ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Набережная Орфевр, 36 
36 Quai des Orfevres

Режиссер Olivier Marchal (Оливье Маршал)
Сценарий Dominique Loiseau (Доминик Лосо),
Frank Mancuso (Фрэнк Манкузо)
В ролях:
Daniel Auteuil (Даниэль Отой),
Gerard Depardieu (Жерар Депардье),
Andre Dussollier (Андре Дюссолье),
Roschdy Zem (Рожди Зем),
Valeria Golino (Валерия Голино),
Daniel Duval (Даниэль Дюваль),
Francis Renaud (Франсис Рено)
Видеоролик: Quicktime
Продолжительнось: 110 мин.
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Леон Вринкс, герой Отея – начальник «убойного отдела» парижской полиции. Расположено сие заведение по адресу, вынесенному в заголовок фильма. Адрес знаменитый – прежде всего, благодаря Жоржу Сименону. Именно на набережной Орфевр, 36 квартировал его комиссар Мегрэ. Лео Вринкс – тоже комиссар, но его работа куда более динамична, чем у литературного коллеги. Он – постоянно в деле. Ну, сказано – «Убойный отдел»!

Герой Депардье – тоже, как ни смешно, комиссар. В парижском полицейском ведомстве Дени Клейн возглавляет следственный отдел. То есть, как ни смешно опять-таки, он в большей степени соответствует комиссару Мегрэ, нежели Вринкс. Почему это должно быть смешно? Потому что в Клейне нет ни капли того благородства, которое отличало сименоновского персонажа. В нем, в Клейне, и порядочности практически не осталось. Почему он дошел до такого состояния, нам расскажут, причем в самом финале, как и положено. Ну, а пока с нас довольно и того, что они – руководители двух конкурирующих структур парижской полиции. И личные отношения у них – далеко не блестящие, мягко говоря. И вот, в начале предлагаемого нам сюжета, перед ними возникает задача: как можно скорее обезвредить особо дерзкую банду грабителей-беспредельщиков, которые вот уже полтора года безнаказанно потрошат банковские машины. Тот, кто обезвредит банду, так сказать, первым, станет начальником полиции. Все очень просто. Но скоро все становится гораздо сложнее: для обоих это расследование становится вопросом жизни и смерти. Или, по крайней месте, чести и позора. Или, если угодно, карьеры и жизненной катастрофы.

Вот так приблизительно описывают фильм в аннотациях. Поверьте: эта достаточно интересная фабула не отражает и малой доли того, за что стоит посмотреть фильм Оливье Маршала. Собственно, фабула-то не выходит за рамки стандартного полицейского триллера. Нечто подобное мы видели уже многократно, в разных вариациях – от «Места встречи изменить нельзя» до незабвенного индийского блокбастера «Месть и закон». В данном случае мы имеем французский полицейский триллер. Причем – триллер высокого класса.

Качество фильма я люблю определять, как атмосферу в помещении, где мне приходится бывать. Комфортна ли она, эта атмосфера? Нет ли сырости, спертости, затхлости? Не жарко ли – или, наоборот: не холодно ли? Высоки ли потолки, достаточно ли света? Есть помещения, попадая в которые, ты испытываешь настоящее наслаждение. «Набережная Орфевр» подарила мне вот такое ощущение необычайного комфорта. Не до конца, правда. Но две трети хронометража именно на такой комфорт приходится. Первые две трети. Там все хорошо: как снято, как поставлено, как сыграно. На огрехи внимания не обращаешь, увлеченный общим благодатным потоком. Хотя огрехи, конечно, есть (без них не было бы полицейского триллера!), и ядовитые соседи справа и слева немилосердно обращали мое внимание на эти ляпы. Но, право слово, не стоят они упоминания! Так – обычный процент кинематографического шлака, без которого не обходится не то что ни один полицейский триллер – вообще очень редко без него даже самые одаренные режиссеры обходятся.

Можно ли считать Оливье Маршала одаренным режиссером? Надеюсь, что да – хотя и странно строить подобные предположения в отношении человека в возрасте 47 лет (кстати, в фильме Оливье появляется в роли любовника престарелой проститутки Ману и во всеуслышание обнародует возраст своего персонажа. Ему – ну, конечно же! – 47 лет!). Бурное актерское прошлое сказывается – он извлекает максимум из каждого человека, у него снимающегося. Может быть, именно высоким качеством актерской игры этот фильм выделяется в ряду собратьев по жанру? Да нет, не только. Смотря «Набережную Орфевр», я все думал – в чем секрет вышеописанной «комфортности» фильма? Почему он сразу, с первых сцен настраивает на положительный лад? Внятного ответа так и не нашел, поэтому предложу невнятный: я так понимаю, что причина – в отсутствии слабых мест. Это можно почувствовать уже минут через пять после начала. Конечно, я вам тут общие фразы говорю, но в данном случае придется отделаться ими, потому что они очень смахивают на правду.

Ведь, стоило в фильме появиться слабинке, как немедленно возник дискомфорт. И жуткая обида на то, что режиссер не смог пронести этот сосуд всю дорогу, не расплескав ни капли. А слабинка появилась, как раз тогда, когда в судьбе главного героя начались главные «дерибасы». Тут пошли и сопли, и разрыв сердца в клочья, и психологические фантазии, и сюжетные натяжки, и жонглирование штампами – все то, чего Маршалу счастливо удавалось избегать прежде. Но, может, так и надо в полицейских триллерах? Кто их поймет…



РЕЦЕНЗИЯ №2

Все очень неспокойно в славном городе Париже. Банда отморозков нахально и с неимоверной жестокостью совершает ограбление бронированных банковских автомобилей, убивая охранников и унося с собой огромные суммы. Они отлично вооружены и не останавливаются ни перед чем. Полиция, как ни старается, пока никак не может выйти на след этой банды, хотя та совершила уже восемь ограблений. Полицейское начальство, разумеется, в ярости, но еще более разъярен префект города, который требует любыми путями остановить этот беспредел, так что если сказать, что на набережной Орфевр 36, где располагается Департамент полиции, все слегка нервничают, это означает не сказать ничего. Потому что все просто на взводе...

Бандой грабителей занимаются сразу два отдела - "убойный" (отдел убийств), которым руководит Лео Вринкс (Даниэль Отей), и отдел по борьбе с организованной преступностью, работающий под руководством Дениса Клейна (Жерар Депардье). Вринкс и Клейн когда-то были друзьями, но потом их пути разошлись, потому что они очень по-разному смотрят на свою профессию. Вринкс - настоящий детектив, ненавидящий административную и бумажную работу, который считает, что задача полицейского - расследовать преступления и ловить преступников. При этом Вринкс придерживается определенного кодекса поведения человека, хорошо знающего, что от действий партнеров нередко зависит его собственная жизнь.

Клейн - совсем другой. Будучи действительно незаурядным полицейским детективом, Клейн работает по принципу "цель оправдывает средства". А цель у Клейна одна - место начальника Департамента. Он бредит властью, он готов на все ради карьеры, и, если при этом придется пожертвовать несколькими сослуживцами, вполне готов это сделать.

В описываемый в фильме промежуток времени как раз настал такой момент, когда кресло начальника от Клейна находится так близко, что можно протянуть руку, чтобы к нему прикоснуться: нынешний начальник Департамента переводится в министерство, и Клейн - наиболее реальная кандидатура на его место. Впрочем, Вринкс, как начальник не менее важного отдела, также рассматривается в качестве кандидата на этот пост. Причем нынешний начальник, Роберт Манчини (Андре Дюсолье), благоволит к Вринксу и хочет именно его сделать руководителем Департамента, однако Клейн более симпатичен городскому руководству, потому что, в отличие от Вринкса, вполне вписывается в существующую политическую систему. Клейн для них - свой. А Вринкс - чужак и своим никогда не станет.

Впрочем, в данном случае решать будет не начальник Департамента и даже не городское руководство. Поскольку ликвидация банды отморозков - дело совершенно принципиальное как для префектуры, так и для полиции, начальником станет тот, чей отдел сумеет решить эту проблему. Поэтому отношения между отделами, которые и раньше-то были не слишком дружелюбные, накалились донельзя.

Вринкс делает все, чтобы выйти на след банды и ликвидировать ее. Он даже соглашается помочь своему информатору, который взамен обещает дать полицейскому очень важные сведения. Однако информатор подставляет Вринкса, и у того возникают жуткие проблемы. А Клейн, узнав о произошедшем, разумеется, по полной программе использует возможность устранить конкурента...

***

Режиссер Оливер Маршал в прошлом - полицейский оперативник. В основу этого фильма легла история, произошедшая с близким другом Маршала - полицейским, которого подставили, и ему пришлось провести в тюрьме шесть долгих лет. В сценарии также использованы еще несколько реальных уголовных дел.

Сразу скажу - фильм получился весьма неплохой. Серьезный, драматичный, захватывающий и, в общем-то, жизненный. Некоторые зрители в обсуждениях говорили, что Маршал, мол, сильно перегнул палку, ведь так не бывает, чтобы явный скотина и мерзавец (Клейн), устраивая подобный беспредел, всегда выходил сухим из воды. Однако, наслушавшись рассказов спецов из отдела по борьбе с бандитизмом, я могу сказать, что бывает еще и не такое. Это в кино так не бывает - зло всегда наказуемо и так далее. А в жизни - сколько угодно.

"Набережная Орфевр 36" снята скорее в американских традициях, нежели французских. Это не "Прощай, полицейский". Это ближе к "Схватке" - по накалу, драматизму и жесткости изложения. Однако до "Схватки" картина все же не дотягивает, хотя ее уровень достаточно высок.

В подобных фильмах, построенных более на психологии поведения центральных персонажей и на развитии интриги, нежели на каких-то активных действиях, очень важна игра главных актеров. Здесь они подобраны очень хорошо и, в общем, вытягивают картину. Даниэль Отей всегда был блестящим драматическим актером, хотя иногда снимался и в комедиях, и роль Вринкса сыграна им безукоризненно. Особенно важно то, что сам Отей по фактуре - вовсе не герой-супермен. Физиономия клерка, тщедушное телосложение... А характер продемонстрирован - настоящего начальника убойного отдела. Начальника жесткого, принципиального, но вполне реалистичного - со своими слабостями и проблемами.

От Депардье, который в последнее время далеко не всегда радует, особенно учитывая его участие во всяких весьма слабых французских комедиях и кошмарных американских "исторических" драмах, я ничего особенного не ожидал. Даже первоначально подумал, что его совершенно напрасно пригласили на роль характерного мерзавца. Но Депардье приятно удивил. Не то чтобы я был уж совсем в восторге, однако роль Клейна сыграна очень добротно - ну, скажем так, на четверку с плюсом. Основной плюс - все та же достоверность. Мерзавец Клейн - не классический киношный злодей, вызывающий отвращение одним своим видом. Это вполне живой человек - карьерист, которому стремление попасть наверх застило все остальное в этой жизни. Видно, что о каких-то вещах он сам жалеет, но остановиться уже не может. Цель оправдывает средства, особенно когда эта цель так близка...

К сценарию фильма, впрочем, остались определенные претензии. Кое-где Маршал явно переборщил с акцентами - видимо, считая, что иначе до зрителей не дойдет. Это слегка портит впечатление. Кроме того, американский стиль сыграл свою дурную роль в части концовки - финал здорово портит впечатление, потому что уж больно натянут. Если бы фильм окончился минут за 20 до того - было бы намного лучше. Но Маршал, вероятно, решил, что уж если стилизоваться, то до конца. Жаль, очень жаль...

Резюмирую. Вполне достойная полицейская драма с отличными актерскими работами. Несмотря на определенные неровности, фильм получился весьма неплохой. На Отея просто-таки обязательно нужно посмотреть, потому что это высший класс. На Депардье, впрочем, тоже. Но мне все-таки жаль, что французские режиссеры старательно подражают Голливуду. В данном случае получилось даже и хорошо, но все равно - зря они это...


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: