РЕЦЕНЗИЯ №1
Люди, неравнодушные к кино, сейчас охвачены двумя модными темами: «Шьямалан лопнул, распространяя вокруг себя миазмы» (по поводу «Девушки из воды») и «Вуди Аллен сдулся, впав в старческий маразм» (по поводу «Матч-пойнта» и «Сенсации»). В любой модной теме есть доля правды, но главное в ней – чей-то непомерный субъективизм, внедренный в мозги сограждан тем или иным хитрым способом. Подвергнутые обработке, огромное количество сограждан пытается выдать модную тему за свои собственные умозаключения – даже не пытаясь, на самом деле, чего-то там умозаключать.
Со Шьямаланом мы уже разобрались несколько дней назад (см. ссылку, обозначенную выше). Давайте разберемся с Алленом.
Сюжет фильма прост, и он таков. Лондон. Определенные слои охвачены тревогой по поводу «Убийцы Таро» - серийного киллера, на счету которого бог знает сколько загубленных девичьих жизней. Американская студентка-журналистка Сондра Пронски попадает на представление известного иллюзиониста Сплендини (на самом деле – закомплексованного еврея Сида Уотермана). Ее засовывают в кабинку, где она должна дематериализоваться на потеху публике, а потом – опять материализоваться на радость себе. В процессе дематериализации она неожиданно сталкивается с духом умершего недавно журналиста Джо Стромбела, который сообщает ей потрясающую новость: оказывается, «Убийца Таро» - известный всем аристократ Питер Лаймен. Натурально, Сондра тут же бросается на цель: еще бы, такая сенсация! В случае успеха, именная правительственная пенсия обеспечена! Бросается, впрочем, не одна: старый еврей Сплендини не может позволить девушке одной барахтаться в объятиях аристократа. Он, старый еврей, должен быть рядом.
Второй фильм подряд Аллен эксплуатирует сюжет «Американской трагедии» Драйзера. Для оправдания старика следует сказать: это не единственное, что он эксплуатирует. Корабль Феллини – лишь самая очевидная из аллюзий. Вуди тырит у великих с такой детской непринужденностью, что бессмысленно его ловить за руку. Конечно, это не простое воровство. Конечно, он творчески переосмысливает наследие. А что делать? Все основные сюжеты мировой культуры придумали еще древние греки, не оставив современным творцам иного шанса, кроме как тырить друг у друга. Главное – как это делается: чисто рефлекторно или с какой-то интересной концепцией.
Но все же, давайте вернемся к главному вопросу наших посиделок: сдулся ли Вуди Ален? На мой взгляд – совершенно нет. Ясно, что «Сенсация» - не самая яркая строка в его резюме. Но никакой последовательной деградации в его карьере фильм не демонстрирует. Стоит изучить алленовскую фильмографию, чтобы убедиться: начиная с 70-х годов, она представляет собой почти безупречную синусоиду, в которой величие перемежается спорностью. «Сенсация» - не худший вариант: вспыхивающие то там, то тут фирменные алленовские диалоги, живая интрига, общая насмешливая интонация, замечательная Скарлетт Йоханссон и на удивление внятный Хью Джекмен – нет, друзья мои, так не сдуваются классики!
РЕЦЕНЗИЯ №2
Предыдущий фильм Вуди Аллена "Матч поинт" вызвал определенные нарекания большей части поклонников этого режиссера. "Что это за, блин, Роберт Олтмен какой-то вместо нашего старого доброго Вуди, - спрашивали они и раздраженно наливали себе пятичасовой чай с шестичасовыми плюшками, - вот ведь, блин, до чего въелась уже эта англичайщина в нас, старых добрых американцев".
И Аллен то ли внял гласу народа (что на него не похоже), то ли так и было задумано: заметный шаг в сторону, который должен изящно оттенить шажок в традиционном направлении. Потому что "Сенсация" - несмотря на то что фильм также снят в Англии и в основном с английскими актерами - это уже именно старый добрый Вуди Аллен. Более того, если перед "Сенсацией" посмотреть "Матч поинт", становится видно, насколько эти фильмы похожи. Но чтобы тщательно все проанализировать, давайте сначала о сюжете...
Сондра Прански (Скарлетт Йохансон) - американка, приехавшая в Лондон к друзьям. Нет, вы неправильно догадались, она вовсе не собирается стать актрисой, но зато собирается стать известной журналисткой, для чего встречается со всякими знаменитостями и пытается взять у них интервью. Но знаменитости подло используют юное дарование в своих целях - вот тут вы правильно догадались, - после чего нахально исчезают, не оставив в руках Сондры никакого интервью, кроме привкуса победы на губах, из которого статью при всем желании не слепишь.
Как вдруг в один прекрасный момент Сондра, забредя от скуки на представление чудаковатого фокусника Сплендини (Вуди Аллен), попадает в "волшебный" телепортационный ящик, где ей вдруг является дух недавно умершего знаменитого журналиста Джо Скромбела (Йен Макшейн). Выяснилось, что Скромбел, плывя вместе со Смертью на корабле в компании таких же неофитов того света, узнал совершенно невероятную сенсацию. Оказывается, Питер Лаймен (Хью Джекман) - молодой лондонский аристократ - и есть тот самый серийный убийца молодых брюнеток, который на месте преступления оставляет карту таро, из-за чего его и прозвали Убийца Таро.
Разумеется, Скромбел, как профессиональный журналист, не мог позволить, чтобы такая потрясающая сенсация пропала, поэтому несколько продлил свое пребывание на земле - хотя бы и в виде духа - и появился на представлении, чтобы подарить эту важнейшую информацию начинающей журналистке.
Сондра в шоке. Она прекрасно понимает, что теперь может в мгновение ока вознестись к самым вершинам журналистской профессии, ведь сенсация у нее уже в кармане. Но для этого нужно познакомиться с Лайменом, вывести его на чистую воду, сцапать с поличным и все такое. Фокусник Сплендини, которому Сондра рассказала эту историю, тоже в шоке, но по совершенно другому поводу. Он считает, что Сондра не должна так рисковать. Но девушку манят открывающиеся перспективы, поэтому она уговаривает фокусника, чье настоящее имя Сид Уотерман, помочь ей, и тому ничего не остается, как таскаться вслед за Сондрой, выдавая себя за ее папашу.
На счастье (или беду) Сондры Лаймен сразу проникся интересом к молодой журналистке, и у них закрутился роман. Теперь Сондре, с одной стороны, легче проводить расследование, но, с другой стороны, она подвергается серьезной опасности. Если, конечно, этот аристократ, собирающий старинные музыкальные инструменты, и есть тот самый Убийца Таро.
***
Как видите, с какой-то стороны, все очень похоже на "Матч поинт". И даже все та же Скарлетт Йохансон - новая муза мэтра Вуди Аллена - в качестве главного персонажа. Только она теперь не начинающая актриса, а начинающая журналистка, но это не играет особой роли. (Вроде каламбур получился вполне изящный.) Также по-прежнему присутствуют высшее общество (уже в лице Хью Джекмана, которому это общество, как ни странно, даже к лицу), вполне оживляющие повествование убийства, определенные загадки, везение и классическая музыка - на этот раз в виде "Лебединого озера" как символа лебединости песни Питера Лаймена.
Но одновременно - это совершенно другой фильм. Потому что тут Аллен снова вышел на первый план со всем своим очаровательным еврейством, бесконечными жалобами и рефлексией, а также, как и полагается, традиционным фонтаном острот. Впрочем, нужно признать, что и план уже не самый первый (скорее все-таки второй), да и фонтан острот превратился в скромную струйку, но тем не менее это старый добрый Вуди Аллен, он самый, собственной персоной.
Вот теперь фильм по стилю чем-то напоминает мое любимое "Проклятие нефритового скорпиона". Даже фокусник присутствует, только на этот раз престидижитатором стал сам Вуди. И сейчас Аллен уже дает развернуться остальным актерам: в данном случае - Йохансон и Джекману. Больше, правда, Йохансон. Ей он даже уже разрешает острить - в паре с собой, разумеется. Ранее в своих фильмах Аллен персонажам такие вольности не позволял: они, как правило, подавали реплики, а сам Аллен в ответ на них острил.
Многие рецензенты прямо-таки восхищаются игрой Скарлетт в этом фильме - я с ними вряд ли соглашусь. Роль как роль, ничего особенного. В "Матч поинт" она мне понравилась значительно больше, а здесь, как и во многих других фильмах Аллена, где присутствует сам Вуди, остальные актеры - они вроде как для мебели. Причем это вовсе не говорит о том, что они - неважные профессионалы. Просто с Алленом по-другому не получается. Что Хелен Хант, что предыдущая блондинистая муза Аллена Шарлиз Терон - все, находясь рядом с ним, только оттеняли искрящийся талант маленького рефлектирующего нью-йоркского еврея, как он сам себя именует.
Но давайте все-таки о самом фильме. Он получился, на мой взгляд, вполне симпатичный. Любители творчества Вуди Аллена, к коим я, безусловно, отношусь, облегченно вздохнут и скажут: "Старый поц бороды не испортит", имея в виду, что налицо - традиционный и традиционно любимый Вуди. Он слегка отошел на второй план, но ему совершенно точно еще рано уходить за кулисы. Кроме того, как самопародия на "Матч поинт" - это еще более забавно и симпатично, хотя фильм вполне можно смотреть и без предварительного просмотра "Матч поинт".
Пубертатные юноши и половозрелые мужчины, которым Аллен до фонаря, отдадут должное явной сексуальности Йохансон, ее такому родному американскому акценту в окружении странного английского, на котором почему-то принято говорить в Англии, а также придут в восторг от викториански закрытого красного купальника.
Девушкам вполне понравится Хью Джекман, который, как я уже сказал, выглядит вполне достойно в роли молодого английского аристократа, хотя для нас с Бубликом это было несколько неожиданно.
Ну и плюс - все дружно будут мучиться вопросом, убийца ли Лаймен, или старый журналист что-то опять налажал по своей журналистской привычке.
Но должен признаться честно! Все эти красные купальники, карты таро, почившие в бозе журналисты, викторианские замки, убитые проститутки, "Лебединое озеро" и прочая лабуда - совершенно меркнут по сравнению с главным зрелищем фильма: Вуди Аллен, едущий в "Смарте"! Вот это действительно совершенно смертельный номер!
А знаете ли вы, что...
- Тэглайн картины гласит: "Идеальный мужчина. Идеальная история. Идеальное убийство."
|