ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Открытый простор 
Open Range

Режиссер Kevin Costner (Кевин Костнер)
Сценарий Craig Storper (Крэйг Стоппер)
В ролях:
Kevin Costner (Кевин Костнер),
Robert Duvall (Роберт Дюволл),
Diego Luna (Диего Луна),
Abraham Benrubi (Эбрахэм Бенруди),
Annette Bening (Аннетт Беннинг),
Michael Gambon (Майкл Гэмбон)
Официальный сайт: openrange.movies.go.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 143 мин.
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

Кевин Костнер - человек серьезный. Роли у него все какие-то неулыбчивые. Но это еще полбеды. Беда же в том, что он периодически ставит фильмы. И вот тут его серьезность становится просто глобальной. Это может иметь как позитивный исход ("Танцы с волками"), так и сомнительный ("Почтальон"). В фильме, на который упал наш с вами взыскательный взор, мы наблюдаем второй вариант. Это довольно тоскливый вестерн, в котором даже стреляют с неохотой, а любовные признания вызывают одно желание: поскорей бы все это кончилось!

При этом, фильм позитивен и нравится людям, уставшим от нынешних голливудских тенденций. Его даже сравнивают с глотком свежего воздуха. Отмечают уверенную актерскую игра Роберта Дювалла и Майкла Гэмбона. Прекрасные зеленые пейзажи и лошадки, опять-таки, греют душу романтиков. Я и сам немного романтик, и лошадок люблю, и совсем не против глотков свежего воздуха (да и кто против?). Все это я у Костнера тоже вижу. Почему это все у него не работает - вот загадка!

А история-то по своему потенциалу как раз неплоха. В ней есть все, что требует хороший вестерн: честь, интрига, мерзавец и любовь. Сюжет вырастает из четверки вольных ковбоев, которую возглавляет Босс Спиермен. Жизнь у этих парней, старшему из которых уже за 60 - совсем не курортная. Мы видим, как их застигает ливень на открытой территории и как им непросто. В общем, это люди героического труда. Они не любят городов, потому что горожане не любят свободных ковбоев. Но припасы и прочую провизию на открытом просторе не купишь. Поэтому Босс отправляет в близлежащий город одного из своих бойцов - Моуза. Ждать-пождать, а Моуза не видать. Командир понимает, что случилось неладное, и отправляется в город лично - в сопровождении другого подчиненного, Чарли Уэйта. В общем, выясняется, что Моузу начистили физиономию, да так, что сломали ребро. И сделано это не без наущения местного олигарха Дентона Бакстера, которому страшно не нравится, что вольные ковбои прогоняют скот через принадлежащие ему земли.

Но люди Босса Спиермена (и сам он лично) не привыкли отступать - и они решают надрать задницу Дентону Бакстеру, а заодно - местному шерифу.

Трудно не увидеть в этой истории огромный потенциал - такой, чтобы, если уж не повторить феномен "Танцев с волками", то хотя бы снять нового "Быстрого и мертвого". Костнер успешно упускает обе возможности. Он избирает для динамичного сюжета монотонный, как стук метронома, ритм. Я совсем немного знаю о том, в каком темпе текла реальная жизнь на Диком Западе. Наверняка Костнер знает об этом больше. Может быть, она именно монотонно-размеренной и была, а Костнер хотел нас в нее как бы погрузить. Но у киношного времени - свои законы. Пренебрегая ими, Костнер в итоге производит нудный, малоусвояемый продукт. Правда, высоко оцененный посетителями IMDb - наверное, они тоже лучше меня чувствуют атмосферу Дикого Запада.

Отдельная песня - история любви Чарли Уэйта и Сью Барлоу. Даму играет Аннетт Бенинг, актриса редкого обаяния, которая у Костнера становится похожей на бледную спирохету. Как я уже упоминал, нормальный вестерн без любви вряд ли обойдется. Но впихивать туда историю в духе Джейн Остин - все равно, что заставить "Скалу" Джонсона сыграть Тома Сойера: неуместно и крайне неэффективно. Ни намека на страсть нету в экранном пространстве. Персонажи Костнера любят, как и стреляют, вяло и без особой надежды на успех.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

На днях мне довелось на бескрайних прострах мировой интернет-паутины попасть в самый разгар ожесточенной дискуссии на одном из кинофорумов. Речь шла о сравнительных характеристиках актеров Кевина Костнера и Тома Круза. Оппоненты ни в чем не хотели уступать. На доводы "Наш Кевин выше ростом вашего Тома" следовало: "Зато у Тома волос больше". На реплику о том, что у Кевина Костнера не было в карьере ни одного фильма - "стомиллионника" (то есть собравшего в прокате свыше ста млн. долларов), звучало убийственное перечисление: "Танцы с волками", "Робин Гуд: Принц воров", "Телохранитель"… Сошлись спорщики в одном: ни у Тома Круза, ни у Кевина Костнера нет еще в карьере статуэтки "Oscar" за лучшую актерскую игру. Пришлось им напомнить, что в этот осенне-зимний киносезон и у Костнера, и у Круза ("Последний самурай") выйдут очень сильные фильмы, а это значит, что, возможно, именно эти два знаменитых голливудских небожителя столкнутся в марте следующего года в борьбе за пока недоступный им приз… Спор разгорелся с новой силой!

Не знаю, как там "Последний самурай", но вестерн "Открытый простор" позволяет судить о перспективах Костнера в гонке за "Oscar" достаточно трезво: должен победить!

Долго, очень долго, наверное, лет семь-восемь со времен "Wyatt Erp" (1994) не одевал актер широкополую ковбойскую шляпу и длинный плащ, не обувал кожанных сапог и не брал в руки кольта. Пауза не пошла на пользу: раз за разом герои и роли получались все хуже и хуже. Маловразумительный "Почтальон" (1997), гольфист Рой и бейсболист Билли в "Жестяном кубке" и "Любви к игре", романтический любовник в "Послании из бутылки" (1999) и целая вереница педиатров, политических советников президента США и… двойников Элвиса Пресли. Хуже всего было то, что и сам Кевин Костнер чувствовал ущербность того пути, по которому он пошел, подбадриваемый своими агентами и продюсерами.

Стоило ему вспомнить своего самого любимого героя Джона Данбара, ковбоя и солдата, ставшего индейцем в "Танцах с волками", как все стало на свои места. Можно даже сказать, что Чарли Уэйт из "Открытого простора" - это брат-близнец Джона Данбара, решивший не идти столь радикальным путем, но сохранивший верность идеалам Дикого Запада…

…Группа фермеров-ковбоев перегоняет коровье стадо с одного пастбища на другое. Незамысловатое занятие не требует напряжения интеллектуальной мысли, но взамен необходимо физически выкладываться на все сто! Дикий ливень, обрушивающийся на головы коров и ковбоев, может живо напомнить нашим героям, что природа это не только красивые виды закатного солнца. Кстати, о закате. Он на Диком Западе необычайно хорош медленный, тягучий и золотистый, словно густой мед. Солнечный диск еще только собирается на покой, а два старожила команды Босс Спирмен и Чарли Уэйт уже располагаются возле костра, распаковывают нехитрый скарб, готовят грубый ужин, в котором все от той самой природы. Даже угли в огне. Ну как тут не поговорить за жизнь , тем более, что у каждого за плечами столько видано! Бывший солдат гражданской войны, Чарли не любит вспоминать о тех кровавых заварушках, в которых он побывал. Но его рука по-прежнему крепко сжимает приклад ружья, а глаз цепко выцеливает возможные мишени в близлежащих кустах и на пригорках.

Когда ливень и непростой перегон скота оставляют группу ковбоев без необходимого провианта, один из них, Моуз отправляется в город. Вскоре Босс и Чарли начинают волноваться по поводу долгого отсутствия своего напарника. Избитого Моуза они находят в городской тюрьме и узнают, что тот попал под горячую руку головорезов, служащих верой и правдой местному землевладельцу и самодуру Бакстеру. Купленный им шериф - лишь марионетка в опытных руках властного тирана, и нашим героям с большим трудом удается вырвать товарища из застенков. Становится ясно, что так просто эта история не закончится. Босс замечает, что за ними от самых городских задворков следит пара всадников и решается проучить лазутчиков. Оставив Моуза и юного Баттона, Босс и Чарли устраивают засаду на преследователей, а когда возвращаются в лагерь, видят, что Моуз убит, а юноша-латинос Баттон тяжело ранен в голову.

Вынужденные вновь появится в ненавистном им городе, трое ковбоев оказываются в приемной местного доктора, в отсутствии которого ранами Баттона занимается его сестра Сью Барлоу. Милая и славная молодая женщина находит отклик в ожесточенном сердце Чарли, но слова любви даются ковбою с большим трудом. Суровый быт вытравил из его сердца надежду на лучшую жизнь, а потому в просьбы Сью довериться ей он верит не сразу.

А тем временем Бакстер и его банда принимают вызов Босса и Чарли, соглашаясь на последнюю разборку , в которой будет только одна победившая сторона. Испуганные горожане ждут исхода этой перестрелки, понимая, что им в этот спор лучше не вмешиваться.

Это практически весь сюжет вестерна Открытый простор, если излагать его в сжатом виде и без спойлеров. Но поставить на этом точку было бы в высшей степени несправедливо, потому что в фильме Кевина Костнера куда большую роль, чем основы сюжета, играют его полу оттенки, полутона. Хвала кинооператору Джеймсу Муро (возможно, будущему второму Оскару фильма), но пыльные закоулки провинциальной Америки позапрошлого века выглядят так, словно действие происходит в окрестностях какого-нибудь Мухосранска! Даже не верится, что весь фильм снят на суперсовременной аппаратуре, что городишко Хармонвилл построен умными голливудскими плотниками, а затем художником-постановщиком Гаем Бакли искусственно состарен . Попадание в десятку образа Дикого Запада настолько осязаемо, что кажется, ты чуешь запах свежих коровьих лепешек , оставленных на жаркой и растрескавшейся земле. И ощущаешь дуновение ветра- индейца на своем лице.

Магия кино передается всей неспешной моторикой фильма, удивительно неголливудским построением сюжета и его развития. Мирно беседующие ковбои, мерно жующие траву коровы, перебирающие ушами лошадки, стрекот кузнечиков и треск поленьев в костре. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Мгновенье обычной ковбойской жизни, которую может прервать предательская пуля мстительного врага. Или болезнь, к которой еще не придумано лекарство. Или обычное падение с лошади и перелом, если произошло это в глухом месте и вдали от цивилизации.

Неспешный язык повествования может взбесить иного зрителя, решившего, что Костнер просто над ним издевается, вытягивая из него нервы как струны каждой из своих 146 экранных минут. И прав будет лишь отчасти. Если он посмотрит первый вестерн Костнера "Танцы с волками", то заметит, что неспешность это фирменный стиль режиссера-сноба. Да и длятся танцы на полчаса дольше!

Возможно, незаметно для самого себя, интуитивно, на ощупь, но режиссер и исполнитель главной роли Кевин Костнер нашел в Открытом просторе то, что последние несколько лет искала вся Америка. После 11 сентября 2001 года, казалось, жизнь янки изменилась навсегда: печальные новости о смерти и болезни стали для некогда вечно жизнерадостной и улыбчивой U.S.A. обычным делом, а новости со сводками потерь теперь за редким исключением не попадают в основные инфовыпуски. Америка грустит, Америка не улыбается. И в такой переломный момент лучшие сыны и дочери Штатов стали искать ту основу, тот базис, на котором можно было бы разместить новый оптимизм и переломить унылую действительность в свою пользу.

Искали и не находили. А Костнер нашел! Рецепт узнавания, закодированный в слове вестерн , оказался ключом к выздоровлению нации. Демонстрация человеческих страданий в стиле ретро, а ля дневник моих предков-основателей Америки вылечила поникших и запаниковавших, решивших, что наступил конец света и что пришел час накладывать на себя руки. Герои Открытого простора подходят к самому краю экрана, всматриваются в зрительный зал, как бы вопрошая: Ну что, внучата? Не уронили вы честь дедовскую, не посрамили имя свое громкое да страну великую?

И еще один крайне важный идеологический плюс картины ее откровенная некоммерческая направленность. Сложно заподозрить в этой колхозной тягомотине желание срубить бабла . Ну, не видно там этого желания! Отстранившийся от строгих маркетологических схем, отвергнувший просчитанную десятилетиями PR-кампанию и сверху вниз смотрящий на суетливых продюсеров и прокатчиков Кевин Костнер словно бы сказал янки: Соотечественники! Берите не жалко!

И янки взяли. И просветлели лицами. Оздоровительный психоэффект ленты Открытый простор нам, европейцам, понять трудно. Ведь наши небоскребы не торпедировались авиалайнерами+ Возможно, эта ментальная разница и окажет негативное воздействие на прокат фильма в Эстонии.

Ну, а третий Оскар фильм Открытый простор должен получить за актера Роберта Дювалла. 72-летний крепкий старик, энергично семенящий кривенькими ногами, будет в фильме тем самым Боссом Спирменом, мнения которого боятся и к которому прислушиваются. Его авторитет у пропыленных и грязных ковбоев неоспорим, а храбрость и ум безграничны. Это совесть нации, ее духовный наставник, ее Гендальф, если хотите. Таким Дювалл и сыграл своего непростого героя. Если знать, что накануне съемок пожилой актер свалился с лошади и сломал себе ногу, то отваге АКТЕРА нельзя не восхититься!


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Истории про двух ковбоев иначе, как анекдот, уже не воспринимаются. "Когда ты куришь, Билл, ты смахиваешь на идиота" - "Хорошо, я буду смахивать в другую сторону", и так далее. В этот раз ковбои выехали в лес по малину. А когда на лоне природы произрастает вдоволь дикой малины, это не нравится только тем, у кого произрастает малина садовая. И впрямь, какому садоводу понравится, когда на его товар сбивают цену какие-то неместные? Кризис на рынке малины в конце концов приводит к скачку цен - так и появляется она, "Малина золотая".

У "Открытого простора" - очень неплохие кассовые показатели, годящиеся для того, чтобы его еще как-то пометить. Просто даже удивительные показатели для фильма, сделанного людьми, чьи лучшие годы в кино - однозначно позади. У Кевина Костнера в загашнике - и "Оскар" за "Танцы с волками", и "Золотая малина" за "Робина Гуда, принца воров". Сейчас за волю и стойкость характера его просто необходимо чем-то наградить. Чтоб вот так, восстать из небытия и ни на йоту не отступиться от дуболомности, свойственной классическому вестерну... В фильме много избиений. Особенно досталось без того уже избитым приемам. "Скоро грянет буря!" - провозглашает местный представитель протестного электората. Уж какая, грянет.

Просто кино это - не для твердолобых эстетов. Оно - для простых работящих мужиков, которые обеспечивают твердолобых эстетов пищей недуховной. Простые работяги ценят, когда им напоминают об их корнях. Когда им рассказывают, какие прежде были суровые времена и какой положительный урок из них был извлечен. Когда при них восхваляют завоевания их морали и указывают на духовную близость с истинными героями. А уж как простой американский фермер за мировую справедливость переживает! А за животину невинную! Вот для таких-то и показывают мужественных парней, которые, хоть и неотесаны, в жизни мухи не обидят - зато к врагам отечества беспощадны и за букву закона стоят до последнего. Вот это и есть те самые руки, которые создали Америку, и никакой Скорсезе им не указ.

Герои, как и положено крестьянам, обожают говорить за жисть, желательно грубоватыми аллегориями. Однако Костнер с Робертом Дювалем ухитрились сделать из вестерна разговорный жанр. А когда перед ними возникает героиня Аннет Бенинг, и вовсе начинается "Санта-Барбара". Ее суженый, конечно, старый солдат и не знает слов любви, зато знает много других. И сама она - не жена доктора, а (о, чудо!) всего лишь сестра. И не беда, что девушка на выданье во внеэкранной жизни - ягодка опять. Главное, что такая деревянная сентиментальность очень по душе коренному техасцу или арканзасцу.

И фамилия злодею была подобрана очень уж выразительная. Даже не фанат вестернов знает, как не везет в них Бакстерам. То есть, если человека зовут Бакстером, его непременно пришьют. Бакстер из "Открытого простора" того вполне заслужил - мироед, угнетатель трудового народа, коррупционер, рэкетир, предводитель шайки гопников и, ко всему, ирландец. По этому образчику мирового злодейства скопом прошлись пересмотр результатов приватизации, раскулачивание и антиглобализм. Судите, мол, сами, поставщики американской сельхозпродукции, от кого из противоборствующих сторон больше досталось ходу истории. А вольных ковбоев и не истребляли даже - они сами осели, обженились.

Кевин Костнер, должно быть, очень признателен вестерну. Вот только признательность эта - сродни стихийному бедствию. Лет восемь назад он уже терзал публику своим "Уайеттом Эрпом", таким же дубовым, тягомотным и на час длиннее. За истекший период ничем выдающимся он себя так и не зарекомендовал - все какие-то невразумительные "Стрекозы" с "Жестяными кубками". И вот, вновь удумал "отдать должное", пойдя при этом ва-банк: если бы и этот фильм провалился, об актере и режиссере Костнере можно было смело забывать. Публика все же решила, что когда-нибудь он ей еще сгодится. Задирал ставки Костнер, надо заметить, напропалую: не каждый рискнет вот так объединить в себе, любимом, все традиции жанра, представ разом и Джоном Уэйном, и Рэндольфом Скоттом, и Клинтом Иствудом с его непрощенностью.

Поливальная установка работала на грани износа. Городок Хармонвилль был выстроен недалеко от олимпийской лыжной трассы в канадском Кэнморе из не успевших потемнеть досок. Костнер старался. Он еще и на компьютере смоделировал и просчитал сцену смертоубийства двумя храбрыми ковбойцами взвода опытных стрелков. Такое усердие просто обязано быть вознаграждено.

Кстати, вспомнился еще один анекдот. По обыкновению, героев было двое. Проезжая мимо одного городка, они увидели объявление: "Сто долларов за скальп индейца". Поехали, увидели одного, подстрелили. Заночевали там же, в прерии. Наутро один просыпается - видит сотню индейцев, все в боевой раскраске, явно чем-то недовольны. Он толкает друга в бок: "Джон! Проснись, Джон, мы богаты!.." Для кого-то сей анекдот обрывается на самом интересном месте. Что ж, для тех, кто на быке, - продолжение: Джон с Биллом и впрямь разбогатели. Вот это уже всем анекдотам анекдот.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

1882 год. Ковбой Чарли Уэйт с друзьями перегоняет скот по бескрайним равнинам в поисках покупателей. Заглянув в городок Хармонвиль, четверка кочующих пастухов сталкивается с жестоким шерифом Пулом и его фактическим хозяином, местным богачом Бэкстером. Люди шерифа убьют одного из них, и Уэйту придется задержаться в Хармонвиле, чтобы отомстить...

Интересней всего "Открытый простор" тем, что сильнее привлекает Кевина Костнера в вестерне - действительно ли желание возродить жанр, который вот уже лет пятнадцать живет у него в реанимации, или же он сам в контексте вестерна - могучая, неколебимая фигура, монументально возвышающаяся посреди необъятных пространств и подверженная всем ветрам. Боюсь, ощущение собственной значимости в кинематографе зачастую перевешивает благие намерения актера. Достаточно сравнить уровень пафоса, который со времен его "Танцев с волками" неуклонно рос в геометрической прогрессии, заполняя каждую клеточку фильма. "Запомни, сынок, мужское доверие важнее любого карточного расклада", - заявляет Босс Спирман, главный напарник Чарли. Сам Уэйт произносит нечто вроде "Не проходит и дня, чтобы я не думал, кто я и что я". Мудрых житейских афоризмов, подобных этим, вы найдете в фильме немало. Чарли старый солдат и не знает слов любви, но даже предложение руки и сердца местной холостячке Сью не может сделать, не посмотрев в камеру со значением.

Пафосными кажутся не только слова, коих в двух с половиной часовом фильме произнесено немало, но и операторская работа, запечатлевшая красивейшие бесконечные степи, безукоризненно вглубь выстраивающая безбрежное пространство зеленых пастбищ и лугов. Удивительней всего, что при отсутствии каких-либо жанровых открытий, даже в этой пафосной упаковке кино у Костнера получилось предельно искреннее и привлекающее умением режиссера из сюжетной банальности ежеминутно высекать какие-то неподдельные живые искры. Здесь нет прорыва, которым ознаменованы "Танцы с волками", но здесь и нет замогильной претенциозности, которая отталкивала в "Почтальоне", предыдущем эпическом полотне режиссера, скрестившем бестолковый футуристический замах с немалыми постановочными амбициями.

Прежде всего, максимально убедительным, весьма реалистичным, а не стилизованным под картонные декорации городков и салунов из вестернов 30-х вышел созданный мир Дикого Запада. Герои патетичны, но не кажутся манерными. Финальная перестрелка досконально продумана и выполнена в суровом, убедительном ритме. Визуальный ряд вызывающе старомоден и лишен гламурности современных голливудских блокбастеров, а потому по-своему прекрасен. Здесь есть выразительный Костнер, столь же выразительно сплевывающий табачную жвачку, есть мудрый старик Дювалл, есть стареющая красавица Бенинг и пара выразительнейших злодеев в лице Майкла Гэмбона (Бэкстер) и Джеймса Руссо (Пул). Есть еще стрельба, поучения, красота пейзажей и роскошная музыкальная партитура. Короче говоря, ничего, что вы уже не видели или не слышали. Хорошо другое - в разумном сочетании между собой эти старые песни о главном все еще приятно слушать.


     
Алексей Дубинский
"Дневник кино"

А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 17-го июня 2002 года в Калгари (Канада) при бюджете 45 миллионов $, а закончились в начале сентября 2002 года. Первоначально съемки должны были начаться 3-го июня, но были задержаны из-за того, чтобы дать Роберту Дюволлу немного времени, чтобы заживить нескольких ребер, сломанных в апреле при езде на лошади при подготовке к фильму.
- Эдвард Нортон был замечен на съемках в Калгари, и сразу же пополз слух, что он снимается в фильме, но он приезжал лишь к своему другу Кевину Костнеру.
- Кевин Костнер, чья карьера с каждым фильмом в последнее время катится вниз, в своем интервью Ananova сказал следующее: "Многие люди решили, что пришло время встать на ноги со времен начавшихся неудач с "Водного мира". Они ждут возмездия. Я тоже думал об этом. Виновен ли я в том, что мы называем синдромом Питера Пэна? Это действительно грустно..."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: