РЕЦЕНЗИЯ №1
Цитата: – А доктор Фрейд будет на празднике?
- Надеюсь, что нет.
Сложно найти в этом мире праздник, на который не пробрался бы доктор Фрейд. Особенно, если дело касается современного кинематографа. Не миновала чаша сия и первую премьеру нового года – ленту «Щелкунчик и крысиный король». Желание втиснуть в полтора часа всех-всех-всех и Вини Пуха предсказуемо стало попыткой замаскировать слабоватое содержание. С другой стороны – 3D и прочая спецэффектина в фильме объективно рулят, а основная аудитория академиев пока закончить явно не успела. Так что, прогиб, определенно, засчитан. Хотя, и без доли крысятничества не обошлось.
Историю Щелкунчика и межвидовой крысиной экспансии сегодня пока еще знает каждый. Прекрасный принц, заколдованный в уродливую куклу-щелкуна; девочка, поверившая в его байки; злобствующие крысы, бла-бла-бла и кастрюлька вечной любви между лицами, не достигшими пубертатного возраста. Всего этого великолепия Кончаловскому оказалось мало. И сказка Гофмана подверглась старательному апгрейду. Девочка Мэри в одночасье стала племянницей Энштейна, крысы превратились в помесь фашистов с приспешниками кайзера Вильгельма, игрушечный мир завис на грани геноцида, а над всем этим явственно воспарила фигура Зигмунда Фрейда – незримая, но осязаемая. Но сражение кукол и девочки с неопрятными грызунами, вопреки ожиданиям, не приобрело искомой многомерности. Взрослым подобных аллюзий будет маловато, а детям и без того хватит стереорадостей и аромата сказки. Впрочем, победа, по-любому, останется за рабочим классом. Пусть и под музыку Чайковского. И никакое буржуазное счастье нас в этом не переубедит.
***
«Россия представляет: совместное производство Венгрии и Великобритании». От подобных титров основательно попахивает либо победой мировой революции, либо манией величия. Добавьте к этому надпись на постере «от создателей «Терминатора» – и поймете, что Кончаловскому точно снесло крышу от полученных 90 миллионов долларов. И он сотворил Новогоднее Чудо. Для детей.
Да-да. Детей с этих сеансов будет не вытащить. Сама история, все эти 3D-полеты вокруг гигантской елки и над крысиным миром, крысобайки, крысолеты и рекордное количество слов «чувак» и «клево» – зацепят аудиторию от 5 до 15 не только за живое, но и за отмирающее.
Ухватить за оное взрослых фильму окажется куда сложнее. Кожа потолще да и запросы позабористей. Пока стартовые полчаса будут утопать в сюсюканье и тормознутой обстоятельности, вам нестерпимо захочется либо завыть, либо всхрапнуть. И даже красивые проблески трехмерности и шутки про ромовую бабу мешать в этом будут слабо. Но как только с экрана потянет крысиным душком, ситуация резко пойдет на поправку.
Во-первых, картинка. Все виды крысиного мира бьют просто наповал. Старосветская Вена, воссозданная в Будапеште, выглядит едва ли не лучше настоящей. Атмосфера гнета и безнадеги реальна до желудочных колик (серая мгла делалась не посредством светофильтров, а при помощи ночной съемки). И наконец, сами крысы (вернее, крысолюди) нарисованы просто отпадно.
Во-вторых, настрой. С появлением в кадре крысиного короля стандартное морализаторство «фор чилдрен онли» превращается в маститый стеб «йа-йа, дас ист фантастиш». Король прекрасен. Он поет, танцует, летает, гадит (не в прямом смысле), хихикает и даже скалится так, что глаз не оторвать. И все это с шуточками-прибауточками, и все это а-ля Гитлер, и все это стильно и проникновенно. Такое зло даже побеждать обидно. Причем с каждой репликой градус самоиронии все возрастает. Как и интерес зрительного зала. В общем, нас стебут, а мы крепчаем.
И, наконец, в-третьих, мощно задвигает русская озвучка. Пока на экране верещал Щелкунчик, больше похожий на Пиноккио, право слово, хотелось удавиться. Но крысиный король и тут подгадил положительным персонажам. Озвучивал его в фильме не кто иной, как хамло всея расейского шоу-бизнеса Филлипп Киркоров. И за эту озвучку Бедросыча стоило бы вплотную накормить карамельками. Пусть даже и насильно. Видимо, ему даже не пришлось вживаться в роль артистичного гада. Истерики, радость, триумф и паранойя были такими натуральными, что аж под мышками чесалось. Ну, а за его мамашу голосила сама Алла Борисовна. Тут вам и двусмысленность, и семейный колорит. Короче, очень даже комильфо.
Жаль только, что этим персоналиям дали преступно мало хронометража. Да и невнятное добро по законам жанра в конце-таки победило. Сказки, знаете ли, они такие. Кто нуднее, у того и больше прав. Так что, разочарованному зрителю пришлось дожевывать приторную концовку. Ту, где влюбленные дети сначала у пылающего камина, а потом на катке. И ничего предоссудительного. Бр-р-р-р.
В общем, сразу хотелось нарулить этому фильму крупномасштабное презрение. Уж очень медленно, сопливо да по-старосветски все закручивалось. Несмотря даже на всяческие 3D-радости, коих хоть и больше, чем в «Темном мире», а все ж пока не «Аватар». Но злобство и стебство дело приподняли. До уровня легкого недоумения. Казалось бы, корабль тонул – да крысы помогли. Ну и пусть у Достоевского спасением мира по старинке занимается некое абстрактное понятие. Этот конкретный фильм спасает вполне себе конкретная крысота. Та еще крыса.
А знаете ли вы, что...
- Бюджет фильма составляет 90 млн. $.
- Рабочее название картины "Щелкунчик: Нерассказанная история".
- Музыка для песен была переделана из работ Петра Чайковского для балета "Щелкунчик".
|