РЕЦЕНЗИЯ №1
Первый муж Анджелины Джоли, подававший когда-то надежды Джонни Ли Миллер, ночи напролет играл в компьютерную игрушку «Лара Крофт». По этой причине Анджелина развелась с ним, потом отомстила, два раза сыграв Лару Крофт. Бегать и стрелять ей явно понравилось. «Солт» - еще одна вариация на ту же тему, только героиня не посещает экзотические места и не отвлекается на научные открытия.
Агент Эвелин Солт работает в центральном офисе ЦРУ. В ее документах написано: «Степень подготовки – наивысшая». Как показывают события, это не красивые слова: уничтожить ее так же невозможно, как гардемарина Сашку Белова. Но она хочет перейти на бумажную работу. У нее есть муж, который ей дороже карьеры. И он того стоит. Именно благодаря мужу (профессору-арахнологу), два года назад Эвелин удалось вырвать из северо-корейского плена, где ее, раздев до нижнего белья, пытали пиявками. В общем, все идет к тому, что Эвелин превратится в канцелярского червя. Но тут в ЦРУ возникает русский агент. Сейчас он болен раком, а когда-то стоял на одной трибуне мавзолея с Л.И.Брежневым. И он утверждает, что Эвелин – советский агент товарищ Ченцова.
Эвелин ударяется в бега, и начинается лучшая часть фильма. Джоли классно прыгает, мочит здоровенных спецназовцев и калейдоскопически меняет визаж. Люди, которые работали над этой частью проекта, могут спокойно жевать свой гамбургер: работу они сделали на совесть. Но, к сожалению, в проекте участвовали и другие специалисты. Они должны были свести концы с концами. Получился такой трэш, что Роберту Корману и не снилось.
Впрочем, Корман вызывает больше уважения – он был честнее, он снимал трэш как трэш. «Солт» - попытка впарить рубль за сто, воспаленный бред, идущий под маркой серьезного шпионского триллера. Отловив в дебрях Брайтон-бич очередного обносившегося консультанта по русской действительности, сценаристы нагородили запределье, сравнимое с самой выдающейся голливудской клюквой в стиле «а ля рюсс». Доведя историю про советский иезуитский орден до полного абсурда, авторы проекта в последние четверть часа перешагивают эту грань так уверенно, что невольно ждешь, когда тебя хлопнут по плечу и скажут: «Расслабься, парень, мы просто пошутили!» Ничего подобного! Они не только не шутят – они явно собрались снимать продолжение!
Впрочем, отчего бы им не снять? Коммерчески проект себя более-менее оправдывает, американская критика отнеслась к нему вполне добродушно. А на IMDb в момент написания рецензии стояла оценка 6,7 (при 6 тысячах голосов). И это понятно. Кто в Америке знает, что в России маленькими глотками водку пьют только педерасты? Бред про себя – это всегда бред. А бред про других может называться художественным творчеством. И раз так, то восприятие фильма сводится к ощущениям от Анджелины Джоли. А они, в основном, позитивные. Слава богу, играть ей тут не потребовалось – а прыгает и дерется она замечательно!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Эвелин Солт (Анджелина Джоли) работает в ЦРУ. Занимается постоянным поддержанием мира во всем мире, ради чего, как водится, не гнушается применять самые грязные методы. Как-то раз Эвелин поймали в Северной Корее, где она выкручивала из мирной атомной электростанции ядерные боеголовки, и бросили в тюрьму, где шпионке подбили глаз. Родное ЦРУ, разумеется, собиралось от нее отказаться, потому что Эвелин присутствовала на территории Северное Кореи вовсе не как шпион, а как обычный бизнесмен, но тут приятель Эвелин - сумасшедший немец-ботаник Майк Краузе (Огаст Дил) - поднял жуткую бучу, и ЦРУ, чтобы не привлекать внимание, пришлось признать Солт своей и обменять ее на какого-то корейского шпиона. Эвелин полюбила простого немецкого фаната паучков и даже вышла за него замуж, хотя ЦРУ неоднократно предупреждало: не зарывайтесь, товарищи агенты!
Прошло два года, Эвелин перешла на бумажную работу и наслаждается семейной жизнью с Майком: по всему дому раскиданы жучки, размерами с тапку, и ядовитые паучки, так что на ссоры не остается буквально не минуты - сначала надо как-то выживать.
В годовщину свадьбы Солт собирается пораньше уйти с работы (в ЦРУ сотрудников с легкостью отпускают в одиннадцать утра), но тут начальство в лице Теда Уинтера (Лев Шрайбер) сообщает: явился русский перебежчик, которого нужно срочно допросить.
Эвелин допрашивает перебежчика, которого зовут Олег Вассилич Орлофф (Даниэль Ольбрыхский), и тот рассказывает об одной жуткой советской программе. Лет сорок назад советское "Как бы Гэ" в одном из одиноко стоящих монастырей стало взращивать детишек - мальчиков и девочек, которых отобрали у их родителей. Зловещий дядя Вассилич Орлофф (тот самый, который сейчас сидит перед Солт) обучал детишек американскому английскому и заставлял целовать свой золотой перстень с печаткой в виде октябрятской звездочки. Мальчиков и девочек зомбировали и программировали на то, чтобы они потом, когда их доставят в Штаты и другие страны, пошли работать на всякие высокие должности в ЦРУ, ФБР, НАТО и даже Американскую Киноакадемию, чтобы потом, когда наступит час ИКС, по команде дяди Орлофф выполнили свой священный революционный долг.
"Что за фигню несет этот старый козел?" - со смехом спрашивает Солт свое начальство, но тут Вассилич рассказал про американскую пару, которая вместе с маленькой дочкой путешествовала по СССР туда-сюда, а потом случайно погибла в автокатастрофе в стране, где плотность одного автомобиля на душу сотни населения была намного меньше, чем в Гондурасе. Погибшую дочку заменили воспитанницей Орлофф, дали ей в последний раз поцеловать кучерявую головку дедушки Ленина на звездочке, после чего отправили в Америку - хорошо учиться и идти работать в ЦРУ. Девочку звали, поведал Вассилич, Эвелин Солт. А сейчас девочка должна пристрелить российского президента Матвеефф (Олек Крупа), который приехал на похороны американского вице-президента.
Начальство Солт сразу напряглось. Эвелин тоже напряглась и подумала: произнести ли ей фразу "Меня подставили" или пока погодить. Ее, конечно, арестовали, но Солт быстро сбежала, равно как и Орлофф, потом сделала базуку из ножки стола, огнетушителя и средства для мойки унитазов, после чего сбежала окончательно.
За Солт гонится все ЦРУ в лице Теда Уинтера и представителя контрразведки Пибоди (Чуител Эджиофор), а она бежит к месту дислокации российского президента Миронофф, страшно переживая за своего мужа и его пауков.
И зрители также страшно переживают и не могут понять: кто она - эта Солт. Действительно ли она - русская машина для убийств, управляемая подлым Орлофф с помощью пимпочки, вживленной куда-то в задницу? Или она не тварь дрожащая, а имеющая американское право голосовать, поэтому носится как бы по заданию Орлофф с тем, чтобы предотвратить международный Катаклизьм? И что будет с мужем - судьба этого придурка также очень волнует зрителей!
***
Такое ощущение, что у голливудских сценаристов забастовка окончательно вынесла даже те немногие мозги, которые у них были. Потому что чем дальше смотришь эти боевички, тем больше кажется, что сценаристы друг с другом заключили пари на тему того, кто напишет как можно более дебильный сценарий.
Причем тут дело далеко не только в правдоподобности или неправдоподобности. Тот же "Неудержимые" особой правдоподобностью также не отличался - по крайней мере, в части того, что горстка хорошо подготовленных спецназовцев ухитрилась разнести целую небольшую армию. Но при этом там дебилизм не просвечивал на каждом шагу из другого дебилизма, как это ярко продемонстрировано в "Солте".
И всякие неправдоподобные злодейцы, стремящиеся в корень извести родную землю-мать - они тоже стройными шеренгами давно шагают по кинопланете в той же "Бондиане". Но та же "Бондиана" - это чистый стеб, ирония.
В "Солте" же мы имеем дело с натуральным, так сказать, боевиком, где нет ни тени иронии. Ни один из персонажей ни разу даже не ухмыльнулся и не подмигнул зрителям - мол, пацаны, мы понимаем, в каком кретинизме снимаемся, но это же все просто стеб такой, не судите строго.
Причем, что удивительно, сценарий тут писал Курт Уиммер - он, конечно, сценарист неоднозначный, но уж явно не дебил. Он написал сценарий к "Эквилибриуму" (сценарий там был не фонтан, но зато поставлен фильм самим Уиммером классно), сценарий к "Ультрафиолету" (вот тут сюжет вполне себе идиотский и поставил Уиммер фильм ужасно, за что его от режиссерства и отлучили), очень неплохой сценарий в "Королям улиц", ну и крепкий вначале и полностью разваливающийся в конце сценарий к "Законопослушному гражданину". И вот теперь "Солт" - как квинтэссенция откровенного дурдома.
В рецензии на "Цену страха" я говорил о том, что этот фильм на Западе смотрится как крепкая драма - несмотря на все идиотизмы с Россией и Украиной, напиханные в данную картину. Ну, просто потому, что мы наши реалии знаем, а на Западе их не знают.
Так вот, "Цена страха" по сравнению с "Солтом" - это просто "Война и мир". В "Солте" Уиммер надудукал такого, что картину даже можно посмотреть, корчась от хохота. Хотя лично мне было все-таки грустно и слегка противно - ну сколько можно зрителей считать законченными кретинами?
Причем, в отличие от "Цены страха", российская специфика здесь никакой роли не играет. Даже по западным меркам все это должно выглядеть бредом сумасшедшего. Зомбированных детей могли воспитывать и в той же Северной Корее, в Ираке, да хоть в Ирландии. Только жалко Уиммер не рассказал, каким образом выросшие дети, которых дядя Орлофф заставлял целовать перстенек в три года - в тридцать-сорок лет вдруг оказываются живыми роботами. Он им в жопу специальный советский чип вживлял, что ли? И почему все роботы до озверения послушные, а Солт - сбой в стройном управлении? Из-за укуса ядовитого паука, что ли?
Но зато чем дальше, тем более крышесносяще это все смотрелось. Под конец я уже ожидал, что президент Америки очнется, встанет и скажет: "О-о-о-о-о, товарисч Чеченкова! А меня ты не помнишь? Я же Вася Пукин из первого орлоффского помета!"
Вообще, наверное, в хорошей компании этот фильмец можно и даже нужно посмотреть - заливаясь хохотом на выстреле в президент Миронофф пулей, смоченной ядом паука, на русской "малине" где-то под статуей Свободы, на которой Орлофф планирует свой зловещий План в компании воспитанников в уголовых напорюгах, на президентском бункере, всех побегах Эвелин и особенно - на ее "драках" с помощью ручек-ножек-палочек.
Анорексичная Джоли весом в пятьдесят килограммов в качестве супершпионки, который с легкостью мочит ногами спецов из ЦРУ и Службы Охраны Президента - это прекрасное решение, добавляющее к данному сценарию должный элемент безумия. Известно, что Джоли на этом проекте заменила Тома Круза, но даже после такой замены боевые единоборства в сценарии переписывать не стали - пускай ножками-спичками мочит спецназовцев, делов-то.
Джоли мне тут не понравилась - не знаю, в сюжете ли дело или просто уж совсем глупо это все выглядело.
Лев Шрайбер и Чуител Эджиофор - отыграли достойно и на хорошем уровне, а главное - ни разу не заржали, что является признаком настоящего профессионализма.
Но есть и печальный момент. "Солт" по миру сделал неплохие сборы, собрал кассу. И учитывая "открытую" концовку, где Эвелина в белой блузке бросилась в зимний Потомак, чтобы потом в лесу начать собирать остальную тысячу советских шпионов, нас еще ждет сиквел. Ох, какой лютый сиквел нас ждет, дорогие мои соотечественнеги!
P.S. Не знаю, как вас, а меня больше всего прикололо то, что этот идиотизм совершенно серьезно приезжали представлять в Россию. Приезжала Джоли, пила vodka из samovar, играла на balalaika и купила matruoshka. Офигеть не встать.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины проходили с 3 марта по июнь 2009 года. В декабре 2009 года состоялась пересъемка некоторых сцен.
- Рабочее название картины "Эдвин А. Солт".
- Согласно официальных пресс-релизов Анжелина Джоли большинство трюков исполнила сама.
- На различных стадиях проекта Терри Джордж, Майкл Мэнн и Питер Берг были кандидатами в режиссеры картины.
- Сценарий картины в оригинале был написан под мужчину. Планировалось, что главную роль сыграет Том Круз.
- Тэглайн картины гласит: "Кто же на самом деле Солт?"
|