ИнформсвязьЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О КИНО

Сестры Магдалины 
The Magdalene Sisters

Режиссер Питер Муллан
В ролях:
Джеральдин МакЭван,
Анни-Мария Дафф,
Нора-Джэйн Нун,
Дороти Даффи,
Эйлин Уолш,
Мэри Мюррей,
Питер Муллан,
Бритта Смит,
Фрэнсис Хили,
Даниель Костелло
Продолжительность: 119 мин.
Видеоролик: Quicktime
Год выпуска: 2002
РЕЦЕНЗИЯ №1

Несмотря на то, что фильм этот удостоился высших наград на кинофестивалях в Венеции и Торонто, в нашей стране на него с наибольшей вероятностью можно было бы наткнуться поздней ночью, переключая каналы - если не сейчас, то через год-два. И если бы тогда телевизионные помехи помогли скрыть некоторые визуальные отличия, его можно было бы оценить как добротный фильм 70-х годов.

То были годы расцвета левых организаций, освобождения от всего и вся. Очевидно, что и фильмы того времени соответствовали духу эпохи. В особом ряду стоят те из них, которые воспевали стойкость человеческого духа в нечеловеческих условиях: "Полет над гнездом кукушки", "Полуночный экспресс", "Папийон". А если еще припомнить сцену с массовой обнаженкой в "Ночном портье", то вывод напрашивается сам собой: "Сестры Магдалины" - фильм, вышедший не совсем в свое время. Это подтвердил и тот факт, что на более престижных кинофорумах его как бы не заметили.

Начинается он по-ирландски, заканчивается по-английски. "Айриш дринкинг сонг" настраивала на психоделические видения, которых в фильме так и не оказалось. Зато голого мужика сзади в полный рост показали - если хотите, характерная черта британской культуры. По стилю съемок фильм больше всего напоминает консервативный островной футбол: силовой, с обилием верховых передач, похожий на регби, и эффектность комбинаций в нем ощущается лишь в завершающих эпизодах.

Итак, Ирландия, 60-е. Мир захватывает битломания и эйфория раскрепощенности. Но в обществе ревностных католиков этого не ощущается. Прыщавый отрок в тестостероновом угаре насилует свою двоюродную сестру. Воспитанница интерната кокетничает с взрослеющими пацанами. У незамужней тетки родители отнимают новорожденного сына и отдают его на усыновление - лишь бы от себя подальше. Результат для всей троицы один - в монастырь силком. Тут-то и выясняется, что монастырь этот - самая настоящая тюрьма, в которой содержатся "шлюхи" и просто яркие женщины, способные своей красотой ввергнуть в искушение добропорядочного католика.

И так вот фильм почти некрасовской безысходностью выжимает из зрителя жалость к безвинно страдающим, попутно уточняя мораль: люди, ограничивающие свободу, по определению садисты, а потакающие этому - лицемерные развратники. Ну хоть революционерками какими-то монастырские прачки не предстают. Им ведь вовсе необязательно располагать прогрессивными взглядами - это просто дуры, что неудивительно, в большинстве своем глубоко религиозные. Из этой массы камера выделяет трех героинь, чей маршрут в "Приют Магдалины" мы и наблюдали. Характеры их прорисовываются следующим образом: Стерва, Обиженная-на-Мужчин и Мать. Впоследствии к ним примыкает еще одна - Курица.

Искусство, как известно, требует жертв. В монастыре-тюрьме клюют не по-христиански. Потому-то и был введен дополнительный характер, максимально трагический, чтобы им можно было пожертвовать без явного ущерба для основной троицы. Курицу, окончательно запутавшуюся в непонятом ей существовании, закрывают в психушке - в финале выясняется, что там она умерла от истощения на почве душевного расстройства. Умирает, так и не найдя сострадания, старая кудахталка, проведшая за стиркой сорок с лишним лет. Стерву ожесточение приводит к открытому неприятию общечеловеческих ценностей.

В таких фильмах доведение до отчаяния обычно отождествляется с потерей надежды. В "Цельнометаллической оболочке", к примеру, наблюдался полновесный срыв с катушек. Но сестры Магдалины весь фильм пребывают в трезвом уме. Если присмотреться, преграды к пути на волю не самые неберущиеся - монахиня-автоматчица на вышке вроде не была замечена. Лишь промучившись основательно на протяжении более чем полутора часов экранного времени, две героини наконец сбегают (третью забрал из приюта достигший совершеннолетия братишка - процедура на деле оказалась простейшей). Логический итог фильма: бывшая узница на автобусной остановке трясет вновь отращенной гривой, демонстрируя бывшим своим надсмотрщицам непокоренность духа. Завершается фильм описанием дальнейших судеб героинь, которое, впрочем, можно было и предугадать.

Шотландского быка Питера Муллана довелось увидеть, точнее - запомнить, дважды. В "Эскорте" он бил морду Даниэлю Отею, разорившему его и наставившего ему рога. В этот раз он колошматил непутевую дочь. Поверить, исходя из этих крошечных фрагментов, в то, что это крупный кинодеятель, почти невозможно. И данный фильм также не является доказательством: старательная, но, несмотря на все завоеванные призы, средняя работа. Фильм своей направленностью обязан нравиться воинствующим феминисткам, правозащитникам и прочей живущей протестом аудитории. В нем беспощадно осуждаются структуры коллективного насилия, несвободное общество - общество мужского ханжества, попутно выдвигается тезис о том, что звериные инстинкты, найдя трудный выход, обретают извращенность. Без сомнения, добавил ему вистов наезд на уважаемую во всем мире организацию - католическую церковь (которую, кстати, некоторые называют самой злодейской организацией за всю историю человечества). Официальный Ватикан, конечно же, возмутился: ведь неприглядное прошлое ослабляет его позиции в игре на контрастах с исламским фундаментализмом и архаичными языческими культами. Но вот одним ценным признаком интеллектуального кино последнего времени "Сестры Магдалины" не обладают - умением, критикуя, вносить конструктивные идеи. Неслучайно объектом клеймения оказалась контора, давно почившая в бозе.

И напоследок - личные впечатления от просмотра. Такое кино с субтитрами смотрится гораздо предпочтительнее. Вот бы еще ошибок грамматических в них поменьше, да контраст повыразительнее: белые буквы на белом фоне найти не легче, чем черную кошку в темной комнате. Ну и - куда без них? - сильно действовала на нервы кучка быдловатых зрителей, усердно помогавших друг другу в освоении текста.


     
РЕЦЕНЗИЯ №2

Ирландию в прессе любят изображать этаким "европейским тигром" развития, иллюстрируют прогресс страны в ЕС цифрами бурного прироста ВВП и рекомендуют нас с вами брать пример с зеленого острова. А я вижу уже второй фильм за последние полгода, в котором нам демонстрируют совсем другую Ирландию - страну ужасающих бытовых и политических подробностей, тотального и жесткого контроля властей и католической церкви над человеком и обществом, когда даже привычные для европейцев ценности и свободы подвергаются преследованию и попранию. В драме "Вероника Геррин" рассказывалось о трагически завершившемся противостоянии независимой журналистки и коррумпированной полиции с наркомафией на пару. Молодой женщине пришлось практически в одиночку при равнодушии целой страны бороться с наркоманией, захлестнувшей республику и отнявшей немало юных жизней. В драме "Сестры приюта святой Магдалены" нам предлагают не менее откровенный взгляд на порядки, долгие годы царившие в многочисленных ирландских приютах и монастырях. Три девушки, обладающие независимым характером и отличным от большинства взглядом, направлены в качестве перевоспитательной меры в католический приют. Помимо унизительных морального и психологического давления на них, девушки наказаны и физически - семь дней в неделю они работают в прачечной, "отмывая свои грехи" по замыслу их наставников и контролеров. Подробно и беспристрастно око кинокамеры фиксирует духовную и моральную деградацию самой системы, призванной воспитывать в людях прекрасное и высокое. Слабым утешением служит то обстоятельство, что нам рассказывается о событиях шестидесятых годов, а в эпилоге сообщается, что под давлением не в последнюю очередь европейских правозащитных организаций приюты подобного рода были закрыты в Ирландии: лишь в 1996 году. Восемь лет - много ли это для перестройки целой нации, привычной к прежней системе координат и жившей по этим стандартам в течение столетий?! Характерно, что, когда Католическая церковь обвинила создателей фильма в "очернении веры", те созвали пресс-конференцию, на которой не только представили реальных прототипов киноистории, но и поведали о новых фактах издевательств и морально прессинга в ирландских монастырях и приютах уже настоящего времени. Вот вам и "европейский тигр"! Фильм был награжден главным призом Венецианского фестиваля в 2002 году и призами престижного кинофестиваля в Торонто.


     
А знаете ли вы, что...

- Приюты Магдалины в Ирландии содержались сестрами милосердия под покровительством католической церкви. Попадая сюда из семей или сиротских приютов, молодые девушки оказывались в условиях, близких тюремному заключению. Тяжелой работой в прачечных они должны были искупать свои грехи. Грехом, заслуживающим такого искупления, могло стать что угодно: материнство вне брака или слишком откровенная красота. Или столь же вызывающее уродство. Или глупость, или ум, или несчастье стать жертвой насилия и иметь неосторожность рассказать об этом. За эти грехи они бесплатно работали 364 дня в году, полуголодные, подвергаемые телесным наказаниям и унижениям. Их насиловали и у них отнимали детей. Это заключение было бессрочным. Тысячи женщин провели жизнь и умерли здесь. Подсчитано, что более 30.000 женщин содержались в "Приютах Магдалины" по всей Ирландии. Последний приют Магдалины ("прачесная") в Ирландии закрылся в 1996 году, семь лет назад.
- Приюты "Магдалины" были основаны в девятнадцатом веке в Ирландии как отстойники для проституток и "павших женщин". Они получили название в честь билейской Марии Магдалины, бывшей проститутки, которая покаялась перед Христом и была удостоена чести омыть его ноги. В двадцатом веке приюты Магдалины перешли в ведение католической церкви, которая установила в них гораздо более жесткий режим. Под руководством сестер милосердия женщин принуждали бесплатно работать по 8-10 часов в день, семь дней в неделю, стирая белье, доставляемое из окрестных отелей, университетов и других мест. Это рассматривалось как плата за грехи, наложенная на них обществом, которое признало их негодными или "небезопасными" для нормальной жизни.
- Признанный режиссер Питер Муллан написал сценарий "Сестер Магдалины", вдохновившись показанным на Канале 4 (Channel 4) документальным фильмом "Секс в холодном климате" (Sex in a Cold Climate), посвященным положению девушек "Магдалины". Питер разрабатывал проект на нескольких уровнях. Его ужаснуло положение этих женщин, их скрытое от глаз страдание. Глубоко тронутый увиденным документальным фильмом, Муллан захотел донести их историю до более широкой аудитории. Он решил построить сюжет на историях четырех женщин и использовал видео документы как главный источник для своих исследований. Просмотрев несколько документальных свидетельств о женщинах Магдалины, он оставил их, позволив им говорить за себя и взяв оттуда только суть. "Это вымышленный сюжет, но он вдохновлен реальными историями", - говорит он. Муллан был поражен абсолютной властью церкви над ирландским общественным устройством. "Я однажды спросил одну свою знакомую, каково было быть молодой женщиной в 60-е. Она ответила: как под властью КГБ. Она была права, это абсолютное КГБ. Если священник говорил, что хочет забрать твоего ребенка, ты должен был отдать ему дитя и не задавать вопросов. Так что получалась такая жуткая комбинация: люди не задавали вопросов церкви, а церковь не задавала вопросов себе".


 

ФИЛЬМЫ
 Хит-Парад
 Ближайшие релизы
 График выпуска  фильмов
 Новости
 Ролики
 Рецензии
 Архив новостей
 Саундтреки
В НАЧАЛО
E-MAIL
LINKS
РЕЦЕНЗИИ
 Код доступа "Кейптаун"
 Дж. Эдгар
 Охотники за головами
СТАТЬИ
 РЭД
 Копы в глубоком запасе
 Уолл-стрит 2
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 Вин Дизель
 Джоди Фостер
 Мишель Пфайффер
РОЛИКИ
 Миссия невыполнима 4
 Ледниковый период 4
 Живая сталь
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Поиск по сайту: