Фильм
эксплуатирует молодежную тему, успешно апробированную блокбастерами типа
"American Pie" or "There"s Something About Mary". Соленые шуточки о
пердеже в набитой людьми машине или об использованном презервативе,
обтягивающем мобильный телефон, - лишь малый перечень того, чем фильм
перенасыщен. Молодежная тест-аудитория встретила спорные приколы с
восторгом, оценки фильма колеблются от "классно" до "супер!"
Примечательно, что до своего первого полнометражного дебюта режиссер
отметился скандальной документалкой с выразительным название "Fart House"
(почти "Fartdog") - что-то типа "Дом, где портят воздух".
(c) Евгений Левик
РЕЦЕНЗИЯ №2
Отвечая на
канонический вопрос из "On The Road" Керуака - "Ребята, вы едете, чтобы
куда-то добраться, или просто едете?" - герои фильма "Дорожные
приключения" не стали бы долго думать. Сюжет "Дорожных приключений" прост
и практичен - четыре 19-летних остолопа покидают родной Университет Итаки,
дабы отправиться далеко и ненадолго: перехватить кассету с компроматом,
что вот-вот дойдет до герлфрендки одного из них, техасской ветеринарши, и
мигом назад - на экзамен по античной философии (античная философия
предстает здесь этаким символом максимальной учебной репрессии - и не зря,
предмет действительно монструозный. "Я отказываюсь петь, пока мне не
скажут, как назывался процитированный мной диалог Платона !" - орал как-то
Псой Короленко на испуганную московскую публику).
Жанр
студенческой комедии, как известно, безнадежно испорчен американцами.
"Пропал Калабуховский дом" - хроники Кембриджа и Оксфорда, взращенные
Ивлином Во и Кингсли Эмисом, попав в американский кинематограф, обросли
специфическим "низовым" юмором во вкусе Баркова и Бахтина и начисто
утратили присущее им в Британии грустное обаяние. Авторы "Дорожного
приключения" полагают, что комедия - это когда персонажи много, счастливо
и заливисто смеются. Тут у них ошибка. Единственный по-настоящему
занимающий наше внимание герой в этой картине - ровно тот, кто никуда не
поехал и ни разу не смеялся. Пятый представитель молодежи, оставшийся
караулить питона в террариуме, - не чета тем четверым, человек видный, и
нрав у него диковатый. В сцене, когда сей юноша старательно глотает
предназначенную питону живую мышь, он живо напоминает незабвенного мистера
Ренфилда из "Дракулы Брэма Стокера" - остается только возопить "Мастер,
где ты!" Впрочем, нечто вроде того он и кричит.
Вообще-то
"Дорожные приключения" - прежде всего "физиологический очерк", как
выразился бы Белинский. Главным образом он наводит на мысль о крайней
вредности казенного образования и воспитания - мысль о пользе жизни дома
горячо отстаивали еще славянофилы, и проблема эта описана в романе
"Обломов" - только немец, по общему мнению Обломовки, может родное дитя в
восемнадцать лет за порог прогнать. То же и в Америке - начало фильма
отчетливо указывает на то, что бойфренд-студент и герлфрендка-ветеринар
были неразлучны с детства, и коли не проклятый уход из дома в университет,
быть бы им вместе. А так - колледж и сплошные соблазны. Из сцен,
посвященных колледжу и соблазнам, можно заключить, что нынешние
американский студенты похожи друг на друга, продают нелюбимых девушек с
аукциона на вечеринках и посылают любимым девушкам, с которыми находятся в
разлуке, видеокассеты в стиле "дембельских альбомов" - сочиняют эти
послания всей частью, так, чтобы слеза непременно потекла. Как ни странно,
у них бывают родители. Есть у них и своя философия - помимо заученного на
обратном пути в автобусе Аристотеля. "Если ты изменил своей девушке, когда
был в сиську пьян и ничего не помнишь, - поучает главного героя сокурсник,
- то это за измену не считается, потому что если ты чего-нибудь не
помнишь, то этого, считай, вообще не было". И это не случайно.
Представьте
себе, как выглядели бы "Дорожные приключения", появись они году в
1969-1970-м. Четверо, шоссе, университет, но совсем другой коленкор, Дилан
на плакате и идеология, лезущая из щелей в стене любого мотеля по дороге.
Стивен Кинг в своем новом, полумемуарном трактате "Сердца в Атлантиде",
пишет ровно о студенческих приключениях, сессиях, презервативах и
автостопах - но происходящих не сейчас, в беззастенчиво-глуповатую эпоху,
когда встреченные негры подшучивают на студиозусами, подсовывая им с
яростными криками якобы найденный у них колпак ку-клукс-клана, а затем все
снова заливисто смеются и бегут трахаться - происходящих тогда, так давно,
что Никсон - президент, во Вьетнам - не хотим, слово - закон, а
видеокассет и в заводе не было. Так вот как раз там Кинг замечает -
"Несмотря на то, что их многие не помнят, шестидесятые действительно
были". Шестидесятые - были, а дорожных
приключений - не было.
плюсы: бойкая песня "God damn right, It's a
beautiful day" минусы: поэтика телесного низа
[ Дмитрий Ольшанский ]
(c) Weekend.ru