Режиссер Федор Бондарчук
Сценарий Эдуард Володарский, Марина Дяченко, Сергей Дяченко
В ролях: Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Андрей Мерзликин, Сергей Барковский
Официальный сайт:www.oostrov.ru Видеоролик:Quicktime Продолжительность: 105 мин.
Год выпуска: 2009
РЕЦЕНЗИЯ №1
Максим Каммерер углубляется на угнанном танке в глубины Юга планеты Сарракш. Эта территория заселена мутантами. С ним – друг Гай Гаал, оболваненный во всех смыслах гвадеец, то есть – уже не гвардеец, а штрафник. Политическая платформа Макса – справедливость. Он хочет сделать так, чтобы на планете не издевались над людьми посредством башен-излучателей, чтобы Неизвестные отцы не маструбировали массами, чтобы, наконец, все улыбались так, как улыбается сам Макс. Ему нужны союзники. Мутанты – не бойцы: все они перекорежены и субтильны, как Эдвард Радзинский после обработки в фотошопе. Но они дают Максиму антикварный бомбовоз, чтобы прорваться на крайний Юг. Там, в пустыне, хватает ребят, способных задать перцу Неизвестным отцам.
А среди самих Отцов есть двое, которым Макс нужен позарез. Это Государственный прокурор по кличке Умник, сибарит и жуир, а также начальник секретной службы по кличке Странник, аскет и сволочь. Каждый из них расставляет на златокудрого землянина свою сеть…
Со Странником меня ждал самый большой облом: Серебряков настолько прекрасен в этом образе, что скудные 5 суммарных минут, отведенных ему, кажутся форменным издевательством. По справедливости, ему бы еще полчаса. Фильму это явно не повредило бы, а Васе Степанову не пришлось бы столько напрягать лицевые мышцы, пытаясь изобразить то, чему его не учили. Во второй части фильма Степанов улыбается меньше – и, по идее, это правильно. Только, к сожалению, выясняется, что за этой улыбкой – пустота, что парень – совсем не актерский самородок, а просто хорошо выглядит. Улыбка – пока его единственный козырь, перед которой не может устоять ни Федор Сергеевич Бондарчук, ни милитаризованные дамы с планеты Сарракш.
Отдав Серебрякову то, что ему причитается, Федор Сергеевич, конечно, сместил бы стругацкие акценты. Но можем ли мы сказать, что они так уж соблюдены? Сюжет передан старательно, но сюжет у этих авторов всегда был лишь поводом для рассуждений и умозаключений. Когда читаешь «Обитаемый остров», не возникает и тени сомнений, что выведенные герои имеют право на произносимые слова. Но когда идеология и метафизика отдается на откуп Степанову или Гоше Куценко, получается форменное не то. Кстати, у самого Федора Сергеевича совершенно адекватно выходит изображать чистопородно стругацкого персонажа. Он замечательный, хотя и чуть педерастичный (разумеется, я о фильме говорю). К сожалению, равных ему с Серебряковым здесь мало.
Я, слава богу, не попал в число тех, кого фильм сильно расстроил. Это очень добротная антиутопия, от которой хочется лишь одного – чтобы она была поумней. И это тем обиднее, что литературная первооснова – одна из самых мудрых антиутопий, которые мне встречались. Ну что ж, не сложилось. Зато бронированные автомобили российское кино научилось делать не хуже, чем у Бэтмена.
Первый "Обитаемый остров", снятый ФСБ (Федором Сергеевичем Бондарчуком) специально для просвещения народа, заканчивался тем, как беззаботный москвич Максим (Василий Степанов), впитавший в себя все достижения стоматологов будущего и пергидроля прошлого, спер у войск Неизвестных Отцов розовый танчик с дверкой от калитки, и на нем отправился в голубую даль, гонимый ветряками. По пути ему совершенно неожиданно попался старый друган из национальной гвардии Гай Гаал (Петр Федоров), а так как Максим имеет сердечную склонностью к сеструхе Гая Раде (Юлия Снигирь), он подхватил этого Гая к себе на броню и объяснил, что Неизвестные Отцы с помощью вышек два раза в день кипятят в жителях Саракша патриотические чувства, поэтому все они, саракшианцы и саракшата - зомби. Гай расстроился, но понял, что теперь, когда башня будет взывать к патриотическим чувствам, он должен всю свою любовь и служебное рвение направить на Максима. Теперь он, Максим, для Гая - Отец! Причем Известный!
Долго ли коротко ли - дохрюпал розовый танчик до земель мутантов. Кровожадный Максим, как это и подобает москвичу будущего, хотел было поднять мутантов на бой кровавый с Неизвестными Отцами, но у мутантов отсутствует боевой дух, поэтому мутантский герцог подарил Максиму огромный летающий бомбовоз его императорского величества, чтобы парень смог дальше пробираться то ли в пустыню, то ли к островам - в общем, ты, паря, лети отсюда к чертовой матери, а нам тут выживать как-то надо. А тут еще мальчик-колдун с наглухо заштопанным "Фотошопом" ртом сказал Максиму, что жизнь прожить - не поле перейти, после Максим точно решил линять на острова.
Как и было обещано Максиму в первой части - он обнаружил белую субмарину. В которой послушал радио. И тут стало понятно, что нужно возвращаться обратно. Ибо там война, Рада в опасности, Родина в опасности и все такое. А за Максимом тем временем охотится манерный Главный Прокурор (Федор Бондарчук) и очень подозрительный Странник (Алексей Серебряков). Что им от Максима нужно? А черт их знает. Явно не мир во всем мире...
***
Сразу скажу - вторая часть меня разочаровала еще больше, чем первая. Если после просмотра первой части оставались какие-то надежды на то, что далее повествование обретет цельность и стройность, а Максим наконец перестанет по-дурацки лыбиться и станет похож на супермена будущего, как его ФСБ характеризовал в интервью, то во второй части все эти надежды рухнули с диким треском, как бомбовоз его императорского величества.
Я уже говорил в рецензии к первой части о том, что "Обитаемый остров" - произведение не сильно кинематографичное. Там очень многое построено на чисто литературных объяснениях и разъяснениях, которые практически невозможно перенести на экран. Поэтому как ты бережно ни относись к оригинальному тексту, его нельзя переносить один в один. Это уж не говоря о том, что роман написан сорок лет назад в глубоко советскую эпоху.
Со второй частью складывается впечатление, что Бондарчук, снимая "Обитаемый остров", сильно просчитался в динамике развития романа. Первая часть, на мой взгляд, была достаточно сильно затянутой, как будто снимали, думая о том, что времени - полно, так как запланирована полноценная вторая часть. А при съемках второй части вдруг поняли, что даже в 105 минут невозможно загнать все оставшиеся перипетии романа, поэтому отправились диким галопом по мутантам. В результате что мутанты, что ребенок-колдун, что белая субмарина - полностью выбиваются из повествования.
После того как Максим попадает обратно, возникает закономерный вопрос: а на черта он вообще линял на розовом танчике и чего этим добился? Да ничего. Только того, что вернулся туда, откуда так старательно сбегал.
С Радой - так вообще начался какой-то цирк с конями. Побег из тюрьмы со старательно уложенным причесоном и тщательной демонстрацией декольте, а потом превращение в заиндивевшую спящую царевну - тут у кота Бублика началась форменная истерика. Народ бы еще простил, если бы ФСБ раскрыл тему сисек, но, как выяснилось, он ее во время съемок раскрыл, а потом эпизод подло вырезал - видимо, чтобы к картине полностью потеряли интерес все мужские особи от 8 до 80 лет. Оно, в общем-то, логично. Судя по выбору главного героя, ФСБ ориентировался исключительно на женскую аудиторию от 8 до 80 лет.
Но юные сурки вырезанный эпизод похитили из Роковой Башни, после чего разместили в Интернете - любуйтесь.
О финале подробно говорить не будем, чтобы по возможности избежать спойлеров, но за финал создателям нужно поставить жирный кол, несмотря на то, что объяснение Максима со Странником звучало очень близко к тексту романа. Просто если кто роман читал, то должны помнить, что там была обычная и даже слегка рутинная беседа - примерно как разговор мастера с Толей в "ДМБ", процитированный в эпиграфе. Но ФСБ хотел чего-то более эффектного, поэтому сначала сделал "Форсаж 4", а потом и вовсе встречу Нео с агентом Смитом без ансамбля. Этот Максим, подвешенный на тросиках, еще в пробеге по туннелю раздражал безмерно, а уж когда они там вдвоем начали летать туда-сюда, как карлсоны, я стал бояться, что из Максима внезапно вывалится Малыш - все-таки он не так давно целовал Спящую Царевну.
По поводу актерской игры. Выбор Бондарчуком этого Степанова на роль Максима - просто издевательство над зрителями. Причем над женщинами тоже, потому что если им очень хочется посмотреть на нечто подобное - добро пожаловать в мужской стриптиз: там этих Степановых в майках-алкоголичках и без оных - пруд-пруди, причем можно даже руками потрогать. Практически везде.
Степанов как актер - полный ноль. Как Мак Сим с Земли - минус двести пятьдесят. Играть не умеет как класс, эмоции изображает криком-ором, на редкость глупо лыбится, а уж когда произносит текст (причем еще и не своим голосом) - хочется просто встать и выйти из зала. Бондарчук говорил, что именно так он себе представляет супермосквича будущего - на это даже трудно что-то ответить членораздельно и без экспрессивных выражений.
С остальными актерскими работами (я сейчас говорю только о второй части, где, слава богу, уже нет Анны Михалковой) ситуация заметно получше, хотя я в упор не понял, что там по фильму вообще делает Гоша Куценко в виде персонажа по имени Вепрь. Гармаш плюс Куценко - равняется Гармаш, Гармаш минус Куценко - равняется все равно Гармаш. Один он, в паре с Куценко ли - совершенно в данном случае без разницы. Зачем вводили? Потому что не бывает современного российского дорогого фильма без Куценко? Как аксиома?
Гай в исполнении Петра Федорова во второй части понравился больше, чем в первой. Чачу-Евланов - понравился не меньше. Я знаю, что многие критики его исполнение ругают, а на мой взгляд, ротмистр как ротмистр - выкатывает зенки и орет непрерывно, пока не покраснеет. Самое то, что надо!
Мерзликин в роли Фанка - ужасен. Полный мискастинг и картонка-картонкой. Бондарчук и Мерзликин, видимо, не понимают, что для создания яркого персонажа недостаточно содрать грим Олдмана из "Пятого элемента". Нужно еще понимать, какой этот персонаж должен быть, и его соответственно сыграть. Не получилось.
Сам Федя Бондарчук по прежнему был жеманно-эффектен в роли эстетствующе-декадентствующего Умника-прокурора. Ему надо было по фильме просто жениться на Максиме и окончить картину веселой свадебкой, врубив излучатели на положение "всем радоваться и веселиться" - то-то было бы прикольно.
Алексей Серебряков в качестве Странника - на мой взгляд, одна из лучших ролей в этом фильме, несмотря на то, что постановка суть Странника почти полностью зарубила. Но Серебряков не халтурил и старался вовсю, несмотря на то, что явно понимал, в какую халтуру, пардон за неуклюжий каламбур, это все скатывается.
С визуальной точки зрения, в общем, видно что старались, но смотрелось это все не из серии "ежкин кот, как круто наворотили", а из серии "ну да, наворотили". Бомбовоз, ржавая субмарина с дыркой на боку, куча танчиков и гонки на бэтмобилях прошлого века по туннелю. В общем, смотрибельно. Еще как следует не умеют, но уже стараются.
Выводы из всего этого могу сделать следующие. Первое. Несмотря на все недостатки, сам факт появления этого фильма оцениваю как, безусловно, положительный. Российский кинематограф должен дорасти до полноценных дорогих блокбастеров, и без комковатых первых блинов здесь в любом случае не обойтись. Главное - чтобы создатели блинного кома делали выводы из своих ошибок, а не заявляли, как Роднянский, что кассовый провал фильма связан с хорошей погодой, плохой погодой, снегом, летней жарой и падением индекса доктора Индианы Джонса. На самом деле кассовый провал фильма связан с тем, что создатели фильма в определенных местах явно налажали - и только с этим. Сделают выводы - следующий фильм должен быть лучше. Не сделают выводы - тогда с этими людьми все понятно.
Второе. Главный герой - вопиющий мискастинг. И это целиком на совести Бондарчука. А что за фильм, где вместо главного героя, на которого сделан серьезный упор, бегает какая-то кукла Кен? Не фильм, а недоразумение.
Третье. Копировать чужие находки, судя по всему, более или менее научились. Теперь бы научиться придумывать что-то свое. Потому что слова Бондарчука-Роднянского о том, что фантастический мир у них получился вполне оригинальный - не выдерживает никакой критики, особенно для тех, кто эти киношные фантастические миры хорошо знает.
Четвертое. Финал - он очень важен. Особенно когда в фильме много недостатков. В случае "Обитаемого острова: Схватка" финал облажали настолько, что это даже может войти в историю российского кинематографа. А уж улет камеры ввысь от счастливой парочки Рада-Максим, где Максим стоит с кетчупно-окровавленной физиономией - это просто верх пошлятины. Бондарчуку осталось им горящий камин сзади поставить - режиссерское моральное падение было бы абсолютно полным.
В итоге в общем и целом мне вся эта затея - на троечку. Видно, что старались, но где-то недостарались, где-то перестарались, а смотреть было реально скучно. Особенно во второй части. На самом деле только профессиональный долг заставил досмотреть до конца. И в конце в сердцах плюнуть.