ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Шерлок Холмс: Игра теней 
Sherlock Holmes: A Game of Shadows

Режиссер Guy Ritchie (Гай Риччи)
Сценарий Kieran Mulroney (Киран Малруни),
Michele Mulroney (Мишель Малруни)
В ролях:
Robert Downey Jr. (Роберт Дауни мл.),
Rachel McAdams (Рэйчел МакАдамс),
Noomi Rapace (Ному Репейс),
Jude Law (Джуд Ло),
Stephen Fry (Стивен Фрай),
Jared Harris (Джаред Харрис),
Kelly Reilly (Келли Райлли),
Eddie Marsan (Эдди Марсан)
Официальный сайт: sherlockholmes2.warnerbros.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 115 мин.
Год выпуска: 2011
РЕЦЕНЗИЯ №1

Разницы между первым и вторым Холмсом – почти никакой. Правда, Холмс стал еще более расхристанным, драчливым и несерьезным. И еще менее английским. Может, у Гая Ритчи миссия такая – космополитизировать национальный миф?

То, что должно было случиться, то и случилось. Шерлок Холмс вступил в непосредственную схватку с профессором Мориарти, этим гением преступного мира. Перед началом сражения – как полагается, переговоры. Со стороны Мориарти следует честное предупреждение: если Холмс не отступится, пострадают его близкие, в качестве каковых Мориарти может припомнить только доктора Ватсона. Результат – несколько парадоксальный: Холмс уговаривает Ватсона присоединиться к охоте на Мориарти (хотя еще вопрос, кто за кем охотится). Ватсону приходится прервать медовый месяц и перейти на военное положение.

Конфликт двух больших мальчиков развивается на фоне мировой политики. Анархисты, теракты, конгрессы, эрцгерцоги, пушки Круппа с девичьей фамилией… Сам того не подозревая, Гай Ритчи пародирует телевизионный фильм «Двадцатый век начинается», но, конечно, в гомерических масштабах. Ритчи не мог иначе, он несовместим с камерными сюжетами. Его поле битвы – Земля. И тут мы возвращаемся к началу нашего разговора.

Ритчи – один из самых космополитичных режиссеров Британии, начавший карьеру с прививки Тарантино на каменистую островную почву. Какого Холмса от него можно было ожидать? Камин, трубка, херес? К черту! Каратэ, маузер, паркур. Публика, в общем, и не против. Хотя и не так, чтобы за, судя по средним сборам. Кстати, это она зря. Остроумная режиссура, выпуклые шутки, колорит эпохи (в виде недостроенного Сакре-Кер), элегантное мочилово – что ей еще надо, этой публике?
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Как известно, в первом фильме о приключениях безбашенного небритого наркомана, которого почему-то зовут Шерлок Холмс, было покончено с каменноликим Доктором Зло, в результате чего Лондон вздохнул свободно. Но вздохнул ненадолго, потому что тут же в бой вступил сам профессор Мориарти (Джаред Харрис), который, как известно, настолько гений преступного мира, что является Доктором Зло еще похлеще камменнолицего прошлофильменного доктора - ведь тот мечтал завоевать всего-то какую-то вшивую Великобританию, а нынешний Доктор Зло хочет поработить весь мир, сосредоточив в своих руках эксклюзивные поставки бинтов, арбидола и заодно еще всяких пушек и снарядов.

Но только Шерлок Холмс (Роберт Дауни-младший) знает, кто скрывается под маской всемирно известного профессора, специалиста по... ну, в общем, по всякой профессорской фигне. Откуда у Мориарти берется время на завоевание всего мира, когда он постоянно пишет какие-то научные книги, читает лекции и разъезжает с этими лекциями по разным странам, - доподлинно неизвестно, но на то он и гений, чтобы все это многозадачно совмещать.

Однако у Холмса есть и другие заботы, нежели распутывание зловещих сетей профессора Мориарти. Дело в том, что его задушевный друг Ватсон - таки женится, падлюка! От этого Холмс страдает, как Блок, не бреется, как Стэйтэм, нюхает кокаин до спазмов в носу и становится опасно возбужден.

В результате мальчишник Ватсона превращается в форменный балаган: друзей Ватсона Холмс позвать позабыл, так что Ватсон вынужден пить и играть в карты, а Холмс занимается темными делишками с цыганкой Сэрой Симзой (Нооми Рапас), а потом долго и нудно бьется на кулачках и ножичках с пропахшим водкой и селедкой russian kazak Vas'ka, так что на следующий день и Ватсон, и Холмс предстают на свадьбе доктора в достаточно непотребном виде.

Впрочем, Мориарти все равно планирует извести Ватсона и всю его семью до седьмого колена - просто чтобы досадить Холмсу. А Холмс планирует распутать всю сеть Мориарти и лишить того мирового господства - просто чтобы досадить всему научному сообществу.

Так что беготни и стрельбы будет - я вас умоляю!

***

К первому фильму Гая Ритчи о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона была, в общем, только одна серьезная претензия: никто не понял, при чем там вообще Холмс и Ватсон. И при чем там Лондон XIX века. Ритчи, который сейчас пошел по опасной стезе голливудского постановщика в стенах "Братья Ворон студии", с прославленным сыщиком поступил, в общем-то, стандартным голливудским способом: взял имена известных на весь мир литературных персонажей и слепил из них комиксоидный боевичок с легкими элементами детектива (я бы даже сказал - с гомеопатическими элементами детектива). Персонажа Шерлока он сделал совершенно безбашенным, Ватсона сделал почти отсутствующим, к Шерлоку приставил кавалерист-девицу Ирэн Сочи, ну и запузырил до кучи традиционного Главгада, который главгадствует по полной программе.

Фильмец при этом получился - чистый комиксод: эффектный, забавный, но и предельно бестолковый. Впрочем, Дауни-младший там оттягивался вовсю, Ирэн очаровательно хулиганила, главгад, скрежеща зубами, ждал своего неизбежного финала со сценой на заводе - в общем, посмотреть этот дурдом вполне можно было, особенно если запастись изрядным количеством горячительного плюс компанией добрых друзей и подруг славных.

Собрал первый "Шерлок Холмс" аж $518 миллионов при бюджете в $90 миллионов, так что сиквел, а то и триквел, просто обязан был воспоследовать, ибо такова политика партии и правительства Голливуда.

В сиквеле Гай Ритчи не стал уклоняться от выбранной первоначально линии. Все тот же комиксоид, все тот же обдолбанный Холмс, Доктор Зло уже в виде профессора Мориарти, кавалерист-девицу быстро вывели из строя и заменили значительно менее боевой цыганкой, Ватсон все так же выступает мишенью измывательств Холмса, нежная мужская дружба постепенно приближается к конкретному ахтунгу - Холмс неприкрыто ревнует приятеля, - Лондона стало на порядок меньше, появился самодвижущийся экипаж из "XX век наступает", зато стало заметно больше беготни со стрельбой, еще больше слоу-мо, а действие в основном перешло в область чистой абстракции.

В этой части также появились не свойственные ранее Ритчи аллюзии к другим фильмам и прямые заимствования. Грим переодетого в женщину Шерлока в поезде - это чистый Джокер из "Темного рыцаря". Эффектная маскировка Холмса, одетого в костюм цвета обстановки, - напрямую сперто из "Розовой пантеры" 2006 года со Стивом Мартином и Жаном Рено - там это была ключевая хохма финала. Помирание животных и людей с последующим воскрешением после укола адреналина (или вытяжки из надпочечной железы овцы) прямо в сердце - в куче фильмов, включая "Криминальное чтиво". Ну и дальше там еще куча сцен, откуда-то позаимствованных: пулемет Гатлинга, бомба, положенная в саркофаг, бросание княжны (ну, в смысле, жены Ватсона) в надлежащую волну, ну и этот дикий kazak - отовсюду торчат ослиные уши пазла, который складывается из всего понемножку.

Тем не менее я бы не сказал, что фильм получился откровенно плохой. Нет, он такой - как бы это сказать - старательный. Видно, что вбухано много денег (бюджет, кстати, не разглашается, но миллионов сто пятьдесят на него пошло совершенно точно), видно, что изо всех сил старались снять легко, динамично и эффектно. И временами там действительно все смотрится динамично и эффектно.

Однако есть и заметные минусы, которые здорово мешали. О том, что это вообще не имеет никакого отношения к историям о Шерлоке Холмсе, мы даже и говорить не будем, тут давно все понятно. Холмс с Ватсоном стали до боли напоминать Хауса и Уилсона - это притом что персонаж Хауса изначально должен был напоминать Холмса. В первом фильме это еще не было так заметно, а во втором, когда издевательства Холмса над Ватсоном достигли апогея, "Хаус" полез со всех сторон.

Профессор Мориарти - просто никакой. Причем известно, что на роль этого персонажа рассматривали очень ярких харизматичных актеров - Брэда Питта, Гэри Олдмана, Дэниела Дэй-Льюиса, Шона Пенна и Хавьера Бардема - ан нет, в результате взяли Джареда Харриса, который на профессора как раз похож, а на главгада, который держит в своих руках судьбы этого мира, - ну просто ни капелюшечки!

А вот его подручный - полковник Себастьян Моран в исполнении Пола Андерсона - был на порядок интереснее.

Майкрофта сыграл сам Стивен Фрай - как обычно, блестяще. Правда, я в упор не понял юмора сцены, когда Майкрофт дома расхаживал совершенно голый в присутствии мисс Ватсон, но Ритчи, как британцу, виднее - вероятно, господа из высших политических кругов только так себя всегда и вели в начале прошлого века. Или это какой-то, конкретно мне недоступный, "юмар".

Зачем сюда включили эту цыганку в исполнении Нооми Рапас - не понял, по-моему, вообще никто, в том числе она сама. То есть основная идея-то понятна - рядом с Холмсом-Ватсоном должно тусоваться что-то женское после выхода из строя Ирэн Адлер. Однако дальше "тусования чего-то женского" дело-то и не пошло: оно, конечно, в сценарии приплели какого-то мутного давно пропавшего брата цыганки, но выглядело это на редкость неубедительно, да и хорошо было видно, что Рапас толком не понимала, что и как ей играть.

Всякие боевые сцены, коих тут немало, сделаны очень хорошо: драчки, стрелялки, погонялки, догонялки, пулеметная очередь сквозь весь вагон из серии "за сто тысяч долларов номер квартиры уже можно не называть", чудесная дуэль Ватсона с полковником Мораном, ну и прямо психоделический пробег по лесу ближе к финалу, который снят почему-то в стиле Джона Ву и смотрелся очень эффектно, разве что голуби почему-то ни из-за какого куста не взлетели.

В результате в общем и целом фильм смотрится неплохо - я бы даже сказал, что лучше, чем первый. Эдакая почти пародийная боевитая фантасмагория, где персонажи друг друга почему-то называют именами из Конан Дойля. Холмс старательно подкалывает Ватсона, Ватсон пытается жениться в обстановке непрекращающейся травли, Майкрофт вовсю снобирует, Мориарти делает вид, что ему очень нужно управлять этим миром, негодяи негодяйствуют, стреляют и пытаются биться на кулачках. В общем, жизнь идет. После просмотра в памяти остаются некоторые действительно смешные эпизоды (их там, если честно, очень даже немного), а все остальное смывается почти мгновенно - ибо чистый и незамутненный кинематографический фастфуд. Но приличного уровня, с хорошей боевиковой составляющей и эффектными декорациями. Вероятно, именно этим объясняется столь высокий рейтинг на IMDB - аж 7,7. Я бы поставил где-нибудь 6,4.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Великий английский сыщик Шерлок Холмс – инородное тело в современной американской киномифологии. Возрождать на экране столь известные и любимые литературные образы – дело муторное, дорогое и, как правило, неблагодарное, ибо нынешнее поколение уже давно выбрало Pepsi, а рожденным в 80-х Холмс и его верный помощник Ватсон видятся совсем другими. Воссоздание на экране целой эпохи (в нашем случае Лондона и его окрестностей конца XIX века) является непозволительной роскошью для большинства киностудий. Гораздо проще и дешевле снять историю про очередного супергероя в латексе. Ни тебе плевков со стороны поклонников бумажного оригинала (за основу большинства блокбастеров берутся либо комиксы, либо «нулевые» сценарии), ни проблем с временными нестыковками.

Только поэтому попытка экранизации (пускай и весьма вольной) произведений Артура Конан Дойля представляется мне трудоемким и бесспорно громоздким делом. Потратив в совокупности на костюмы, декорации, актерские гонорары и спецэффекты 200 миллионов долларов, киностудия Universal Pictures изначально ввязывалась в сомнительную авантюру, которая, слава Богу, не только окупилась, но и принесла компании ощутимые прибыли. Снять удачное продолжение успешного фильма всегда сложнее, ибо зрительские ожидания возрастают многократно. Посмотрим, получилось ли у авторов сиквела «Шерлока Холмса» (2009) оправдать надежды и чаяния аудитории.

… На дворе 1891 год. Смутные времена в Европе. Главным аргументом в нескончаемых политических спорах всё чаще становятся громкие убийства и террористические акты. Взбудораженная общественность, далекая от верхушки политического айсберга, склонна приписывать сии зверства кому угодно – от простых бандитов до анархистов. Панические настроения рано или поздно могут стать поводом для широкомасштабной и кровопролитной войны в Европе. Именно в этот судьбоносный момент на помощь Западной цивилизации приходит известный британский сыщик Шерлок Холмс.

У Холмса снова период застоя. Подозревая, что за всеми убийствами и взрывами стоит его давний и могущественный противник профессор Джеймс Мориарти, Холмс медленно, но верно подбирается в разгадке. Однако его враг не оставляется улик и свидетелей, поэтому сыщик вынужден лишь любоваться собственными теоретическими выкладками в перерывах между неординарными химическими опытами и третированием бедной миссис Хадсон. На личном фронте у Шерлока всё глухо: его единственная зазноба Ирэн Адлер гибнет от рук беспощадного профессора. Последней каплей становится намерение Ватсона вступить в законный брак, что оставляет Холмса на обочине всего и вся.

Тем не менее, желание Мориарти поиграть в кошки-мышки сразу с обоими главными героями, заставляет тандем Холмса и Ватсона сплотиться. При помощи цыганки мадам Симзы, чей потерявшийся в недрах экстремизма брат Рене является ключевым персонажем истории, англичане намереваются проникнуть в логово профессора и охладить его имперские амбиции. Разумеется, Мориарти не дремлет и зачастую осведомлен о планах Холмса лучше, чем сам сыщик. Однако его математический гений по-прежнему не может тягаться с дедуктивным методом Холмса и самоотверженной дружбой Ватсона…

Продюсеры сиквела решили не менять коней на переправе, поэтому постановка второй части приключений Шерлока Холмса была снова поручена англичанину Гаю Ричи, автору шедевральных криминальных лент «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Режиссер, в свою очередь, постарался сохранить актерский состав, вновь пригласив в картину Роберта Дауни мл., Джуда Лоу и Рэйчэл МакАдамс. Последней, правда, достались «шаги за сценой»; ее героиня Ирэн Адлер не сумела пережить первые десять минут фильма, тем самым поставив жирный крест на любовно-романтической линии.

Основной интригой кастинга была роль профессора Мориарти, которую прочили то Брэду Питту, то Гари Олдману, то испанцу Хавьеру Бардему. Все эти, безусловно, талантливые исполнители существенно укрупнили бы бюджет фильма, поэтому в итоге персонаж злейшего врага Холмса достался малоизвестному в широких кругах британцу Джареду Харрису. Джаред приходится родным сыном легенде английского кинематографа Ричарду Харрису, и запомнился зрителю разве что по своим образам в популярных лентах «Обитель зла 2» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». Должен сказать, что Харрис в качестве Мориарти выглядит очень уверенно, хотя никогда не знаешь, как в этом образе смотрелся бы тот же Питт.

В плане сюжета сценаристы сиквела брат и сестра Малруни, конечно, перемудрили. Взяв за основу историю противостояния Холмса и Мориарти, они напичкали картину всеми возможными персонажами книг Дойля, начиная от Ирэн Адлер и заканчивая эпизодическими появлениями Лестрейда, миссис Хадсон и старшего брата Холмса, Майкрофта в исполнении английского комика Стивена Фрая. Оно и понятно – рассказов о Холмсе много, а залезть хочется везде и всюду. Посему у создателей «Игры теней», в целом, получился вполне стандартный для Голливуда международный приключенческий боевик в духе Индианы Джонса или Джеймса Бонда, когда главный герой в поисках разгадки путешествует по разным городам и селам.

Обидно, что Ричи не стал брать за основу фильма известные и любимые произведения, вместо этого углубившись в более поздние рассказы писателя, в коих слишком много политики. Это в немалой степени сказалось на утомительности смысловых перипетий сиквела, где локальные интрижки неизменно для Голливуда выливаются в теорию мирового заговора. От этого не спасают ни стремительные визуальные эффекты, ни мастерский монтаж. В целом, продолжение, как и первая часть, по большей части держится на игре Дауни мл. и Джуда Лоу, коим явно по душе мужественные и одновременно ироничные герои британского классика.

По личным наблюдениям, «Игра теней» легко воспринимается даже теми, кто не видел первого «Шерлока Холмса», ибо сюжетно продолжение почти не связано с оригиналом 2009 года. Впрочем, отечественные экранизации снимались аналогично, не укрепляясь связями с предшественниками. Что касается извечного спора о том, какой Холмс лучше, наш или американский, то однозначного ответа не ждите. Свои достоинства и недостатки есть у каждого воплощения. Радует то, что Ричи, изначально отказавшись от классического варианта, продолжает гнуть свою линию и изображает сыщика таким, каким он мог быть (а мог и не быть) задуман самим писателем.

Вердикт: несмотря на то, что «Шерлок Холмс: Игра теней» пока что не может похвастаться столь же впечатляющими финансовыми результатами, что и первый фильм, кассовой неудачей его тоже не назовешь. Скажем так, усилия создателей картины на сегодняшний момент компенсированы не полностью и, судя по всему, основную массу прибыли студия получит уже после выхода ленты на цифровые носители. По сравнению с оригиналом сиквел смотрится несколько тяжеловато, героям всё чаще приходится отвешивать противникам оплеухи, нежели оттачивать на них свое чувство юмора. Тем не менее, финал фильма явно подразумевает очередное продолжение истории, что подтверждается и пресс-релизами киностудии, которая уже запланировала выход третьей части на 2014 год.
     


РЕЦЕНЗИЯ №3

Вы уже успели соскучиться по Холмсу? А то как же! Ведь у него, как обычно, всего много и весело. В доме – джунгли, в утробе – формальдегид, в делах – хаос, на уме – спасение человечества и адреналин из козьих почек. А тут еще Ватсон жениться надумал – значит, будет мальчишник. С боевым русским, красивой цыганкой и обязательной рукопашной. Ну, и с похмельем – куда же без него? А в мире как раз творится феерическая гадость. Как говаривал один опальный министр финансов: «Мы находимся накануне грандиозного шухера». Бомбы рвутся, купцы погибают, дипломаты разных стран едва ли не рвут друг другу глотки, оружие бинты и опий стремительно меняют хозяев. И за всем этим прослеживается потная ручонка очередного гения криминального мира. Этот Мориарти явно задумал что-то, вроде Первой Мировой. И, похоже, что у него все получится…

Спокойно, Ватсон. Я дам вам парабеллум!

Бег, прыг, множество прямых в челюсть, кошерные спецэффекты и отличный дебют для крупнокалиберного автоматического оружия. Коварные планы, реальные мифы, реверансы в сторону Итана Ханта и красивенная стена Рейхенбахского водопада, в котором все и сгинет. За исключением, разве что, человека, умело загримированного под торшер.

Единственная проблема второй серии фильма про резкого Шерлока – здесь всего чересчур. Это, конечно, неплохо, но даже у профессиональных сластен, бывает, слипается одна важная часть организма. Гай Ричи, балансировавший в первом фильме между рюшечками барокко и кульбитами постмодернизма, в сиквеле звучно шлепнулся в первое. Именно поэтому про фильм сложно говорить. Его нужно видеть. Или не нужно, если вы не терпите концентрированного зрелища без особых задних мыслей.

Давление на все педали разом привело к тому, что лента не просто движется вперед – она несется по ухабам такой лихой кустурицей, что в зале иногда перестаешь понимать, чего это вообще происходит. И это здорово. Причем на передний план в общей атмосфере выходит не легендарный сыщик, а некий доктор. Но не Ватсон, а Хаус. Персонаж Хью Лори, некогда бывший парафразом Шерлока, теперь поглотил его в этой новой инкарнации. В повадках, озарениях, взгляде на мир и даже тексте. Людям, испорченным Ливановым, вынести этого не дано. Более космополитичным зрителям не может не понравиться.

При этом щедро нарезаемый сумбур не требует понимания и прощения. Он просто захватывает и все. Не бесят тупые шутки, типа Холмс с бодуна, Холмс ест ежа, Холмс едет на осле. Не разочаровывают и внезапные озарения, подкрепленные рваной нарезкой умозаключений по 20 кадров на событие. Как, впрочем, и размен детектива на веселую беготню. И даже цыгане, видимо, просто зацепившие Ричи, со времен «Большого куша», просто выглядят мохнатой деталью хаоса.

Немного смущают, разве что, могучие гей-коннотации, коих после первого фильма приросло впятеро. Холмс с Ватсоном держатся за ручки, обнимаются, лежат вместе на полу, танцуют вальс и даже оказываются на миллиметр от искусственного дыхания рот в рот. Учитывая, что половину этих действий Шерлок совершает в женском платье и гриме, все это выглядит несколько вызывающе. Чего уж и говорить об абсолютно голом Стивене Фрае, марширующем поперек староанглийского интерьера. В общем, спишем это на юмор. Которого здесь, кстати, едва ли не больше, чем спецэффектов.

Надо ли упоминать, что визуально фильм просто прекрасен. Лондон и прочая Европа туманны и загадочны, водопад фееричен, взрывы вкусны, а слоу-мо порабощает на раз. Все драки по-прежнему демонстрируются дважды. Но пересматривать их хочется бесконечно. Сцена погони в лесу, уверенно трамбуемом чрезвычайно крупным калибром, – это вообще шедевр, достойный покадровой разделки на скриншоты. Плюс во время ее просмотра вы сможете побить рекорд по задержке дыхания – минут семь не меньше. Не разочаровывает даже то, что в финальной разборке у водопада мы не увидим смертоносной борьбы баритсу – только шахматы и имажинативный бокс. Зато интеллектуальная дуэль окажется мощнее многих оружейных.

И можно сколько угодно вопить: коммерция, коммерция! Такой коммерции да побольше бы! Когда хорошо и глазу, и уху, а мозг ничто не возмущает, это достойно скорее восхищения, нежели порицания. И тот самый вопросительный знак в финале, дающий зримую надежду на продолжение, сможет разозлить только зануд да высоколобых. А ведь высокий лоб – это далеко не признак интеллекта. Как, впрочем, и хаос – отнюдь не отрицательная величина.

Лишь бы гай почаще так шумел. Вернее, Гай.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки фильма начались в октябре 2010 года.
- На роль профессора Мориарти рассматривались кандидатуры Брэда Питта, Гэри Олдмана, Шона Пенна, Хавьера Бардема и Дэниэла Дэй-Льюиса.
- На роль Сим рассматривались кандидатуры Софи Марсо, Одри Тату, Пенелопы Крус, Жюльетт Бинош, Евы Грин, Марион Котияр и Сесиль Де Франс.


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: