. Он задает необычные вопросы для этого жанра: мы знаем, что случится в следующем эпизоде - в первом эпизоде фильма мы видим его последние секунды.

Вопроса два - зачем? Что толкнуло Леонарда на убийство? Ведь убийца дается изначально. В самом вопросе есть мотив. Джонатан чувствовал, что отвечая на эти вопросы Крис пришел к двум выводам: первый - он сделал настоящий триллер, второй - он понял, почему публика любит триллеры, и что касается "Мементо", в фильме искусно используются троппы этого жанра, чтобы этот жанр ниспровергнуть.

В свою очередь Нолан утвердил на главные роли Пирса, Мосс и Пантолиано, именно на этих персонажах из-за их двойственности и держится эмоциональный накал фильма. Нолан говорит: "Пирс прекрасно справился с ролью. Его личное достижение в том, что он сумел полностью погрузиться в роль, часто стоя на грани разрушения собственной психики, он потрясающе влияет на зрителя, заставляя его работать, провоцирует зрителя идентифицировать себя с образом на экране, передавая ему эмоции дискомфорта.

"Мементо" - низкобюджетный фильм, съемочный период занял 25 дней, его снимали в Альтадене, Пасадене и в Долине Сан Фернандо.. "Это место с небольшими заправками, недорогими мотелями идеально подходило нам по замыслу" - рассказывает режиссер. Было очень тепло. И съемки проходили очень легко и без напряжения. "Вся группа слаженно работала на идею режиссера, и не было заметно, что кино, на самом деле является экспериментом"- заметил исполнительный продюсер Аарон Райдер.

Особую роль в успехе картины Тодд возлагал на исполнителей главных ролей. "Гай просто жил этой картиной". Расписание съемок было очень напряженным, и требовал большо концентрации усилий от группы. "Иногда они снимали по 9 страниц текста за смену, это делало материал более импрессивным, и на экране часто видно, как снимался этот фильм. Пирс старался глубоко понять характер персонажа, его мотивации, связь героя с его собственной памятью. "Гая мы утвердили сразу. Он должен был сыграть и героя и его внутреннюю страшную сущность".

Кэрри-Энн Мосс очень понравился материал, он сделала очень много, чтобы найти месяц на съмки в "Мементо"в своем напряженном графике. "Мы были просто счастливы, что заполучили ее на роль, и что ей искренне нравится проект"- говорит Тодд. Образ Натальи - очень сложен, кто она - жертва, или убийца? Актрисе надо было быть одновременно и грубой, и сексуальной, мягкой и жестокой.

"В образе Тедди мы хотели совместить два начала: угрожающее и комическое. И, конечно, Пантолиано блестяще справился с этой задачей. Его врожденный юмор, способность к перевоплощению, сильнейшая энергетика очень повлияла на атмосферу фильма. Джо - потрясающий характерный артист, и мы очень рады, что он поверил в наш материал" - говорит Тодд. v"Я рад, что сумел очень сложный литературный материал, основанный на психологических задачах, проблемах памяти, отношению каждого к прошлому, воплотить на экране" - говорит режиссер. Брат режиссера Джонатан, автор новеллы, по которой поставили фильм говорит: "Он - настоящий кинорежиссер, в фильме нет сложного грима, спецэффектов - просто прекрасные кинематографические образы. "Мементо" - жанровый фильм, прекрасно рассказанная история, эта история заставляет нас задуматься, кто мы есть на самом деле".


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Гениальные фильмы снимают редко. Страшные - часто. Страшно гениальные, опять же, встречаются эпизодически. Гениально страшные - очень редко. И уж очень редко философы сами берутся снимать кино. Кристофер Нолан не только снял страшную и гениальную картину "Memento", но и сам написал сценарий этого фильма. По неизвестной причине в малобюджетный фильм (всего $5 млн) ему удалось заманить великолепных актеров.

Собственно, с чего началась эта история? Расследователь из страховой компании, Леонард Шелби (его играет Гай Пирс - "Секреты Лос-Анджелеса") в результате загадочного случая потерял краткосрочную память. На свое счастье, раньше он уже сталкивался с подобным недугом - некий Сэмми Дженкис (Стефен Тоболовский знаком нам по роли придурка Нэда Райерсона из "Дня Сурка") в результате автомобильной аварии лишился возможности запоминать новое - его краткосрочная память действовала несколько минут, после чего он уже не мог вспомнить ни людей, которых он видел вчера, ни начала разговора, ничего. Более того, он не совсем точно представлял, в каком состоянии находится, поскольку последние настоящие воспоминания его относились к доаварийному периоду.

Леонард расследовал дело, поскольку медицинская экспертиза страховой компании установила, что мозговые ткани Дженкиса повреждены не были, так что он мог оказаться обыкновенным симулянтом. А раз симулянт - зачем ему платить страховое возмещение?

Тем не менее, как это ни удивительно, и сам Шелби оказывается в подобной ситуации. Какие-то подонки насилуют и убивают его жену, а сам он, в результате травмы, теряет эту самую память.

Леонард решает найти убийц и отомстить. К сожалению, ни имен их, ни того, как они выглядят, он не помнит. Чтобы справиться со своим состоянием, Леонард наносит на тело татуировки, делает Поляроидом фотографии с подписями и оставляет сам себе записки.

Человека в таком состоянии обмануть нетрудно - он не знает, кто его друзья, кто враги, поэтому Леонард заручается помощью некоей Натали (Кэрри-Энн Мосс из "Матрицы"), которая добывает ему сведения о человеке, который, должно быть, и является убийцей жены Леонарда. Натали делает это небескорыстно, а почему - об этом вы узнаете, посмотрев фильм сами.

Что мы знаем о Леонарде в начале фильма? То, что он кого-то убил. Внимательно досмотрев фильм до конца вы обнаружите, что убил он совсем не того, кого искал. И, может быть, никто и не убивал жены Ленни. И, может быть, у него никогда и не было жены. Вполне вероятно, что Шелби - это Дженкис... Фильм состоит из настоящей череды загадок, на которые у зрителя нет ответа.

Как Леонард понял, что страдает потерей памяти? Как он узнал имя убийцы? Почему он убил именно того, кого убил? Что будет, если посмотреть фильм в обратном порядке?

Молодой режиссер Кристофер Нолан снял настоящий кинематографический шедевр, превзошедший по силе "Сердце Ангела" самого Алана Паркера. "Memento" - фильм, создающий нарастающее в обратном порядке напряжение, которое невозможно унять. Этот фильм отбирает сон, аппетит, рождает мысли о вечном и не дает покоя.

По сути дела Нолан затронул самую болезненную для современного человека тему - борьба материализма и идеализма. Реальны ли мои ощущения? Кто я? Откуда я знаю этих людей? На эти вопросы вы ответите без труда. Безусловно, непросто будет понять, существует ли на самом деле старушка с четвертого этажа, которую вы никогда не видели. Есть ли в природе город Сидней, или же это плод чьего-то больного воображения.

Идеалистическая философия таит в себе большую опасность. Мыслитель может заподозрить, что и сам он не существует, и является лишь чьим-то воображаемым символом.

На этот фильм лучше ходить без детей.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Леонард (Гай Пирс) страдает редкой формой амнезии - потерей кратковременной памяти. Некоторое время назад его жена была изнасилована и убита, а сам Ленни при этом получил травму. В результате полученной травмы, а может, и в результате пережитого потрясения у него появилось это необычное заболевание: Леонард отлично помнит всё, что было до момента убийства, а все остальные события очень быстро полностью стираются из его памяти.

Нападающих на его жену было двое. Одного из них Леонард убил при нападении, а второму удалось скрыться. Полиция убийцу даже и не искала - там посчитали, что нападающий был всего один. После этого Леонард решил самолично найти этого человека и застрелить его. Но каким образом он может провести расследование, страдая подобным недугом?

В практике Леонарда, когда он занимался расследованиями по заказу страховой компании, был случай с неким Сэмми (Стивен Тоболовски), который также потерял кратковременную память, - Ленни тогда пытался выяснить, физическое это заболевание (повреждение мозга) или чисто психологическое.

Сэмми использовал специальную систему записок, чтобы хоть что-то вспоминать, и Леонард также пользуется подобным приёмом, однако он этот метод значительно расширил: кроме записок Ленни использует "поляроидные" фотографии различных людей, с которыми ему приходится постоянно общаться, и делает татуировки на теле, в которых пишет ключевые фразы своего расследования.

Он ходит в стильном дизайнерском костюме и ездит на дорогущем "Ягуаре". Откуда у несчастного больного эти вещи и машина - никто не понимает, включая его самого: у него никогда не было денег на подобные роскошества.

В процессе расследования Леонард постоянно встречается с двумя людьми - неким Тедди (Джо Пантолиано) и Натали (Кэрри-Энн Мосс). Тедди вроде как считается его другом, но система противоамнезийных оповещений говорит о том, что этому парню нельзя доверять. Натали помогает Леонарду найти информацию об убийце его жены, однако понятно, что она при этом преследует какие-то тщательно скрываемые собственные интересы, связанные с её дружком Джимми (Ларри Холден).

Основная проблема в расследовании Ленни заключается в том, что он должен безоговорочно доверять самому себе и скрупулёзно выполнять то, что написано в татуировках, фотографиях и записках. И если он решит обмануть самого себя, то против этого ничего поделать уже будет нельзя.

***

Фильм "Помни" снят режиссёром Кристофером Ноланом по коротенькому рассказу Memento Mori, написанному его братом Джонатаном. Кристофер сам написал киносценарий и снял картину в рекордно короткие сроки - всего за двадцать пять съёмочных дней - и с рекордно низким бюджетом - всего девять миллионов долларов.

Этот режиссёр славится тем, что умеет мастерски накручивать напряжение в своих фильмах, и в "Помни" - его втором фильме - это также проявляется в полном блеске. Причём Нолан сознательно усложнил себе задачу, пустив время в фильме вспять, одновременно прерывая монтаж точками определённой "контрамоции".

"Помни" начинается с конца - завершения расследования Ленни. И после этого картина начинает двигаться в обратном направлении, показывая отдельные эпизоды этого расследования. Причём каждый из эпизодов также начинается с конца - зрителям показывают ключевую сцену, а потом действие к ней подводит.

Подобный подход и соответствующий монтаж оказывают совершенно завораживающее воздействие. Кажется, что ты вместе с Леонардом испытываешь эту антероградную амнезию (именно так по-научному называется данное заболевание) и пытаешься прорваться сквозь туман забывчивости.

Впечатление также усиливается благодаря прекрасной игре Гая Пирса. Нолан рассказывал, что Пирс буквально вжился в эту роль и практически слился с больной личностью Ленни, в результате по фильму отлично видно, в каком жутком напряжении живёт этот человек.

Интересно, кстати, что на роль Леонарда первоначально рассматривались совсем другие актёры - Алек Болдуин, Брэд Питт и Аарон Экхарт. Однако Кристофер Нолан выбрал Пирса - и не прогадал. Пирсу вообще нечасто удаётся блеснуть ("Людоеда" я ещё не посмотрел), но здесь роль просто шедевральная. Паранойя, которую испытывает персонаж Пирса, выглядит совершенно натурально и реалистично. При этом Пирс играет довольно сдержанно, без театральщины, а чувство ужаса, которое испытывает человек, находясь в совершенно незнакомом мире, где ему ещё приходится вести серьёзное расследование, видно только по глазам Ленни.

Очень интересная роль у Джо Пантолиано, играющего Тедди. С первых секунд фильма понятно, что Леонард именно Теодора считает убийцей, однако при этом Тедди во всех эпизодах ведёт себя как хороший приятель Ленни - он симпатичный, весёлый и доброжелательный. Но одновременно ясно, что его доброжелательность - несколько напускная и что Тедди от Леонарда тоже что-то нужно. Пантолиано - яркий актёр, и эта роль у него получилась блестяще. Кстати, за год до этого он сыграл несколько похожего персонажа "друга-предателя" в "Матрице".

Оттуда же, прямо из "Матрицы", в фильм пришла и Кэрри-Энн Мосс. Нолан в интервью говорил, что ему очень хотелось заполучить эту актрису на роль Натали и он очень рад, что Кэрри-Энн нашла в своем расписании время для этого фильма. У Натали роль тоже совершенно неоднозначная, как и у Тедди. То она друг, то она холодная стерва, то она истеричка - в общем, тоже целый спектр эмоций, который был сыгран очень неплохо.

Больше всего в "Помни" мне нравится редкая для Голливуда оригинальность и стиль изложения. Фильм совершенно ни на что не похож, смотрится с огромным интересом и производит очень сильное впечатление. Не говоря уж о том, что Нолан приберёг для зрителей далеко не один очень эффектный поворот действия, от которого просто дух захватывает.

Зрители и критики картину оценили очень высоко. Сорок две награды и тридцать четыре номинации (включая две на "Оскар") - признание критиков. Зрители же "Помни" оценили ещё выше - двадцать восьмое место в Top250 фильмов на IMDB.

Оценки, на мой взгляд, вполне заслуженные. Я бы не назвал этот фильм супершедевром, однако то, что это один из самых эффектных и ярких триллеров из всего, что я видел, не вызывает никаких сомнений.


     
А знаете ли вы, что...

- Сценарий Кристофера Нолана, написанный по короткой истории его брата, Джонатаном Ноланом, выиграл награду Waldo Salt Screenwriting на последнем кинофестивале в Сандэнсе. Кейси Леммонс, чей "Валентинов день для дикаря" открыл фестиваль в этом году, похвалила Нолана за очень необычно снятый фильм. Победителями этой награды были также в последние годы: Кеннета Лонергана (Ты можешь положиться на меня), Лайза Чолоденко (Высокое искусство), Стэнли Туччи и Джозеф Тропиано (Званый ужин), и Том ДиСилло (Жизнь в забвении).
- Стивен Содерберг сказал, что был чрезвычайно увлечен творением Кристофера Нолана, и предложил ему продюсирование его следующей работы.
- Этот фильм воссоединяет звезд "Матрицы" Кэрри-Энн Мосс и Джо Пантолиано.
- Впервые фильм был показан на международном Кинофестивале в Торонто.


ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: