ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Прометей 
Prometheus

Режиссер Ридли Скотт
Сценарий Джон Спэйтс,
Дэймон Линделоф
В ролях:
Нуми Рапас,
Майкл Фассбендер,
Шарлиз Терон,
Идрис Эльба,
Гай Пирс
Официальный сайт: www.prometheus-movie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 124 мин.
Год выпуска: 2012
РЕЦЕНЗИЯ №1

По мере пребывания в телесной оболочке, что для одних считается жизнью, а для других выживанием, мы сталкиваемся с триллионами частных и общих вопросов.

Как радоваться жизни на одну зарплату? Как возлюбить ближнего, не подставляя вторую щеку? Как завоевывать друзей, а в особенности подруг? Каждый вопрос с течением времени превращается в тот или иной ответ. Иногда удовлетворительный, иногда безысходно печальный, чаще всего бесполезно информативный. Но лишь одна дилемма человечеством не решена до сих пор. Кто мы, откуда пришли и куда движемся?

Иные на этот вопрос отвечают слепой верой. Им известно откуда и куда, а пресловутое «зачем» – всего лишь переходный период, полный страданий и искушений. Другие почти уверены в «откуда», но с трудом понимают цель и тратят целую жизнь на размышления. Прочие и вовсе не задумываются, используя готовые истины и постулаты. Отсюда вылез, туда положили. Живем одним днем и не морочим голову. И гори оно все синим пламенем.

«Прометей» Ридли Скотта – это еще одна попытка ответить на сакраментальный вопрос. Попытка достойная, но исповедующая давно известную и весьма популярную теорию инопланетного происхождения человечества. Хуже всего, что сами авторы фильма на поставленные ими же вопросы межгалактического масштаба так ничего толкового и не скажут. Аллюзии сменяют аллегории, метафоры подменяют банальный смысл, а герои продолжают жить и умирать. Каждый во имя того «бога», в которого он больше верит, будь то деньги, тщеславие или безудержная страсть к самопознанию.

… В году 2089 от Рождества Христова ученые Элизабет Шо и Чарли Холлоуэй обнаруживают в шотландских пещерах наскальную живопись, изображающую здоровенного мужика, указующего перстом на пять планет. Сия фреска стала последней каплей в исследовании молодых энтузиастов. Спонсируемая смертельно больным миллиардером Питером Уэйландом, экспедиция отправляется в запредельные галактики, где, по мнению Шо и Холлоуэя есть миры с разумными существами, создавшими нашу Землю.

Два года звездолет «Прометей» бороздил бескрайние глубины космоса, пока не уперся в конец своего путешествия. Размороженные от анабиоза, геологи, биологи и прочие алчные до знаний специалисты спускаются на поверхность планеты ЛВ-223, чтобы захлебнуться от счастья при виде рукотворных куполов, обезглавленных трупов инопланетян и странных контейнеров с органическим содержимым. И лишь один «человек» сохраняет спокойствие в общей атмосфере ликования – киборг Дэвид, которому необходимо выполнить свою, отличную от других, миссию.

Разумеется, землян с распростертыми объятьями не ждали. Тот, кто оставил на безымянном куске галактики все эти таинственные контейнеры и надписи, вовсе не страдал приступом «доброго самаритянина». И обнаружив останки своих создателей, земляне вовсе не решили головоломку мироздания. Они лишь столкнулись с силой, намного превышающей их собственную. И наконец-то поняли, что спится хорошо тому, кто меньше загружает мозг…

Ровно 33 года минуло с тех пор, как Ридли Скотт и сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт выдумали «Чужого». И три десятилетия прошло, как Скотт-старший забросил жанр научной фантастики в долгий ящик («Бегущий по лезвию», 1982). За 30 лет режиссер создал много достойных картин, но никогда не забывал, что всемирную славу ему обеспечил все-таки не «Гладиатор», не «Царство небесное» и не «Черный дождь», а мрачный космический ужас, ставший впоследствии началом одной из самых впечатляющих кинофраншиз Голливуда.

Скотт – один из немногих деятелей голливудского мейнстрима, принципиально не снимающий продолжения собственных картин. В его фильмографии есть всего лишь один сиквел – «Ганнибал». Но и здесь режиссер продолжил начинания Джонатана Демме и его «Молчания ягнят». Что касается «Чужого», то к тому моменту, как Скотт морально созрел для собственного возвращения к этой истории, лента успела обрасти тремя прямыми и двумя косвенными сиквелами (дилогия «Чужой против Хищника»). Ничего нового в заданном направлении ему уже не мерещилось, поэтому постановщик сделал ход конем. То бишь обратился к предыстории.

Начнем с ложки дегтя. Точнее, поварешки. Еще на стадии кинопроизводства Скотт внезапно огорчил фанатов до невозможности, объявив, что фактически «Прометей» с «Чужим» никоим образом связан не будет. Режиссер слукавил. Если быть дотошным, то у новой картины обнаружится до фига и больше связей с оригиналом 1979 года. Это и общая мрачная атмосфера повествования, и прибытие звездолета на неизвестную и недружелюбную планету, и задумчивый андроид, коварно плетущий интриги. Не говоря уже о суровом и в нашем случае стервозном руководителе проекта, а также главной героине, неубиваемой никакими способами. Все эти пункты любовно списаны с «Чужого» практически в неизменном виде.

Но не это смущает в «Прометее». В конце концов, Скотт имел полное право пользоваться плодами собственных трудов, не спрашивая разрешения у кого-либо. Хуже то, что ни на один из ребром поставленных по ходу фильма вопросов, авторы так толком и не ответили. То есть весь философско-экзистенциальный подтекст, коим аудиторию усердно пичкали первые 30-40 минут, рассеялся с дымом пожарищ инопланетного корабля, имеющего форму краковской колбаски. Голый энтузиазм главной героини в приемлемом исполнении шведки Нуми Рапас («приемлемость» познается в сравнении с легендарной Рипли – Сигурни Уивер) так и остался голым. Стоило ли переться за тридевять землей, чтобы покопаться в мозгах мертвого пришельца и получить люлей от живого?

Несмотря на мешанину из хороших, но не доведенных до ума, идей, Скотт и его оператор Дариуш Вольски в очередной раз воссоздали впечатляющее полотно. Шикарны пейзажи, панорамные виды и спецэффекты. Атмосфера ленты захватывает дух с первых минут. От величественных скалистых ландшафтов Шотландии (которая на самом деле Исландия) до завораживающих картин космоса. От страстей-мордастей в виде предков Ксеноморфов до убедительно превосходящих земную расу «жокеев» – инженеров «чужих». Визуально «Прометей», безусловно, можно считать одним из самых красивых фильмов нынешнего года. Во многом благодаря тому, что Ридли Скотт предпочитает прибегать к услугам компьютерщиков только тогда, когда не может воссоздать на экране эффект «натуральными» средствами.

С актерами все более-менее, но несколько хуже, нежели в «Чужом». Нуми Рапас, будучи модным выбором после громогласного успеха «Девушки с татуировкой дракона», смотрится неплохо, но до Уивер ей далековато. В одном дамочке не откажешь – неуязвимость у нее на высшем уровне. По крайней мере, ни цепкие щупальца инопланетной заразы, ни чугунные кулаки «жокея», ни даже падающий с неба звездолет не способны нанести ей ощутимый вред. Отличную компанию Рапас составляет Майкл Фассбендер, тоже исполнитель трендовый, но гораздо более разноплановый. Его Дэвид переплюнул по степени загадочности даже Эша из «Чужого» (Иэн Холм).

Остальным исполнителям повезло меньше. Шарлиз Терон, которой в последнее время по душе роли стерв, выдает привычный образ «блондинки вне закона». Капитана Янека (Идрис Эльба) безнадежно мало, как и самого колоритного участника экспедиции – геолога Файфилда (Шон Харрис). Другие статисты еще менее заметны. Все-таки перекос в сторону блокбастера чувствуется и в сценарии заложено слишком мало времени на раскрытие характеров.

Достоин ли «Прометей» своего предшественника? Безусловно. От частного Ридли Скотт перешел к общему и даже сделал легкий намек на продолжение истории доктора Элизабет Шо. Интересно, кто соблазнится продолжением «Прометея», ведь сам Скотт вряд ли станет доделывать начатое.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Доктор Чарли Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин) и доктор Элизабет Шоу (Нооми Рапас) - занимаются различными археологическими исследованиями. Их особенно интересует древний рисунок, обнаруженный ранее в Египте, древнем городе майя, Шумерах, Вавилоне, Гавайях и Месопотамии, на котором изображен огромный человек, указывающий аборигенам-землянам на некую очень далекую планетарную систему с солнцем.

И вот как-то раз Чарли с Элизабет обнаруживают такой же рисунок в пещере шотландского острова Скай. Этому рисунку - тридцать пять тысяч лет. Ну, значит, пора, приходят к выводу Чарли с Элизабет. Пора найти уже эту солнечную систему и срочно туда отправляться, чтобы, возможно, обнаружить наших прародителей, сурово посмотреть им в глаза и сказать: "Папа, зачем ты нас создал"? Ну или сказать: "Папа, дай денег", - по ситуации.

Ученые быстро нашли инвестора, который готов выделить скромный триллион на постройку космического корабля и снаряжение экспедиции. Это некий Питер Уэйланд (Гай Пирс) - владелец огромной корпорации. Сам Уэйланд неимоверно стар и скоро должен умереть, но его тоже интересует, кто мы вообще и какого черта.

Корабль был построен, на него наняли команду, после чего запустили в сторону нужной планетарной системы, отправив весь экипаж в заморозку, кроме андроида Дэвида (Майкл Фассбендер), домашнего любимца Уэйланда, которому сон не нужен.

Формально экспедицией руководят Чарли с Элизабет, но фактически всем на корабле заправляет суровая дама по имени Меридит Викерс (Шарлиз Терон).

Долетев до нужной планеты и облетев ее, размороженный экипаж обнаруживает следы разумной деятельности - нечто вроде посадочной полосы и огромную пирамиду. Приземлившись, экипаж почти в полном составе отправляется к пирамиде - наверняка там ждут наши прародители, которые тут же расскажут, что мы и зачем.

Впрочем, в пирамиде готовые к общению прародители не обнаружились - только их голограммы и трупы. Зато в пирамиде было полно каких-то странных цилиндров, содержащих явно нечто ЧУЖОЕ.

А тут началась песчаная буря, которая может пробить скафандры, экипаж рванул обратно, андроид-параноид Дэвид явно задумал какую-то подлянку - в общем, наша родная мать-Земля снова будет в страшной опасности! Опять! И если бы не мужественные капитаны и прекрасные ученые, черт его знает, дожило бы человечество до 2094 года или нет!

***

Когда Ридли Скотт объявил, что намерен снять приквел к своему классическому "Чужому" - в стане киноманов началось великое смятенье. Ведь "Чужой", извините, снят аж в 1979 году! То есть 33 года назад. Причем этот фильм только открывал франшизу из основных четырех картин (режиссер второй - Джеймс Кэмерон, режиссер третьей - Дэвид Финчер, режиссер четвертой - Жан-Пьер Жене), после которой пошли чужие пониже и пожиже, в конце концов досражавшись до совершенно дурацкого "Чужой против Хищника".

Казалось бы, из этих чужих выдоили все что можно, в конце концов совершенно опошлив идею, так что возвращаться к ним снова - да что это такое, в конце концов?

Однако Ридли Скотт твердо стоял на своем - мол, буду снимать и ни один ксеноморф меня не остановит, зародыш ему в дышло!

Впрочем, под воздействием критических заявлений Скотт в конце концов начал юлить. Мол, это будет не прямой сиквел, а почти самостоятельный фильм, просто слегка по мотивам, в нем мы дадим необычный взгляд на происхождение жизни на Земле, глубоко залезем во всякие философичные вопросы, ну и вообще - хватит орать, подождите лучше, когда кино выйдет на экраны.

Разумеется, лейтенант Рипли в приквеле не планировалась, и дело даже не в том, что Сигурни Уивер за прошедшие 33 года особо не молодела. Просто изначально Скотт планировал на роль главной героини актрису Нооми Рапас, которая прославилась после того как сыграла Лисбет в оригинальном "Девушка с татуировкой дракона". И, несмотря на то, что на доктора Шоу рассматривались также Джемма Артертон, Кэри Маллиган, Оливия Уайлд, Энн Хэтэуэй, Эбби Корниш и Натали Портман, роль получила именно Нооми Рапас.

Сценарий фильма писали Джон Спэйтс и Дэймон Линделоф. Первый вообще ничем не известен (это его второй сценарий), второй был одним из сценаристов Lost и сценаристом "Ковбои против пришельцев".

Получилось у них что-то почти неудобоваримое - с точки зрения хоть какой-то банальной логики сюжетная линия не выдерживает никакой критики. Я, в общем, завязку сюжета уже изложил, остается только добавить, что бравые профессиональные исследователи не задумываясь снимают шлемы где ни попадя, всей толпой лезут в инопланетное сооружение не взяв с собой никакого оружия, всяких червячков пробуют буквально на зуб и вообще выглядят как сборище футбольных фанатов.

Мотивация поступков андроида Дэвида не поддается никакому анализу - похоже, что он многие вещи делает только для того, чтобы Скотт это все снял. Оно, конечно, понятно, что у железки бестолковой могут быть сбои в программе, но не настолько же.

Об остальных ляпах в рамках рецензии говорить нет смысла, ибо для этого потребуется раскрывать ключевые моменты сюжета, но поверьте - там все сделано просто глупо. Ну или в расчете на тех, кто просто не будет ни над чем задумываться, а сосредоточится на чисто визуальной составляющей, ради которой это все, судя по всему, и делалось.

С визуальной там все заметно лучше, однако лично мне очень мешал тот факт, что Ридли Скотт, будучи вполне самобытным и оригинальным режиссером, напихал в картину такую кучу отсылок ко всяким другим "Чужим" и просто различным фантастическим фильмам, что это смотрится как какой-то набор штампов. То тебе "Пятый элемент мелькнет" (да, конечно, в 2093 году все носили трусы и лифчики в виде портянок, кто бы сомневался), то чужие, предчужие, постчужие, то космические одиссеи, то романтические мелодрамы - в общем, какая-то мешанина из всего и вся.

А главное - мешанина-то совершенно невнятная. Хоть какая-то логика повествования Ридли Скотта, судя по всему, совершенно не волновала. Ему надо было понапихать всякого визуала, притянув его за уши к первому "Чужому", он и понапихал.

Кстати, где-то в интервью Скотта, когда ему предъявляли претензии в полной невнятице происходящего на экране, режиссер отвечал, что, мол, вот выпустим блюрей с кучей всяких допов, вот тогда вы и поймете, что почем. Ага, ЩАС. Сняли какую-то фигню, но если посмотреть допы, тогда будет понятно, что это не совсем и фигня. Вот я все брошу и немедленно побегу допы смотреть - как же, как же. А может, ребят, попробовать сразу снять так, чтобы мы с Бубликом не ржали над идиотскими сюжетными ходами?

Поставлено это все неплохо, однако лично меня сильно раздражала главная героиня. Нооми Рапас - актриса очень характерная и специфическая. В "Девушке с татуировкой дракона" она была хороша, а здесь - на мой взгляд, не годилась на роль совершенно. С чего вдруг Скотт так зафанател этой актрисой - не понимаю в упор. Ну, Оливию Уайлд на роль Шоу, конечно, также не следовало брать ни под каким видом, но вот, например, Натали Портман ее сыграла бы на порядок лучше, чем Рапас. Вот такое у меня скромное мнение.

С остальными актерами все намного лучше. Можно сказать, что именно актеры эту невнятицу и вытаскивают. Очень хорош Фассбендер в роли загадочного андроида. Ну просто шикарно сыграл, снимаю шляпу. И когда на него смотришь, даже не задаешься вопросом, с чего вдруг адроид явно играет на стороне прародителей, когда его программировал-то дядя Питер.

Шарлиз Терон отлично сыграла тетку Викерс, по которой даже и не поймешь, андроид она или вполне себе живая Меридит.

Очень понравился Идрис Эльба, сыгравший боевого капитана. И он был настолько живой и естественный, что даже смотрелся неким инородным телом в обстановке окружающего тотального дурдома.

Парочка рыжего и толстячка в очках изначально была достаточно забавной, но ее как-то довольно быстро слили, а уж когда рыжий предпочел превратиться в зомби - стало понятно, что Ридли Скотт перекурил инопланетного черного тумана.

В общем, мы с Бубликом смертельно разочарованы. Не того мы ждали от Ридли Скотта, инженера человеческих душ. Ну вот такие мы дурачки - не выносим всякую чушь, происходящую на экране. Оно понятно, что во многих случаях голову лучше не включать и считать, что оно вот все так и надо, но у нас - не получается.

Зато у многих других зрителей - получается, судя по отличным кассовым сборам и высокому рейтингу на IMDB. Ну, оно и слава богу, я очень рад за них. Тем более что Скотт уже снимает "Прометей 2". И мне даже страшно представить, какого очередного осьминога Пауля там родит боевая тетка Шоу - опыт-то у нее уже есть...

P.S. Я знаю, что некоторые зрители дают ответы на вопросы, которые оставляет фильм, притягивая за уши различные факты и домыслы. Я тоже при желании могу объяснить что угодно. Но, как мне кажется, сюжет фильма не должен строиться таким образом, чтобы к нему возникала такая куча претензий.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки фильма начались 21 марта 2011 года с бюджетом 130 млн. $.
- Картина полностью снята в 3D.
- На роль Холловея рассматривалась кандидатура Джеймса Франко.
- Нуми Рапас чтобы добиться правдоподобного английского акцента, работала с преподавателем. Она прибегала к услугам гримёра для дополнительного изображения крови и пота, чтобы точнее изобразить героиню фильма. Актриса сказала, что съёмки с её участием длились шесть месяцев и были такими интенсивными, что она иногда чувствовала сильную боль от перенапряжения, но это все равно было очень удивительно.
- Картина полностью снята в 3D.
- Рабочее название картины "Рай".
- Первоначально Ридли Скотт планировал снять дилогию (два фильма), а также привлечь к съёмкам актёра Леонардо ДиКаприо, из-за которого даже сделал отсрочку в съёмках, однако в конечном счёте от обеих идей отказались.
- Претендентками на главную женскую роль были Энн Хэтэуэй, Натали Портман, Джемма Артертон, Кэри Маллиган и Эбби Корниш.
- Тэглайн картины гласит: "Они искали колыбель человечества, но нашли его погибель".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: