ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Заплати Вперёд (Заплати Другому) 
Pay It Forward

Режиссер Мими Ледер
В ролях:
Кевин Спейси,
Хелен Хант,
Хейли Джоэл Осмент,
Джей Мор,
Джон Бон Джови
Официальный сайт: payitforward.warnerbros.com
Продолжительность: 123 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

Школьный учитель Юджин Симоне (Кевин Спейси) пытается заставлять своих малолетних учеников думать. В рамках этой идеи он дает им задание на целый год - изменить мир к лучшему. Разумеется, Юджин не надеется, что одиннадцатилетние ребятишки действительно сотворят что-нибудь полезное, но хоть попытаются - и то хлеб. Они действительно пытаются что-то придумать. Один ученик решил сделать в Интернете сайт на китайском, где всем китайцам будет предложено одновременно подпрыгнуть, чтобы во время приземления земная ось сдвинулась. Другая девочка придумала каждый день ровно с 14 до 14:15 переводить старушек через дорогу. Обеспечить потребное количество старушек должна местная полиция. Третий парнишка дал торжественную клятву раз в месяц не есть мороженое, чтобы голодающие дети Сомали перестали нуждаться и их животики стали надутые, как барабан. Еще одна девочка решила сломать мамину швейную машину - а то мама целыми днями только и знает, что на ней строчить, так что после этого полезного действа мама хоть немного отдохнет...

А маленький Тревор Маккинни (Хейли Джоэл Осмент) придумал финансовую пирамиду. Ну, знаете, такую классическую пирамиду с геометрической прогрессией. Однако к финансам пирамида не имеет отношения и строится не к центру, а от центра. Идея достаточно простая. Ты должен сделать доброе дело трем людям. Каждый из них должен сделать доброе дело другим трем людям. Те - еще трем людям. И так далее. Таким образом через довольно короткое время вся Земля будет настолько завалена добрыми делами, что просто не продохнуть, потому что три в прогрессии - это страшное дело! Вы все, вероятно, помните жуткую историю с изобретателем шахмат, который от раджи потребовал всего-то два в шестьдесят четвертой степени зерен пшеницы...

Впрочем, если бы мальчик как следует подумал, то он в качестве базовой цифры взял не тройку, а пятерку (может быть, даже семерку и туза, потому что все действие происходит в Лас-Вегасе) - ведь пятерка распространилась бы на порядок быстрее тройки, и через короткое время добрыми делами была завалена не только Земля, но еще Марс, Венера и маленькая планетка Ка-Пэкс в созвездии Лиры... Но Тревор был еще маленький мальчик, и он умел считать только до трех, поэтому тройка стала базовым числом в программе "Заплати вперед" - именно так Тревор назвал свою идею, ведь суть начинания заключается в том, что ты должен сделать добро, не дожидаясь, пока его сделают тебе. Кроме того, ты не должен ждать добра в ответ - те, кого ты облагодетельствовал, сами должны сделать добро, но не тебе, а тоже "вперед" - другим людям.

Маленький Тревор не ограничился простой идеей. Он начал действовать! Первым объектом приложения своих добрых сил он выбрал наркомана, живущего на помойке. Тревор накормил его и дал денег - из своих сбережений. Наркоман купил приличную одежду и... наркотики, после чего наширялся и забыл о Треворе. Так провалилось первое доброе начинание.

Вторым делом Тревор начал заниматься своей непутевой мамашей Арлин (Хелен Хант), которая настолько плотно дружит с зеленым змием, что тот ее побеждает практически каждый день. Тревор сводит маму с учителем Юджиным, полагая, что умный и всегда трезвый учитель благоприятно воздействует на алкоголичку-мамашу. Впрочем, у Тревора есть отец (и у мамы Арлин, соответственно, муж) - Джон Бон Джови, но вы же знаете, что эти музыканты пьют, ширяются и ведут себя бог знает как. Вот и Джон поколачивает Арлин, а кроме того - постоянно шляется по гастролям и не бывает дома.

Между Юджиным и Арлин завязываются безалкогольные отношения (Арлин признается Юджину, что раньше ей требовалось нарезаться до поросячьего визга, прежде чем лечь к кому-то в постель, а теперь достаточно всего одного "Мартини"), однако через некоторое время домой возвращается Джон Бон Джови, завязавший с выпивкой, и Юджину приходится уйти. Так провалилось второе доброе начинание.

Собственно, похоже, что дальше фильм ведет нас к очень правильной и верной морали: жизнь дерьмо, дружок, нефиг и стараться облагодетельствовать всяких идиотов, - ан нет! Как выяснилось, малыш Тревор свою пирамиду придумал не напрасно! Движение "Заплати вперед" ширится и развивается, постепенно доходя даже до Лос-Анджелеса, где преуспевающий адвокат подарил журналисту свой дорогущий "Ягуар", ну и так далее. Еще немного, и это движение действительно охватит весь земной шар, после чего всем будет ЩАСТЬЕ!

***

Мда... Начали за здравие, а закончили за упокой. То есть наоборот, но это как раз фильм и портит. Когда маленький Тревор придумал этот "Заплати вперед" и было понятно, что он с этой идеей облажается со страшной силой - кино мне еще нравилось. Когда облажался - я даже поаплодировал, ожидая хорошей и жизненной морали. Однако когда создатели картины вдруг круто повернули на 180 градусов и стали всех делать такими правильными и хорошими, что хоть прямо сейчас в упаковку и под стекло, я первый раз плюнул куда-то в сторону и попал в кота Бублика.

А когда в конце они наконец привели журналиста, весь фильм параллельно расследующего движение "Заплати вперед", к Тревору и потом по телевизору сообщили, что это движение постепенно охватывает всю Америку, - коту Бублику пришлось спасаться за шкафом, потому что плеваться я стал непрерывно.

В самом же конце, когда толпы простых американцев устремились в Лас-Вегас, чтобы высказать уважение этому гениальному пареньку, который придумал такое гениальное движение, которым охвачены сотни американцев, о котором говорят по телевизору, который возродил нацию к самаритянству, а все анонимные алкоголики сразу бросили колоться и все анонимные наркоманы сразу бросили пить, - я обрыдался так, что кота Бублика пришлось вывешивать за окошко сушиться.

Правда, меня все-таки терзали смутные сомнения... Когда я подъезжал к Лас-Вегасу, то действительно по шоссе мчались сотни машин, приближаясь к этому оазису в пустыне. Однако оказалось, что все они ехали играть в казино и развлекаться, а вовсе не совершать добрые дела и не выказывать уважение мальчику Тревору. Видать, нас обманули? Видать, в Вегасе ни черта нет никакого движения "Заплати вперед"? То есть оно, конечно, есть, но вперед платится за фишки и жетоны для игровых автоматов...

В общем, фильм, конечно, дурацкий. Вся мораль укладывается в одно предложение: "Нужно делать добро, потому что это, типа, круто и все такое". И эту мораль нам впихивают на протяжении двух часов максимально слезливым и сопливым образом с помощью самого грустного мальчика всех времен и народов, изуродованного гримерами Кевина Спейси (у него по фильму все лицо в шрамах, и на грим каждый день уходило по три часа) и старательно алкоголизированной Хелен Хант (боже, что с ней сделали)...

Хохма заключается в том, что я очень люблю Кевина Спейси и Хелен Хант. Только из-за них я вообще стал смотреть это кино. И с горечью должен констатировать, что это первый фильм, где они оба мне совершенно не понравились. Впрочем, это не их вина, они просто стали заложниками этого слезливого сценария. Ничего сделать они там не могли. Что у Спейси роль была плоская, как доска, хотя он старался выжать из нее, что мог, что у Хелен Хант эта роль алкоголички, которая становится образцовой мамашей, не давала надежд на хоть какое-то самовыражение...

В общем, ерунда. Такой достаточно традиционный американский фильм для домохозяек, которые, посмотрев картину, обрыдаются настолько, что забудут достать из духовки пиццу, заботливо "приготовленную" ими для своих муженьков, и одно доброе дело точно будет сделано: муженек останется без ужина, что весьма полезно для его жирного пуза.

Критики картину, кстати, хвалят. Говорили, что она будит добрые чувства. Не знаю, не знаю. У меня дешевая сентиментальность обычно будит желание дать кому-нибудь в репу - вот честное слово! Я не люблю дешевую сентиментальность! Я люблю дорогую сентиментальность, умную! Как в "Планете Ка-Пэкс", например. Или как в "Пролетая над гнездом кукушки". Тоже ведь, если подумать, фильмы достаточно сентиментальные. Однако это жизнь, а не розовые слюни, как в "Заплати другому".

Короче говоря, я недоволен. Сентиментальных циников, вроде меня, этот фильм будет явно раздражать. Домохозяйкам, обожающим слезливые мыльные оперы (кстати, я ничего не имею против домохозяек и мыльных опер), он понравится до одури, до слез, стремительно вскипающих в уголках глаз. Так что решайте сами, смотреть это или нет.



РЕЦЕНЗИЯ №2

Фильм режиссера Мими Ледер (Mimi Leder), рассказывает о маленьком мальчике, который пытается изменить мир в лучшую сторону, после того, как его учитель дает ему такой шанс. Когда мы говорим о чуде, то по большей части, подразумеваем сказочные страны, волшебство, когда по мановению волшебной палочки исполняются желания. А ведь чудеса случаются каждый день, прямо рядом с нами. Одно из таких чудес совершил Тревор (Хэйли Джоэл Осмент), 11-тилетний мальчик, когда в школе учитель дал задание, подумать, как можно изменить мир к лучшему. За идеей не пришлось ходить далеко. Обычная финансовая пирамида. Сделай все, что можешь для трех человек. А потом эти три человека сделают добро каждый по три раза и так далее. И мир начнет становиться лучше. И не надо откладывать это на завтра.

Тревор рос без отца, только с матерью (Хелен Хант), и частенько сталкивался с мерзостями жизни. В школе он видел, как угнетают более слабых, вытрясая из них карманные деньки. Ему самому частенько приходилось заступаться за своего друга в школе. А дома его ждала мать, алкоголичка. Она старалась бросить пить, только из ее стараний ничего не получалось. Чтобы содержать семью, ей приходилось работать на двух работах, как правило, под конец дня, она не выдерживала: проверив, спит ли Тревор, она напивалась, а спустя некоторое время появлялся Тревор, с грустью смотрел на спящую мать, а потом старательно выливал в раковину остатки водки из бутылки. Как и следовало ожидать, мира внутри семьи не было. Тре

вор старается сделать все, что от него зависит, чтобы изменить мир. Заявление его учителя, мистера Симонета (Кевин Спейси), о том, что на данном отрезке времени, они, дети, никому не нужны, несмотря ни на что является суровой правдой. А мир вокруг них и того хуже. Может поэтому, Тревор решил попробовать хоть что-то изменить вокруг себя. Он пытается помочь одному бездомному, отдав ему все деньги из своей копилки, накормив и позволив переночевать ему в своем доме. Тем самым он дал ему новый шанс стать человеком. Его новый знакомый смог получить временную работу и снять комнату в мотеле, в свободное время, в знак признательности он приводит в порядок разбитый автомобиль в гараже Тревора. Там же он встречается его мамой, которой он рассказывает о том, что придумал Тревор. Однако пристрастия к наркотикам вновь начинает загонять беднягу в угол. Тревор в отчаянии ставит на кружочке с его именем крест, не зная о том, что семена добра, которые он посеял, все же дали свои всходы, и через некоторое время тот человек отправляется в Сан-Франциско, и по пути на мосту спасает жизнь отчаявшейся женщине, которая собиралась прыгать с моста.

Поставив один крест, Тревор все же не теряет надежды. Вторым человеком, на которого он направляет свою деятельность, становится его же учитель, мистер Симонет. Прибегая к различным уловкам, он старается познакомить свою маму и мистера Симонета. И это ему удается. Между двумя людьми возникает привязанность. Однако в этом случае в действие вступают законы, на которые мы не в силах повлиять. В семью Тревора внезапно возвращается отец, а Юджин Симонет, привыкнув жить в одиночестве, боится кого-то впустить в свою душу. И хотя он сам прекрасно осознает неправильность всего положения.

В это же время, Тревор пытается помочь своему школьному другу Адаму (Marc Donato). Он старается избавить его от побоев, но страх берет верх. Приходится ставить крест и на нем.

Ох, как порой трудно измениться самому. И тем более трудно изменить мир. Ведь не смотря на то, что вокруг не так уж много хорошего, многих это устраивает. Кто-то попросту не готов к переменам, а кто-то их боится.

Тем не менее, мальчик создал то, масштабов чего он пока не осознал. Он не знал, что его идея уже нашла своих последователей и вышла за пределы его родного города. Доказательством этого является журналист, который появился в самом начале фильма. На протяжении всей картины он распутывает узелок за узелком, стараясь найти создателя этой системы, действующим лицом которой он невольно стал после того, как ему подарили новый "Ягуар", вместо его старой машины, разбитой при задержании преступника.

И ведь все не так плохо, как казалось на первый взгляд. Его мама помирилась с бабушкой (опять таки, делая "Оплату вперед"), поняла, что с отцом Тревора она дольше жить не может. Юджин, несмотря ни на что, все же стал ближе к матери Тревора. Маленькому мальчику все же удается изменить мир к лучшему. Пусть только малую его часть.

Этому и посвящается телевизионная передача, которую устраивает журналист, нашедший все же основоположника этого движения. Он берет интервью у мальчика. А за дверью свершилось еще одно чудо - Юджин, слушая Тревора во время интервью, понял, что не хочет быть похожим на тех людей, о которых говорил мальчик ("Некоторые люди боятся перемен, хотя и знают, что это не правильно, а все равно боятся измениться"). Он находит в себе силы объясниться в любви Эрлин.

После окончания передачи Тревор возвращается домой, и становится свидетелем очередного избиения Адама. Преисполненный решимости он бросается на помощь другу, но на этот раз оплата слишком велика.

Один из нападавших подростков достает из кармана нож. Что ж… Тревор завершил свое начинание, которое уже к этому времени начало распространятся по всей стране. Он трижды заплатил вперед. Последний раз, по нелепой случайности, он заплатил своей жизнью.

Финальная сцена фильма масштабна. Вечером, после выхода передачи в эфир у порога дома Тревора собираются сотни людей. Его одноклассники, родственники, знакомые, а так же абсолютно не знакомые люди. Все они пришли с цветами и свечами, что бы почтить память Тревора. А тем временем, количество последователей этого движения растет с каждым часом.

Нельзя не отметить блестящую работу актеров. Не смотря на трагический конец, картина не создает тяжелой атмосферы. Напротив, во время просмотра сливаешься с героями, начинаешь им сопереживать, от души радуешься вместе с Тревором, когда тот выяснят, что Юджин провел ночь в их доме. Осмент, как и всегда "слился" с фильмом и жил в нем. В целом картина очень интересная. Меня расстроила только трагическая гибель главного героя.

Мораль картины, на мой взгляд, такова: не надо ждать, пока мир станет лучше, тем более бесполезно просто сетовать на то, что все плохо. Нужно просто взять, и самому постараться сделать что-то. Может потому у Тревора все и получилось, что он ребенок. Потому что он решил попробовать, не задаваясь при этом вопросом, что "все это бесполезно" или "а что мне за это будет". Становясь взрослыми, мы начинаем по-другому смотреть на вещи. Все чаще от нас можно услышать "Это бесполезно", "Это не реально", "Это бессмысленно", "Это никому не надо"… Тревору было всего 11 лет. Ему чужды были такие вот взгляды на жизнь. Он решил попробовать. Взялся за "невыполнимую" задачу, но у него все получилось. Потому что оказалось, что самое "невыполнимое" найти в себе смелость и силы начать, рискнуть.

Было бы очень хорошо, если бы эта картина вышла за рамки обычной художественной ленты.


     
 


ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: