РЕЦЕНЗИЯ №1
Лучший снайпер американской армии Боб Ли Суэггер уходит в отставку и поселяется с собакой в уединенном домике где-то в горах. Его расстроил эпизод, когда командование бросило их с товарищем на произвол судьбы. Бобу Ли пришлось перещелкать сотню бойцов противника, сбить вертолет пулей и разувериться в своем ремесле. Но такой талант не может слишком долго оставаться невостребованным. Через три года к нему приезжает чернокожий полковник из Лэнгли и задает вопрос: «Как бы вы поступили, получив заказ на убийство президента США?». Удивлению Боба Ли нет предела, но полковник все разъясняет: по оперативным данным, готовится покушение на главу государства, и Боб Ли нужен, чтобы смоделировать эту акцию, предсказать поступки киллера. В день «Ч» выстрел все-таки раздается, но убивают не президента (на которого, кстати, Бобу Ли совершенно начхать), а стоявшего рядом с ним африканского патриарха. Зачем – дело десятое, главное – Боб Ли оказался подставной уткой, и теперь его ищет полиция нескольких штатов.
Фильмы Фукуа хороши тем, что, как правило, кристально предсказуемы. Ну и кроме того, они грамотно сняты. Режиссер Фукуа очень умелый, правда, дальше голой техники у него, как правило, не идет. С годами все яснее становится: «Тренировочный день» в его фильмографии – блистательное исключение. Он предпочитает не рисковать, почти всегда идет исхоженными и даже некоторым образом изгаженными дорогами, получает результат в виде хорошей кассы и вполне доволен судьбой.
Потому и сценарии выбирает безобидные (а зачастую – просто беспомощные). Что на этот раз? Сценарист Джонатан Лемкин несколько раз дает петуха по части логики и здравого смысла. Не очень это удивительно. Если вскрыть досье этого человека, на его счету обнаружится всякое, от «Адвоката дьявола» до «Красной планеты». То есть, ожидать от него можно всяких сюрпризов. На сей раз получилась смешная претензия на боевики эпохи советских видеосалонов, где блестящая сокрушительная форма превалировала над суконным идиотским содержанием. «Стрелок» - это экранизация романа Стивена Хантера «Точка взрыва». О романе отзываются в основном тепло и, вполне вероятно, не зря: судя по всему, Хантер как минимум знает снайперское дело (кроме трех романов про Суэггера, написал еще документальную книгу о подготовке покушения на Гарри Трумена). Фанаты книги возмущаются тем, как Лемкин обошелся с первоисточником, рекомендуют фильм не смотреть, а роман, напротив, почитать, как он есть.
Спасти фильм со слабым сценарием может харизматичный герой. Марк Уолберг имеет для этого все физические данные, но, видимо, не имел настроения. Его Боб Ли слишком суров, что ли, слишком мало в нем полутонов. Все видели в «Отступниках», какой театр может выдать Уолберг, когда работа его вдохновляет. Увы, руководство актерами никогда не было сильной стороной Антуана Фукуа. Да он, похоже, и вовсе не уделяет этому внимания, понимая: за хорошей картинкой зритель может и не разглядеть таких мелочей. Как слепить картинку, его, конечно, учить не надо. Но спасает она не всегда. А все почему? Потому что не делает Фукуа поправку на ветер. А без этого хорошим снайпером ни за что не станешь.
РЕЦЕНЗИЯ №2
Боб Ли Суайгер (Марк Уолберг) - отставной военный, снайпер. Суайгер не похож на военного пенсионера - ему меньше сорока. А уволился из армейских рядов Суайгер после одной военной операции в Эфиопии, во время которой начальство решило пожертвовать самим Бобом Ли и его корректировщиком. Суайгер сумел выбраться, а корректировщик погиб. После этого Боб Ли вышел в отставку, купил маленький домик в горах Арканзаса и поселился там, считая, что из всего человеческого общения ему вполне достаточно его пса Майка.
Однако долго отдыхать в горах Суайгеру не дали. В какой-то момент его добровольное уединение было нарушено некими людьми, во главе которых стоит полковник Айзек Джонсон (Дэнни Гловер). Джонсон поведал Суайгеру, что нашему любимому президенту, сэр, грозит, сэр, жуткая опасность, сэр. И Суайгер, как человек долга, военная косточка и в прошлом - крутой снайпер, сэр, должен этого президента спасти.
Как? С помощью старинного принципа - лечения подобного подобным. Суайгер, как профессиональный снайпер, должен выяснить, каким образом можно реально подстрелить президента во время одной из трех его поездок с публичными выступлениями. Так как суперснайперов, подобных Суайгеру, в мире - от силы штуки три, неведомый пока стрелок будет рассуждать точно так же, как и Боб Ли, а значит, у людей полковника, если Суайгер согласится, есть шанс схватить убийцу априори - то есть до того, как он подстрелит нашего любимого президента.
Поначалу Суайгер, конечно, не соглашается. Ему совершенно не хочется покидать уютный домик в горах, ежевечернюю бутылочку пивка, чтение книг, охоту и общение с собачкой, чтобы снова лезть в это дерьмо - военные, ФБР, президент и все такое. И он чуть было не отказался, чем поставил бы полковника в весьма затруднительное положение, потому что у Боба Ли не было ни одной дочурки, которую можно было бы похитить, чтобы принудить Суайгера выполнить требуемое. Однако военное воспитание и призывы к патриотизму - ты не сможешь спокойно спать, сынок, если президента грохнут, а ты этому не помешал - сыграли свою роль, и Суайгер все-таки согласился.
Ну и дурак, разом вздохнули зрители, потому что за версту понятно, что этот полковник и его цепные псы - люди более чем подозрительные, хотя и связаны с правительственными кругами. Так и оказалось! Суайгера подставили как какого-то паршивого Борна, в результате чего ему пришлось пускаться в длительные бега и заниматься восстановлением своего доброго имени. Ему в этом будет помогать сотрудник ФБР Ник Мемфис (Майк Пина), который на плохом счету у начальства, а значит, на хорошем счету у Боба Ли, а кроме того, стрелку поможет Сара Финн (Кейт Мара) - вдова того самого погибшего корректировщика.
А вот людям полковника, включая загадочного инвалида Майкла Шандора (Рэйд Сербеджиа), придется плохо. Потому что дело уже принимает серьезный оборот - эти скоты убили собаку Боба Ли. Так что они, как вы понимаете, обречены.
***
Фильм "Стрелок" поставлен по роману популярного писателя Стивена Хантера Point of Impact, название которого у нас переводят то как "Снайпер", то как "Точка удара". Впрочем, все-таки здесь уместнее написать не "по роману", потому что это совершенно не так, а, как они обычно формулируют, "по мотивам романа". Из романа взяли главного персонажа, нескольких вспомогательных и определенные сюжетные ходы, но в общем и целом "Стрелок" отличается от "Снайпера" Хантера как голливудский "Граф Монте-Кристо" от оригинального произведения Дюма.
Однако это сравнение не вполне корректно, потому что если в случае с несчастным отсидевшим графом в голливудском варианте налицо было фактически полное глумление над оригиналом, то со "Стрелком" все не так просто. Киносценарий писал Джонатан Лемкин - автор сценария "Смертельного оружия 4" и киносценариев к "Адвокату дьявола" и "Красной планете". Режиссер Энтони Фукуа известен великолепным "Тренировочным днем" и очень средненькими фильмами "Слезы солнца" и "Король Артур".
Со "Стрелком" Лемкин и Фукуа, судя по всему, решили не рисковать, а пошли по такой проторенной дорожке, что там более уместным был бы термин "глубокая колея". Уши "Коммандо", "Рэмбо: первая кровь", "Идентификации Борна" и других чуть менее известных картин торчат отовсюду. Роман Хантера, в котором много довольно тонких поворотов сюжета, уложили в прокрустово ложе голливудских сценариев и обрубили все, по их мнению, ненужное. Оно понятно, что здоровенный роман, изобилующий действием, в два часа экранного зрелища без потерь не перенесешь, но в данном случае мои претензии относятся к тому, что в фильме многое очень сильно упростили, вплоть до полной лубочности.
Снайпер Суайгер из профи, сражающегося за свою жизнь, превратился в какого-то Терминатора. Ну да, в первокровном Рэмбо Джон тоже вытворял нечто подобное, однако там все-таки был какой-то элемент достоверности. В "Коммандо", когда другой Джон, уже Мэтрикс, расщелкивал целый полк солдат как орешки, достоверности не было никакой, но это был чистый и незамутненный киношный боевик - не более и не менее.
"Стрелок" все же сделан как драма, а не как чистая стрелялка вроде "Пристрели их", поэтому, когда на фоне драматических событий и разговоров о коррупции в армии, спецслужбах и правительстве Суайгер один побеждает кучу крутых спецназовцев, снабженных вертолетной поддержкой, зрители уже думают, что полковник Джонсон был прав - этого парня нужно срочно пристрелить, а то он уже угрожает всей военной мощи Соединенных Штатов.
С полковником, раз уж о нем зашел разговор, тоже все плохо. Какого черта на роль полковника Шрэка (в книге он называется именно так, но это имя в фильме по вполне понятным причинам использовать было невозможно) взяли Дэнни Гловера - для меня скрыто тайной за двадцатью печатями. Мискастинг полнейший, даже если не читать книгу. Маньяк-полковник, гнусный негодяй и человек из стали - и все это в исполнении добродушного старикана Дэнни Гловера? Это просто бред какой-то!
Совершенно аморфный Майкл Пина в роли фэбээровца Ника Мемфиса - тоже полный кошмар. Ему, мелкой сошке из бюро, не страшно, когда его пытаются убить, в нем не видно ни капли геройства, когда он помогает Суайгеру, а уж в сцене с трибуналом (как жаль, что Лемкин настолько изуродовал блестящую сцену в суде из романа) Пина играет настолько бездарно, что его просто нужно вышибать из актерской гильдии.
Так что, спросите вы, фильм со всем этим набором безобразий представляет собой полный отстой и отвратительную дешевку? Как ни странно, вовсе нет. Энтони Фукуа все-таки - высокопрофессиональный постановщик. Даже на таком выхолощенном материале он сумел снять фильм так, что его реально интересно смотреть. Ну и кроме того, Марк Уолберг вполне достойно смотрелся в роли Суайгера. Да, это совершенно не такой персонаж, который описан в книге. Но зато это такой персонаж, который описан в сценарии. Если бы не Уолберг (который, кстати, поразительно здесь напоминает Мэтта Дэймона в роли первого Борна), то с провальным полковником и ужасным Ником Мемфисом фильм можно было бы полностью хоронить.
Однако Уолберг, мастерство постановки, операторская работа и, несмотря на подражательность и чистую "киношность", некоторые боевые эпизоды приводят к тому, что смотрится этот фильм на удивление прилично. Практически на четверочку. И только после того, как выключаешь диск, вдруг думаешь: "Что за фигню я посмотрел?"
Таким образом, налицо - чистый парадокс: в общем-то слабенький фильм, который смотрится как весьма неплохой. Невероятно, но это факт. За это Энтони Фукуа наш определенный респект. А сценаристу Джонатану Лемкину и тем негодяям, которые настояли на кандидатурах Гловера и Пины, - луч нашей зрительской ненависти. Вот правильно этим негодяйским сценаристам не платят проценты с продаж в Интернете - не заслужили!
Да, забыл упомянуть, что первоначально на роль Боба Ли Суайгера планировался Киану Ривз. Вот с этой тоскливой физиономией картину точно можно было бы хоронить еще до просмотра. (Хотя восторженные девушки повалили бы на этот чисто мужской боевичок валом - посмотреть на своего "любимава Кианчика".) А Уолберг - вполне ничего себе снайперский крепыш получился. Правда, спецы говорят, что он не умеет обращаться с оружием - ну так на самом деле наплевать. Зрители тоже не умеют обращаться с оружием. А спецов слушать - так это вообще никакие фильмы смотреть нельзя, потому что не так повернулись, не туда дернули, не в нужный момент пукнули - в общем, все им не так и не по-правильному.
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались 19 июня 2006 года.
- Картина поставлена по книге Стивена Хантера "Точка удара".
- Первоначальный сценарий этой картины рассматривался как возможный вариант продолжения "Загнанного" Уильяма Фридкина с Томми Ли Джонсом.
- Тэглайн картины гласит: "Вчера это считалось честью. Сегодня правосудием."
|