ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Проклятый путь 
The Road to Perdition

Режиссер Sam Mendes (Сэм Мендес)
Сценарий David Self (Дэвид Селф)
В ролях:
Tom Hanks (Том Хэнкс),
Paul Newman (Пол Ньюман),
Jennifer Jason Leigh (Дженнифер Джейсон Ли),
Jude Law (Джуд Ло),
Albert Molina (Алберт Молина),
Stanley Tucci (Стэнли Туччи)
Официальный сайт: www.roadtoperdition.com
Видеоролик: Quicktime
РЕЦЕНЗИЯ №1

Фильм, без сомнения, заслуживает самого подробного рассмотрения. От суммы всех его позитивных составляющих рябит в глазах, и я даже не знаю, с чего начать… Начну банально - представлю режиссера.

Британец Сэм Мендес "прогремел" в 2000 году, когда его первая голливудская картина "Красота по-американски" был признан лучшим фильмом года одновременно и Гильдией кинокритиков и Киноакадемией. Тридцатипятилетний дебютант лишь загадочно улыбался, сжимая в руках статуэтку "Оскар" за лучшую режиссуру, и благодарил своих компаньонов и актера Кевина Спейси за плодотворное сотрудничество. "Красота по-американски" завоевала пять престижных наград, и до сих пор достижение Мэндеса является непреодолимым рекордом для режиссеров-дебютантов!

Успех режиссера-новичка был далеко не случаен: окончив Кэмбридж, Сэм уже в 23 года поставил на британской сцене несколько ярких спектаклей с известными актерами Джуди Дэнч и Райфом Файнсом. Три года подряд (!!!) его режиссура отмечалась как лучшая на национальных театральных фестивалях, а назначение директором вновь открытого мюзик-холла "Donmar" в Лондоне лишь подстегнуло его максималистские устремления: за короткий период были поставлены мюзикл "Cabaret" (награжден ЧЕТЫРЬМЯ премиями "Tony") и нашумевший спекталь "Blue Room" с самой Николь Кидман. С подачи Кидман и ее супруга Тома Круза молодой британец предстал перед голливудскими продюсерами с идеей фильма "American Beauty". Что было дальше, вы знаете!

Высокие авансы, выданные молодому режиссеру, нужно оправдывать, и вот теперь Сэм Мендес предложил зрителям свое новое творение - историю о гангстере Майкле Салливане.

Основной слоган двухчасовой ленты гласит интригующе - "Помолитесь о Майкле Салливане!" Наемный убийца по кличке "Ангел смерти", Майкл Салливан (актер Том Хэнкс) верой и правдой служит своему приемному отцу Джону Рунни (Пол Ньюман), когда-то воспитавшему сироту и давшему ему "настоящую" гангстерскую профессию. Рунни - "приемный отец" всей ирландской мафии, промышляющей в Чикаго и остро соперничающей с итальянцами. Хладнокровный и беспощадный, Рунни тает сердцем, лишь когда беседует с Майклом Салливаном или играет с детьми Майкла - Майклом джуниором (Тайлер Хоклин) и Питером. В глазах подростков "крестный отец" городского криминалитета всего лишь славный дедушка, рассказывающий поучительные истории и поддерживающий мальчиков в их играх.

Однажды старший сын прячется в машине отца, чтобы узнать, куда это затемно уезжает Майкл Салливан и чем занимается. На беду мальчишке, папа и подручный - родной сын Джона Рунни, Коннор отправляются на "разборки", и мальчишка становится свидетелем жуткого убийства. Коннор недоволен ("свидетели нам не нужны"), но Майкл Салливан спасает своего сына от расправы. И, таким образом, ставит себя вне преступного сообщества! Отныне он - исключенный из "черного братства", со своеобразной "черной меткой" в одной руке и спасенным сыном в другой.

Мафия жестоко мстит за отступничество: жена и младший сын Салливана гибнут от рук наемных убийц, а по следу беглецов отправляется лучший киллер Америки Хардлен Макгвайер (Джад Лоу) по кличке "Репортер". Небольшое оставшееся экранное время есть в запасе у Майкла старшего, чтобы успеть объяснить сыну, что важно в жизни, а что нет, уберечь пацана от пули и ножа и замолить свои бесчисленные грехи. Как назло, Майкл-джуниор горит желанием отомстить за смерть родных и потому готов идти на убийства без оглядки на совесть и душу. Уверенный, что после смерти будет гореть в аду, Майкл-старший не хочет видеть в сыне продолжение своей никчемной жизни, а потому вынужден подыскивать в разговорах с ним такие проникновенные слова, которые прежде ему в голову не приходили… При этом в его голове зреет план, как отомстить Коннору и Джону Рунни.

"Мне очень хотелось привнести в гангстерский мир героев фильма элементы воспитательного кино, - Рассказывает Сэм Мендес. - Взаимоотношения "отцов и детей" - едва ли не главные в моей истории…"

Как и положено талантливому режиссеру, Мендес определил каждому из действующих лиц фильма характерную черту, "детальку", заставляющую персонаж заиграть всеми гранями его личности. Том Хэнкс, обрюзгший и небритый с забавными усиками, больше всего напоминает не хладнокровного киллера, каким он является, а растерянного папашку, не знающего, как предотвратить надвигающуюся опасность. Его безжалостный оппонент - убийца по кличке "Репортер" обожает фотографировать свои жертвы и переживает по поводу больных зубов и ранней лысины.

Старый гангстерский мир обречен, утверждает фильм. Во мраке грязных подворотен, среди смрадных улочек и в нищих квартирках живет Америка, которой совсем скоро придется разорвать со своим "диким, бандитским капитализмом" и начать долгое и упорное восхождение. Пока же на календаре 1931 год, а в расписании на день - убийство негодяев, мешающих жить.

"Плохой-хороший" Майкл Салливан понимает, что старые грехи не оставляют ему никаких шансов на место в новой жизни. Может быть, поэтому свои последние часы он стремится посвятить сыну, тому, кто увидит рассвет нового дня. Если смотреть на фильм "Проклятая дорога" под таким углом, то зрителю может очень сильно защемить сердце, а из глаз ненароком потекут слезы…

Гангстерская эпопея "Проклятая дорога" напоминает лучшие образцы жанра: "Крестного отца" Фрэнсиса Форда Копполы, "Неприкасаемые" Брайана ди Пальмы, "Однажды в Америке" Серджио Леоне и многие другие, оставившие в сердцах миллионов киногурманов незабываемый след. Без сомнения, новый фильм Сэма Мендеса найдет своих поклонников среди эстонских зрителей и вновь будет премирован наградами Американской киноакадемии - стоит лишь немного подождать!


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Первая главная роль Тома Хэнкса примерно за два года, и не совсем то, что все ожидали. Этот фильм совсем не похож на типичные летние фильмы, скорее это осенний или зимний релиз. Это не тот фильм, где можно увидеть типичного Тома "Оскаровский номинант" Хэнкса. Хотя я не буду удивлен, если увижу Хэнкса в числе номинантов на "Оскар". Мистер Хороший Парень не играет Мистера Хорошего Парня. А академики это любят (см. "Тренировочный день"), особенно они любят, когда это делается профессионально (см. там же). На этот раз Хэнкс играет ту роль, которую мы никак не ожидали. Он играет профи, хладнокровного киллера.

В "Проклятом пути" Том Хэнкс играет Майкла Салливана, ирландского гангстера, работающего на своего босса Джона Рунни (Пол Ньюман). Когда Рунни решает, что больше нельзя доверять семье Салливана, которая держит в тайне убийства гангстеров, то он решает устранить всю семью Майкла. Рунни нанимает эксцентричного киллера, сыгранного Джудом Лоу, чтобы избавится от семьи Салливана.

Могу ручаться, что этот фильм будет хорошей платой за билет. Во главе с Хэнксом, Ньюманом и Лоу режиссер Сэм Мендес соединил части работы, проделанной всей съемочной группой, которая работала, заботясь о конечном результате. "Проклятый путь" создал то, что отсутствовало в кинотеатрах долгое время. Фильм, при просмотре которого вы чувствуете, что туда вкладывали усилия, и результат их стоил.

В последнее время я нечасто наслаждался хорошими старомодными гангстерскими фильмами, и "Проклятый путь" определенно стал глотком свежего воздуха. Не слишком часто мы видим работу ирландского гангстера, обычно убивают итальянцы, в то время как ирландцы только напиваются и много болтают. Но не на этот раз. На этот раз нам покажут ирландца, надирающегося к черту, совсем немного болатающего и убивающего каждого, кто косо на него посмотрит. И ирландец совсем не гордится этим. Конечно, он идет в церковь и молится Иисусу. Но он не думает, что походы в церковь сотрут все его грехи. Напротив, несмотря на все походы Майкла в церковь, он не сомневается, что после смерти попадет прямиком в Ад. Этот фильм не хочет, что бы вы уважали или восхищались бандитами. Сэм Мендес просто хочет удостовериться, что мы знаем о том, что гангстеры могут иметь власть, деньги, но в конце концов правосудие настигнет их либо пулей, либо рукой Бога. Как ни странно, но даже играя своего героя с той стороны закона, Хэнкс, в какой-то странной манере, делает своего героя симпатичным зрителю. Но он не стремится стать еще лучше. Он по ту сторону закона, он плохой человек, о чем он и говорит сыну.

Что касается ролей в "Проклятом пути", то рекомендую не пропустить запоминающиеся роли Пола Ньюмана и Джуда Лоу. "Проклятый путь" раскручивается как фильм Тома Хэнкса, но не дайте себя одурачить. Том не несет целиком на себе этот фильм, как он уже много раз делал раньше. Пол Ньюман показывает нам, почему он все еще тяжеловес Голливуда. Его роль сильна. Его борьба между отцом и сыном, добром и злом, жизнью и смертью великолепна. И эти глаза. Эти стально-голубые глаза. Глаза бессердечного гангстера. Эти и только эти глаза могут принадлежать Джону Рунни. Его взгляд может растопить айсберг. И еще есть Джуд Лоу. Он играет небольшую, но важную роль. И делает он это совершенно. Вопреки своему типичному амплуа Лоу играет отвратительного и уродливого киллера. Он лысеет, у него гниют зубы и он грызет ногти, чтобы точнее подчеркнуть характер. За тем, как он играет свою роль просто приятно наблюдать.

Я бы мог продолжать еще долго, но лучше остановится сейчас, прежде, чем читатели начнут думать, что их ждет новый "Крестный отец". Увы, это не "Крестный отец". Это прекрасный фильм, но не без проблем. Есть места, где сюжет провисает, некоторые критики считают, что есть не до конца проработанные характеры, но, по-моему, так даже лучше - возможно, что это даже было так запланировано. Разве стоит раскрывать характеры убийц-гангстеров? Я думаю, что нет. Также думаю, что "Проклятый путь" стоил усилий всей съемочной группы, от режиссера, до самого незначительного работника. Это действительно стоило двух лет ожиданий роли Тома Хэнкса.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Фильм начинается со сцены у моря. Мальчик стоит и смотрит на колышущейся океан. Камера медленно наезжает на него. Мы слышим внутренний монолог: "Некоторые говорят, что Майк Салливан был достойным человеком. Некоторые говорят, что ничего хорошего в нем не было. Однажды, зимой 31 года я провел с ним шесть недель"

Америка, Великая депрессия, 1931 год. Маленьким городком управляет местный "крестный отец" и уважаемый гражданин, профсоюзный лидер Джон Руни (Пол Ньюман). Его лучший наемник Майк Салливан (Том Хэнкс) предан "семье", как и положено правой руке босса, но он не доверяет сыну босса, Коннору, человеку невоздержанному и импульсивному. Однажды во время "разговора" с одним из зарвавшихся подчиненных мистера Руни, Коннор всаживает ему пулю в голову. Все становится еще хуже, когда выясняется, что свидетелем убийства был старший сын Салливана, Майкл. Коннор не верит, что Майкл-младший сможет держать язык за зубами и поэтому в обход приказа отца решает уничтожить всю семью Салливана. Но ему не везет - в доме оказываются только мать и младший сын, а подставить самого Салливана под пулю ему не удается. Придя домой и найдя два трупа, Майкл Салливан решает отомстить убийце, чего бы это ему не стоило.

Сэм Мендес три года назад снял "Красоту по-американски" - фильм-триумфатор, обласканный многочисленными премиями, признанием критиков и самым главным призом - любовью зрителей. Странная история о жизни отдельно взятой американской семьи, талантливо снятая и еще более талантливо сыгранная, нашла отклик в сердцах многих, потому что в герои были живыми и настоящими, в них мы узнавали себя. "Проклятый путь" похож на "Красоту по-американски" по сути, но не форме. По сути "Проклятый путь" - семейная драма, а не гангстерская, во главу угла поставлены отношения сына с отцом, а то, что отец - наемный убийца мафии, сути не меняет. Однако мне показалось, что взаимоотношения отца и сына - это взаимоотношения совершенно чужих друг другу людей, которые к финалу фильма так и не изменятся. Майкл-старший и Майкл-младший ведут себя как люди, только что встретившиеся, а не прожившие под одной крышей десять лет. Визуально фильм так же напоминает первую работу Сэма Мендеса - те же неторопливые полеты камеры, вкрадчивая и спокойная музыка. Сэм Мендес умеет находить красоту в самых обычных вещах, и не боится ее показывать.

На роли главных героев набирали исключительно звезд первой величины. Том Хэнкс. Любимый актер Америки, живое и убедительное воплощение Американской мечты. Дважды-подряд лауреат "Оскара", один раз за роль больного СПИДом гея, второй за роль слабоумного, перед глазами которого проходит новая история Америки. Бытует мнение, что Том Хэнкс очень хороший актер. Надеюсь, после просмотра "Проклятого пути" хотя бы часть поддерживающих это мнение изменит его на противоположное. Роль Майкла Салливана дается Тому Хэнксу с таким скрипом, что мне показалось, что режиссер махнул на него рукой - пусть делает, как хочет. Лицо Хэнкса не выражает практически никаких эмоций, что бы он ни делал - говорил ли с сыном, переживал ли смерть жены и младшего сына, разряжал "Томпсон" во врагов. Ни-че-го. Наблюдать за этим просто неудобно, потому как так не играют даже заштатные актеры уездных театров. Однако, тем не менее, еще одна номинация Американской Киноакадемии ему, похоже, обеспечена…

Пол Ньюман. Живая легенда, один из самых уважаемых и профессиональных актеров в мире. Поверить в то, что ему 76 лет невозможно и дело тут не в отсутствии морщин на лице. Взгляд ясный и пронизывающий насквозь не только партнеров по съемочной площадке, но и зрителей, королевская осанка, кошачья пластика. Четкое и ясное понимание того, как надо играть пусть и не большую количеству минут на экране, зато эмоциональную и противоречивую роль человека, разрывающегося между нелегким решением: сохранить жизнь сыну-отморозку и пожертвовать верным другом, или наоборот.

Джуд Лоу. Лучшая актерская работа в фильме. Наемный убийца и фотограф, делающий эксклюзивные фотографии своих жертв непосредственно после того, как контракт выполнен. Психованный отморозок с проплешиной на голове, гнилыми зубами и ломанными ногтями. Одно его присутствие вносит нервозность в действие фильма. Смотреть и поражаться.

Несколько моментов в фильм явно войдут в антологию лучших сцен из гангстерского кино. Момент нечаянного убийства, свидетелем которого стал сын Салливана; сцена с запиской и последующей расправой; перестрелка в отеле; массовый отстрел гангстеров под дождем темной ночью, момент убийства Коннора в ванной. Это шедевры, которые вобрали опыт предыдущих классических фильмов о гангстерах, от Копполы до Ву. Такое увидишь не часто, обратите внимание.

Почему же я не мог отделаться от мысли, что что-то в этом фильме не так? И что же именно? Есть ощущение, что Мендеса подвел исходный материал. История о гангстере, убегающего от своих же коллег, одержимого местью и пытающегося наладить отношения с сыном - не стихия Сэма Мендеса. В "Красоте по-американски" действия не было вообще, а сценарий в основном апеллировал к эмоциям и чувствам персонажей, а потом и к зрителям. Результат - один из лучших лирическо-трагических фильмов десятилетия. В "Проклятом пути" непонятно зачем сюжет нагрузили избитыми и сто раз виденными коллизиями, оставив персонажей в стороне. Зачем это сделано не совсем ясно, даже учитывая, что Том Хэнкс по актерским возможностям это совсем не Кевин Спэйси.

Фильм очень красив, и этого у него не отнимешь, его красота самодостаточна. Он как будто подводит итоги, собирает все лучшее что было снято на похожую тематику за все время. На "играющего" Тома Хэнкса можно не обращать внимания, а его поклонники все равно будут в восторге. Все остальное выше всяких похвал.


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

- Он убил Энни и Питера!

- В этой комнате все - убийцы! Майкл, открой глаза! Мы выбрали эту жизнь, мы живем, убивая. И у нас есть только одна гарантия: никто из нас не увидит рай.

Сценарий этого фильма написал Дэвид Селф по роману в рисунках Коллинза и Райнера. Рукопись прочитал Том Хэнкс и очень ею заинтересовался, заявляя, что готов сыграть в таком фильме - если он будет снят - главную роль. После этого вопрос о съемках фильма по сценарию Селфа был решен, тем более, что Хэнкса вполне устроила кандидатура режиссера Сэма Мендеса (снявшего оскароносную "Красоту по-американски"), которого кинокомпания DreamWorks пригласила для работы над этой картиной...

Америка, тридцатые годы. Великая депрессия и расцвет мафии - всех этих итальянских, ирландских и прочих крестных отцов... Одним из самых влиятельных крестных отцов ирландской мафии является Джон Руни (Пол Ньюман). Главный герой фильма - профессиональный убийца по кличке "Ангел смерти" Майкл Салливан (Том Хэнкс) - работает у Джона, причем не просто работает, а считает себя обязанным Джону Руни практически всем.

У Майкла есть семья: жена (Джениффер Джейсон Ли) и двое детишек: старший Майкл (Тайлер Хучлин) и младший Питер (Лайм Айкен). Несмотря на свой довольно своеобразный род занятий, Майкл Салливан вовсе не похож на профессионального убийцу. Наоборот, он больше смахивает на бухгалтера или клерка - серая, неприметная внешность, толстые щеки и заплывшие жиром глазки. Однако он известен как хладнокровный и безжалостный убийца, и Джон Руни именно ему доверяет все главные "разборки"...

Дети Майкла не знают, чем занимается их отец. Они знают только то, что папа работает у дяди Джона. Дети любят дядю Джона. Он всегда с ними весел и дружелюбен, обожает играть с детишками в кости и всегда расплачивается, когда проигрывает. Однако как-то раз старший сын увидел у отца пистолет и решил выяснить, чем же он все-таки занимается... В результате этого Майкл-младший стал свидетелем одной из разборок, в которой участвовал его отец и весьма неуравновешенный сын Джона Руни по имени Коннор (Даниэль Крейг), и теперь у Майкла нет никаких иллюзий по поводу профессии своего отца.

Однако Майкла-младшего во время разборки заметил Коннор Руни, и теперь над всей семьей Салливанов нависла страшная опасность. Сам Джон Руни не сделает семье ничего плохого. Однако сын Джона считает, что мальчик представляет большую опасность для семейного бизнеса, который Коннор уже считает почти своим, а Коннор не любит оставлять свидетелей...

Майклу-старшему и Майклу-младшему предстоит провести в пути долгих шесть недель. Они будут скрываться от убийц и Майкл-старший сам будет убивать. Они будут грабить банки и получать ранения. Однако Майкл-старший знает только одно: он сам выбрал эту жизнь, он попадет в ад. Но он не хочет, чтобы Майкл-младший пошел по его пути. Он не хочет, чтобы мальчик мог поднять пистолет и выстрелить человеку в голову. Он не хочет, чтобы дети отвечали за грехи отцов. Тем более, что жена и младший сын Салливана за грехи отца уже ответили...

***

Что интересно, зрители и критики эту картину воспринимают очень по-разному. Одни заявляют, что фильм по уровню сопоставим со знаменитыми гангстерскими сагами, вроде "Крестного отца" и "Однажды в Америке". Другие считают, что это нудное, дурацкое и утомительное кино, в котором безобразно расплывшийся хорек по имени Том Хэнкс изображает из себя профессионального убийцу, и смотреть на это вредно не только для зрительного нерва, но и для пищеварения. Третьи утверждают, что "Проклятый путь" - достойное продолжение психологической драмы "Красота по-американски", а все это гангстерское окружение - всего лишь декорации для Мендеса, который с помощью фильма хочет показать различные аспекты сложных человеческих взаимоотношений отцов и детей. Четвертые говорят, что эта картина - полный провал для режиссера, снявшего "Красоту по-американски" - ну и так далее...

В общем, такая разноголосица мнений не может не радовать, потому что свидетельствует о том, что фильм, безусловно, вполне заслуживает внимания. Опять же, если картину многие зрители воспринимают по-разному и спорят, доказывая свое мнение, это также является признаком того, что фильм заставляет думать, а это не может не радовать...

Что я сам могу сказать о "Проклятом пути"? Мне этот фильм понравился. Не без довольно существенных оговорок, однако я совершенно не пожалел о том, что на него сходил. Это действительно так называемая гангстерская сага - фильм, в котором рассказывается об определенных эпизодах из жизни людей, состоящих в американских преступных сообществах тридцатых годов, причем в картине намного больший упор делается на психологии взаимоотношений героев, а также исследуются побудительные причины их поступков.

Я бы никак не поставил "Проклятый путь" на один уровень с "Крестным отцом" и "Однажды в Америке", однако, на мой взгляд, это достаточно сильный фильм, созданный весьма высокопрофессиональной съемочной группой. С постановочной точки зрения он сделан замечательно. Стиль тридцатых годов воссоздан и выверен до мелочей, операторская работа превосходна.

Некоторые критики называют картину нудноватой, однако я хотел бы заметить, что это не боевик, не приключения и не экшн. Это именно гангстерская сага, которая предполагает достаточно неторопливое и размеренное повествование. Зрители должны успеть ощутить атмосферу той эпохи, прочувствовать переживания главных героев. С этой точки зрения методика экранизации данного сюжета, выбранная Мендесом, вполне оправдана. Динамика фильма, декорации и диалоги героев, звуковое сопровождение (оно мне особенно понравилось) - вполне отвечает поставленной задаче.

Поэтому и образ главного героя - "Ангела смерти" Салливана - достаточно логичен, несмотря на то, что многие рецензенты критиковали Мендеса именно за то, каким он показал Майкла в этом фильме. Вероятно, эти рецензенты считают, что профессиональный убийца должен выглядеть как герой Сухорукова в "Антикиллере": совершенно отмороженным и безбашенным, вопящим с безумным видом всякую чушь. Между тем история свидетельствует, что большинство знаменитых преступников, среди которых было немало самых настоящих убийц, меньше всего похожи на картинки из учебника Ломброзо. Нередко они выглядели и как вполне респектабельные члены общества, и как обычные клерки или бухгалтеры.

Майкл Салливан - не отморозок и не сумасшедший. В какой-то момент ему нужно было выбрать между профессией преступника, которая позволяла бы его семье жить во вполне комфортных условиях, и какой-нибудь законопослушной профессией, при которой его семья нищенствовала бы так же, как почти вся Америка в те годы. Салливан сделал свой выбор. Он стал преступником не потому, что ему нравится убивать. Он принял это решение для того, чтобы обеспечить сытную жизнь своей семье. Это его, конечно, никоим образом не оправдывает, но помогает понять мотивы поступков Салливана.

Джон Руни - крестный отец ирландской мафии - тоже не отморозок и не сумасшедший. Его типаж очень близок к Вито Корлеоне из "Крестного отца". Он просто строит свой бизнес, действуя так, как считает нужным. Государство о нем не слишком позаботилось, считает Руни, ну и он не будет заботиться о государстве и не будет принимать навязанные ему правила игры. Он тоже действует в интересах своих и своей семьи. Он знает, что будет гореть в аду. Он и все его подручные. Но он искренне привязан к Майклу, он искренне любит детишек Майкла, он также искренне любит своего сына Коннора, у которого, к сожалению, на порядок меньше мозгов, чем у отца. Он не предаст сына даже тогда, когда выяснит, что сын предал его самого. Он встретит свою смерть из-за сына, хотя мог бы ее избежать. У него тоже есть свои определенные моральные принципы.

Впрочем, хватит о характерах, давайте лучше поговорим об актерах. Поскольку в фильме очень мало динамичных эпизодов и нет практически никаких спецэффектов, все действие держится на актерах. Причем Мендес и продюсеры собрали в одной картине действительно по-настоящему звездный состав: Хэнкс, Ньюман и Лоу. Однако работа Хэнкса мне, скажем так, почти не понравилась. И вовсе не потому, что Хэнкс "не похож на профессионального убийцу". И вовсе не потому, что Хэнкс не рвал душу на части, не размахивал руками и не давил слезу. Хэнкс делал свою роль очень ровно и спокойно, стараясь за внешней бесстрастностью показать глубокие внутренние переживания. К сожалению, ему это не сильно удалось в данном случае, хотя вполне удалось в "Зеленой миле". Я бы не сказал, что он совсем не справился с этой ролью, однако вполне возможно, что, например, Кевин Спейси тот же характер сыграл бы на порядок лучше и ярче. Правда, некоторые эпизоды у Хэнкса получились достаточно заслуживающими внимания (расстрел старшего Руни, кое-какие диалоги с сыном), однако в общем и целом - не впечатлил.

Зато Пол Ньюман и Джуд Лоу - выше всяких похвал. Эти роли просто великолепны, и в этом единодушны все критики. Ньюману уже давно нет нужды доказывать то, что он не просто хороший актер, а один из величайших актеров Америки и всего мира. В данном фильме этот постулат подтверждается в каждом появлении Ньюмана на экране, в каждой его фразе, в каждом взгляде и каждом повороте головы. Он гениальный актер. Выступление Джона Руни на похоронах, разговор с Майклом в подвале и последняя встреча - эти эпизоды можно пересматривать бесконечно. Одним выражением глаз в церкви, когда позади него возник Салливан, Пол Ньюман сыграл больше, чем Том Хэнкс во всех своих фильмах. Я не хочу при этом принижать Тома Хэнкса как актера. Несмотря на то, что он получает за фильмы миллионы и считается суперзвездой, Хэнкс действительно неплохой актер. Но, по сравнению с великим Ньюманом, он карлик...

Джуд Лоу в этом фильме играет профессионального киллера Харлена Магуайера, у которого несколько необычное хобби: он обожает фотографировать покойников (причем некоторых из них таковыми сделал он сам), а затем продает изображения газетам. Мафия нанимает Магуайера прикончить Салливана, и Харлен весь фильм идет по следу. У Джуда Лоу роль достаточно маленькая (он появляется в пяти небольших эпизодах), однако необычайно яркая и запоминающаяся. Собственно, Джуд Лоу мне нравился во всех фильмах, но после этой картины я его со спокойной душой причислил к компании лучших, на мой взгляд, американских молодых актеров, среди которых Эдвард Нортон, Бред Питт, Джонни Депп и Мэтт Дэймон. Магуайр в исполнении Лоу получился по-настоящему мерзок и страшен, и мало кто из актеров может создать настолько яркий образ, появляясь на экране за весь фильм в общем сложности минут на десять.

Резюмирую. Достаточно сильный фильм, который вполне можно посмотреть, если вы любите картины, где основной упор делается не на экшн как таковой, а на психологические аспекты взаимоотношений персонажей. Главные герои - Хэнкс и Тайлер Хучлин, изображающий Майкла-младшего, - играют на четверочку с приличным минусом. Пол Ньюман и Джуд Лоу - просто великолепны. Этот фильм вполне можно было бы посмотреть только из-за них, однако вашего внимания также заслуживает постановка, музыка, работа художника и оператора. Не самая лучшая гангстерская сага, но, скажем так, вполне неплохая гангстерская сага. Общая оценка - четверка.

P.S. А ведь "Оскара" получит Хэнкс. Полу Ньюману и Джуду Лоу не дадут ничего. Помяните мое слово.



РЕЦЕНЗИЯ №5

Боже, как давно это было! На заре VHS-революции в России в одном специализированном издании Тома Хэнкса назвали американским Иванушкой-дурачком. И неслучайно. В каждом своем фильме он представал стандартным комедийным недотепой - было дело, даже выдвигался на «Оскар» за «Большого». Правда, в этом амплуа он, по мнению большинства, уступил Пьеру Ришару, снявшись в римейке «Высокого мужчины в черном ботинке». И, возможно, по сей день ходил бы Том Хэнкс в клоунах, если бы не один провальный опыт.

В 1990 году Брайан Де Пальма снял очень и очень амбициозный фильм «Костры тщеславий». Выбор актеров на главные роли оказался тогда крайне неожиданным. Так, прощелыгой-журналистом оказался не успевший еще укорениться в должности стража всея Америки Брюс Уиллис - если кто помнит, в те годы даже Ван Дамм всерьез считал его своим конкурентом. А роль биржевого брокера, карьера которого оказалась принесенной на алтарь социальной справедливости, досталась как раз Хэнксу. Публика этот фильм проигнорировала, критики подвергли форменному разгрому, во многом, между прочим, незаслуженному.

Тем не менее, он стал новой отправной точкой в карьерах двух теперешних мегазвезд. Уиллис, перемежая роли вселенских спасителей с ролями отнюдь не геройскими («Смертельные мысли», «Смерть ей к лицу»), стал, наверное, самым универсальным голливудским актером. Хэнкс же после «Филадельфии» и «Форреста Гампа» может позволить себе участвовать исключительно в суперпроектах. При этом новые его герои по обыкновению выходили немногословными и неулыбчивыми. Галерея созданных им образов рано или поздно должна была пополниться классическим гангстерским.

Жанр, в котором создан «Проклятый путь», - один из самых оскароносных. С другой стороны, каноны его создавали настолько авторитетные люди, что практически все попытки устроить ему ревизию сводились либо к косметическому ремонту, либо к уводу в иную плоскость (пожалуй, наиболее достойные из них - «Состояние исступления” и “Чем заняться мертвецу в Денвере»; были еще «Похороны» Феррары, но это уже от корки до корки антигангстерский фильм). Однако “Проклятый путь” и не задумывался как революционный фильм. Тема в нем раскрывается вполне традиционная - внутримафиозный естественный отбор.

Марио Пьюзо разделил американскую оргпреступность на три поколения. Представители первого - такие, как описанные в «Крестном отце» громилы из «Черной руки» - больше уповали на силу, нежели на ум. Второе оказалось в проигрыше потому, что для него существовали ценности превыше дела. Так, ахиллесовой пятой Джона Руни - а «Проклятый путь» как раз описывает закат второго поколения - оказалась любовь к сыну, жестокому и примитивному. Власть перешла к таким, как Майкл Корлеоне - лишенным какой бы то ни было сентиментальности, способным убивать даже своих близких родственников.

Финал картины был предсказуем: противопоставив себя мафии, Майкл Салливан обрек себя на гибель. Однако основной интерес сводился не к тому, выживет ли главный герой, а к тому, приобщится ли его сын к проклятому ремеслу, встанет ли на проклятый путь. Если даже буровик не хочет, чтобы его дочь крутила амуры с буровиком, то что говорить о совестливых гангстерах? К сожалению, и здесь развязка оказалась традиционной, несмотря на то, что момент истины был нетривиально обрамлен в идиллические картинки.

Для такой работы хочется найти спасительное алиби, хочется назвать ее великолепной, выдающейся. Уровень режиссуры граничит с совершенством. Операторская работа если не потрясает, то впечатляет как минимум. Камерные фортепианные аккорды, обрываемые грохотом канонады, довершают мастерски воссозданное ощущение реальности. Даже Фрэнк Нитти, сподвижник Аля Капоне, - и тот реальный, превосходно сыгранный. Вообще, все роли в фильме сыграны превосходно. Джуд Лоу, к примеру, взял да и вырвался из образа пай-мальчика, что представителям этого амплуа удается нечасто.

Есть всего лишь одно препятствие - откровенная незатейливость сюжета. Местами встречается и нелогичность: отец, вроде бы спасающий сына от погибели как физической, так и моральной, сам сует ему в руки револьвер и делает соучастником ограблений (ах да, обстоятельства...). Может, все-таки дело в проблеме отцов и детей? Но нет же, в фильме она высвечена минимально и сводится к короткому капризу и короткому наставлению. Когда все вот так откровенно, ищется какой-то подвох - например, в виде скрытой иронии. Может, «Проклятый путь» - это «Жизнь прекрасна», только по-американски, с вычетом итальянского темперамента? Но, поскольку погоду в нем делает Хэнкс, он максимально, насколько это допустимо, серьезен.

И очень, очень амбициозен. Несомненно то, что Хэнкс нацелился на свой третий «Оскар», Мендес - на свой второй. И ведь сработали на зависть многим. Но уж слишком высокие, запредельно высокие ставки были сделаны на историю, главный герой которой носит прозвище «Ангел смерти». «Проклятый путь» освещен заревом костров тщеславий, растворившим в себе свет истинного искусства.


     
А знаете ли вы, что...

- Сценарист Дэвид Селф по своим работам для DreamWorks "Призрак дома на холме" и для New Line "13 Дней".
- Первоначально Том Сайзмор должен был сыграть Аль Капоне, но эта роль досталась Альфреду Молина.
- Из интервью Том Хэнкс относительно роли киллера: "Я понимаю все мотивации этого парня. Это будет весьма бескомпромиссное кино, в котором я обладаю весьма широкими возможностями.
- Джеффри Веллс из Reel.com сразу после просмотра картины заявил, что фильму свети целая куча Оскаров на предстоящей церемонии. Его комментарии можно просмотреть здесь.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: