РЕЦЕНЗИЯ №1
Знаменитое спецподразделение "Людей в черном" продолжает защищать нашу Землю от инопланетных посетителей, однако и у них, и у всей планеты Земля возникла жуткая проблема. Борис по кличке Животное (Джемейнт Клермент) - единственный оставшийся в живых представитель очень воинственных инопланетных существ, который последние сорок лет отбывал заключение на специально для него построенной лунной тюрьме, - совершенно неожиданно сбежал и объявился на Земле.
Когда-то сорок лет назад именно агент Кей (Томми Ли Джонс) арестовал Бориса: он тогда отстрелил негодяю руку, посадил его и запустил на орбиту сеть Аркнет, которая стала надежно защищать Землю от враждебных вторжений.
Борис это прекрасно помнит, поэтому он приходит к сыну человека, изобретшего машину времени, получает эту машину и отправляется в шестидесятые, чтобы изменить ход истории: убить Кея и не дать запустить сеть Аркнет.
Судя по всему, у Бориса все получилось, потому что когда в очередной раз агент Джей (Уилл Смит) просыпается и отправляется в Управление, он выясняет, что в его жизни Кея нет, потому что он умер сорок лет назад - был убит Борисом.
При этом, что самое страшное, боевое племя Бориса в этой реальности не уничтожено и оно направляется на захват Земли, так как никакой защитной сети Аркнет также не существует.
Ситуация критическая, Бориса немедленно нужно остановить, поэтому агент Джей, как легендарный Остин Пауэрс, отправляется в шестидесятые: он должен найти юного агента Кея и предупредить его, чтобы Кей не арестовывал Бориса, а во что бы то ни стало пристрелил его.
Однако против Кея теперь выступают оба Бориса - тот, шестидесятник, и новый из будущего, так что Джею придется помогать своему будущему бывшему напарнику. А им, в свою очередь, поможет инопланетное создание по имени Гриффин (Майкл Сталбарг) - оно существует сразу в пяти измерениях, видит параллельное вероятностное развитие событий, а самое главное - именно Гриффин дал Кею медальон, который, если его доставить на орбиту, запустит защитную сеть Аркнет.
***
Первый фильм "Люди в черном" был снят Барри Зонненфельдом по не слишком известным комиксам пятидесятых художника Ловелла Каннигама. Уилл Смит, за год до этого вышедший в звезды в фильме "День независимости", в этой картине сниматься совершенно не хотел, и его уговорила жена, сказав, что он шикарно смотрится в черном костюме и очках Пако Рабан. Студия Columbia Pictures и Зонненфельд продолжение снимать не планировали, поэтому с исполнителями главных ролей даже не были заключены стандартные для подобных случаев контракты с обязательствами сняться в продолжениях на определенных условиях.
Однако первый фильм при бюджете в $90 млн собрал под $600 млн, так что всем было понятно, что продолжение снимать нужно обязательно.
Под сиквел старую команду все-таки собрали, хотя и с большим скрипом и некоторыми потерями. С сюжетом там особо не заморачивались, сосредоточившись на колоритных инопланетянах, крутейших тачках и шутках агента Джея. Получилось, на мой взгляд, хорошо, несмотря на отсутствие принципиально новых идей. Агент Джей круто шутил, разнообразие жизненных форм инопланетян поражало воображение, "Мерседес" Е-класса вызывал желание немедленно приобрести точно такой же, причем по возможности с теми же гаджетами, а уж собачка-напарник Джея - это был просто отвал башки. Тогда при $140 млн бюджета собрали $426 млн, так что триквел был не за горами.
Однако до него добрались только через десять лет. Томми Ли Джонс поначалу наотрез отказывался участвовать в триквеле, и его в конце концов уговорили только потому, что примерно две трети фильма действует молодой агент Кей, которого сыграл Джош Бролин.
Уилл Смит, который раньше снимался как минимум каждый год, в фильмах не появлялся с 2008 года, так что его роли в "Людях в черном 3" фанаты ожидали просто с нетерпением.
С режиссером первоначально также не было понятно. Студия не могла договориться с Зонненфельдом, и шли разговоры о том, что франшизу отдадут в руки Майкла Бэя. Но, к счастью, в кресло все-таки сел старина Зонненфельд, что явно подняло градус интеллектуальности триквела.
Что с сюжетом? Им занимались аж четверо сценаристов, ни один из которых не работал над предыдущими фильмами. В результате картина из ироничной комедии заметно ушла в сторону фантастического приключенческого боевичка, но я бы не сказал, что ей это повредило, тем более что изрядную долю юмора и иронии в картине все-таки сохранили.
Впрочем, первоначальный подход оставили нетронутым: Земле по-прежнему угрожает смертельная опасность, спасти ее можно только с помощью некоего маленького гаджета-артефакта, который будет выпадать туда-сюда в самый последний момент, ну и, как обычно, есть центральный инопланетный Гад, которого остановить крайне сложно, но просто необходимо, ибо иначе будет глобальный Тип-Топ.
Ко всей этой милой истории явочным порядком приплели путешествия во времени - в основном чтобы заменить старпера Кея молодой крутотенью, - но с этим особенно не напрягались: пространственно-временной континуум был нарушен десятки раз, причинно-следственные связи были порваны с особым цинизмом, а для чувствительных зрителей припасли слезливую историю о глубинных связях Кея с Джеем, которая принципиально не клеится с предыдущими двумя частями.
Однако должен заметить, что даже разрывы логических линий сюжета не кажутся слишком существенными. В конце концов, это же не научная фантастика, а приключенческо-комедийный комикс. И когда смотришь на то, как Джей запускает машинку времени, уже никаких вопросов не остается, просто сидишь и ржешь.
Снято это все очень и очень бодренько. В сиквелах-триквелах часто бывает так, что создатели явно теряют былую легкость. Действие становится натужным, актеры не играют, а отыгрывают, так что смотреть на это все становится просто скучно.
В данном случае ничего подобного не произошло. И тут, конечно, немалая заслуга Уилла Смита, как, безусловно, главной звезды триквела, да и всей франшизы. Уилл зажигает по полной программе! Играет замечательно и с полной отдачей, классно хохмит и демонстрирует превосходную мимику. Смотреть - одно удовольствие, вот прям молодец, парень, хотя он и раньше-то никогда не халтурил.
Томми Ли Джонсу и по фильму полагается сохранять полнейшую невозмутимость и полное отсутствие каких-либо эмоций, да и эпизодов у него очень и очень немного. Однако он лишний раз продемонстрировал свою способность выглядеть смешным и забавным, будучи на экране совершенно серьезным.
А вот Джош Бролин в роли молодого Кея - шикарен! (Кстати, по фильму Джей отправляется на 43 года назад, а Бролин младше Томми Ли Джонса на 21 год. Но мы и на это не будем обращать внимание.) Бролина отлично стилизовали под молодого Кея, и он классно изображает знаменитый саркастичный взгляд Томми Ли Джонса. Так что очень понравился.
В картине значительную часть времени присутствует совершенно новый характер - прикольный инопланетянин Гриффин: персонаж чудаковатый и очень забавный. Его здорово изобразил Майкл Сталбарг - это актер, который одинаково хорошо играет как зачуханного преподавателя (фактически - Хоботова) из "Серьезного человека", так и знаменитого махинатора со стальным взглядом Арнольда Ротстина из "Подпольной империи". Сталбарг и здесь очень понравился - замечательный персонаж, очень смешная манера говорить. Да и со сценарной точки зрения идея интересная: инопланетный чудик, который одновременно живет в пяти измерениях и видит вероятностные параллели.
Роль Главгада Бориса Животное хотели предложить Саше Барону Коэну, но с ним что-то не сложилось, так что Бориса сыграл не слишком известный актер Джемейн Клемент, прославившийся в веках озвучкой роли мумрика Джерри в мультфильме "Гадкий я". Сыграл он его хорошо, но там основная прелесть персонажа - в спецэффектах и том, как его загримировали. Кстати, на российской пресс-конференции один из журналистов показал Зонненфельду и Смиту фотографию Бориса Гребенщикова и спросил, не его ли портретом вдохновлялись создатели фильма, на что Смит сказал про Гребенщикова: "Бедный парень, как его жизнь-то потрепала" - и заметил, что БГ может подать на них в суд за пародирование образа.
Что интересно, первоначально этого персонажа должны были звать Яз. Но дочка Зонненфельда сказала, что так называются ее противозачаточные таблетки, после чего Главгаду дали имя в честь внука Зонненфельда.
Начальника Кею с Джеем неожиданно сменили, и им стал... Эмма Томпсон, которую тут зовут О. Видимо, у зрителей должны были появиться ассоциации со знаменитой бондовской миссис М.
Отдельных теплых слов заслуживает Билл Хэйдер, который здесь блистательно сыграл Энди Уорхола. Зонненфельд, правда, долго думал, вводить ли этого персонажа в эпоху шестидесятых, - мол, молодежь уже понятия не имеет, кто это такой, так что будет ли смешно, - однако он зря переживал: даже если не знать, кто такой Энди Уорхолл и почему богатеи покупали его "картины" с изображением этикеток от консервов, все равно очень забавно посмотреть на этого персонажа. Ну и всегда приятно видеть звезду SNL неистового Билла Хэйдера, который сейчас, к счастью, все чаще и чаще появляется в большом кино.
Со спецэффектами и всяким мочиловом-стреляловом тут традиционно все очень даже здорово, причем, как я уже сказал, динамики тут явно добавилось. По-прежнему прекрасны всякие колоритнейшие инопланетяне, обалденно сделаны гироскопы-мотоциклы и погони на них, мотоцикл Бориса - внушает, однозначно, классно сделана сцена сражения в китайском ресторане, ну и прекрасно выглядит эпизод со стартом "Аполлона".
Кстати, "Мерседес" E-класса здесь заменили на двухдверный Ford Mondeo Titanium Black, который выглядел эффектно, однако никаких особых гаджетов в триквеле не демонстрировал. Впрочем, здесь еще фигурировал шикарный "Форд" из шестидесятых.
Надо сказать, что юмор с увеличением градуса приключений не растерялся: беседы Джея со старым и молодым Кеем, шикарная беседа Джея с парнем, у которого машина времени, роскошный момент с арестом Джея в шестидесятых, тусовка у Уорхола, осваивание гироскопического мотоцикла и так далее.
В общем, получил большое удовольствие. Ничуть не хуже второй части, как триквел - просто блеск!
Российская озвучка, в которой я и смотрел, сделана на очень неплохом уровне. И голоса хорошо подобрали, и перевод вроде сделан нормально - насколько я мог судить.
Единственное, что меня безмерно удивило, - это вполне отвратительный уровень 3D. (Я смотрел в зале с RealD.) Зонненфельд в интервью долго распинался по поводу того, какой крутейший 3D он замутил, причем на стадии уже постпродакшена, ну и в результате - полный пшик. В данном случае этот эффект 3D ни черта не дает, а только мешает: очки крадут яркость и контраст, а толку с этого - ноль. Так что лучше смотреть этот фильм в 2D, благо он будет прокатываться в двух вариантах.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Третья часть саги о строгих костюмах открыла себе новые горизонты в лице Джоша Бролина. Впрочем, если они будут снимать с такой частотой, то Бролин выйдет в тираж раньше, чем придумают четвертый сценарий.
Бролин появляется не от хорошей жизни. Все-таки Томми Ли Джонсу 65 лет, и с этим ничего не могут поделать голливудские визажисты. Ресурсы мрачной энергетики им исчерпаны совсем. Бролин берет на себя задачу клонировать Томми Ли Джонса – и справляется с этим блестяще. Изучив нехитрый мимический арсенал прототипа, он легко его превосходит, добавляя новые, но попадающие в точку детали. Я же говорю – новые горизонты открываются. Только вот как следующие сценаристы разовьют сюжет, чтобы в нем осталось места для молодого Кея?
Итак, Бролин появляется не от хорошей жизни. Из лунной тюрьмы при помощи паучка, телочки и розового тортика вырывается на простор межгалактический злодей Борис Животное. Его задача проста: уничтожить все живое на Земле. Рухнула надежная защита вокруг планеты, за установку которую много лет назад Кей получил премию (то ли Пулитцеровскую, то ли Сталинскую – не понять). И Земле конец, если Джей срочно не смотается в прошлое и не сделает так, чтобы молодой Кей разложил Бориса Животное на молекулы.
С фильмом все в порядке. Это не такой блеск, как первая часть, но и не такая грусть, как вторая. Сценаристы Коэн и Каннингем смогли вернуть франшизе ее главное достоинство – фирменный юмор на грани вкуса. А за раскрытие тайны Энди Уорхола фильму вообще можно простить столько грехов, сколько он и не имеет.
РЕЦЕНЗИЯ №3
Как метко подметил один из западных киножурналистов, третья часть «Людей в черном» вышла вовсе не хуже первых двух. Но и не сказать, чтобы лучше. Фильм получился другим. А по сути – ненужным. Черт их разберет, этих критиков, они скользкие, как рыба, и вечно юлят, боясь примкнуть к тому или иному берегу. Факт налицо – спустя десять лет ожидания Барри Зонненфельд таки поставил жирную точку в конце тоннеля.
Какое-то время ситуация вокруг «Людей в черном» смахивала на типичный случай конвейерной сиквелизации. Это когда нельзя, но если очень хочется, то можно. Подобные слухи с завидным упорством курсируют вокруг всех заметных киносериалов, будь то «Смертельное оружие», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и иже с ними. С одной стороны, все жаждут очередного продолжения приключений полюбившихся героев. С другой – мы прекрасно осознаем, что в одну и ту же реку войти дважды невозможно. Актеры стареют, сюжеты захлебываются в собственном соку и с каждым годом вероятность бенефиса становится все призрачней.
Зонненфельду уже давно предлагали снять третьих ЛВЧ, но режиссер упорно продолжал маяться ерундой на телевидении. Расстроенный тем, что вторая часть, выпущенная в 2002 году, оказалась слабее оригинала, Барри наотрез отказался наступать на грабли в третий раз. Бывшему оператору («Воспитание Аризоны», «Перекресток Миллера», «Мизери») было не привыкать. Крушение надежд случалось с ним и ранее. Например, в 1993-м, когда на экраны вышли «Семейные ценности Адамс», уступавшие первой части на порядок.
Видя нерешительное топтание вокруг да около, центральные актеры, Уилл Смит и Томми Ли Джонс, разбрелись по своим делам. Смит продолжил отрабатывать свой статус самой высокооплачиваемой чернокожей звезды Голливуда, получая восьмизначные гонорары за такие ленты, как «Плохие парни 2», «Я, робот» и «Хэнкок». Джонс успел сняться у Коэнов, получить номинацию на Оскара и справить 65-летие. Но мысли в воздухе витали и теоретически никто от проекта ЛВЧ не открещивался. И только лишь когда киностудия Columbia Pictures наняла на работу сценариста «Солдат неудачи» Итана Коэна (однофамильца знаменитых братьев), триквелу франшизы официально включили зеленый свет.
… Пока агент Джей и агент Кей никак не могут найти общий язык, в стане ЛВЧ новая напасть. Из лунной колонии строгого режима сбежал старый недруг Кея, Борис по кличке «Животное». Последний намеревается не просто отомстить старику, отстрелившему ему в далеком 1969-м руку, но буквально стереть агента с лица Земли. Для этого Борис отправляется в прошлое, дабы расквитаться с молодым Кеем в тот самый памятный день.
Замысел почти удался, если бы не Джей, который хватился верного напарника. Учитывая, что формально агента Кея не существует уже 40 лет и в памяти нынешнего поколения он геройски погиб 16 июля 1969 года, Джей должен метнуться кабанчиком в хиппующие 60-е и предотвратить злодейские намерения Бориса. Проблема в том, что теперь ему не только придется сразиться сразу с двумя поколениями инопланетной заразы, но и доказать молодому прототипу своего товарища по оружию, что он вовсе не верблюд. Очередное спасение Земли не за горами, но придется попотеть, чтобы фишка легла по нужному сценарию…
Рекламный слоган фильма «Вперед в прошлое» как бы намекает на параллели с известной фантастической лентой Роберта Земекиса «Назад в будущее». Хитрый фокус с омоложением агента Кея был предпринят во многом из-за нежелания изрядно постаревшего Томми Ли Джонса участвовать в очередном балагане. Посему его роль в третьей части ограничили до минимума, а основная работа возлегла на плечи Джоша Бролина, который, кстати, уже в третий раз встречается с Джонсом на съемочной площадке (после картин 2007 года «В долине Эла» и «Старикам тут не место»).
В одном из своих интервью Уилл Смит честно признался, что на этот раз в ленте будет меньше фирменного юмора, а больше драматизма. Что характерно, Смит не покривил душой. Поклонники франшизы явно недосчитаются множества забавных коллизий из прежних серий. По сравнению с разговаривающим (и поющим) псом, чудаковатыми писклявыми пришельцами и продавцом с отстреливаемой головой, нынешние «приколы» пожиже. Странноватый арканианец Гриффин в вязаной шапочке быстро надоедает, Энди Уорхолла в исполнении Билла Хэйдера до обидного мало, а юмор Бориса заставляет крутить головой в поисках сакральной «лопаты».
Драма – это хорошо, но перегиб на пользу третьим ЛВЧ не пошел. Оно понятно, авторам позарез нужно было подвести франшизу к логическому концу. То есть связать меж собой некоторые нестыковки прошлых лент, но вместо этого они наплодили новых. Ввязавшись в весьма сложные пространственно-временные перемещения, сценарий буквально трещит по швам. «Не задавай вопросов, ответы на которые не хочешь услышать», – молвит с экрана агент Кей разных возрастов, но зрителя это не успокаивает.
Впрочем, что мы тут трындим про логику и смысл? «Люди в черном» – это развлекательный бренд, экранизация давно позабытого комикса. Такие проекты славятся отнюдь не смысловой нагрузкой. Слава Богу, с экшеном и приключениями у Зонненфельда, как обычно, все в порядке. 100 минут фильма пролетают незаметно. Хохмач Уилл Смит отлично смотрится в паре с серьезной миной Бролина, а легендарный грим Рика Бейкера сделал из новозеландца Джемейна Клемента поистине запоминающегося кинозлодея. Необычно видеть в роли Гриффина, этакого инопланетного жизнерадостного полудурка, коэновского «серьезного человека» Майкла Стулбарга. Хуже всего в триквеле дело обстоит с женским полом. Ни вам блистательной Линды Фиорентино, ни очаровательно-зловещей Лары Флинн Бойл. Попытка взять количеством (Эмма Томпсон плюс Элис Ив плюс Николь Шерзингер из Pussycat Dolls) обернулась неудачей: образы скомканные, схематичные и невыразительные.
Выходя из кинозала, испытываешь не то чтобы разочарование, но плохо скрываемое неудовлетворение от собственных ожиданий. Третий фильм предсказуемо бьет по тем же нервным окончаниям, что и его предшественники. И не обнаружив в кадре ничего принципиально нового и вызывающего бурный восторг, понимаешь, что давно обсосанную конфетку просто завернули в яркую обертку. Возможно, что для тех, кто по какой-то причине упустил предысторию, это факт бросаться в глаза не будет. Но любое сравнение – не в пользу третьей части.
В западной прессе картину встретили неоднозначно. Кому-то она пришлась по вкусу даже больше, нежели оригинал 1997 года, а другие оценили окончание киносериала ниже среднего. Не хватило ни спецэффектов, ни новых запоминающихся шуток и персонажей, ни цельного подхода к сюжету. Финальный драматический аккорд, безусловно, делает честь авторам, изящно и красиво прощающимся со своими героями. Но нам-то хотелось, чтобы и на этот раз концовка была сногсшибательной, а не мерно-успокоительной.
Кто знает, может критик из Аризоны был прав, и третья часть «Людей в черном» – всего лишь заноза в заднице у продюсеров, мешавшая им спать на протяжении десятилетия. Трилогию укомплектовали для галочки. Профессионально, педантично, местами даже забавно, но все же незримый дух веселого стеба куда-то улетучился. И вроде компоненты те же, а ощущения другие. А может мы слишком много и слишком долго ждали?
А знаете ли вы, что...
- Съемки фильма при бюджете 215 млн. $ проходили с 16 ноября 2010 года по 1 июля 2011 года начались 28 августа 2020 года.
- Майкл Бэй высказывал свой интерес к проекту в качестве режиссера.
- Первый фильм Уилла Смита за последние 3.5 года после выхода на экраны "Семи жизней", что является самым его большим перерывом в карьере, начавшейся в 1993 году.
- Первоначально роль Агента О должна была сыграть Джемма Артертон, но ей пришлось отказаться от участия из-за конфликта съемочных графиков.
- По сценарию Агент Джей путешествует из 2012 в 1969 год, т.е. на 43 года назад, чтобы увидеть Агента Кея в исполнении Джоша Бролина. Джош Бролин младше Томми Ли Джонса на 21 год и 5 месяцев.
- Еще до премьеры Уилл Смит заявил, что в случае успеха третьей части, он снимется в четвертой.
- Тэглайн картины гласит: "Они возвращаются... во времени".
|