ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Сокровище нации 
National Treasure

Режиссер Jon Turteltaub (Джон Туртлтауб)
Сценарий Ted Elliott (Тед Эллиотт),
Terry Rossio (Терри Россио)
В ролях:
Nicolas Cage (Николас Кейдж),
Diane Kruger (Дайан Крюгер),
Harvey Keitel (Харви Кейтел),
Justin Bartha (Джастин Барта),
Sean Bean (Шон Бин)
Официальный сайт: nationaltreasure.movies.go.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

У Николаса Кейджа - нелегкая судьба. Ему постоянно приходится играть главных героев. А иногда - сразу двух (вспомните "Адаптацию"). Если думаете, что это счастливый удел - попробуйте. По крайней мере, глядя на Кейджа, этого не скажешь. Особого кайфа от исполнения очередной главной роли он изобразить не смог. Не иначе, старался не выдать переполнявших его чувств.

Зовут его героя Бенджамин Франклин Гейтс. Он – историк и представитель семьи с длинной и навязчивой родословной. Многие ее поколения помешаны на поисках легендарного сокровища, укрытого теми самыми отцами-основателями, к которым принадлежал Бен Франклин. Как-то один из отцов выдал прапрапрапрапрапрадеду (могу, впрочем, ошибаться в степени родства) Бена Гейтса кусочек тайны, разгадка которой дает доступ к сокровищу. С тех пор семья Гейтсов и «двинулась» на поисках этого грандиозного клада – который, чтоб вы понимали, родом из древнего Египта, потом был приватизирован рыцарями-тамплиерами, от них достался в наследство масонам. Ну, а где масоны – там отцы-основатели США. Бен – типичный представитель семейного дела. То есть стопроцентный маньяк. И даже – маньяк в квадрате, поскольку обладает фантастическими познаниями в американской истории. Серьезных людей привлечь к себе в союзники он, естественно, не мог. Однако нашел одного богатого субъекта по имени Йен, поверившего в рассказ о тамплиерах и масонах. На деньги Йена была снаряжена экспедиция куда-то в Арктику, где по наколке Гейтса компания нашла древний корабль по имени «Шарлотта». А там – ключ к разгадке вековой тайны.

Скажем сразу, чтобы не углубляться в дебри какого-то там анализа: «Сокровище» - фильм туповатый. История придумана так, что трудно оставаться серьезным, следя, как под нее пытаются подвести логику. При первой попытке серьезно проанализировать причины поступков персонажей история рассыпается в труху, и становится сразу видно, насколько все притянуто за уши. Тут нужно просто довериться тем специалистам, которые это придумали и сняли, и покорно скользить по руслу истории. И не дай вам бог зацепиться за берега, попытаться что-то прикинуть, о чем-то вспомнить, что-то с чем-то сравнить! Толку от этого, поверьте, никакого не будет, а удовольствие может быть испорчено.

Между тем, удовольствие «Сокровище нации» доставить способно – и еще какое! Взятая в отдельности, экшн-составляющая сработана весьма крепко. Режиссеру удается энергично перебрасывать зрителя от одного кульминационного момента к другому. Моменты эти не очень-то оригинальны, более того – практически все вторичны, но расставлены и сняты грамотной рукой профессионала. Наверное, этого оказалось бы маловато для того, чтобы увлечь более или менее искушенного зрителя, но тут есть спасительный юмор. Он приходит на помощь режиссеру в те моменты, когда обязательно надо произвести впечатление на аудиторию. Хвала небесам, сюжет снабжен иронизирующим резонером Райли Пулом, недотепой-компаньоном Бена Гейтса. Этот парень в любую минуту готов извергнуть из себя фонтан сарказма, и Тертелтауб использует это беззастенчиво и очень эффективно. Впрочем, шутят и все остальные – каждый на свой лад. Даже Николас Кейдж. Процент смешного в итоге достигает впечатляющих пропорций. Поневлое начинаешь верить в то, что смотришь пародию на авантюрно-приключенческий жанр.

И, если это действительно так, то пародия удалась! В преддверии премьеры фильма много говорилось о том, что это – новый «Индиана Джонс». Получился «Индиана Джонс» наизнанку. Каково было намерение создателей, можно только догадываться. Судя по горделивой концовке – вряд ли они хотели снять веселую дурь. Скорее всего, метили на лавры Спилберга. Получился фильм, который ни с каким Спилбергом и рядом не стоял, однако вполне пригоден для просмотра, причем может понравиться и взыскательным снобам, и двенадцатилетним деткам. В конце концов – какая разница, чего на самом деле хотели Джон Тертелтауб со товарищи? Главное – то, что мы от них в итоге получили!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Что может быть общего между холстом в каморке папы Карло, фламандской доской и первой, по мнению Маркса, декларацией прав человека? Все они скрывали некие изощренные тайны. Причем каждый раз изощренность доходила до абсурда. С холстом все ясно – для младшего школьного возраста писалось. Артуро Перес-Реверте, при всем уважении к его литературным заслугам, шахматную партию разыграл нелепейшую. Что же до американской Декларации независимости, то стать секретной шифровкой ей угораздило в приключенческом блокбастере, и это многое объясняет.

Отцы американской нации – Вашингтон, Франклин, Джефферсон – были умными людьми. Настолько умными, что для того, чтобы дать ответ на придуманный ими вопрос, команда знатоков размышляла не минуту-другую, а почти пару веков. Cекрет должен был за это время сделаться семейной легендой, сами отцы-основатели – созреть до богов. Бен Гейтс принадлежит к семье искателей и поклоняется американским богам. Как истинный патриот, то есть, как глубоко верующий человек, он движим исключительно праведными мотивами. Такой, если и украдет священную реликвию, то только для того, чтобы ее спасти – причем комбинацию при этом он разыграет не менее блестящую, чем отцы-франкмасоны. Такой и мухи не обидит, и блеск сокровищ разум его не затмит – он все до последней тонны золота вернет государству. А чтобы разгадывать загадки было нескучно, искателю приданы нагрузка в лице неблагонадежного партнера Шона Бина и бонус в лице хранительницы Декларации Дианы Крюгер (интересно, насколько успешными были бы поиски, окажись на ее месте, скажем, Орландо Блум).

Однако при обработке фантазии авторов политическим анализом получается, что сама декларация в Декларации – изнанка корыстного заговора, средство маскировки, свод обывательских ценностей, и что мастера двойного политического дна целое государство создали, лишь бы с сокровищем не расставаться. И еще встает вопрос: с какой стати оно, сокровище, оказалось достоянием американской республики? К примеру, свитки из Александрийской библиотеки, которыми восхищается Диана Крюгер – они-то какое отношение имеют к Америке? Все это богатство было когда-то разграблено (или, как актуально сейчас выражаться, олигархически присвоено) и вывезено за границу – как тут не вспомнить бальзаковское о природе большого состояния? Не зря, все-таки, слово «фармазон», произошедшее от «франкмасон» – ругательное. И вообще, семейное дело Гейтсов вместе с масонским заговором накрылось бы медным тазом, окажись поудачливее строители метро, бункеров и подземных паркингов…

…Вот только не хватало еще всерьез эту лабуду обсуждать! От фильма продюсера Джерри Брукхаймера требовалось признать лишь одно – его зрелищность, и полюбоваться в нем действительно есть чем, и с этим согласна массовая аудитория, сделавшая ему отличную кассу. «Сокровище нации» есть великолепный продукт ремесленного производства, поделка высочайшего качества, на которое способны только в одной точке мира. Рекламисты приноровились выдавать за произведения искусства, за классику, за шедевры сантехнику, пылесосы, пиво и, вообще, все что угодно, претендующее на высокое качество – творения голливудского цеха также стоят в этом ряду. И режиссер Джон Туртельтауб, и его одноклассник Николас Кейдж, и все-все-все здесь – не более чем передовики производства. По большому же счету, ничего нового зрители в этом фильме не увидели. В «Индиане Джонсе» увидели, в «Пиратах Карибского моря» увидели, а в «Сокровище нации», в «Послезавтра», в «Плохих парнях-2» – не увидели. Просто в трех последних нет ничего, что двигало бы вперед кинопроцесс – так же, как и в «Коде Да Винчи» с «Фламандской доской» нет ничего, что двигало бы процесс литературный.

Потом «вдруг» окажется, что найденные сокровища являются ключом к новым сокровищам. Или что отцы-основатели большую часть награбленного сныкали в другом месте, а рецепт их поиска впихнули в сам текст Декларации. В любом случае, такой видный специалист в богатейшей американской истории, с таким звучным – Бенджамин Франклин Гейтс! – именем, да и такие талантливые составители головоломок не должны потеряться.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Жила-была в Америке очень бедная семья Гейтс. Честное слово, это не хохма. Это не те Гейтсы, которые сами понимаете какой-такой Билли, а совсем другие. У них было родовое проклятие, которое началось с прапрапрапрадедушки Томаса Гейтса, работающего помощником конюха. В одну ненастную ночь 1832 года его разбудил Чарльз Кэролл, последний оставшийся на тот момент в живых человек, подписавший Декларацию независимости, и потребовал, чтобы его срочно доставили в Белый дом к президенту Эндрю Джексону. Дескать, ему нужно было сообщить президенту что-то очень важное. Но президент был занят в Овальном кабинете - работал с бумагами, - и Кэролл его не нашел, поэтому сообщил жуткую тайну Томасу Гейтсу. Он сказал дословно следующее: "Секрет хранит Шарлотта", после чего умер.

Разумеется, Томас не сразу догадался, что таит эта фраза. Но он сразу понял, что дело нечисто, потому что ни одна Шарлотта, тем более блондинка, тайны хранить не умеет. Так что фраза, понятное дело, скрывала за собой нечто очень и очень важное. Путем несложных умозаключений Томас понял, что когда-то давно тайнообщественные масоны завладели несметными сокровищами, после чего их надежно запрятали, ибо нефиг. А "Шарлотта" - это корабль, на котором хранится ключ к этим сокровищам, и Кэролл хотел сообщить эту важную тайну президенту, потому что сокровища масонов принадлежат народу - тому народу, на долларе которого указан знаменитый масонский знак! В общем, как вы понимаете, догадаться было не так уж и трудно.

И Томас посвятил всю свою жизнь поиску этих сокровищ - то есть поиску "Шарлотты". Но, к сожалению, безрезультатно, хотя он в поисках угробил бесчисленное количество лошадей. И сын его всю жизнь искал эту "Шарлотту". И внук. И сын внука. И внук сына внука. Пока, наконец, дело не дошло до Патрика Гейтса (Йон Войт), который, угробив на поиски "Шарлотты" кучу времени и денег, решил остановиться, после чего тут же стал весьма обеспеченным человеком, потому что, когда не ищешь эти дурацкие сокровища, сразу находится время на то, чтобы заработать денег. К сожалению, эти Гейтсы не понимали то, что понял совсем другой Гейтс: вместо того чтобы искать чьи-то чужие сокровища, лучше придумать что-нибудь свое и заработать такие миллионы, по сравнению с которыми меркнут даже сокровища масонов.

Однако сын Патрика Бен (Николас Кейдж) все-таки получил в наследство семейное проклятье и тоже занялся поисками этих чертовых сокровищ. Впрочем, ему повезло больше. "Шарлотту" он нашел примерно за три минуты (экранного времени) - она затаилась в горных вершинах Антарктиды. Причем парень оказался везучим сукиным сыном: стоило ему копнуть в том месте, где по его расчетам залег кораблик, как в двух сантиметрах от поверхности снега открылась часть носа судна, на котором было написано название.

Ну а дальше все было уже делом техники: на корабле в сундучке капитана обнаружилась трубка, которая намекала на то, что на обороте Декларации независимости нарисована карта, являющаяся ключом к разгадке тайны сокровищ. Правда, Декларацию, чтобы увидеть ключ, нужно было подпалить, но настоящего искателя сокровищ такие мелочи смущать не должны.

Подпалив Декларацию, искатели сокровищ узнали, что следующую подсказку можно найти в сейфе мадам Марты Крушковиц, проживающей на Стоун-лейн, 13. Правда, открыть сейф можно только с помощью булавки, которая воткнута в попонку ее болонки. В сейфе обнаружится старинная брошь, сквозь которую нужно посмотреть на Солнце на углу Энистон-роуд и Брендон-стрит ровно 13 числа второго месяца от экинокса, и очертания полученной вследствие этого действия катаракты в точности повторят форму ключа для тайника, который располагается за пятой дверью третьего хранилища форта Нокс.

В тайнике найдется свернутый пергамент, который нужно разрезать на двести восемьдесят пять частей, и на сто тридцатом клочке необходимо прочитать букву, начинающую фразу, с помощью которой можно раскрыть очередной ключ - засохший фикус, стоящий в третьем от торца окне старинного дома на площади Роуз, только не тот дом, который желтый с красными дверцами, а тот, который зеленый с синими дверцами. Фикус так просто ключ не отдаст, поэтому его нужно подвергнуть дистилляции, возгонке и полному спектральному анализу, в результате чего получится анаграмма, которую без ста граммов не разгадать.

Искомые сто граммов нужно выпить из бутылки смирновской водки, купленной в ликерке на углу налево от Хантер-стрит. Пустую бутылку сдать, а на вырученные деньги приобрести конфетку-сосалку у третьего продавца сосалок слева на ежегодной ярмарке, проходящей на Пятом холме Сан-Франциско, и тогда очередной ключ обнаружится на обратной стороне обертки конфетки. Правда, просто так прочитать его нельзя, но если взглянуть на бумажку в отраженном свете Меркурия, находящегося в периоде ретроградности, то фантик раскроет все секреты.

После этого останется разгадать еще двести девятнадцать ключей и... И все! Клад найдется, и его можно будет передать благодарному человечеству за жалкие 25 процентов, которые обычно полагаются добросовестным искателям кладов.

Впрочем, на бумаге-то это выглядит очень просто, но в реальной кинематографической жизни Гейтсу пришлось изрядно попотеть, чтобы найти все ключи. Кроме того, он столкнулся с традиционным случаем некорректного поведения делового партнера в лице мистера Яна Хоу (Шон Бин), который, как оказалось, вкладывал деньги в экспедиции мистера Гейтса исключительно в неблаговидных целях. Мистер Хоу в какой-то момент даже пытался лишить мистера Гейтса возможности разгадывать ключи - путем выстрела в голову, - однако мистер Гейтс оказался не лыком shit, поэтому сбежал и стал искать ключи самостоятельно, на свои деньги. Но мистер Хоу, который уже вложил немалые средства в предприятие, также стал одним из поисковиков. Таким образом, эта затея из увеселительной прогулки длиною в жизнь становится довольно опасным мероприятием...

***

Знаменитый и вполне успешный продюсер Джерри Брукхеймер (его, так сказать, перу принадлежит довольно большое количество настоящих блокбастеров, среди которых "Больница, молодость, любовь", "Полицейский из Беверли-Хиллз", "Армагеддон", "Пираты Карибского моря" и "Плохие парни 2") внезапно решил, что со времен "Индианы Джонса" так и не появилось ни одного по-настоящему забойно-приключенческого фильма. ("Сокровища Амазонки", как пример продолжения жанра, - не в счет, ибо уровень не дотягивает даже рядом.) И тогда Брукхеймер решил снять действительно приключенческий фильм, причем на главную роль пригласил традиционного Никки Копполу-Кейджа...

На самом деле Брукхеймер более или менее понимает, в каком составе должен выступать Кейдж. Его нужно разбавлять. Причем по возможности действительно яркими персонажами. Ибо Кейдж - он, скажем так, очень узкохарактерный актер, эффективно решающий очень узкохарактерные задачи. И он - благодатная глина в руках мощного режиссера. Если парня правильно подобрать на роль и правильно им руководить, то получаются очень даже неплохие фильмы вроде "Восьми миллиметров", "Адаптации", "Великолепной аферы" или "Власти луны", не говоря уже о шедеврах вроде "Клуба Коттон" (но это отдельный разговор, потому что его снимал сам Дядя Кейджа, причем у Николаса там была эпизодическая, хотя и очень прилично сыгранная роль).

Поэтому успех-неуспех фильма зависит от того, кого Брукхеймер выберет Кейджу в напарники. Когда выбирает сексуального старикана Шона Коннери - получается лажа вроде "Скалы" (я знаю, что большинство зрителей считают "Скалу" классным фильмом, но я высказываю исключительно собственное мнение - мне эта картина не понравилась, хотя я признаю, что она довольно зрелищная), потому что и Кейдж, и Коннери - слишком серьезны для этой картины, представляющей собой почти пародию на боевики. Когда Брукхеймер дает в напарники Николасу блистательных Джона Малковича и Стива Бушеми - получается шикарный стебовый боевик вроде "Воздушной тюрьмы", потому что Малкович и Бушеми (особенно Малкович) полностью компенсируют убийственно серьезного Кейджа, играющего Парня, Который Спасает Этот Мир. (Иногда Брукхеймер додумывается пригласить в картину на главную роль Брюса Уиллиса, который как раз умеет из тоски сделать стеб по полной программе вроде "Армагеддона", но это бывает очень редко.)

В данном случае Брукхеймер пошел по проторенной дорожке: к комплекту из тоскливого Кейджа он приложил несколько весьма мощных актеров - Шона Бина, Харви Кейтеля и Йона Войта. По идее, должно было сработать. Но не сработало. Потому что даже они не смогли хоть что-нибудь сделать с этим бездарным сценарием. Три бутылки отличного выдержанного вина просто потерялись в этой бочке дешевого портвейна, которую представляет собой "Сокровище нации".

Причем, замечу, снято и поставлено это крепко, добротно и профессионально - что свойственно Брукхеймеру. Но сценарий... Оно понятно, что им хотелось сделать нового "Индиану". Однако в таких случаях, имея в виду Брукхеймера, есть только один вариант: классным актерам удается вытащить это тупое болото за счет собственной харизмы. Это сработало в "Летающей тюрьме", но не сработало в "Сокровище нации". У отличных актеров не было шансов - уж больно дурацкий сценарий. Просто символ штампа в самой его заштампованной сущности, обильно приправленной водянистым соусом из "национального самосознания". Ах, он ищет сокровища нации. Ах, он его в конце концов найдет и подарит этой нации. Ах, ах, ах, еще раз ах, и врубите мне срочно американский гимн, чтобы я разрыдался от чувств-с...

Ну и что из всего этого получилось? Добросовестное, профессиональное и по-ученически старательное подражание "Индиане", причем рядом с "Индианой" эта поделка даже рядом не валялась. Картина динамичная, но увы - штампованная-перештампованная. Диалоги натужные и натянутые. (Правда, тут еще "играет" откровенно убогий перевод.) Шону Бину, Войту и Кейтелю развернуться, к сожалению, не дают, вложив в уста их персонажей совершенно дурацкие фразы, а основной упор делается на Кейджа и его сотоварищей: пассию Бена Эбигейл Чейс в ужасном исполнении Даяны Крюгер и традиционный штамп - супер-пупер-мегахакера-шмакера Райли Пула, которого играет "дурачок" из "Джильи" Джастин Баса.

Сотоварищи у Кейджа - хуже некуда. Крюгерша похожа на хранительницу музея примерно так же, как я похож на былинного русского богатыря, а хакер Пул настолько вторично-третично четверичен и настолько неостроумно шутит, что лучше бы его убило током от ноутбука в самом начале фильма.

Резюмирую. Вполне динамичный и фантастически неоригинальный приключенческий боевик, в котором отличные актеры играют убогие роли третьего плана, а убогие актеры играют роли первого плана. И главная беда заключается в том, что отличные актеры третьего плана не имеют права перестрелять по фильму актеров первого плана. Поэтому фильм можно хоронить.

Впрочем, прокатывается он хорошо, школьники просто в восторге, так что вы, как обычно, моему мнению не очень-то доверяйте. Типа, хорошее кино для домашнего просмотра и все такое. В общем, так оно и есть. Но мне почему-то хотелось, чтобы было лучше, чем ожидалось после просмотра трейлера. А получилось - хуже, чем ожидалось. Кино из разряда "вы ничего не потеряете, если его не посмотрите". Даже не из разряда "чтобы получить удовольствие".


     
А знаете ли вы, что...

- Первоначально старт съемок был запланирован на конец 1999 года, затем на лето 2000, а после вообще отменен. Во второй раз начало съемок было намечено на март 2002 года, но в итоге все опять отменилось. В августе 2003 года после почти четырех лет мытарств была подана команда "мотор".
- За те пять лет, что проект находился в разработке, к написанию сценария по идее Джона Туртлтауба прикладывало руку девять человек.
- Рецензия на сценарий находится здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: