РЕЦЕНЗИЯ №1
Жан-Батист Поклен, ищущий славы как великий трагический актер Мольер, а пока – глава труппы комедиантов, попадает в тюрьму за долги. Сидеть бы ему и сидеть, если бы не внезапное покровительство богатея-оригинала Журдена. Этот чудак, не знающий, как пристроить свои луидоры, вытаскивает Мольера из темницы, чтобы тот обучил его актерскому мастерству. Это нужно Журдену, чтобы завоевать любовь светской львицы Селимены. Затея безнадежная: представьте себе пятидесятилетнего сахарного барона из Курска, который пытается проникнуть в постель Ксении Собчак. Но Мольеру все равно: в тюрьме явно хуже, чем на бессмысленной службе. Журден придумывает ему подходящую легенду – и вот Мольер уже вовсе не Мольер, и даже не Поклеен, а святоша Тартюф, посланец иезуитов, с которым вынуждены мириться все, вплоть до хозяйки дома, еще очаровательной Эльмиры, которая, несмотря на свои сорок с лишним лет, всерьез тревожит Мольера…
Ромен Дюри в самом деле похож на великого человека, которого играет. Внешне похож. Это для отечественного зрителя мало что значит: физиономия Мольера ему знакома не так безусловно, как, скажем, светлый облик Александра Сергеевича Пушкина. Стало быть, он смотрит на Дюри как на исполнителя абстрактной роли, и портретное сходство ему до лампочки. Что же он видит?
Дюри старается и эпизодически очень неплох. Прежде всего – в тех моментах, когда ему разрешают резвиться. Весьма хорош в сцене ареста, совершенно бесподобен в салоне Селимены. К несчастью для всех, фильм состоит не только из таких бенефисных моментов. Там, где надо просто тянуть актерскую лямку, Дюри бледноват. А поскольку мы видим его чаще всех остальных, зрелище получается неровное. Усугубляется ситуация тем, что его основные партнеры тоже неравнозначны. Положим, Фабрис Лукини в роли Журдена прекрасен, насколько это возможно при его внешности: точен в деталях, психологически правдив. А Лаура Моранте как Эльмира – ну, прямо скажем, так себе: позирует, а не играет.
Любопытно построение сюжета: эксперимент со временем и биографическим материалом. Вольная фантазия сценаристов Лорана Тирара и Грегуара Виньерона имеет в основе кое-какие реальные факты, но вся история с Журданом – это затейливый бред, смесь «Мещанина во дворянстве» и «Тартюфа», вывернутая наизнанку. Жизнь выдается за пьесу, и в этом, как следует понимать, есть высший замысел, уже давным-давно сформулированный Шекспиром: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры». Таким образом, стремящиеся к оригинальности авторы ничего особенного не изобретают. Но фильм снят со стилем и чувством – с настоящим французским шармом. Это оказывается главным фактором при оценке.
А знаете ли вы, что...
- Бюджет картины 16 млн. €.
- Сюжет картины частично основан на двух пьесах Мольера.
|