ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Остров проклятых 
Shutter Island

Режиссер Martin Scorsese (Мартин Скорцезе)
Сценарий Laeta Kalogridis (Лаэта Калогридис)
В ролях:
Leonardo DiCaprio (Леонардо ДиКаприо),
Mark Ruffalo (Марк Раффало),
Ben Kingsley (Бен Кингсли),
Michelle Williams (Мишель Уильямс),
Max von Sydow (Макс фон Зюдов)
Официальный сайт: www.shutterisland.com
Видеоролик: Quicktime
Продолжительность: 138 мин.
Год выпуска: 2010
РЕЦЕНЗИЯ №1

1954 год. Федеральный маршал Тедди Дэниелс с напарником, пронзая молочный туман, прибывают на остров в Бостонском заливе. Там – психушка для особо опасных криминальных элементов, и куда-то делась тетка, несколько нет назад утопившая трех своих детей. Испарилась прямо из своей камеры (двери закрыты, решетки на окнах). Порядки на острове драконовские: руководство заведения, в принципе, плевать хотело на федеральные законы. Живет согласно феодальному праву: мой дурдом – моя крепость. Тедди, освобождавший концлагерь Дахау, мгновенно видит вокруг продолжение нацистских тенденций и желание спрятать концы в воду. Но вообще, на острове у него свои дела. Несколько лет назад (примерно тогда, когда тетка утопила трех детей), погибла в пожаре его жена. Горячо любимая – это важно! Тедди подозревает, что на острове держат придурка, который поджег его дом…

Из такого сюжетного месива Мартин Скорсезе соорудил триллер, который настолько явно перекликается с Хичкоком, что временами становится даже неловко. Я имею в виду сходство внешних приемов, имитация стилистики кинематографа 50-х. Внутреннее наполнение – тут дело совсем другое, тут явный недотяг. У Хичкока говорили и страдали меньше, зато страх быстро хватал зрителя за ноги и не отпускал до самого конца. Скорсезе, хотя и старается добиться того же эффекта, играет в другой лиге. Его страх только временами покалывает. Это несерьезно. Из уважения к Скорсезе, хочется верить, что несерьезность просчитывалась изначально, что он и задумывал просто легкий закос под эпос (потому что если человек намерен всерьез соревноваться с Хичкоком, то ему самое место – на острове в Бостонском заливе).

В самом деле, невозможно делать настоящий триллер, в котором главную роль исполняет Ди Каприо. Не оспаривая его актерские данные, хочется заметить лишь, что умение играть проблемы – совсем не гарантия того, что ты в состоянии создать на экране нужный накал. У Ди Каприо этого и не получается. Он совершенно достоверен, но это ни во что не выливается. Он отлично знает, как пользоваться своей фактурой, но в данном случае требуется совсем другое. Требуется что-то совершенно ледяное, вползающее зрителю за шкирку и хватающее прямо за сердце. Вот у Бена Кингсли, который гораздо более скуп на внешние проявления, это получается замечательно.

«Проклятый остров» - такое кино, о котором не скажешь, плохое оно или хорошее. Но смотреть его хочется, и бросать на середине желания не возникает. Кое-кто роняет упрек – мол, все становится ясно уже на 15-й минуте. Кто-то говорит, что такие концовки подрывают веру в хороший кинематограф и вообще в человечество. А я скажу на это: проще будьте, товарищи! Не ждите от Скорсезе слишком много. Кто в 67 лет способен удержаться в Премьер-лиге мирового кино? Судите старика по меркам второго дивизиона – и «Проклятый остров» заиграет неожиданными красками!
     


РЕЦЕНЗИЯ №2

Летом 1954 года федеральный маршал США Тедди Дэниэлс (Леонардо Ди Каприо) вместе с помощником Чаком Оуэлом (Марк Руффало) отправляются на остров Шаттер, где находится лечебница для душевнобольных преступников. В лечебнице произошло ЧП - одна из пациенток сбежала, а так как в обязанности службы маршалов, в частности, входил поиск беглых федеральных преступников, Дэниэлс и был направлен на остров провести расследование.

На острове Тедди и Чака встречает главрач - доктор Джон Коули (Бен Кингсли), который объясняет, что сбежавшая Рэйчел Солано (Эмили Мортимер) была очень опасной. В свое время она убила троих своих детей. В лечебнице Рэйчел продолжала считать, что живет в своей квартире, а окружающие ее люди - соседи, разносчики и так далее. Сбежав, Солано оставила записку со странными словами: "Правило четырех. Кто 67-й?" Тедди быстро выясняет, что в лечебнице содержатся 66 пациентов. Так что 67-й - это, судя по всему, кто-то очень важный.

Администрация лечебницы не особенно охотно идет маршалу навстречу в расследовании и, похоже, что-то скрывает. Дэниэлса с Чаком не пускают в переоборудованный из бывшего военного форта третий корпус лечебницы, в которой содержатся 24 особо опасных пациента. Доктор Коули отказывается выдать Тедди на руки дела этих пациентов. Одна из больных во время беседы с маршалом украдкой пишет в блокноте слово "беги".

А тут еще у Тедди хватает своих проблем. Его мучают жуткие головные боли, кошмары и галлюцинации. Тедди во время войны участвовал в освобождении узников концлагеря Дахау и те ужасы, которые увидел там, до сих пор не может забыть. Кроме того, жена Дэниэлса не так давно погибла в пожаре - их сосед-пироман устроил пожар.

У маршала есть основания предполагать, что этот сосед, которого так и не посадили после еще более жутких поджогов, находится на острове. Тедди думает, что он - тот самый 67-й заключенный. Именно поэтому Дэниэлс самолично вызвался расследовать побег Рейчел из этого жуткого места.

В галлюцинациях Тедди является его покойная жена. Она дает ему некоторые подсказки. Однако администрация крепости не дремлет и ведет свою собственную игру. В океане бушует шторм, на острове бушует ураган с ливнем, связь с большой землей потеряна. Тедди и Чак не смогут выбраться из крепости до тех пор, пока... Или пока они не выяснят, что происходит, или пока не произойдет что-нибудь поистине ужасное.

***

Смотрел этот фильм и не понимал, что происходит. Я знал, что это новый фильм Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Скорсезе давно уже снимает Ди Каприо - "Авиатор", "Банды Нью-Йорка", "Отступники". И вот теперь - новый фильм. Только это, извините, не Скорсезе - по стилю. Линч на Линче сидит, Линча запрягает и Линчем погоняет, слегка разбавляя это дело М. Найтом "В Общем, Все Умерли" Шьямаланом. От Мартина Скорсезе нет ни грамма - сплошная линчевщина, причем, заметьте, вовсе не в плохом варианте. Наоборот - в хорошем! Все эти сплошные психофуги, галлюцинации, аберрации, интерполяции, поллюции, денейрализации и перевертыши слева направо, сверху вниз и справа в четвертое измерение - для многих зрителей смотрится вполне внушительно и завораживающе.

И это - на фоне сплошного и очень эффектного буйства неумолимой природы, утопленных и расстрелянных детей, впечатляющей обстановки психбольницы, доктора Неринга (Макс фон Зюдов), как будто только что вышедшего из кабинета в Дахау, постоянно умирающих и воскрешающих людей, гор трупов и алкогольно-наркотического бреда.

В общем, есть чем заняться в субботнюю ночь, когда хочется посмотреть чего-нибудь душевного. Или душевнобольного.

Ничего не могу сказать - снято это все хорошо. Интрига закручена очень лихо (картина поставлена по довольно известному роману Дэнниса Лихэйна "Закрытый остров"), причем не просто лихо, а по-линчевски и по-шьямалановски лихо: зрителям до самого конца фильма придется натужно разбираться во всех хитроумных и многомерных переплетениях сюжета, и после просмотра еще несколько дней будет о чем поговорить с теми, кто его также посмотрел, - без бутылки там разобраться очень даже непросто.

Зрителям картина, безусловно, понравилась: отличные сборы, очень высокий рейтинг на IMDB ("Остров проклятых" аж попал в Top250), благожелательная реакция критики, ни один из которых, что для меня было большим сюрпризом, не упоминает Линча, зато многие пишут о том, что, получив "Оскара" за "Отступников" (далеко не лучшую свою картину), Скорсезе теперь может перестать работать на "Оскар" и оттянуться в своем старом добром духе.

Где тут старый добрый дух Скорсезе, я не вижу в упор. Именно поэтому фильм мне не понравился, причем совершенно. Может быть, если бы это снял Линч - я бы настроился на Линча и спокойно воспринимал многомерные цветные структуры линчевских галлюцинаций, заиндевевшие трупы детей, визиты мертвых, рассыпающихся впоследствии пеплом, ну и общую обстановку параноидального бреда.

Но у Скорсезе-то такого никогда не было! Поэтому - ну никак не пошло. Я этот фильм, признаюсь честно, досмотрел только с третьего раза. Сначала выключил на трупах детей. Потом выключил где-то на середине - утомился донельзя. Ну и только на третий день все-таки досмотрел до конца - потому что долг зовет.

Ну никак! Замечательно снято, но тоскливо, уныло и вот как-то очень утомляет. Кровь в жилах не стынет, интерес не просыпается, а буйства природы оставляют равнодушными - кто ходил во время майской грозы ночью на кладбище деревни Авдотино, того буря на каком-то там вшивом острове Шаттер не цепанет совершенно!

И потом, ну не люблю я позднего, послетитаниковского Ди Каприо. Насколько парень зажигал в "Полном затмении", и в какую одеревеневшую суперзвезду он превратился потом. До сих пор не понимаю, что в нем находят Спилберг и Скорсезе, вот просто совершенно! На мой взгляд, тот же Марк Руффало в этом фильме переиграл Ди Каприо по полной программе, хотя у него там была роль практически вспомогательная.

Что в итоге? Фильм, объективно, хороший. Эффектно поставлен, изобилует крайне неожиданными поворотами сюжета, природа в фильме не отдыхает, а вовсю хулиганит, туда-сюда ходят трупы, сумасшедшие съезжают с глузда - в общем, кровь стынет в жилах. А что мне он не понравился - так это, вероятно, просто недоразумение. Может, у меня просто психофуга начинается? Как меня звать-то? Сергей Петрович Лисичкин? О, вспомнил. Значит, не начинается.
     


А знаете ли вы, что...

- Съемки картины проходили с 6 марта по 30 июня 2008 года при бюджете 75 млн. $.
- Рабочее название картины "Эшклифф".
- До того как Марк Раффало получил свою роль Чака Оли, Мартин Скорцезе и Леонардо ДиКаприо рассматривали на эту роль кандидатуры Роберта Дауни мл. и Джоша Бролина.
- Картина поставлена по одноименной книге Денниса Лиэйна.
- Первоначально картину должен был снимать Вольфганг Петерсен.
- Сценарий картины был значительно изменен относительно текста книги. Уклон был сделан в сторону динамичного экшна-блокбастера.
- В одно время проектом интересовались Дэвид Финчер с Брэдом Питтом и Марком Уолбергом.
- Тэглайн картины гласит: "Кто-то исчез".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: