ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Охота на пиранью 
Okhota na piranyu

Режиссер Андрей Кавун
В ролях:
Владимир Машков,
Евгений Миронов,
Светлана Антонова,
Сергей Гармаш,
Андрей Мерзликин,
Михаил Ефремов,
Алексей Горбунов,
Виктория Исакова,
Рамиль Сабитов
Официальный сайт: www.piraniafilm.ru
Продолжительность: 125 мин.
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

Сталинские времена. Жуткое дело. Подводная лаборатория в озере где-то на границе с Китаем, в которой разрабатывается страшное химическое оружие. Один из лаборантов задницей задел бандуру с капсулой, та упала, разбилась, и тут же пошла такая реакция, такая реакция, что почище реакционера Полпота. В общем, все умерли. Выжил только восьмилетний мальчонка Прохор, который сумел вынырнуть со дна озера, добраться до людей и сделать хорошую карьеру среди международных преступников всех мастей.

Прошло много-много лет. Тихое сибирское озеро начальство решило отдать Китаю, в результате чего генералитет зашевелился: ну как же так, когда там на дне лаборатория со смертельным оружием. С чего генералитет не шевелился шестьдесят лет до того - не понятно, но дело сделано: Китай разбудил генералитет, и генералитет начал надувать щеки и производить какие-то действия. Думаете, туда отправили небольшую армию, чтобы она быстренько зачистила озеро вместе с лабораторией? Ничего подобного! Операция должна быть строго секретной, поэтому на озеро отправляются только супер-мега-мачо-богатырь, а по совместительству полковник Кирилл Мазур (Владимир Машков) вместе с химичкой четвертого размера сами понимаете чего Ольгой (Светлана Антонова). Химичка должна обезвредить лабораторию, Мазур должен ее охранять.

Поначалу, конечно, Кирилл с Ольгой все время ссорятся. Кириллу не нравится, что Ольга не умеет выживать в лесу и писать с плота, а Ольга презрительно называет Кирилла таксистом и намекает, что именно она - главная в этой миссии. Но после того как в озере опять что-то взорвалось и миссионеров захватили в плен белогвардейские офицеры, которые еще с Гражданки скрываются в лесах и по сей день пускают под откос поезда этой большевистской сволочи, Ольга с Кириллом постепенно перешли на "ты", и зрителям уже понятно, что финальный закопченный поцелуй все-таки состоится.

Белогвардейские офицеры, руководит которыми подозрительный "старичок" Кузьмич (Алексей Горбунов), подчиняются тому самому Прохору (Евгений Миронов). Прохор раньше был мастером по металлу (упражнялся с катаной), а теперь преподает жителям офицерской деревни правила охоты на людей: пойманные индивидуумы, в число которых входят Кирилл с Ольгой, скидываются на вертолете в тайге, после чего Прохор, его маруха Синильга (Виктория Исакова) и белогвардейская тусовка отправляются по их следу, чтобы перестрелять всех быстрее, чем сомики нерестятся.

Сначала охота, потом дело, считает Прохор, поэтому с ним на охоту едет арабский террорист Ибрагим (Рамиль Сабитов), который у Прохора должен купить то самое смертельное оружие из озера.

И теперь выживаемость группы несчастных, которые стали целью человеконенавистнических развлечений съехавшего с глузда Прохора, целиком и полностью зависит от полковника Мазура. Но полковник - он не зря проходил курсы выживания под начальством в Генштабе КГБ СССР ФСБ ГИБДД. Он и в лесу не пропадет, и на заводе не растеряется. Есть еще порох в пороховницах и люди, которым дорого просвещение. Враг будет разбит! Алюминь!

***

Честно говоря, приятно наблюдать за тем, как российская кинопромышленность все больше и больше набирает обороты. Конечно, это происходит не без пробуксовки, не без откровенных выкидышей вроде "Зеркальных войн...", однако тенденция вполне правильная - наши уже явно научились снимать блокбастеры. "Охота на пиранью" - настоящий блокбастер, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и выглядит блокбастером. Эдакий российский "Крепкий орешек" пополам с "Рэмбо" и с довесками из примерно пары десятков других боевиков.

Заимствования и даже прямые подражания, конечно, налицо, но в данном случае это вполне можно простить, ибо сделано это легко, иронично, динамично и даже с юморком. Все штампы боевичков (а там штамп на штампе сидит и штампом погоняет) воссозданы не с ученической старательностью, что картину убило бы сразу, а как бы играючи. Главный герой Кирилл - настоящий "крепкий орешек". Под его суровым руководством все умирают вполне тяжело, но достойно. При этом Кирилл не лишен ироничной ухмылки, несколько однообразно, но забавно шутит, традиционно спасает этот мир и, что главное, прекрасно знает, что только он спасет этот мир.

Владимир Машков сыграл Мазура вполне хорошо: попадание в роль, как мне кажется, отличное. И тебе мачо, и тебе более или менее богатырь, и тебе рэмбо-разрэмбо, но в то же время - настоящий российский полковник: слуга царю, отец солдатам, суровый друг девушки с четвертым размером бюста и ненавистник подлого начальства - генерал от него получил в рожу, и, хотя это также штамп из "Кобры", зал бешено аплодировал и плакал от счастья. Признаюсь, я тоже не мог сдержать слез, уж больно трогательно это выглядело.

Евгений Миронов играет отморозка Прохора. И вот тут роль получилась уже значительно круче, чем зарубежные аналоги. В голливудских фильмах кто играет отморозков? Мордовороты с дебильным выражением на лице, которых специально подбирают по картинкам из учебников Ломброзо, и чье актерское дарование позволяет только хрипло захохотать и произнести: "Ну все, ты труп!" Здесь же на роль преступника-психопата приглашен один из лучших российских актеров, и это было стопроцентно правильным решением: что там вытворяет Миронов - это просто нужно видеть! Потрясающая игра, потрясающая роль, и только из-за нее уже можно отправляться смотреть этот фильм без всяких раздумий.

Но роли ролями, а боевик без чукалова - не боевик. Драчек как таковых здесь немного, и они все достаточно примитивные: плотность сломанных шей на единицу экранного времени значительно превосходит зарубежные аналоги. Но создатели фильма мудро компенсировали некоторый недостаток банальных драк несколькими изысканными сценами, среди которых ножевой бой двух девчонок, а главное - потрясающее мочилово в шашлычной за полностью закрытыми дверьми. Это достаточно свежие и оригинальные идеи, особенно в случае с шашлычной, - мы с Бубликом были в восторге.

Остальные перипетии сюжета были построены в полном соответствии со стандартами: предательство подельника, который тут же был наказан, сцена на заводе, "калиночка с выходом" по этажам предприятия, когда Мазур мочил, мочил, мочил и мочил "негодяйский врак", и это было прекрасно, прекрасно, прекрасно и прекрасно, ну а потом - вовсе не суп с котом (Бублик, не дергайся), а наш паровоз, вперед летящий, и финальное сражение на крыше вагона. Некоторые примитивные людишки считают, что финальной сценой должно быть чукалово на заводе, однако мы, тонко чувствующие натуры, уверены, что паровоз там вполне к месту. Тем более что в конце не забыли финальный прокопченный поцелуй и закат. И козлу генералу - в рожу, в рожу, в рожу.

В общем, налицо - вполне достойный боевик, который я посмотрел даже и не без удовольствия. Сценарий обсуждать не будем, потому что логика сценаристов боевиков традиционно не имеет ничего общего с общечеловеческой логикой, а вот все остальное сделано грамотно, динамично, захватывающе и боевито. Если раньше, когда наши пытались подражать западным боевикам, это смотрелось достаточно убого, то сейчас уже все выглядит вполне достойно. За зрелищность, динамизм и юмор готов поставить твердую четверку, а актерские работы здесь даже лучше, чем обычно полагается в боевиках. Так что смотреть - смотреть однозначно!

Вот если бы они еще камерой поменьше дергали, на пленке бы не экономили и озвучку сделали нормальную - им бы отряд сказал большое спасибо. Но с этим, увы, пока еще проблемы. Будем ждать, будем ждать...

P. S. Приятно также, что в этом фильме не наблюдается ни одной вышедшей в тираж западной "звезды", коих стало модно приглашать в наши новейшие "блокбастеры".


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Полковник спецназа Кирилл Мазур из подразделения «Пираньи» спасал мир раз шесть. Или семь. Но что толку? Родина вызывает его на дело вновь. Задача: взорвать один химобъект в тайге, в прошлом – завод по производству какой-то невероятно ядовитой дряни, в нынешнем – затопленный секретный объект. В качестве группы прикрытия (или покрытия) Мазуру дают грудастую химичку. И они плывут по таежной реке, надеясь, что им все сойдет с рук – и осквернение природы регулярным мочеиспусканием, и подводный узконаправленный взрыв. Но в тайге свои законы: здесь правит отморозок Прохор, дитя секретного беспредела. Кокаин его уже не очень-то берет. Другое дело – охота за Мазуром и химичкой, которых после взрыва взяли в плен казачки в белогвардейских галифе. Откуда в тайге белогвардейцы? Да ладно вам, ребята, не заморачивайтесь, не снижайте впечатления лишними вопросами! Вам что, легче, если бы в тайге появились якудза под предводительством Лекса Лютора? Молчите, смотрите и наслаждайтесь.

Но есть ли чем наслаждаться, собственно? Тут аудитория разделилась на две неравные половины. Первая расслабляется и получает удовольствие. Вторая придирчиво, с карандашиком в руке, отмечает все, за что фильм можно пнуть. Сценарные ляпсусы. Параллели с другими боевиками. Бездарная актерская игра грудастой химички (при бесспорных физических достоинствах – тут оживляются даже самые мрачные мизантропы). Отвратительный монтаж. Поводов пнуть фильм оказывается огромное количество.

Я отношусь к первой половине. И меня здорово утешает, что на моей стороне – большинство. Причем не только устное, но и письменное. Со многими про «Пиранью» удалось поговорить, многое – прочесть. Радует, что со мной рядом оказались люди, чье мнение я привык уважать и чей вкус проверен годами. Может, мы все вместе попали в плен к какому-то хорошо организованному чудовищному заблуждению, но в такой компании и заблуждаться приятно.

«Пиранья» обладает всеми признаками высококачественного боевика. В том числе, кстати, и сюжетными «дерибасами» - без грандиозных ляпсусов ни один легендарный экшен еще не обошелся. Но сила хорошего боевика – в том, что его любят целиком, без изъятий. У него есть своя магия, в секрет которой лучше не проникать, иначе это сооружение завалится к чертовой матери, и вместо удовольствия ты получишь язву желудка – неизбежную спутницу повышенной въедливости. Хороший боевик надо принимать целиком, как порцию высококачественной водки, не размышляя, из какого дерьма ее сварганили. Магия у «Пираньи» есть. Черт его знает, на чем она держится. На харизме Машкова, словно рожденного для таких ролей? На юморе ситуаций, в которых, по видимости, нет ничего смешного? На мироновской фирменной ненормальности, способной придать блеск самой фальшивой коллизии? Черт его знает, в чем здесь магия, в каких долях и чья именно харизма в ней замешана. Знаю одно: фильм сделан так, что совершенно не раздражают вещи, за которых иных режиссеров просто поубивал бы. Девственно белые штаны страдальцев, продирающихся сквозь болота и заросли. Или то, что Мазура никак не могут прихлопнуть сорок собранных в одном месте головорезов, подкрепленных милицией и войсками. Потому что интонация, с какой рассказаны эти и многие другие несуразности – верная. Нормальная, здоровая интонация с ироничным прищуром, в расчете на понимающего собеседника. Не без "гонива", конечно - но понимающий человек не позволит себя одурачить, он-то уж способен отличить кролика от бегемота.

Очень часто бывает так, что сценарная дурость превращает кино в труху. Почему в случае с «Пираньей» не происходит ничего подобного? Вариантов два: либо сценарий не так уж плох, либо его несуразности – условия какой-то большой игры, в которую нас вовлекают. Второй вариант дает лучшее объяснение. Андрей Кавун, о котором никто ничего толком не знает, сумел создать замечательный боевичок при совершенно тупом сюжете. Он обстебал все, чем гордится жанр, одновременно соблюдая все жанровые каноны. В итоге, он бьет одним ударом двух зайцев. Умный оценит стеб, тупой – просто порадуется канонам. Все будут довольны - кроме критиков, готовых продать душу дьяволу за возможность употребить лишний раз слово «констелляция». Ну, и еще нескольких тысяч нормальных людей, чье разочарование фильмом носит, как я надеюсь, совершенно случайный характер.


     
 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: