ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Открытое море 
Open Water

Режиссер Chris Kentis (Крис Кентис)
Сценарий Chris Kentis (Крис Кентис)
В ролях:
Blanchard Ryan (Бланшар Райан),
Daniel Travis (Дэниэл Трэвис),
Saul Stein (Сол Штайн),
Estelle Lau (Эстелл Лоу),
Michael E. Williamson (Майкл И. Вильямсон)
Официальный сайт: www.openwatermovie.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

“Открытому морю” прочат славу новых “Челюстей”. За рубежом три видных издания в голос твердят, какой он жутко достоверный. А фильм малобюджетен, снят на цифровую камеру, с чем мог бы справиться и рыбак, кому знакома повадка акул – да вот не снял, а если бы и снял, то угодил бы в лучшем случае в программу “Очевидец”. Фильмы по плечу лишь Крису Кентису, эсквайру.

Он завзятый ныряльщик – дайвер – и дайвер его жена. Неудивительно, что фильм снят о чете супругов, увлекшихся этим делом. Цель: опрокинуть привычный взгляд. Покончить со штампом, секущим волны, грозным лоскутом, который охотно валяют в сметане там, на берегу: плавником акулы. Обычно поплавок беды скользит бесстрастно, тихо, чуть ли не с зевком – а все иначе, плеск, вздымание хвоста, и Кентис это покажет.

Молодожены Дэниэл и Сьюзан (Бланшар Райан и Дэниэла Трэвис) хотят справить медовый месяц с изыском: дайвинг. День они истратят под водой, на смотр красот, став частью кучки праздных, малоопытных туристов. Для этого надо уплыть к безлюдному глубоководью. Сырой, пахучий воздух здесь был всегда, висел, когда сюда ещё не слали людей, а нынче судно есть, осталось лишь добраться, вдохнуть всей грудью… Чувств отшельника не передать. Им себя хочет ощутить каждый, а людей-то много, все при деньгах, и набивается их битком. Супруги – в гуще. Они рады затее и не ждут, что может что-то стрястись. А оно уже стряслось. Уже стоит на причале катер, который заберет их в море, и растяпа гид, кому самоуверенность внушила привычку не проверять того, что считано, будь это даже люди, которых надо вернуть назад.

Как все безоблачно началось… Вот он, торопливо ступая, бредёт по щиколотки в мылкой, вязкой как жидкая глина грязи, давя ее сквозь пальцы ног. Размашисто ныряет, и – чу! – название затмило экран. Она с улыбкой глядит вслед, не ведая, не зная, что вот так он нырнет чуть позже – озябший и искусанный акулой – а на отмель вынесет его тело, крытое коркой соли, с объедком-лицом… Фильмом правит контраст. В том числе начала, что недурно, с прохудившимся концом. Из уюта в полымя – его девиз.

Гид спешит заверить: “Не волнуйтесь! Местные акулы не охотницы до людей, им есть чем поживиться и без вас”. Лукаво так, с хитрецой. Свой вклад несет и Сет (Сол Стейн) рассеянный грек. Он настырен. Обнажает зубы частым смехом до корней – а те белеют, большие, хлебные зубы. Лицо точно втянуто в крупный с горбинкой нос. Гаркнет что-нибудь – и всех глазами обегает, каждого кольнёт, что, мол, на это скажешь? Заполняя воздух шумом, даст понять, что вот та грань, за которой бездна: он уедет – водворится тишина. Маску грек забыл, у остальных клянчит; чуть одной стало дурно, он тут как тут: масочку извольте, благодарствую, ныряю… В паре с услужливым человеком, отчего их по ошибке считают вновь: все, вроде, на местах. Грек откланивается, доволен – гнусность позади – и назад, к причалу, но без героев.

Те поняли, всплыв, что надежды нет, и сникли духом. А течение уносит… Их разморит на солнце, чуть не съедят, до того они будут заспавшись. Как глиняный горшок, обожгут медузы, в чью стаю им суждено вплыть. Акулы оцарапают шершавым боком – и станут виться, кружить неподалеку, пережидая их плач. Кто-то тянет за ноги, утаскивая вниз; штаны полны прорех, нога Дэниала кровоточит, обагряя клубами воду (заметьте, акулам хоть бы что – ну не нагулян аппетит). Приветливое с утра небо кроют серые слоистые облака. Остается изуверская, до колик в суставах, неподвижность. И страх.

Тут-то им нужно сочувствие зала, но… Стон глохнет, не успев издаться. Жена прячет обреченность, у мужа она напоказ. И начинается: поигрыванье скул, как двух угрей под кожей, хмурый исподлобья взгляд – на это себя тратит Трэвис, а на большее, проникновенное нет сил. Актеры выдохлись. Вообще-то они малоизвестны и хороши. Завидной красоте под стать любовь, эта искра в общении супругов, не затушенная, а разожженная игрой – на первый взгляд правдоподобной. Многое понятно от одного их присутствия в кадре. А на второй… постойте, веришь и на второй, но вдохновение, порыв чувств имеет свойство иссякать, а они вон сколько побыли в воде: 120 часов. Запал потихоньку исчах. Под конец и слова вымучают. Но океан-то полон сил.

Вода, укрытая мурашкой гребешков, туманит глаз и… тот остекленел, заплыл завесой слез, соленых, как само море. Переливчатый жидкий блеск застит взгляд, пялящийся в волны, волны без конца – с обманным бликом; не отразить ему любимой: все обозлены, срываются без причин. Перебранка растет в ссору. Он прикрикнет на жену, повысив голос, может, первый раз отроду. Слово за слово, она в ответ. Бранятся, глядя искоса друг в друга: как, оторопел, мол, от моих слов? Потом раскаяние – звонкий щелк клише: беседуют не наотрез, а рассудительно и здраво, но время уходит, близится конец, и уж когда поймут, как им охота жить, и жить не порознь, вдвоем – он наступит…

Нет, недаром нас так волнует глубокое, таящееся под водой – загляни, нырнув, но уйти с головой страшно: вдруг решишься, а оно узнает, подгадает, кинется из темных вод? Поначалу мутно, не разобрать, а как увидишь – вздрогнешь. Впрочем, пару раз за весь фильм. Толком ужаса и нет, его наводит рыбешка с втянутым рыльцем – вертлявая, мелкая, – что безысходно тычется в отверстую рану: странная она, рыбка…

Море взято в заголовок неспроста: оно вокруг, пусть это даже океан, что зыблется волнами, словно бы просясь в кадр. Вода снует туда обратно, носится, взглядом не охватить. Просторы давят, вселяя мысль, коей одержим режиссер: природа нынче вас тешит, невдомек, что пищевую цепь никто не отменял, и все в ней – звенья. Но с этим справиться любой объем воды, налитой в большую яму, ветер и облака. Чудес нет.

Куда лучше съемка. С дотошностью знатока объектив блуждал по катеру, его убранству, заползая куда не лень. Камеру взяла за бок умелая, сведущая ладонь. Все уместно. По заурядной, хоть и верной поговорке ни одного кадра нельзя ни прибавить, ни выкинуть. Они силятся завлечь невзрачными мелочами: касания рук, мольбы отключить мобильник, (отдых ведь), благодарение за таки взятый ноутбук, сплевывание в раковину пасты – вне очереди, невпопад, из чего заключим: знакомы они недавно. Стоящ пролог к любовной сцене: как она трется носом о шершавую щеку, как лизнула уголок его губ и дышит... Тщательность, с которой проработан характер и дано напряжение, высока, но не выручит фильм. Остается погрустить о том, что эту часть обещающей затеи оставили без обработки, не развили.

Тишина задумана насыщенной и деловой, которая, всплыв на поверхность, обернет сердца пленкой страха. Но озвучить, или, может, утишить толком не удалось. Говорливы актеры. Желательна также игра света, проникшего в воду, с придонной тьмой, слежка впотьмах за зловещей рыбой … исподтишка, украдкой… но ведь и этого нет. “Триллер” верен своему брату: хочет нагнести покой, расслабить и, пока все вялые, погромче оглушить – внезапно, враз! От прочих мыслей смело разгружайте ум – их нет. А музыка индейских тонов, которой оттеняют безысходность, слаба, точно льется из радио, почему-то не отключенного впопыхах.

Режиссера нельзя хвалить. Выбрав для завязки случай, имевший место – правда, пару лет назад в Австралии, на рифе Большой Барьер – он доказал, что это лишь приманка. Да, там сгинули люди, но ведь неясно, как они терзались, что пережито: домысел все, и вольный. Он достиг вопиюще мало. Это самый пустой его фильм. Но есть заслуга: акул умеют пестовать, те плавают под дудку. Съемки шли вживую (Райана одна даже куснула), им умело набросали мясца. И это рывок. А люди – дело наживное, дорастут за пару-тройку лет. Главное, чтоб акулы не обогнали нас в актерском ремесле. Дали фору. Как, скажем, сейчас.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Художeствeнныe произвeдeния в пeрвую очeрeдь принято оцeнивать нe по финансовым критeриям, нe по основанности на рeальных событиях - по стeпeни таланта авторов и исполнитeлeй. Крис Кeнтис свой пeрвый и послeдний до "Открытого моря" фильм - "Колeсо судьбы" (Grind) с малоизвeстными тогда Билли Крадапом и Амандой Пит - снял в 1997 году. Видать, нe пользовался послe этого довeриeм у кинобоссов.

Однако второй eго фильм в одних только Штатах принeс болee 30 миллионов прибыли. Трагичeская история потeрянной в открытом окeанe пары яппи нашла живой отклик в сeрдцах падких на житeйскиe кошмары амeриканских обыватeлeй. Чeловeку, нe являющeмуся падким на житeйскиe кошмары амeриканским обыватeлeм, вытeрпeть происходящee на экранe сложнee. Дeло в том, что Крис Кeнтис - и впрямь плохой рeжиссeр, плохой сцeнарист. Талант вносить разнообразиe у нeго отсутствуeт напрочь - потому пришлось накручивать мeтраж прокладочными сцeнами: пляжными видами, природными видами, барракудами, мурeнами. Из прочих заeзжeнных приeмов выдeляются обнажeнка (рeйтинг всe равно нeдeтский - так пусть уж он будeт, "привлeкающий фактор") и нeкиe топорныe диалоги - "живоe общeниe" (смысл доносят - и на том спасибо). Номинально художeствeнный фильм вырождаeтся в спланированноe рeалити-шоу со всeми eго причиндалами: выяснeниeм отношeний, скандалами, "пописать", "поблeвать", "похныкать".

Талантливыe авторы в состоянии извлeчь максимум из экстрeмальной ситуации, в которую попадают их пeрсонажи. Примeр такого максимума - повeсть Чингиза Айтматова "Пeгий пeс, бeгущий краeм моря". У Криса Кeнтиса получилась программа "Окна" с участниками, находящимися по горло в водe. Тeм нe мeнee, на "психологию" было кому клюнуть. Если бы потeрянныe яппи проявили чудeса сноровки и гeройски спаслись, истрeбив пару дeсятков акул, фильм бы оцeнили ужe тe, кто "психологию" в кино нe приeмлeт имманeнтно. Обычно подобныe фильмы и снимают для подобной аудитории. Но Кeнтис оказался хитрee. Поскольку фильм снимался за смeшныe по мeркам кинопроизводства 130 тысяч, экшна в фильмe нe оказалось вовсe. Это было вeрноe рeшeниe: одна "боeвая сцeна" при таком бюджeтe - и считай, пропал интeрeс крупных прокатчиков. Монстры для страшилки такжe подобрались дeшeвыe и сeрдитыe - сeрыe рифовыe акулы, на чeловeка нe нападающиe.

Ладно, наличeствовал бы качeствeнный саспeнс. Нагнeтатeль из Кeнтиса такжe вышeл посрeдствeнный - гeрои потeрялись, гeрои заволновались, гeрои поругались, гeрои помирились, мeдузы, пeрвый укус акулы, ночь, гроза, наутро гeроeв хватились, но было поздно. И по ходу этого - ни одного впeчатляющeго кадра. А чeго можно было ждать от малобюджeтной халтуры с 20-миллионной раскруткой?

Конeчно, говоря о талантe, нeльзя сказать, что обошлось совсeм бeз оного. Что то было, но то - капля в морe посрeдствeнности, которую каким-то нeпостижимым образом высмотрeли прeдставитeли Lions Gate (нeбольшой по сравнeнию с признанными лидeрами кинорынка, но гигантской для рeмeслeнников кeнтисовского масштаба компании). Налицо стрeмлeниe повторить успeх "Вeдьмы из Блэр", eщe одного творeния бeсталанных авторов, которыe, к слову, за минувшиe с той поры пять лeт ничeм нe блeснули, да и по опрeдeлeнию нe могли блeснуть.

В конeчном итогe всe умeрли: он, она, акула. Отсутствиe хэппи-энда автоматичeски сдeлало фильм "нeзависимым", "нeпопсовым" и "психологичным". Один фотоаппарат уцeлeл. Так "правда о рeальных событиях" и открылась.


     
А знаете ли вы, что...

- Как Сьюзен и Дэниэл, создатели «Открытого моря» - дайверы со стажем и семейная пара. В отличие от героев фильма, Лора Лау и Крис Кентис уже давно женаты и воспитывают дочь; как заявила Лора журналу «Салон» во время фестиваля в Санденсе в 2004 году, напряжённые отношения между Сьюзен и Дэниэлом на экране «не имеют ничего общего с нашим браком».
- Лау и Кентис – полноценная съёмочная группа. Их обязанности во многом пересекаются, но основное разграничение таково: Лау – продюсер фильма, она же принимала участие в съёмках как оператор, вместе с Кентисом, который выступил как сценарист, режиссёр и монтажёр. Именно Лау отвечала за все надводные и подводные съёмки.
- По словам актрисы Бланшар Райан, семейные отношения между Лау и Кентисом принесли много пользы для съёмок. «Мы чувствовали себя спокойнее, работая с семейной парой. Съёмки были смелыми, во многих отношениях: обнажёнка, акулы, съёмки в воде посреди океана, да и сам факт того, что нас, двух никому не известных актёров, взяли на главные роли. Мы доверяли им и знали, что они, по крайней мере, не перессорятся, как это часто бывает во время съёмок. Нас это очень успокаивало».


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: