ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Господин Никто 
Mr. Nobody

Режиссер Jaco Van Dormael (Жако ван Дормаль)
Сценарий Jaco Van Dormael (Жако ван Дормаль)
В ролях:
Jared Leto (Джаред Лето),
Diane Kruger (Диана Крюгер),
Sarah Polley (Сара Полли),
Linh Dan Pham (Лин Дан Пам),
Rhys Ifans (Риз Айфэнс)
Официальный сайт: www.mrnobody-lefilm.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 141 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1

Невероятно дряхлый старикан просыпается в 2092 году после капитальной «заморозки». В мире к тому времени смерть побеждена (а заодно, побежден секс), и мистер Никто оказывается единственным смертным на Земле. Он не помнит ничего о себе. Добрый доктор с лицом Чингачгука в военной раскраске погружает его в транс и начинает выуживать всякие интересные подробности. Акция заканчивается с эффектом, который вряд ли предвидел даже доктор. Мистер Никто вспоминает сразу три версии своего прошлого. Какая из них случилась на самом деле, он и сам не может сказать.

А началось все с того, что развелись мама с папой, и маленькому мальчику Немо пришлось делать выбор, который он сделать не мог. Вот он и начал выдумывать себе всякие альтернативные реальности, чтобы не слететь с катушек.

Бельгиец Жако ван Дормель изготовил фильм сложный, как коронационный торт Анны Иоановны. Беспорядочно набросав несколько ярких эпизодов в самом начале, он вытягивает из этой кучи один фрагмент за другим и наворачивает параллельные альтернативности, скользя по времени, как ему удобно. Запутаться в его темпоральных фрикциях проще простого. Но когда начинаешь понимать замысел, испытываешь такой кайф, какой редко приносит современное кино. Фильм выстроен очень сложно – но не сложнее, чем жизнь любого человека, даже если он дворник из города Кологрив, единственная судьбоносная дилемма которого – принять прямо с утра или отложить это дело на обед.

Весь фильм – это качающийся маятник между двумя концепциями: «Жизнь – дерьмо» и «Жизнь прекрасна». Видимо, Дормель все-таки оптимист, но на пути к свету дороги он не разбирает, и забрызгивается грязью по самые брови. Его работа – это честная работа. И это работа, проделанная с удовольствием. Фильм невероятно красив – только такой и должна быть история о том, что в жизни возможно все, а какой она будет, зависит только от нас. Волшебная музыка Эрика Сати – как солнечный луч в похмельное утро, в ее свете история безнадежной любви обречена на улыбку надежды. А финальный смех старика – ну, это то, ради чего вообще существует кино.

Тот, кто, подобно мне, захочет смотреть фильм из-за Джареда Лето и Дианы Крюгер, может очень сильно разочароваться. Они на месте, но не имеют большого значения. На месте Дианы могла появиться Ева Грин, а на месте Джареда – вообще кто угодно. Это мало что изменило бы. Главное у Дормеля – блестящая (хотя местами и потертая) идея и ее безупречная визуализция. Именно это делает фильм чем-то совершенно неповторимым.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Земля. 2092 год от рождества Христова. Дряхлый старикан просыпается в окружении бессмертных клонов и выясняет, что он - последний смертный на этой Земле. Кто он такой? Он - никто и звать его никак. Ну, точнее, звать его Немо Никтович Бесфамильных. Однако старикан все-таки хочет понять, кто он такой и как он дошел до жизни такой в свои тридцать четыре года.

Старикана посещает врач с изящной татуировкой во всю рожу - мода девяносто вторых, знаете ли, - и проводит с ним сеанс гипнотического психоанализа.

А потом к Никто приходит Дед Пихто какой-то молоденький журналистик, снабженный новейшей нанотехнологической разработкой будущего - здоровенным катушечным диктофоном с выносным микрофоном. Журналистик просит Никто вспомнить, был ли он кто-то. И если был, то когда и какого вообще черта. Никто вспоминает.

Когда-то давно Немо Никто, которому было минус несколько месяцев, находился в студии для съемок рекламы памперсов: там на ослепительно белом фоне тусовались голопузые детишки, упакованные в белые пеленочки. Детишки, дескать, выбирали себе родителей. Немо выбрал себе родителей, чтобы появиться на свет в одна тысяча семидесятых, но ему не повезло: когда мальчику было девять лет, мама Немо (Наташа Литтл) предпочла папе Немо (Рис Иванс) совершенно постороннего мужчину с недобрыми, глубоко посаженными глазами.

А сам Немо прошел мимо лавочки, на которой сидели три подружки под окном: Анна, Элиза и азиатка Джин.

После этого родители Немо заставили его выбирать, с кем он останется: с мамой, которая на паровозе уезжает с любовником в голубую даль, или с папой, который весь из себя страдает.

И тут произошел "эффект бабочки". Маленький Немо побежал вслед за мамой и ее паровозом. И не догнал. Или догнал. Ну, то есть в одном измерении догнал, а в другом не догнал.

С папой Немо пришлось несладко. Папа так расстроился, что разучился ходить. И теперь Немо за ним ухаживает.

С мамой Немо пришлось повеселее, потому что у маминого любовника есть дочурка Анна, и у Немо с Анной случилась бурная юношеская любовь, перемежаемая раскуриванием косяков.

Папе Анны не нравится, что Анна спит со своим сводным братом. А Анне - нравится спать с Немо. В конце концов, думает Анна, это мне должно нравиться, а не папе. Он же спит с мамой Немо, так почему мне нельзя.

Но у мамы Немо от слез покраснел нос, поэтому второй папа бросил маму Немо и уехал с Анной в Нью-Йорк, где большие дома. Немо пообещал ждать Анну каждое воскресенье возле маяка. Потому что тогда не было Интернета и мессенджеры еще не изобрели. Немо будет страдать, бомжевать, плохо пахнуть и спать на скамейке у маяка, ожидая, что когда-нибудь возникнет столб света и Анна появится прямо в нарисованном мелом круге, который Немо самолично нарисовал у облюбованной скамейки.

А другой Немо, оставшийся с папой, женился на второй подружке - Элизе. Правда, с ней Немо также пришлось раздвоиться: в одной жизни Элиза погибла из-за взорвавшегося под носом Немо бензовоза, так что парень теперь счастливо живет один в огромной квартире и летает на Марс. В другой жизни подлый бензовоз не взорвался, поэтому Элиза родила Немо двух детишек и съехала с глузда на почве депрессии, потому что она до сих пор любит наглого самца Рамиреса, который ее не любил.

По идее Немо должен лечить жену сильнодействующими препаратами, но он лишь хлопает глазенками и поджигает свою машину, ведь Элиза заявила, что он с этой машиной проводит слишком много времени. Жалко, что у Немо не было собачонки, с которой он, по мнению Элизы, проводит слишком много времени - кот Бублик этого момента очень ждал.

В еще одной жизни Немо женился на Джин. Та - дочка то ли оябунов, то ли членов триад, поэтому у молодой пары - огромный дом за несколько миллионов долларов, огромный бассейн и огромный счет в банке. Но ничто не веселит Немо. Потому что он не любит Джин. Он любит Анну. Или Элизу. Или бензовоз. Но не Джин. Так что Немо страдает в шикарном доме и сам впадает в депрессию. А так как Джин не догадалась поджечь машину, Немо так весь и исстрадался.

В общем, перед зрителями так и будут проходить бесконечные сцены из бесконечных жизней Немо.

А старикан должен не окочуриться до 5:50 такого-то числа 2092 года. Почему? Потому что тогда произойдет что-то ужасное - то ли Большой Взрыв, то ли Теория Большого Взрыва. Потому что "эффект бабочки". Вот такой вот философичный фильм.

***

Практически с самого начала просмотра в памяти всплывал старый дурацкий фильм "Эффект бабочки". Там была очень похожая идея - в прошлом что-то где-то происходит, в результате чего в будущем - вот ржака! - что-то где-то меняется. И никакого тебе диалектического материализма!

Однако "Господин Никто" мне поначалу нравился больше. Потому что он, во-первых, значительно лучше поставлен, а во-вторых, в нем не было ни тоскливой рожи Эштона Кутчера, ни хоть одного педофила, ни подожженной собачки (подожженный автомобиль - не в счет).

Но чем дальше, тем скучнее становилось смотреть за всей этой вязью кусков из различных жизней Немо Никтовича Бесфамильных. А потом случилось СТРАШНОЕ. Где-то на семидесятой минуте просмотра, когда Элиза то ли взорвалась, то ли впала в очередную депрессуху, я щелкнул на пульте кнопкой Display и на экране с ужасом увидел, что до конца фильма - еще семьдесят минут! Еще семьдесят минут пережевывания того, что бы случилось, если бы мальчик не добежал, добежал, перебежал или взорвался по дороге!

Впрочем, я из принципа досмотрел это дело конца. Хотя об этом очень пожалел. Потому что чем дальше, тем в больший сопливый пафос скатывалась картина, и под конец режиссер выдал все самые дурацкие штампы, которыми принято снабжать подобные соплефантастические трагедии.

В результате мне кино совершенно не понравилось, несмотря на то, что оно, безусловно, очень эффектно снято - визуальный ряд просто отличный. Но смотреть это два часа двадцать минут и все это время видеть Джареда Лето с глазами, напоминающими котенка, подло лишенного злыми людьми сметаны - это было выше моих сил!

Если бы кино шло часа полтора и режиссер убрал часть совершенно лишних линий - тогда, возможно, все это смотрелось бы не так тоскливо. Но Жако Ван Дормель аж четырнадцать лет вынашивал идеи создания этого фильма (не очень, правда, понятно, с чем там так долго носиться), поэтому засунул туда все, что эти четырнадцать лет копилось в закоулках его подсознания. И, скажем, визуала там накопилось порядочно, а вот реальных мыслей - как-то не очень. Кроме уже сто раз разработанной идеи о том, что если бы он добежал, то женился бы на Элизе, а не добежал - то на Джин - тут особо-то ничего и нет. Тоже мне, открыл Америку - ах, у всех нас есть ВЫБОР. А он выбрал ЛЮБОВЬ. Потому что если большой дом с огромным бассейном, а жена - азиатка, то любви никакой нет. А если жена съехала с глузда, то любовь, понимаешь, есть. Это очень глубокая мысль - вот что я вам скажу, дети.

Впрочем, нужно отметить, что восторженные дамы любых возрастов от картины - просто в восторге. Им нравится визуал (мне он тоже нравится), они рыдали над бензовозом, Анной, Элизой, Джин, тоником и сожженной машиной. Ну и восхищались Марсом.

Мне же, как я уже сказал, было просто скучно. Никаких ярких актерских работ, о которых в своих отзывах часто упоминают дамы, я там не обнаружил. В том же "Реквиеме по мечте" Лето выглядел на порядок лучше. А здесь - кругленькие глазки (дамы их называют "бездонными"), трехдневная небритость и страдальческий вид. Вот и вся игра. С актрисами, в общем, та же картина - ни Дайан Крюгер, ни Сара Полли, ни Лин-Дан Фам яркого впечатления не произвели. Сара Полли так вообще изрядно раздражала, как и ее персонаж. А Джин-Фам было откровенно жалко. Папы-оябуны старались, построили доче шикарный домик, а муж у нее оказался слизняк и поц. За что дочке таких уважаемых родителей досталось подобное насекомое? Это просто несправедливо!

Зачем на роль несчастного папы Немо пригласили совершенно ураганного комедийного актера Риса Иванса - я просто не понимаю. Играть ему там нечего абсолютно, а несчастный вид Ивансу не идет так же, как он идет Джареду Лето.

Выводы. Тоска зеленая. Мужчинам смотреть не рекомендуется - из моих знакомых эту нудятину не досмотрел никто. Восторженные дамы (ничего личного) всех возрастов от этого фильма в восторге. Не слишком восторженным дамам обычно нравится не особо, но тут возможны варианты.

В прокате картина провалилась с совершенно диким треском. А потому что где же набрать под нее столько восторженных дам? Они нынче в дефиците.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 47 млн. $ проходили с 4 июня по 17 декабря 2007 года.
- Еве Грин предлагали роль Анны.
- Рабочую версию картину присылали на конкурс Каннского Кинфестиваля, но заявка была отклонена.
- Тэглайн картины гласит: "Ничто не реально, все возможно".
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: