РЕЦЕНЗИЯ №1
Русские женщины – добры и великодушны, француженки – кокетливы и соблазнительны, англичанки – строги и экономны. Американки… Стоп! Действительно, какие они на самом деле? Ведь не хотите же вы сказать, что те, кого мы видим в голливудских лентах, и являются ответом на наш вопрос?
«Это большая честь для меня, я горжусь тем, что я актриса; видит Бог, больше я ничего не умею». Обаятельная и необычайно сексапильная блондинка, сияя белозубой улыбкой и поправляя складки вечернего платья на изгибах безукоризненного тела, протягивала руки в сторону аплодирующего зала и в эту минуту была похожа на богиню, сошедшую к людям с небес. Голливудская небожительница Шарлиз Терон за последние два месяца только и делает, что поднимается на подиум за призами в номинации “лучшая актриса” и благодарит за поддержку ее скромного вклада в кинематограф. Сначала была победа на вручении наград Американской гильдии актеров, затем победа на 54-м Берлинском кинофестивале, в конце февраля двухмесячный марафон венчал “Oscar”.
“Cкромный вклад в кинематограф” – это главная роль в очень непростом для комментариев и рецензий фильме “Монстр”. Наверное, не сразу и сообразит читатель, что героиня фильма Эйлин Вурнос – не жертва, а УБИЙЦА, причем серийная. Первая в истории современной Америки серийная убийца-женщина, которая не только была осуждена за свои преступления, но и посажена на электрический стул позапрошлым летом. История “с душком”, что и говорить, хотя если быть циничными, то следует признать, что внутривенные инъекции или пуля в затылок несут с собой не такой острый запах горелого мяса. Горелое мясо - это не гипербола, а самая что ни есть правда жизни. Как и весь фильм, основанный на реальных событиях и построенных на предсмертных признаниях Эйлин, сделанных тележурналистке Пэтти Дженкинс. Пэтти очень быстро поняла, каким эксклюзивом владеет, а потому не стала тянуть с экранизацией и уже в декабре 2003 года предложила американскому зрителю несколько аляповатую и уж точно откровенно ученическую режиссерскую работу, в которой кроме фразы “Based on the True story” и достаточно нашумевшей истории убийцы в джинсах и футболке, есть, пожалуй, главное. То, что и заполняет зрительские залы при просмотре и позволяет ставить ленту “Monster” в один ряд с выдающимися голливудскими работами. То, что является главной приманкой и интригой…
Самопожертвование той самой белозубой и безукоризненной голливудской куколки Шарлиз Терон. Актрисы, которая самой логикой шоу-бизнеса должна была “бежать” такой роли и уж точно не допускать ТАКОГО над собой издевательства. Вы только представьте: чтобы стать похожей на свою героиню – типичную малообразованную и бедную американку из провинциальной глухомани, Терон пришлось перекрасить волосы в грязно-русый цвет, причем большую часть съемочного процесса не имея права даже их расчесать! У-у-ужас, как сказала бы Рената Литвинова. Актриса вставила в глаза специальные линзы, которые позволили придать ее взгляду выражение олигофренического ожидания и неисправимого косоглазия. Все четыре месяца съемок фильма Терон, получающая за роли миллионы долларов и имеющая целый штат косметологов и гримеров, не говоря уже о модельерах-кутюрье и портных, была вынуждена забивать под ногти грязь, а сами руки и ладони ежедневно натирать о … собранную в специальную чашку смесь из угля, песка и глины. На ее коже художники увлеченно рисовали угри и сыпь, идеальную фарфоровую улыбку маскировали специальными зубными протезами – желтыми и кривыми, а сексуальное тело обкладывали ватными валиками, отчего прежде возбуждающие мужской взгляд бедра и грудь стали напоминать поверхность планеты Марс в изображениях марсохода “Oportunity”. Но нет предела садомазохизму голливудских мастеров перевоплощения – и если актриса Рене Зельвегер для роли во второй серии “Дневников Бриджит Джонс” поправилась на десять килограмм (так говорят – я сам не видел, да и фильм появится в прокате лишь летом), то Шарлиз Терон установила своеобразный антирекорд, ставший ориентиром для всех дальнейших последовательниц ее метода, - она набрала целых 14 килограмм, что сейчас при взгляде на ее вернувшуюся к прежним пропорциям фигурку кажется совсем невероятным. “Уйти за край и вернуться” Шарлиз Терон удалось так легко и непринужденно, что для миллионов зрительниц посещение фильма с актрисой-трансформером становится культовым и обязательным действом. Это вам не обсуждение “кефирной диеты Ларисы Долиной” и не “пожизненный максимализм Крачковской”! Тут чистой воды мистика: четырнадцать килограмм актриса вобрала в себя, а затем легко их отбросила словно ватные валики.
Наверное, было бы верхом иронии предполагать, что тысячи членов Американской киноакадемии отдали актрисе Терон статуэтку дядюшки Оскара лишь за этот фантастический по своему трюкачеству переход из одного состояния в другое. Но, честное слово, никакого другого объяснения мне и в голову не приходит!
Сама героиня Эйлин Кэрол Вурнос вряд ли может рассчитывать на такие же продолжительные аплодисменты. Ее судьба – лишь часть бесконечной американской трагедии, лишь один случай, вырванный из контекста и поданный на блюде обобщения вперемешку с политкорректностью и абсурдом. Горечь от знакомства с ее жизнью может напомнить горечь полыни – растения, которое считается сорняком и может оказаться и лекарством, и ядом в зависимости от концентрации или способа ее приготовления.
Эйлин Вурнос не повезло. Она родилась не в той семье. Не в то время. И оказалась не тем ребенком, что воспитывается в атмосфере любви и заботы. В семь лет она стала жертвой домашнего насилия, а в тринадцать уже зарабатывала на жизнь проституцией, перебравшись из нудного Мичигана в такой же, как оказалось, нудный штат Флориду. В тринадцать лет она впервые забеременела. Она “обслуживала” водителей-дальнобойщиков на одном из общенациональных шоссе, протянувшихся с севера на юг Америки. Она называла всех этих бесконечных в своей максимальной похоти и мелочных в оплате клиентов “джонами” и когда однажды, отбиваясь от насильника, убила, то неожиданно почувствовала облегчение. С этого момента все в ее жизни перевернулось – теперь она уже доказывала “джонам”, кто в извечном противостоянии сильных и слабых берет верх. Она перевернула ситуцию с ног на голову: и если раньше шоссейные проститутки становились жертвами серийных убийц-насильников и пропадали в бескрайних придорожных лесах, то теперь сама Эйлин решала, кого из мужиков оставить в живых, а кому пустить пулю в грудь.
В конце 80-х годов реальная Эйлин Кэрол Вурнос отправила на тот свет семерых мужчин и была задержана в начале 90-х по чистой случайности. Больше десяти лет длилось судебное расследование, в течение которого Вурнос попеременно облачалась то в одежду несчастной жертвы несправедливой системы, то в шкуры отвратительного и бессердечного монстра. Каждый раз Вурнос и пугала, и восхищала журналистов и публику, демонстрируя им новые грани своего облика. Актерствование первой серийной убийцы-женщины, осужденной на смертную казнь, оборвалось лишь в 2002 году на электрическом стуле. Завершив свой жизненный путь как человек, Эйлин начала его как киногероиня…
Осталось только обратить лишь ваше внимание на то интригующее обстоятельство, что фильм “Monster” был представлен в мировой и американский прокат независимой кинокомпанией “Newmarket Films Releases”. Той самой, что взорвала мировой кинобомонд нынешней весны нетрадиционным прочтением Библии режиссером Мелом Гибсоном в эпической драме “Страсть Христа”.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Мелкие злыдни никого не интересуют. Отрицательность должна быть впечатляющей. Еще лучше – шокирующей. Эйлин Уорнос – бомжиха, проститутка и маньяк-убийца. Ниже некуда? Она толстая, крапчатая и с кривыми желтыми зубами. Еще и озлобленная. В общем, все настолько явно, что название фильма приобретает иронический подтекст. Кто этот самый монстр? Эйлин? Предательница-нахлебница Селби? Похотливые мужики? Или же опутанное лицемерием, культивирующее потребительское отношение к женщине общество?
Когда с какого-то понедельника Эйлин решает исправиться и зажить, как подобает добропорядочным гражданам, общество дает ей от ворот поворот. Ее не берут на работу, потому что она ничего не умеет и даже внешне не внушает никакого доверия, – передвигается походкой Чарльза Бронсона в каких-то нелепых бахилах и смотрит какими-то подозрительно добрыми глазами. Так она становится не просто антисоциальным элементом – она приобретает статус отверженной с вытекающим из этого правом на протест. Она как загнанная в угол собака. Флэшбэки из трудного детства довершают картину озлобления. И Эйлин начинает мстить враждебному обществу. «Вовремя подвернувшийся» садист выпускает джинна из бутылки.
Ситуация с исполнительницей главной роли дает, в общем-то, повод заговорить о дискриминации крупных женщин в Голливуде. В кои-то веки появилась идеальная характерная роль – и ту отдали писаной красавице. Гибрид Шарлиз Терон и Голлума привел передовых критиков в экстаз. Шоу поруганной красоты прошло на ура, с шиком и фанфарами.
По этому поводу вспоминается дебют южноафриканской актрисы. В фильме «Два дня в долине», если кто помнит, она играла норвежскую лыжницу, задумавшую устранить свою американскую конкурентку. Так вот, героиня Тери Хэтчер, американская лыжница, называла ее тогда… монстром. Сказать, что та роль оказалась для Шарлиз судьбоносной, язык не поворачивается до сих пор. Кроме откровенной сцены в постели с Джеймсом Спейдером, она ничем особенным тогда не примелькалась. Собственно, и подобрали ее на эту роль исключительно из-за внешних данных. Теперь она – одна из самых красивых топ-актрис. Но исполнение ее в «Монстре», при всей шумихе, трудно назвать выдающимся. Вытянуть статуэтку ей в значительной степени позволили репутация героини и контраст экранного изображения с реальным – те же факторы, что год назад обеспечили победу Николь Кидман. При соответствии этой формуле от актрисы хватит и деланного надрыва. Шарлиз Терон выразила его постоянным выпучиванием глаз и рваными выкриками. Невыразительный подыгрыш Кристины Риччи тоже сгодился для усиления контраста.
Потребность обывательских масс в колоритных злодеях превратила таковых в шоумэнов. Получив заслуженный приговор, они начинают писать письма папе римскому, позируют в смиренных позах, дарят папарацци и телеоператорам лучезарные улыбки – святые мученики, ни дать ни взять. В конечном счете они отправляются на виселицу или электрический стул, но свои пятнадцать минут славы таки познают. Их «подвиги» через канонизационную трубу Голливуда попадают на массовые экраны и становятся событиями национального масштаба. «Монстр» – далеко не первый фильм о «харизматичных» преступниках, подобная традиция уже была обстебана в «Прирожденных убийцах» и «Мамочке-маньяке».
А почему не стал общенациональным хитом, скажем, «Дамер»? Наверное, потому, что Джереми Реннеру попался не тот тип маньяка. Он не делал страшное лицо и не сваливал вину на общество. Зато Пэтти Дженкинс, режиссер и сценарист «Монстра», не чуралась легких путей и откровенной популяризации. Эйлин Уорнос была казнена в 2002 году, однако уже спустя год ушлые голливудцы обессмертили ее образ и неплохо на этом заработали. Пятимиллионный бюджет – надо полагать, Уорнос не запрашивала слишком много, а Терон согласна была отработать и бесплатно – был перекрыт в разы. Хотя сам фильм откровенно слаб концептуально и являет собой агитку без внятного лозунга. Но то, что радикальный феминизм зашел в тупик, осталось незамеченным за толстым-толстым слоем грима.
А знаете ли вы, что...
- Картина основана на реальной истории проститутки шоссе Эйлин Вуорнос (1956-2002), которая была осуждена за убийства шести водителей грузовиков во Флориде и был казнена в 2002 года после 12 лет нахождения в камере смертников.
- Первоначально главную роль должна была сыграть Кейт Бекинсейл, а роль ее подружки Бриттани Мерфи.
- Картина является дебютом в игровом кино режиссера и сценаристки Пэтти Дженкинс.
|