ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Фаворит 
Seabiscuit

Режиссер Gary Ross (Гэри Росс)
Сценарий Gary Ross (Гэри Росс)
В ролях:
Tobey Maguire (Тоби Магуйар),
Jeff Bridges (Джефф Бриджес),
Chris Cooper (Крис Купер),
Elizabeth Banks (Элизабет Бэнкс),
William H. Macy (Уильям Х. Мэйси),
Gary Stevens (Гэри Стивенс),
Chris McCarron (Крис МакКэррон)
Официальный сайт: www.seabiscuitmovie.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 140 мин.
Год выпуска: 2003
РЕЦЕНЗИЯ №1

О "Сухаре", или, как его прозвали в российском прокате, "Фаворите", уже говорят как о вероятном участнике очередного оскаровского стипль-чеза. И не только художественные показатели тому причиной, но и причастность к ревностно оберегаемому американцами культу - как если бы у нас с мощным эпическим размахом на новый лад пересказали историю Павки Корчагина. С такими данными "Сухарь" может позволить себе не руководствоваться общепринятой стратегией. Выйдя в июле, он рванул с места в карьер, хотя гонка предстоит еще длинная. Огромные холеные вороной масти "Адмиралы" по обыкновению начнут ускоряться в ноябре - вот тут-то можно будет посмотреть им в глаза и наподдать еще.

Однако не все так однозначно. Книга Лоры Хиллебранд - очень толстая, и для производства данного фильма пришлось историю длиной серий двадцать подгонять под самый кассовый формат - то бишь, умещать в два часа с небольшим. Получился такой миниминисериал, составленный из максимально концентрированных эпизодов, которые, когда не содержат лихого действия, нагоняют концентрированную же скуку. В борьбе с которой больше остальных преуспели оператор Джон Шварцман и сделавшийся пройдохой-радиоведущим Уильям Мэйси. Фильм для верности напичкан впечатляющими массовками - как никак, супружеская чета Кэтлин Кеннеди - Фрэнк Маршалл является одной из сильнейших продюсерских команд Голливуда. Имеется также необходимая для успеха молодая суперзвезда. Большинство российских зрителей, к слову, шло как раз на Тоби Магуайра, имя которого для них значит куда больше, чем имена Джеффа Бриджеса и Криса Купера, вместе взятые. И пришлось им стать... спортивными болельщиками, потому что фильм в больших количествах вырабатывает адреналин чисто спортивного происхождения. То есть, не так затрагивают жизненные перипетии, как непосредственно сами гонки, хотя исход большинства их, в общем-то, предсказуем. И сам фильм выстроен по спортивной схеме: драфт - предсезонка - регулярный сезон - плей-офф - решающий матч, и венчает его достойное завершение блистательной карьеры.

Модель профессионального спорта предусматривает следующие типы героев: Владелец, Тренер, Игрок, Партнер. К моменту, когда в фильме они встречают друг друга, всех их в той или иной степени можно назвать лузерами - такова жизнь в эпоху Великой Депрессии. И добытый ими успех обуславливается тем, что называется командной химией в их отношениях. Герой Магуайра постепенно набирается опыта, учится хладнокровию, проходит, наконец, испытание медными трубами, не исчерпывая выданный ему кредит доверия. Надо заметить, тему эту явно недокрутили - впрочем, как и большинство тем в фильме, по причинам, указанным выше. А в нужную минуту появляется еще и Верный Друг, готовый выйти на замену и не испортить обедни. В таком сочетании команда открывает покер - пусть и не тузовый. Показаны все эти этапы большого пути с максимальным содержанием символов (например: ввод машин в конюшню - вывод машин из конюшни), что, тем не менее, не избавляет их от схематичности, выработанной подавляющим большинством "спортивных" фильмов. Создатели "Фаворита", как могли, усовершенствовали методы ухода от нее: самый звездный эпизод достался не главному герою, а его Верному Другу, он же в концовке помог достойно встретить закат карьеры - на коне, так сказать. Но усовершенствования эти - чисто поверхностные.

По данному бестселлеру фильм уже ставился: 1949 года, с Ширли Темпл в исключенной из нынешней постановки роли, длиной всего-то полтора часа - какой уж там эпический размах. Что касается других конских историй, то первым делом на ум приходит Black Beauty, версий которого было аж три: первая - послевоенная, остальные - английские. Но история Черного Красавца - грустная и щемящая, а история Сухаря пронизана духом победителей, культом преодоления, американской мечтой. Этим-то, с учетом тамошнего пиетета к триумфаторам, и объясняется неимоверная ее популярность. Американцы ведь по-своему чтут силу и имеют свое представление о том, в чем она заключается.

К тому же, обстоятельства были против героев. Щупленький Тоби для жокея великоват (обычные жокеи, мало того, что поголовно мухачи, так еще и моду в последнее время взяли ненужные ребра удалять), а вот Сухарь неказист, прожорлив и психован: ни дать, ни взять - обернувшийся коньком Деннис Родман. Для несведущих, коли таковые имеются: Родман, он же "Червяк" - это такой баскетболист, который выключал соперников на голову выше и раза в полтора тяжелее себя, не знал себе равных в сильнейшей в мире лиге по подборам (читай - в чисто великанском ремесле) и оставался при этом первой гильдии скандалистом. Из этого следует, что в центре истории оказываются очень и очень неординарные селфмэйды, а такие звезды, способные обратить себе на пользу даже свои комплексы, наиболее любимы в Америке. Такие звезды - штучный товар. Родмана мы уже упомянули - он, вообще, исключение из всех возможных правил. Можно привести в качестве примера одного из его наиболее принципиальных соперников, Чарльза Баркли, малорослого для тяжелого форварда, слишком тяжелого для своего роста и, тем не менее, суперзвезды. Под стать им виртуозный боксер-средневес Рой Джонс, ставший чемпионом мира среди супертяжей. Или великий бегун Майкл Джонсон, который, мчась животом вперед, бил мировые рекорды и побеждал на Олимпиадах. Однако же, когда в качестве целей рассматриваются награды Киноакадемии и десятки миллионов кассовых сборов, одного спортивного успеха недостаточно. Судьба готовила очередные тяжкие испытания. Мало того, что жокей слеп на один глаз, так еще его угораздило раскрошить ногу. Конь тоже покалечился. И тут вспоминаются спортсмены-герои иного рода, такие, как боксер Рэй Шугар Леонард - получив тяжелейшую травму глаза, он оставил спорт, но затем, после нескольких лет простоя, связанных с риском ослепнуть насовсем, вернул себе чемпионский пояс. Бегунья Гейл Диверс, вследствие тяжелой болезни и неправильного лечения едва не лишившаяся ног, но, выздоровев, ставшая многократной олимпийской чемпионкой и чемпионкой мира в спринте. Гимнаст Дмитрий Билозерчев, которому после автокатастрофы собирали ногу из множества мелких осколков, и который впоследствии выиграл Олимпиаду. Голливуд нечто схожее по объему пафоса недавно уже выдавал - повесть о полноценном человеке под названием "Военный ныряльщик". Так вот, в жанре повестей о настоящих и полноценных существует одно правило: если есть волевой взгляд - а Тоби Магуайр честно старался доказать, что он еще не потерян для серьезного кино - то будет и волевая победа.

Но и это еще не все в деле возвеличивания непокоренного духа. Когда всем было худо, бедному Тоби вовсе не давали овса. Но на помощь ему пришла Доброта, небескорыстность которой американцам представляется естественной. Тут срабатывает один из основных символов фильма - поднесенная ко рту ложка с супом. Придерживаясь теории гуманности, попутно выведшей и всю Америку из Великой Депрессии, герои фильма находят верные пути безо всяких астрологов-хиромантов. Да, не всякий Росинант становится Холстомером, не всякий некарлик становится супержокеем, не всякий автомагнат становится конезаводчиком, не всякий мустангер становится мудрым сэнсэем. Выходит, в "Фаворите" главенствует идея, выраженная фильмом - однофамильцем Тоби. Поверь в того, кто тебе нужен - и он горы свернет. С твоей помощью, благодарный тебе.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Это затянутый, слезоточивый, пафосный хороший фильм. Масса недостатков и необъяснимо благоприятное впечатление - будто прикоснулся к чему-то теплому и мягкому. Правда, порой слишком тепло и мягко. Но уж лучше так, чем железной палкой по голове.

Сценаристы сделали слишком широкий замах, но у них почти получилось. Они хотели показать не историю отдельной лошади, а рождение целой нации. Если бы вот это они сделали пожестче - возможно, мы и получили бы слепок эпохи. А так вышла раскрашенная пасхальная картинка, в которой правду прячут под жирным слоем ретуши. Беда была бы, сделай режиссер на этом акцент. К счастью, лошадь и три окружающих ее человека все-таки для него оказались важнее, чем панорама эпохи и торжество американского духа.

Фильм построен очень и очень грамотно, а поначалу - просто завораживающе. Правда, это класс наверняка ощутят не все. Все разворачивается с той чарующей неторопливостью, которую можно встретить в старинной уже литературе 19 века. Однако размеренный повествовательный темп сочетается со вполне современной манерой съемки и сюжетного построения, когда три линии идут по "сходящейся", до поры до времени не соприкасаясь, и зрителя постоянно перебрасывают от одного персонажа к другому. Это довольно ловкое жонглирование совсем не раздражает - наоборот, создает известное напряжение, рождающее нетерпение. Понятно, что все три персонажа должны когда-то встретиться - и ты ждешь этого момента с нарастающим волнением.

И они встречаются. Первый из них - предприимчивый американец Чарльз Хоуард, который безуспешно пытался продавать велосипеды и сколотил себе состояньице на торговле автомобилями. Он говорил, что не променяет одной машины на целый табун лошадей, но в итоге купил-таки одну, причем весьма уродливую.

Второй - Джон Поллард по кличке Рыжий, паренек, которого родители не могли прокормить и потому оставили на воспитание хозяину конюшни. Жизнь была к нему не слишком миросердной, в конце концов он стал закоренелым неудачником - неудачливым боксером и неудачливым жокеем.

Третий - ковбой Том Смит, который любил лошадей, видимо, больше, чем людей. Жизнь под открытым небом сделала его философом, но это мало помогло ему в плане денег. Годам к пятидесяти он был так же беден, как и молодости (если не беднее), и заработал репутацию чудака (чтобы не сказать больше).

И вот эти три человека встретились, накрепко связанные одной неказистой лошадкой по кличке Сухарь.

Фильмы про скачки обладают своей особенной магией. Есть что-то необъяснимо притягательное в тех поединках, которые ведутся на кольце ипподрома, где скакуны и всадники сливаются в одно целое, где разыгрываются драмы, начало которых - еще в античных временах, когда лошадь и человек точно также вместе выходили на старт, чтобы победить соперников - таких же людей с лошадьми. Наверное, магия проистекает именно от этой странной взаимосвязи двух существ разной природы и назначения. У каждого из них - свой характер, а их сочетание дает особенную, ни с чем не сравнимую энергию.

"Фаворит" не предлагает нам такие уж потрясающие сцены гонок. Скажем, в "Бен-Гуре" соревнования колесниц драматургически выстроены куда лучше. Но каждый из ключевых заездов Сухаря имеет свою особенную фишку, которую режиссер очень тонко чувствует и передает. Главный старт этой лошади, ее битва с Адмиралом, по-настоящему захватывает, потому что абсолютно непредсказуем - ведь фильм, при всей своей слащавости, стремится быть правдивым, а, по всем раскладам, Сухарь не мог победить этого черного монстра. Ну, а к моменту этого заезда ты уже сочувствуешь уродливой лошадке всем сердцем.

Вот так, балансируя на грани жестокой драмы и латиноамериканского сериала, и развивается этот странный фильм, о котором не хочется говорить ничего плохого, даже когда он этого заслуживает.


     
РЕЦЕНЗИЯ №3

"Этот фильм поставлен Гэри Россом по роману Лоры Хилленбранд "Сухарь - легенда Америки". В длиннющем романе на протяжении большого количества страниц рассказывается о жеребце по кличке Сухарь, который в тридцатые годы прошлого столетия стал любимцем Америки, и о людях, которые эту лошадку нашли, воспитали и вывели на ипподром (чуть не написал - в люди). Почему Сухарь стал любимцем Америки? Да потому что он, несмотря на все свои совершенно неказистые параметры (для скаковой лошади Сухарь был слишком маленький), побеждал в соревнованиях таких лошадей, которых победить, казалось, было невозможно. Для американцев Сухарь, как это ни странно звучит, символизировал надежду на будущее. И надежду на то, что так называемая Американская мечта - вполне осуществима...

Чарльз Ховард (Джефф Бриджес) начинал свою карьеру с мастерской по ремонту велосипедов. Однако довольно быстро он нашел свое истинное призвание сначала в ремонте автомобилей, а затем и в торговле этими убийцами лошадок. Разбогатев, Джефф приобрел огромное поместье, снабженное отличными конюшнями, и все эти конюшни заставил автомобилями, заявив, что пришел новый век, век автомобилей, и что теперь он не купил бы лошадь, даже если бы ему ее предложили за пять долларов.

Но человек предполагает, а Большой Босс располагает. В Америке случился биржевой крах, после которого началась Великая депрессия, совершенно изменившая жизнь этой страны на много лет вперед. Ховард, в отличие от многих других американцев, в нищету все-таки не впал, но об автомобилях ему пришлось забыть - просто потому, что уже некому было их покупать, точнее - не на что. И тогда Ховард решил вложить последние оставшиеся средства в скаковую лошадь. Почему именно в лошадь? Дело в том, что скачки в период Депрессии не только не потеряли свою популярность, но и стали чуть ли не единственным развлечением американцев.

Однако у Ховарда не было достаточной суммы для того, чтобы приобрести и содержать дорогую и именитую лошадь. Поэтому он решил дешево купить никому не известного новичка, самостоятельно его воспитать и вывести на ипподром. В качестве консультанта Ховард нанял бывшего мустангера (объездчика лошадей) с безликим именем Том Смит (Крис Купер). Смита окружающие считают слегка тронутым, потому что он с людьми почти не общается, а предпочитает проводить время с лошадьми: Смит ухаживает за ними и лечит, не делая различия между теми животными, которые еще на что-то годны, и теми, которые уже никогда не смогут участвовать в скачках.

Именно Смит как консультант предложил Ховарду купить Сухаря - невзрачного жеребца с очень нервными повадками, которого владельцы даже не считали скаковой лошадью, поэтому отдали за бесценок. Причем в качестве жокея Смит посоветовал Ховарду взять парнишку-ирландца Рыжего Поларда (Тоби Магуайр) - в прошлом неудачливого боксера и неудачливого жокея, а ныне - просто конюха, который так и не оставил привычки ввязываться во всякие неприятности.

Почему Смит порекомендовал Ховарду такое странное сочетание - жеребец-неудачник и жокей-неудачник? Из чистой математики? Минус на минус дает плюс? Нет, дело не в этом. Просто Смит единственный увидел в Сухаре незаурядные бойцовские качества, необходимые настоящей скаковой лошади, и понял, что разбудить эти качества, скорее всего, сможет именно этот рыжий паренек, которого самого жизнь била нещадно и который отлично знает, что такое быть неудачником. Теперь они оба нацелены на победу - неудачник Сухарь, который слишком мал для скаковой лошади, и неудачник Рыжий, который слишком велик для жокея. Пришло время Сухарю с Рыжим, которых тренирует Смит и опекает Ховард, удивить всю Америку...

***

Основная задача, которая возникает перед съемочной группой, экранизирующей пухлый роман в виде художественного фильма, - это необходимость уложить примерно двадцать-тридцать серий всего в две. В процессе подобной, так сказать, компрессии неминуемо возникают всевозможные проблемы, серьезнейшим образом влияющие на конечный продукт. Цистерну невозможно перелить в бочку - это всем понятно. Выдрать из здоровенного романа кусок одной сюжетной линии и экранизировать именно его - тоже не лучший выход из положения, потому что представьте, что, например, из "Властелина колец" выдрали и экранизировали только бой при Хельмовой пади, - что из этого будет понятно? Ничего! Весь роман сведется к драчке не пойми кого не пойми с кем ради не пойми чего...

Гэри Росс решил не выдирать отдельные куски, а взял практически весь роман и, аккуратно компрессируя с различным уровнем сжатия всевозможные сюжетные линии, уложил это все в два часа экранного времени. Получилось, если говорить об изложении романа в фильме, не очень хорошо. Совершенно неровно. Я прекрасно понимаю, что по-другому, в общем-то, получиться и не могло, но все-таки слегка раздражает, когда целые длиннющие сюжетные куски даются минутными полунамеками, а какие-то отдельные эпизоды растягиваются на пять, десять и более минут. Получается как у паровоза, который мчится от станции к станции с такой дикой скоростью, что пассажиры даже не успевают рассмотреть вид из окна, а потом на каком-то полустанке останавливается и торчит там полчаса-час, предоставляя пассажирам, одуревшим от тоски, разглядывать стену станционного туалета, на котором написано сами понимаете что.

Вот зрителям, не читавшим роман, и не понятно, зачем там вообще все эти постоянные отсылки к Великой депрессии, когда фильм, в общем-то, о лошади. То есть налицо, так сказать, спортивное кино о том, как плохая лошадка с плохим наездником победила хороших лошадок с хорошими наездниками, реализовав право любого неудачника на Американскую мечту. И в таком контексте вся эта Депрессия в фильме выглядит как быстрые реверансы в сторону романа, а вовсе не как самостоятельная составляющая. Оно понятно, что этот период жизни Америки неразрывно связан с сюжетом картины, но показан он в "Фаворите" так, что оставляет легкое чувство недоумения.

Второй заметный минус картины - определенная упрощенность и, я бы даже сказал, лубочность в изображении некоторых эпизодов. Нельзя подходить так примитивно, это заметно снижает впечатление. Конечно, я не хочу сказать, что в "Фаворите" это все доходит до уровня слюнявого примитивизма какого-нибудь "Перл-Харбора" или "Военного ныряльщика", - однако определенные намеки на подобный подход, увы, имеются. Впрочем, это все, как мне кажется, больше связано со стремлением упаковать роман в фильм. Нет времени рассусоливать определенные подробности. Поэтому и приходится действовать по схеме: быстро потренировался - победил, жуткая проблема - потренировался - победил.

Теперь о том, что хорошо. Безусловно, блестящая работа художников-постановщиков и декораторов. Соответствующая эпоха (20-30-е годы прошлого столетия) воссоздана достаточно точно и очень скрупулезно, так что своих "Оскаров", которые картина получит за художественное воплощение, она вполне достойна. Но самый главный плюс, на мой взгляд, - это актерские работы! Вот за них я простил и скомканность в развитии сюжета, и упрощение, и лубочность. Джефф Бриджес, которому досталась роль Ховарда, плохо не играет нигде. И здесь он выглядит на очень хорошем уровне. Бриджес, на мой взгляд, немного однообразен, но зато он относится к разряду актеров, которые не лицедействуют, а живут в своей роли, по-настоящему переживая каждый эпизод в жизни изображаемого ими персонажа.

Тоби Магуайр мне понравился значительно меньше, однако я не могу сказать, что он сыграл плохо. Нет, сыграл он, скажем так, хорошо. Но, на мой взгляд, эту роль можно было сделать намного лучше и ярче. Просто возможно, что Росс все-таки не того актера подобрал для данного персонажа. Хотя резоны Росса вполне понятны. Во-первых, Магуайр у него уже играл главную роль в "Плезантвилле", а во-вторых, после "Человека-паука" Магуайр - это очень кассовое имя, которое само по себе привлечет огромную аудиторию.

Но лично мне в этом фильме больше всего понравились два других актера. Прежде всего - это Крис Купер, сыгравший Тома Смита. Купер - так же, как и Бриджес, - живет в своих персонажах, а не изображает их. Однако Купер, в отличие от Бриджеса, невероятно разнообразен. Причем во всем этом разнообразии практически всегда он великолепен! Достаточно вспомнить полковника Фиттса из "Красоты по-американски", Боба Коди из "Трассы 60", Конклина из "Идентификации Борна" и Джона Лароша из "Адаптации". В "Фаворите" Купер, играя человека тихого, невыразительного, неразговорчивого и погруженного в себя, создал очень яркий и запоминающийся образ. Сыграть какого-нибудь психопата так, чтобы эта роль запомнилась, не очень сложно. А вот сыграть почти незаметного персонажа так, чтобы среди остальных ярких типажей больше всего запомнили именно его, - такое могут только профессионалы экстра-класса. Крис Купер, несомненно, является именно таким профессионалом!

Ну и второй великолепный, хотя и совершенно эпизодический персонаж - это замечательный актер Уильям Мэйси в роли радиокомментатора по имени Тик Ток Макглохлин. Что там вытворяет этот радиокомментатор и какие звуковые спецэффекты он создает своими собственными руками - это просто надо видеть! Даже если бы фильм оказался полной ерундой, его стоило бы посмотреть ради нескольких эпизодов с Уильямом Мэйси!

Резюмирую. "Фаворит" - фильм, который, в силу некоторых особенностей сценария, мог бы занять свое место в длинной череде сопливых и пафосных одноразовых поделок, однако этого, к счастью, не произошло. Кропотливое воссоздание атмосферы тех лет, блестящая работа художников и декораторов, отличная работа актеров - все это должно наводить на мысль о том, что этот фильм вполне можно посмотреть. Хотя он, увы, не лишен некоторых достаточно серьезных недостатков. Но просмотра достоин - однозначно!



А знаете ли вы, что...

- Съемки картины начались 15-го октября 2002 года в Лос-Анджелесе при бюджете 85 млн. $. Закончились съемки в январе 2003 года.
- Фильм основан на реальных событиях 30-х годов, описанных в книге Лоры Хилленбранд «Сухарь: легенда Америки». Эта история о Сухаре уже была экранизирована в 1949 году - фильм «История Сухаря» (в главной роли - Ширли Темпл).
- Когда в 1998 году студия Universal купила права на этот фильм за 1 миллион $, он назывался "'Four Good Legs". Затем проект переименовали в "Seabiscuit: An American Legend", переименованный в "Seabiscuit".
- Гонорар Тоби Магуайра за этот фильм составил 12 млн. $ во многом благодаря успеху "Человека-Паука".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: