ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Пираты Карибского моря: На странных берегах 
Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides

Режиссер Rob Marshall (Роб Маршалл)
Сценарий Ted Elliott (Тед Эллиотт), Terry Rossio (Терри Россио)
В ролях:
Johnny Depp (Джонни Депп),
Penelope Cruz (Пенелора Крус),
Ian McShane (Йан МакШейн),
Geoffrey Rush (Джеффри Раш),
Stephen Graham (Стивен Грэхэм)
Официальный сайт: disney.go.com/pirates
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 135 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

Иногда то, что должно надоесть до чертиков, по-прежнему радует. Хотя, казалось бы, уж сколько можно! Но если это Джонни Депп в лучшей форме – то можно бесконечно. Четвертая часть «Пиратов Карибского моря» вызвала у Деппа необъяснимый прилив энтузиазма – и, добившись этого, генераторы проекта могли уже не беспокоиться о качестве.

Джек Воробей начинает свое очередное дело в Лондоне. По городу гуляют слухи о том, что он набирает команду для похода к Источнику молодости. И вроде бы у него есть карта. В конце концов, верткого Воробья ловят и доставляют во дворец к королю Георгу, предлагая не дурить и показать дорогу к Источнику. Воробей в совершенно хамской манере отказывается. Ну, и начинается потеха, в результате которой за призом отправляется сразу три команды: капитан Гектор Барбоса, поступивший на государственную службу, испанская флотилия, обремененная очистительной миссией, и корабль легендарного капитана Черная Борода, с дочкой которой у Воробья, как говорят, химия.

А Воробей? Он с той, с которой у него химия.

За химию в фильме отвечает Пенелопа Крус. Отвечает так себе. В роль она не попала настолько, что временами в голову смотрящего приходит даже крамольная мысль: «Уж лучше бы Кира Найтли!». Периодически Пенелопа включается, но как и почему это происходит, объяснить невозможно. Во всяком случае, соревнование с Деппом она проигрывает настолько явно, что даже как-то неловко. Можно ли было надеяться, что она сыграет хотя бы вничью? Казалось, что да. Были неясные, мало на чем основанные надежды на то, что испанская кровь позволит ей органично вписаться в пиратское месиво. Но – увы: великолепная отмороженность, которой щеголяет Пенелопа в большинстве своих сцен, никак не искупается натянутой истеричностью, которой наполнены все остальные.

И Воробей получает пространство для бенефиса.

Кажется, он ничего нового не изобретает. Но в том и фишка Воробья, что ему ничего изобретать не нужно. Его задача - поддерживать класс. Тут как с «Барселоной» Хосепа Гвардиолы – она все время делает на поле одно и то же, но смотреть на это – наслаждение. Джек Воробей – аналогичный высший класс. Внутри своего шаблона Депп постоянно импровизирует, но шаблон не трогает. И правильно – иначе рухнет вся конструкция «Пиратов». Не надо отнимать у него пространство, как это сделал Гор Вербински в третьих «Пиратах». Вот Роб Маршалл поступил умнее. Он скромно отошел в сторону, не изображая из себя фигуру, равную Черчиллю.

И Воробей обеспечил шоу.

Этот фильм не производит такого феноменального эффекта, как стартовые «Пираты». Но он возвращает нас в те старые добрые времена, когда «Пираты» считались культурным явлением. Вот за это Робу Маршаллу основное спасибо. Его работа небезупречна, его фехтовальные сцены скомканы, русалки – чересчур хвостаты, зомби - очень уж гипертрофированы, миссионер – излишне впечатлителен, Черная Борода избыточно пучеглаз, а выпады саблей в сторону 3D-камер слишком навязчивы. Но он поставил настоящих «Пиратов», вот что главное!
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

- Ты проявляла изрядную сноровку во время своего растления!

 

Пиратство – это штука серьезная. Тут нельзя просто надеть шляпу, заплести бороду, подвести глаза и тыкать в прохожих шпагой. Нужно, чтоб все по закону было. Чтоб мачты скрипели, шпангоуты пели, бушприт вибрировал, а на рее раскачивалась парочка свеженьких негодяев. Чтоб Веселый Роджер дышал ветром, а женщин не было в радиусе мили от корабля. Чтоб йо-хо-хо, наконец, и обязательная бутылка рому. И море вокруг. Все это очень хорошо понимал польскамериканец Гор Вербински. Именно благодаря ему самая известная пиратская кинофраншиза доплыла аж до квадриквела. Но в четвертом рейсе знаменитые «Пираты Карибского моря» потеряли своего рулевого. А вместе с ним на дно отправились романтика, лихость, и порционное безумие. После этого с горя пересохло море, и на оголенных странных берегах остался торчать одинокий Воробей. Птичка, безусловно, певчая. Да только песни все – о былом. И пусть растление любимой темы было произведено с изрядной сноровкой, за такое все равно положен срок. Ибо пират на мели, как гамбургер в пыли, – бесполезен и жалок.

В мрачном и грязном Лондоне прямо после ланча кучка богопротивных судей собирается повесить пирата. Может, у них там в лондонах так и принято, но детям ветра и моря это явно не по душе. Вся просвещенная общественность жаждет вздернуть парня, ибо думает, что он Джек Воробей. Парень наотрез отказывается вздергиваться, ибо он всего лишь боцман Гиббс. Настоящий Джек тоже не горит желанием висеть, но и за коллегу ему обидно. А в это время в порту самозваный Воробей набирает команду для таинственного путешествия. Путем эквилибристики, акробатики, наглости и перманентного неадеквата Джек спасет боцмана и выяснит, что его двойник – это дочь Черной Бороды Анжелика. Не та, что в гостях у султана, но тоже ничего. И ищет эта Анжелика на пару с Бородой источник вечной молодости. Его же по разным причинам разыскивают англичане и испанцы. При этом англичан возглавляет слегка одноногий Барбосса, жаждущий за свою инвалидность понаделать в Черной Бороде не предусмотренных природой дырок.

Вся эта неумытая гоп-компания разными путями высадится на странных берегах и будет отчаянно друг другу гадить. А вокруг раскинется атмосфера таинственности и макабризма. Ну, вы понимаете. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. В общем, кому по сусалам, кому по филеям, а победят все равно наши. Это вам Дисней, а не Пелевин. Тут лучшие из лучших обязательно уйдут в закат. А Ханс Циммер им на виолончели сбацает.

***

Ощущение примерно такое, будто лихой пиратский фрегат поставили на колесики и, как крыловского слона, возят по суше напоказ. Паруса раздуваются, бравые парни в косынках пучат глаза, шпаги свистят, картечь воет. Но морем не пахнет ни разу. Если не вспоминать три предыдущие части, то четвертые «Пираты» будут самое то. Шуточки, прибауточки, каскадерские трюки и обязательный хэппиэнд с продолжением. Эдакая помесь «Индианы Джонса» и «Лары Крофт» с перманентно разукрашенным Воробьем. Но это, если не вспоминать. В противном случае становится очевидно, что квадриквел не может сравниться ни с одним из предков. Потому что дом, в котором буянит Джек, на самом деле, сваял некто Гор. А призванный достроить четвертый этаж Роб Маршалл в тему въехал не совсем.

Первое, что напрочь губит все потуги режиссера и продюсера, это практически полное отсутствие моря. Все мы понимаем: экономия, 3D и прочий гандикап. Но в фильме про пиратов соленая вода – это полноправный герой. А тут ее, простите, кот опорожнился. Два-три панорамных кадра, видимо, были потырены из старых запасов. Все остальные десять водных минут, по ходу, снимались в бассейне, украшенном недорогим туманом. Потому и про абордажи тут только много и смачно рассказывают. А от назревающей морской битвы трусохвосты-испанцы уходят на всех парах. Вот и получается, что сосланные на сушу пираты теряют половину смака и оригинальности. И франшиза резко приобретает набившую оскомину ориентацию «длинной вереницей идем за синей птицей».

При этом фильм ничтоже сумняшеся отказывается и от спецэффектов. Взамен нам предлагается куча трюков, но ни один из них не поднимается до уровня битвы на водяном колесе. Чего уж и говорить о крышесносящем фехтовании на реях из третьей части. О таком остается только мечтать.

Зато акцент делается на разговорной части. Манерно вещает разрисованный Депп. Нудно глаголет упакованный в парик и деревяшку Джеффри Раш. Вращает глазами и огрызается непривычный Макшейн. Игриво проповедует смазливый миссионер. И даже симпатичная Пенелопа Крус и та, вместо того, чтобы глубоко дышать полной грудью, чего-то там попискивает. И ладно бы они постоянно шутили, так ведь нет же. То о вечном заговорят, то о суетном, то и вовсе о своем, о женском. При этом шуток здесь много и они хороши, но в общей массе текста, юмор банально захлебывается.

И, вроде бы, шикарного Воробья здесь вполне предостаточно. Но вот ведь незадача. При солидной доле хронометража он все равно выглядит свадебным генералом. Прыгает и скачет, но ничего не значит. Хотя, и замены ему нет. Раш с Макшейном меряются бородами, но все не то. Пенелопа красива и бессмысленна, да и вообще появляется в кадре непонятно зачем и исчезает непонятно куда. Та же история с девушками, обернутыми сигаретной фольгой (здесь их зовут русалками), испанцами и прочими зомбями. Зачем их всех рекламировали в трейлере? Тайна, окутанная мраком.

И пусть сюжет, по сравнению с третьей частью, приобрел некоторую стройность. Но зато в довесок он обзавелся абсолютно ненужными ложбинами и провисаниями. То Джек с Гиббсом бегут из тюрьмы, и все идет весело и вкусно. То плавание на корабле Черной Бороды превращается в получасовой провал, во время которого хоть волком вой, хоть подлокотник грызи. Потом опять пара трюков пополам с шутками – и снова нудное блуждание в джунглях Борнео. Вроде, и много всего, а половину тянет отрезать.

Но повторюсь. В отрыве от всей франшизы фильм смотрится, как отличная приключенческая лента. Эти бегут, те падают, наши стреляют, чужие орут. Джек Воробей прыгает с дуба на кактус. И там весело, и тут хорошо. Просто не по-пиратски как-то. А ждалось ведь именно пиратства.

Хотелось, чтобы веселые немытые парни, отплевываясь от соленых брызг, в четвертый раз провернули аттракцион, от которого захватывает дух. Чтобы Джек божил, Барбоса грозил, а вокруг все сияло и бабахало. И чтобы шпецэффект махровый жег глаза и уши. Новый же фильм предлагает утереть слюни со слезами умиления и бомбардирует голым качеством и продюсерским расчетом. И если в море это, может, и покатило бы, то на суше слегка пробуксовывает. Смачивать надо пиратов, господа, а не на сухую грузить.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Наш старый знакомый капитан Джек Воробей (Джонни Депп), к сожалению, остался без своей "Черной жемчужины", а это, согласитесь, просто курам на смех! Но он не унывает! Обновив запасы туши для ресниц, Джек эффектно спасает своего боцмана Гиббса (Кевин Макнейли) от виселицы, а потом вдруг выясняет, что какой-то негодяй под видом капитана Джека Воробья набирает команду. Негодяй оказывается жгучей испанкой Анжеликой (Пенелопа Крус), с которой у Воробья, как водится, когда-то были шашни, а потом он ушел в море навсегда.

Разумеется, у Анжелики есть претензии к старине Джеку, каковые она пытается предъявить капитану то в глаз, то просто во всю голову. Но в конце концов старая любовь взяла верх, и Джек отправился с Анжеликой на корабль "Месть королевы Анны", командует которым великий и ужасный капитан Черная борода (Йен Макшейн).

Зачем ему на корабль? А Джеку Воробью нужно доплыть до странных берегов, чтобы найти там Источник вечной молодости. И Черной бороде нужно найти Источник вечной молодости. И беспокойному старикану капитану Барбоссе (Джеффри Раш), который также утратил "Черную жемчужину", тоже нужно найти Источник вечной молодости. И британский монарх хочет найти этот источник. И испанский монарх.

Впрочем, оно неудивительно. Покажите мне хоть одного человека, который не хочет найти Источник вечной молодости, покажите?!!

Однако где источник - знает только Джек Воробей. Поэтому и монархи, и Барбосса, и Черная борода с Анжеликой, которая оказалась его дочерью, - все они следуют за Джеком Воробьем.

А путь будет очень и очень нелегкий. Потому что дорога проходит через владения русалок, а они - те еще сучки! Любят полакомиться свеженькими моряками, утаскивая их на дно во имя своих подводных сексуальных целей. Так что бой будет идти не ради жизни, а ради странных берегов!

***

Как известно, франшиза "Пираты Карибского моря" прошла непростой путь. Поначалу, казалось, ничто не предвещало. Первый фильм делался даже не по комиксу, а по аттракциону из Диснейленда, и в нем рассказывалась довольно типовая романтическая история с восторженным Блумом и боевитой Найтли, а так как одной романтикой нынешнего зрителя не возьмешь, Гор Вербински с Джерри Брукхеймером в качестве циничного противовеса поставили в фильм Джонни Деппа. А тот, вдохновившись уникальным созданием божьим по имени Кит Ричардс, создал настолько оригинального капитана-фрика Джека Воробья, что фильм прокатился просто роскошно, ну и продюсеры, потирая руки, тут же запустили сиквел, уже имея в виду триквел.

Однако так как первая часть была совершенно немудреной и там цемент в виде Джека Воробья играл заметно бОльшую роль, нежели сценарные стены, в продолжении со сценарием не напрягались, а сосредоточились на спецэффектах, как завещали сестробратья Вачовски. Романтичного юношу затолкали в угол, боевитая девчушка подрастеряла задора, зато на первый план вышли Джек Воробей, спрутоликий Дэйви Джонс, блестяще изображенный компьютером прямо по лицу Билла Ная, ну и зверушка Кракен.

К триквелу у них закончились и идеи, и спецэффекты. Сценаристы в преддверии забастовки стали закидываться викодином (теперь это модно), курить краснодарский чай и принимать сильнодействующую кока-колу, в результате чего сюжет краесветских пиратов своим дебилизмом и полным отсутствием хоть какой-то логики приводил в изумление даже тех киноманов, которые в свое время сумели досмотреть до конца совершеннейший фильм-катастрофу "Щупальца".

Джек Воробей в триквеле заметно потускнел, потому что ему толком не рассказали, что нужно делать, про Уилла и Элизабет я вообще молчу - в общем, более скучных пиратов сложно найти даже на краю света. К тому же они там нагнали какой-то странной драмы, очень неуместно смотрящейся в этом аттракционе, так что фильм явно был самым слабым из всей серии.

Квадриквел я и смотреть-то не собирался, однако оживился, когда узнал, что они на четвертом фильме сменили режиссера. Новый режиссер - новая кровь, сказал я, хотя Роб Маршал известен только приличным мюзиклом "Чикаго" и, как говорят, очень красивой картиной "Мемуары гейши", которую я не смотрел.

К счастью, предчувствия меня не обманули. Четвертый фильм оказался заметно лучше третьего, да и, на мой взгляд, получше второго.

Что в нем хорошо? Во-первых, убрали к чертям собачьим этого опостылевшего вьюношу со взором горящим Уилла и утомившую Элизабет. Хватит уже этой тоскливой романтики, сколько можно, в конце концов?!!

Во-вторых, у сценаристов отняли и викодин, и кока-колу, так что сценарий, по крайней мере, обладал хоть какими-то зачатками разума. Ну да, Источник вечной молодости - идейка та еще, но зато хоть у героев фильма появилась какая-то цель, какая-то финальная точка, на которой произойдет финальное Чукалово.

В-третьих, кроме старых классных персонажей вроде старины Барбоссы, который тут все больше по задам, по задам, прибавили очень даже эффектного капитана Черная борода, которого сыграл отличный актер Йен Макшейн. (Кто смотрел сериал "Дедвуд", тот знает, на что он способен.) Оно, конечно, видно, что Макшейну весь этот детский сад с пиратскими капитанами - как возня в песочнице, - но он, как настоящий профессионал, отыгрывает так, как будто играет Гамлета Полониевича Датских. Или даже его папу.

Пенелопа Крус смотрится слегка поживее и слегка побоевитее Киры Найтли, однако, между нами, тоже очень даже ничего особенного. Так, обычная подавалка реплик капитану Джеку Воробью и Черной бороде. Реально раскачалась она только к концу фильма - видимо, потому, что приближалась выплата гонорара.

Но зато сам Джонни Депп по сравнению с прошлым фильмом заметно оживился и посвежел, так что снова радует глаз. И неудивительно, ведь у Джека Воробья появилась четкая цель - Источник вечной молодости. А по пути - сплошные Источники вечного геморроя в виде Черной бороды, корольков и Барбоссы, так что Воробей зажигает вовсю.

Со спецэффектами тут обошлись достаточно экономно, и это не слишком понятно, потому что бюджет был аж четверть миллиарда, которые явно не все заплатили Деппу. (У него обычный гонорар - жалкие пятнадцать миллионов, хотя здесь явно заплатили больше.) Но эти двести пятьдесят миллионов как-то не слишком видно. Сражений на море - всего ничего, и все предусмотрительно сняты в темноте. Русалки - да, с сиськами, но с каких это пор сиськи - спецэффекты? Про зомби я вообще молчу - с такими зомби ночью даже на Курский вокзал не выйдешь.

Однако многое тут искупает определенная легкость повествования, которую в фильм вдохнул постановщик. В предыдущем фильме было заметно, что персонажи изо всех сил стараются не заснуть. А тут - прям бодрячком, бодрячком: бороздят мировой океан так, что только кораллы летят из-под киля, несутся к своему Источнику, как будто не пили сто лет. Ну и плюс - определенный юмор (в основном производства Джека Воробья), который давно подрастеряли, тут очень даже наблюдается.

В результате посмотрел не без удовольствия. Совершенно ничего особенного, но как раз тот самый киношный аттракцион, который вполне можно посмотреть в компании со старым добрым попкорном, с веселым молодым пивом, ну или с семечками, если вы законченный интеллектуал. Ощущение во время просмотра такое, что как будто припал к Источнику вечной молодости. Поэтому опасайтесь ненароком намочить штаны, ребята, зачем вам такие конфузы?
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 14 июня по 12 ноября 2010 года.
- Сюжет картины частично взят из книги Тима Пауэрса "На странных берегах".
- Студия Дисней изначально заявила, что в случае успеха фильма, будет снята еще одна трилогия.
- Пенелопа Крус снималась беременной.
- Съёмки проходили на островах Кауаи и Оаху на Гавайском архипелаге, в Лос-Анджелесе у побережья Лонг-Бич, на борту корабля "Внезапность" (Surprise) (в фильме он выступает как "Провидение", корабль капитана Барбоссы). А также на Карибских островах, в Пуэрто-Рико в крепости Сан-Кристобаль в Сан-Хуане и на необитаемом острове Паломинито. Часть сцен снята в Лондоне.
- Это первый фильм, снятый с помощью цифровых камер RED в цифровом 3-D и в павильонах и в ходе натурных съёмок.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: