РЕЦЕНЗИЯ №1
Однажды Фрэнк и Эйприл Уилер встретились на вечеринке, посмотрели друг другу в глаза – и поняли, что созданы друг для друга. Прошли годы. У Фрэнка и Эйприл появились дети, но исчезли иллюзии. Эйприл поняла, что никогда не станет хорошей театральной актрисой и превратилась в домохозяйку, что ей ненавистно. Фрэнк ходит в шляпе и костюмчике на ненавистную ему работу в контору, где много лет проработал его отец-неудачник. И вот однажды вечером, в день рождения Фрэнка, Эйприл в порыве вдохновения предлагает шикарный план: продать дом и машину, уехать в Париж, где она устроится секретаршей, а Фрэнк месяцев за шесть поймет, чего ему хочется, и попробует реализовать мечту. План слишком хорош, чтобы выдержать столкновение с реальностью – но чем черт не шутит?
Для меня одна из самых важных вещей в фильме – как он заканчивается. Финал «Дороги перемен» напоминает настоящую литературу: долгий многозначительный взгляд второстепенного персонажа. Жизнь продолжается самым обыденным образом, хотя, казалось, в ней должно измениться решительно все. Литературная основа (роман Ричарда Йейтса, писателя, которого ценит сам Вуди Аллен – неизвестно, впрочем, кто тут больше должен гордиться) проступает, несмотря на весь кинематографический макияж. Сэм Мендес имеет привычку снимать, будто книжку пишет. В «Дороге перемен» ему и напрягаться не пришлось: первоисточник максимально благоприятствовал его манере. Правда, от сценариста Джастина Хейти Мендес требовал «меньше почтения» к тексту Йейтса, а конкретно – меньше бесконечной болтовни между Фрэнком и Эйприл. И еще 20 минут было отрезано при монтаже. Мне кажется, фильм от этого хуже не стал.
Вообще, генератором проекта выступил не Мендес, а его жена Кейт Уинслет: именно она убедила продюсера Скотта Рудина, что ее супруг – самый подходящий режиссер для такого дела. А потом на горизонте замаячил Ди Каприо, и проект из авторского неожиданно стал коммерческим. Но это оказалось самым большим обманом 2008 года: никакого возвращения к «Титанику» не произошло. Ди Каприо как человек вполне адекватный (хотя по физиономии этого и не скажешь) понимал, что даже малейший намек на «Титаник» может закончиться катастрофой. С ним все были согласны и очень старались избежать напрашивающихся ассоциаций. Почти получилось – хотя сцена первого танца будущих Уилеров на что-то все-таки похожа…
На самом деле, сделать из «Дороги перемен» второй «Титаник» можно было разве что спьяну: здесь у нас не история любви, а анатомия семейного кризиса. На Ди Каприо невозможно смотреть без отвращения: он трус, истерик и рохля. Сыграл, как с ним нередко бывает, потрясающе – нет ни одного эпизода, когда можно было бы им насладиться. И все-таки Мендес очень постарался, чтобы актерский класс Лео не стал главной начинкой фильма. Мендес очень любит жену, да и она у него совсем не бесталанная. Совместные усилия этого семейного подряда принесли «Золотой глобус» за лучшую женскую роль и подтвердили, что фраза «Годы ей к лицу!» далеко не всегда – фальшивый комплимент.
А знаете ли вы, что...
- Картина снята по одноименному роману Ричарда Йейтса. Права на адаптацию были выкуплены в 1967 году.
- Все сцены фильма сняты в строгой последовательности одна за одной.
- Первый фильм Сэма Мендеса, в котором он снимает свою жену Кейт Уинслетт.
- Во время съемок любовной сцены между героями Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслетт Сэм Мендес предпочел переместить монитор в другую комнату.
|