ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Спасите Грейс 
Saving Grace

Режиссёр:
Найджел Коул
В ролях: Бренда Блетин,
Крейг Фергюссон,
Мартин Клюнс
Продолжительность: 92 мин.
РЕЦЕНЗИЯ №1

Как раз сейчас, когда Союз Правых Сил проводит конкурс сценариев, должных пропагандировать либеральные ценности в нашей традиционно не очень либеральной стране, в тот самый момент, когда Россия-матушка с огромным трудом выбирается на светлую дорогу цивилизованности и прогресса, сегодня, когда еще так непрочны демократические завоевания и так велика возможность реставрации тоталитаризма, в этот самый тревожный и судьбоносный момент с Запада мутным потоком идут фильмы явно подрывного характера. Самый свежий пример – картина режиссера Найджела Коула "Спасите Грейс!", в которой либеральные ценности показаны в уродливом, извращенном виде, а эстетика уголовного мира и наплевательское отношение к законам всячески воспеваются и облагораживаются.

В этой провокационной ленте рассказывается о некоей с виду вполне благонравной дамочке предпенсионного возраста по имени Грейс. После того как ее супруг – биржевой спекулянт и аморальный тип – выпрыгнул из самолета без парашюта, перед Грейс замаячила близкая перспектива полного банкротства, нищеты и потери крыши над головой (муженек, как оказалось, был не очень удачливым спекулянтом). Что же решила предпринять эта, с позволения сказать, гражданка Соединенного Королевства? Думаете, она пошла работать? Или, может быть, занялась мелким бизнесом? Да, как это ни удивительно, в какой-то мере эта женщина, прожившая всю свою жизнь, погрязнув в тунеядстве и антисоциальности, сделала и то и другое. Грейс Треветан нельзя упрекнуть в отсутствии активной позиции в устройстве собственной судьбы и жизни, волей-неволей она была вынуждена отказаться от иждивенческой позиции и культа "непрактичности" как признака духовности. Но работа работе рознь, и я вынужден с горечью констатировать, что Грейс, наплевав на законы и общественную мораль, выбрала путь легкой наживы и быстрого обогащения: на своем приусадебном участке она начала выращивать марихуану! И, надо отдать должное ее садоводческим навыкам, вырастила много травы, причем отменного качества. Самое ужасное, что все ее соседи, включая служителя правопорядка и отправителя религиозного культа, не только не пытались наставить заблудшую женщину на истинный путь, но всячески ей потакали. В итоге кривая дорожка привела Грэйс в логово мафии, где она пыталась "скинуть товар" и чуть не подвела себя и своих добровольных помощников под монастырь.

Ну, а если перестать ерничать, должен сказать, что создатели этой комедии поступили достаточно нестандартно. Мне приходилось видеть немало фильмов, в которых старые сюжеты перепевались на новый лад, но вот обратной ситуации что-то припомнить не могу. По форме "Спасите Грейс" – типичная, традиционная, чтобы не сказать архаичная, британская комедия. Собственно, это признает и сам режиссер, когда говорит, что написанный Крэйгом Фергюсоном сценарий был "буквально пропитан духом традиционных британских комедий". Маленький ухоженный городок, все жители сидят в одном пабе, смотрят телевизор и регулярно изливают друг другу душу. Священник, Полицейский, Доктор, Бармен и Тетушки-в-шляпках – персонажи британской Комедии Масок. Игра лицом и маленькие шутки. Это мило и забавно, это симпатично, но как-то очень уж меленько. Идея превращения домохозяйки в наркодилера так и осталась самым смешным элементом картины, развить ее создатели не смогли или не захотели – из вполне провокативной сюжетной завязки режиссер умудрился выбраться чересчур аккуратно и политкорректно. Вроде и покурил, но не затягивался.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Муж, с которым прожито двадцать лет, однажды внезапно вышел из летящего самолета. Пошел в туалет и открыл не ту дверь. С кем не бывает, тем более по весне? С такой же невозмутимостью сделана вся комедия Найджела Коула "Спасите Грейс" /Saving Grace/, на этой неделе открывающая в нашем прокате зеленый сезон надежд.

После похорон мужа сочувствующие соседи перестали брать с Грейс плату за продукты и пожертвования на бедных. Она последней узнала, что покойник не оставил ей ни гроша, дом заложен-перезаложен, и даже родную газонокосилку отнимают за неуплату. А она еще отправляла его деловую почту, оказавшуюся посланиями к постоянной лондонской любовнице, и всю жизнь, пока муж ее обманывал, совершенствовалась, как дура, в разведении орхидей.

Однако деньги нужны, как воздух, а оранжерея знаменита на всю деревню. И когда Грейс увольняет своего газонокосильщика, тот просит об услуге. В соседнем церковном садике у него несколько растений, и они никак не приживутся: вянут, сохнут, загибаются. Ближайшей ночью вдова с косильщиком отправляются в садик. В дальнем углу под кустами растет несколько сорняков. Разумеется, им не хватает света, тепла и пространства. Грейс пересаживает их в свою оранжерею. Но не столь уж она наивна, чтобы не узнать в сорняках побеги марихуаны.

Разведение марихуаны происходит в дальнейшем не менее методично, чем похороны мужа. Оно приводит вдову в столицу, далее – со всеми остановками. "Спасите Грейс" – на редкость жизнерадостный гибрид какого-нибудь "Большого куша" /Snatch/ с классической "Теткой Чарлея". Милый, красивый, вполне психически здоровый фильм просто в душу просится. Такие-то нам сейчас и нужны. Если бы мы имели такой же, не тронутый никакой властью, далекий Корнуолл с тысячелетним здравым смыслом и круговой порукой даже во чреве матери, можно было бы постоянно снимать "Операцию "Ы" на современном этапе. Но почему-то лишь англичане, "когда потребует поэта к священной жертве Аполлон", усматривают в этом не преступление, а традицию. Может быть, потому что они без комплексов?

Отсутствие комплексов позволяет прекрасно играть в ансамбле. Напоролась вдова на сортирную наркомафию и поговорила по-человечески – не звери же. Обкурились старушки, констебли, их жены и служанки – и гуляют в своих твидовых костюмах, пока не захотелось побегать по лужайке голышом. Это так понятно, что в теплую компанию "Спасите Грейс" слились звезда Бренда Блетин (Грейс), начинающая актриса Валери Эдмонд (Ники), писатель Крейг Фергюсон (Мэтью) и вообще француз Чеки Карио из "Никиты" и "Жанны д'Арк" (Жак). Мало того, чувство уверенности в себе придает фильму интернациональность.

Бренда Блетин не носит силиконовый бюст и не похудела со времени своего знаменитого бенефиса "Тайны и ложь". Так что, когда на ее раздобревшей пятидесятилетней провинциальной домохозяйке в столице оказывается белый брючный кримпленовый костюм с клешами в пол, это как-то роднит англичанку с любой нашей "Валентиночкой Палной" с соседних шести соток. Раз в кинозвезды не метит – заведомо наш человек. А коли, сроднилась, то мы тоже можем выжить без мужа, без дома, без денег и без работы. Надо только продолжить жить, как она, и сохранять спокойствие.

Единственная рекомендация для фильма, который в стране, где воздух всегда заменяет деньги, близок всем "Валентиночкам Палнам" – это не воспринимать сам фильм как рекомендацию. Конечно, на шести сотках конопля примется прекрасно, но следует помнить о принципиально иных художественных традициях. У нас Валентиночку Палну какая-нибудь соседка Татьяночка Иванна тут же сбегает и заложит, а ее великовозрастный сыночек первой же ночью выдерет недозревшие ростки. Не даст расцвесть, заплодоносить, с компанией накрутит косяков из ботвы, не успокоится, пока не выкурит сразу все, отравится и погибнет. И Валентиночку Палну будут судить за массовое убийство.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

У типичной англичанки, настоящей леди Грейс Треветин (Бренда Блетин) было все то, что только могла пожелать настоящая леди: красивый особняк в тихом городке, собственный сад с садовником-газонокосильщиком и небедный муж. Однако - ну, вы знаете, как оно бывает - в один прекрасный (следует читать - несчастный) момент это тихое счастье Грейс Треветин было нарушено самым жестокосердным образом. Хотя начиналось все вполне спокойно и даже пасторально: муж Грейс промахнулся дверью в летящем самолете и вместо туалета вышел покурить на улицу. Что, почему - черт его знает! То ли объелся груш, то ли переусердствовал с традиционным самолетным лекарством против страха.

Казалось бы, ничего страшного! Особой любви между Грейс и мужем, в общем, не было, так что леди остается похоронить супруга по первому разряду, привести в порядок его банковские счета и зажить прежней благородной жизнью, временами позволяя себе немного лишнего, ибо она уже может себе что-то позволить, как богатая вдова... Но черта с два! Всем этим мечтам о тихом и благообразном обеспеченном вдовстве неожиданно пришел конец, когда выяснилось, что муж Грейс был вовсе не таким удачливым бизнесменом, как всем казалось. Более того, этот негодяй, занимаясь спекуляциями, наделал кучу долгов, и теперь все наследство, которое получила Грейс, - это только огромные долги мужа. Причем до кучи выяснилось, что и особняк Грейс заложен-перезаложен, так что у нее вообще нет шансов погасить хоть часть долга...

Разумеется, весь маленький городок, в котором живет благородная леди, ей сопереживает. В магазинах стали отказываться брать с Грейс плату, сборщики средств на благотворительность перестают принимать у Грейс пожертвования, однако даже с помощью этих милых знаков внимания полмиллиона фунтов не наберешь, ведь так? Конечно, Грейс могла бы, например, пойти работать в Макдональдс, но там уж тем более не заработаешь таких денег. А больше Грейс ничего делать не умеет. За исключением разве что садоводства, ведь это ее хобби, и даже газонокосильщик Грейс Мэттью Стюарт (Крэйг Фергюсон) признает, что в искусстве выращивания и ухода за растениями с Грейс мало кто сравнится...

И вот тут помог случай. Мэттью, которого Грейс только собралась уволить, потому что ей нечем ему платить, попросил Грейс спасти одно его растение, которое парнишка высадил в саду местного викария. Растение, посаженное среди густого кустарника в самом дальнем углу сада, почти совсем захирело, и Грейс делает буквально чудеса для того, чтобы его спасти. Но когда маленький кустик оклемался и пришел в чувство, Грейс выяснила, что это - конопля. Ну да, то самое растение, из которого делают прочные веревки и всякие другие, нужные в хозяйстве вещи. А Мэттью увлекается курением этой травки, поэтому и решил заняться домашним садоводством.

И тут Грейс приходит в голову интересная мысль. А что если использовать все ее незаурядные садоводческие познания и умения для того, чтобы вырастить большой урожай конопли? Ведь эта травка - она ого-го какая рентабельная! И благородной леди хватит всего одного урожая для того, чтобы покрыть все долги! Разумеется, Грейс понимает, что это незаконно. Но у нее нет другого выхода спастись от нищеты. Ведь выращиванием огурцов или уругулы нужную сумму удастся набрать за каких-то двести-триста лет, а Грейс таким большим сроком не располагает...

***

Очень симпатичная и типично британская комедия. Мягкий юмор, очень колоритные персонажи, но вместе с тем - совершенно эксцентричная обстановка. Настоящая леди, выращивающая марихуану, чтобы заплатить долги негодяя-мужа - это сильно. Тут можно скатиться или к пошлости, или к цинизму, но, по счастью, этого не произошло. Фильм, несмотря на весьма сложный для разработки сюжет, очень ровный и весьма милый. И даже различные суровые стороны жизни, которых неминуемо пришлось коснуться, доводя историю до финала - например, встреча главных героев с наркомафией, полицией и так далее, - сняты так, что ни в одну, ни в другую крайность создатели фильма не скатились.

Таким образом, получился очень странный, но от этого не становящийся плохим гибрид: традиционная английская комедия (маленький городок, почтенная леди со своим помощником) смешанная чуть ли не с "Карты, деньги, два ствола" Гая Ритчи. Но если Гай Ритчи - это совсем другое английское кино, больше похожее на американские боевики, правда, сделанное в совершенно оригинальном стиле, - то картина "Спасите Грейс", перехватив у Ритчи всю эту марихуано-бандитскую шоблу-моблу, раскрасило ее в цвета все той же традиционной британской комедии. Получилось очень забавно и очень смешно.

Бренда Блетин, играющая Грейс, весьма хороша: английская леди, с честью выносящая удары судьбы, с невероятным достоинством распространяющая наркоту в Сохо. За эту роль Бренда получила четыре номинации как лучшая актриса на различные английские кинематографические премии (правда, ни одну из них так и не выиграла).

Отлично, на мой взгляд, сыграл Крейг Фергюсон, изображающий того самого полувиртуального (из-за постоянного курения марихуаны) газонокосильщика Мэттью Стюарта: симпатичный парень, преданность леди Грейс, любовь к косячкам, любовь к подруге (которая, между прочим, резко не одобряет всю эту затею), шутки на тему шотландского происхождения Мэттью и все такое. Яркий персонаж, классная актерская работа. Кстати, Крейг Фергюсон далеко не только актер. Он писатель, продюсер и режиссер. В этом фильме он также один из сценаристов (второй - автор оригинальной повести, по которой написан киносценарий, - Марк Крауди) и один из продюсеров.

В несколько неожиданной роли выступил здесь Чеки Карио, сыгравший крупного наркоторговца-француза Жака Шевалье. Например, в "Добермане" Карио играл совершеннейшего отморозка-полицейского, а здесь у его персонажа проявляются всякие чисто человеческие черты, несмотря на довольно своеобразную "профессию". Впрочем, не буду рассказывать, в чем именно Шевалье сильно очеловечился, чтобы не портить впечатление от просмотра.

Отдельный восторг - колоритнейшие персонажи, жители городка Грейс. Доктор Мартин Бамфорд (Мартин Клюнс), большой любитель косячков, викарий, полицейский, соседки Грейс, а также две сногсшибательные бабульки, фанатки чаёчка из конопельки, которые такое вытворяют в своем магазинчике, что это просто нужно видеть...

Резюмирую. Весьма симпатичная английская кинокомедия, представляющая собой некую странную смесь из традиционной британской комедии, вроде "Четыре свадьбы и одни похороны", и легкого эксцентрического отрыва, вроде "Карты, деньги, два ствола". Впрочем, отрыва как такового в ней намного меньше, чем традиционных ценностей, поэтому зрителям можно не беспокоиться. Или беспокоиться, если хочется уйти в отрыв.

Короче говоря, нам с Бубликом очень понравилось. Не то чтобы мы решили срочно все бросить и заняться выращиванием марихуаны (да и фильм, несмотря на всю эксцентричность и стеб, к этому совершенно не призывает), но от просмотра получили явное удовольствие. Чего и вам желаем.


     


ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: