РЕЦЕНЗИЯ №1
Многие называют это современной версией «Мертвых душ». Что-то от «Мертвых душ» тут определенно есть. Как и от всех прочих историй о Великих Комбинаторах.
Мужчина средних лет по имени Эдуард приезжает в провинциальный украинский городок Голотвин, до боли напоминающий крымский поселок Симеиз. У него есть шикарная идея. И если гениальный план сработает, то Эдуард будет какое-то время купаться в деньгах. Известным ему способом Эдуард достает адреса людей, потерявших на просторах бывшего Советского Союза своих родственников. Он предлагает этим lost souls найти утерянную родню. Западные люди, скопившие немножко денег и немножко ностальжи, сентиментальны, значит – склонны идти на поводу у своего сердца. Значит, обвести их вокруг пальца будет легко. Что Эдуард и намерен проделать. Его не слишком смущает, что утерянные родственники жили не в Голотвине, а в Голутвине – городке, которого после войны вовсе не существует. Проблема решается просто – по договоренности с местным мэром, на неделю Голотвин переименовывают. И вот – иностранные гости уже на украинской земле. Они разные: старик-миллионер из США, израильский мафиози в стильной черной шляпе, молодой экспрессивный хохлоеврей из Канады, артистичный и раскованный подросток из Швейцарии. Все они хотят слиться с lost souls. Ах, да, конечно – души подставные, как и город, нанятые за 20 долларов. Но иностранцам-то какая разница? Им-то не скажут…
Перед выходом в прокат «Бедные родственники» наделали немало шуму на фестивале «Кинотавр», где были признаны лучшим фильмом, а Константин Хабенский – лучшим актером. Фильм, безусловно, стоит того. Хабенский, наверное – тоже. Его часто упрекают в том, что у него – одна большая роль, растянутая на все фильмы. Рефлексирующий, так сказать, герой, добивающийся победы, которой, может, и не стоило добиваться. Люди, тосковавшие по его альтернативному имиджу, могут вздохнуть облегченно: теперь он есть. Не так уж много от этого радости, если честно, но сам факт…
Проплаченный французскими инвесторами, заполненный продакт-плейсментом украинской водки «Немирофф» (которой тычут в глаза так назойливо, что аж как-то неловко за маститого режиссера становится), фильм, тем не менее, оказывается настоящим: очень трогательным, очень грустным и очень смешным. «Бедные родственники» не являются современным слепком с «Мертвых душ», хотя в обоих сюжетах присутствует мошенник, продающий воздух. Фильм – гоголевский по смыслу и стилю. Никто лучше Николая Васильевича не работал на стыке страшного и смешного. Лунгин до такого уровня не дотягивается – но я, собственно, и не надеялся. Почему-то современники до классиков вообще редко дотягиваются. Таково подлое свойство современников.
Впрочем, устраивать виртуальный армрестлинг между художниками разных эпох и мастей совершенно ни к чему. «Бедные родственники» вполне хороши и без каких-либо отсылок к вечным ценностям. Как в целом, так и в отдельных своих компонентах. Одного блестящего мафиози в исполнении неизвестно откуда вынырнувшего Леонида Каневского может хватить, чтобы унять злость по поводу денег, напрасно потраченных на билет.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Эдик (Константин Хабенский) - современный великий комбинатор. Впрочем, истинного величия в нем мало, скорее больше смешного, потому что тот самый шаг, который отделяет одно от другого, он еще не прошел. У Эдика родилась идея неплохого, как ему сначала кажется, бизнеса. Он выяснил, что несколько иностранцев из разных стран - Израиля, Канады, США - разыскивают своих давно потерянных родственников в маленьком южном городке Голутвине. Иностранцы - люди довольно денежные, и Эдик предлагает им свою помощь в воссоединении сердец, причем, разумеется, за солидные комиссионные.
Поскольку реальных родственников разыскать не представляется возможным, так как Голутвин со всеми жителями полностью стерт с лица земли фашистами во время Великой Отечественной войны, Эдик приезжает в стоящий неподалеку от Голутвина городок с названием Голотвин и там устраивает кастинг потенциальных родственников, которым за выполнение подобной роли предлагаются серьезные деньги - по двадцать, тридцать и даже пятьдесят долларов на брата.
Несовпадающее название для Эдика также не помеха - он встречается с местной властью в лице городского головы (Александр Ильин), которого соблазняет солидной взяткой и обещаниями иностранных инвестиций, в результате чего название города на местной "триумфальной арке" теряет одну из букв "о", но зато обретает букву "у", так что теперь все в ажуре.
Всего в славный город Голотвин, косящий под Голутвин, было доставлено четверо иностранцев: престарелый американский миллионер Самуил (Отто Таусиг), израильский мафиози Барух (Леонид Каневский), подросток из Швейцарии Эндрю и молодой человек из Канады Марк Ив. Каждого приезжего Эдик заботливо определяет в соответствующую семью. Самуила встречает престарелая Эстер (Эстер Горентен), чей племянник Яша (Сергей Гармаш) под воздействием советского окружения превратился в психованного алкаша. Марка Ива приветствует целая дружная украинская семья во главе с дедом Грицыной. Эндрю определяют в семью матери-одиночки Ольги с сыном Мишей, а Баруху, который вроде как приехал поплакать на могилке своих родственников, Эдик демонстрирует могилку родственников молодого человека Цаусаки (Даниил Спиваковский), который за свои услуги также получает серьезную сумму в пятьдесят единиц национальной американской валюты.
Казалось бы, все на мази: иностранцы вполне довольны и обещают Эдику перед отъездом вручить соответствующие договорные суммы, однако буквально на следующий день начинаются всякие проблемы. Ладно еще переводчица при иностранцах Регина (Наталья Коляканова) что-то заподозрила - Эдик с ней быстро справился благодаря своему молодецкому задору и решительному напору. Но выяснилось, что изначально заявленные цели по крайней мере двух прибывших иностранцев совершенно не соответствуют реальному положению дел.
***
Весьма неоднозначное кино. Имеющее как определенные достоинства, так и весьма серьезные недостатки. Давайте сначала о недостатках...
У меня самая главная претензия к этому фильму заключается в том, что он крайне неровный! Трагикомедия - это не буффонада вперемешку с драматическими эпизодами. Это самостоятельный жанр, четко выдержать который под силу далеко не каждому режиссеру. Лунгин в этом фильме данный жанр совершенно не выдержал, потому что "Бедные родственники" разваливаются на отдельные составляющие, среди которых: несколько весьма удачных фактически буффонадных эпизодов, три-четыре эпизода с налетом легкой шизы, несколько сцен с весьма черненьким юморком и два-три эпизода, которые по стилю вообще никак не клеятся в эту картину.
Честно говоря, мы с Бубликом не валялись в истерике от смеха, когда Барух ночью дежурил на кладбище, пытаясь поймать Цаусаки, который выкапывал гроб с прахом его матери из могилы своих родителей, а потом все-таки поймал и оторвал парню ухо. Я вполне допускаю, что даже это вполне может быть смешным, но, честное слово, мы не обхохотались. Ну не прикололо нас это, потому что так снято. Это не смешно. Это вообще-то печально.
То же и с некоторыми другими эпизодами. Беседы Самуила с Эстер на идише и рассматривание ими фотографий своих предков - это драма, на фоне которой возникает вопрос: из каких соображений Лунгин свою разухабистую авантюрную комедию (потому что изначально предполагалось именно это) наложил на подобный фон? У меня несколько раз возникало чувство, что это просто глумление, равно как и сцены на кладбище. Тоже мне, нашли тему постебаться. Неуместно это все смотрелось. На редкость неуместно.
С этим швейцарским мальчиком Эндрю - также сценарный провал. Что за мальчик, на черта он там вообще в фильме нужен - совершенно непонятно. Придумали бы что-нибудь повеселее.
Ну и до сценарной кучи - до странности невнятный банщик-космонавт, который то ли серьезно пострадал при монтаже, то ли просто введен в сюжет с совершенно "винегретной" целью: давайте побольше понакрутим, чтобы была обстановка веселой шизы.
Обстановки веселой шизы не получилось. Где-то шиза, где-то веселуха, где-то нечто совершенно невнятное, а где-то чистая драма. Компот из семечек, свиной отбивной и соленых огурцов. Не сильно сочетающиеся друг с другом продукты.
Впрочем, плюсы тоже есть. Самый главный из них - Хабенский в роли Эдика. Отличный персонаж, блестящая игра. Обычно говорят, что Хабенский в своих ролях достаточно однообразен, но здесь - совершенно иная роль (каламбур получился совершенно случайно) по сравнению с его обычными типажами. Очаровательный Эдик, одним мановением ноги соблазняющий дам из сферы обслуживания и одним взлетом бровей решающий различные вопросы своего "бизнеса"... А уж как он обаятельно дает взятки - это просто нужно видеть! Ради одного Хабенского уже можно посмотреть этот фильм, потому что действительно очень здорово.
Вторая классная роль - это Гармаш, исполняющий роль обрусевшего еврея-алкоголиста. Гармаш играет замечательно, роль очень яркая, однако персонаж, в отличие от Эдика, получился значительно более топорный и карикатурный со сценарной точки зрения, что несколько портит впечатление.
Коляканова в роли переводчицы Регины выглядит неплохо, но если сначала переводчица в поведении выстраивает более или менее оригинальную линию, то сразу после молодецкого соблазнения ее Эдиком она как-то резко превращается в "харьковскую тетю" из "Свадьбы" того же Лунгина, а это уже неправильно, потому что налицо чистый самоповтор.
Резюмирую. Сценарий и постановка - максимум на тройку с плюсом. Игра актеров, а особенно Хабенского и Гармаша, - на твердую четверку с плюсом. Смотрится фильм, в общем, неплохо, но послевкусие оставляет несколько неприятное. Да, я знаю, что "Бедных родственников" на сочинском "Кинотавре" обласкали дальше некуда: и тебе главный приз, и тебе приз за лучший сценарий, и тебе приз за лучшую мужскую роль Хабенскому (вот тут полностью согласен), и тебе специальный приз губернатора Кубани. Но, может, остальные фильмы были еще хуже? Ничем другим я этот поток призов объяснить не могу.
|