ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Сахара 
Sahara

Режиссер Breck Eisner (Брек Айснер)
Сценарий Thomas Donnelly (Томас Доннелли),
James V. Hart (Джеймс В. Харт),
Joshua Oppenheimer (Джошуа Оппенхеймер),
Clive Cussler (Клайв Касслер)
В ролях:
Matthew McConaughey (Мэтью МакКонохи),
Steve Zahn (Стив Зан),
Penelope Cruz (Пенелопа Крус),
Dayna Cussler (Дайна Касслер),
William H. Macy (Уильям Х. Мэйси),
Lambert Wilson (Ламбер Уилсон),
Delroy Lindo (Делрой Линдо),
Clint Dyer (Клинт Дайер),
Lennie James (Ленни Джеймс),
Glynn Turman (Глинн Турман),
Rainn Wilson (Рэйнн Уилсон),
Billy Seymour (Билли Сеймур),
Nathan Osgood (Натан Осгуд),
Mark Wells (Марк Уэллс)
Официальный сайт: www.saharathemovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительнось: 115 мин.
Год выпуска: 2005
РЕЦЕНЗИЯ №1

Перед нами – экранизация одного из многочисленных приключенческих романов Клайва Касслера, в которых главным героем является Дирк Питт, неугомонный искатель приключений. Эта серия в 90-х была популярна в Америке приблизительно так же, как в начале нынешнего века в России – акунинский сериал об Эрасте Петровиче Фандорине. Романы Касслера по всем своим составляющим так и просятся на экран. Почему их никто до Брека Эйзнера не взял в оборот – ума не приложу. Бывают такие парадоксы истории.

Итак, Дирк Питт, как уже говорилось - неугомонный искатель приключений, участвует в подъеме некой древней статуи со дна моря где-то недалеко от Нигерии. Попутно он пытается реализовать свой давний безумный проект – найти следы броненосца «Техас», бесследно пропавшего в самом конце гражданской войны в США. Следы пропажи, как ни странно, тоже ведут в Нигерию. Тут же, независимо от Дирка, и совсем по другим делам, действует Эва Рохас – доктор из Всемирной Организации Здравоохранения. Она пытается раскрыть тайну куда более приземленную – понять причины ужасной эпидемии, начавшей распространяться среди нигерийцев. Нечего и говорить, что миссии Дирка Питта и Эвы Рохас совпадают: они оказываются в Мали, где вовсю бушует кровавая междоусобица. К разгадкам своих тайн врач и искатель приключений пойдут вместе, но противники у них будут очень серьезные: малийский диктатор и миллиардер, развернувший некое производство в дебрях пустыни Сахара.

Не сомневайтесь: здесь есть на что посмотреть! Приключенческие фильмы чем вообще хороши, так это своей экзотикой. Снимали, правда, в Марокко, который и пытаются с восхитительной наивностью выдать за Нигерию и за Мали. Выдают живо, уверенно и с каким-то юношеским задором. В принципе, для нас разница между этими тремя странами - чисто теоретическая. В конце концов, экзотическое кино вообще редко снимают в тех местах, где по сценарию развивается действие. Спасибо еще, что Сахару не из Аризоны сделали.

Сценарий, кстати, вполне идиотский. В пределах ожиданий. Нечего и сомневаться: если в фильм вложено 100 миллионов долларов, а на главную роль пригласили Мэттью Макконахи – хорошего сценария не жди. Ведь большие деньги почти всегда вкладываются в большие спецэффекты. Занимаясь тратой такого бюджета, режиссер озабочен прежде всего тем, как оправдаться в расходах. Чтобы продюсеры не начали выяснять, куда делась та или иная сотня тысяч, он наводняет фильм зрелищными сценами, в угоду которым приносится все остальное. Кроме того, подмечено: зритель (имеется в виду зритель массовый) уж как-нибудь простит отсутствие в фильме достоверности и логики. А вот отсутствие зрелища (такого, чтобы стены кинотеатра ходуном ходили), как правило, не прощает. Так что «Сахара» была обречена с самого начала. Ну, а приглашение Макконахи в качестве главной звезды стало окончательным сигналом того, что, кроме зрелищности, от фильма ждать нечего.

Кстати, Макконахи-то как раз неплох. Образу, по крайней мере, соответствует. К съемкам парня «подкачали», и герой нашего времени из него получился хоть куда! Что должен уметь Дирк Питт? Ловко запрыгивать на проходящий мимо поезд, сокрушать сволочей и обаятельно улыбаться. Для всего этого Макконахи подходит на все сто. А специфически смешной Стив Зан, который играет его неразлучного дружка Эла Джиордино, создает необходимый юмористический резонанс, который снижает тупой героический пафос истории, делая ее гораздо более усвояемой. Макконахи и Зан – не лучшая сценическая пара в истории кинематографа, но вполне удачная, по крайней мере.

Пенелопа Круз? Ну уж нет, позвольте мне о ней умолчать. Имею я право умолчать о том, о чем сказать мне нечего? Хотя – почему нечего? Фигура у нее хороша. Теперь-то я уж точно все сказал о роли Пенелопы в этом фильме.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Во времена гражданской войны в США силы конфедерации попытались вывести золото на огромном бронированном корабле – но корабль не прибыл в место назначения, исчезнув из вида. Куда он делся и где сейчас находиться не известно. Для искателя приключений Дирка Питта (Метью МакКонехи) этот корабль и его тайна стали приключением всей его жизни.

Однажды во время экспедиции в Африке некий торговец продает Дирку золотой доллар конфедерации – одну из пяти монет, которые были сделаны как пробные образцы. Откуда монета оказалась в Африке? Могло ли быть так, что корабль переплыл Атлантический океан и вошел в устье реки Нигер в Африке во время разлива? Дирк решает идти по следам корабля, прихватив с собой своего верного "санчо-пансу" Эла (Стив Зан).

Тем самым временем доктор Ева Рохас (Пенелопа Круз) расследует случаи эпидемии чумы в Африке, считая, что очаги заражения находятся в одной маленькой стране, где идет гражданская война и половину которой контролирует армия, а вторую – племена туарегов. Белым людям туда лучше не соваться, но упрямая девушка решается на авантюру, и часть пути она проделает с настоящим мачо и искателем сокровищ – конечно же с Дирком Питтом. Очень скоро Ева понимает, что жизни людей уносит совсем не чума, а отравление зараженной водой. Откуда оно идет и в чем причина попадания в воду ядовитых токсинов, в этом и предстоит разобраться – ведь такой герой как Дирк не бросит хрупкую докторшу на произвол судьбы.

У меня уже давно сложилось впечатление, что в Голливуде разучились снимать приключенческое кино. С бесстрашными героями, совершающими великие подвиги, с обольстительными красавицами, с сундуком сокровищ, с мерзкими злодеями. Фильмы, которые были бы интересны и детям и взрослым. Если не считать блестящих "Пиратов Карибского моря" и дилогию "Мумия", то все остальные попытки повторить успех "Индианы Джонса", на мой взгляд, образца классного приключенческого кино, терпели провал. "Сокровище нации" оказался слишком пресным и слишком "американизированным", "Расхитительница гробниц" вообще тяжкий случай сценарной немочи и режиссерский импотенции. Надежда хорошо развлечься в кино тихонько умирала, а лавры "нового Индианы Джонса" по прежнему не имели хозяина.

Труба затрубила откуда не ждали – компания "Парамаунт" экранизировала одноименный роман Клайва Касселера об искателе приключений Дирке Питте. Снимать решили по серьезному – бюджет составил 130 миллионов долларов; съемки велись на местности – Испания, Марокко, Англия; в героев Кесселера воплотились не только МакКонехи, Круз и Зан, но и отличные характерные актеры – Уильям Мэйси, Дэлрой Линдо, Ламберт Уилсон.

Итогом этой большой работы стал один из лучших развлекательных фильмов последних лет – и тут дело не только в масштабе съемок, актерах, известной (в основном на Западе) торговой марке "Дирк Питт". Этот фильм очень старомоден и сейчас кажется случайно уцелевшим динозавром или старинным артефактом, выкопанным из песка и выставленным на всеобщее обозрение. Фильм дарит давно забытые эмоции – я уже давно так откровенно не "болел за наших", не смеялся над весьма черными шутками отпускаемых в самые критические моменты, не чувствовал драйва от происходящего на экране.

Конечно, кое-какие вещи смущают – например, остаются ощущения нехватки некоторых сцен – вроде бы персонажи только что были в городе туарегов, а на следующем кадре – уже подходят к возможному месту нахождения крейсера. Да и здравый смысл тоже не самая сильная черта фильма – например, герои смогли выжить сутки в пустыне, без воды, защитной одежды да еще волоча на себе огромное корыто из железа, пристегнутое наручниками. А после этого смогли добраться (каким образом – сами посмотрите) до телефона-автомата, расположенного в пустыне. Что самое интересное – такие ляпы не раздражают. Это из той же самой серии, когда доктор Джонс в первой части трилогии умудрился проплыть на немецкой подводной лодке половину моря – ну задержал дыхание и все тут!

Конечно, меня грызла другая мысль – да, все здорово, удовольствие от фильма гарантированное, а вот много ли зрителей его захотят получить – в моем случае в кинозале сидело от силы человек 10 – и это в первый уикенд показа. Не уверен, что коммерческая судьба фильма сложиться удачно – да, фильм занял первое место по сборам в Америке, но окупить свой немалый бюджет будет затруднительно. Да и автор романа готовит судебный иск против создателей фильма – итоговый сценарий не был согласован с ним, как было обещано ранее.

Впрочем, нам то что? Пусть у продюсеров голова болит, а нам главное результат получился отменным. Отличный развлекательный фильм – примите рекомендации.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

Дирк Диглер... пардон, Дирк Питт (Мэттью Макконахи) - бравый искатель приключений. Он ищет артефакты, древние статуи, магические предметы, старые свитки, корабли, самолеты, тарелки инопланетян - словом, все, что может стать ярким свидетельством давно минувших дней, преданьем старины глубокой. Несмотря на свою довольно экзотическую профессию, Дирк - не особо богатый парень. Поэтому он работает не на себя, а на "дядю" - адмирала Джима Сандекера (Уильям Мейси), который сам является большим любителем и собирателем различных древностей.

Как-то раз, когда Сандекер со своей командой - в которую, как обычно, входил и Питт - занимался подъемом некоей статуи со дна морского у берегов Нигерии, старина Дирк вдруг увидел, как на берегу несколько негодяев гнусного вида пытались убить, а может быть, даже и изнасиловать очаровательную юную девушку с глазами трепетной лани, которая, конечно, сопротивлялась изо всех сил, но ее хрупкое очарование не могло долго противостоять натиску нескольких вооруженных мужчин с недобрыми, глубоко посаженными глазами.

Разумеется, Дирк не мог оставаться в стороне! Этот парень всегда выступает за справедливость! Если бы хрупкая девушка напала на бандитов - Дирк бы помог бандитам. Однако в данном случае эти негодяи напали на девушку, поэтому Дирк одному прострелил руку, другому сломал шею, а третьему несколько не по-мужски засандалил по тестикулам - так что девушка была спасена.

Оказалось, впрочем, что это не просто девушка с глазами лани, а доктор Ева Рохес (Пенелопа Крус) с глазами лани из Всемирной организации здравоохранения. Ева исследует ситуацию с очень загадочной болезнью, от которой в Нигерии умерло уже несколько человек. Есть данные, что все эти заболевшие пришли из соседнего Мали, где население стонет под пятой гнусного тирана - генерала Затеба Казима (Дженни Джеймс). Генерал имеет какие-то деловые шашни с французским щеголем-авантюристом Ивом Массардом (Ламберт Уилсон), и Ева не без оснований подозревает, что за странной дружбой генерала Казима и подозрительно-склизкого Массарда скрывается нечто жуткое, как раз и порождающее внутри себя всякие смертоносные заболевания.

Не допустить эпидемии - вот главная задача Евы! Реализовать свою детскую мечту - вот главная задача Дирка! Какую именно мечту? Да есть у него одна... Ну, знаете, у любого искателя приключений имеется такая мечта, такая мечта, что она покрывает все остальные его мечты, как роскошный блин покрывает какой-то вшивый оладушек! Так вот, Дирк мечтал найти броненосец "Техас", который в самом конце войны за независимость США руководством конфедерации был нагружен золотом и отправлен в безопасном направлении - ну, чтобы на это золото потом можно было запустить освободительную борьбу за мир во всем мире. Однако корабль до пункта назначения так и не дошел...

У Дирка есть предположение о том, что именно случилось с кораблем. Он считает, что броненосец слегка заблудился в Атлантическом океане, промахнулся мимо берегов Америки и оказался в районе Африки, где сослепу заплыл в реку с весьма неполиткорректным названием Нигер. Убоявшись этой кошмарной неполиткорректности, команда броненосца с криком "Киш мир ин тексас!" бросила корабль в пучины Сахары, где корабль в конце концов и затерялся, потому что совершенно сбился с курса... И теперь Дирк должен найти броненосец, потому что там полно золота. Ну и, кроме того, это его светлая детская мечта, а светлые детские мечты полагается реализовывать...

***

Фильм "Сахара" поставлен по произведению Клайва Касслера - создателя целой серии романов о невероятных приключениях неутомимого искателя этих самых приключений - Дирка Питта. Вы спросите, на черта нужны еще какие-то искатели приключений после персонажей Буссенара, Индианы Джонса и тому подобных приключенчески-искательных мужчин? Да черт его знает на самом деле, хотя Питт у Каслера помещен в достаточно современную среду, то есть речь идет не о каком-то древнебоевитом мужичке, а, можно сказать, о герое нашего времени, что, вероятно, и сделало серию достаточно популярной.

Честно говоря, я даже как-то и не собирался смотреть этот приключенческий шедевр, потому что к Макконахи отношусь более чем прохладно - по предыдущим фильмам сложился образ типичного смазливого красавчика, а меня они не прикалывают, - а уж Пеню Крус - так просто с трудом переношу, потому что меня всегда раздражали красивые и совершенно бездарные дурочки, которые попали в актрисы исключительно из-за внешности...

Однако субботний день сложился таким образом, что я эту "Сахару" все-таки посмотрел и... Что интересно и удивительно - даже не плевался. Нормальный такой приключенческий боевичок, который смотрелся примерно раза в три лучше, чем ожидалось. Макконахи заматерел, подкачался и, в общем, соскочил с образа смазливого красавчика. Дирк Питт у него получился хоть и совершенно типичный такой мачо-супергерой, однако в этом образе присутствует определенный налет иронии, поэтому смотрится даже и неплохо. Плюс - ему дали в напарники Стива Зана, который изображает такого традиционного приятеля главного персонажа - развеселого рубаху-парня, - и вдвоем они выглядят вполне пристойно. Ну да, парочка совершенно типовая и навязшая на зубах - герой-мачо с прикольным другом детства, - однако их похождения все-таки развлекают, а не утомляют, и это уже очень-очень славно.

Пенелопа Крус, как обычно, была приглашена в картину исключительно для мебели, но ее торжественные выходы режиссер предусмотрительно свел к минимуму. Так что большую часть экранного времени доктор Ева Рохес благополучно тусовалась где-то на заднем плане, а для заднего плана внешность у нее вполне подходящая. Правда, временами ей приходилось произносить какие-то волнующие монологи, и выглядело это вполне ужасно, но я в таких случаях отвлекался на игрища с котом Бубликом, поэтому не довел себя до состояния полного озверения по поводу "игры" этой актрисы.

Ламберт Уилсон - Меровингиан из ресетирующей матрицы - смотрелся вполне достойно, хоть персонаж у него был весьма тупенький. Но Уилсон - актер очень колоритный, поэтому пристойно выглядел даже на таком средненьком материале. А уж в финале, когда Уилсон фактически изобразил Макса Зорина из "Вида на убийство"... В общем, маловато у него было эпизодов, маловато. Я бы с легкостью пожертвовал целым табуном Пенелоп Крус, чтобы Уилсону достался более активный типаж...

У Уильяма Мэйси в этом фильме достаточно небольшая роль, но я в который раз поражаюсь тому, насколько широк диапазон этого актера. Он обычно прекрасно выглядит в роли всяких маленьких человечков, а здесь играет солидного седовласого адмирала и в данном качестве также смотрится просто отлично...

Да, конечно, сюжет этого фильма - незамысловат и временами откровенно идиотичен. Ну да, они откопали подводную лодку в глубине Сахары ("Здесь раньше было море", - авторитетно заявил один из персонажей), они шандарахнули по вертолету из корабельной пушки, но... Но определенный уровень дебилизации сюжета для подобных фильмов - это даже некий корпоративный стандарт. Просто надо понимать, что это даже рядом не "Индиана Джонс" (хотя фильм почему-то позиционируется чуть ли не как новый "Индиана"), однако картина, к счастью, заметно лучше, чем какие-нибудь совсем тухлые "Сокровища Амазонки". Скажем так, "Сахара" по стилю несколько напоминает "Сокровища нации", однако фильм "Сокровища нации" меня явно утомил, а "Сахара" - наоборот, развлек. Собственно, это ни о чем, конечно, не говорит, я просто констатирую факт. Если рассматривать меня как чистый лакмус, то реакция на "Сахару" - добродушное позеленение в отличие от постепенного злобного покраснения на протяжении просмотра "Сокровищ нации"...


     
РЕЦЕНЗИЯ №4

Помните «Ласковый май»? Конечно же, помните. Громкая была группешка в свое время. А представьте, что было бы, если бы эти романтические завывания о «милой, милой мадам», положенные на «тыдыц-тыц, тыдыц-тыц», раскручивались сегодня? Вряд ли бы вы это заметили – если только не страдаете манией отслеживать ночами передачи, в которых крутятся клипы любовниц нуворишей. Хотя, впрочем, для клипов с погонями и взорванными машинами можно купить эфирное время и посолиднее.

Фильм «Сахара» выполнен практически в точном соответствии с канонами плохого кино 80-х. Но в нем есть погони и взорванные машины и даже броненосец времен войны Севера и Юга посреди африканской пустыни, бюджет его был задекларирован как 140-миллионный, и потому он попал в крупные прокатные сети. Жаль, что попал. В них он смотрелся еще более неестественно, чем броненосец в песках. А что касается любителей жалких закосов под «Индиану Джонса», то они давно уже облюбовали соответствующие прокаты и ущемленными себя бы не почувствовали.

По-своему интересное занятие – предугадывать события фильма на всем его протяжении. К примеру, играет один из персонажей в соккер с африканскими детишками, гонится за мячом, а тот возьми да и прыгни в пещеру, на стене которой нарисована большая железная черепаха. С первой секунды этой погони было ясно, что прибежит персонаж за вещдоком. Такие эпизоды, когда актеру приходится корчить изумление с потрясением, могут испортить всю дальнейшую карьеру, будь он хоть трижды небесталанным. И вот, смотришь, предугадываешь, ухмыляешься, но до последнего не веришь в то, что авторам хватит невежества прокрутить глобальные тектонические процессы – в данном случае замещение океана пустыней – за какое-то столетие с небольшим (для справки: в космическом календаре, берущем начало от Большого взрыва, первые люди появились 31 декабря в 22.30). Хватило. Тут еще проблемы экологии, здравоохранения, диктаторских режимов и теневого бизнеса свалены в одну кучу безо всякого порядка…

Этот фильм – амбициозный проект на уровне второго дивизиона. Мэттью Макконахи – известный актер, но не суперзвезда. Пенелопа Крус – известная актриса, но для Америки прежде всего бывшая любовница Тома Круза. Стив Зан тоже позиционируется как широко известный в узких кругах. Ламбер Уилсон, несмотря на то, что снимался в «Матрице» и в «Сахаре» 1983 года играл просвещенного бедуина, возлюбленного Брук Шилдс, злодей-французик калибром явно ниже, скажем, чем Давид Суше или Оливье Мартинес. Режиссер Брек Айзнер прежде снимал исключительно клипы. А подготовил всю эту вакханалию избитых штампов некий писатель Клайв Касслер. Судя по фильму, главное его писательское достижение – якобы звучное имя главного героя: Дирк Питт. А мог бы назвать его, скажем, Бреком Айзнером. Тоже ведь звучит. «Приключения Брека Айзнера» – налетайте!


     
А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 2-го февраля 2004 в Марокко (вместо запланированной ранее Намибии), где съемки продлились приблизительно шесть недель, затем передвинувшись в Испанию и Великобританию. Препродакшн и подготовка к съемкам начались в ноябре 2003 года. Бюджет составил 100 миллионов $.
- Первоначально старт проекта был намечен на осень 2001 года, но из-за событий 11-uj сентября был отложен до лета 2002 года, потом до 28-го октября 2002 того же года, а затем и до января 2003 года.
- Картина поставлена по роману 1992 года Клайва Касслера "Сахара", который является одиннадцатым в серии приключений Дирка Питта. Хотя книги Касслера и пользовались популярностью, адаптации его романы до "Сахары" поддавались всего один раз: в 1980-ом году вышла картина "Поднимая Титанов", которую сам Касслер назвал ужасной от начала до конца. Первый роман был написан в 1973 году, а на момент выхода картины в апреле 2005 года был выпущен 16-ый в 2001-ом году.
- Первоначально картину должен был ставить Роб Бауман.
- Идеальным кандидатом для исполнения Дирка Питта Клайв Касслер видел Хью Джекмена. В проекте также упоминались имена Джорджа Клуни, Тома Круза, Брэда Питта и Брюса Уиллиса.
- Тэглайны картины гласят: "Дирк Питт. У приключения теперь новое имя", "У приключения новое назначение".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: