ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Обитаемый остров: Фильм первый 
Obitaemiy ostrov: Part 1

Режиссер Федор Бондарчук
Сценарий Эдуард Володарский,
Марина Дяченко,
Сергей Дяченко
В ролях:
Василий Степанов,
Петр Федоров,
Юлия Снигирь,
Алексей Серебряков,
Федор Бондарчук,
Гоша Куценко,
Сергей Гармаш,
Михаил Евланов
Официальный сайт: www.oostrov.ru
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 117 мин.
Год выпуска: 2008
РЕЦЕНЗИЯ №1

Однако корабль Макса столкнулся со СТРАШНЫМ - с метеоритами! Невероятно, но это факт - в космосе бывают метеориты! Макс этого не знал, создатели щупальцеобразного корабля этого не знали, но что самое страшное - корабль этого не знал, поэтому щупальца - трах, бах, отвалились к едреной Матрице, корабль штопором ввинтился в атмосферу случайно подвернувшегося Саракша, массаракш его мать, после чего аккуратно плюхнулся на поверхность, сломав себе все что можно, кроме рубки, где сидит Макс, и сортира. Впрочем, сортир не пригодился, потому что корабль - как только Макс со своими кудрями и в майке-алкоголичке сияюще вышел на поверхность, -немедленно взорвался. И остался Макс на планете один-одинешенек - безо всякого современного вооружения. Но улыбаться не перестал - вот они, москвичи будущего!

На планете между тем - торжество тиранической цивилизации. Неизвестные Отцы (и другие родственнички) захватили власть на Саракше - разумеется, с исключительно благими задачами. Отцы саракшианскому обществу с помощью зомбоящика и других подручных, но не менее эффективных средств, производят тотальную промывку мозгов. От этого саракшианцы становятся восторженные, непрерывно любят Неизвестных Отцов и готовы защищать завоевания Отцов до последней капли крови - что от внешних, что от внутренних врагов.

Внутренние враги, к сожалению, есть. Зараза из серии "Милый, давай сегодня не будем, у меня болит голова" простерла свои щупальца во все слои саракшианского общества! С этим нужно как-то бороться, поэтому Отцы объяснили: "У кого болит голова - тот и враг, выродок"!

Простые жители Саракша ненавидят выродков - кому приятно, когда у кого-то прямо при тебе болит голова! А выродки ненавидят Отцов - кому приятно, когда у тебя болит голова, а тебя при этом арестовывают! Таким образом, два источника и две составные части Саракша воюют друг с другом.

Максим сначала попадает на сторону Отцов. Он спас официантку Раду (Юлия Снигирь) от негодяя с размалеванным лицом, после чего подружился с ее братом Гаем (Петр Федоров). Гай привел Макса в Национальную гвардию, где под руководство славного ротмистра Чачу (Михаил Евланов) пришелец успешно сражался с выродками во имя Отцов, мать их, пока не выяснил, что выродки - совершенно такие же люди, просто у них иногда болит голова. В результате Максим дезертирует с помощью четырех смертельных ранений, полученных от ротмистра, но так как на нем все заживает, как на собаке, парень остается жив и примыкает к террористам.

Что будет дальше? Сумеет ли похищенец дедушкиных часов спасти всю планету, разогнать Отцов и установить на Саракше любезный его сердцу коммунизм? Ответ на это зрители не узнают. Потому что в конце первого фильма Макс всего лишь уедет в голубую даль на розовом танчике. А вот во втором нас ждет Пустыня, Белая субмарина, Атомная война и Голубой вертолет. Следите за анонсами на билбордах города!

***

Насколько я помню, ни один другой фильм не вызывал таких бурных обсуждений задолго до выхода на экраны. Ну, разве что "Иронию судьбы 2" вовсю костерили в хвост и гриву, но там срабатывало простое возмущение фактом того, что Бекмамбетов посмел второй раз иронизировать над приездом алкоголика из Москвы.

В случае же "Обитаемого острова" все было намного сложнее. Потому что Бондарчук (и продюсер Роднянский) взялись экранизировать самих Стругацких! А Стругацкие - это, без дураков, наше фантастическое все для нескольких поколений читателей - от советских до российских. В результате читатели были возмущены! Одни из них ужасались, что создатели фильма изуродуют бессмертную классику во имя каких-то сиюминутных кинематографических задач, другие опасались, что перенос один в один романа сорокалетней давности на современную почву будет выглядеть по меньшей мере наивно, а третьи боялись, что на главную роль пригласят Гошу Куценко.

Роднянский с Бондарчуком постарались нейтрализовать по крайней мере первую и третью претензии. Текст романа планировалось перенести в сценарий с минимальными переделками, то есть фильм снять как можно ближе к каноническому тексту. Этому придавалось такое значение, что первоначальный вариант сценария, написанный Эдуардом Володарским, был отвергнут как несоответствующий, после чего для доработки сценария были приглашены фантасты и сценаристы супруги Дяченко (между прочим, признанные на "Евроконе 2005" в Глазго лучшими писателями-фантастами Европы).

От Гоши Куценко совсем уж избавляться не стали - ну какой нынче российский фильм без Гоши Куценко? - однако ему дали совершенно второстепенную роль Вепря. А вот на главную роль пригласили абсолютно неизвестного широкой публике кросавчега Василия Степанова, который на данный момент обычный студент Щукинского училища. И этим выбором вызвали взрыв восторга девушек от 10 до 57 лет, но и одновременно мощный взрыв негодования большинства мужского населения планеты, которое как увидело этого блондинчика (по фильму) с лицом куклы Кена и слегка идиотичной улыбкой из серии "Ассоциация стоматологов рекомендует", так и начало бурные акции протеста...

Впрочем, хватит предыстории, давайте уже о моих впечатлениях - ведь зачем, в самом деле, все мы здесь, сегодня собрались. Впечатления двойственные. С одной стороны, я совершенно не понимаю всех этих восторгов из серии "Ах, это лучший фильм 2009 года" и "Ах, теперь и мы умеем снимать фантастику". Потому что я не только не испытал никаких восторгов, но и вообще - фильм, можно сказать, практически не понравился.

Но с другой, я также удивлен чуть ли не звериной ненавистью (примерно такой же, каковую Гай испытывал по отношению к выродкам), которой проникнуты рецензии и отзывы противоположной стороны. Федора Сергеевича Бондарчука (в просторечье - ФСБ) и других создателей фильма обвиняют чуть ли не во всех смертных грехах: от попрания золотой классики до подлой растраты денег налогоплательщиков. Основной рефрен негодующих звучит примерно следующим образом: "Да я, да мне, да если бы мне дали эти тридцать лимонов - уж я бы ого-го бы как развернулся ого-го да я бы"... Ну так сделайте так, чтобы вам доверили такие суммы - да и развернитесь, делов-то. А то языком болтать - все большие мастера.

Что понравилось и что не понравилось? Снято, в общем-то, неплохо. Меня слегка удивил выбор литературного оригинала - на мой взгляд, у Стругацких есть на порядок более кинематографичные вещи, а вот как раз "Обитаемый остров" экранизировать очень и очень непросто - там есть масса тонкостей, которые хорошо объясняются литературным языком, а вот киношным - черта с два нормально объяснишь. Но роман действительно перенесен очень близко к тексту - настолько, насколько возможно. Другое дело, а нужно ли было в данном случае переносить это все один в один? "Обитаемый остров" написан СОРОК лет назад. В другую эпоху. Сейчас он не то чтобы безнадежно устарел, однако смотрится через совершенно другую призму. В результате для тех, кто оригинальный роман не читал, фильм "Обитаемый остров" смотрится очень сумбурно, из серии: "Кто все эти люди?"...

Главный герой меня раздражал безмерно - как и многих других. Но не потому, что я не люблю всю эту глянцевую красоту. Просто был бы Василий Степанов способен на что-то большее, нежели реклама достижений стоматологии - это был бы другой разговор. Но он - пока, по крайней мере - не актер. Он ходячий улыбающийся манекен. И даже говорит не своим голосом - его озвучивал Максим Матвеев.

Ну да, в романе тоже несколько раз упоминалось, что Максим - часто улыбается. Дескать, там на Земле в 2150 году в Москве все только и знают, что непрерывно улыбаются - с момента похорон Лужкова и Церетели. Но фильме-то это смотрится совершенно по-дурацки! Ходит такой кросавчег-блондинчик в майке-алкоголичке и непрерывно скалится. Причем когда на него нападает группа размалеванных клоунов старика Крысолова - он им всем быстро навалял по интимным местам. А когда в него целится из металлоломного пестика весьма боевой товарисч ротмистр Чачу - Макс с достоинством принимает свои восемь пуль в грудь (из них четыре - смертельные). Потому что он такой, инфантильный.

Ну нет в этом в бондарчуковском Максиме главного героя - нету! Есть что-то гламурное, для юных девочек приспособленное. А назвать ЭТО гордым землянином будущего, который выясняет, что на некоторых планетах жизнь - дерьмо, и это дерьмо надо разгребать - невозможно по определению. Такой герой может сражаться только на розовом деревянном танчике с люком на петле от дедушкиного сортира - собственно, таковой танчик, к ужасу большинства зрителей, в конце первой части ему любезно и подгоняют.

Так вот, когда нет внятного главного героя - уже, в общем, становится скучно. Но тут ситуацию могут спасти герои второстепенные. Они в этом фильме есть. Но и здесь все тоже очень и очень по-разному. Неизвестные Отцы во главе с Папашей Сухановым - в общем, хороши, особенно сам Суханов. Алексей Серебряков в роли интригана и вивисектора по особым поручениям по имени Странник - достаточно традиционен, но тоже хорош. Самого ФСБ, сыгравшего манерного Умника-Прокурора многие хвалят, но меня жутко удивило, почему Федор, будучи неплохим актером, в этой роли вдруг дублирует князя Мышкина из "Даун-хауса". У него что - других характеров не нашлось? Я как-то не упомню, чтобы Бондарчук где-то повторялся. А здесь - явная сиквелизация даун-хаусного "идиота".

Зачем Анну Михалкову пригласили на роль Орди - в упор не понимаю. По книге там очень яркий и характерный персонаж, а Михалкова умеет играть только одну роль - Анну Михалкову. Впрочем, у Бондарчука актеры нередко подбираются по типу принадлежности к определенной тусовке - ну, тогда все понятно.

Гоша Куценко вполне эффектно появился в роли допрашиваемого Вепря, однако что вообще Вепрь делал в нескольких эпизодах в самом конце фильма (первой части) - вообще не понятно. Он там два раза поддакнул, пару раз подкрякнул и один раз стрельнул в направлении розового танчика - вот и все. Зачем он там?

А вот две роли, которые и очень понравились, и запомнились - это Зеф в отличном исполнении Сергея Гармаша, и ротмистр Чачу в исполнении Михаила Евланова (Михаил, напомню, блестяще сыграл Блинова в фильме "Свои"). Зеф был самым ярким персонажем от оппозиции, а ротмистр Чачу - просто олицетворение Народной гвардии.

Такое разнообразие уровней - от высокого до полной фигни - объясняется, на мой взгляд, проблемами с постановкой. Бондарчук все-таки еще не вырос в режиссера-диктатора, который четко знает, что и как снимать, а также отлично понимает, что и как должен играть каждый персонаж. Поэтому в кастинге - явные провалы, да и актеры играют очень и очень по-разному. Кто может и хочет показать своего персонажа безо всяких подсказок режиссера - тот это делает. Кто не может или не хочет - тому режиссер ничем не может помочь.

К конструированию мира Саракша, да и вообще - фантастического мира "Обитаемого острова" создатели подошли достаточно своеобразно. Оригинальных идей в картине очень и очень мало. В основном все сделано по принципу: "А давайте посмотрим, как люди конструируют фантастические миры, и возьмем оттуда все лучшее. Ну, или что хотя бы сможем воспроизвести". Поэтому если для девочек-тинейджеров, не знакомых с мировой киноклассикой, мир Саракша выглядит эффектно и захватывающе, то для тех, чье кинообразование выходит далеко за рамки творчества Федора Бондарчука, ослиные уши сплошного заимствования торчат буквально отовсюду. Корабль Максима - роботизированная бандура из "Матрицы"; сам Саракш - смесь из "Бегущего по лезвию бритвы" и "Пятого элемента"; грим персонажа Мерзликина - Зорг из того же "Пятого элемента", ну и так далее.

При этом им же хочется все-таки добавить что-то свое, поэтому мешанина получается невообразимая! В Саракше летают аэростаты времен Первой мировой войны (какие функции они там вообще выполняют - непонятно), одновременно на огромной высоте туда-сюда носятся поезда будущего, гвардейцы стреляют из допотопного железного хлама, мобильные телефоны присутствуют, а компьютеров нет как класса - в общем, компот вместе с киселем, сваренный на рассоле. О памятнике "Парус" керченско-феодосийскому десанту, который гордо возвышается в Саракше, когда Максим смотрит на него с горы - уж вообще молчим. Могли бы заретушировать, раз для фильма, как заявлено, сделано столько спецэффектов.

Но одновременно возражу тем, кто говорит, что все это снято ужасно, выглядит на две копейки и вообще - кошмарная жуткость времен "Отроков во вселенной". Снято не ужасно. Просто еще как следует не умеют - оно и неудивительно. Пытаются, но не все получается. Однако это все-таки не смотрится как ужасная дешевка - не соглашусь ни разу. Определенная атмосфера Саракша все-таки присутствует, впечатление это производит.

Но лично мне это все смотреть было просто скучно. Не захватило. Но никак не скажу, что это полный отстой, и что ФСБ должен немедленно вернуть народные деньги. Они действительно старались. А что далеко не все получилось - ну, значит, так совпало. Еще нужно многому учиться - никуда от этого не денешься.

Массаракш, короче говоря. В смысле, аминь.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Заболтавшись с бабушкой по громкой связи, веселый разгильдяй Максим Каммерер на своем звездолете сталкивается с астероидом. Аварийная посадка на планете Саракш – и Максим оказывается в тоталитарном мире, где правит кучка деспотов, известных как Неизвестные отцы. Максим прибыл из светлого будущего, где все братья – сестры, а пулевые ранения затягиваются сами собой. Макса берут в плен, переправляют в столицу, где его ждет: а) любовь к местной официантке; б) дружба с ее братом, оболваненным во всех смыслах гвардейцем; в) всесторонне участие в политической жизни государства. Его золотые кудри, как сказал бы Остап Ибрагимович, очень быстро примелькались в этом мрачном интерфейсе…

Говорят, Василия Степанова на роль Максима Каммерера взяли сразу, без проб и невзирая на отсутствие у него актерского опыта. Если бы этого парня на пути Бондарчука не случилось – его бы стоило каким-то образом придумать. В трейлере он неимоверно раздражал: там из всех щелей лезла белозубая улыбка, постоянство которой возводило ее в степень идиотизма. Вплетенная в канву фильма, она странным образом рационализировалась. Тем более, что по сюжету Максиму приходится не только улыбаться. Молодой актер получил шанс, который выпадает раз в жизни и далеко не каждому. Он распорядился своим везением очень технично, устроив под беспечным руководством режиссера растянутую на два (а в перспективе – на все четыре) часа демонстрацию своего экстерьера. Станет ли он новой российской звездой? Весьма сомнительно. Есть ли у него такая перспектива? В принципе, да, посмотрим, что он запоет в другой съемочной обстановке.

Но в данном случае, харизма молодого Степанова обеспечила фильму тот акцент, который требовался для приведения его в соответствие с первоосновой братьев Стругацких. Вообще, немного странно, что в постановке, где много тракторов и компьютерных взрывов, доминирующую роль играют все же люди. Их много, и далеко не обо всех можно сказать, что они радуют глаз. Как это нередко случается с антиутопиями, самыми выразительными получаются наиболее мерзкие персонажи. Причем визуальная мерзость тут – понятие очень относительное: отвратительный с виду Зеф Сергея Гармаша при ближайшем рассмотрении оказывается замечательным мужиком.

В общем и целом, люди придают этой фантастике правильное измерение. Тут – самое главное соответствие роману братьев Стругацких, где человек всегда – важнее всего. Вряд ли Борис Натанович кривил душой, говоря, что фильм Бондарчука ему понравился: не в том он статусе, чтобы делать неискренние реверансы. Значит, правда понравился, значит, фильм того стоит, несмотря на то, что временами напоминает «Незнайку на Луне». Сюжетно, фильм крайне близок роману. Идейно – вполне ему соответствует. Можно гадать, зачем благополучный и обласканный властями Федор Сергеевич снял такую критику на современную Россию, но как-то это вот случилось. Теперь его можно считать революционером, а нас, в порядке компенсации – обладателями очень качественной экранизации философской фантастики.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: