РЕЦЕНЗИЯ №1
В своей гражданской жизни Чиветел Эджиофор не занимался боевыми видами спорта. Его актерская карьера стартовала, когда юному нигерийцу исполнилось тринадцать лет, некогда ему было отвлекаться. У Дэвида Мэмета, напротив – пояс какого-то промежуточного цвета. Именно по джиу-джитсу. И полезные знакомства в этой сфере. Один из друзей-борцов, бразилец Эд О'Нил, посоветовал Мэмету написать что-то про их любимый спорт. Так появился «Красный пояс».
Майк Терри содержит академию по джиу-джитсу. Громкое название не соответствует затрапезному наполнению: краска облупилась, на стенах потеки, в общем – душераздирающее зрелище. Денег не хватает даже на то, чтобы вставить стекло, которое выбила случайным выстрелом молодая адвокатша, сделав неловкий выпад чужим пистолетом. С этой адвокатшей у Терри завязывается духовный контакт. При вполне живой жене. Впрочем, с женой – давно нелады. Она считает мужа непрактичным кретином, а сама ведет какой-то там бизнес. Денег мужу не дает, упирая именно на то, что Майк – непрактичный кретин.
Сценарий, не стоит и сомневаться, написал Давид Мэммет. Для него это вообще – дело более привычное, чем в режиссерском кресле командовать.
Что происходит с Майком Терри дальше? Все то же. Он категорически отказывается зарабатывать деньги. У него – принципы, а мужчина тем и отличается от остальной биомассы, что ради принципов сдохнуть может. Майк не желает участвовать в коммерческих боях, потому что там – сплошная «подстава». В общем, его жизнь – гордое дерьмо, и даже свет в конце тоннеля оборачивается кошмаром.
Дэвид Мэммет утверждает, что «Красный пояс» - самурайский фильм в духе Куросавы. Поскольку классический бусидо (кодекс самурая) включает в себя пару десятков позиций, спорить с ним трудно: любой фильм про мужика, который сражается, найдет там отголосок. Вот, например, такое: «Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник"». Это, наверное, иносказательное описание академии Майка Терри. Ну, и еще в фильме присутствует японский сэнсей, который в конце и отделит волков от козлов.
Короче, все эти самурайские «понты» - нечто глубоко второстепенное. Мэммет слова про ЭТО произносит явно в стремлении понравиться знакомым по спортзалу. Куросавы у Мэммета нет совсем, но это не беда. Мужик остается мужиком, даже если не использует керамический чайник и не делает харакири вслед за своим господином. Фишка-то в том, что у Майка Терри господина нет – а без этого он такой же самурай, как Мэммет – Брюс Ли. Терри – подчеркнуто независимый человек, и единственный его господин – собственный кодекс чести с универсальным во все времена главным принципом: поступай, как должен, и будь, что будет.
Чиветел Эджиофор прост и правдив. Другим я его пока не видел. Некоторая напыщенность сценария с лихвой искупается его искренним исполнением. Правда, самые ответственные трюки за него выполняли двое каскадеров – но 12-дневный курс физподготовки он все же прошел, так что тут все тоже относительно честно. Чиветел даже в концовке не фальшивит – хотя там сделать это было представляю как невыносимо трудно…
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 10 млн. $ начались в июне 2007 года.
- Тэглайн картины гласит "Выход есть всегда. Надо его только суметь найти."
|