ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Бал монстров 
Monster's Ball

Режиссер Mark Forster (Марк Форстер)
Сценарий Milo Addica (Мило Аддика),
Will Rokos (Уилл Рокос)
В ролях:
Billy Bob Thornton (Билли Боб Торнтон),
Heath Ledger (Хит Леджер),
Halle Berry (Хэлл Берри),
Peter Boyle (Питер Бойл),
Sean Combs (Шон Комбс),
Mos Def (Мос Деф)
Официальный сайт: www.monstersballthefilm.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сюжет: Хэнк (Торнтон) работает тюремным охранником, именно он и его сын Сонни (Леджер) провожают в последний путь заключенных, приговоренных к смертной казни. Воспитанный отцом-расистом (Бойл), презирающим женщин, Хэнк переносит свою ярость и гнев на сына, что в конце концов приводит того к самоубийству. Летиция (Берри) вместе с сыном со страхом ожидает казни мужа, однако главные испытания ждут ее впереди. Ее сына сбивает машина, и подвозит их до больницы именно Хэнк, пытающийся разобраться в себе после смерти Сонни. Завязавшийся роман двух одиноких сердец, тем не менее, грозит рассыпаться, так и не начавшись: что сделает Летиция, когда узнает, кто был палачом ее мужа?

Если из описания сюжета вам показалось, что перед вами «Чужой билет 2», вы ошибаетесь: «Бал монстров» не похож на мэйнстримовую продукцию Голливуда своей неочевидностью и многослойностью – это фильм, который выдержит не один десяток интерпретаций, каждая из которых будет одинаково верной. Как люди не ценят то, что у них есть, как порой они бывают жестоки по отношению к своим близким, как тяжело заполнить пустоту в душе и как сложно признаваться самим себе в собственном несовершенстве – герои не так часто говорят, еще реже действуют, но прописанные между строк эмоции так объемны, что картина приобретает бездонную, пугающую глубину. Боль и одиночество загнанного в клетку зверя в глазах Хэнка, отчаяние и опустошение в каждом движении задыхающейся от бессилия Летиции – это фильм, построенный на полутонах, подчас неуловимых реакциях и взглядах.

И Торнтон, и Берри великолепны. Они вдыхают жизнь в персонажей, делая их , а их чувства – понятными. Хороши и Питер Бойл в роли эгоистичного и бескомпромиссного отца Хэнка, и Хит Леджер в роли ранимого и чувствительного Сонни, и даже известный рэппер Пафф Дэдди, выступающий под своим реальным именем Шон Комбз в роли мужа Летиции – осужденного убийцы, играет своего героя удивительно тепло и нежно. Постановщик Марк Форстер, полностью полагаясь на актеров, просто оставляет их жить на экране, не собираясь помогать им раскрывать своих героев ни закадровым комментарием от лица кого-либо из них, ни резкими поворотами сюжета. Вместо этого действие будто плывет само по себе, незаметно затягивая в это неторопливое течение зрителя.

Возможно, фильм был бы еще лучше, если бы в этом течении время от времени не попадались подводные камни. Излишне торопливым выглядит превращение Хэнка из зашоренного расиста в заботливого семьянина, а периодические встряски в виде откровенной сексуальной сцены между Берри и Торнтоном, хоть и символичны и важны, при этом излишне жесткие для столь тонко обращающегося с оттенками эмоций фильма. Картина отбирает надежду, а затем возвращает ее, бьет по сердцу калеными фразами, чтобы затем бережно смазать раны шелковым бальзамом – депрессивная, но правдивая история очень близка по духу, возможно, лучшему фильму об одиночестве, «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса. «Бал монстров» даже ничуть не уступает ему в глубине, но все-таки не столь гармоничен. Как, впрочем, любое живое существо.

Резюме: Трогательный и внутренне богатый фильм, украшенный блестящими актерскими работами Билли Боба Торнтона и Холли Берри.


     
(c) Akira

РЕЦЕНЗИЯ №2

После вручения высшей награды в мире кинематографа Академию искусств обвинили в потворстве расизму. Российские и не только российские издания весьма язвительно прокомментировали факт получения наград Вашингтоном и Берри (обладатели Оскаров за лучшего актера и лучшую актрису 2001 года), не оставив без внимания тот факт, что в пятерке номинаций присутствовали и более достойные представители кинематографа.

Разумеется, в подобной ситуации департамент киноискусств сайта не мог остаться равнодушным, и с целью появления на свет очередного субъективного мнения всей гурьбой отправился на просмотр кинофильма Monster's Ball. Главная женская роль - Холл Берри (Halle Berry), лучшая киноактриса прошлого года, получившая Оскара именно за этот фильм.

Итак, в дебрях штата Джорджия, что на юге США, проживают не зная друг о друге Хэнк (его играет Billy Bob Thornton) и Летиша (ее играет упомянутая выше Холл Берри). Хэнк является потомственным тюремным надзирателем - именно в данной сфере работал его отец, Хэнк является начальником команды надзирателей в местной тюрьме, надо полагать, строгого режима. В этой же тюрьме работает и сын Хэнка, Сонни, которого играет Heath Ledger.

Нельзя сказать, чтобы Сонни работа особо нравилась - работа в тюрьме, где довольно часто приговоренные идут на электрический стул несколько выматывает его психику. Кроме того, отношения с отцом у Сонни не самые лучшие, так как тот, возможно, заслуженно считает его слюнтяем. Сонни снимает стресс с помощью алкоголя и местной проститутки, которая, как мы узнаем, у сына и отца одна.

В доме также живет отставной тюремщик Бак (его играет Peter Boyle), который с трудом дышит и передвигается по дому. Женщин в доме особо нет, так как жена Бака, по его словам, в какой-то момент покинула его с сыном, так никогда и не вернувшись, а в далекой глуши штата Джорджия Хэнку и Сонни найти спутниц жизни не так уж и легко.

В первой половине фильма нам весьма подробно показывают процесс лишения жизни некого Лоренса Масгроува (его играет звезда рэпа Sean Combs, известный как Puff Daddy, Piff Diddy и экс-муж Дженнифер Лопез). Процесс показан в весьма непривлекательных подробностях, так что прежде чем идти на фильм с детьми, стоит подумать. У Лоренса "на воле" остаются жена Летиша и страдающий ожирением сын Тайрелл (его играет Coronji Calhoun).

В доме у Хэнка происходит скандал между отцом и сыном, в результате чего Сонни, направивший пистолет вначале на Хэнка, кончает жизнь самоубийством на глазах у отца и деда. После такого стресса Хэнк не прочь покинуть работу, что он и делает, несмотря на постоянные притеснения со стороны отца, утверждающего, что настоящие мужики так не поступают.

У Летишы в результате инцидента на дороге погибает сын, и по какой-то случайности ее, плачущей над телом Тайрелла, дождливым вечером находит Хэнк. Вначале герой Билли Торнтона отвозит Летишу и мертвого Тайрелла в больницу, а затем по пути домой заезжает к ней. Между героями рождается нечто наподобие романа, однако роман этот вымученный, полный негатива и усталости от жизни.

Фильм посвящен развитию отношений между Хэнком и Летишей, которая в самом начале развития отношений еще не знает, что Хэнк своими руками включил питание электрического стула, на котором находился Лоренс.

Как можно понять из описания выше, фильм в целом довольно мрачен и тяжел психологически. Кроме темы отношений между двумя людьми, здесь постоянно проскакивает тема о том, что расизм - это нехорошо, и все это время нам не дают забывать о том, что Хэнк - белый, а Летиша - нет.

Хотелось бы назвать фильм серьезным, но впечатления после просмотра "Monster's Ball" такого не осталось. Фильм надуманно-серьезный. Аналогичный сюжет на тему "Тяжелая жизнь негров в Америке" с успехом мог быть снят в советской студии документального фильма. Создается впечатление, что режиссеру Марку Форстеру (Marc Forster) на стол кинули задание сделать предельно серьезный фильм о расизме, тюрьме, смертной каре и всех-всех-всех.

Конечно, никто не ожидает от фильма про взаимоотношения тюремщика и жены его жертвы сюжета, похожего на Мэри Поппинс, но если Мэри Поппинс на серьезное кино бы не потянула из-за переполнения позитивом, то Monster's Ball нельзя квалифицировать как серьезное кино из-за переполнения негативом.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

"Бал монстров" - так в американских тюрьмах называют последний день осужденного перед казнью. В этот день осужденного вкусно кормят и выполняют его последнее желание.

Семейство мужчин Гротовски - дед Бак (Питер Бойл), сын Хэнк (Билли Боб Торнтон) и внук Сонни (Хит Леджер) - так называемая трудовая династия. Но пусть перед вашими глазами не встает умилительная картина трех мужичков-бодрячков, которые каждое утро встают с шутками-прибаутками, ждут, когда женушки сделают им завтрак и напоят кофе, а затем так же весело отправляются на завод - точить деталь, на угольную шахту - рубить уголь или в цирк - дрессировать львов. Ничего этого нет. Потому что, во-первых, ни у одного из династии Гротовских в настоящий момент нет жены, во-вторых, потому что дед Бак уже завязал с работой в связи со слабостью здоровья, а в-третьих, потому что их трудовая династия проходит в местной тюрьме. Гротовские, что называется, спокон веков работают тюремными надзирателями, а также нередко принимают участие в казнях осужденных.

Работа, как вы понимаете, нерадостная. Да и жизнь у семейки Гротовских - не сильно радостная. Дед Бак - заклятый расист. Поэтому, как водится у людей, проявляющих какую-то резкую нетерпимость, Бак - желчный, злобный и мерзкий старикашка, отравляющий существование и себе, и всем вокруг себя. Хэнк - суровый, неразговорчивый и депрессивный мужчина, который тянет свою лямку, и кажется, что для него вся жизнь заключена в безрадостной работе. Он тоже считает себя расистом - то есть, делает вид, что ненавидит черных, - однако на самом деле Хэнк проявляет какие-то эмоции по отношения к афроамериканцам только для того, чтобы угодить отцу. Хэнк на самом деле вообще не любит проявлять хоть какие-то эмоции. Черные ему, в общем-то, до фонаря... Один Сонни среди всего этого семейства проявляет какие-то человеческие чувства - он обычный парнишка, который был бы веселым и жизнерадостным, живи он в другой обстановке, - однако дед и особенно отец, который постоянно давит ему на психику, постепенно меняют Сонни и похоже, что через десяток лет он станет точно таким же, как Бак и Хэнк.

Женскому обществу нет места в доме династии Гротовских. Жена Бака покончила жизнь самоубийством - вероятно, не выдержала жизни с мужем, который постоянно ее третировал. Старикашка Бак, изредка затрагивая эту тему, говорит Хэнку о его матери с такой злобой, как будто она ему всю жизнь испортила, а не наоборот. О бывшей жене Хэнка в фильме ничего не говорится, однако два надгробия, расположенные в дальнем конце участка Гротовских, наводят на мысль о том, что не только мать Хэнка покончила жизнь самоубийством, но и жена (как известно, самоубийц не хоронят на кладбищах при церкви).

Кажется, что так будет всегда: Хэнк и Сонни работают в местной тюрьме, а старикашка Бак сидит дома и брюзжит, - однако в какой-то момент мерное и безрадостное течение жизни этой семьи резко меняется. Сначала Сонни проштрафился перед отцом - в момент казни осужденного чернокожего Лоуренца Масгров (Шон Комбс) его стошнило, и Сонни прервал мерное течение этой жуткой церемонии. Этот проступок для Хэнка явился последней каплей, которая прорвала плотину давно сдерживаемой ненависти по отношению к сыну, и Хэнк попытался выгнать Сонни из дома. Однако Сонни, который всегда любил отца и очень страдал оттого, что Хэнк его ненавидит, покончил жизнь самоубийством. А далее... Далее случилось нечто совсем удивительное. Хэнк полюбил женщину - негритянку Летисию (Халли Бэрри), чьего мужа он только что казнил на электрическом стуле по приказу суда.

Летисия еще не знает, что Хэнк был невольным убийцей его мужа. Ей очень одиноко, и внезапная любовь Хэнка является для этой женщины поистине избавлением от мучивших ее проблем. Однако для Хэнка эта любовь, скорее, только создает проблемы, а не решает их. Ведь есть еще его отец Бак, который ни под каким видом не одобрит это увлечение сына. Но Хэнк после смерти Сонни сильно изменился. Нет, не то чтобы он раскаялся и теперь убивается по сыну, однако он во многом переосмыслил свою жизнь, жизнь своего отца и покойного сына. Хэнк теперь решил жить совсем по-другому. А вот получится ли у него это или нет - пока не известно...

***

Хороший фильм. Честно говоря, услышав, что в картине затрагиваются всякие нелегкие вопросы расовой дискриминации, а кроме того, что там играет Халли Бэрри, совершенно сдвинутая на всякой политкорректности, я подумал, что ничего хорошего из этой картины получиться не может - набьют туда политкорректных слюней и соплей по полной программе, а Халли Бэрри это все с большим удовольствием истерично озвучит. Однако оказалось, что я, к счастью, был не прав. Потому что в картине нет ничего лишнего и нарочито политкорректного, а тема дискриминации рассматривается спокойно и без истерик.

В общем, это фильм об одиночестве и безысходности, но также и о том, что судьба человека всегда находится в его собственных руках. Всегда, как бы плохо тебе ни было, можно коренным образом изменить свою жизнь. Нужно только взяться и сделать это. Однако с другой стороны, чудес на свете не бывает. Если ты к сорока годам стал законченным депрессивным мизантропом, то жизнерадостным оптимистом тебе не стать никогда - хоть ты брюзгливого и давящего на тебя папашку сплавишь в дом престарелых, сменишь работу и перестанешь винить чернокожих в том, что они когда-то бесплатно работали на твоих предков, а теперь этого делать не хотят...

Так что это правильное кино. Оно показывает, как человек может барахтаться в своем горшке со сметаной, пытаясь сбить из сметаны масло, но также демонстрирует, что все это ограничено стенками сосуда. А за них не выйти - ну никак. Поэтому заключительная фраза "Все у нас будет хорошо, вот увидишь" на фоне трех могил с самоубийцами - звучит именно жизненно, хотя и не оптимистично. Звучит именно так, как она должна звучать в реальной жизни, не более и не менее.

"Бал монстров" хорош прежде всего с постановочной стороны. Он снят очень ровно, грамотно и профессионально. И по актерам видно, что они играют не как бог на душу положит, а четко подчиняясь поставленной режиссером задаче. В результате этого актерский ансамбль играет очень слаженно и монолитно. Все на своем месте, ни одной лишней или фальшивой ноты. И даже знаменитый рэппер Паф Дидди, который в списке актеров выступает под своим реальным именем Шон Комбс, играет очень достойно и профессионально, чего я никак не ожидал от музыканта. Эксперименты с Бон Джови, Билли Айдолом, Дэвидом Боуи, Джанет Джексон и остальными не позволяли надеяться, что из этого получится что-то приличное. А здесь - на удивление хорошая роль. Просто, можно сказать, вылитый Дон Чидл, честное слово...

С актерской точки зрения самый блеск - семья Гротовски. От деда до внука. О Билли Бобе Торнтоне разговор особый, но и Бойл в роли мерзкого старикашки-расиста, и Леджер в роли зашуганного и страдающего от нелюбви отца парнишки - очень хороши. А сам Хэнк - Торнтон - просто блеск. Впрочем, Торнтону всегда отлично удавались такие роли - скупые, немногословные, однако насыщенные большим внутренним драматизмом. Мне он очень понравился, и если давать за этот фильм "Оскара", то именно ему.

Кстати, об "Оскаре"... Большинство критиков, говоря об этом фильме, примерно половину рецензии посвящают длительному обсуждению вопроса, за что Халли Бэрри американские киноакадемики (вручающие "Оскара") назвали лучшей актрисой года. Не очень понимаю, что тут обсуждать. Их "Оскар" - кому хотят, тому и вручают. Ну да, я тоже не считаю Халли Бэрри не просто хорошей актрисой, но и вообще актрисой. На мой взгляд, у нее кроме сисек и беспомощного выражения лица (придающего особую пикантность сиськам) ничего нет. В этом фильме она сыграла - ну, как бы сказать - сносно. В последнем эпизоде даже, пожалуй, и хорошо. Но тут за версту видно, что это исключительно режиссерская заслуга. Поэтому я тоже не понимаю и все такое, но это совершенно не мое дело. Не я придумал "Оскар", не я его вручаю, поэтому это их личное дело - кому и за что они дают эту награду. Нужно было им в этом году наградить чернокожую актрису (первая негритянка, получившая "Оскара" как лучшая актриса - ура, ура, торжество политкорректности в самом политически корректном ее проявлении) - вот они ее и наградили. Конечно, люди всей Земли считают, что уж если и награждать афроамериканку, то это должна была быть Вупи Гольдберг (которая, кстати, этот "Оскар" давно заслужила, как никакая другая чернокожая актриса; впрочем, Вупи получала эту награду, но как лучшая актриса эпизодической роли), однако киноакадемики не слушают людей всей Земли. Они глухи к выражению общественного мнения. Но это их собственные проблемы.

Кстати, что интересно... У меня на форуме есть участник по имени Wolfgang, который работает в Голливуде. Так вот что он написал в форуме примерно за месяц до вручения "Оскара", цитирую:

С кем поспорить, что Халле Берри дадут Оскара за этот фильм? Они тут такую активность развили в связи с тем, что аж (!) три чёрных актёра номинированы! А Халле дадут и она голосом маленькой девочки, пытающейся выпросить куклу, будет "плакать" и благодарить всех и вся. Если дадут ей - то для поддержания политкорректного имиджа, если Дензелю или (о, Боже!) Смиту - то значит, Кроу кому-то сильно в Голливуде не угодил. Ну, у последнего найдётся достаточно юмора, чтобы пережить "трагедию" спокойно.

Прям шайтан, честное слово! Особенно в части предвидения реакции Халли Бэрри на статуэтку...

Впрочем, хватит обсуждать, давайте резюмировать. "Бал монстров" - хорошая психологическая драма, весьма профессионально поставленная и ровно сыгранная. Никаких натяжек и несообразностей я не заметил - наоборот, все выглядит вполне естественно и жизненно. А концовка - так просто обрадовала. Я все боялся, что создатели фильма скатятся до какой-то дешевой мелодрамы. Не скатились. Закончили фильм именно так, как он должен заканчиваться. В общем, посмотреть его даже нужно, особенно тем, кто любит хорошие и серьезные фильмы, потому что "Бал монстров" - вполне достойный представитель в этой категории. Однако если вы решите посмотреть картину только для того чтобы понять, за что Халли Бэрри получила "Оскара" - не утруждайте себя. Потому что все равно не поймете. Нам этого понять не дано.



А знаете ли вы, что...

- Марк Форстер был номинирован на премию "Независимости" на Сандэнсе в 2001 году за картину "Все вместе".
- Роль Хита Леджера первоначально должен был исполнять Уэс Бентли.
- Чтобы зрители испытывали чувство "максимального страха" режиссёр Марк Форстер снимал фильм в Луизианской тюрьме "Ангола", прозванную в народе "Фермой".
- The 2001 National Board of Review Awards назвала Холл Берри лучшей актрисой в эмоциональной драме. Комитет выбора поместил "Бал монстров" на пятом месте в своей десятке.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: