ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Престиж 
The Prestige

Режиссер Christopher Nolan (Кристофер Нолан)
Сценарий Christopher Nolan (Кристофер Нолан),
Jonathan Nolan (Джонатан Нолан)
В ролях:
Hugh Jackman (Хью Джекмен),
Christian Bale (Кристиан Бейл),
Michael Caine (Майкл Кейн),
Scarlett Johansson (Скарлетт Йоханссон),
David Bowie (Дэвид Боуи),
Andy Serkis (Энди Серкис),
Piper Perabo (Пайпер Перабо),
Daniel Davis (Дэниэл Дэйвис),
William Morgan Sheppard (Вильям Морган Шеппард),
Edward Hibbert (Эдвард Хибберт)
Официальный сайт: www.prestige-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 130 мин.
Год выпуска: 2006
РЕЦЕНЗИЯ №1

Из друзей получаются очень неплохие враги. Особенно, когда они занимаются одним делом и подают в нем большие надежды.

Начинающие иллюзионисты Роберт Энджиер и Альфред Борден работали подмастерьями у фокусника, имевшего определенный успех у лондонской публики. Труппа включала также жену Энджиера, Джулию. Однажды склонный к нешаблонным методам Борден завязал руки Джулии не тем узлом, каким было договорено. В итоге, она погибла, дело рухнуло, а Борден стал врагом Энджиера (и наоборот). Парни начали собственные проекты, но никак не могли раскрутиться, потому что взаимно пакостили друг другу. Они хотели стать лучшими в своем деле. Но, возможно, еще больше они стремились отомстить друг другу.

От Кристофера Нолана до сих пор ждут продолжения «Помни». А он, знай себе, клепает проекты, совершенно непохожие. «Престиж» - категорически новый для него опыт: реальный исторический фон, иллюзионистская практика. Есть, однако, нечто непременное для Нолана: на первом плане – человек на грани. Даже два человека (а точнее, три – но это секрет, секрет!). Кинематограф вообще тяготеет к демонстрации обычного человека в необычных обстоятельствах. Нолан делает это единственной своей задачей. Чем острее пограничная ситуация, тем режиссеру труднее удержать ее под своим контролем. У Нолана пока получается (великолепная техника позволяет), хотя уже – с заметным трудом.

Откуда затруднения? Может, от расконцентрированности? Есть логика в том, что два главных героя лучше, чем один. Но больше – далеко не всегда лучше. Положим, Кристиана Бейла можно клонировать до бесконечности – он все равно будет хорош. С Хью Джекменом такая история не проходит. Он и в единственном лице – уже перебор.

На несколько месяцев раньше в прокат вышел «Иллюзионист» - достаточно светлая сказочка, где главным делом тоже был трюк на выживание. Странная мода на фильмы про фокусников на «Престиже» должна закончиться. Интересно задуманный сюжет про двух смертельно конкурирующих профессиональных обманщиков в воплощении Нолана способен надолго убить интерес к этой теме. Тяжелая, вязкая, реалистичная вопреки всему драма не имеет главного, что требуется от истории про иллюзионистов: блестящей развязки. Сияющей, как монета, которую фокусник достает у вас из-за шиворота. То, что происходит в финале «Престижа», трудновато предугадать – но, когда это происходит, поражаешься банальности развязки. Это грустно, господа: мы привыкли, что Нолан нас вознаграждает более красиво. Он сам виноват: сам поднял свою личную планку на рекордные высоты. Для режиссера попроще «Престиж» мог бы считаться несомненной удачей.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет. Возможно, даже просит убедиться в том, что он реальный. Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите. Третья, самая сложная, часть номера называется "престиж". Когда предмет должен вернуться...

В юности Альфред Борден (Кристиан Бейл) и Роберт Анджье (Хью Джекман) дружили, несмотря на некоторую разницу в происхождении: Борден был из низов, а Анджье, наоборот, мог похвастаться голубыми кровями, хотя предпочитал этого не делать - его семья не одобряла увлечений Роберта. Обоих молодых людей объединяла любовь к фокусам. Они работали у одного известного престидижитатора и мечтали когда-нибудь стать знаменитейшими фокусниками. Роберт был женат на Джулии (Пайпер Перабо), которая участвовала в представлениях.

В один несчастный день, в результате преступной самодеятельности Альфреда, Джулия погибла во время фокуса с освобождением из стеклянной бочки с водой. После этого пути Анджье и Бордена, разумеется, разошлись - каждый из них стал делать собственное шоу с фокусами. Роберт по сравнению с Альфредом значительно более артистичен и умеет хорошо подать даже самый обычный фокус, зато Борден удивляет публику совершенно новыми трюками.

Роберт не простил Альфреду гибели жены и стал искать способы отомстить бывшему другу. Однажды ему это удалось, после чего Альфред, в свою очередь, стал изыскивать способы насолить Роберту.

И это соперничество преследовало их обоих всю жизнь. Каждый из них пытался выведать секреты другого, каждый из них постоянно думал, как бы отравить другому существование. Роберт даже не остановился перед тем, чтобы отправить к Альфреду свою любовницу-ассистентку Оливию (Скарлетт Йоханссон), которая должна узнать, каким образом Бордену удается сделать свой знаменитейший фокус с мгновенным перемещением. Пожилой инженер-механик Каттер (Майкл Кейн), помогающий Роберту ставить фокусы, утверждал, что Альфред использует двойника. Но Роберт считал, что там все не так просто. И он был готов отдать что угодно, чтобы узнать секрет.

В результате и Роберт, и Альфред, и окружающие их люди будут вовлечены в очень сложную интригу, в результате чего некоторым из них придется расплатиться собственной жизнью.

***

Фильм "Престиж" поставлен по одноименному роману Кристофера Приста. Киносценарий писал сам Кристофер Нолан со своим братом Джонатаном, который был сценаристом фильма "Помни" (Memento). Киносценарий по сравнению с книгой изменен весьма значительно, однако Прист, судя по всему, изменения одобрил, потому что он, будучи фанатом нолановских фильмов Memento и Following, сам настаивал на кандидатуре Нолана, несмотря на то что "Престижем" также активно интересовался Сэм Мендес ("Красота по-американски", "Проклятый путь"). По сравнению с фильмом в книге значительно меньше наворотов, там просто речь идет о соревновании двух фокусников, один из которых владеет некоей тайной. В фильме же тайн, сценарных завихрений и эффектных развязок на порядок больше.

Мне очень понравилось, как сделано это кино. Нолан всегда был режиссером очень ярким, разносторонним и оригинальным, и в "Престиже" эти его качества раскрылись по полной программе. Несмотря на то что фильм идет более двух часов, захватывает он от начала и до конца. Напряжение, как и в "Помни", не отпускает ни на минуту: противостояние между фокусниками становится все драматичнее и драматичнее, а уж когда им на помощь приходит сам великий Тесла, маг и волшебник электричества, тогда начинается просто какая-то фантасмагория.

Актерские работы великолепны! Кристиан Бейл и Майкл Кейн работали с Ноланом в его предыдущем фильме "Бэтмен: начало", а парочка Хью Джекман - Скарлетт Йоханссон, казалось, перекочевала к Нолану прямо из фильма Вуди Аллена "Сенсация". Джекман с блеском играет английского аристократа, увлекшегося фокусами настолько, что он отказался от всех привилегий, доставшихся ему по наследству. Роберт одержим буквально шекспировскими страстями: он одновременно ненавидит Альфреда, испытывает по отношению к нему жуткое любопытство и при этом понимает, что между ними есть глубокое внутреннее родство - фанатичная любовь к фокусам. Персонаж Джекмана весьма ярок, однако несколько однообразен.

С Борденом-Бейлом - все намного сложнее и глубже. Бейл играет совсем не эффектного, не сильно артистичного и даже угрюмого персонажа, который постепенно раскрывается под влиянием своего успеха и в конце концов становится совсем другим. В Бордене есть какая-то загадка, разгадать которую не получится практически до самого конца фильма, и Бейл сыграл эту загадку просто замечательно.

Старина Майкл Кейн хорош везде и всегда, но это не означает, что его персонаж Каттер не заслуживает добрых слов, - конечно, заслуживает. Мудрый, ироничный ментор, сподвижник Роберта, в конце концов пришедший в ужас от того, что Роберт делает. Именно Каттер объясняет зрителям, что означают термины "наживка", "превращение" и "престиж", и я не знаю, в чьих устах это бы прозвучало более эффектно.

Совершенно поразил Дэвид Боуи, который сыграл непостижимого и загадочного Никола Теслу. Сыграл именно непостижимо и загадочно. Обычно, когда известные исполнители появляются в каких-то эпизодических ролях, ничего хорошего из этого не выходит - это не актеры, а музыканты в эпизодических ролях. (Исключения вроде блистательного Тома Уэйтса только подтверждают правило.) Но Боуи - по-моему, впервые - здесь показал, что он не только певец, но и весьма неплохой актер - Тесла получился просто отличный.

Напряжение в картине растет от начала к финалу так же, как растет напряжение электрического поля в непостижимых машинах Теслы. Каждый из персонажей все больше запутывается в липкой паутине взаимной ненависти и соперничества, но остановиться ни один из них не может - двоим им на этой планете слишком тесно. Следить за этим противостоянием невероятно интересно, и единственное, чего я боялся, так это традиционного сопливого голливудского финала. Однако и тут Нолан не подвел - финал если и вызывает определенные вопросы, однако традиционным опостылевшим голливудским хеппи-эндом я бы его никак не назвал.

Я с большим удовольствием посмотрел этот фильм. Давно уже не видел настолько качественно поставленной и настолько захватывающей картины.

P. S. Упоминаемый в фильме китайский фокусник Чун Лин Су имел своего реального прототипа - это был американец Уильям Элсфорд Робинсон, который выдавал себя за китайца, чтобы подогреть интерес публики. Робинсон также делал вид, что вообще не говорит по-английски, и раскрыл свой секрет только тогда, когда во время исполнения трюка с ловлей пули произошел несчастный случай и Робинсон был подстрелен.

P. P. S. Перед просмотром фильма постарайтесь не читать рецензии. Уж и не знаю, с чем это связано, но как минимум три рецензента (среди которых один - вполне вменяемый) почему-то влепили в свои заметки жирный спойлер, раскрывать который ни в коем случае не следует, чтобы не испортить впечатление от фильма.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 40 млн. $ начались в январе 2006 года.
- Картина снята по одноименной книге Кристофера Приста, опубликованной в 1995 году.
- Тэглайн картины гласит: "Ты внимательно смотришь?".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: