РЕЦЕНЗИЯ №1
Джон Рэмбо, заброшенный судьбой в глубины таиландских зарослей, занимается ловлей змей, владеет самой уродской моторной лодкой в окрестностях и не желает знать, что происходит в родной Аризоне. Просто нет причины, чтобы ему это стало интересно. Странноватое душевное равновесие нарушается, когда группа христианских миссионеров нанимает его для доставки в места, страдающие от гуманитарной катастрофы (гражданская война, безжалостный полковник, свирепый геноцид, минный тотализатор). В общем, все там умирают, и миссионеры хотят изменить этот порядок. Джон Рэмбо сразу предупреждает, что у миссионеров без оружия ничего не получится. Те, как водится, не верят. И, конечно, жизнь их наказывает, они попадают в плен, а одного из них даже успевают скормить свиньям. Безрадостная судьба ждала бы и всех остальных, не подоспей вовремя Джон Рэмбо во главе отряда спасителей-головорезов, нанятых Церковью Христовой.
Прощание Сталлоне со своим прошлым завершено на неожиданно высокой ноте. Как и в случае с шестым «Роки», трудно было понять, как он сумеет сыграть роль, написанную для 30-летнего супермена. Не могу похвастаться тем, что это становится понятнее, когда видишь, как все происходит. Ну да, Слай – в отменной форме. Запросто перепрыгивает коряги и валуны, без напряжения разрывает сухожилия и глотки. Но секрет не открывается. Слай, прах его возьми, не выглядит, как пенсионер, который сам себя произвел в супермены – нет, он супермен, никак не желающий уходить на пенсию (и доказывающий, что имеет на это право!).
Второй раз кряду Сталлоне проявил себя как очень грамотный режиссер. Четвертый «Рэмбо» можно считать идеальным боевиком – в том смысле, что здесь никто не говорит лишних слов, нет никакого самолюбования и все подчинено действию. Болтунам здесь не место. Вожак наемников, поначалу косящий под балагура, очень быстро оставляет свои попытки изображать Индиану Джонса и приступает к суровой мужской работе. У него нет другого выбора: тот, кто в суровой мужской работе не силен, в мире Сталлоне шансов не имеет.
Режиссер не отвлекается также на всякую любовь-морковь. Джон Рэмбо – машина для убийств, ему по штату не положено личное счастье. Вроде и намечается что-то с блондинкой-миссионеркой, но Бог не фраер, и Рэмбо щадить он не намерен: для такой идеалистки просто немыслимо пересечься с исчадием ада, в борьбе за правое дело нашинковавшим половину Таиланда. И все же Бог дает слабину: улыбка Рэмбо, на исходе этого кроваво-красного аттракциона увидевшего аризонских коровок, пытается донести до нас очень простую вещь: у Всевышнего есть свой план для каждого из нас. Верится в это с трудом. И в памяти остается все-таки не эта улыбка, а безмерное удивление на лице у таиландского мазерфакера, которому Рэмбо мастерски вспорол живот. Перед смертью азиат узрел своего убийцу и наверняка вспомнил, что в детстве он его уже видел на экране бангкокского видеосалона…
РЕЦЕНЗИЯ №2
Сильвестр Сталлоне - личность очень интересная. Это чистый self made, то есть человек, который сделал себя самостоятельно, поднявшись буквально из низов. Иммигрантская семья (отец - итальянец, мать - еврейка с одесскими корнями), родовая травма - из-за нее у Слая появилась его знаменитая кривая улыбка и серьезный дефект речи, от которого он очень долго избавлялся. На фоне яркого и талантливого брата Фрэнка, у которого не было никаких дефектов, Сильвестр смотрелся просто гадким утенком. Кто же мог предположить, что именно он станет если не прекрасным лебедем, то хотя бы человеком, которого знает весь мир?
Поначалу, впрочем, Слай стал не лебедем, а "итальянским жеребцом": на заре своей карьеры ему приходилось сниматься во всяком барахле, включая порнушку. Но все изменилось в тот момент, когда Сильвестр написал сценарий фильма "Рокки" и продал его компании United Artist с условием, что главную роль в фильме он будет играть сам. Картина получила десять номинаций на "Оскар", из которых в трех победила. При бюджете в миллион долларов картина собрала двести двадцать пять миллионов, и Сильвестр стал состоятельным человеком - он работал за мизерный гонорар, однако оговорил проценты со сборов.
Казалось бы, подобный успех повторить просто невозможно, но Слай тем не менее не сидит на заднице и через несколько лет представляет сценарий нового фильма - о вьетнамском ветеране Джоне Рэмбо, которого жизнь заставила проявить свои военные умения на гражданке. Вышедший в 1982 году фильм "Первая кровь", в котором Сталлоне также сыграл главную роль (отбив ее у Джона Траволты, Аль Пачино, Дастина Хоффмана, Клинта Иствуда и Стива Маккуина), "Оскаров" уже никак не получил, однако собрал отличную кассу ($125 миллионов при $15 миллионах затрат), а персонаж Рэмбо среди киноманов стал культовым.
На этом ракетообразный взлет Сильвестра и закончился. Продолжения со всеми остановками "Рокки" и "Рэмбо" были чем дальше, тем хуже, и через некоторое время заглохли совсем: Рэмбо дотянул до триквела, а Рокки продержался на пару раундов больше - до пятого фильма.
Ну и далее Слаю об "Оскарах" мечтать уже не приходилось, зато он прочно обосновался в качестве номинанта и неоднократного победителя премии "Золотая малина" - за самые сомнительные достижения в современном искусстве. К сожалению, практически все последующие фильмы Сталлоне даже рядом не могли повторить успеха первых "Рокки" и "Рэмбо". Хотя Сильвестр пробовал себя в самых разных жанрах: крутой лейтенант Кобретти (фильм "Кобра" только в российский видеосалонах был стопроцентных хитом, а в Штатах он получил разгромную критику и шесть номинаций на "Золотую малину"), интеллигентный полицейский Тэнго (Кончаловский пытался избавить Слая от имиджа громилы, поэтому нацепил ему на нос очочки в тонкой оправе), судья будущего Дрэдд и даже комедийный бандюган Оскар (ремейк фильма с Луи де Фюнесом).
Не все фильмы были провальными - например, "Скалолаз" собрал хорошую кассу и получил даже три номинации на "Оскар" (впрочем, одновременно с четырьмя номинациями на "Золотую малину"), однако имя Сильвестра стало прочно ассоциироваться с давно вышедшей в тираж звездой, а поздние всплески в виде какого-нибудь кошмарного "Гонщика" только подтверждали этот печальный факт.
И вдруг Сталлоне объявляет киноманам о том, что он с промежутком в пару лет выпускает по продолжению сразу двух своих культовых фильмов - "Рокки" и "Рэмбо". Шестой "Рокки" носит название "Рокки Бальбоа", а четвертый "Рэмбо" называется также просто и незамысловато - "Джон Рэмбо". Джон, просто Джон, мадам. Джон Рэмбо.
Вряд ли хоть кто-нибудь верил в то, что почти пенсионные продолжения двух культовых фильмов будут хоть сколько-нибудь удачными. Уже если Сталлоне не нашел себя ни в гонщиках, ни в комедиях, то что он может сказать, например, в новом "Рэмбо"? Да из этого Рэмбо песок уже сыплется, на черта его вообще вытаскивать из бескрайних лесов и рек Афганистана?
Киноманы считали, что сюжет нового "Рэмбо" можно будет предугадать до мелочей: наверняка какой-нибудь стотысячный "террорист нумеро ван" заложит в анус крупнейшему государственному деятелю супермегабомбу, озабоченные военные разыщут в морях Таджикистона старину Рэмбо, который себе тихо-мирно разводит кур на ферме, ну и бравый парень, постреливая из автомата и поскрипывая суставами, снова спасет этот мир, чтобы наш дорогой американский президент мог и дальше насаждать демократические ценности, попутно корректируя цены на нефть, которые крайне мешают демократии в нефтеносных регионах.
А что, путь-то проторенный. Даже старина Шварц откровенно облажался со своим "Возмещением ущерба", уж на что могутный мужик и прямо-таки - настоящий полковник Мэттрикс! Так что у Слая, думали фанаты, похоже, нет ни единого шанса. И на фоне этих ожиданий, наконец-то, вышел "Джон Рэмбо", то есть четвертый фильм о приключениях неутомимого вьетнамского ветерана...
Сюжет четвертого фильма довольно прост. Как ни странно, в нем нет ни одного международного террориста и даже ни одного араба. В нем даже нет немудреной мысли о том, что "наших" сукиных сынов надо поддерживать, ибо они бьются за демократию и свободу под мудрой защитой американских ВМС, а точно таких же "ненаших" сукиных сынов нужно уничтожать, потому что они - негодяи, убийцы и душители свободы. В четвертом "Рэмбо" пафоса как такового вообще очень мало. На удивление. Но это и приятно. Впрочем, давайте уже о сюжете...
Джон Рэмбо, пройдя огонь, воду и медные трубы всех канализаций недоразвитых стран, осел в Таиланде - где-то на границе с Бирмой. Мечты о родной Аризоне его уже давно не посещают, поэтому Джон занимается ловлей змей, плавает туда-сюда на собственной лодке с мотором (ее называют "лучшая лодка в этих местах" - отличный комплимент для подобного угробища) и не забивает голову никакими философскими вопросами. Джунгли, природа и простые радости этой немудреной жизни - вот что его интересует на данный момент. Его даже не волнует тот факт, что в соседней Бирме армия подлого генерала-наркоторговца зверски расправляется с местным населением, которому не очень нравится тот факт, что генерал забирает из деревень детей, чтобы воспитать из них солдат-убийц. Каждый должен заниматься своим делом, думает Джон Рэмбо, поэтому он продолжает ловить змей, а бирманцам предоставляет самостоятельно заниматься решением своих проблем.
Но в один прекрасный момент покой Джона был нарушен. В деревне появились миссионеры-евангелисты из Штатов во главе с неким Майклом Барнеттом (Пол Шульц). Майкл ведет с собой группу сподвижников, среди которых даже есть одна женщина Сара Миллер (Джулия Бенц). Группа собирается пробраться в Бирму - на помощь местному населению, которому требуются лекарства и духовная поддержка. Майкл просит ветерана отвезти их группу в Бирму на его хваленой лодке.
Поначалу Джон, разумеется, отказывается. Он прекрасно знает, что творится в Бирме, и понимает, что невооруженному человеку там не прожить и недели. Миссионеры они, фигионеры - это, в общем, без разницы. Армейцы всем оторвут башку - плевать они хотели на каких-то американцев с их кисло-сладкой помощью, снабженной библиями.
Однако Сара все-таки убеждает Рэмбо помочь их группе. Не то чтобы она сумела чем-то тронуть сердце ветерана, а просто ему стало ее жаль - Джон прекрасно знает, какие кошмары ждут в Бирме эту группу, но также понимает, что с его помощью или без оной - они туда отправятся.
Разумеется, в Бирме группе недолго пришлось пользовать местное население. Налетели армейцы, повязали всю группу, одного кинули на прокорм свиньям, ну и других теперь ждет примерно такая же участь.
Однако миссионерское представительство в Бирме, не получив вестей от группы, решило попробовать их вызволить. Они собрали группу наемников под предводительством крутого британского спецназовца и попросили Рэмбо отвезти группу туда, где были высажены миссионеры. У группы не так много шансов вытащить миссионеров из армейского лагеря, где их держат, поэтому Рэмбо отправляется вместе с ними. Ну и дальше - еще посмотрим, кто кого.
***
Четвертый "Рэмбо" получился на удивление приличный. И это при всем при том, что сценарий простой, как две копейки: группа миссионеров отправилась нарываться на неприятности, нарвалась, ну и теперь Рэмбо с небольшой группой их должен вытаскивать. Все.
Тем не менее именно эта простота и подкупает. Не к чему придраться, и ничто не режет глаз. В Бирме подобные ужасы происходят? Да, и не только там. Миссионеры такие бывают? Да, конечно. На такие неприятности они нарываются? Да запросто! Рэмбо там в Бирме устанавливает какой-нибудь новый порядок, принимает чью-то сторону? Вовсе нет! Он просто вытаскивает миссионеров, попутно прищучив войско генерала-садиста. Группа наемников, которых отправляют спасать миссионеров, проявляет чудеса героизма и исповедует какие-нибудь особые ценности? Тоже нет! Обычные наемники: им заплатили, чтобы они лезли в это дерьмо, они туда и лезут.
Ну и еще один сюжетный момент, который мне очень понравился, - тот факт, что главный миссионер Майкл Барнетт постепенно все-таки проникается философией Рэмбо. Одно дело - сидеть в сытой Америке, проливая крокодиловы слезы по несчастным бирманцам, и считать, что насилие ничем не оправдать, а другое - собственноручно столкнуться со всей этой ублюдской армией, которая никакое слово божье, если оно не подкреплено крупнокалиберным пулеметом, не понимает.
Сильвестр Сталлоне снял чистый боевик, отвечающий всем законам жанра. При этом боевик не тупой, не выхолощенный излишним пафосом, а кроме того, настолько реалистичный, насколько это возможно. Слаю периодически даже ставят в вину эту натуралистичность - мол, уж больно кроваво все это снято. На мой взгляд, кровавость там вполне к месту. Зрители должны ощутить, в какую мясорубку попали эти люди и чего стоило отряду наемников и Рэмбо их оттуда вытащить. Они это хорошо ощутят - не сомневайтесь.
Также в пользу натуралистичности хорошо работает подход Сильвестра к съемке главных боев. У пулемета заканчиваются патроны (в боевиках такое бывает очень редко), пистолетный выстрел не сносит половину леса, враги не останавливаются на бегу, чтобы картинно принять в грудь порцию шариков с краской и эффектно упасть, да и бои выглядят грязными и кровавыми. А самое главное: Рэмбо здесь - вовсе не супергерой. Ему вовсе не доставляет удовольствие косить солдат, он не наслаждается боем, у него нет никаких романтических чувств к этой Саре Миллер (ему просто жалко эту тетку), а война - для него это работа, которую он умеет делать хорошо. Всегда умел - его так выучили.
Поэтому в глазах Рэмбо - только отвращение и обреченность. Отвращение к тому, чем он вынужден заниматься, а обреченность - от осознания того факта, что никуда ему от этой работы не деться. Это не супергерой, это просто усталый, но все еще очень могутный мужик.
Так что Сталлоне выстрелил на все сто. Фильм как боевик - почти безупречен. Нет липового пафоса, слюней и дурацких любовных линий, да и почти нет плохих и хороших. Группа наивняков лезет в чужие разборки, группа профи их спасает - за деньги, ничего личного. Вот и все!
Класс, просто класс! Сталлоне доказал, что даже после сотни "Золотых малин" он еще в состоянии вернуться, да еще как вернуться! Снимаю шляпу. А то как бы ее не прострелили ненароком...
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины проходили с 23 февраля по 4 мая 2007 года.
- Это первая картина о Рэмбо, в которой Сильвестр Сталлоне выступил в качестве режиссера.
- Первоначально планировалась снять "Рэмбо IV" до "Рокки Бальбоа", но студия MGM дала зеленый свет "Рокки", поэтому с четвертой частью "Рэмбо" пришлось повременить.
- Джеймс Бролин исполняет роль полковника Сэмюэла Траутмана, которую в первых трех частях играл Ричард Кренна. Кренна умер в 2003 году. Изначально в сценарии четвертой части не было этого персонажа.
- Рабочие названия проекта: "Рэмбо 4: Конец мира", "Рэмбо 4: Священная война", "Рэмбо 4: В глазах змеи", "Рэмбо 4: Жемчужина кобры", "Джон Рэмбо", "Рэмбо: В ад и обратно".
- Тэглайны картины гласят: "В ад и обратно"; "Герои никогда не умирают... Они перерождаются."
|