РЕЦЕНЗИЯ №1
Уме Турман было 34 года, когда она приняла решение сыграть 37-летнюю женщину. Предлагаю считать это актом небывалого личного мужества. Женщина, способная пренебречь годами – явление столь же редкое, как и мужчина, безразличный к своей потенции. Сатисфакцию, впрочем, Ума получила полную: по фильму в нее влюбляется молодой щегол 23 лет от роду.
Ее героиня Раффи – преуспевающая жительница Нью-Йорка (истоки ее преуспевания, если честно, от меня ускользнули). Семейная жизнь у нее не ладится: развод, кризис самооценки, жизнь окончена. Посещения психоаналитика для нее – занятие столь же привычное, как чистка ушей ватными палочками. Психоаналитика зовут Лиза, это дама лет пятидесяти, она считает своей главной задачей внушить Раффи уверенность в собственной сексуальности и в завтрашнем дне. Гонорар, очевидно, достойный – во всяком случае, заставляет ее трудиться в поте лица. Плоды ее старания приносят своеобразные. Выйдя в кино с друзьями, Раффи встречает там вышеупомянутого щегла. Это еврейский мальчик Дэйв, непосредственный, остроумный и пылкий. Между ними – 14 лет разницы, вероисповедание, социальный статус и бог весть сколько еще преград, включая маму Дэйва. А ею оказывается – ну-ка, угадайте с трех раз, кто ею оказывается?
Впрочем, гарантирую: даже если угадаете, это не будет самой интересной вещью в фильме. Сотканный из сотни всяческих нюансов, полутонов, фраз и отношений, «Любовник» - огромный шмат удовольствия, сложный, как бламанже, и такой же вкусный – причем, как и в случае с бламанже, не угадаешь, какой именно приятный сюрприз ожидает тебя в следующем кусочке. Романтическая история между партнерами со столь убийственной разницей в возрасте – богатый драматический материал: легкий привкус безнадеги плюс трагикомический абсурд плюс бонусы, количество и характер которых варьируется в зависимости от желания и таланта режиссера. Здесь есть место и высокой трагедии, и утробному смеху. Великолепно прописанный сценарий (дело рук режиссера Бена Янгера) не упускает ни одной из открывающихся возможностей. Фильм, от которого мало кто ожидал чего-то выдающегося, неожиданно оказался одной из самых качественных романтических фильмов последнего времени – возможно, лучшей после «Реальной любви».
Не хватает ему какой-то малости. Чего-то неуловимого. Может быть, достойных партнеров для старушки Мэрил Стрип, зажигающей так, как и в молодые годы не зажигала? Ума Турман и Брайан Гринберг (исполнитель роли молодого щегла) – не те партнеры, с которыми она могла бы сделать великое шоу. Получается – просто очень хорошее кино про жизнь, про слезы, про любовь. Про то, что счастье возможно всегда, в любой ситуации, но неуловимо, даже если запереть его в сейфе швейцарского банка.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Преуспевающая тридцатисемилетняя художница Рафи Гардет (Ума Турман) ходит к психоаналитику Лизе Метцгер (Мэрил Стрип). Все преуспевающие люди ходят к психоаналитикам: во-первых, это модно, а во-вторых, есть с кем поговорить о своем преуспевании и связанных с этим проблемах - за свои же деньги. Рафи в основном рассказывает Лизе о своих проблемах в личной жизни: она только что развелась с мужем, с которым прожила целых восемь лет, и очень из-за этого переживает. Лиза убеждает Рафи, что не нужно переживать, - мол, ты на пороге новой жизни, так что постарайся взять от нее все лучшее.
Впрочем, Рафи недолго остается одна. Как-то раз, отправившись с друзьями в кино, она познакомилась с молоденьким двадцатитрехлетним парнишкой и стала с ним встречаться. Несмотря на серьезную разницу в возрасте, им друг с другом было хорошо и комфортно - и с интеллектуальной, и с сексуальной точки зрения.
Однако Рафи сильно переживала из-за того, что Дэвид аж на четырнадцать лет младше нее и она по сравнению с ним - старая кошелка. Свои переживания, как водится, Рафи излагала психоаналитику Лизе, и та ее успокаивала: мол, дорогая, незачем переживать, вы оба находитесь на пике сексуальной активности и все такое. В общем, со стороны доктора Фрейда устами доктора Метцгер Рафи был дан полный карт-бланш.
Впрочем, довольно быстро Лиза выяснила, с кем именно встречается Рафи. Разумеется, с ее дорогим сынишкой Дэвидом (Брайан Гринберг). Поначалу, конечно, Лиза была в бешенстве! Одно дело, когда симпатичная художница-пациентка знакомится с каким-то там молоденьким парнишкой: флаг в руки, тамтам на шею и полный зеленый свет в кровати. Но совершенно другое дело, когда твою кровиночку, твоего маленького несмышленого Давидку, который до сих пор живет с дедушкой и бабушкой, соблазняет какая-то старая кошелка, которая еще и рассуждает о его пенисе. Какая кошмарная жуткость и полная безобразия!
Тем не менее Лиза как настоящий профессионал берет себя в руки и начинает разруливать эту ситуацию. Хотя куда ей рулить и как не врезаться в ближайший столб - она пока не знает.
***
Анонс фильма, конечно, никаких особых надежд на хорошее кино не давал: еще одна романтическая комедия ситуаций, когда в какой-то момент все переворачивается с ног на голову. Я, если честно, ее даже как-то особо и не собирался смотреть, потому что не понимал, что еще можно вытащить из такого немудреного и, в общем, вполне затасканного сюжета.
Впрочем, набор актеров позволял надеяться, что это все-таки будет нечто приличное, потому что сама Мэрил Стрип - актриса очаровательная, интеллигентная и замечательная - не может играть в полном отстое. И не может играть плохо. Ну и обаяшка Ума Турман, сменившая по такому случаю желтый костюм разъяренной невесты на белую блузочку нежной художницы, в отстойных романтических комедиях замечена никогда не была - чай не какая-нибудь вульгарная Дженнифер Лопес.
К счастью, обе эти актрисы не разочаровали. Именно на них держится этот фильм, и именно их замечательная игра позволяет отнести эту незамысловатую комедию в разряд фильмов, которые вполне можно посмотреть.
Режиссер Бен Янгер сделал правильную вещь: в картине почти нет акцентов на всякие забавные и нелепые ситуации - например, о том, что Дэвид является сыном психоаналитика Рафи, говорится в анонсах и трейлере. Так что сюжет - он, в общем-то, практически неважен, интриги там почти нет. Самая прелесть фильма - в интонациях, взглядах, симпатичном юморе и мягкой иронии.
В картине обыгрывается и даже вполне педалируется еврейская тема: Дэвид из еврейской семьи, а Лиза - та самая "еврейская мамочка", однако и это довольно скользкое направление, где легко можно влезть в труднопроходимые дебри, разыграно очень аккуратно, весело и без малейших оттенков пошлятины или переигрывания. Так, милые шутки на еврейскую тему, ничего более...
Мэрил Стрип в этом фильме великолепна! (Впрочем, скажите, в каком фильме она играла по-другому?) Высочайший уровень актерского мастерства, а главное - бездна ума и обаяния плюс очень тонкая трактовка образа Лизы. Ничего грубого, никаких ужимок из серии "Ах, эта корова соблазнила моего мальчика". Все очень аккуратно, иронично и на редкость умно.
Ума Турман также весьма понравилась. Конечно, она не Мэрил Стрип, но роли в данном случае соответствовала на все сто. Кроме того, мне было очень легко поверить в то, что двадцатитрехлетний парень влюбится в такую зрелую (с его точки зрения) даму - потому что это Ума Турман: нечто очаровательно-загадочно-неземное.
Брайан Гринберг, играющий Дэвида, был вполне на месте: открытый, искренний и естественный. С одной стороны, ничего особенного, но с другой - роли актер вполне соответствовал. Кстати, он чем-то явно напоминает молодого Макса из "Однажды в Америке".
Не понравилось мне в этом фильме только одно - концовка. Ее сделали в худших голливудских традициях, и мне жаль, что под конец режиссеру все-таки изменило чувство меры, до того не подводящее его на протяжении почти всей картины.
Резюмирую. Милая романтическая мелодрама, вполне неплохо поставленная и очень хорошо сыгранная. Простенькая, незамысловатая, но не фальшивая, чем и ценна. Посмотреть ее, на мой взгляд, можно даже закоренелым циникам, уж на что им романтические комедии противопоказаны как класс...
А знаете ли вы, что...
- Первоначально роли Hab должна была исполнять Сандра Баллок. Актриса хотела внести существенные изменения в сценарий картины Бена Янгера, но тот ответил отказом, поэтому актриса отказалась участвовать в проекте. За две недели до начала съемок Баллок заменила Турман.
- Картине первоначально был присвоен рейтинг R, о после подачи апелляции произошла смена на PG-13..
- Тэглайн картины гласит: "Новая терапевтическая комедия"
|