ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Красный дракон 
Red Dragon

Режиссер Brett Ratner (Брэтт Ратнер)
Сценарий Ted Tally (Тэд Толли)
В ролях:
Anthony Hopkins (Энтони Хопкинс),
Ed Norton (Эд Нортон),
Emily Watson (Эмили Уотсон),
Harvey Keitel (Харви Кейтел),
Philip Seymour Hoffman (Филип Сеймур Хоффман),
Ralph Fiennes (Ральф Файнс),
Mary-Louise Parker (Мэри-Луиз Паркер),
Anthony Heald (Энтони Хилд),
Tyler Patrick-Jones (Тайлер Патрик-Джонс)
Официальный сайт: www.reddragonmovie.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Представлять господина Лектера (его играет Anthony Hopkins) вряд ли нужно. Герой "Молчания ягнят" и прошлогоднего Hannibal возвращается на большие экраны, однако в этот раз режиссер Бретт Ратнер (Brett Ratner) решил сделать не очередное продолжение Молчания ягнят, а выпустить prequel, т.е. предисловие к своему фильму. Помните первую сцену "Молчания", где молодой агент ФБР приходит на консультацию к известному каннибалу? В Red Dragon это последняя сцена фильма.

Что, впрочем, не играет никакой роли. Понятно, что в этом фильме речь снова будет идти о серийном убийце, повадки и поведение которого под силу понять только такому же профессиональному маньяку, как Ханнибал Лектер.

Фильм начинается со сцены, где Лектер совершает очередную попытку убийства молодого агента ФБР Уилла Грэма (его играет Edward Norton), однако профессиональная подготовка последнего дает себя знать, и Лектер, равно как и Грэм, оказываются на больничной койке. Грэм в качестве героя-полицейского, получившего ранения во время выполнения задания, а Лектер в качестве серийного убийцы, приговор которого состоит из семи пожизненных заключений.

После столь удручающего инцидента Грэм уходит из федерального агентства и все свободное время проводит на океанском побережье, наслаждаясь жизнью со своей семьей и починкой моторов для катеров. Однако идиллия получает свое завершение, когда на Грэма выходят бывшие коллеги. Джек Крофорд (его играет Harvey Keitel) из ФБР рассказывает Грэму об уникальном серийном убийце, почерк которого похож на Лектера. Грэму предлагается просто приехать и высказать свои мнения об убийце, так как полиция находится в тупике. Однако навыки следователя дают себя знать и вскоре Грэм с головой погружается в новое дело.

Весьма изощренный убийца в этот раз, как кажется полицейским, действует наобум, и каждое полнолуние наносит смертельные увечья американской семье. На его счету уже два убийства, и Грэму приходится оперировать уликами, полученными на местах предыдущих преступлений. То, что это маньяк, не вызывает сомнений, так как все убийства совершаются не ради ограбления или вымогательства. Когда логика Грэма заводит его в очередной тупик, он направляется в тюремное заведение к своему "давнему" знакомому - Ханнибалу Лектеру, с просьбой помочь ему исследовать поведение маньяка.

Это не детектив по мотивам произведений Агаты Кристи, и поэтому убийцу зрителю представят задолго до конца фильма. Это действительно маньяк с серьезными психическими отклонениями, и после того, как мы увидим лицо Фрэнсиса (убийцу играет Ralph Fiennes), фильм превращается в "кошки-мышки", где Грэм старается заманить маньяка в ловушку, избегая участи быть убитым самому. Все это время Фрэнсис ведет переписку с Лектером, которого считает своим духовным наставником. Законодательство разрешает Лектеру получать и отправлять почту, чем тот и пользуется, шифруя свои сообщения в разделе частных объявлений местного таблоида.

Воспитанный суровой бабушкой Фрэнсис поклоняется мифическому Красному Дракону, описанному в библейских Откровениях и изображенному Робертом Блейком. Фрэнсис ведет дневник, куда старательно записывает все события своей жизни, включая совершенные убийства.

Гонка на опережение начинается, когда в одном из своих посланий Фрэнсису Лектер указывает домашний адрес Уилла Грэма.

Что можно сказать о фильме? При неплохом сюжете и хорошем подборе актеров (об этом чуть ниже) триллер получился отменный. Сюжет развивается непредсказуемыми тропинками, и публика держится в постоянном напряжении практически до конца фильма. Сцен с обилием крови и весьма обезображенных трупов предостаточно, и на тихий сон фильм смотреть не рекомендуется. В качестве развлечений Фрэнсис вырезал своим трупам глаза, вставляя в отверстия зеркальные стеклышки, однако об этом зрителю только рассказывается, к счастью, не прибегая к пущей визуализации.

Хотелось бы остановиться и на недостатках и даже проколах Red Dragon. Во-первых, серийный убийца из Фрэнсиса получается практически никакой. Если ты серийный убийца, приносящий смерть в американские семьи со средним достатком, то будь добр, им и оставайся в течение фильма. Так нет же - после двух немотивированных убийств Фрэнсис переключается на людей, которые так или иначе мешают ему жить, - репортера таблоида, дружка своей сотрудницы и семью Уилла Грэма. Ну что это за серийный убийца, спрашивается? Где постоянство, где стиль, где почерк?

Кроме того, играющий талантливого агента ФБР Edward Norton на сурового полицейского ну никак не похож. Максимум, что ему можно доверить играть с белобрысой челкой и детской улыбкой - это пионервожатого или продавца в магазине детских игрушек. Не смотрится Нортон в тех сценах, где наше воображение рисует сурового, но справедливого полицейского, умело просчитывающего действия соперника на шаг вперед.

Но в то же время фильм получился весьма неплохой, и поклонники триллеров наверняка останутся довольными хорошим сюжетом и присутствием в картине Лектера, самого импозантного из всех серийных убийц.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

"Огненный дракон" - один из лучших фильмов виденных мною в этом году. Это то, что я хотел, но не получил, когда вышел "Ганнибал". Ближе к "Молчанию ягнят" некуда.

В этой главе о Ганнибале Лектере отставной агент ФБР Уилл Грэхем (мой любимый Эдвард Нортон) возвращается в ФБР по просьбе его бывшего босса Джека Кроуфорда (Харви Кейтел) чтобы помочь поймать убийцу-садиста Зубная Фея (Ральф Файнс). Грэхем приходит к психиатру, надеясь получить от него помощь. Но этот психиатр пробовал полакомиться самим Грэхемом, исключительно с бобами и хорошим кьянти.

Я не собираюсь углубляться в сюжет "Огненного дракона", из страха лишний раз спойлернуть, но поверьте - вы разочарованы не будете. Ральф Файнс играет Фрэнсиса Доллархайда (Зубную Фею), он великолепен в роли безжалостного убийцы. По сравнению с ним Лектер выглядит бледновато. Приятно наблюдать, давно нас не радовали такими маньяками. Про Лектера, я думаю, и говорить не стоит - сэр Энтони Хопкинс как ни как. Он забавен. Он изобретателен. Он жуток. Он - все, что вы ждете от человека питающегося человеческой плотью. Ганнибал за стеклянной клеткой - один из лучших ходов создателей кино. Когда он стоит за этим стеклом, то кажется что он может трахнуть мозги любого, и сделать это лучше всех. В одной из сцен он сидит в клетке в своей фирменной маске, в то время как его клетку убирают. Просто то, что он сидит там и НИЧЕГО не делает, кроме того, что смотрит, а страшно как в аду.

Что касается остального каста, то он отличен, все чертовски хороши. Эдвард Нортон, Харви Кейтел, Эмили Уотсон (слепая подруга Зубной Феи), и Филлип Сеймур Хоффман (раздражающий репортер бульварной газетенки) - все очень и очень хороши. Из всей связки очень сложно выбрать лучшего актера, но для меня это однозначно Нортон (ну фанат я, фанат).

Я могу еще долго перечислять достоинства "Огненного дракона". Хорошая режиссура, сценарий, игра актеров - от начала и до конца. Есть несколько ссылок на предыдущие фильмы серии.

Этот фильм соберет миллионы и миллионы, и уже идут разговоры о следующем фильме. Сам сэр Энтони Хопкинс говорил о том, что с удовольствием рассмотрел бы сценарий. Если следующий фильм будет таким же, то не думаю, что будут недовольные. 9,5/10


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

В самом начале 80-х агент ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон) ловит знаменитого маньяка - людоеда и психиатра Ганнибала Лектора (Энтони Хопкинс). Ловит, подставив самого себя, и только случайность спасает его от участи оказаться на обеденном столе каннибала. Не вынеся пережитого ужаса Уилл Грэм оставляет пост в ФБР.

Несколько лет спустя происходят новые леденящие душу события - две семьи вырезаны в собственных домах при схожих обстоятельствах. ФБР в тупике и Джеку Кроуфорду (Харви Кэйтел) ничего не остается, как привлечь к делу ушедшего в отставку Уилла, а тому ничего другого в голову не приходит, как просить помощи у сидящего за решеткой Ганнибала Лектора в составлении психологического портрета психопата. Лектор решает отомстить агенту, упекшего его в тюрьму…

Этот фильм совсем не предыстория одного из лучших триллеров начала 90-х "Молчание Ягнят", как нас пытаются убедить создатели и прокатчики фильма. Ответа на вопрос, как именно был пойман Ганнибал Лектор и какие события этому предшествовали в "Красном драконе" вы не найдете. Сцена поимки это первые пять минут фильма, развивающаяся по сценарию - пришел, все понял, разрядил пистолет, поймал маньяка. Дальше начинается совсем другая история - история Красного Дракона (Рэйф Файнс), к сожалению до боли напоминающая "Молчание Ягнят", за исключением того, что вместо Клариссы Старлинг перед камерой Лектора сидит Уилл Грэм, пытаясь разобраться в туманных намеках психа-психиатра. Вообще сама идея привлечения одного Зла для обуздания другого Зла кажется мне весьма сомнительной. В "Молчании ягнят" этому было оправдание - возможно Баффоло Бил был пациентом Лектора. В "Красном драконе" Лектор появляется только потому, что это экранизация романа Гарриса, чьим "сквозным" героем является Ганнибал. Опять от Лектора мы слышим ничего не значащие фразы, ценность которых для расследования весьма сомнительна, потому что их можно истолковать практически любым способом, а собственно развязка наступает просто тогда, когда Уилл понимает принципы Красного Дракона по отбору семьи-жертвы. Найти человека после этого не составляет особого труда. Доктор Лектор для этого на мой взгляд совершенно не был нужен, просто обычная "работа серых клеточек", как сказал бы Эркюль Пуаро и грамотная работа опытных следователей.

Не совсем оригинальна сюжетная линия связанная с самим Красным Драконом. Во-первых, она сильно напоминает историю Нормана Бэйтса из "Психоза" Хичкока. Тут почти то же самое - затюканный своей бабкой-садисткой мальчик, кажется страдающим еще и раздвоением личности, когда в одном случае он Красный Дракон из рисунка поэта и мистика Уильяма Блэйка, бредящий перерождением и манией величия, а в другом скромный и застенчивый служащий, тайно влюбленный в слепую красавицу (Эмели Уотсон). Вот эта влюбленность есть сомнительный пункт номер два. Зачем очеловечивать самым человеческим чувством монстра? Хотя с другой стороны достаточно взглянуть в бездонные глаза Эмели Уотсон, что бы забыть о всякой чуши вроде массовой резни по ночам.

Не часто нам выпадает возможность увидеть в одном фильме такое количество очень хороших актеров, практически все роли играют именитые артисты - Эдвард Нортон, вполне адекватно заменивший Джоди Фостер на боевом посту ловца маньяков; Харви Кайтел, в практически второй по значению роли Джека Крофорда в фильме, хотя по-моему Скотт Гленн был гораздо интереснее; Рэйф Файнс блестяще сыгравший разрываемого своими сущностями монстра. Но Энтони Хопкинс устал от роли Лектора, которая его и прославила, если в "Молчании Ягнят" именно его игра и его персонаж был стержнем всего фильма, то в "Красном Драконе" его роль явно вторична и выглядит совершенно блекло. Достаточно посмотреть первые сцены фильма - Лектор сидит и слушает симфонический оркестр. Флейтист явно комкает ноты. Лектор плотоядно щурит глаз - он его съест, это очевидно. Проблема в том, что уж слишком шаблонно, отработанно, привычно выглядит ухмылка. А ведь от одной фразы "Я съел его печень и запил прекрасным кьянти" десять лет назад у зрителей мурашки бегали по спине и волосы на затылке шевелились. Истинной звездой фильма, стала как я и предполагал, Эмели Уотсон. Сцен у нее мало, не более пяти, но эти моменты, когда на экране появляется ее героиня, вы запомните надолго. Эти глаза, в которых сосредоточилась вся боль и страдания мира, очень лаконичные, даже скупые жесты, не так важно видели ли вы "Рассекая волны" или нет, на Уотсон невозможно не обратить внимания даже в самой маленькой роли. Поверить в то, что ее героиня не слепа решительно не возможно. С технической точки зрения актерская работа Эмели ставиться в один рад с ролью Аль Пачино в "Запахе женщины".

Подытоживая, можно сказать, что "Красный Дракон" стал вполне приемлемым триллером, на фоне чудовищного "Ганнибала" выглядящим настоящим шедевром и образцом профессионализма. Так что если вас напугал в самом худшем смысле "Ганнибал", то это не причина не смотреть приквел к трилогии.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Г л а в н ы е д е й с т в у ю щ и е л и ц а:

Наши старые друзья, знакомые еще по "Молчанию ягнят" и "Ганнибалу", действуют и в приквеле:

Конечно же, это доктор Ганнибал Лектер собственной персоной. Главная звезда двух первых частей снова предстает перед нами в своей легендарной камере со стеклянной стеной.

Далее- незабвенный агент ФБР Джек Кроуфорд тоже здесь. Но стильный Скотт Гленн уступил место вялому Харви Кейтелю. Ничего особенного. Гленн был гораздо более к месту и при деле.

"Добрый" доктор Фредерик Чилтон в исполнении Энтони Хилда снова в седле. И даже санитар Барни (Френки Фэйсон)- и тот здесь.

Но настало время познакомить вас с остальными, "новыми" персонажами.

Итак, по порядку...

Уилл Грэхем (Эдвард Нортон)- субтильный молодой следователь ФБР, которому удалось арестовать самого Доктора Лектера, о чем мы узнаем из пролога. Душераздирающая сцена обеда ("я скормил его печень гостям и запил его отличным кьянти"- неточная цитата Ганнибала) и следующий за ней поединок Лектера и Грэхема настраивают зрителей на нужный лад.

Реба Маклейн в исполнении Эмили Уотсон- слепая одинокая девушка, посчитавшая, что обрела в лице Зубной Феи свою любовь.

Фредди Лаундс (Филипп Сеймур Хоффман)- зарвавшийся репортер-папарацци, вечно сующий нос в чужие дела, и принявший смерть жуткую и лютую от рук Зубной Феи.

И, наконец, главная звезда "Красного Дракона"- Фрэнсис Долархайд, более известный как "Зубная Фея" в блестящем исполнении Ральфа Файнса. Человек, желающий стать драконом или дракон, заключенный в тело человека- кто же он? Ответ на этот вопрос он и пытается получить, совершая жуткие убийства.

Именно взаимоотношения всех вышеназванных персонажей и составляют канву картины.

АКТ ПЕРВЫЙ: К р а т к о е с о д е р ж а н и е

Агент ФБР Уилл Грэхем, оправившись от ножевого ранения, уходит из бюро и отправляется с семьей во Флориду с надеждой никогда больше не видеть чуть было не сжившего его со света доктора Лектера, который ныне содержится в психиатрической лечебнице под чутким руководством доктора Чилтона. Но начальник Грехема Джек Кроуфорд вынужден вызвать своего питомца на работу: дело в том, что благополучию мирного населения угрожает маньяк-убийца, вырезающий целые семьи. Газетчики уже нарекли этого безумца Зубной Феей. Способности Уилла могут пригодиться в этом деле. Более того: решено связать Грехема с томящимся в заточении Ганнибалом Лектером, с тем, чтобы последний помог изловить мерзавца. И вот уже двери психиатрической лечебницы гостеприимно открываются, впуская Грехема по ту сторону добра и зла, где ему предстоит встреча с жаждущим отмщения Ганнибалом...

АКТ ВТОРОЙ: А н а л и з

"Молчание ягнят" был шедевром. Это аксиома. Фильм Джонатана Демми, снятый по роману Томаса Харриса, стал культовым и принес своим создателям 5 заслуженных "Оскаров". Блестящий сценарий Теда Телли, сильнейшие актерские работы сэра Энтони Хопкинса и Джоди Фостер, уверенная режиссура Джонатана Демми- вот слагаемые успеха картины 1991 года.

"Ганнибал", снятый в 2001 г. Ридли Скоттом шедевром не был. Скотт умышленно снял сиквел таким образом, чтобы не было похоже на "Молчание". В итоге получился невероятно жестокий фильм, который, тем не менее, значительно уступал оригиналу, и это было видно невооруженным глазом. Да и отсутствие Джоди Фостер, которую заменили на Джулианну Мур, сказалось.

И вот в 2002 г. режиссер Бретт Ратнер, до этого снимавший комедии ("Час Пик", "Money Talks"), весьма неожиданно для нас, но судя по всему, не для продюсеров, сел в режиссерское кресло картины, которая одновременно является приквелом "Молчания ягнят" и "Ганнибала" и римейком фильма Майкла Манна "Manhunter", снятого в 1986 году.

Сразу же стоит сказать, что по моему мнению, "Красный Дракон"- самая слабая часть трилогии и в дальнейшем я попытаюсь объяснить почему.

Поговорим о кастинге.

Эдвард Нортон, звезда "Бойцовского клуба" и "Американской истории Икс" в роли Уилла Грехема сыграл, как мне показалось, несколько пресновато. Не обладая большой харизмой, Нортон, тем не менее, весьма неплохо смотрелся в "Клубе". Здесь же он просто никакой. Даже великолепно прописанная сцена "спасения" собственного сына от рук маньяка, и та сыграна им весьма вяло.

Другое дело- главный противник Грехема- Фрэнсис Долархайд в искрометном исполнении Ральфа Файнса. Буря эмоций, двойственность, раздвоение личности, инфантильность, закомплексованность- все это сыграно просто блестяще!

Энтони Хопкинс просто не знает, что такое играть плохо. Лектер по-прежнему убедителен и зловещ. Другое дело, что в "Красном Драконе" он играет второстепенную, если не третьестепенную, роль.

Эмили Уотсон чрезвычайно убедительно сыграла слепую девушку. Ее движения настолько подчинены ее недугу, что создается полное иллюзия того, что актриса действительно слепа.

Филипп Сеймур Хоффман, который, на мой взгляд, просто гениально сыграл в "Без изъяна" Шумахера, здесь также играет отлично.

Что касается сюжета в целом и сценария: многие ругали сценарий к "Ганнибалу" Дэвида Мамэта и превозносили сценарий Тэда Телли к первому фильму. В "Красном драконе" Телли снова в седле, но вопрос в том- пошло ли это на пользу? Думается, что нет.

В любом случае, повторить, а уж тем более превзойти сценарное безупречие "Молчания ягнят", Телли не удалось. Сценарий отнюдь не инфантилен, просто в нем мы не встретим тех изысков, которыми прославился фильм Демми. Даже финальный фортель (huge spoiler ahead!) с подменой тела, когда Зубная Фея инсценирует собственное самоубийство, явно "позаимствован", например, из фильма Дарио Ардженто "Ужас в опере", с той лишь разницей, что в "Драконе" женщина слепая, а в "Ужасе" убийца завязывает ей глаза.

Более того: инфантильный Долархайд во многом списан с "Маменькиного сынка" Нормана Бейтса из фильма Хичкока "Психоз".

Еще одна претензия- Ганнибала Лектера в фильме преступно мало. Если в "Молчании" он играл весьма важную роль (Хопкинс получил Оскара, напомню, за лучшую мужскую роль ПЕРВОГО плана), а в "Ганнибале" так и вообще выходил на первый план, то в "Красном драконе" он исполняет скорее декоративную функцию. Начиная со второй половины картины, мы практически не видим престарелого докторишку, вплотную переключившись на связку- Грехем-Долархайд. Ганнибал так и продолжает уныло сидеть в своей камере. Мы же остаемся обманутыми: вроде как Лектер на месте, но вроде как это и не совсем то, чего мы ждали.

Операторская работа и музыка весьма впечатляют. Тревожная оркестровка Дэнни Элфмана создает подобающее настроение, пробираясь в самую подкорку. Но опять же - до музыки Говарда Шора из "Молчания" ей далеко.

АКТ ТРЕТИЙ: В Е Р Д И К Т

Д о с т о и н с т в а: прекрасные актерские работы (особенно Ральф Файнс), неплохая музыка

Н е д о с т а т к и: не выдерживает никакого сравнения с "Молчанием ягнят", вторичность найденных образов

В е р д и к т: определенно, разочаровывающий приквел "Молчания", во многом выезжающий за счет прекрасной игры актеров.


     
РЕЦЕНЗИЯ №5

За шесть десятков лет пребывания в киноиндустрии Дино Де Лаурентис испытал немало взлетов и падений. Но история Ганнибала Лектера в списке его неудач стоит особняком - в отличие от тихих провалов она так и останется в истории возле его имени как бесстрастная улика, как обескураживающее свидетельство недальновидности. Схожие чувства испытывает тренер, не рассмотревший задатки будущего чемпиона. Две попытки реванша, изначально обреченные на безуспешность, лишь усугубили положение. Солидные кассовые сборы стали разве что утешением, неполной компенсацией ущерба репутации.

Тогда, в 1986 году, маститый продюсер и не подозревал о том, что терпит самое крупное поражение в своей жизни. Заполучив права на бестселлер Тома Харриса «Красный дракон», Де Лаурентис спозиционировал фильм по нему как среднеуровневый триллер, сэкономив и на звездах, и на раскрутке. Снятый режиссером Майклом Манном (впоследствии снявшим «Схватку», «Последнего из могикан») «Охотник на людей» оказался, тем не менее, продуктом очень высокого качества. Соотечественник Де Лаурентиса Данте Спинотти, к тому времени зарекомендовавший себя в Старом Свете, дебютировал в качестве «директора фотографии». Был приглашен неплохой, но не более того, актерский состав: в роли Грэма - Уильям Петерсен, Долархайда - Том Нунан, Кроуфорда - Деннис Фарина, Рибы - Джоан Аллен, Лаундса - Стивен Лэнг. Если бы кто-то из них стал впоследствии суперзвездой, фильм, возможно, и стал бы значительным событием, чего он, безусловно, заслуживал. Тогда зрителям была неведома магия Ганнибала - ее открыватель Энтони Хопкинс еще только восстанавливал здоровье и репутацию после многолетних запоев. Так же, как и все, незнакомый с ней Брайан Кокс от души орудовал мимикой и жестами, если не сказать - держался фигляром. Не мог он знать, что создает не образ, а всего лишь первое приближение к нему. Спустя пять лет случилось «Молчание ягнят».

Харрис, ошеломленный успехом фильма Джонатана Демма не меньше, чем Де Лаурентис, подготовил на продажу сиквел. И лишь один из всех кинопродюсеров на Земле не имел морального права торговаться. «Ганнибал» на поверку оказался достойным обструкции нездоровым ужастиком, зато он дал Де Лаурентису возможность реабилитироваться как за своего «Охотника...», так и за чужое «Молчание...». К работе над новым «Красным драконом» были подключены ставший уже знаменитым Данте Спинотти, сценарист «Молчания ягнят» Тед Тэлли, целая россыпь первоклассных исполнителей. Осуществлять постановку было поручено Бретту Ратнеру, до этого дважды скрещивавшим Джекки Чана с Крисом Такером.

Иногда случается, молодой профессионал демонстрирует удивительную для его возраста зрелость. В случае с «Красным драконом» этого не произошло. Каждый эпизод фильма свидетельствует о неодолимой тяге Ратнера к мэйнстриму. Выводить какой-то особенный подход к саспенсу режиссер не стал, заместив вероятные находки (а литисточник представляет из себя богатую на них почву) громкими резкими звуками, сменами цветов - в общем, теми прибамбасами, что заставляют встряхнуться, но при этом не убеждают. Очевидно, поскольку история перешла в разряд шоу, к тому же под патронажем Де Лаурентиса, художественная убедительность опять отошла на второй план. Эфемерный шанс хотя бы сравняться с «Молчанием ягнят» был бездарно - в буквальном смысле этого слова, от отсутствия дарования - утрачен.

Впрочем, к этому шансу не были готовы и те, кто адаптировал фильм к российскому показу. Если создатели фильма в начале и обозначили особенную мрачность сюжета, то нашему зрителю прочувствовать это помешали. Холодный напор газетных передовиц в интерпретации российских прокатчиков переродился в бойкую дикторскую декламацию. Да что там атмосферу чувствовать! Даже «штат Балтимор» кажется мелочью по сравнению с переводом прозвища маньяка. The Tooth Fairy стал Зубной феей. Можно подумать, сотрудники правоохранительных органов - сплошь люди с повышенными эстетическими запросами, раз их лексикон изобилует cловами «фея», «пария», «эльф». В контексте повествования слово «fairy» никакого отношения к волшебству не имеет, так в англоязычных странах называют тех, кого у нас называют «голубыми». Если бы Долархайд жил в России, и российские менты называли бы его «Голубым зубастиком» - не абракадаброй бы вам показался обратный перевод с английского «Синий клык» или «Печальные зубы»?

Грешит неточностями и сам фильм. По ходу его всплывают странные для экранизации романа 1981 года детали: доступ в Интернет, галстучный узел Москони, VHS-C, нортоновские панели на мониторе компьютера. А ведь сюжет привязан к технологии своего времени: маньяк работал в фирме, занимавшейся проявкой любительских кинолент - важнейшее обстоятельство! Тут уж можно не придавать особого значения тому, что Ллойд Баумэн - азиат, что финал приклепан к «Молчанию ягнят», что в роли породистого дирижера выступил Лало Шифрин, композитор, на протяжении четырех десятилетий сочиняющий музыку ко всяким «Часам пик».

Это при том, что лейтмотивом всей трилогии является как раз стремление к совершенству. «Жизнь забросила нас в примитивное время - уже не первобытное, но еще и не просвещенное... Полумеры - бич нашего времени...» - это строки принадлежат Ганнибалу Лектеру. Наше время не сжалилось над создателями фильма. Именно полумеры сталкивают его в пучину посредственности. С другой стороны, очевидно: это действенный способ быть оцененным теми людьми, что дарят друг другу на праздники презираемый Лектером «Олд спайс», теми, что достойны, по Лектеру, самой жалкой участи. Они получили совершенное произведение в жанре «страшной истории» и сделали центрального его персонажа, непостижимого в своих мотивах, объектом поклонения. Превосходство обожествлялось во все времена.

Начало же фильма плотно усеяно атрибутами изысканного общества, такими, как девиантная улыбка одной мелькнувшей в кадре дамы или длиннющая шея другой. Свет - вот благодатная среда для эстета Ганнибала, сущность которого по прошествии времени была раскрыта по-новому. Авторы не смогли (да, видимо, и не захотели) откреститься от фабулы предыдущего фильма, низведшей психологическое пикирование в «Молчании ягнят» и «Красном драконе» до сублимационных игр лишенного благ и свободы «творчества» маньяка-интеллектуала.

Ганнибал подчиняет тех, кто способен общаться с ним, своей собственной модели отношений с обществом, и торжествует, ощущая себя демиургом человеческих судеб. «Человек видит лишь то, что он замечает, а замечает то, что так или иначе присутствует в его сознании» - это высказывание французского юриста Альфонса Бертильона послужило эпиграфом к роману «Красный дракон». Человеку, как существу высокоорганизованному, дозволительны болезненные фантазии, считает Ганнибал и заставляет идеального семьянина фактически расписаться в том, что он - латентный перверсионист. Однако в фильме 2002 года этот аспект почти не обозначен. Детектив Уилл Грэм, несмотря на весь актерский блеск Эда Нортона, выглядит слишком безупречным с точки зрения общепринятой морали.

Что касается сэра Энтони Хопкинса, то он какими-то откровениями не поразил и не собирался этого делать, что было вполне предсказуемо. Чувствуется, что на участие в этом фильме он согласился только за очень солидный гонорар. Выданных за «Молчание ягнят» лавров ему и так хватит на все оставшиеся в его жизни супы, зато денег, как известно, никогда не бывает слишком много. И он честно отрабатывает свои двадцать миллионов, источая свой «взгляд», это свое УТП (уникальное торговое предложение), оптом. Что этого «взгляда» слишком много, становится ясно уже на первых минутах. А он, как гуимплен, будет пребывать с одним и тем же выражением лица вплоть до финальных титров. И все потому, что новый Ганнибал по прихоти старины Дино, знающего массовый вкус как свои пять пальцев, ориентирован исключительно на запугивание.

Продолжают катавасию с рецептом и остальные исполнители. Парадокс заключается в том, что фильм теряет вовсе не из-за плохой их игры, а как раз наоборот - из-за старательности. Чуть ли не каждый из актеров пробует себя как солист. В той же мере, что и Хопкинс, претендуя на роль драгоценного камня, хотя место им - оправа, переигрывают и Ральф Файннс, и Эмили Уотсон. «Английский пациент» должен был уступить Хопкинсу, как уступил в свое время Тед Ливайн. В итоге, при том, что Нунан и Файннс - актеры из разных весовых категорий, Долархайд с прической Красти оказался убедительнее Долархайда с татуированным задом.

«Красный дракон» 1986 года, вообще, был более правильным фильмом - и тем, что Ганнибал ограничивался в нем вспомогательной функцией, и своим местом в истории кино. К слову, ничего революционного в новом фильме по сравнению с ним и не было - убран неактуальный теперь антураж «Miami Vice», вбухано больше денег. Концовка, между прочим, не соответствует оригинальной в обоих случаях. В первом это произошло от желания сократить метраж, во втором - от желания эффектно доказать доказанное. При этом осталось непонятно, как детективу Грэму открылись интимные подробности долархайдова детства, и почему маньяк, так тщательно все продумавший, в момент утратил хладнокровие. Вывод следующий: фильм Манна достойно предварял шедевр Демма, выполняя упомянутую выше функцию оправы, а то, что получилось у Ратнера - эпигонство, довольно безыскусная эксплуатация чужих находок.

В 1991 году Ганнибал Лектер растворился в толпе - это и была эффектнейшая концовка совершенного творения, не предусматривавшая дальнейшего обращения к нему. Оно было противоестественным, это дальнейшее обращение, как если бы, допустим, Зюскинд написал продолжение для своего Гренуя. К тому же новый фильм не мог не ущемить так называемый "нерв времени": история Ганнибала сейчас воспринимается именно как история всем известного злодея - суперзвезды, поп-культурного феномена. И Ганнибал-2002 кажется не просто старее, но и опытнее Ганнибала-1991.


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 4 января 2002 года.
- Действие фильма разворачивается семью годами раньше, чем в "Молчании ягнят" и почти 20 годами ранее "Ганнибала". Поэтому продюсеру Дино ДеЛорентису пришлось использовать компьютерные технологии, чтобы омолодить на 20 лет 63-летнего Энтони Хопкинса. Эти технологии могут подкорректировать черты лица и убрать несколько дюймов в талии.
- Гонорар Энтони Хопкинса составил 20 млн. $.
- Интервью с режиссером Бреттом Ратнером находится здесь.
- Сценарист Тэд Толли получил Оскара за сценарий "Молчания ягнят".
- Многие фанаты были очень удивлены, увидев в кастинге фильма имя Джета Ли. Вся путаница произошла из-за того, что в 1994 году вышел одноименный фильм с ним, который назывался в американском прокате "Новая легенда Шаолиня".
- Решение о постановке фильма было принято мгновенно после удачного старта кровавого "Ганнибала". Причем решение это было безоговорочным.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: