РЕЦЕНЗИЯ №1
Перед нами – экранизация одного из многочисленных приключенческих романов Клайва Касслера, в которых главным героем является Дирк Питт, неугомонный искатель приключений. Эта серия в 90-х была популярна в Америке приблизительно так же, как в начале нынешнего века в России – акунинский сериал об Эрасте Петровиче Фандорине. Романы Касслера по всем своим составляющим так и просятся на экран. Почему их никто до Брека Эйзнера не взял в оборот – ума не приложу. Бывают такие парадоксы истории.
Итак, Дирк Питт, как уже говорилось - неугомонный искатель приключений, участвует в подъеме некой древней статуи со дна моря где-то недалеко от Нигерии. Попутно он пытается реализовать свой давний безумный проект – найти следы броненосца «Техас», бесследно пропавшего в самом конце гражданской войны в США. Следы пропажи, как ни странно, тоже ведут в Нигерию. Тут же, независимо от Дирка, и совсем по другим делам, действует Эва Рохас – доктор из Всемирной Организации Здравоохранения. Она пытается раскрыть тайну куда более приземленную – понять причины ужасной эпидемии, начавшей распространяться среди нигерийцев. Нечего и говорить, что миссии Дирка Питта и Эвы Рохас совпадают: они оказываются в Мали, где вовсю бушует кровавая междоусобица. К разгадкам своих тайн врач и искатель приключений пойдут вместе, но противники у них будут очень серьезные: малийский диктатор и миллиардер, развернувший некое производство в дебрях пустыни Сахара.
Не сомневайтесь: здесь есть на что посмотреть! Приключенческие фильмы чем вообще хороши, так это своей экзотикой. Снимали, правда, в Марокко, который и пытаются с восхитительной наивностью выдать за Нигерию и за Мали. Выдают живо, уверенно и с каким-то юношеским задором. В принципе, для нас разница между этими тремя странами - чисто теоретическая. В конце концов, экзотическое кино вообще редко снимают в тех местах, где по сценарию развивается действие. Спасибо еще, что Сахару не из Аризоны сделали.
Сценарий, кстати, вполне идиотский. В пределах ожиданий. Нечего и сомневаться: если в фильм вложено 100 миллионов долларов, а на главную роль пригласили Мэттью Макконахи – хорошего сценария не жди. Ведь большие деньги почти всегда вкладываются в большие спецэффекты. Занимаясь тратой такого бюджета, режиссер озабочен прежде всего тем, как оправдаться в расходах. Чтобы продюсеры не начали выяснять, куда делась та или иная сотня тысяч, он наводняет фильм зрелищными сценами, в угоду которым приносится все остальное. Кроме того, подмечено: зритель (имеется в виду зритель массовый) уж как-нибудь простит отсутствие в фильме достоверности и логики. А вот отсутствие зрелища (такого, чтобы стены кинотеатра ходуном ходили), как правило, не прощает. Так что «Сахара» была обречена с самого начала. Ну, а приглашение Макконахи в качестве главной звезды стало окончательным сигналом того, что, кроме зрелищности, от фильма ждать нечего.
Кстати, Макконахи-то как раз неплох. Образу, по крайней мере, соответствует. К съемкам парня «подкачали», и герой нашего времени из него получился хоть куда! Что должен уметь Дирк Питт? Ловко запрыгивать на проходящий мимо поезд, сокрушать сволочей и обаятельно улыбаться. Для всего этого Макконахи подходит на все сто. А специфически смешной Стив Зан, который играет его неразлучного дружка Эла Джиордино, создает необходимый юмористический резонанс, который снижает тупой героический пафос истории, делая ее гораздо более усвояемой. Макконахи и Зан – не лучшая сценическая пара в истории кинематографа, но вполне удачная, по крайней мере.
Пенелопа Круз? Ну уж нет, позвольте мне о ней умолчать. Имею я право умолчать о том, о чем сказать мне нечего? Хотя – почему нечего? Фигура у нее хороша. Теперь-то я уж точно все сказал о роли Пенелопы в этом фильме.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Во времена гражданской войны в США силы конфедерации попытались вывести золото на огромном бронированном корабле – но корабль не прибыл в место назначения, исчезнув из вида. Куда он делся и где сейчас находиться не известно. Для искателя приключений Дирка Питта (Метью МакКонехи) этот корабль и его тайна стали приключением всей его жизни.
Однажды во время экспедиции в Африке некий торговец продает Дирку золотой доллар конфедерации – одну из пяти монет, которые были сделаны как пробные образцы. Откуда монета оказалась в Африке? Могло ли быть так, что корабль переплыл Атлантический океан и вошел в устье реки Нигер в Африке во время разлива? Дирк решает идти по следам корабля, прихватив с собой своего верного "санчо-пансу" Эла (Стив Зан).
Тем самым временем доктор Ева Рохас (Пенелопа Круз) расследует случаи эпидемии чумы в Африке, считая, что очаги заражения находятся в одной маленькой стране, где идет гражданская война и половину которой контролирует армия, а вторую – племена туарегов. Белым людям туда лучше не соваться, но упрямая девушка решается на авантюру, и часть пути она проделает с настоящим мачо и искателем сокровищ – конечно же с Дирком Питтом. Очень скоро Ева понимает, что жизни людей уносит совсем не чума, а отравление зараженной водой. Откуда оно идет и в чем причина попадания в воду ядовитых токсинов, в этом и предстоит разобраться – ведь такой герой как Дирк не бросит хрупкую докторшу на произвол судьбы.
У меня уже давно сложилось впечатление, что в Голливуде разучились снимать приключенческое кино. С бесстрашными героями, совершающими великие подвиги, с обольстительными красавицами, с сундуком сокровищ, с мерзкими злодеями. Фильмы, которые были бы интересны и детям и взрослым. Если не считать блестящих "Пиратов Карибского моря" и дилогию "Мумия", то все остальные попытки повторить успех "Индианы Джонса", на мой взгляд, образца классного приключенческого кино, терпели провал. "Сокровище нации" оказался слишком пресным и слишком "американизированным", "Расхитительница гробниц" вообще тяжкий случай сценарной немочи и режиссерский импотенции. Надежда хорошо развлечься в кино тихонько умирала, а лавры "нового Индианы Джонса" по прежнему не имели хозяина.
Труба затрубила откуда не ждали – компания "Парамаунт" экранизировала одноименный роман Клайва Касселера об искателе приключений Дирке Питте. Снимать решили по серьезному – бюджет составил 130 миллионов долларов; съемки велись на местности – Испания, Марокко, Англия; в героев Кесселера воплотились не только МакКонехи, Круз и Зан, но и отличные характерные актеры – Уильям Мэйси, Дэлрой Линдо, Ламберт Уилсон.
Итогом этой большой работы стал один из лучших развлекательных фильмов последних лет – и тут дело не только в масштабе съемок, актерах, известной (в основном на Западе) торговой марке "Дирк Питт". Этот фильм очень старомоден и сейчас кажется случайно уцелевшим динозавром или старинным артефактом, выкопанным из песка и выставленным на всеобщее обозрение. Фильм дарит давно забытые эмоции – я уже давно так откровенно не "болел за наших", не смеялся над весьма черными шутками отпускаемых в самые критические моменты, не чувствовал драйва от происходящего на экране.
Конечно, кое-какие вещи смущают – например, остаются ощущения нехватки некоторых сцен – вроде бы персонажи только что были в городе туарегов, а на следующем кадре – уже подходят к возможному месту нахождения крейсера. Да и здравый смысл тоже не самая сильная черта фильма – например, герои смогли выжить сутки в пустыне, без воды, защитной одежды да еще волоча на себе огромное корыто из железа, пристегнутое наручниками. А после этого смогли добраться (каким образом – сами посмотрите) до телефона-автомата, расположенного в пустыне. Что самое интересное – такие ляпы не раздражают. Это из той же самой серии, когда доктор Джонс в первой части трилогии умудрился проплыть на немецкой подводной лодке половину моря – ну задержал дыхание и все тут!
Конечно, меня грызла другая мысль – да, все здорово, удовольствие от фильма гарантированное, а вот много ли зрителей его захотят получить – в моем случае в кинозале сидело от силы человек 10 – и это в первый уикенд показа. Не уверен, что коммерческая судьба фильма сложиться удачно – да, фильм занял первое место по сборам в Америке, но окупить свой немалый бюджет будет затруднительно. Да и автор романа готовит судебный иск против создателей фильма – итоговый сценарий не был согласован с ним, как было обещано ранее.
Впрочем, нам то что? Пусть у продюсеров голова болит, а нам главное результат получился отменным. Отличный развлекательный фильм – примите рекомендации.
РЕЦЕНЗИЯ №3
Дирк Диглер... пардон, Дирк Питт (Мэттью Макконахи) - бравый искатель приключений. Он ищет артефакты, древние статуи, магические предметы, старые свитки, корабли, самолеты, тарелки инопланетян - словом, все, что может стать ярким свидетельством давно минувших дней, преданьем старины глубокой. Несмотря на свою довольно экзотическую профессию, Дирк - не особо богатый парень. Поэтому он работает не на себя, а на "дядю" - адмирала Джима Сандекера (Уильям Мейси), который сам является большим любителем и собирателем различных древностей.
Как-то раз, когда Сандекер со своей командой - в которую, как обычно, входил и Питт - занимался подъемом некоей статуи со дна морского у берегов Нигерии, старина Дирк вдруг увидел, как на берегу несколько негодяев гнусного вида пытались убить, а может быть, даже и изнасиловать очаровательную юную девушку с глазами трепетной лани, которая, конечно, сопротивлялась изо всех сил, но ее хрупкое очарование не могло долго противостоять натиску нескольких вооруженных мужчин с недобрыми, глубоко посаженными глазами.
Разумеется, Дирк не мог оставаться в стороне! Этот парень всегда выступает за справедливость! Если бы хрупкая девушка напала на бандитов - Дирк бы помог бандитам. Однако в данном случае эти негодяи напали на девушку, поэтому Дирк одному прострелил руку, другому сломал шею, а третьему несколько не по-мужски засандалил по тестикулам - так что девушка была спасена.
Оказалось, впрочем, что это не просто девушка с глазами лани, а доктор Ева Рохес (Пенелопа Крус) с глазами лани из Всемирной организации здравоохранения. Ева исследует ситуацию с очень загадочной болезнью, от которой в Нигерии умерло уже несколько человек. Есть данные, что все эти заболевшие пришли из соседнего Мали, где население стонет под пятой гнусного тирана - генерала Затеба Казима (Дженни Джеймс). Генерал имеет какие-то деловые шашни с французским щеголем-авантюристом Ивом Массардом (Ламберт Уилсон), и Ева не без оснований подозревает, что за странной дружбой генерала Казима и подозрительно-склизкого Массарда скрывается нечто жуткое, как раз и порождающее внутри себя всякие смертоносные заболевания.
Не допустить эпидемии - вот главная задача Евы! Реализовать свою детскую мечту - вот главная задача Дирка! Какую именно мечту? Да есть у него одна... Ну, знаете, у любого искателя приключений имеется такая мечта, такая мечта, что она покрывает все остальные его мечты, как роскошный блин покрывает какой-то вшивый оладушек! Так вот, Дирк мечтал найти броненосец "Техас", который в самом конце войны за независимость США руководством конфедерации был нагружен золотом и отправлен в безопасном направлении - ну, чтобы на это золото потом можно было запустить освободительную борьбу за мир во всем мире. Однако корабль до пункта назначения так и не дошел...
У Дирка есть предположение о том, что именно случилось с кораблем. Он считает, что броненосец слегка заблудился в Атлантическом океане, промахнулся мимо берегов Америки и оказался в районе Африки, где сослепу заплыл в реку с весьма неполиткорректным названием Нигер. Убоявшись этой кошмарной неполиткорректности, команда броненосца с криком "Киш мир ин тексас!" бросила корабль в пучины Сахары, где корабль в конце концов и затерялся, потому что совершенно сбился с курса... И теперь Дирк должен найти броненосец, потому что там полно золота. Ну и, кроме того, это его светлая детская мечта, а светлые детские мечты полагается реализовывать...
***
Фильм "Сахара" поставлен по произведению Клайва Касслера - создателя целой серии романов о невероятных приключениях неутомимого искателя этих самых приключений - Дирка Питта. Вы спросите, на черта нужны еще какие-то искатели приключений после персонажей Буссенара, Индианы Джонса и тому подобных приключенчески-искательных мужчин? Да черт его знает на самом деле, хотя Питт у Каслера помещен в достаточно современную среду, то есть речь идет не о каком-то древнебоевитом мужичке, а, можно сказать, о герое нашего времени, что, вероятно, и сделало серию достаточно популярной.
Честно говоря, я даже как-то и не собирался смотреть этот приключенческий шедевр, потому что к Макконахи отношусь более чем прохладно - по предыдущим фильмам сложился образ типичного смазливого красавчика, а меня они не прикалывают, - а уж Пеню Крус - так просто с трудом переношу, потому что меня всегда раздражали красивые и совершенно бездарные дурочки, которые попали в актрисы исключительно из-за внешности...
Однако субботний день сложился таким образом, что я эту "Сахару" все-таки посмотрел и... Что интересно и удивительно - даже не плевался. Нормальный такой приключенческий боевичок, который смотрелся примерно раза в три лучше, чем ожидалось. Макконахи заматерел, подкачался и, в общем, соскочил с образа смазливого красавчика. Дирк Питт у него получился хоть и совершенно типичный такой мачо-супергерой, однако в этом образе присутствует определенный налет иронии, поэтому смотрится даже и неплохо. Плюс - ему дали в напарники Стива Зана, который изображает такого традиционного приятеля главного персонажа - развеселого рубаху-парня, - и вдвоем они выглядят вполне пристойно. Ну да, парочка совершенно типовая и навязшая на зубах - герой-мачо с прикольным другом детства, - однако их похождения все-таки развлекают, а не утомляют, и это уже очень-очень славно.
Пенелопа Крус, как обычно, была приглашена в картину исключительно для мебели, но ее торжественные выходы режиссер предусмотрительно свел к минимуму. Так что большую часть экранного времени доктор Ева Рохес благополучно тусовалась где-то на заднем плане, а для заднего плана внешность у нее вполне подходящая. Правда, временами ей приходилось произносить какие-то волнующие монологи, и выглядело это вполне ужасно, но я в таких случаях отвлекался на игрища с котом Бубликом, поэтому не довел себя до состояния полного озверения по поводу "игры" этой актрисы.
Ламберт Уилсон - Меровингиан из ресетирующей матрицы - смотрелся вполне достойно, хоть персонаж у него был весьма тупенький. Но Уилсон - актер очень колоритный, поэтому пристойно выглядел даже на таком средненьком материале. А уж в финале, когда Уилсон фактически изобразил Макса Зорина из "Вида на убийство"... В общем, маловато у него было эпизодов, маловато. Я бы с легкостью пожертвовал целым табуном Пенелоп Крус, чтобы Уилсону достался более активный типаж...
У Уильяма Мэйси в этом фильме достаточно небольшая роль, но я в который раз поражаюсь тому, насколько широк диапазон этого актера. Он обычно прекрасно выглядит в роли всяких маленьких человечков, а здесь играет солидного седовласого адмирала и в данном качестве также смотрится просто отлично...
Да, конечно, сюжет этого фильма - незамысловат и временами откровенно идиотичен. Ну да, они откопали подводную лодку в глубине Сахары ("Здесь раньше было море", - авторитетно заявил один из персонажей), они шандарахнули по вертолету из корабельной пушки, но... Но определенный уровень дебилизации сюжета для подобных фильмов - это даже некий корпоративный стандарт. Просто надо понимать, что это даже рядом не "Индиана Джонс" (хотя фильм почему-то позиционируется чуть ли не как новый "Индиана"), однако картина, к счастью, заметно лучше, чем какие-нибудь совсем тухлые "Сокровища Амазонки". Скажем так, "Сахара" по стилю несколько напоминает "Сокровища нации", однако фильм "Сокровища нации" меня явно утомил, а "Сахара" - наоборот, развлек. Собственно, это ни о чем, конечно, не говорит, я просто констатирую факт. Если рассматривать меня как чистый лакмус, то реакция на "Сахару" - добродушное позеленение в отличие от постепенного злобного покраснения на протяжении просмотра "Сокровищ нации"...
РЕЦЕНЗИЯ №4
Помните «Ласковый май»? Конечно же, помните. Громкая была группешка в свое время. А представьте, что было бы, если бы эти романтические завывания о «милой, милой мадам», положенные на «тыдыц-тыц, тыдыц-тыц», раскручивались сегодня? Вряд ли бы вы это заметили – если только не страдаете манией отслеживать ночами передачи, в которых крутятся клипы любовниц нуворишей. Хотя, впрочем, для клипов с погонями и взорванными машинами можно купить эфирное время и посолиднее.
Фильм «Сахара» выполнен практически в точном соответствии с канонами плохого кино 80-х. Но в нем есть погони и взорванные машины и даже броненосец времен войны Севера и Юга посреди африканской пустыни, бюджет его был задекларирован как 140-миллионный, и потому он попал в крупные прокатные сети. Жаль, что попал. В них он смотрелся еще более неестественно, чем броненосец в песках. А что касается любителей жалких закосов под «Индиану Джонса», то они давно уже облюбовали соответствующие прокаты и ущемленными себя бы не почувствовали.
По-своему интересное занятие – предугадывать события фильма на всем его протяжении. К примеру, играет один из персонажей в соккер с африканскими детишками, гонится за мячом, а тот возьми да и прыгни в пещеру, на стене которой нарисована большая железная черепаха. С первой секунды этой погони было ясно, что прибежит персонаж за вещдоком. Такие эпизоды, когда актеру приходится корчить изумление с потрясением, могут испортить всю дальнейшую карьеру, будь он хоть трижды небесталанным. И вот, смотришь, предугадываешь, ухмыляешься, но до последнего не веришь в то, что авторам хватит невежества прокрутить глобальные тектонические процессы – в данном случае замещение океана пустыней – за какое-то столетие с небольшим (для справки: в космическом календаре, берущем начало от Большого взрыва, первые люди появились 31 декабря в 22.30). Хватило. Тут еще проблемы экологии, здравоохранения, диктаторских режимов и теневого бизнеса свалены в одну кучу безо всякого порядка…
Этот фильм – амбициозный проект на уровне второго дивизиона. Мэттью Макконахи – известный актер, но не суперзвезда. Пенелопа Крус – известная актриса, но для Америки прежде всего бывшая любовница Тома Круза. Стив Зан тоже позиционируется как широко известный в узких кругах. Ламбер Уилсон, несмотря на то, что снимался в «Матрице» и в «Сахаре» 1983 года играл просвещенного бедуина, возлюбленного Брук Шилдс, злодей-французик калибром явно ниже, скажем, чем Давид Суше или Оливье Мартинес. Режиссер Брек Айзнер прежде снимал исключительно клипы. А подготовил всю эту вакханалию избитых штампов некий писатель Клайв Касслер. Судя по фильму, главное его писательское достижение – якобы звучное имя главного героя: Дирк Питт. А мог бы назвать его, скажем, Бреком Айзнером. Тоже ведь звучит. «Приключения Брека Айзнера» – налетайте!
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались 2-го февраля 2004 в Марокко (вместо запланированной ранее Намибии), где съемки продлились приблизительно шесть недель, затем передвинувшись в Испанию и Великобританию. Препродакшн и подготовка к съемкам начались в ноябре 2003 года. Бюджет составил 100 миллионов $.
- Первоначально старт проекта был намечен на осень 2001 года, но из-за событий 11-uj сентября был отложен до лета 2002 года, потом до 28-го октября 2002 того же года, а затем и до января 2003 года.
- Картина поставлена по роману 1992 года Клайва Касслера "Сахара", который является одиннадцатым в серии приключений Дирка Питта. Хотя книги Касслера и пользовались популярностью, адаптации его романы до "Сахары" поддавались всего один раз: в 1980-ом году вышла картина "Поднимая Титанов", которую сам Касслер назвал ужасной от начала до конца. Первый роман был написан в 1973 году, а на момент выхода картины в апреле 2005 года был выпущен 16-ый в 2001-ом году.
- Первоначально картину должен был ставить Роб Бауман.
- Идеальным кандидатом для исполнения Дирка Питта Клайв Касслер видел Хью Джекмена. В проекте также упоминались имена Джорджа Клуни, Тома Круза, Брэда Питта и Брюса Уиллиса.
- Тэглайны картины гласят: "Дирк Питт. У приключения теперь новое имя", "У приключения новое назначение".
|