ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Призрак оперы 
The Phantom of the Opera

Режиссер Joel Schumacher (Джоэл Шумахер)
Сценарий Joel Schumacher (Джоэл Шумахер),
Andrew Lloyd Weber (Эндрю Ллойд Веббер)
В ролях:
Gerard Butler (Жерар Батлер),
Emmy Rossum (Эмми Россам),
Patrick Wilson (Патрик Уилсон),
Miranda Richardson (Миранда Ричардсон),
Minnie Driver (Минни Драйвер),
Ciaran Hinds (Сьяран Хайндс),
Simon Callow (Саймон Каллоу),
Victor McGuire (Виктор МакГуайр),
Jennifer Ellison (Дженнифер Эллисон),
Murray Melvin (Маррэй Мелвин),
Kevin McNally (Кевин МакНэлли),
James Fleet (Джеймс Флит),
Imogen Bain (Имоген Бэйн),
Miles Western (Майлз Вестерн),
Judith Pris (Джудит Прис),
Halcro Johnston (Халкро Джонстон),
Ramin Karimloo (Рамин Каримлу)
Официальный сайт: phantomthemovie.warnerbros.com
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2004
РЕЦЕНЗИЯ №1

Было время, «Призрак оперы» у нас называли рок-оперой – так же, как «Кошки», как «Эвиту», как «Шахматы» Бьерна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Впрочем, в ту пору и Modern Talking умудрялись записывать в рок-группы. И даже каких-то десять лет назад вопрос «А кто такой Брайан Адамс (Мартин Скорсезе, Рокко Зиффреди)?» не считался неуместным. Сейчас, разумеется, для подобных словесных трюков нужно гораздо больше смелости – и тем не менее, до нынешней поры «Призрак оперы», если не считать повсеместно затасканной основной его темы, оставался для россиян загадкой.

Загадкой, впрочем, из разряда тех, что отгадываются с энтузиазмом. Тема экранизации мюзиклов мусолится вот уже года три. Россияне, со знанием дела говорящие нынче о «Сексе в большом городе», о «Клане Сопрано», о Паттайе, о Канкуне, о ризотто по-пьемонтски, о супе из ласточкиных гнезд, заговорят и о «Призраке оперы», и об Эндрю Ллойде Уэббере, и даже о Гастоне Леру (Россия, к слову, в ходе этого «культурного обмена» ответила Западу группой «Тату» и «Ночным дозором» – уникально самобытными, надо полагать, наработками).

У Гастона Леру Эрик – так звали Призрака – музыкальное произведение создал несравненное. И, хотя музыку Эндрю Ллойда Уэббера есть с чем сравнивать, менее требовательная, нежели плод писательской фантазии, публика оценила ее более чем тремя миллиардами долларов. Музыка и впрямь замечательная, но – как и в большинстве мюзиклов, она выступает обрамлением к одному несомненному хиту. В «Кошках», к примеру, таким хитом была песня Memory, в «Эвите» – Don't Cry For Me Argentina, в «Шахматах» – One Night In Bangkok, в «Соборе Парижской богоматери» – Belle. Так и должно быть, скажете? Но как в таком случае быть с ранним и наиболее удачным с точки зрения творчества произведением Уэббера – «Иисус Христос – суперзвезда»? Там вся рок-опера – несомненный хит; Иуда (Мюррей Хед) в вокальном состязании превзошел Христа (Иэн Гиллан), даже глумливые куплетики Ирода в ином произведении могли бы быть main theme.

В экранном «Призраке оперы» лейтмотив – единственный аранжированный как поп-шлягер фрагмент – является едва ли не самым слабым местом. Дело в том, что «инсайд май майндами» публику за 18 лет существования мюзикла изрядно перекормили, и Джоэл Шумахер, подавая их словно сенсацию, обнаружил тем самым либо статичность, либо узость собственного творческого подхода. Назойливое прокручивание лейтмотива неизбежно заставляет вспомнить о том, что это надоевший хит, тогда как и разового исполнения совершенно точно хватило бы для того, чтобы он не прошел незамеченным.

Вообще, экранизаций и вариаций на тему «Призрака оперы» было снято предостаточно, не менее полутора десятков – российскому видеоману лучше остальных была известна версия, снятая в 1989 году Дуайтом Литтлом. То была неудавшаяся попытка Роберта Энглунда сыграть что-то отличное от Фредди Крюгера – фильм в шутку даже прозвали «Кошмаром оперы». «Гениальная» музыка благоразумно стопорилась на первом аккорде, и, надо заметить, отрезанные головы в супе, диалоги вроде «Что, если я увижу ваше лицо?» – «Да вы просто умрете!» очень даже соответствовали литисточнику, типичному pulp fiction начала ХХ века. В книге, которая толще многих из тех, что достойны более, Эрик оказывался также еще и выдающимся архитектором, инженером, палачом, ловко пользовался «мазендаранской удавкой» – опустивший руку ниже уровня шеи был обречен. Заканчивался роман так: «А что теперь делать с этим скелетом? Нельзя же бросить его в общий ров… Я думаю об этом так: место скелета Призрака Оперы – в архивах Национальной Академии Музыки, ведь это необычный скелет». Короче, вы поняли. Фанатеть от всего, что связано с «Призраком оперы», не рекомендуется.

Первая экранизация мюзикла выполнена так, чтобы впечатлительные натуры вздыхали: «Красота!..» Миллион свечей, надгробья в стиле поп-барокко, стелющийся по ним туман, зимнее декольте, алые розы на снегу – spectacular, в общем. Меж тем, не стоит забывать, что слово «оперный» иногда означает «неправдоподобный» – второстепенные персонажи слишком откровенно гримасничают, особенно преуспели в этом итальянская примадонна (Минни Драйвер пыталась открыть в себе комические данные) и бабка Бабариха при ней. Показательно, что венчает картину алая роза на фоне черно-белой старости героя – было бы чертовски удачное решение, кабы было оригинальным. По существу же, это стандартный метод в плейбоевских видеожурналах, встречалось оно даже в шоу Бенни Хилла. Нет, само по себе использование этого не плохо – оно просто усиливает, подчеркивает общее впечатление. А общее впечатление – дорогостоящая посредственность.

Как ни странно, это закономерный результат повышенной требовательности. Эндрю Ллойд Уэббер, стремясь к пущей шедевральности, превратил проект в классический долгострой. Менялись режиссеры, исполнители главных партий: еще в начале 90-х проскакивала информация о том, что экранизацией мюзикла займется Джерри Цукер, гревшийся тогда в лучах славы «Привидения», позже постановка была доверена Шекхару Капуру, кандидатами на роль Призрака оказывались Джон Траволта, Антонио Бандерас, Майкл Кроуфорд (бродвейский Призрак), Хью Джекман, на роль Кристины – Сара Брайтман (до ее развода с Уэббером), Кейт Уинслет, Кэтрин Зета-Джонс. Когда, наконец, порыв энтузиазма у боссов Warner Bros, окно в графике Джоэла Шумахера и ожидание резонанса от участия в двух громких проектах актрисы и – о, чудо! – певицы Эмми Россум совпали, уставший придираться композитор одобрил и кандидатуру актера Джерарда Батлера.

Пообещав при этом, что зрители в его лице (точнее, в половине его лица) увидят идеального Призрака оперы. «Идеал» к тому времени успел побывать звездой отвратительного по качеству и жестоко провального фильма «В ловушке времени», трэшевым Дракулой-2000 и непутевым бойфрендом Лары Крофт во второй серии ее приключений. Кроме того, «Призрак оперы» был для него загадкой в неменьшей степени, чем для россиян, и достижений на ниве певческого искусства за ним не наблюдалось – но не мог же Эндрю Ллойд Уэббер вслух признать, что утверждает наиболее подходящего из первых встречных!

Что до Эмми Россум, то в ее случае имеет место удачное сочетание раскрученности и вокальных данных. Хотя на конкурсах имени Чайковского она, кажется, не показывалась, ее перспективы на оперной сцене не кажутся чем-то несбыточным. Актриса же из нее слабенькая – и да не введет вас в заблуждение номинация на «Золотой глобус», что есть не более чем способ поощрения раскручиваемой особы. В самом деле, как можно, играя в «Таинственной реке», «Послезавтра» и «Призраке оперы», везде сохранять одну и ту же – Шон Пенн: «Она смотрела на меня, как в последний раз!» – мину?

Обмануть было бы честнее. Обмануть – значит, позволить сильным актерам открывать рот под чужие арии. В конце концов, «пела» же Минни Драйвер, имеющая некоторую известность в качестве джазовой, не оперной, певицы, не своим голосом. Результат чрезмерно завышенных ставок на юную актрису и певицу – ожидаемый проигрыш ее Саре Брайтман (к голосу которой у Призрака, пожалуй, не было бы претензий), окончательное поражение всего фильма и разочарование той части зрителей, что грезила о соответствии экранизации мюзиклу. Наверное, создатели фильма поддались моде на поющих актеров и нежеланию без боя уступать «Чикаго» и «Мулен Руж». Отличие в том, что в этих двух фильмах от исполнителей вокальные подвиги, в общем-то, не требовались. А «Призраку оперы» не требовалось вступать с ними в состязание, да еще с явным намерением принизить их.

Впрочем, их все равно сравнили. И нашли крайнего. Вот какая имеет место точка зрения: это же, бляха-муха, опера! классическое, бляха-муха, произведение! и как же достали переводчики! Высказывают подобную точку зрения по обыкновению те, что «ла-ла, ла-ла, ла-ла, ла-ла, танцуют звезды и луна» критикуют за «легкомысленность», «в английском не слабаки и в поэзии кумекают». Между тем, в русских субтитрах был представлен на удивление качественный вольный перевод. Это очень смелое решение – презентовать вот так текст русской версии мюзикла.

Кстати, коли речь зашла о русской версии… Три миллиарда было собрано во всего лишь 18 странах – для этого бизнеса в мире еще хватает нераспаханных территорий. И если в скором будущем мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера пойдут там, где они еще не ставились, экранизацию можно будет счесть успешной – если не картиной, то хотя бы промо-акцией. В России уже готовятся к постановке «Кошки».


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 15-го сентября 2003 года на студии Pinewood в окрестностях Лондона при бюджете 60 миллионов $.
- Картина является экранизацией бродвейского мюзикла, написанного Эндрю Ллойдом Веббером (со словами Чарльза Харта и Ричарда Стилго), который имеет доход более 3 миллиардов $, начиная со своего появления в 1987 году. Сам же мюзикл основан на романе Гастона Леро. На момент выхода этого фильма существовало несколько экранизаций романа, самой известной из которых является классическая немая лента 1925 года с Лоном Чейни в главной роли.
- Компания Warner Bros. изначально планировала на место режиссера Шекхара Капура, но Эндрю Ллойд Веббер настоял на кандидатуре Джоэла Шумахера.
- Рассматриваемыми кандидатурами на главную мужскую роль были Антонио Бандерас, Джон Траволта, Майкл Кроуфорд, Хью Джекмен, а на главную женскую - Энн Хэтэвэй и Кэти Холмс.
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: