ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Восстание планеты обезьян 
Rise of the Planet of the Apes

Режиссер Rupert Wyatt (Руперт Уайатт)
Сценарий Scott Frank (Скотт Фрэнк),
Amanda Silver (Аманда Силвер),
Rick Jaffa (Рик Джаффа)
В ролях:
James Franco (Джеймс Франко),
Andy Serkis (Энди Серкис),
Freida Pinto (Фрида Пинто),
Brian Cox (Брайан Кокс),
Tom Felton (Том Фелтон),
John Lithgow (Джон Литгоу)
Официальный сайт: www.apeswillrise.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 105 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

- Вы знаете все о мозге, но не умеете им пользоваться!

 

Нет, ребята! Так восстают разве что хомячки, да и то – только после недельного гуляния по случаю дня ВДВ. Не говоря уже о дурацком переводе английского слова «rise», фильм «Восстание планеты обезьян» еще и весьма вольно кладет на зрительские ожидания. Это не делает ленту плохой. Но заставляет почувствовать себя обманутым. А с таким эмоциональным фоном замечать хорошее – практически аморально. Вот и получается, что те, кто шел на блокбастер «про бибизян», получили просто набор игриво ухающих приматов. А все приметы блокбастера отправились в район седалищного мозоля. Казалось бы, в Голливуде уже давно знают рецепт зрелищного выколачивания зрительских денег. Знать – знают, но пользоваться так и не научились. В результате – бюджет мощный, касса пустая, прогиб не засчитан, нашим хана. А фильм – не такой уж и слабый. Только кто об этом вспомнит через пару дней?

Глубоко-глубоко в лесах Бразилии, прямо посеред массово расплодившихся Донов Педро, скромно живут дикие обезьяны. Их там много-много. Периодически сводный педроотряд выпиливает часть незадачливых приматов, отправляя самых выживших в тюрьмы Страны Свободы. Наиболее удачливые попадают не в зоопарк, а лично к доброму доктору Уиллу, который и не доктор вовсе, а почти гениальный генетик. Но это не мешает ему носить белый халат и колоть доверчивым шимпанзям всякие экспериментальные растворы. Уилл не садист, он просто ищет средство от Альцгеймера. В ходе поисков испытуемые все чаще мрут, но одна вдруг начинает кучно умнеть. Далее будет трагичная смерть высоколобой особи, проект прикроют, а неучтенного детеныша Уилл лично заберет к себе домой. И заверте.

Отпрыск, унаследовавший мощные мозги, будет сытно взрослеть в домашних условиях, пока не покалечит особо буйного соседа. Закончится халва и хурма – начнется жесткая турма. Со всеми вытекающими: разборки с пролетариатом, хитрый эскейп, заговор, мстя и эвентуальный прорыв на волю в пампасы. Попутно Карфаген будет разрушен, сопротивляющиеся выпилены, а человечеству тупо не повезет. Так точно, сэр! Естественный отбор!

***

Почему книга Пьера Буля о макаках, победивших эволюцию, так популярна в Голливуде, вам не ответит ни один Дарвин. О сюжет «Планеты обезьян» обломал зубы и карьеры уже не один десяток сценаристов. Плюхались в лужу при экранизации даже такие киноглыбы, как Тим Бертон. Но время идет, а соискатели счастья все не переводятся. Голливудский ремесленник Руперт Уайатт решил проявить производственную смекалку и снять боевитый приквел. Дескать, вон откуда они есть пошли все эти шимпанзы с тремя высшими образованиями. Но потенциально зрелищный сюжет опять увяз в маете и терзаниях. И новомодные технологии компьютерных звериных физиономий, налепленных на талантливо корячащегося Серкиса не спасли. Фильм развалился на неравномерные ломти, а в зияющих трещинах вновь засветилась кондовость, достойная бертоновских резиновых морд.

Да, почти живое обезьянье «лицо», которым нас радуют уже на десятой минуте, выглядит вполне себе кавайно. Но когда и через полчаса продолжают кормить только этим «лицом», мозжечок начинает зудеть. Все это «Древо жизни», скрещенное с опусами «Animal planet» в соседстве с громкой блокбастерной афишей выглядит совсем уж бедным родственником. Авторы проблему, вроде как, понимают. Потому без предупреждения начинают покадрово переснимать сериал «Побег из тюрьмы». С одной стороны это выглядит так, будто в кинозале бобины перепутали, с другой – восхищать зрителя по-прежнему должно исключительно кинематографичное зверье. И тогда режиссер вновь передергивает затвор – и на экране начинает происходить то, ради чего народ покупал билеты. Аз воздам по-обезьяньи: потному Малфою – электрический душ, злым гаишникам – канализацию в бубен, Анджеле Дэвис по-братски – свободу. Вот эти закрывающие десять минут, с облизыванием «Кинг Конга», рукопашной на мосту и мощной вставкой «их бин кавалерист» – и есть действительно высокий класс! Присутствует даже неполиткорректный сарказм, когда умирающий афроамериканец кричит высокоразвитому шимпанзе: «Тупая обезьяна!». Только поздно разгоняться – бурнаши уже мост подожгли. Когда весь обед состоит из пустого супа, две ложки десерта как-то не радуют. И полтора часа «В мире животных» в исполнении старательного, но порядком задолбавшего Серкиса уже успевают усыпить весь интерес. Тем более что, кроме обезьян, в фильме так никто и не выступил. Даже перспективный Джеймс Франко только трагично двигал кадыком.

Видимо, именно поэтому человеки в битве видов и проиграют. Причем так скромненько, что их закат и вовсе за кадром оставят. И обижаться не на что. Если уж на такой фактуре сапиенсы проходняки снимают, то пусть лучше рулят шимпанзоиды, макакинги и гориллауты.
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Молодой перспективный ученый Уилл Родман (Джеймс Франко) работает на крупную корпорацию. Он изобрел любопытный вирус под названием ALZ-112, который заставляет клетки мозга регенерировать. Уилл надеется, что с помощью этого вируса можно будет лечить болезнь Альцгеймера, которой страдает его отец Чарльз (Джон Литгоу).

Первоначально ALZ-112 испытывается на шимпанзе, а если Уиллу удастся получить впечатляющие результаты, тогда совет акционеров компании разрешит провести испытание на людях, после чего Родман получит мировую известность, а босс Родмана Стивен Джакобс (Дэвид Ойелоуо) получит дикое количество денег.

Подопытный шимпанзе Уилла показывает отличные результаты: у него появились зеленые пятнышки на радужке глаз и шимпанзе собирает пирамидку-головоломку всего за двадцать ходов - многие люди ее не соберут и за двести долларов.

"Ура, ура, наша взяла", - говорит Уилл Джакобсу и требует собрать акционеров, чтобы они разрешили испытать вирус на людях.

Стивен созывает собрание, но когда подручный Родмана Роберт Франклин (Тайлер Лэбин) пытается вывести шимпанзе из вольера, тот проявляет жуткую агрессию и вырывается на оперативные просторы компании, где его благополучно и пристреливают охранники, ибо обезьяна представляет собой угрозу общественному спокойствию.

"Твой ALZ-112 - говно полное!" - в запальчивости кричит Джакобс и грозит лишить Родмана всего финансирования.

Уилл с физиономией побитой обезьяны печально возвращается к вольеру и вдруг видит, что там лежит трехмесячная новорожденная обезьянка-пацан. Вот так сюрприз! Обезьяна была тетка. И она была беременна. И она родила - незаметно, под чутким надзором.

Но сейчас новорожденный должен умереть - как и остальные шимпанзе в лаборатории, которых Джакобс приказал умертвить вследствие провала эксперимента.

Родман не может позволить, чтобы сынишка его любимицы был усыплен, поэтому забирает его к себе домой и начинает воспитывать как собственное дитя, а попутно колет папаше ALZ-112, от которого у него враз проходит Альцгеймер, но агрессии не появляется - значит, Уилл был прав.

Прошли годы. Обезьян, названный Цезарем в честь мартовских ид, за три года в развитии обогнал любого американского тинейджера - по крайней мере, в искусстве прыгать по дому. Однако у папы Уилла организм начал бороться с ALZ-112, да так успешно, что папа вновь впал в полный маразм.

Надо сделать более злобный вирус, решил Уилл и снова отправился в лабораторию, где до этого за три года появлялся только за тем, чтобы спереть очередную порцию ALZ-112. Новый вирус, названный ALZ-113, действует отлично - очередной подопытный шимпанзе пирамидку собирает за пятнадцать ходов, а уж судоку разгадывает просто на раз-два-три-пятнадцать.

"Мы сможем лечить Альцгеймера", - говорит Родман Джакобсу. "К черту Альцгеймера, на нем денег не заработаешь", - отвечает ученому чернокожая акула бизнеса. "У шимпанзе резко возрос интеллект", - напоминает Уилл, хотя еще у мамы Цезаря от ALZ-112 интеллекта аж зашкаливала. "Как интеллект? - удивляется Джакобс. - Раз интеллект, тогда получай все главные ресурсы и срочно докладывай мне о результатах эксперимента".

В это время Цезаря злые люди поместили в спецприемник - обезьян пытался отбить маразматичного папу Чарльза у соседа-пилота, в результате чего у пилота оказался отгрызен палец. Налицо антиобщественное поведение, так что Цезаря забрали в обезьяний психушник, где его быстро отмудохали собратья, потому что обезьян одет в штанцы и рубашечку, а это непорядок.

Но Цезарь - он же умный! Он быстро понял, что надо разделять и властвовать. Поэтому, избавившись от рубашечки, он быстро сделал своим генералом местного Кинг-Конга, сгонял за ALZ-113, накормил этим бодрым вируском толпу шимпанзе, примкнувших к ним горилл и прочую обезьянью братию, после чего повел свое войско громить Сан-Франциско. А что, так этому Сан-Франциско и надо! Будут знать, как проводить гей-парады!

***

Как известно, книга французского писателя Пьера Буля "Планета обезьян" экранизировалась в США далеко не один раз. Первая экранизация состоялась в 1968 году и вызвала восторженную реакцию публики - прежде всего из-за того, что режиссер Франклин Шаффнер в картине затронул всякие важнейшие социальные вопросы вроде сосуществования обычных нормальных людей со всякими обезьянами вроде негров и евреев. "Иной негр, если он цивилизованный, может дать сто очков вперед белому, если белый плохо учился и не слушался маму", - этот посыл был близок тогдашнему американскому обществу. Кроме того, в картине была на редкость эффектная концовка (я этот фильм посмотрел во времена видеобума), да и актеры с дурацкими масками обезьян на лице в те годы никого не раздражали - до появления компьютерной обработки оставалось еще черт знает сколько времени, поэтому лучшими друзьями кинематографиста были папье-маше, резина и гримеры.

Следующую экранизацию затеяли в 2001 году. В режиссерское кресло посадили одного из самых необычных режиссеров - Тима Бертона, и он сделал самый странный фильм в своей карьере: идиотский сценарий, полное извращение отличных идей Пьера Буля, туповатая постановка, зоофилические взаимоотношения между обезьяной Ари и капитаном Лео, но при этом - крышесносящие роли Тима Рота и Пола Джиамати, которые сыграли своих обезьяньих персонажей так, что хоть сейчас - на обезьяньего "Оскара"!

Картина, кстати, собрала отличную кассу ($359 миллионов при $100 миллионах затрат), но ее обругали все кому не лень, после чего студия "XX век Фокс" сказала, что ни черта не даст денег на сиквел, ибо им больно и обидно, несмотря на полученные прибыли.

Ну, на продолжение "Планеты" не дадим, сказали в той же студии через девять лет, но обезьянки-то - все равно дело прибыльное! После чего начали обмусоливать идею постановки сценария Рика Джаффа и Аманды Сильвер о том, как подлые люди заражали несчастных шимпанзе всякими вирусами, а те резко поумнели и настучали людишкам по балде. В студии, прочитав сценарий, поняли, что его с легкостью можно притянуть за обезьяньи уши к эпосу о планете обезьян - мол, именно с этих экспериментов пошли умные обезьяны, которые, восстав, сперли космический корабль, улетели к чертовой матери и стали там ждать земных людей, чтобы замкнуть круг франшизы.

И хотя Джаффа с Сильвер изначальную планету обезьян не имели в виду, но в "Фоксе" им быстро объяснили, кого, куда и по какому поводу надо иметь, после чего работа закипела.

В качестве режиссера студия почему-то пригласила британца Руперта Уайатта, который до того никаких блокбастеров не снимал, да и вообще - подарил миру всего один фильм - криминальную драму "Побег из тюрьмы" (The Escapist).

Чем был обусловлен такой более чем странный выбор, особенно для бюджета почти в сто миллионов, - доподлинно неизвестно, но один из продюсеров по пьянке проболтался, что Уайатта выбрали, чтобы он, дескать, придал картине нужный социальный нерв. Мол, от режиссера все равно мало что зависит, потому что обезьянок нарисуют на компьютере, а этот - пусть засоциалит кинцо по полной программе, раз в первом фильме это хорошо сработало. Правда, добавил продюсер с пьяной откровенностью, сейчас с неграми и евреями вроде разобрались - евреи правят Голливудом, а негр правит Америкой, - но зато осталась проблема мусульман, латиносов и прочих обезьян. Вот пусть в кино и покажут, что обезьяны - они тоже не такие уж и плохие. Собственно, заметил продюсер, поэтому главному обезьяну и дали имя Цезарь - оно очень популярно в латиноамериканских слоях населения.

С обезьянками решили поступить инновационно. Никаких актеров и грима, сказали в студии. Обезьянки почти все будут нарисованы на компьютере, для чего подрядили студию Питера Джексона. Хотя Цезарь, конечно, будет сниматься по технологии Motion Capture - это когда актера обвешивают датчиками, а потом на его изображение натягивают компьютерную начинку. Так снимали Голлума во "Властелине колец", так снимали Кинг-Конга в соответствующем байопике. Поэтому у студии и не было вариантов на роль Цезаря - конечно, Энди "Кингоголлум" Серкис, который и Голлума сыграл, и в роли Кинг-Конга пал жертвой людской черствости.

Впрочем, Серкису, который взял дурацкую моду кроме спецэффектной требовать себе и нормальную человеческую роль, сурово указали на его место, отказав дополнительно в какой-нибудь второстепенной ролишке. Твой Цезарь - фактически человек, заявили в студии, и Серкису опять пришлось смириться с тем, что зрители его обычную забавную физиономию просто не увидят.

С остальным кастингом было еще проще. В студии как увидели счет, который студия Джексона выставила за рисование обезьянок, так нервно икнули и сказали, что никаких тебе даже эдрианов броуди, не говоря уж о томкрузах. Штоп, сказали в студии, только какие-то актеры, которых никто не знает, и штоп они снимались за счастье просто постоять рядом с Энди Серкисом. Ну или хотя бы рядом с Кинг-Конгом.

Как сказали - так и сделали. На роль еврея-ученого (ученые в голливудских фильмах - всегда евреи, ибо так записано в "Кодексе начинающего сценариста") взяли Джеймса Франко, который хоть и снялся почти в шестидесяти фильмах, но сделал это настолько удачно, что никто так и не запомнил его фамилию.

На роль подруги ученого пригласили красавицу Фриду Пинто, которая хотя и восходящая звезда, но все равно, как мы знаем, из трущоб.

Подлого служителя обезьянника сыграл гаррипоттерный Том Фелтон, но он недорого обошелся - Гарри Поттер подло вырос, Гермиона обзавелась внушительным бюстом, так что куда теперь податься несчастному Драко Мэлфоу, кроме как в управдомы или в мучители обезьян?

Ну и, как полагается, на пару второстепенных ролей пригласили заслуженных патриархов - Брайана Кокса и Джона Литгоу, которые обходятся недорого, а фильм, безусловно, украшают.

Что в итоге получилось у Руперта "The Escapist" Уайатта? Да ни черта хорошего у него не получилось! Сценарий - просто совершеннейший отстой. Детский сад, трусы на лямках. Ах, он изобрел такой вирус, такой вирус - давайте срочно проведем испытание на людях, потому что обезьянка стала очень умная. Ах, обезьянка агрессивная - перебить их всех, а ученого выгнать к свиньям. Ах, она, оказывается, была беременная - мы, ученые, не сумели этого заметить за несколько месяцев исследований. Ах, ее сынишка такой умный, такой умный. Ах, подлые люди заперли его в обезьянник - за какой-то откушенный палец вшивого пилота. Ах, его там обижают обезьяны. Ах, он там дал всем прокашляться и теперь покажет этим людишкам, как нужно теорию Дарвина любить.

Причем это же еще все очень долго и очень нудно! Если бы не осознание того, что Спартак... пардон, Цезарь в конце концов поднимет пацанов на народные волнения и разнесет половину Сан-Франциско - я бы этот дурдом выключил через пятнадцать-двадцать минут, потому что ну нельзя снимать такую тягомотину.

Кроме того, Уайатту очень хотелось во всех подробностях показать, как сугубо домашний, но шибко умный обезьян, попавший в звериные условия обезьяньей стаи, очень быстро разделяет, потом властвует, а потом и бесчинствует во главе этой стаи очень диких, но зато отлично вышколенных обезьян.

Однако подобный этап становления требует как минимум эпической саги, а Уайатту на это выделили минут пятнадцать, так что сюжет "как Цезарь дошел до жизни такой" смотрится крайне схематично.

Да и вообще весь пафос "Злые люди обижали-обижали обезьянку, да совсем ее разобидели" - он как-то не в кассу. Обезьянку-то никто не обижал - наоборот, ее вовсю пестовали в доме Родмана. В питомник ее забрали после нападения на соседа Родмана - несчастного летчика, которому в этом фильме и так сильно досталось ни за что ни про что. Да и питомник оказался очень комфортным - это они наших питомников для животных не видели.

Ну да, сын директора питомника Додж Лэндон там грубил обезьянам - это факт. Ну так он просто с расстройства после Гарри Поттера. Любой бы на его месте, после того как не поймал снитч в беспроигрышной ситуации, расстроился бы по полной программе.

Так что вся эта священная война обезьян имеет довольно слабенькую мотивацию.

Впрочем, фиг с ним, со сценарием, мотивацией и прочим. Единственное, что действительно стоит здесь посмотреть, - это последняя треть фильма, начиная с восстания. Вот тут все смотрится очень и очень эффектно: как обезьяны шныряют по Сан-Франциско, сражаются с полицейскими, освобождают других обезьян из зоопарка, ну и наконец по знаменитому мосту "Золотые ворота" рвутся на другую сторону, прорывая полицейские кордоны.

Это действительно хорошо нарисовано и здорово смотрится - я специально ждал версии на Blu-ray, чтобы посмотреть в High Definition и в оригинале. Впрочем, оригинал в данном случае как раз совершенно не обязателен - диалогов в фильме очень мало и они на редкость примитивные. А вот хорошее разрешение и большой экран - очень даже имеют смысл, потому что с их помощью в течение примерно тридцати минут можно вознаградить себя за остальные семьдесят минут нудятины.

Ну и мои комплименты Энди Серкису и аниматорам - они не зря изучали записи поведения обезьян, сделанные скрытой камерой, чтобы в точности воссоздать это в фильме - обезьяны смотрятся на редкость правдоподобно. Есть еще некоторые шероховатости в воспроизведении быстрых движений - особенно это было заметно на маленьком Цезаре, - но в общем и целом видно, что компьютерная обработка уже недалека от совершенства, так что скоро при съемке очередного блокбастера ни одна обезьяна, ни одна собачка и ни одна Годзилла не пострадают.

Однако в общем и целом - разочарован. Я не сторонник принципа "Давайте спецэффекты покруче, а сценарий пусть будем максимально тупым и слюнявым". Меня такие фильмы не особенно радуют. Поэтому я ему поставлю 5,5 из 10, а неимоверно, на мой взгляд, высокий для этой картины рейтинг в 7,8 пусть останется на совести тех, кто плакал на этом фильме от чувств-с.

Ну и, ради торжества обезьяньей справедливости, должен заметить, что прокатился этот фильм просто отлично, так что нас ждут новые приключения неуловимых цезарей и их дрессированных кинг-конгов.

А что нам с Бубликом не особо понравилось - ну так мы известные придиры. Нет чтобы поплакать над несчастной судьбой обезьянки, вирус ей в дышло...
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 90 млн. $ проходили с 5 июля по 17 сентября 2010 года.
- Рабочие названия картины "Цезарь", "Происхождение: Обезьяны".
- Фильм является перезапуском киносериала "Планета обезьян". По сюжету картина схожа на четвертую часть под названием "Завоевание планеты обезьян" (1972).
- Первоначально главную роль должен был исполнить Тоби Магуайр.
- Тэглайны картины гласят: "Приветствуй!"; "Эволюция окончилась. Революция началась."


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: